Как раньше назывался город бишкек. Отдых в бишкеке


Бишкек произвел на меня исключительно приятное впечатление. В этом городе жизнь просто бурлит. Мне довелось здесь прожить полтора месяца, отправили по работе в командировку.

Кстати, Бишкек переводится, как «Мешалка для взбивания кумыса» , очень странное название для города.

Бишкек находится в Киргизии

Когда этот горд входил в состав СССР, то назывался он Фрунзе . Недалеко от этого города есть горы Тянь-Шань . Эти горы считаются одними из самых высокими в мире.

Этот город является одним из самых чистых городов в Азии . Здесь действительно можно дышать полными легкими.

Город этот немаленький и здесь проживает более восьмидесяти национальностей.

В Бишкеке хорошо развита транспортная система . Тут есть и такси, и автобусы, и маршрутки, и троллейбусы. Но вот метро и трамваев здесь нет.


Достопримечательности Бишкека

Конечно же, у меня было время побродить по городу и посмотреть различные интересные места и достопримечательности:

  • Парк Панфилова. Парк этот достаточно старый, но очень даже милый. Здесь много аттракционов для детей (многие эксплуатируются еще с советских времен). Находится он в самом центре города.
  • Площадь Ала-Тоо. Площадь достаточно большая, летом тут работают фонтаны , так что приятно по ней совершить променад.
  • Ошский базар. Очень колоритный базар. Находится он в западной части города. Здесь можно купить абсолютно все: и вещи, и фрукты с овощами, и различные сувениры, и даже бытовую технику. Да и цены тут вполне адекватные.
  • Ботанический сад. Это вполне чудесное место для летних прогулок . Содержится в достаточно приличном состоянии. Находится этот Ботанический сад недалеко от третьего микрорайона.

Еда в Бишкеке

Сразу хочется сказать, что цены на еду здесь достаточно невысокие , если сравнивать с российскими. Так поесть в приличном кафе можно и на двести рублей (уже перевела на наши деньги).


В этом городе просто куча заведений киргизской, азиатской, русской кухни. Также здесь очень много фастфудов. В них продают самсу, кебабы, лаваши (по типу нашей шаурмы).

Также в городе есть и пиццерии , но если честно, то европейскую и итальянскую еду здесь готовят не очень вкусно.

Бишкек (кирг. Бишкек) - столица Киргизии и крупнейший город страны. Основан на месте средневекового города Джуль. Составляет особую административную единицу и является городом республиканского подчинения. Старые названия - Джуль, Пишпек, Фрунзе (назван в честь М. В. Фрунзе).

Город расположен на севере Киргизии, в Чуйской долине, у предгорий Тянь-Шаня, в 40 км севернее Киргизского хребта на высоте 700-900 м над уровнем моря, в 25 км от границы с Казахстаном. Территория города составляет 127 км².

Название

По одной версии, название происходит от имени легендарного героя Бишкек-Батыра, жившего в этой местности в XVIII веке. По другой - от термина «бишкек», то есть дубинка, палица, палочка для перемешивания кумыса.

История

Дококандский период

Стоянки первобытных людей в районе современного Бишкека датируются V-IV тысячелетиями до н. э. Своим географическим положением город обязан Великому Шелковому пути. Восточная ветвь пути проходила через Чуйскую долину и здесь встречалась с другой дорогой, ведущей через Центральный Тянь-Шань. На перекрёстке этих путей располагался караван-сарай, принадлежавший кочевому тюркскому племени солто. На территории Бишкека в VII-XII вв. на месте города располагалось тюркское городище Джуль. К XVI веку окончательно прекратила существовать «шелковая дорога», исчезли города. Чуйская долина в междуречье Ала-Арчи и Аламедин стала зимним пастбищем племени солто, одного из сорока племен киргизов.

Кокандское правление

В 1825 году на территории современного города по приказу Мадали-хана была основана кокандская крепость Пишпек, размещавшая крупнейший гарнизон в Чуйской долине. Крепость стояла в центре путей кочевников с зимних пастбищ на летние и вдоль дороги на Иссык-Куль и Семиречье. В ней кокандцы собирали налог с караванов.

В составе царской России

Первое документальное упоминание о населённом пункте Пишпек даётся в книге «Описание Военных действий в Заилийском крае в 1860 году и журнал осады кокандской крепости Пишпек»:

Постоянно враждебные намъ замыслы Хокандцевъ, обнаруживавшіеся въ подстреканіи зачуйскихъ Киргизовъ къ хищническимъ вторженіямъ въ наши предѣлы, заставили корпуснаго командира Отдѣльнаго Сибирскаго Корпуса и генералъ-губернатора Западной Сибири, генерала отъ инфантеріи Гасфорда, представить на Высочайшее благоусмотрѣніе предположеніе объ экспедиціи за р. Чу для разоренія хокандскихъ крѣпостей Токмака и Пишпека. Крѣпости эти, бывшія грозою для Киргизовъ, кочующихъ внѣ нашихъ предѣловъ, служили главными пунктами, откуда распространялось на край вліяніе Хокандцевъ: въ нихъ содержался гарнизонъ изъ Хокандскихъ солдатъ, употребляемыхъ для сбора съ Киргизовъ зякета, для возбужденія ихъ противъ Русскихъ, и для подкрѣпленія хищническихъ партій небольшими отрядами.

Дважды (4 сентября 1860 года и 24 октября 1862 года) крепость была взята русскими войсками. В ноябре 1862 года крепость была разрушена, а на её месте двумя годами позже был установлен казачий пикет, затем здесь стал собираться базар. В 1868 году было основано селение Пишпек. 29 апреля 1878 года в связи с переводом в Пишпек центра Пишпекского уезда получил статус города (см. Семиреченская область).

В составе СССР

24 апреля 1924 в город прибывает чехословацкий кооператив «Интергельпо», фактически сделавший из Пишпека современный европейский город, по меркам того времени. С октября 1924 года становится административным центром Кара-Киргизской автономной области. С мая 1925 - административный центр Киргизской автономной области. 12 мая 1926 года Пишпек был переименован во Фрунзе в честь уроженца города, советского военачальника Михаила Фрунзе. С 1936 году Фрунзе - столица Киргизской Советской социалистической республики.

В 1938 году в городе Фрунзе были созданы 3 административных района: Пролетарский (ныне Ленинский), Первомайский и Свердловский. В 1962 году Пролетарский район города Фрунзе преобразован в Ленинский. В 1974 году образован Октябрьский городской район.

После обретения независимости

1 февраля 1991 года, по решению Верховного Совета Киргизской ССР, город переименован в Бишкек. 23 марта 2005 года в столице произошли события, связанные с Тюльпановой революцией, и 7 апреля 2010 - со второй революцией.

Городские символы

В лазуревом щите серебряный пояс, обременённый тремя лазуревыми лемехами в ряд. Сверху и снизу пояса по одной золотой пчеле. В вольной части герб Семиреченской области. Щит увенчан серебряною о трёх зубцах башенною короною и окружен двумя золотыми колосьями, соединёнными Александровской лентою.

Полное собрание законов Российской империи № 30174

Герб города Фрунзе был утверждён 22 сентября 1978 года городским Советом народных депутатов. Рисунок герба, созданный сотрудниками «Фрунзегорпроекта» Г. Мулявиным и А. Согоновым, победил на открытом конкурсе к 100-летию города. Цвета - белый, красный, ультрамариновый, зелёный, бронзовый. Существовал с 1978 по 1994 год. В 1991 году, после переименования города, надпись «Фрунзе» была заменена на «Бишкек».

Инициатива создания современного герба города Бишкек принадлежала бывшему мэру города Феликсу Кулову. Был выбран вариант, предоставленный графиком М. Асаналиевым и кандидатом философских наук С. Иптаровым.

Гербы города с 1908 года по настоящее время.

Архитектура

До революции

«План проектного расположения вновь предполагаемого города Пишпек» - города с застройками Европейского типа был утвержден 31 августа 1878 года. Уличная сетка разбивалась в шахматном порядке, благоприятствуя устройству арычной сети и естественной вентиляции улиц. Часть зданий в городе строились из дерева, однако большая часть делались из самана. Несмотря на полупустыню, горожане возводили сады. К началу ХХ века в Пишпеке было 40 немощёных улиц и 6 площадей.

Здание Президиума Верховного Совета КССР, 1936 г.

Первый этап строительства в Киргизии был связан с идеями конструктивизма, пришедшими в 1920-е годы. Тогда мало учитывались местные особенности. В конце 30-х годов в Бишкек приезжают профессиональные архитекторы. В годы войны здесь разместились эвакуированные предприятия, строились новые. В послевоенные годы градостроительство бурно развивается, появляются серии типовых проектов, внедряются сборные конструкции. Преобладают декоративизм и помпезность. Начиная со второй половины 50-х ведётся массовое строительство по типовым проектам. В 1970 году был утвержден новый генеральный план города.

Яркими примерами архитектуры того времени являются следующие здания:

  • Здание Фрунзенского горисполкома (сейчас мэрия города Бишкек)
  • Дом правительства Киргизской ССР
  • Гостиница Кыргызстан (сейчас отель «Хайятт»)
  • Дворец спорта
  • Театр оперы и балета
  • Политехнический техникум
  • Кинотеатр Манас

Бишкек сегодня

Город построен по ортогональному плану, что способствует его проветриванию горным воздухом. В Бишкеке - 938 улиц. Главные улицы города: проспект Манаса, проспект Чуй - ул. Ден Сяо Пина, улицы Абдрахманова, Алма-Атинская, Правды, Жибек жолу (шёлковый путь), Байтик Батыра (бывш. Советская) - Бакинская, Московская. На бульварах Эркиндик и Молодая Гвардия расположено множество детских площадок и летних кафе. Жилые районы расположены на юге: микрорайоны с 3 по 12, район «Асанбай»; на востоке: «Аламедин-1», «Восток-5»; на юго-востоке: «Кок-Жар», «Улан»; в центральной части - «Юг-2». Также ведётся активное строительство новых микрорайонов и отдельных многоэтажных жилых домов и торговых центров.

Сталинка и современное здание на ул. Фрунзе Нулевой километр в Бишкеке Строительство современных зданий возле Площади Победы

Бишкек - одна из тех "случайных столиц", что образовались на окраинах империи в ХХ веке. Говорят, давным-давно здесь стоял город Джуль на Великом Шёлковом пути. Более достоверно, что в 1825 году кокандский хан Мадали заложил две крепости на северо-восточной границе своих владений - Токмак и Пишпек. Последний в 1860-62 годах дважды взят русскими, после чего на руинах крепости обосновался казачий пикет (застава). Киргизы с южных гор и казахи северной степи встретили пришельцев благожелательно и принялись с ними торговать: к 1868 году пикет разросся до села, а в 1878 стал уездным городом Семиреченской области вместо разрушенного наводнением Токмака. К началу ХХ века Пишпек был самым маленьким из четырёх городов будущий Киргизии (6,7 тыс. жителей), но в 1924 году сюда пришла железная дорога, и Пишпек, два года спустя переименованный в Фрунзе, стал столицей киргизской автономии в СССР.

Фрунзе мне описывали как интеллигентный, в основном европейский город зелёных улиц и больших заводов. Глядя на нынешний Бишкек, в это поверить сложно. Как уездный город Семиречья, он слегка напоминает Алма-Ату: тот же советско-русско-кочевничий сплав, те же две речки с гор (Ала-Арча и Аламедин) и арыки вдоль улиц, та же "этно-советская" архитектура, такие же горы над южной окраиной, даже деление на "верх" и "низ"... вот только Бишкек относительно своих гор стоит ниже по склону! Как известно, в Алма-Ате цивильность и благополучие убывают сверху вниз, и вот если мысленно продолжить её ещё ниже - получится приблизительный образ Бишкека. Русские отсюда стремительно уезжают, киргизы - ещё стремительнее прибывают, и здешний "понаеханск" куда как хуже московского. Перестав быть Фрунзе, Бишкек вырос в полтора раза - с 625 до 875 тысяч только по официальным данным, а тут живёт где-то полтора миллиона. Но рост Бишкека бесконтролен, нищая вольница не способствует порядку, а потому город выглядит провинциальным и неустроенным. Как ни пытался я полюбить Бишкек, а не смог: думаю, не ошибусь, сказав, что это худшая из постсоветских столиц.

Однако столица есть столица, и о Бишкеке будет 6 постов - 3 про советский центр, один про Старый город, один про сопку Чон-Арык. Но начнём именно с "понаеханской" грани - базаров и вокзалов, благо транспортная система советского Фрунзе с аж шестью терминалами ("старые" и "новые" вокзалы, автовокзалы и аэропорты) действительно интересна.

Бишкек, в отличие от Алма-Аты, стоит всё-таки не на склоне, а в предгорьях, поэтому основная его ориентация - "горизонтальная": главные оси тянутся с запада на восток сквозь всю Чуйскую долину, нанизывая окрестные сёла. Собственно, таковых осей две, по разные стороны центра: на юге - железная дорога, а на севере - сквозной проспект Жибек-Жолу (Шёлковый путь), в прошлом Ташкентская улица (показательно, что другая экс-Ташкентская занимает аналогичное место в Алма-Ате). На последнем стоят два автовокзала - Новый Западный и Старый Восточный.

2.

Восточный действительно старый - редчайший пример автовокзала в сталинском стиле: прежде я видел такие лишь в и некоторых городах на шоссе Москва-Крым (Тула, Орёл). На самом деле сталианс тут сильно запоздалый - 1962 года. Ныне этот автовокзал служит внутриобластным (как в Алма-Ате восточный Саяхат), причём только по восточной половине Чуйской области. Мы ездили с него в Токмак, а внутрь зайти не сподобились - но как образец жанра он безусловно интересен:

3.

Западный (или Новый) автовокзал (расположением примерно соответствующий алматинскому автовокзалу "Сайран") в куда более ординарном здании 1970-х годов - это главный транспортный узел Северной Киргизии. Так как у подавляющего большинства местных маршруток и частников нет чёткого расписания и курсируют они по заполнению, от собственно автовокзала на несколько кварталов тянутся "лежбища": здесь - микроавтобусы в Каракол, там - минивэны в Чолпон-Ату, тут - частники в Нарын, а вот это - частники опять же в Каракол... Главные ворота столицы, это местная "площадь Трёх Вокзалов", и как говорят знающие люди - самое опасное для путешественника место Киргизии: если в целом по стране полиции мало и она не зловредная, здесь исправно практикуется всё то, чем "славится" Средняя Азия, только из-за отсутствия "законных оснований" вроде регистрации в 3-дневный срок - ещё более нагло.

4.

Раннее утро, в предрассветных сумерках мы с darkiya_v ждём заполнения машины в Чолпон-Ату. Между тем, по ходу повествования нам в ту сторону - далёкий флаг отмечает Ошский рынок:

5.

Представьте себе, что Черкизон находится в пешей досягаемости от Трёх Вокзалов - вот нечто подобное и представляет собой западная половина бишкекского центра. Главная "вертикальная" улица Кулиева отмечена высоковольткой:

6.

На самом деле это вполне себе исторический район Дунганской слободы: о дунганах, то есть китайцах-мусульманах (хуэй, в противоположность "обычным китайцам" хань), бежавших в Россию после Кульджинского восстания 1870-х годов, я уже рассказывал . В Пишпеке к концу 19 века их община была вторая по величине (около четрвети населения) после русской. Однако со временем дунгане покинули город и разошлись по окрестным сёлам, и сейчас здесь почти не живут.

7.

Когда-то здесь стояла дунганская мечеть, сгоревшая в Гражданскую войну - редкий и очень самобытный памятник, так как мечети они строили в китайской традиции - такие сохранились в и Караколе . От пишпекской же не осталось даже толковых фотографий, нынешняя Дунганская мечеть стоит где-то на севере города и внешне ничем не примечательна, но купол типовой киргизской мечети над грязными улочками Дунганки знаменует преемственность. Там, за этими трущобами и зеленью Ала-Арчинского кладбища - вполне цивильный городской центр:

8.

Между тем, мы вышли на Чуйский проспект - третья ось "запад-восток", главная улица центра, нанизывающая на себя главные площади, а на восточной окраине теряющаяся в промзоне. Парой кварталов западнее (правее относительно кадра) - Шлагбаум, фактически ещё одна автостанция (хотя и без здания-терминала), обслуживающая западную половину Чуйской области, и так как я квартировал в селе Садовом в 40 километрах западнее города, Шлагбаумом начинался и заканчивался каждый мой день в кыргызстанской столице. Впереди же, от Чуйского проспекта почти до железной дороги, простирается Ошский рынок:

9.

Женщины в длинных платьях на кадре выше не случайно - тут находится "лежбище" минивэнов на Джалал-Абад: рынок действительно Ошский - он сам себе автостанция, связующая со столицей Южную Киргизию. Дорога туда тяжёлая, порядка 500 километров по горам - для легковушки это 7-10 часов. "Лежбищ" тут несколько, ошские таксисты дежурят с другой стороны рынка, и почему-то берут чуть дешевле джалал-абадских. Но впрочем, Южная Киргизия - не самое дальнее место, куда отсюда можно уехать:

10.

А благополучно вернувшись из страны, где много денег и тебе не рады - купить какую-нибудь красивую штуку в родной дом:

11.

Вообще, купить тут можно практически что угодно: одежда и мебель, книги и автозапчасти, бытовая техника и сувениры, снаряга хоть для альпиниста, хоть для конника-чабана, стройматериалы и элементы юрт... Самые интересные прилавки я показывал - но не стоит думать, что у базара какой-то этнический уклон - нет, на 9/10 это самый обычный рынок, просто запредельно большой. Собственно Ош-базар - в корпусах позднесоветской постройки:

12.

Здесь я единственный раз в Киргизии поимел дело с милицией. Интересу ради решил углубиться в базар, и тут навстречу двое товарищей в форме. Конечно, не заметить меня они не могли:
-Мужчина! Ваши документы?
Досматривать меня повели как раз в этот красный контейнер - у них там гнездо. Я в принципе был спокоен - денег при мне было немного, "фотографии стратегических объектов" их вряд ли могли бы заинтересовать, да и в конце концов я знал, кому звонить в случае эксцессов: Света из Садового, у которой я вписывался, всех знает, а кого не знает - того уболтает, и к тому же в этот момент (как я узнал вечером) тоже была на рынке. Однако всё решилось проще: полицейские задали дежурный вопрос "И как вам в Кыргызстане?" - и дальше я перехватил инициативу, задействовав все свои ораторские способности: минут на пять толкнул довольно складную речь о том, где был, как мне в Киргизии понравилось и - главный упор - что у вас тут такие люди хорошие, такая страна свободная, никто меня тут не обижал, ни разу ещё никаких неприятностей не было, не то что в соседнем Казахстане... Копы заслушались, и видимо не захотели стать первыми киргизами, которые меня обидят, уподобившись казахам, поэтому даже толком не досмотрев, отпустили с миром. В общем, из трёх стычек с полицией в ту двухмесячную поездку (ещё на вокзалах и ) эта была самой забавной.
Покинув контейнер, я решил по базару уже не ходить (да и менты намекнули, что мне как явно неместному там может быть небезопасно) и пошёл по той же улице дальше на юг. Вот эта грязная канава - ни что иное, как Ала-Арча, местный аналог Большой Алматинки (а вместо Малой - речка Аламедин, протекающая восточнее центра). Горные реки питаются талым снегом, и потому в сентябре-октябре практически высыхают, зато по весне тут будет мощный прохладный поток:

13.

Баки в перспективе русла - местный пивзавод, причём слышал, пиво тут неплохое (сам не пробовал, и вообще пиво не люблю). Рынок сменяет прижелезнодорожная промзона, и с другой стороны видны мясокомбинат и завод сельхозтехники имени Фрунзе - не знаю, работают ли они. Машины на переднем плане же - лежбище ошских такси, с которыми я договорился забрать нас утром прямо из Садового и добросить до Джалал-Абада:

14.

Промзона по-кыргызстански:

15.

Там дальше есть ещё Бишкекский машиностроительный завод, эвакуированный в 1941 году из (который собственно и был основан в 1787 году вместе с "первоначальным" заводом) и вроде бы ещё работающий. Но до него я не дошёл, увидев лишь какие-то пекарни. Белый корпус, скорее всего, 1920-х годов: благополучно переживший революцию модерн - главная "изюминка" бишкекской архитектуры.

16.

Ну вот и железная дорога. О её печальной судьбе я уже писал в - железнодорожная сеть республики оказалась разорвана на несколько небольших линий, заходящих в неё из Казахстана и Узбекистана. Тем не менее, эта линия, от Турксиба на Иссык-Куль - самая крупная, и по ней даже проходит 2-3 пары пассажирских поездов в день (дизель на Мерке, дальние на Москву и, не ежедневно, Новокузнецк и Екатеринбург). В этой же промзоне - депо и единственный в Киргизии локомотиворемонтный завод, на который через 6 (!) границ приходится гонять технику с Юга.
Однако именно эта дорога, по сути вторая ветвь Турксиба от казахстанской станции Мерке, и начала превращение уездного Пишпека в азиатскую столицу.

17.

Пассажирский станций в Бишкеке также две, и место, к которому я вышел, находится между ними. Тремя километрами восточнее - центральная станция Бишкек-2, к которой я ходил в другой день и в другое время: к нему ведёт бульвар Эркиндик (Свободы) почти от главной площади, о котором я сделаю ещё отдельный пост - за спиной у меня остался конный памятник Фрунзе. Вокзал построен в 1930-38 годах, и совершенно не классицифицируется по стилю - не конструктивизм, не сталианс... а как будто бы такой совсем уж запоздалый модерн:

18.

Обратите внимание, как тихо и пусто на площади, и эти такси скорее всего ждут сотрудников вокзала - общественный транспорт сюда если и ходит, то крайне редко. Заброшена даже привокзальная гостиница - вот эта сталинка за забором, ожидающая сноса. Помимо четырёх вышеупомянутых "западных" поездов, есть ещё два восточных - круглогодичный дизель в Токмак (вроде бы дважды в день) и летний - в Балыкчи на Иссык-Куле. Кстати, КирЖД работает по московскому времени!

19.

Интерьер. Залы ожидания оказались закрыты, а в центральном зале очень красивый потолок:

20.

Со стороны путей фасад можно снять только вблизи - иначе мешают деревья. Прибывающих поездом встречает орёл. В принципе в Москве я не раз видел людей, берующих билет до Бишкека, то есть наверное в момент прибытия и отправления поезда тут всё меняется.

21.

Но парадоксальным образом, большую часть времени киргизские вокзалы - это тишь да гладь. К слову, тут дежурил мент, но на меня не обратил никакого внимания.

22.

Если же от того переезда с кадров №16-17 пройти полтора километра на запад (что я и, собственно, сделал) - можно выйти к станции Бишкек-1, в народе известной как Старый вокзал... да и то лишь жителям окрестных районов, в остальном городе это место в принципе как вокзал не воспринимают. Между тем, памятник интереснейший - при всей дореволюционности своих форм, он был построен в 1924 году, видимо как "времянка" до постройки Бишкека-2.

23.

Вид со стороны путей - сейчас тут поезд останавливается ровно дважды в сутки (дизель Бишкек-Мерке), а в остальное время та же пустота, чистота и уют, столь непривычные в Бишкеке. Рядом, правда, какое-то крупное "гнездо ментов", и людям в форме я старался на глаза не попадаться: второстепенные тихие станции в крупных городах - одно из любимых мест для "ловли злоумышленников" (с реабилитацией после небольшого "штрафа").

24.

В зале ожидания же самое классное - цветная плитка пола, сделанная ещё в 1914 году в Варшаве... как странно тут это звучит:

25.

Причём хорошо видно, что она досталась советской власти едва ли не случайно и большинство фигур на полу явно "лепились из того что было":

26.

Окрестный район по сей день известен как Пишпек - это название оставалось за станцией до 1991 года, в то время как нынешний Бишкек-2 был собственно станцией Фрунзе. У вокзала скверик, в скверике традиционный обелиск Великой Отечественной:

27.

Рядом небольшой Клуб железнодорожников:

28.

По окрестным дворам стоят путейские дома характерной архитектуры. Даже интересно - это просто дореволюционные проекты реализовали в 1920-х, или всё же проектировали с нуля, но в старом стиле?

29.

Похожий "путейский городок" есть в , куда железная дорога пришла тоже в 1920-е годы - там правда старый вокзал не сохранился, но ДК ЖД гораздо крупнее и красивее.

30.

А сами дворы вокруг Бишкека-1 тихи, уютны и в основном русскоязычны. Соотношение русских и киргизов (60% и 25%) во Фрунзе и Бишкеке поменялось на противоположное, и у меня такое чувство, что эти кварталы у станции - маленький Остров Фрунзе.

31.

Ещё тут есть довольно опрятный парк железнодоржников, где я посидел на лавочке и передохнул, возможно ещё какие-то дома в стиле "советского модерна" и промзона неясного возраста:

32.

А прилегающий с юга район лучше всего смотрится вертикально сверху: Бишкек-1 виден в левом верхнем углу. Грандиозных размеров ипподром (850м в длину) был, по рассказам Светы, одним из лучших в СССР, но в общем и у киргизов без дела не простаивает - национальных видов конного спорта у них очень много, взять хоть упомянутое в прошлой части "козлодрание". А рядом с ипподромом - Рабочий городок: так этот район отмечен на всех картах, но никакой информации о его происхождении мне найти не удалось:

33.

Однако, судя по планировке, это ни что иное, как "город-сад " 1920-х годов: популярная в те годы концепция создания идеальной городской среды, зародившаяся ещё до Первой Мировой войны в Англии. Налицо все признаки: круговая планировка (диаметр 1400м), 2 главных диаметра и ещё два радиуса, круглая площадь в центре да малоэтажная застройка. К таким городам-садам относится московский Сокол, калининградский ... Так и оказалось: первым же комментарием igor_alla дал мне наводку на исторический материал : если вкратце, Фрунзе 1920-х годов поднимали энтузиасты из Чехословакии, прибывшие сюда в количестве около двух тысяч человек и организовавшие кооператив "Интергельпо" ("Взаимопомщь"), причём название его было не чешским или латинским, а на искуственном языке эсперанто. Интергельпо посещал Юлиус Фучик, а несколько лет раннего детства провёл Александр Дубчек, впоследствии вошедший в историю как лидер "Пражской весны". "Интергельпо" построило важнейшие заводы и общественные здания довоенного города, и Рабочий городок был лишь одним из его проектов.
У одного из входов здание, в котором мне страшно хотелось увидеть недобитый конструктивизм... хотя конечно это крайне маловероятно.

34.

И в общем в Рабочем городке меня ждало тотальное разочарование: город-сад ныне скорее город-пустырь - грязные улицы без асфальта, высокие заборы, совершенно невзрачные дома и заросшая, загаженная центральная площадь. Если не знать, как это выглядит сверху - заподозрить что-то интересное здесь очень маловероятно. Мне же запомнились лишь узкие боковые улочки:

35.

В общем, я поймал маршрутку и поехал наверх. Маршрутка привезла меня в довольно приличный район - просторный и в основном новостроечный. Оттуда же был снят и вводный кадр - Тянь-Шань совсем рядом. Здесь же огромное здание Центра охраны детства и материнства, обилие машин и людей вокруг которого наглядно свидетельствует о положительном балансе рождаемости. Но самое интересное другое - всё это ни что иное, как постепенно застраиваемый Старый аэропорт:

36.

Следующей маршруткой я выехал на проспект Мира (Тынчтык) - главную в Бишкеке "вертикальную" ось. Тут тоже в принципе довольно тихо и относительно цивильно, а в улицах появляется ощутимый уклон - то есть (относительно ближайших гор, а не уровня моря) Бишкек здесь подходит к тем же высотам, на которых стоит Нижняя Алма-Ата.

37.

Чуть выше направо отходит безымянная улица среди новостроек - у её начала типовой для этих краёв конный памятник некоему Кочурбай-батыру (ничего о нём не нашёл), а в перспективе просматривается явно сталинская башенка и небольшой памятник кому-то из советских лётчиков (так как таблички нет, точнее сказать не могу):

38.

42.

Основу его составаляют, как водится, маршрутки - причём не убитые "газельки" и списанные автобусы из Кореи и Японии, а "Мерседесы" и "Форды". Нет здесь и столь характерных для соседнего Казахстана зазывал. Но, как и в Кишинёве, микроавтобусы тут со стоячими местами - только если в кишинёвских маршрутках отсутствует правый ряд кресел, то в бишкекских площадка расчищена за счёт нескольких передних рядов. И в принципе, после этих двух городов "маршрутки со стоячими местами" у меня стали плотно ассоциироваться с крайней бедностью страны.

43.

Тем не менее, муниципальный транспорт в Бишкеке тоже есть: иногда мне на глаза попадались китайские автобусы Yaxing (такой современный аналог ПАЗиков), и довольно часто на центральных улицах можно встретить троллейбус , существующий в Бишкеке с 1951 года. Вроде бы некоторое время назад он закрывался, но потом внезапно ожил, и сейчас чувствует себя неплохо - 8 маршрутов, около 200 машин, как советских, так и свежезакупленных. Правда, проехаться на троллейбусе как-то не задалось...
Осенью проезд в маршрутках стоил 10 сом (7 рублей), в муниципальном транспорте - 7 сом (5 рублей), то есть чуть дешевле, чем в Кишинёве. Теоретически, есть проект в 2020 году построить тут лёгкое метро из двух линий, но как-то мне в него не верится...

44.

А в основном Бишкек застроен примерно такими домами - столь характерные для Средней Азии многоэтажки 1970-80-х, при этом достаточно живописные:

45.

А часто ещё и с этническими мотивами:

46.

Вообще, довольно странно - чем менее развитая была ССР, тем красивее в ней строили в позднесоветское время - пока (а я объехал только половину республик) впечатление такое:

47.


Но едва ли не большую площадь, чем микрорайоны и центр, в Бишкеке занимает частный сектор довольно неприглядного вида. Где-то слышал оборот "глиняный пояс шахида" - по окраинам и на пустырях огромными темпами идёт стихийное строительство, особенно ускорявшееся после каждой из двух революций. В основном за счёт обитателей этих домов Бишкек и вырос почти до миллиона, ну а что это за люди и как они себя ведут в случае беспорядков - думаю, пояснять не надо... (дежурное - ну не все, конечно, навеняка большинство здешних жителей - адекватные и незлобные люди, но процент агрессивного быдла всё же несколько выше, чем в среднем по городу).

48.

На одной из низших точек Бишкека - рынок "Дордой", размерами (если судить по карте) превосходящий Ош-базар примерно вдвое - говорят, он уже давно оставил позади все базары Ташкента и Ферганской долины, и стал крупнейшим рынком на всём постсоветском пространстве. И "Дордой", и Глиняный пояс мы видели лишь из окна маршруток:

49.

Ну а последняя деталь бишкекского пейзажа - это ТЭЦ , стоящая на восточной окраине у железной дороги. Пущенная в 1961 году и с тех пор не раз расширявшаяся (правда, только в советское время), она примечательна своей 300-метровой, явно сейсмоустойчивой главной трубой (1989). В Средней Азии вообще хватает сверх-высоких труб (в так и вовсе высочайшая в мире!), построенных в 1980-е годы. Бишкекская труба - самая высокая в мире из расположенных в столицах государств (наряду с Варшавой, там тоже есть 300-метровая труба электростанции), и видна в городе реально из любой точки.. Бугор на заднем плане же - Чон-Арык, местный неокультуренный аналог . Вокруг столицы же, как видите, местность уютна и плодородна, орошаемая водами Большого Чуйского канала (1958-76), проходящего на северных окраинах прямо через город. Вот только долго ли эти поля и лесопосадки протянут под натиском раздувающейся столицы?

50.

Уууфф... На самом деле в этой части я показал самые неприглядыне стороны Бишкека - толчею базаров и автовокзалов, трущобы окраин и Рабочего городка, упадок железных дорог и расцвет стихийной торговли. В следующих трёх частях о куда более благовидных центральных районах - площади Ала-Тоо, "горизонтальном" Чуйском проспекте и "вертикальном" бульваре Эркиндык (все с окрестностями) соответственно.

КИРГИЗИЯ-2013
. Обзор поездки.. Реалии современности.
, живые и мёртвые.
Бишкек и Чуйская долина .
Вокзалы и базары.
Площадь Ала-Тоо.
Чуйский проспект.
Бульвар Эркиндык.
Шёлковый путь и Старый Пишпек..
Чон-Арык и виды города.
. Сёла Чуйской долины.
Токмак и Буранское городище. Древняя столица Восточного Туркестана.
Иссык-Куль
Дорога на Иссык-Куль. Боомское ущелье и Балыкчи (Рыбачье).
Вокруг Иссык-Куля. Деревни и пейзажи.
Чолпон-Ата. Иссык-Кульский курорт.
Каракол (Пржевальск). Старый город.
Каракол (Пржевальск). Общий колорит.
Пристань-Пржевальск.
Каракольское ущелье.
Ущелье Жеты-Огуз.
Тамга и Барскаонское ущелье.
Заоблачное плато Арабель.
Нарынская область .
Балыкчи - Нарын. Дорога через горы.
Чон-Туз и Араголь. Окрестности Кочкорки.
Нарын. Город на двух километрах.
Дорога на Таш-Рабат.
Таш-Рабат и .
Дорога Бишкек-Ош .
Северная половина.
Южная половина.
Базары Южной Киргизии.
Южная Киргизия .
Джалал-Абад, где лечился Иов.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Город.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Урановые рудники.
Арсланбоб. Кишлак и ореховый лес.
Арсланбоб. Горы и водопады.
Узген. Узбекистан в Киргизии.
Ош уездный и советский.
Ош восточный.
Ош. Вокруг Сулейман-горы.
Ош. Сулейман-гора.

У подножия белоснежных гор Кыргызского Ала-Тоо, на высоте 750 м над уровнем моря, в 25 км от границы с Казахстаном. Это душа и сердце республики в полном значении этого слова, ее политический, экономический, научный и культурный центр, главный транспортный узел.

Население города по данным на 2010 год составляет 846,5 тысяч жителей. В отличие от южных районов республики, высокий процент населения составляют русские и русскоязычные жители.

Бишкек по климатическим условиям занимает крайнее южное положение в континентальной области климата умеренных широт. Месячная продолжительность солнечного сияния наибольшая в июле - 322 часа, наименьшая в декабре - 126 часов. Климат в Бишкеке резко континентальный, среднегодовая температура воздуха +10,2°C. Самый холодный месяц в году - январь (-4°С), самый теплый - июль (+24,7°C). Средняя месячная относительная влажность возрастает от 44% в июне и июле до 74% - в марте. Через город протекают реки Ала-Арча, Аламедин и Большой Чуйский Канал.

Столица Киргизии является уникальным молодым городом уникальной и загадочной горной страны. Да, возможно здесь и нет древних или средневековых исторических памятников, но ведь это совершенно не является поводом того, чтобы считать этот город скучным и неинтересным. Нельзя же винить, к примеру, ребенка за то, что он еще маленький. Что касается Бишкека, то город был основан всего лишь в 1825 году, а это для истории не больше секунды. Поэтому, за неимением прошлого киргизская столица соответственно и не имеет памятников прошлого. Откуда же им взяться? И тем не менее, город достаточно интересен, красив и необычайно приветлив. А совершенно особые и неповторимые эмоции возникают при виде величественного и манящего хребта Кыргызского Алатау. Поэтому, находясь в городе, довольно сложно не поддаться искушению и не рвануть в горы при любой удобной возможности.

Индивидуальная черта города - это строгая планировка улиц, которые пересекаются только под прямым углом. Жители столицы всегда гордятся тем, что улицы эти густо засажены деревьями и кустарниками, что создает особый уют и живительную прохладу. Поэтому, недаром говорят, что Бишкек - один из самых зеленых городов мира.

Бишкек - центр национальной культуры Кыргызстана. Посетителям всегда рады музей Изобразительных Искусств, музей им. М.В. Фрунзе, театр Оперы и Балета, Русский и Кыргызский драматические театры, Бишкекский Городской Театр Драмы, здание государственной филармонии им. Т. Сатылганова и другие места для нескучного проведения досуга.

Наука и образование в столице представлены Национальной Академией Наук и большим количеством средних специальных и высших учебных заведений. Среди них - 18 университетов, 20 институтов, 9 академий, которые выпускают ежегодно до 5,5 тысяч квалифицированных специалистов.

Название
О названии города сотни лет ходили самые различные предания. По одной из версий, «Бишкек» - это имя местного богатыря, Бишкек-Баатыра, совершившего много полезного для простого народа, жил он здесь в 18 веке.

А вообще слово «Бишкек» с кыргызского означает «мешалка для взбивания кумыса (напиток, получаемый из кобыльего молока)».

Но, кроме того, по мнению некоторых историков и писателей, слово «Бишкек», означает «передняя, лицевая часть счастливой, прекрасной горы (горы Байтик), а также пятистенной крепости».

История города
Город Бишкек (а точнее территория, на которой расположен современный город) был известен еще с 7 века, как городище Джуль (Кузнечная крепость).
Однако только лишь в 1825 году на территории Чуйской долины была образована кокандская крепость Пишпек, в которой размещался крупнейший гарнизон. Два раза - 4 сентября 1860 года и 24 октября 1862 года - крепость была взята русскими войсками. В ноябре 1862 года она была разрушена, а на ее месте двумя годами позже был установлен казачий пикет, затем здесь стал собираться базар. Позднее, уже в апреле 1878 года в связи с переводом в Пишпек центра уезда, селение получило статус города.

С октября 1924 года город становится административным центром Кара-Киргизской автономной области, затем административным центром Киргизской автономной области. В 1926 году Пишпек был переименован во Фрунзе в честь уроженца города, советского военачальника. С 1936 года Фрунзе носил статус столицы Киргизской ССР. А уже после обретения независимости, 1 февраля 1991 года, по решению Верховного Совета Киргизии, город переименовали в Бишкек.

Туризм
Бишкек, являясь центром международного туризма в Кыргызстане, часто служит перевалочным пунктом и местом отдыха на пути к или и в то же время может предложить туристам большое количество достопримечательностей.

Главное и любимое место отдыха и прогулок гостей и туристов столицы - это центр Бишкека. Здесь сосредоточено большинство музеев, галерей, магазинов, парков, скверов, площадей, ресторанов и кафе. Кстати, Бишкек - единственный город в Средней Азии, где по сей день стоит памятник Ленину. Правда, сейчас он расположен не на главной площади, а за ней, но даже это уже является разительным отличием от других городов Среднеазиатского региона.

В городе имеется 20 национальных парков, 4 искусственных водоема, 6 плавательных бассейнов, 10 театров, 5 мемориальных музеев под открытым небом, 8 специализированных музеев, а также другие скверы культуры и отдыха.
Одним из таких объектов является дубовый парк, где всегда прохладно под густыми кронами деревьев, а пушистые резвые белки снуют по стволам, всматриваясь в лица отдыхающих в ожидании получить лакомство. Дубовый парк является своеобразным музеем скульптур под открытым небом. Выполненные в камне, металле и дереве скульптуры расположены здесь в одиночку и группами вдоль парковых аллей, дорожек, а некоторые просто среди деревьев на зелёных лужайках.

К дубовому парку прилегает так называемый «Бишкекский вернисаж» - галерея Эркиндик, где можно полюбоваться работой местных умельцев и художников.

За галереей открывается главная площадь страны - Ала-Тоо. Площадь Ала-Тоо таит в себе большой туристический потенциал - здесь расположен беломраморный Дом Правительства. Площадь украшают фонтаны, тут же сооружена сцена, где проводятся массовые концерты и дискотеки. Именно сюда в массе стекается народ во время праздников и гуляний. Проходят здесь также военные парады и демонстрации.

К достопримечательностям столицы можно отнести и музей искусств, в котором выставлены экспонаты киргизского народного искусства и современного русского и советского искусства. Некоторые картины и экспонаты пытаются объединить в себе киргизские образы и европейскую технику. Также здесь имеются экземпляры изящных традиционных киргизских настенных ковров (тушкиис, баштийкс) различных размеров.

В бишкекской Филармонии проходят концерты классической и современной западной музыки, а также концерты киргизской традиционной и популярной музыки. Филармония состоит из двух залов, больший из них обычно используется для концертов киргизской музыки и различных шоу.

Туристам магазины столицы могут предложить разнообразные сувениры и изделия народного творчества, произведенные в таких крупных организациях как «Кыял», НПО «Зенги-Баба», «Алтын-Бешик», «Шаарбек», которые постоянно проводят выставки и ярмарки сувениров и изделий декоративно-прикладного искусства на площадях города.

Также туристы здесь, в Бишкеке, не только смогут отдохнуть в юртах, познакомиться с прикладным искусством кочевого киргизского народа, набраться впечатлений о национальных обычаях, кулинарии, играх, попробовать блюда киргизской кухни, приобрести сувениры народных промыслов, но и получить информацию о туристических маршрутах по всей республике.
В Бишкеке, как и в любом другом среднеазиатском городе, одной из самых ярких достопримечательностей является восточный базар, где в любое время года в изобилии представлены щедрые дары земли и товары со всего мира, а также можно здесь полюбоваться красотой мечетей и православных соборов.

Достопримечательности окрестностей
Байтыкская долина - протянулась за прилавками, в которые упирается южная окраина города. Долина называется так в честь ее бывшего владельца - манапа киргизского племени орлто - Байтыка Канаева, в свое время способствовавшего добровольному вхождению Киргизии в состав России. Часть склонов долины засажена фисташкой, а другая находится в естественном состоянии. Здесь встречается очень много видов птиц. Юго-западнее ВДНХ Кыргызстана расположена гора Боз-Пельдек (1395 м), до которой можно добраться городскими автобусами. С ее вершины, словно план на бумаге, можно увидеть весь город.

«Ханские могилы» - киргизское кладбище, расположенное у южного подножия горы Боз-Пельдек. Здесь похоронен бывший властелин долины Байтык и его сын Узбек, над могилой которого возведена великолепная кованая решетчатая башня с куполом.

Государственный ботанический заказник Чон-Арык - расположен юго-восточнее города в урочище Беш-Кюнгей. Здесь строго охраняются такие растения, как шафран алатавский, ирис Колпаковского, юнона Кумакевича, несколько видов тюльпанов и другие. Богаты окрестности города минеральными источниками.

Месторождение торфяных лечебных грязей - расположено рядом с селом Камышановка. Лечебные грязи здесь используют для лечения органов опоры, периферической нервной системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, гинекологических заболеваний.

Фотографии:

Наша видеогалерея:

Другие достопримечательности Кыргызстана: В каком туре можно посмотреть Бишкек и др. достопримечательности Кыргызстана:

«Мешалка для взбивания кумыса» - именно так переводится название города Бишкек, столицы Киргизии, ее современного и исторического центра. Зеленый город - так называют его киргизы, не только из-за обилия вековых дубов и тополей, плотной тенью осеняющих оживленные бульвары, но и благодаря молодому духу и витающему в воздухе оптимизму киргизской столицы. Основанный в 7 в., Бишкек сегодня - на редкость юный и бурлящий жизнью город: здесь масса баров и диско, рядом с которыми органично сосуществуют традиционные чайханы, монументы независимости и скульптуры древних киргизских героев не мешают - наоборот, дополняют друг друга, а на улицах вперемешку шествуют вековые старцы в «калпаках» и цветастых халатах и старлетки с минимумом одежды. И кумыс, кстати, здесь найти гораздо проще, чем какой-нибудь заграничный «мохито».

Как добраться до Бишкека

Из Москвы в Бишкек легко добраться регулярными рейсами национального перевозчика «Авиакомпания Кыргызстан» и российских S7 и «Аэрофлота». Борта «Авиакомпании Кыргызстан» поднимаются в воздух 4 раза в неделю из московского Домодедово. «Аэрофлот» осуществляет один рейс ежедневно и два - в среду и пятницу из Шереметьево-F. Время в полете - около 4 часов. На крыльях S7 можно добраться до Бишкека только с промежуточной посадкой в Новосибирске.

Международный аэропорт Бишкека Манас расположен примерно в 30 км км от города. Добраться оттуда в центр киргизской столицы можно на такси за полчаса.

Поиск авиабилетов в Бишкек

Транспорт в городе

Передвигаться по Бишкеку удобнее всего на такси - они весьма недороги и в изобилии снуют по улицам столицы. Машину можно «поймать» на улице или в любое время суток заказать по телефонам 150, 152, 154, 156, 166, 182 или 188. Поездка в пределах города будет стоить 100-300 KGS в дневное время и 150-500 KGS ночью. В любом случае уточнить стоимость лучше заранее. Машину с водителем можно также нанять на весь день - это обойдется дешевле аналогичного сервиса в прокатных конторах. Рассчитывайте на 1500-2000 KGS в день.

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

С обретением независимости многие названия улиц в Бишкеке поменялись, поэтому, отправляясь по какому-либо адресу, лучше узнать и старое, и новое наименование, а еще лучше – использовать заметный ориентир.

Другой вариант - демократичные маршрутки на 9-14 мест, курсирующие по всем мало-мальски оживленным улицам. Правила их использования идентичны российским: махнуть рукой приближающейся машине, передать плату за проезд водителю (15-20 KGS, указывается в салоне) и громко озвучить пункт высадки.

Общественный транспорт Бишкека представлен автобусами и троллейбусами. Они работают с 5:30-6:00 до 21:00-21:30. Проезд стоит 8-10 KGS. Входить нужно через заднюю дверь, а выходить - через переднюю. Проезд оплачивается при выходе кондуктору.

Прогноз погоды

Cреднемесячная температура, °C днем и ночью

    январь

    февраль

    март

    апрель

  • июнь

    июль

    август

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

Карты Бишкека

Кухня и рестораны Бишкека

В Бишкеке масса заведений киргизской, азиатской, русской, персидской и прочих дружественных кухонь. Недорого перекусить можно в фастфудах, там подают киргизский аналог гамбургера: сэндвич с плоской котлеткой и всякой овощной и соусной всячиной. Другие варианты «быстрой еды» - самса, кебабы и разнообразные шашлыки. Разумеется, есть в киргизской столице и пиццерии-брассерии (а где их нет?) - там можно отведать интернациональной итальянской пиццы, пасты и прочих макарон, французских блинов-крепов и т. д. Чтобы основательно вкусить блюда национальной «высокой кухни», отправляйтесь в кафе «Лабиринт» (здесь подают вкусный «бешбармак»), кафе «Мазай» (разнообразные блюда из зайчатины), кафе «Астана» (шашлык из цыпленка и живая музыка по вечерам в уикэнд), чайхану «Джалалабад» и кафе «Файза». «Посидеть со вкусом» можно в помпезном Four Seasons - изысканные блюда европейской и азиатской кухонь, живая музыка и возможность пообедать на открытой террасе в теплое время года.

Освежиться в ходе прогулок по городу можно газированным напитком «шоро» на основе пшеничной муки - его продают постаканно с уличных лотков.

Популярные отели Бишкека

Шоппинг и магазины

Покупать киргизские сувениры стоит в знакомом нам по общему советскому прошлому ЦУМе - центральном универмаге киргизской столице на проспекте Чуй, 155. Здесь большой выбор местных поделок по приемлемым ценам. Другой популярный шоппинг-сайт Бишкека - шумный и колоритный базар Ош, на котором, кажется, можно купить даже самый диковинный товар. На рынке Дордой продают разнообразные бытовые товары, одежду и обувь, а на базаре Ак-Эмир можно купить свежие продукты местных фермеров: фрукты и овощи, кумыс и мягкие сыры, конскую колбасу и многое другое. Высококачественные изделия народных промыслов - «калпаки», войлочные ковры, предметы национального костюма - продаются в магазине Kyrgyz Style на улице Боконбаева, 133 и уютном бутике «Асахи» на проспекте Чуй, 136. Поклонников антиквариата обрадует настоящая пещера Аладдина на проспекте Манас, 47 - здесь собрано множество киргизских и азиатских древностей, а также знаковые вещи советской эпохи. За «живописью» стоит заглянуть в Asia Gallery, симпатичные и оригинальные глиняные изделия можно найти в арт-галерее «Саймалуу-Таш», а великолепная (и дорогая) вышивка представлена в арт-салоне «Тумар».

Гиды в Бишкеке

Развлечения и достопримечательности Бишкека

Современные достопримечательности Бишкека: центральная площадь Ала-Тоо и статуя Свободы «Эркиндик» в виде киргизки, держащей верхний элементы юрты «тюндюк», здание Парламента, Государственный флагшток (смена караула каждый час с 7:00 до 18:00), скульптурный комплекс «Манас», изображающий легендарного киргизского героя на верном коне в окружении супруги и советника, и монумент Победы.

Среди музеев города рекомендован к посещению Исторический музей - здесь можно увидеть найденные на раскопках многочисленные древние артефакты: наскальные рисунки городища Саймалуу-Таш, рунические надписи Таласа, предметы быта бронзового века и украшения кочевых племен начала нашей эры, старинные монеты. Особого внимания заслуживают этнографические коллекции: вышивка и национальные костюмы, богато украшенная конская упряжь, войлочные и шерстяные ковры, изделия из глины и соломы. В Музее изобразительных искусств можно вникнуть в тонкости установки и внутренней планировки традиционной юрты, увидеть национальные ковры «шырдаки» и другие изделия из войлока, а также насладиться живописными полотнами киргизских, узбекских и русских художников. Ностальгирующие по советской эпохе могут зайти в Музей Фрунзе и посетить Парк скульптуры с экспозицией на тему «Мир и труд».

В Музее изобразительных искусств можно вникнуть в тонкости установки и внутренней планировки традиционной юрты, а также увидеть национальные ковры «шырдаки».

Популярные парки Бишкека: «Дубовый парк» и Парк Панфилова, Парк Кемаля Ататюрка, проспект Эркиндик, засаженный дубами и серебристыми тополями, Бульвар Молодой Гвардии.

В окрестностях города стоит посетить природный парк «Байтыкская долина» и взойти на гору Боз-Пельдек, с которой открывается прекрасный вид на Бишкек. У южного склона горы расположено кладбище «Ханские могилы», где похоронен легендарный правитель долины. Обратите внимание на кованую башню с великолепным куполом. Увидеть редкие растения можно в ботаническом заказнике «Чон-Арык», а поправить здоровье - на месторождении торфяных грязей в селе Камышановка.