Дешевле ли авиабилеты в аэропорту. Секреты экономии: как найти дешевый авиабилет


МОСКВА, 24 авг — РИА Новости, Наталья Дембинская . В разгар летнего туристического сезона авиабилеты традиционно подскочили в цене — сказывается высокий спрос и стремление перевозчиков отыграть зимнее затишье. В Федеральной антимонопольной службе уверены: ценообразование российских авиакомпаний не прозрачное, а запутывать его помогают купленные за рубежом компьютерные системы. Они позволяют завышать цены на билеты, ориентируясь только на спрос, — и все это очень похоже на картельный сговор перевозчиков всего мира, опасается регулятор. О том, так ли это на самом деле, как авиакомпании и сайты-агрегаторы манипулируют ценой и как научиться "вылавливать" в интернете дешевые билеты — в материале РИА Новости.

ФАС против сейлз-роботов

То, что цена на товар в рыночной экономике определяется спросом, известно каждому, кто знаком с основами экономической теории. Как бы нам ни хотелось, но авиабилеты тут не исключение. Компании используют так называемых сейлз-роботов — системы, автоматизирующие процесс пересчета тарифов, что избавляет от необходимости делать это вручную. В самом их применении эксперты не видят ничего плохого.

"Во всем мире антимонопольное законодательство значительно жестче, чем у нас. Если бы были подозрения в каком-то сговоре и попытках монополизации, то уже давно и в других странах возникли бы претензии к этим автоматизированным системам", — считает Роман Гусаров, эксперт комитета по транспорту Госдумы, главный редактор портала Avia.ru.

Автоматизированные системы действительно выставляют тарифы в зависимости от спроса, и вся их работа подчинена, в общем-то, обычным рыночным законам спроса и предложения, отмечает он.

Секрет ранних продаж

Системы продаж билетов работают по определенному алгоритму: за два, три или четыре месяца, когда начинаются продажи на конкретный рейс, авиакомпания устанавливает минимальную цену. Она достанется тому, кто покупает заранее.

Начиная продавать билеты заблаговременно, перевозчики нередко предлагают их по вроде бы даже излишне низким ценам — часто меньше себестоимости. Этому также есть свое объяснение: нести расходы компания начинает задолго до выполнения рейса. Она оплачивает услуги аэропорта, покупает топливо — нужны средства на организацию рейса.

Таким образом, пассажиры, которым посчастливилось купить дешевые авиабилеты на раннем этапе продаж, фактически кредитуют авиакомпанию: ей выгоднее снизить стоимость, но не идти в банк за кредитом. Так поступают практически все классические перевозчики.

Салон наполовину пуст или полон

Обывателей часто волнует вопрос: почему, если накануне вылета в самолете много свободных мест, цена на билеты не только не снижается, но, наоборот, может вырасти в два, а то и в три раза?

Тут снова действуют чисто рыночные законы. Продав определенное количество билетов, компания корректирует цену вверх — и начинает работать в прибыль. Чтобы окупить рейс классической авиакомпании, нужно продать 60-70% кресел в экономклассе. Лоукост-перевозчику — практически 100%: он продает более дешевые билеты с расчетом на постоянную высокую загрузку.

Поэтому при хорошей загрузке авиакомпания никогда не будет снижать цены ближе к дате вылета.

Есть и еще одна причина, почему тарифы "последней минуты" всегда высоки: большинство клиентов, покупающих билеты в последний момент, — бизнес-путешественники.

Как правило, они могут позволить себе заплатить больше либо за них платит их работодатель. Это лишь один из простых примеров работы сложного и запутанного механизма управления доходностью авиакомпаний. Другая тактика заключается в том, что перевозчики могут вообще не предлагать самые низкие тарифы на ожидаемо популярных рейсах (за исключением субсидируемых рейсов, где действуют плоские тарифы).

Замена самолета

Тем не менее бывают и исключения, когда в последний момент цена внезапно может упасть: это происходит тогда, когда спрос оказался слишком высоким — больше, чем рассчитывала авиакомпания.

Например, продаются билеты на конкретный рейс. Самолет уже заполнился, осталось несколько очень дорогих билетов. Но авиакомпания видит: на рейс продолжают идти запросы, а продаж нет, и тогда она принимает решение — поставить на рейс в полтора раза более вместительный самолет. Что происходит? Сразу же образуется несколько десятков свободных авиабилетов.

"Когда перевозчик ставит более вместительный самолет, а до вылета остается не больше недели, эти билеты перестают быть последними. Билетов стало много — цена сразу пошла вниз", — объясняет эксперт авиарынка.

Хитрые агрегаторы

Популярные агрегаторы и онлайн-агентства по продаже авиабилетов нередко обвиняют в манипулировании ценой, чтобы заставить посетителя поскорее купить билет. Работает это так: пользователь ищет билет по какому-то направлению, и с каждым следующим заходом на сайт его цена немного увеличивается. Покупатель, опасаясь того, что цена будет расти и дальше, решает купить билет прямо сейчас.

"Осуществляя поиск в Skyscanner, пользователи видят цены от партнёров. Как метапоисковик, Skyscanner никак не влияет на ценообразование, а лишь подгружает все имеющиеся на данном маршруте тарифы и ранжирует их по цене", — рассказали представители популярного сервиса сравнения цен на авиабилеты.

Впрочем, эксперты не исключают, что различные системы онлайн-бронирований активно используют собираемые о пользователях данные, такие как местоположение, играет роль и устройство, с которого выполняется поиск. На основании всего этого делается вывод о платежеспособности клиента.

Таким образом, более платежеспособным, на взгляд системы, клиентам она показывает более высокий тариф, а тем, кто условно "победнее" — минимальный.

Что делать? Можно, например, использовать различные анонимайзеры, позволяющие заходить с IP-адресов разных стран, а затем сравнивать тарифы и выбирать наиболее выгодный.

"Кроме того, лучше заходить на эти сайты без авторизации. О зарегистрированных пользователях известно намного больше: личный кабинет сохраняет историю, с какой частотой и куда человек летает, по какой цене он уже брал билет. Зайдя анонимно, можно увидеть более низкие тарифы", — рекомендует Гусаров.

Туда-обратно — дешевле

Практика показывает: если покупать перелет туда-обратно у одной авиакомпании, цена каждого билета оказывается ниже, а если у разных перевозчиков — выше.

Так происходит потому, что любая авиакомпания заинтересована в том, чтобы два раза получить пассажира. Но когда, например, россиянин летит рейсом Москва — Берлин только в одном направлении, она понимает: он все равно полетит обратно, но уже ее конкурентом. Поэтому уже не хочет давать скидку. Такой подход практикуют абсолютно все авиакомпании в мире.

— Бронировать поездку заранее — гарантированный способ сэкономить. Кроме того, если придется сдавать возвратный билет, покупатель потеряет меньше денег, чем если бы купил его в последний момент.

— Путешествовать в противофазе. На праздники и каникулы билеты всегда дороже — из-за высокого спроса. Например, билеты на новогодние праздники: лучше их покупать не с 30 декабря по 10 января, а, например, с 7 по 15 января — экономия будет существенной.

— На высокий сезон (лето) билеты нужно приобретать минимум за два-три месяца, еще лучше — за полгода.

— Покупать на сайтах, а не у агрегаторов. Cайт авиакомпании с большей вероятностью покажет альтернативу: например, вечерний или ночной рейс по низким тарифам. Агрегатор может этого и не показать.

— Корректировать и смещать даты. Например, в среду билет может стоить 20 тыс рублей, а в четверг — уже 10 тысяч.

— Рассматривать альтернативные варианты с пересадкой, особенно если она короткая. Потратив два-три часа лишнего времени, можно сэкономить серьезную сумму денег.

Вне сомнения, тема лучшего времени для покупки авиабилета не нова и обсуждалась уже не раз. Однако с течением времени меняются и стратегии продаж авиакомпаний.

Возможно в конце рабочей недели больше всего хочется купить авиабилет и вырваться куда-нибудь, однако не совсем выгодно это делать, ведь именно ближе к пятнице авиабилеты обычно продаются дороже всего.

В среднем, авиабилеты, купленные в пятницу, на 13% дороже, чем купленные в воскресенье, согласно исследованию, проведённому на основе продаж билетов во всём мира за прошлый год целиком. В то время как отпуски чаще бронируются в выходные, бизнес-путешественникам свойственно покупать авиабилеты несколько дороже именно в конце рабочей недели.

Цены максимальны по пятницам. Авиабилеты со скидками обычно заканчиваются к пятнице и многие авиакомпании запускают новые распродажи и промо-авиабилеты на выходных, чтобы посмотреть, как они соотносятся с предложениями авиакомпаний-конкурентов. Таким образом, билеты по сниженным ценам уже все распродаются к концу недели, пока на выходные или в начале недели их не пополнят новыми спецпредложениями.

Охота за дешевыми авиабилетами - постоянное испытание для продвинутых путешественников. Иногда они наблюдают как цены падают, стоит им забронировать авиабилет, а иногда видят как цены растут, в то время как ожидаешь снижения. Исследование говорит о том, что в реальности не существует волшебного решения для поика самой лучшей цены кроме того, чтобы купить билеты заранее.

Насколько заранее покупается авиабилет имеет большое значение. Оптимальное время в среднем - около двух месяцев до отправления. Однако это время стоит увеличить для перелётов на большие расстояния. Межконтинентальные перелёты имеют тенденцию быть дешевле за 4-8 месяцев до даты вылета. Многие рейсы, продолжительностью более 8 часов, дешевле покупать даже за 7.5 месяцев до отправления.

Однако попытка поиска самой низкой цены может оказаться проигрышем в ценовой игре авиакомпаний. Авиакомпании обычно не начинают активно корректировать цены мест определённого авиарейса раньше чем за 3 месяца для внутренних перелётов и 3-6 месяцев для международных отправлений. Поэтому вероятность купить слишком рано невелика.

Вторник зачастую считают лучшим днём для покупки авиабилета со скидкой . Менеджеры, устанавливающие цены на билеты, выходят на работу в понедельник и изучают продажи, совершенные в выходные. Если недостаточное количество мест продано, организуются распродажи и новые цены вводятся в систему в понедельник ночью.

Две трети всех распродаж всё ещё поступают в онлайн-системы продажи авиабилетов в понедельник ночью и, обычно, длятся всего пару дней. Такие распродажи, однако, зачастую предлагают билеты с ограничениями и не для всех направлений.

Системы расчёта стоимости авиабилетов авиакомпаний определяют цену для каждого рейса и сравнивают её с ценами конкурентов. Если есть выигрыш по времи отправления или удобству пересадок, такие билеты имеют тенденцию быть дороже и наоборот. Система также учитывает популярность направления и корректирует цену в зависимости от укомплектованности рейса.

Времена, когда билеты можно было купить совсем дешёво непосредственно перед отправлением уже почти совсем прошли. Сейчас авиаперевозчикам удаётся заполнить рейсы на 90%, оставляя оставшиеся места дорогими для бизнес-туристов.

К сожалению, золотого правила для приобретения самых дешёвых авиабилетов нет. Известно лишь, что лучшее время для этого - выходные или начало недели, хотя есть некоторый шанс, особые удачливые путешественники могут поймать скидку в любой день. Для наибольшей экономии следует избегать поездок в страны в высокий сезон. Для большинства стран - это летние месяцы. Для путешествий по России высокой ценой на авиабилеты особенно выделяются майские праздники. Многие направления резко дорожают и на новогодние каникулы.

(Peter Greenberg). Он на основе личного опыта сформулировал несколько советов, касающихся дня и времени покупки авиабилетов, которые, возможно, помогут вам сэкономить пару десятков долларов.

Когда?

Обычно авиабилеты поступают в продажу за 330 суток до вылета. По мнению многих путешественников, лучше всего бронировать билеты за 8 недель до поездки – 2 месяца.

Гринберг считает, что оптимальный срок для покупки авиабилета – 45 дней . Шесть недель. И вот почему:

Ошибка номер один, которую совершают многие туристы, – это слишком раннее бронирование. Если ваша поездка не приходится на дни высокого пассажиропотока, например, Рождество, то шансов сэкономить гораздо больше, если покупать билеты за 45 дней (для внутренних перелетов) и 60 дней (для международных) до вылета.

За пределами 45-ти дневного окна, компьютерные программы авиакомпаний не могут рассчитать актуальную стоимость, а формируют её, ориентируясь на пассажиропоток прошлого года. Если год назад рейс был заполнен, значит, в этом году цена будет высокой. Но в этом году может произойти обвал цен (в Бангкоке волнения – люди не едут в Таиланд), таким образом, бронируя билеты более чем за 45 дней, вы рискуете переплатить за прошлогодние прогнозы.

Кроме того, Гринберг отмечает, как важно «играться» с датами вылета. Если у вас нет строгой привязки к определенному числу, то можно сэкономить весомую сумму денег. Питер советует летать в середине недели, когда большинство рейсов, кроме бизнес-направлений, практические пустые, а значит, билеты на них стоят дешево.

Во сколько?

Что касается идеального времени и дня недели для покупки авиабилета, то Гринберг называет – среду, час ночи .

Если вы хотите купить дешевые авиабилеты, то для этого есть свой час Х. Это среда, 1:00 (час ночи). Но важно следить за часовым поясом места, где находится авиакомпания – должен пройти ровно час с момента смены суток по их времени.

Почему именно ночь со вторника на среду? Гринберг объясняет: большинство авиакомпаний объявляют скидки на билеты в период с вечера воскресенья до вечера понедельника. А значит, у пассажиров есть сутки, чтобы выкупить их. Во вторник, в полночь, забронированные, но не выкупленные билеты вновь заносятся в компьютерные системы авиакомпаний.

Однако Питер Гринберг предупреждает: чтобы воспользоваться этой хитростью, следует позвонить перевозчику и забронировать билет по телефону, а не по Сети.

Еще больше об уловках авиакомпаний, а также сервисах по бронированию отелей, вы узнаете в статье редактора Лайфхакера Славы Баранского – .

Подпишитесь на уведомления авиакомпаний

Не забывайте мониторить сайты перевозчиков. Обычно распродажи устраивают в феврале - марте и октябре - ноябре. В такие периоды сервера могут лежать. Но немного терпения, и дешёвый билет у вас в кармане. А ещё некоторые авиакомпании предлагают присылать сообщения, если цена упадёт. Соглашайтесь, чтобы успеть купить нужный билет.

Подпишитесь на Telegram-каналы

Для поиска выгодных предложений используйте Telegram-каналы. Информация о скидках приходит в виде личного уведомления. Лучше подпишитесь сразу на несколько и мониторьте их, сравнивая цены. Вот три полезных канала с дешёвыми авиабилетами: «Самокатус», Travelradar и PassOnBoard.

И конечно, пользуйтесь агрегаторами дешёвых авиабилетов, такими как Aviasales , Skyscanner , Momondo , OneTwoTrip . Они не привязаны к конкретной авиакомпании, а сравнивают цены с разных сайтов и выдают вам оптимальный вариант. А ещё в этих поисковиках есть удобные графики и календари цен. С их помощью можно сдвинуть дату поездки и сэкономить значительную сумму.

У большинства таких поисковиков есть мобильные приложения.

2. Почистите куки и кеш

Если вы уже искали дешёвые авиабилеты, агрегатор или сайт авиакомпании запомнил и страну отправления, и примерную стоимость дороги. В итоге у вас может отображаться старая цена, даже если билеты подешевели. Кроме того, сайт будет торопить вас и уверять, что мест в самолёте почти не осталось. Даже если это совсем не так.

5. Покупайте билеты заранее

Выгоднее покупать билеты заранее. Обычно авиакомпании открывают продажу за 330 дней. Но, как показывает практика, самое оптимальное время бронирования - 50–60 дней до вылета.

Дело в том, что при старте продаж программа ориентируется на цены прошлого года, а затем спрос формирует стоимость и, как правило, она снижается. За пару месяцев до вылета бронирований не так много. А чем больше свободных мест в самолёте, тем ниже цена.

При покупке билета стоит учитывать в том числе и время суток. Большинство покупает билеты в середине дня. Так что бронируйте рейс глубокой ночью или ранним утром. Посетителей на агрегаторах не так много, спрос падает, цены начинают ползти вниз.

6. Держите документы под рукой

Постоянно имейте при себе паспортные данные. Не обязательно носить с собой загранпаспорт. Достаточно сделать фото необходимых страниц или выписать данные в заметки. Спецпредложения обычно приходят в самый неподходящий момент. И дешёвые билеты, скорее всего, не доживут до вечера. Так что при планировании путешествия будьте готовы забронировать билеты в любой момент. Ну и, конечно, не забудьте про деньги на банковской карте.

Цена билета напрямую зависит от потока туристов. В праздники, школьные каникулы и высокий сезон стоимость перелёта обычно растёт. Поэтому обязательно проверяйте цены на другие даты. Иногда вылет с разницей в пару недель обходится в несколько раз дешевле.

Так, в азиатские страны билет с вылетом в конце декабря почти в два раза дороже, чем в начале месяца.

И не брезгуйте путешествиями в межсезонье. Во-первых, это гораздо дешевле. Во-вторых, нет толп туристов и очередей в музеи. В Европу, например, все едут на новогодние каникулы. Гораздо выгоднее можно слетать туда в начале осени.

8. Покупайте билеты туда-обратно

Покупайте билеты сразу в обе стороны, не откладывайте на потом. Во-первых, при покупке билетов туда-обратно вы экономите около 20%. Во-вторых, помните: чем ближе вылет, тем дороже билет. Например, билеты Москва - Париж и обратно стоят 14 000 рублей, а если брать их по отдельности, переплатить придётся больше 2 000 рублей.

9. Не ограничивайтесь столицей

Если хотите попасть, например, во Францию, не обязательно лететь напрямую в Париж. Посмотрите билеты в соседние города: иногда попасть туда можно значительно дешевле, чем в столицу.

Дальше можно перемещаться на поездах, электричках, автобусах или самолётах. Только помните: за границей лучше бронировать билеты на междугородние поезда и автобусы заранее, как минимум за пару недель. Так будет дешевле. В Европе это можно сделать онлайн, через сайты перевозчиков.