Чернигов. Антониевы пещеры


Ежегодно посещают тысячи туристов и верующих со всех уголков мира. Кто-то приезжает сюда в поисках исцеления и ответов на молитвы, а кого-то захватывают тайны и легенды, которыми окутаны эти места. Создавался пещерный комплекс в течение 10–19 веков на территории , которые длительное время служили капищами древних славян и имели сакральный характер. Здесь располагалось святилище Перуна и росла роскошная священная дубовая роща. Именно благодаря ей это место имеет такое название. Ведь слово «болд» переводится как «дуб»

История пещерного комплекса

По преданию, в 1069 году Антоний Печерский, один из основателей , заложил монастырь Божьей Матери недалеко от этого места, при поддержке черниговского князя Святослава. Аскет собственноручно выкопал пещеру в толще Болдиных гор, где проводил время в молитвах и богослужениях. Именно эта первая пещера стала началом появления целого комплекса, который расширялся почти 9 веков. В нем расположились подземные кельи и молельни, некрополи, церкви. В средневековье пещеры защищали монахов и жителей окрестностей от вражеских нападений.

Интенсивное развитие пещерного монастыря Божьей матери, или просто Богородичного, продолжался до 1239 года, пока монголо-татарская орда не разрушила и не сожгла Чернигов. В начале 13 века построили новую каменную Ильинскую церковь. Однако в тогдашних летописях нет упоминаний о пещерном монастыре, а это может свидетельствовать, что он пришел в упадок. До середины 17 века религиозный центр находился в руинах. Здесь жило несколько монахов. Однако с 1649 года начались масштабные работы по реконструкции Ильинской и Борогодичной церкви, а также пещер. Продолжалось восстановление до конца 19 века.

Антониевы пещеры

Сегодня подземный монастырь имеет 350 метров в длину, глубина залегания помещений – от 2 до 12 метров. Комплекс расположен на четырех ярусах, размещенных друг над другом, однако исследованы лишь два из них. Все комнаты построены без особых укреплений, благодаря геологическим особенностям Болдиных гор. Состоит пещерная обитель из подземных церквей, келий и некрополей, соединенных между собой сетью галерей. На некоторых стенах сохранились средневековые граффити.

На втором ярусе расположены церкви Фодосия Тотемского, Николы Святоши и Антония Печерского, построенные в течение 18–19 веков. Стиль этих трех храмов очертаниями напоминает казацкое барокко. Стены выкрашены в белый цвет. Из-за высокой влажности здесь нет возможности устанавливать деревянные иконостасы, поэтому все декоративные элементы и иконы, а также царские врата выполнены из металла. К тому же, на одном из четырех ярусов найдена еще одна старинная церковь, построенная в 12 веке, и галерея с помещениями и погребальными нишами.

Во время раскопок 1970 года, по свидетельству Владимира Руденко, одного из членов археологической группы, когда он искал остатки свечей в храме Николы Святоши, у дверей появился человек в черной рясе, который впоследствии исчез. После того как исследователь не нашел ни одной свечи, возвращаясь к группе в полной темноте, он снова увидел монаха. По словам археолога, все выглядело вполне реально, однако существовал один нюанс – заметить кого-то во мраке, к тому же в черном, невозможно! В 1995 году свидетелями такого же паранормального явления стала целая группа посетителей. Биоэнергетики, которые впоследствии проводили здесь исследования, констатируют, что на этом месте действительно происходят всплески энергии, которые наука не может объяснить. Это дало основания предположить, что здесь лежит метеорит, который упал еще в давние времена.

Интересные явления происходят в коридорах подземной церкви Николы Святоши. Здесь иногда появляется газообразное облако беловатого цвета. На темном фоне формируются различные очертания, напоминающие контуры человеческой фигуры в рясе, лицо с бородой и тому подобное. При этом можно почувствовать запах аммиака.

Говорят, что все, кто попадают в пещеры, чувствуют влияние какой-то неведомой силы. У некоторых посетителей возникали ощущения легкости и счастья, исчезала подавленность, повышался жизненный тонус.

Как доехать

К Антониевым пещерам в Чернигове ездят несколько маршрутных такси, а именно №8 и №30. Выйти необходимо на станции «Холм Славы», а оттуда идти к , на территории которого и расположен памятник.

Обязательно прихватите с собой теплую одежду, так как температура в пещерах не превышает + 5°С.

История

Антониевы пещеры были основаны как пещерный христианский монастырь князем Святославом Ярославичем (1027-1076) и Антонием Печерским (в миру Антипа) (983-1073) - церковным деятелем Древней Руси, одним из основателей Киево-Печерского монастыря, уроженцем Любеча.

Монастырь первоначально назывался Богородичный (монастырь Божьей Матери). Летописец утверждает, что Антоний прибыл в Чернигов в 1069 году по приглашению князя Святослава Ярославича, после поражения восстания киевлян против князя Изяслава, спасаясь от гнева киевского князя Изяслава.

Пришедший в Чернигов Антоний искал покоя и хотел уйти в затворничество, но возле его обители, как произошло при основании Подземные хода Киево-Печерской лавры, вновь стали селиться иноки. В Чернигове Антоний "возлюби Болдыню гору " , начал строительство пещерного комплекса, который составил основу древнего Ильинского монастыря (смотрите Троицко-Ильинский монастырь). Антоний Печерский выкопал пещеру и с тех пор на Болдиных горах существует монастырь.

Как написано в Ипатьевской летописи: « И прислав Стьслав нощь поя Антония к Чернигову. Антоний же пришед к Чернигову и взлюби Болдину гору и ископав пещеру, и ту вселися, и есть монастырь святое Богородицы на Болдиных горах и до сих дни» .

Почему Антоний выбрал для основания монастыря Болдины горы ? Это место почиталось людьми еще в дохристианские времена. На Болдиных горах находилось большое древнее языческое капище бога Перуна, им приписывалась удивительная энергетика и сила, которую, посетив монастырь Антониевы пещеры , можно почувствовать и сегодня.

Очевидно, основание монастыря было тесно связано с соперничеством между двумя крупнейшими культурными и политическими центрами староукраинского государства - Киевом и Черниговом. В Киеве уже существовал и приобрел большую популярность Печерский монастырь. Черниговский князь Святослав, пытаясь противопоставить свою столицу "матери городов русских», с помощью Антония создал на Болдиных горах подобный храм.

С годами число монахов росло, росла и подземная обитель: иноки делали себе кельи и вырывали в толще земли ходы, обустраивали подземные храмы. Пещеру Антония раскапывали в разные стороны, появились довольно просторные подземные помещения и надземные сооружения. Со временем Антониевы пещеры превратились в большой монастырский комплекс.

До середины XII века монастырь стремительно развивался.

В 1072 году Антоний покидает Чернигов и благодаря улучшившимся политическим условиям снова возвращается в Киев в Печерский монастырь(где через год он умер в возрасте 90 лет), однако основанный им в Чернигове монастырь в течении последующих семи веков остался жить, увеличиваться, расширяться.

Вскоре после его ухода перед входом в Антониевы пещеры, при Святославе, была построена наземная одностолпная Ильинская церковь (сер. 12 в.), не имеющая аналогов в мире по времени и архитектуре.

В средневековый период пещеры служили для местных жителей убежища от нападения татар. В течение 11-18 столетий Антониевы пещеры многократно перестраивались и расширялись.

Интенсивное развитие Болдиногорського Богородичного монастыря продолжалось до 1239 года, когда Чернигов был разрушен монголо-татарами. Период упадка тянулся вплоть до XVII в., Когда осуществляется реконструкция монастыря.

Ее инициатором стал черниговский казачий полковник Степан Подобайло , за его средства и усилиями иеромонаха Зосиму Тишевичи и проводилось восстановление, которое продолжалось до конца XIX в. (по некоторым данным до начала XX века.) Вследствие этих реконструкций Антониевы пещеры приобрели современный вид. На соседней горе в XVII-XVIII вв. построен Троицко-Ильинский монастырь.

Архитектура

Вход в Антониевы пещеры. Фото нач. 20-го века

Богородичный монастырь был создан по примеру скальных православных монастырей, который состоял из многих подземных помещений (кельи для монахов, пещерные некрополи, подземные храмы). На территории пещерного комплекса сохранилась одна из наземных сооружений того времени - Ильинская церковь.

План-схема Антониевых пещер в Чернигове

Уникальный подземный архитектурно-пространственный комплекс общей протяженностью около 350 метров состоит из системы галерей,отдельных сооружений и помещений которые в четыре яруса пронизывают один из холмов Болдиных гор, трех подземных церквей и часовни, а так же двух, расположенных на разных уровнях подземных галерей: собственно Антониевых пещер, и так называемого «нижнего яруса», который никогда не упоминался ни в одном из письменных источников. И в этом его загадка. Но лишь одна из многих. Глубина залегания пещер колеблется от 2 до 12 метров относительно поверхности горы.

Древнейший ярус Антониевых пещер расположен на глубине 12 метров.

На втором ярусе помещаются церкви Антония и Феодосия (наибольшая по размерам, ее высота - 8,4 метра), на третьем - часовня с погребениями, на четвертом - церковь Николы Святоши и келья Антония Печерского.

Все подземные сооружения расположены на двух основных уровнях. Геологические условия позволяли строителям создавать помещение без дополнительных креплений и обеспечивать их долговечность. Этим объясняется наличие значительных участков древних галерей и подземных камер. На некоторых стенах сохранились позднесредневековые надписи-граффити, особенно на нижнем ярусе пещер. Этот участок имеет длину около 100 метров. Она сохранилась в грунтовом варианте за исключением трех метров у входа, которые укреплены кирпичом. В разные времена эта часть Антониевых пещер использовалась как жилой район или как подземный некрополь.

Еще один древний участок комплекса размещается на втором ярусе. Он состоит из галерей и помещений между церквями Феодосия Тотемского и Николы Святоши. Во время исследований была найдена древнерусская подземная церковь довольно крупных размеров (длина 12 м, ширина от 5 до 2 метров при высоте 3 м). Она была заброшена в древности и больше не восстанавливалась.

На юг вместе с ней, в направлении входа в Ильинской церкви, идет широкая галерея (высотой до 3 м), которая в свое время могла быть главным входом комплекса. В XVIII - XIX вв. были созданы три облицованные кирпичом подземные храмы. В архитектурном отношении наиболее интересный из них - храм Феодосия Тотемского. Его стены и своды выполнены в стиле украинского барокко (полуциркульные ниши, карнизы, полуколонны, арки, пилястры).

Церковь Феодосия Тотемского стала главным храмом подземного комплекса и большой подземной церковью в Левобережной Украине. Ее размеры впечатляют: высота в нартексе - 8,5 м, длина - 15,5 м. Церковь имеет хоры, устроенные позади кирпичного свода в северной части. Две другие подземные церкви монастыря - св. Антония Печерского (длина - 11,7 м, ширина - 4 м, высота - 4,5 м), и св. Николы Святоши (длина 12 м, наибольшая ширина - 2,32 м, высота - 2,68 м) имеют более простую архитектуру.

До нашего времени комплекс дошел в виде подземных ходов, келий и костниц (мест погребений монахов), в его составе три уникальных церкви: святого Антония, Николы Святоши, святого Феодосия Тотемского – самый большой подземный храм в стране.

Главными святынями монастыря считаются келья Антония, гробница с костями монахов, которых убили в 1239 году монголо-татары и старинный крест, находящийся здесь с момента основания. С этим крестом связаны леденящие душу истории: к нему привязывали одержимых бесом и оставляли в кромешной тьме до исцеления. А исцеления в монастырских подземельях действительно происходили и происходят в наши дни.

Попадая в подземную церковь Феодосия Тотемского, с высотой 8,4 м, просто теряется ощущение пребывания под землей, а все специалисты отмечают ее уникальные акустические особенности – идеальные для проведения концертов.

В пещерах круглый год держится постоянная температура +10 - +12 градусов по цельсию и почти 100 процентная влажность воздуха.

Большая влажность исключала возможность построить в пещерных церквях деревянные иконостасы. Они были заменены мурованимы стенами с металлическими иконами на них. Царские ворота были также сделаны из металла (сохранились в церквях Антония и Феодосия).

Исследования последних лет выявили доселе неизвестные части пещер и старинные надписи на них. На основании полученных материалов в 1980 году были начаты реставрационные работы.

Антониевы пещеры. Легенды и мифы

Конечно, за эти годы и о самом монастыре, и о его жителях, и о пещерах возникло множество легенд и преданий. Самой интересной кажется легенда о гигантском подземном ходе, который якобы тянется от Антониевых пещер и до самой Киево-Печерской Лавры. Кстати, некоторые коренные Черниговцем до сих пор в нее верят и с удовольствием рассказывают туристам.

Или еще одна: говорят, когда татары в XII веке захватили город и ворвались в монастырь, то те из них, которые бросились преследовать монахов в пещерах, исчезли без следа. Иногда можно услышать, что в пещерах до сих пор живет дух Монаха Антония, который пугает посетителей.

«Чудеса» в пещерах отмечались и сотрудниками заповедника и посетителями пещер. Интересно, что летом 1995 года некоего «монаха» видела в пещерах целая группа людей. Предпринимались и попытки специального научного изучения пещерных аномалий, но аппаратура, установленная в подземных помещениях «отказывалась работать и выдавала информацию», не поддающуюся научному объяснению.

К изучению происходящего привлекались различные специалисты, вплоть до экстрасенсов, каждый подходил к работе по-своему, но все были едины в одном: Антониевы пещеры оказывают влияние на человеческий организм. Речь идет не обязательно о галлюцинациях - это воздействие может проявляться в учащенном сердцебиении, «скачках» в давлении, ощущении беспричинного страха...

Антониевы пещеры. Фото

Антониевы пещеры. Видео

Антониевы пещеры. Наши дни

С 1967 г. Антониевы пещеры и другие сооружения Троицко-Ильинского монастыря входят в состав архитектурно-исторического заповедника «Чернигов Древний».

Чернигов. Антониевы пещеры.

В двух километрах от Вала находится еще одно примечательное место в Чернигове - древнее, до конца не изученное, вызывающее множество вопросов и недоумений. Это - Антониевы пещеры, - памятник подземной культовой архитектуры XI - XIX веков.
1

Идем по неширокой тропе между белыми акациями и крепкими дубами Болдиных гор, проходим старое кладбище... Тропинка обрывается... Нет... она резко спускается с холма... Мы тоже спускаемся, осторожно, "лесенкой", придерживаясь то за подвядшую от стоящей жары траву, то за землю, и... попадаем к месту, куда без малого тысячу лет назад пришел восьмидесятишестилетний путник - Антоний Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря.
2

Антоний покинул Киев в 1069 году после конфликта с киевским князем Изяславом, спасаясь от княжеского гнева, и прибыл в Чернигов по приглашению черниговского князя Святослава Ярославича.

Антоний искал покоя. Он выбрал место для уединения подальше от детинца, - у подножия одного из холмов Болдиных гор, - и выкопал там себе пещеру. Вскоре, возле его обители, как и в Киеве при основании Печерской лавры, стали селиться иноки, а пещера стала началом Богородичного, а затем, Троицко-Ильинского монастыря.

Через три года Антоний покинул свое пристанище в Чернигове и вернулся в Киев в Печерский монастырь.
После ухода Антония, перед входом в пещеры была построена наземная Ильинская церковь.

С годами число монахов росло, расширялась подземная черниговская обитель. Иноки делали в лесных суглинках кельи, вырывали в их толще ходы, обустраивали подземные храмы. Вокруг пещеры Антония появились довольно просторные подземные помещения, никак не связанные между собой. Только в XVIII веке между пещерами были "налажены сообщения" - галереи и переходы. К этому времени были построены и наземные сооружения. Так, в XVIII веке Антониевы пещеры превратились в большой Ильинский монастырь.
4

Тропа нас вывела к Ильинской церкви с колокольней, - единственном сохранившимся наземным сооружениям Ильинского монастыря..
5

Основанный Антонием монастырь в течение последующих веков то увеличивался и расширялся, - последние пещеры были вырыты в начале XX века, - то приходил в упадок, то вновь восстанавливался... В средневековый период пещеры служили для местных жителей убежищем от нападения татар, а в последующие годы - многократно перестраивались монахами. Последнее восстановление монастыря продолжалось до конца XIX в., а по некоторым данным - до начала XX века. Вследствие этих реконструкций, Антониевы пещеры приобрели современный вид... Но после революции подземный монастырь был покинут и пришел в упадок. И только начиная с 70-х годов прошлого века, когда монастырь стал частью архитектурного заповедника, он был вновь отреставрирован.

А теперь через Ильинскую церковь спустимся к пещерам. Глубина залегания пещер колеблется от 2 до 12 метров относительно поверхности горы. Древнейший ярус пещер расположен на глубине 12 метров. Но, прежде чем войти, рассмотрим план монастыря.

Общая протяженность подземного пещерного комплекса составляет 350 метров. Монастырь состоит из многочисленных келий для монахов, пещерных некрополей и погребальных камер, трех подземных храмов, часовни-костницы, галерей, коридоров-переходов и, отдельно, "нижнего яруса", который никогда не упоминался ни в одном из письменных источников. И в этом его загадка.

6

Подземные храмы были созданы в XVIII - XIX вв. Все они облицованные кирпичом, но каждый из них имеет свои особенности.
Церковь Антония Печерского, например, состоит из трех помещений: притвора, нефа и алтаря. Иконостасом в церкви служила кирпичная мурованная стена, на которой размещались металлические иконы и такие же царские врата. В центре алтаря - кирпичный престол. Такое устройство алтаря вызвано тем, что в пещерах очень высокая влажность, и использовать дерево было бессмысленно.

Алтарь церкви Антония Печерского. .
7

Если судить по архитектуре, то в этом отношении наиболее интересный храм Феодосия Тотемского (Феодосий Тотемский - основатель Спасо-Суморина монастыря на р. Тотьме под Вологдой). Стены и своды храма Феодосия Тотемского оформлены разнообразными декоративными украшениями - полуциркульными нишами, карнизами, полуколоннами, арками и пилястрами. А если еще учесть, что церковь Феодосия Тотемского самая большая из подземных церквей не только данного монастыря, но и Украины в целом, то даже, в какой-то момент, теряются свои собственные ощущения пребывания под землей. Общая длина храма - 16.5 м, максимальная высота - 8.4 м.

Фрагменты церкви Феодосия Тотемского
8

Алтарь и царские ворота.
9

Купол церкви Феодосия Тотемского.
10

Переход к часовне с гробницей.
11

Гробница с костями, в которой, по преданию, захоронены останки монахов, погибших во время монголо-татарского нашествия в 1239 году. Одно из наиболее почитаемых мест для паломников.
12


13

Переход между пещерами.
14

Так выглядела костница (кимитирия) монастыря в XII веке - помещение для хранения человеческих костей и черепов, вынутых из могил. Согласно древнему христианскому погребальному обряду, умершего сначала закапывали без гроба в обыкновенной яме, а потом, приблизительно через три года, останки вынимали и перемещали в костницу, где они и находились.
Этот обряд был позаимствован из Византии, практиковался в монастырях Киева и Чернигова, а потом был забыт. В настоящее время применяется иноками Пантелеймоновского монастыря на горе Афон в Греции.
15

Так она выглядит сейчас.

16

В черниговских Антониевых пещерах круглый год держится постоянная температура +10 - +12 градусов по Цельсию, и почти 100 процентная влажность воздуха.
17

О монастыре, его жителях и о пещерах в целом ходит много легенд и преданий. Говорят, что пещеры Чернигова подземным ходом связаны с Киево-Печерской Лаврой, а некоторые бабульки с удовольствием даже рассказывают "подробности", типа: "моя прабабушка подземным ходом ходила в Киевскую Лавру..."

Келья.
18

Или еще одна: говорят, когда татары в XII веке захватили город и ворвались в монастырь, то те из них, которые бросились преследовать монахов в пещерах, исчезли без следа, и что в пещерах до сих пор живет дух старца Антония...

19

В каждой легенде есть своя доля правды. Многие посетители, да и работники заповедника и по-правде видели светящийся "образ монаха". Ученые даже, на этот счет проводили исследования, но... аппаратура отказалась работать, и выдала данные, не подлежащие никакому анализу. Общее мнение ученых сводится к тому, что из почвы выделяется какой-то газ, который сгущается, перемещается, и может принимать форму человека. Но... почему тогда пахнет ладаном???

Нижний ярус. Сначала он был местом проживания монаха-отшельника. После расширения пещеры и до XVIII века использовался как пещерный некрополь.
20

Погребальные камеры.
21

22

Еще раз посмотрим на Ильинскую церковь, колокольню и вход в пещеры. Рядом с лестницей - деревянная скульптура Антония Печерского.
23

А на территории монастырского комплекса продолжаются археологические раскопки...

24

На этом можно было бы закончить рассказ об Антониевых пещерах и подземном монастыре, но... у истории имеется продолжение. Продолжение заключается в следующем: Антониевы пещеры, которые изначально использовались монахами для проживания и отправления обрядов, со временем стали объектом паломничества. И паломников было столько, что возникла необходимость в расширении монастыря. Учитывая обстоятельства, на соседней горе в XVII-XVIII вв. был построен Троицкий монастырь, который состоял из Троицкого собора, Введенской церкви с трапезной, монашеских келий, и еще ряда сооружений, и который соединялся с пещерами и Ильинской церковью галереей, проходившей через овраг и по склону горы. Позднее на территории монастыря была построена 58-метровая пятиярусная колокольня. По завершению строительства Троицкий монастырь был объединен с Ильинским и стал называться Троицко-Ильинским.
25

В настоящее время монастырь не действует, но собор открыт для прихожан.

Свято-Троицкий кафедральный собор Черниговской епархии Украинской Православной Церкви. Ранее входил в комплекс Троице-Ильинского монастыря.
26

В основу Троицкого Собора положен тип крестовокупольного храма. Стены строились с устройством ниш, больших фигурных окон, и декоративных трехугольных и полциркулярных небольших карнизов. Архитектор собора - талантливый вильнюсский зодчий Иоганн-Баптист Зауэр (Иван Баптист).
Троицкий собор считается одним из лучших храмов XVII в. на территории Приднепровья.
27

28

По фасаду - фигуры святых.
29

30

31

По монастырскому обычаю, к югу от собора ставили трапезную.
Трапезная с Введенской церковью (1677 – 1679 гг.).
32

Строительство сооружений монастырского комплекса продолжалось почти сто лет.

Последним сооружением стала колокольня, которая была завершена в 1775 году, и является образцом позднего барокко.

Высота колокольни вместе с крестом – 58 метров. Колокольня выглядит массивной, тяжеловесной, и
33

Даже, не специалисту в верхней ее части видна непропорциональность. Исследователи считают, что ее непропорционально маленькая верхушка является результатом неудачного восстановления. Но существует и другая версия: когда киевское церковное руководство увидело почти завершенное здание, оно запретило возводить его выше киевских колоколен – Лаврской (96 м) и Софиевской (75 м). Поэтому строителям пришлось пропустить один ярус.

Монументальная колокольня открыта для посещения. Всего 2 гривны, 195 ступеней, - и перед вами открываются лучшие панорамы Чернигова.
34

Часовенки на территории монастыря.
35

Святая вода.
36

У стен Троицкого собора похоронен баснописец Л. Глебов.
37

Купола...
38

Несмотря на то, что мы уже много достопримечательностей посмотрели в городе за полдня, до вечера еще оставалось достаточно времени, и после обеда в кафе и небольшлго отдыха в гостинице, мы пошли в еще один монастырь. Но об этом я расскажу в другой раз.

Нам как археологам посчастливилось участвовать в изучении пещер, входящих ныне в комплекс Черниговского архитектурно-исторического заповедника. С ними связаны интересные события. По давней традиции, создание Ильинского монастыря связывают с именем церковного деятеля XI века Антония Печерского. Пещеры, где располагалась эта обитель, находятся на юго-западной окраине Чернигова, в толще Болдиной горы. В отличие от горизонтальных пещер Киево-Печерской лавры они развернуты по вертикали и имеют четыре яруса-этажа.

Антоний родился в Черниговском княжестве в семье боярина. Принял монашество в Афонском монастыре, известном своими пещерами. Вернувшись на , основал Киево-Печерский монастырь, взяв за образец Афонскую обитель. Вскоре и монастырь на днепровском берегу и его основатель оказались в водовороте внутриполитической борьбы. Настоятель ловко маневрировал между соперничавшими и враждовавшими князьями, обещая то одному, то другому поддержку митрополита- .

Когда к подошли войска польского короля, которые позвал киевский князь Изяслав, Антонию пришлось спасаться бегством. Затем, когда во время восстания 1068 года Изяслава изгнали из Киева, Антоний поддержал его врага - Всеслава полоцкого. После поражения восстания, в ночь возвращения Изяслава в Киев, Антония увезли из города по распоряжению третьего князя - Святослава и доставили в Чернигов. Там он вырыл пещеру и основал новую обитель. «Повесть временных лет» дает основание полагать, что это - Болдиногорский, он же Елецкий монастырь.

Но вот перед нами книга чиновника А. ф. Шафонского «Черниговского наместничества топографическое описание», изданная в 1786 году. В ней и содержится утверждение, что Антоний был основателем Ильинского монастыря. Оказывается версия эта появилась именно тогда, и ее объяснение следует искать в политической ситуации того времени. Как раз в конце XVIII века на Украине вступил в силу указ о секуляризации церковного имущества. Со времени образования централизованного Российского государства цари не однократно пытались ограничить церковные землевладения. Становление дворянской монархии сопровождалось передачей поместий служилым дворянам, что истощало государственный земельный фонд и уменьшало экономическое значение крупнейшего феодала - царизма.

Церковь же имела не меньший экономический вес, а отчуждение земель от церкви обогащало царизм и превращало ее в послушное орудие самодержавия. Указ о секуляризации церковного имущества от 26 февраля 1764 года, например, перевел в особый разряд государственных (так называемых экономических) крестьян 992 тысячи крепостных мужского пола, и в Черниговском воеводстве после этого указа из 17 действующих монастырей осталось лишь четыре.

Ильинский монастырь, в то время называвшийся Троицким, по самым скромным подсчетам, владел девятью тысячами крепостных, двумя железорудными, двумя бумажными и другими заводами. Вот и возникла у церковных властей необходимость доказать, что «в силу особой святости места» этот монастырь закрывать нельзя. Так родилась легенда об основании Ильинского монастыря Антонием Печерским. При посещении Екатериной II Чернигова А. Ф. Шафонский преподнес ей свой труд, содержавший фальшивую версию. Но ссылки на «особую святость места» не помогли. Монастырь закрыли, а имущество передали в государственную казну, впрочем, под благовидным предлогом: здесь было решено открыть университет. Об университете, однако, вскоре забыли.

В действительности Ильинские пещеры возникли еще до пребывания Антония в Чернигове (1069-1072 гг.). Ильинская церковь выстроена не позже середины XII века на насыпной террасе, но возвести ее можно было лишь после длительной укладки грунта - в течение полутора-двух столетий. Более того, исследования позволяют отнести строительство Ильинского подземного комплекса к первой половине X века, то есть до официального введения христианства на Руси.

К подземной церкви в честь Феодосия Тотемского с востока примыкает самый нижний ярус пещер - «кладбище монахов» (ведь кельи становились и могилами их жильцов). Проходили столетия, останки обитателей тесных келий укладывали в тех же помещениях и засыпали землей, снятой со сводчатого потолка. Еще поколение - еще одно захоронение. Таким образом, галереи-камеры постепенно «всплывали» под землей, «поднимались» к поверхности.

Над одним из таких участков «кладбища монахов» находится подземная церковь в честь Николы Святоши. Полость для ее постройки образовалась на этом, более высоком уровне после обвала нижних, древних помещений. Здесь-то и расположена келья, которую монахи выдавали за жилье Антония. Лежанка в камере столь мала, что не позволит разместиться и пятилетнему ребенку. А время образования этой части пещер не более двух-трех веков назад, что тоже никак не сходится с церковной легендой.

Как известно, введение христианства на Руси сопровождалось отчаянным сопротивлением населения и кровопролитием. Чернигов тоже не составил исключения. Серебряных идолов успели спрятать - их закопали в крепостной вал, где они и были найдены в 1702 году. Силы киевского князя были неодолимы, и 30 августа 992 года вошло в летопись как день крещения черниговцев. Христианская подземная обитель была в этой схватке ножом, направленным в спину защитников города. Не случайно черниговцев окрестили именно напротив пещер. Много веков спустя церковным историкам, создавшим легенду об основании Ильинского монастыря Антонием, пришлось замалчивать эту роль Ильинской подземной обители в насаждении христианства.

P. S. Старинные летописи рассказывают: Читая о старинных черниговских пещерах, поневоле задумываешься, как же жили там люди много веков назад? Хотя может для жителей средневековья черниговские пещеры были все равно, что для современных людей комфортные дома в барвихе (как эти)? Ведь все относительно, не так ли?

Месторасположение:

Г. Чернигов, ул. Успенского, 33

Древний город Чернигов таит в себе немало интересного для жаждущих ярких впечатлений, однако самой загадочной и таинственной его достопримечательностью считаются основанные легендарным христианским святым Антониевы пещеры, которым уже практически тысяча лет.

Антониевы пещеры входят в состав Троицко-Ильинького монастыря, который является частью Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов Древний». Это удивительный четырехъярусный подземный комплекс – пещерный христианский монастырь, который в 1069 году, выкопав первую пещеру в толще Болдиных гор, основал сам Антоний Печерский, названный Русской церковью «начальником всех Российских монахов». Согласно летописи, после основания Киево-Печерской лавры «Антоний же пришед к Чернигову и взлюби Болдину гору и ископав пещеру, и ту вселися, и есть монастырь святое Богородицы на Болдиных горах и до сих дни». С тех самых пор обитель широко известна и о ней самой, как и о месте, в котором она была основана, ходит множество легенд.

Почему Антоний выбрал для основания монастыря Болдины горы? Это место почиталось людьми еще в дохристианские времена. На Болдиных горах находилось большое древнее языческое капище бога Перуна, им приписывалась удивительная энергетика и сила, которую, посетив монастырь Антониевы пещеры, можно почувствовать и сегодня.

Пришедший в Чернигов Антоний искал покоя и хотел уйти в затворничество, но возле его обители, как произошло при основании Киево-Печерской лавры, вновь стали селиться иноки. Благодаря покровительству черниговского князя Святослава, мечтавшего в своем соперничестве с Киевом одержать победу, до середины XII века монастырь стремительно развивался. В начале века возле входа в пещеры была возведена Ильинская церковь, она же встречает посетителей обители и в дни сегодняшние - это единственный в своем роде культовый памятник древнерусского зодчества домонгольского периода.

С годами число монахов росло, росла и подземная обитель: иноки делали себе кельи и вырывали в толще земли ходы, обустраивали подземные храмы. Со временем Антониевы пещеры превратились в большой монастырский комплекс, протяженность которого составляет порядка 350 метров. Развитие монастыря было приостановлено вторжением монголо-татар, и только в XVI веке обитель снова стала возрождаться, что продлилось до начала XX века.

До нашего времени комплекс дошел в виде подземных ходов, келий и костниц (мест погребений монахов), в его составе три уникальных церкви: святого Антония, Николы Святоши, святого Феодосия Тотемского – самый большой подземный храм в стране. Главными святынями монастыря считаются келья Антония и старинный крест, находящийся здесь с момента основания. С этим крестом связаны леденящие душу истории: к нему привязывали одержимых бесом и оставляли в кромешной тьме до исцеления. А исцеления в монастырских подземельях действительно происходили и происходят в наши дни.

Эти необъяснимые исцеления – одна из причин, по которым монастырь известен во всей Украине и за ее пределами, но лишь одна из многих. Среди других легенд, окутывающих Антониевы пещеры таинственностью, многочисленные свидетельства очевидцев аномальных явлений. Одни были заворожены здесь странным сиянием, другие – напуганы Черным монахом, который бродит по темным подземельям, третьи верят в то, что один из ходов ведет до самой Киево-Печерской лавры. Сильные энергетические скачки были зафиксированы даже учеными, которые в попытках объяснений смогли лишь предположить, что где-то под монастырем находится упавший в неизвестные времена метеорит. Тем не менее, даже леденящие кровь рассказы не пугают желающих побывать в этой древней достопримечательности Чернигова и побродить по мрачным, но святым подземельям.