Самостоятельное восхождение на монблан, описание маршрута. Информация для тех, кто думает о самостоятельной поездке на Эльбрус Расстояние между скалами пастухова и станцией гарабаши


На следующий день после вселения на приюте Мария (4100), ближе к обеду пошли на акклиматизационный выход к скалам Пастухова (4600-4800). Организм надо приучить к высоте, а также к медленному монотонному передвижению нижних конечностей, потому как хотьбой это назвать нельзя. Шли до верхней границы скал Пастухова часа три. Идти было легко, но очень, очень скучно. Три часа я говорил нецензурной лексикой, сдерживая себя от откровенной матерщины. В общем, тренировочный выход дал понять, что ничего веселого в восхождении нет... Наконец, когда в итоге забрались, присели, достали камеру и обернулись назад, то особых изменений пейзажа не заметили, с Приюта даже как-то уютней на горы глядеть.

Вид на Эльбрус со скал Пастухова. Отсюда до восточной вершины всего 1500 метров

Главный Кавказский хребет западнее Эльбруса. Там очень странные горы...

Ущелье Адыл-Су. Вдали высятся пятитысячники Безенги.

Сразу за хребтом начинается свобода и демократия, там нет кровавой гэбни и Путина, зато есть прикольный мужик, жующий галстук. Но дома как-то лучше.

Как-то особых скал замечено не было, камни одни, и пахнут они не очень. Хоть ручей и течет, но воду из него вылил, много мусора, особенного органического происхождения.

Путь от станции "Мир" до скал Пастухова на ладони.

Альпинисты спускаются. Один за другим. Как зимой в бору на лыжной прогулке.

Облачко зависло

Адылсу. Ледники Башкара и Гумачи. Левее перевал Койавганауш, его я проходил три года назад

Кавказ...

Ущелье Ирикчат и наша первая ночевка - последний островок леса на левом берегу

Нижняя часть поселка Терскол видна через ущелье Терскол. Где-то там среди крыш и ЭМБС, из окна номера в которой тоже виден Эльбрус

Горный узел с вершинами Чаткара, Ирикчат, Кезген, Мукал - популярное место

Альпинисты спускаются по тропе с косой полки

Олег прогулялся немного выше скал, а пошел на восток, в сторону Ачкерьялского лавового потока. но далеко не ушел - лед здесь уже не тот, чувствовались трещины в нем, одному ходить здесь нельзя.

Перевал Ирикчат, вершина Чаткара, перевал Субаши...

Под небом голубым

Вниз тоже тяжело идти

Парочка на прогулке

Привал. Почему от камней сильно каками пахнет, видимо народ предпочитает гадить в камнях, чем на леднике.

Посидели, отдохнули и домой. Никакого звона в ушах, тошноты и прочего. Просто усталость и легкая одышка, даже харкать и плеваться перестал.

Облако так и осталось висеть.

Первым со скал спустился Вадим, потому что взял с собой любимую, на ней он и съехал. Я ледянку забыл, а на сидушке ехалось плохо по подтаявшему снегу. На крыльце приюта Вадим же и встретил, вышел предупредить что в соседнюю комнату поселились русские и материться не надо. Громко больше не матерился, только очень тихо, а потом, когда Вадим накормил вкусной кашей, и вовсе перестал.

И примерно стало ясно, что нас ждет при подъеме на Эльбрус. Уже на следующее утро мы снова собирались в путь. Нам предстоял еще один тренировочный хайк, последний перед восхождением. На этот раз к скалам Пастухова. И если всё пойдёт по плану, то мы намеревались, достигнув их, попробовать подняться ещё выше.

Во время последнего ужина, вернувшись из похода к Приюту 11 , мы горячо обсуждали точку старта cледующего хайка. Коля настаивал на пешем подъёме из лагеря, ради большей нагрузки. А я предлагал добраться до Приюта 11 на ратраке (я ласково называл их маршрутками) и уже оттуда стартовать – так мы имели шанс подняться выше. Акклиматизация важнее – таков был главный аргумент. В итоге команда с моими доводами всё же согласилась.

Парковка "маршруток" расположена совсем близко от "бочек" ("бочками" - условно называют все лагеря альпинистов расположенные в месте Гара-Баши на высоте около 3700 метров), и мы добрались до нее менее чем за 5 минут. Загрузились в ратрак, передали по 500 рублей за проезд и поехали.

Наш лагерь оставался внизу, а ратрак двигался вверх по горе, словно гигантский паук по паутине. Мы понимали, что ратракщики – люди опытные, давно изучили все маршруты и знают, где можно ехать, а где нет. Но все же время от времени при виде огромных трещин внизу становилось не по себе, и по коже толпами начинали бегали мурашки.))

Вчерашний полуторачасовой подъём мы преодолели на ратраке за 10 минут. Но если вчера шли совсем налегке, то сегодня оделись уже гораздо теплее: в горах чем выше - тем холодней.
Разгружаемся у Приюта одиннадцати и – в гору на своих двоих.

После вчерашней "лёгкой" прогулки нашим уставшим телам удалось восстановиться благодаря чилийскому полусладкому хорошему сну, и мы всей командой теперь шли бодрячком. В одну линию по-армейски. Светило яркое солнце, и у меня было ощущение, будто я тёплым мартовским утром вышел погулять в какой-нибудь московский парк.

Первый привал сделали через полтора часа, на половине пути к скалам Пастухова.

Когда светит солнце и на небе ни облачка, то смотришь на вершину и думаешь: ну а что тут идти. Даже седловина Эльбруса - площадка между двумя вершинами - кажется совсем близкой. Но всё далеко не так просто.

Ещё через час мы достигли нижней точки скал Пастухова. Это высота примерно 4 650 метров. Я посмотрел на время - 11:50. А начинали мы от Приюта одиннадцати примерно в 8:30. То есть за 3 часа 20 минут пути поднялись вверх всего-навсего на 550 метров.

Во время привала мы обсуждали предстоящее восхождение на Эльбрус. А именно – опять выбирали стартовую точку. Есть несколько вариантов. Первый и самый сложный – начать путь пешком прямо из лагеря Гара-Баши с высоты 3700 метров. Второй – доехать, как сейчас, до приюта одиннадцати (4 100 метров) и начать оттуда. Третий – подняться к вершинам скал Пастухова (4700 метров) – ну и дальше вверх. И, наконец, четвертый и самый простой – доехать до самой высокой точки, куда может добраться ратрак – это на высоту примерно 5060 метров, там и стартовать.

Я предложил собрать все силы и дойти до "5060" уже сегодня, чтобы послезавтра стартовать оттуда – тогда у нас как бы получится «пройти всю гору целиком», пусть даже и не в один день.

Интересные беседы за тёплым чаем восстановили наши силы, и мы продолжили подъём.

Ещё через час мы сделали привал метров на 50 выше скал Пастухова, на высоте - 4 750.
Погода была хорошая, но наше состояние нельзя было назвать идеальным. У меня молочная кислота "забила" мышцы ног, а у Миши так называемая горняшка вызвала головные боли.

Мы старались не отдыхать больше 10-15 минут, чтобы не терять темп. Поэтому посидели, попили по-быстрому чайку, а после - встали, надели варежки, взяли треккинговые палки, посмотрели вниз…

посмотрели вверх и пошли.

Ещё через час мышцы ног уже сильно начали меня подводить. Нельзя сказать, что я не мог идти вверх, но после 15-20 шагов появлялось ощущение, будто бы к ногам привязаны десятикилограммовые гири, и каждый шаг давался с огромным трудом. Я останавливался, садился на землю секунд на 30-40 и вновь продолжал путь.

Несмотря на то, что силы были почти на исходе, я очень хотел дойти до максимальной точки подъёма ратраков. В 12:45 мы сделали привал на высоте 4 867 метров. В принципе, на сегодня мы выполнили "программу минимум" и достигли скал Пастухова и даже поднялись выше. Но всегда хочется большего.

До желаемой высоты оставалось чуть менее двухсот метров, но это очень крутой участок, и идти вверх здесь очень тяжело. На следующих фотографиях можно оценить крутизну подъёма.

Хотя кому-то может показаться, что на следующей фотографии просто "завалили горизонт")).

Скалы Пастухова со 100-метровой высоты над ними.

На следующей фотографии вверху вдалеке видна фигура человека, это как раз примерно половина пути до "заветной цели".

Миша предложил развернуться и возвращаться в лагерь, горняшка сломила его. Я же наоборот хотел идти вперёд несмотря ни на что. Один

Гора Эльбрус (Кавказ, Россия) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Еще со школьного возраста каждый из нас помнит величавый двуглавый Эльбрус если не по учебникам географии, то по учебникам литературы. Ведь великий Лермонтов, попав на Кавказ поневоле, был им по-настоящему очарован, всем сердцем полюбил и воспел его не только в стихах, но и в красках. Его картины, изображающие Эльбрус, Бештау, ущелья и горные цепи Кавказа прекрасно передают красоту и особую, суровую, древнюю и захватывающую дух, поэтику этих мест.

В системе Большого Кавказа Эльбрус занимает особое место. Это высочайший горный массив Бокового хребта Кавказских гор. Геологи определили, что Эльбрус - это конус потухшего вулкана. Западная вершина его достигает высоты 5642 м, а восточная - 5621 м, они разделены глубокой седловиной, которая также является пятитысячником, ее высота - 5325 м.

Поскольку Эльбрус очень высок, он всегда покрыт шапкой фирна и льда, от которой в разные стороны спускаются 54 ледника, самыми крупными из которых являются Большой Азау, Ирик и Терскол.

Восхождения на Эльбрус

Естественно, еще в те времена, когда горы были точкой приложения спортивных интересов лишь альпинистов, а отнюдь не горнолыжников и сноубордистов, совершались попытки покорения Эльбруса. Восточной вершины в 1829 г. первым достиг кабардинец К. Хаширов, проводник русской научной экспедиции, а западной в 1874 - английские спортсмены во главе с Ф. Грове и кабардинцем проводником А. Соттаевым, участником, кстати, первого восхождения русской экспедиции.

В годы советской власти восхождения в Приэльбрусье стали очень популярными, они превратились в массовые «альпиниады», в крупнейшей из которых в 1967 участвовало ни много ни мало 2400 альпинистов.

На высоте 4600-4700 м расположены скалы Пастухова, русского военного топографа, который первым покорил обе - Восточную и Западную - вершины Эльбруса. Выше этих скал зимой находится ледовое поле. С высоты 5000 м начинается «косая полка», как ее называют альпинисты, достаточно полого идущая плоскость, поднимающаяся наверх. Традиционно маршрут восхождения на любую из вершин Эльбруса проходит через его седловину. Оттуда до обеих вершин остается около 300 м.

С северной стороны горного массива инфраструктура пока развита слабо, здесь имеется всего несколько хижин для альпинистов, которые используются и туристами, и сотрудниками МЧС. Как правило, с северной стороны совершаются восхождения к Восточной вершине, маршрут проходит через скалы Ленца (от 4600 до 5200 м).

В годы советской власти восхождения в Приэльбрусье стали очень популярными, они превратились в массовые «альпиниады», в крупнейшей из которых в 1967 участвовало 2400 альпинистов.

Горные лыжи

В нашей стране Приэльбрусье всегда было и остается одним из самых популярных центров горнолыжного спорта и туризма. Самым посещаемым склоном Приэльбрусья является гора Чегет, которая прекрасно оборудована как канатно-кресельными, так и канатно-маятниковыми подъемниками. Трассы здесь разной степени сложности, любой желающий, от асов до новичков, найдет на Чегете трассу по своим возможностям. Чегет обладает и достаточно привлекательным для туристов выбором развлечений. Есть кафе и ресторанчики на склоне, работают пункты проката инвентаря. С вершины горы открывается замечательный вид на двуглавый Эльбрус.

клоны Эльбруса

Турбазы

Что касается собственно Эльбруса, то, при всей его суровости и внешней неприступности, не предполагающей, казалось бы, присутствия человека, здесь также есть определенная туристическая инфраструктура. Она сосредоточена в основном на южных склонах горного массива, где располагается маятниково-кресельная канатная дорога, высота которой 3750 м. Здесь вас встретит приют «Бочки», в котором находятся более десяти шестиместных утепленных жилых вагончиков и кухня. Это место служит стартовой площадкой для современных спортсменов, поднимающихся на Эльбрус. Есть новый, более современный, приют «Липрус», открытый в 2013. Он вмещает 48 человек и располагается на высоте 3912 м. Самая высокогорная гостиница Приэльбрусья - «Приют одиннадцати», ее основное здание сгорело в 90-е годы 20 века, но в настоящее время на основании котельной прежней гостиницы отстроено новое здание. Кроме того, в приюте находится несколько 12-местных вагончиков и кухня. По вечерам организуется работа дизель-генератора с подачей электроэнергии в вагончики.

Седловина Эльбруса, как отправная точка для всех альпинистов, какой бы из вершин они ни стремились достичь, давно нуждалась в собственном приюте, поскольку, чем выше поднимаются участники восхождения, тем труднее дается им каждый сантиметр пути. Поэтому приют на высоте 5300 м действительно необходим. С 2007 года ведутся работы по его строительству. Приют будет представлять собой полусферу диаметром 6,7 м, установленную на фундаменте. К 2009 были изготовлены конструкции купола, начались строительные работы. Однако в запланированный срок - 2010 - приют открыть не удалось, в настоящее время работы продолжаются.

Как добраться: самолетом до Кисловодска, Нальчика или Черкесска, далее на автобусе, такси или арендованном автомобиле.

Ратрак – это гусеничный снегоход, основное предназначение которого – прокладывать трассы для горнолыжного спуска. Летом водители ратраков подрабатывают, перевозя туристов на маршруте «Бочки» – «Приют 11-ти» – скалы Пастухова. Рейс ратрака стоит одинаково, вне зависимости от числа пассажиров, так что чем больше народу едет (до 10-11 человек), тем дешевле обойдется место (имейте ввиду, что занявшие места в ратраке инструкторы и другие завсегдатаи Эльбруса денег в общую копилку не дадут). Стоимость рейсов на июль 2008 года:

  • дневные рейсы от «Бочек» до «Приюта 11-ти» – 3000 р (пешком налегке около часа),
  • утренние рейсы от «Приюта 11-ти» до подножия скал Пастухова – 250 евро (пешком около 1,5 часов),
  • утренние рейсы от «Бочек» до подножия скал Пастухова – 300 евро = 11000 р (пешком около 2,5 часов).

    Проживая на «Бочках» и используя подъем к скалам Пастухова в качестве тренировочного, мы решили в день восхождения не тратить на него время и, объединившись с другими желающими, наняли ратрак. В 3 часа мы сели на снегоход, подобрали пассажиров на «Приюте 11-ти», и в 3:45 высадились у подножия скал Пастухова.

    От «Бочек» до скал Пастухова говорить о тропе не приходится – склон представляет собой укатанную ратраками и утоптанную тысячами ног полосу шириной в десятки метров – иди где хочешь. Уклон везде достаточно умеренный, признаков кислородного голодания не ощущается.

    У скал Пастухова угол подъема возрастает, удобнее становится идти не напрямую, а галсами. Скалы проходятся примерно за полчаса (до 4700 м), после чего движение продолжается вверх до высоты около 5000 м, на что уходит еще около часа.

    Получасовой проход по седловине на высоте около 5300 м почти горизонтален. Именно кажущаяся простота нас обманула, мы невольно ускорились и сбили дыхание. В результате к финальному отрезку пути – достаточно резкому подъему на западную вершину – мы подошли задыхаясь и с твердым ощущением, что двигаться дальше будет крайне трудно. К счастью, отдышавшись 15 минут, мы продолжили восхождение без особых проблем.

    Вообще, как нам показалось, главное что нужно при восхождении – идти медленно и ритмично. Длина шага примерно равна длине ступни. Долгие остановки плохи тем, что сбивают ритм и стартовать вновь тяжело, поэтому привалов с сидением на снегу мы сделали немного. Для поддержания ритма удобно отсчитывать какое-нибудь определенное количество шагов, после чего останавливаться и опираясь на палки совершать несколько вдохов-выдохов. Нам удалось без труда выдержать ритм 100 шагов/15 вдохов до самой вершины, хотя мы неоднократно слышали, что к концу пути ритм снижается до 10 или даже до одного-двух шагов, перемежаемых остановками. Все это достаточно индивидуально, поэтому действуйте так, как вам удобнее.

    С подъема хорошо видны несколько хоженых троп на восточную вершину – одна забирается круто вверх, другая петляет более пологим серпантином.

    Спуск с вершины, несмотря на движение вниз, физически весьма утомителен. Кроме того, именно на спуске нас стала одолевать горная болезнь – она проявляется с задержкой и при достаточно бодром подъеме вы поймаете ее уже на обратном пути. Все это следует учитывать, рассчитывая свои силы. Например, двое из нашей группы готовы были после спуска в седловину попробовать сразу взойти и на восточную вершину (хороший способ потешить свое самолюбие – людей, совершивших подъем на две вершины сразу, в сотни раз меньше, чем восходителей на западную). Хорошо что от этого авантюрного мероприятия мы все же отказались – в лагерь мы вернулись крайне уставшими, на всех накатила головная боль, а одного из участников всерьез скрутила рвота. Спуск с вершины до «Бочек» (с остановками) занял у нас 4 часа.

    Безопасность – сезон и погода

    Эльбрус доступный для чайников от Эльбруса смертельно опасного отделяют в первую очередь погодные условия. Если у вас нет опыта – идите на гору только летом, лучше в конце июля – начале августа.

    Начинать восхождение следует ясным (небо чистое, хорошо видны звезды) ранним утром (выход с 2 до 4 часов утра). Подъем на вершину от «Приюта 11-ти» занимает от 6 до 10 часов – если вы не укладываетесь в эти сроки, лучше повернуть обратно, поскольку после обеда вершина часто затягивается облаками, а потеря ориентировки без преувеличения смертельно опасна. Изменение погоды может произойти очень быстро – например, поднимаясь на горнолыжном подъемнике на Чегет мы наблюдали, как облако над Эльбрусом сформировалось буквально за 10 минут (не прилетело даже, а именно возникло прямо над вершинами).

    Не стоит думать, что ухудшение погоды опасно только на вершине или в седловине. В условиях плохой видимости зоной особого риска является проход по «косой» и поворот вниз. Свернув раньше, вы попадается в печально известный у спасателей «трупосборник» рассеченного трещинами ледника, а пропустив поворот, вы уйдете на столь же опасный для непрофессионалов ледник Гарабаши.

    Большую часть восхождения придется совершить ночью или в тени, а спуск, напротив, пройдет при ярком солнце. Поэтому поначалу будет скорее холодно, а на спуске наверняка станет жарко. Кроме того, существенно изменятся свойства снежного покрова – если вверх вы идете по плотной смерзшейся поверхности, цепляясь за склон зубьями кошек, то вниз хлюпаете по раскисшему снегу, проваливаясь до высоты ботинка.

    Значительную роль в самоощущении может сыграть ветер. Во время нашего восхождения, при совершенно ясной погоде, скорость ветра была весьма значительна. В результате теплозащитные свойства нашей одежды оказались на пределе – нельзя сказать, что мы мерзли, но находились близко к этому и не могли себе позволить надолго останавливаться. По словам одного из инструкторов, в день нашего восхождения прогноз обещал скорость ветра около 25 км/ч – такая скорость ветра примерно соответствует снижению внешней температуры на 10 градусов (т.н. ветрохолодовой индекс). Вообще же ветер на Эльбрусе может достигать ураганной силы, свыше 150 км/ч.

    Что нужно кроме одежды и обуви

    Защита от Солнца

    Не только восхождение, но и пассивное пребывание на Эльбрусе требует особого внимания к защите от солнечного излучения. Южное солнце само по себе весьма агрессивно, а на заснеженном склоне его действие многократно усиливается: во-первых, с высотой ослабевает атмосферная защита, а, во-вторых, отраженное от снега излучение столь же опасно, как и прямое.

    В первую очередь, обратите внимание на защиту глаз – потребуются темные очки, причем настоящие горные, со степенью защиты не меньше 3. Неплохо подходят и горнолыжные маски – они, к тому же, могут одеваться прямо поверх обычных очков, что облегчает задачу людям с ослабленным зрением (не настроенным заказывать специальные темные очки с диоптриями или переходить на контактные линзы). Ни в коем случае нельзя ходить без очков или использовать пляжные пластмассовые – это может привести к серьезным проблемам со зрением.

    Кроме того, придется позаботиться об открытых частях тела – либо закрыть их, либо использовать противозагарный крем сильной степени защиты (от 25 и выше). Нужно помнить о коварном излучении, отраженном от снега. Мы, например, наслушавшись советов, не забывали намазать кремом не только верхнюю, но и нижнюю часть лица (шея под подбородком), но все же не уберегли от солнечного ожога нижнюю часть носа, не уделив ей должного внимания (следует учесть, что при интенсивном дыхании на носу частенько висит капля, смахивая которую перчаткой стираешь и противозагарный крем).

    Снаряжение

    Из специального снаряжения жизненно необходимы только кошки. Выбор кошек зависит от вашей обуви, в целом же для подъема на Эльбрус подходят любые, не обязательно жесткие. Главное – до начала восхождения как следует проверить, надежно ли кошки сидят на ботинке, отрегулированы ли они под ваш размер, все ли в порядке с завязками (особенно, если кошки взяты в прокат или у знакомых). «Антиподлипы», препятствующие налипанию снега на кошки, необязательны.

    Значительно добавят комфорта при восхождении раздвижные трекинговые палки (можно использовать и обычные лыжные). На палках можно вообще не иметь противоснежного кружка, поскольку переходов по рыхлому снегу совершать не придется. Некоторые инструкторы агитируют подниматься в «классическом» снаряжении – то есть вместо палок брать ледоруб и изредка на него опираться – но ледоруб гораздо менее удобен. На последнем участке восхождения возможно образование обледеневших участков, где ледоруб может понадобиться в случае падения для торможения на склоне. Однако, во второй половине лета маршрут обычно чисто снежный. Для полного спокойствия можно поинтересоваться состоянием склона у восходивших в предыдущий день.

    Для отдыха на снегу лучше взять с собой пенополиуретановую сидушку – она практически ничего не весит, но очень надежно защищает от холода.

    Во время кратких остановок очень приятен глоток теплого чая из термоса. Потребление воды при восхождении сугубо индивидуально, но в целом, поскольку подъем происходит в холодное время дня, вряд ли нужно тащить вверх больше полулитра жидкости на человека. Если вы не хотите нести относительно тяжелый термос, можно взять просто пластиковую бутылку с водой, а лучше чаем или каким-то напитком. Правда, если положить бутылку в рюкзак, жидкость охладится и не доставит особой радости. Поэтому удобнее использовать фляжку или бурдюк, которые можно нести на теле под курткой.

    Ввиду раннего начала восхождения, нужно иметь с собой налобный фонарик, хотя он потребуется лишь в первые пару часов пути. В принципе, фонарики не обязательно нести всем – если идти плотной группой из четырех человек, вполне хватит двух источников света.

  • Большинство восхождений на Эльбрус совершается с южной стороны через Приют 11.

    Это самый простой и безопасный способ подняться на вершину.

    К Приюту 11 можно добраться несколькими способами.

    Самый популярный - с помощью канатной дороги от пос. Азау, построено три очереди канатной дороги. Первая очередь это маятниковая канатная дорога (кабинки) от Азау (2350 метров над уровнем моря) до станции Старый Кругозор (2950 метров над уровнем моря). Вторая очередь маятниковой канатной дороги Старый Кругозор - Мир (3450 метров над уровнем моря). Третья очередь Мир - Гара-Баши или Бочки (3850 метров над уровнем моря), это кресельная канатная дорога. От Бочек до Приюта 11 можно подъехать ратраком, или подняться пешком, это примерно займет час времени.

    В прошлой статье был описан еще один маршрут восхождения от поселка Терскола до Приюта 11 через ущелье Терскол, 105 пикет и Ледовую базу.

    Одним из главных условий успешного восхождения на Эльбрус, является наличие достаточной акклиматизации. Если вы не успели ее получить до момента подъема к Приюту 11, то имеет смысл разбить лагерь в районе Приюта 11 (на ближайших скалах) и совершить несколько акклиматизационных выходов в сторону вершины.

    Считается, что подъем на вершину Эльбруса от Приюта 11 и спуск занимают от 7 до 12 часов.

    Немного истории восхождений на Эльбрус

    Первое деревянное здание приюта было построено в 1932 году, а в 1938 году на его месте возвели трёхэтажное здание, простоявшее 60 лет. «Приют» был построен за один сезон с помощью местного населения, поднимавшего стройматериалы к месту строительства, по дороге из поселка Терскол . На стройплощадке платили за подъём каждого килограмма. На первом этаже «Приюта» располагались альпинисты, на втором - инструкторы и спасатели, на третьем - учёные. 28 сентября 1942 года у гостиницы состоялся бой между спецподразделением НКВД и немецкими горными егерями. Бой завершился поражением сил НКВД. На третьем этаже усилиями энтузиастов был создан музей. 16 августа 1998 года практически бесхозный «Приют 11» сгорел из-за нарушений правил пожарной безопасности, предположительно, туристом из Чехии и отечественными гидами.

    В настоящее время старое сгоревшее здание полностью разобрано, и на его месте возводится новое, капитальное строение.

    Приют 11 находится на высоте 4130 метров.

    От Приюта 11 маршрут наверх идет между двумя скальными гребнями образованными потоком лавы. Тропа идет по закрытому леднику, трещин нет, идти можно без связок уклон примерно 20°. Хорошо видны следы от ратраков, сбиться с тропы сложно. В летнее время после обеда снег тает и превращается в кашу, текут ручьи. От окончания скальных гребней нужно держать направление на скалы Пастухова (4600-4700 метров над уровнем моря).

    Тропа вдоль левой границы скал. Угол подъема возрастает и удобнее идти не напрямую а небольшими зиг-загами.

    Выше скал начинается самый крутой участок (4700 - 5000м) "зеркало", летом он покрыт твердым фирном, в другое время может быть сплошной лед. На преодоление этого участка потребуется примерно один час.

    С высоты примерно 5000м тропа уходит резко влево, это начало т.н. Косой полки. Уклон на этом участке становится меньше, тропа огибая восточную вершину выводит на седловину Эльбруса. На "косую полку" потребуется час - полтора.

    На седловине можно увидеть развалины старого приюта - доски заметенные снегом, и выше новый приют, в котором можно укрыться если застала непогода. Высота 5300м.

    От седловины тропа на западную вершину уходит влево и круто вверх.

    С подъема хорошо видно седловину и тропу подъема и на восточную вершину Эльбруса.

    На высоте примерно 5500 м. тропа проходит через разрыв скальной гряды, спускающейся с вершины. Тропа огибает гряду слева и выходит на почти плоский участок - предвершинное плато, отсюда уже видно вершину.