Пиль-башня в павловске. Пиль-башня в павловском парке Башня в павловском парке


Пиль-башня - один из самых оригинальных павильонов в парке.

Для романтического павильона-руины был выбран удаленный от дворца участок. Здесь заканчивался облагороженный участок парка и начинался таинственный мир дикой природы - темный лес Новой Сильвии.

Название башни происходит от английских старинных сторожевых башен, установленных на рубеже страны (характерный элемент ландшафта деревень Англии на границе с Шотландией - каменные сторожевые, так называемые Пиль-башни (pele towers), возведенные в XV веке. Цепочка таких башен была построена в долине реки Твида. Английское слово «пайл» (Pile) означает «столб». Такое же значение оно имеет и во французском).

Павильон представляет собой двухэтажную, круглую в плане башню с конусообразной крышей, крытой соломой. Он выложен из кирпича и гладко отштукатурен. Но все традиционные детали отделки - окна, наличники, пилястры и карнизы - ложные - все писаны красками.

Общий замысел принадлежит Пьетро Гонзаго. Проект подготовлен при участии Винченцо Бренна. Строительство Пиль-башни в 1795 году осуществили архитектор Шретер и каменных дел мастер П. Висконти. Роспись наружных стен в 1797 году - Пьетро Гонзаго. В 1807 году П. Гонзаго заново выполнил роспись, более яркую и в теплом колорите. Сохранилось несколько эскизов росписи. В 1807 году архитектор А. Воронихин наружную деревянную лестницу заменил на полукруглую каменную, а вместо мельницы через Славянку построили каменный мост с красивой металлической решеткой.

В башне, в первом и втором этажах два круглых в плане помещения, каждое площадью по 20 квадратных метров. На первом этаже - с одной входной дверью и одним окном служебного назначения, без художественной отделки. Главное - комната второго этажа имела вход с балкона, к которому снаружи вела винтовая лестница. В комнате имелся еще «французский» балкон и два окна. С балкона виден Новосильвийский мост (арх. И. Потолов, 1873 г.). На другом берегу реки видна Камеронова колонна «Конец света», которая специально перенесена в 1801 году от Тройной липовой аллеи дворца в Новую Сильвию. Комнату на втром этаже Пиль-башни часто использовала Мария Федоровна для уединенного отдыха с книгой в руках. Мраморный камин, над камином - гипсовый рельеф и овальное зеркало составляли декор комнаты. На круглом плафоне потолка и над входом живописные полотна художника Я. Меттенлейтера. После утраты живописи во время войны художники бригады А. Трескина выполнили копии с картин Ф. Буше из Эрмитажа.

Над Пиль-башней установлен металлодекор в виде плюмажа. («Плюмаж» - от фр. Plumage - украшение на головном уборе в виде перьев, считается символом власти, триумфа, силы). В период немецко-фашистской оккупации Павловска в Пиль-башне квартировали солдаты испанской Голубой дивизии. К 1944 году, когда Павловск был освобожден от оккупантов, в павильоне отсутствовали окна, двери, украден мраморный камин, живописные вставки, часть лепного убранства.

В 1970 году проведена комплексная реставрация: усиление кирпичных стен, по образцам изготовлены столярные изделия, заменены чердачные перекрытия, стропила, соломенное покрытие. На наружных стенах возобновлена фресковая живопись. В последующие годы из-за повышенного увлажнения стен, а также вандализма состояние павильона резко ухудшилось.

Состояние павильона до реставрации 2014 года:
крупные утраты штукатурного слоя до кирпичной кладки;
наличие цементосодержащих растворов;
увлажнение стен на большую высоту;
трещины в штукатурном слое, отслоение штукатурного слоя от кладки;
утрата живописи вместе с поверхностным слоем штукатурки;
по всей поверхности стены глубокие царапины, выбоины, граффити;
обратный уклон лестничного марша.

Выполнены следующие реставрационные работы:
укрепление и гидроизоляция фундамента;
вынут грунт из подвала и восстановлены подвальные продухи;
выполнена реставрация кирпичной кладки и штукатурки;
железная кровля накрыта соломой;
реставрация фресковой живописи выполнена согласно методики, представлены квалифицированными художниками-реставраторами после дополнительного подробного исследования ее состояния.

На втором этаже реконструирован интерьер конца XVIII века: отреставрированы живопись над дверью и на плафоне, лепная отделка, бра и зеркало над камином, наборный паркет, из дворцового фонда вернулся диван.

Экспозиция может функционировать только в теплое время года. Помещение первого этажа будет использоваться как комната отдыха экскурсоводов и охранника.

Пиль-башня - неотапливаемый павильон. Для доступа посетителей будет открыт только в теплое время.


Архитектор Людмила Лаппо.

Реставрация в 2014 году:
Проект ЗАО «СПБ-ПРОЕКТ»
Подрядная организация ООО «Возрождение Петербурга»

Чугунный мостик.

Чугунный мостик построен через сорок лет после окончания работ над Храмом Дружбы, но неотъемлемо входит в художественный ансамбль пейзажа. Он, так же как и Храм Дружбы, выполнен в стиле классицизма, и интересно отметить, что даже изображения дельфинов в лепных украшениях Храма Дружбы повторены архитектором Росси в орнаменте постаментов под вазами. Правда, украшения самих ваз - ручки в виде двух сплетённых жгутов - не соответствовали символике Храма Дружбы и могли бы даже показаться «предерзостным намёком» в конце XVIII столетия, когда в произведениях искусства почти все изображения имели иносказательный смысл (сплетённые жгуты - символ противоречий); но эти, более поздние по времени, вазы были просто выполнены «на манер античных», как и большая часть сооружений парка.

От Чугунного мостика пролегают дороги, ведущие к постройкам на правом и левом берегах Славянки. Дорога, поднимающаяся по склону правого берега, ведёт в придворцовую часть парка (к Большим кругам и Молочному домику), а дороги левого берега - от моста к Большому каскаду и Круглому озеру.

Большой каскад

Большой каскад находится на левом берегу Славянки, неподалёку от Храма Дружбы. Он сооружен в 1787 году по проекту Ч. Камерона и первоначально имел вид естественного водопада, ниспадавшего по каменистому и обрывистому ложу в Круглое озеро, расположенное около Славянки. Позднее, когда каскад был оформлен по проекту В. Бренна (1794), мастера К. Пластинин и М. Варламов выполнили работы по сооружению декоративной стены с арочным отверстием для выхода воды. Наверху стена украшена балюстрадой и каменными вазами. От балюстрады открывается красивый вид на Круглое озеро и долину Славянки с Храмом Дружбы.

В 1954 году Большой каскад восстановлен.

Висконтиев мост

Мост построен около Старой Сильвии и Сиреневой аллеи, идущей от него к району Большой звезды. Среди сохранившихся рисунков А.Н. Воронихина имеется вариант проекта моста с большими каменными вазами и аркой.

В 1802 году сооружение моста было поручено «каменных дел мастеру Висконтию», - отсюда и название.

Висконтиев мост.

Большие кратерообразные вазы, выполненные из светлого известкового камня, и пролёт арки с отражением в широко разливающейся около моста Славянке делают пейзаж чрезвычайно выразительным. В настоящее время мост реставрируется. Проезжая часть моста будет вновь сделана из камня, а временные деревянные перила должны быть заменены чугунными по прежнему рисунку.

От Висконтиева моста начинается второй участок долины Славянки. Оформление его выполнено по проектам В. Бренна, который в пейзажах, так же как и в своих постройках, стремился к парадности.

Амфитеатр

Театры под открытым небом часто устраивали в богатых усадьбах XVIII века.

Для создания Амфитеатра в Павловске использованы оба берега Славянки. Зелёный амфитеатр-сцена - создан на левом берегу реки, обработанном в виде отдельных террас с площадками, окаймлёнными низко подстриженными кустарниками. Верхняя площадка «сцены» окружена деревьями. Напротив, на высоком правом берегу (в районе Старой Сильвии), размещён Каменный амфитеатр - места для зрителей. Это каменная площадка на возвышении со ступенями, спускающимися к Славянке. На ней находилась полукруглая скамейка для зрителей, с постаментом в центре для статуи.

В XIX веке площадку Каменного амфитеатра стали именовать Местом первого свиданья. Иногда Амфитеатр именовали ещё Бельведером. (Бельведер - надстройка над домом в виде вышки или небольшая отдельная постройка на возвышенном месте, откуда можно обозревать окрестности.) Со стороны Каменного амфитеатра открывается живописный вид на долину Славянки между Висконтиевым и Пильбашенным мостами.

Пиль-башня

Пиль-башня - круглая каменная башня у моста через Славянку. Построена в 1795 году по проекту В. Бренна. Странное наименование её связано с находившейся на этом месте старой пильной мельницей, колёса которой приводились в движение водой Славянки. Здесь же была и «холодная мыльня» с душем.

Стены башни покрыты фресками, выполненными художником-декоратором П. Гонзаго. Коническая кровля в XVIII веке была крыта соломой. К верхней комнате в башне ведёт лёгкая железная лестница, огибающая внешнюю стену. Проект этой лестницы сделан А.Н. Воронихиным. Павильон служил местом отдыха во время парковых прогулок. Мост у Пиль-башни построен в 1807-1808 годах по проекту А.Н. Воронихина.

Пиль-башня.

При реставрации мост опять выложат из камня, а перила художественного литья будут вновь отлиты из чугуна.

Хмелевая беседка

Хмелевая беседка находится на берегу, противоположном Пиль-башне, около Пильбашенного моста. Это небольшая площадка, окружённая липами и окаймлённая живой изгородью из стриженой акации. В начале XIX века, когда была сооружена площадка, между липами по деревянному решётчатому трельяжу вился хмель, закрывавший площадку зелёным навесом, что и дало название беседке.

Красная долина

За Пильбашенным мостом начинается третий живописный участок долины Славянки, получивший название Красной долины. Он расположен параллельно Новой Сильвии. Планировка этого района выполнена по проекту художника-декоратора П. Гонзаго в 1801-1803 годах. Здесь высокие берега реки ближе подходят один к другому, Славянка протекает в этом месте без многочисленных изгибов. Берега более лесисты, чем в районах её верхнего течения. Художник сумел превратить этот участок реки в прекрасный уголок. Особенно хороши многовековые дубы и старые ивы, растущие на берегах. Дорожки вдоль реки пролегают среди солнечных лугов с полевыми цветами. Береговые склоны то тенисты из-за высокой лесной чащи, то пронизаны солнцем в местах, где художником раздвинуты заросли деревьев.

Впечатление от этих пейзажей выражено в стихах Жуковского:

Спускаюсь в дол к реке: брег тёмен надо мной,

И на воды легли дерев кудрявых тени.

Напротив брег горит, осыпанный зарёй;

В волнах блестят прибрежны сени...

...............................

Там, где кончается район Новой Сильвии, склоны берегов Славянки становятся более пологими, и Красная долина незаметно переходит в широкий луг, вливаясь в просторы окрестных полей. Немногочисленные сооружения этого района дополняют его художественный облик, являются неотъемлемой частью пейзажа Красной долины, названной так за свою красоту.

Руины находятся на левом берегу Славянки, неподалеку от Новосильвийского моста. Они являются своеобразной декоративной композицией, характерной для пейзажных парков конца XVIII века. Это сооружение было задумано как искусственные живописные развалины древней постройки. Оно представляет часть здания со сводом, внутренней полуразвалившейся лестницей и внешней стеной с двумя арочными проёмами. Около Руин и на верхней их площадке в траве разбросаны обломки статуй и архитектурных деталей.

Новосильвийский мост

Новосильвийский мост соединяет Красную долину с районом Новой Сильвии. Построен в 1875 году взамен прежнего Гурова моста (1801). Мост украшен глыбами ноздреватого дикого камня с перилами из стволов березы. Пейзаж у моста особенно живописен. Здесь, по словам Жуковского.

Один из самых поэтичных павильонов Павловского парка в пасторально-романтическом вкусе. Внешне похожий на «пильную мельницу», павильон являлся данью моде своего вре-мени и служил местом кратковременного отдыха во время дальней прогулки по парку.

Построенный на берегу реки Славянки по проекту Винченцо Бренны в 1797 году, павильон эффектно открывается с различных видовых точек, являясь доминантой пейзажной картины в нижнем течении реки. Это - круглая постройка с конусо-образной крышей, крытой соломой. Стены её были расписаны декоратором Пьетро Гонзаго, создавая иллюзию старинной полуразрушенной постройки. С одной стороны башни шаткая лестница вела во второй этаж. У подножия находился деревянный мост с декоративной водяной мельницей, и шум мельничных колёс, плеск воды дополняли эту сельскую идиллию. Неподалёку располагалась небольшая летняя купальня. Именно пейзажные виды с Пиль-башней, фигурами отдыхающих путников, а также мирно гуляющими по берегу реки коровами были любимыми сюжетами художников XVIII века.

Здание Пиль-башни в Павловском парке

По контрасту с убогим, но живописным внешним видом, внутреннее убранство салона второго этажа отличалось изысканной нарядностью. Напротив входа - мраморный камин, вдоль стен - полукруглые диваны, обитые расписным шёлком, сочетавшимся с росписью плафона на галантный сюжет. Из окна салона открывается красивый вид на противоположный берег реки Славянки, где на высоком холме стоит мраморная колонна с романтическим названием «Конец света». Она была выполнена по проекту Чарлза Камерона и первоначально находилась в конце Тройной липовой аллеи. В. Бренна, создавая новые парковые районы императорского Павловска, перенёс её в район Новой Сильвии и установил напротив Пиль-башни, создав неповторимую ландшафтную композицию.

В 1808 году вместо разобранной водяной мельницы А. Н. Воронихин построил новый Пильбашенный мост с красивой пологой аркой над водой и чугунными перилами. В 2015 году павильон и мост прошли капитальную реставрацию, а в 2017 году в соответствии с историческими описаниями была отреставрирована мраморная колонна с восполнением утраченных фрагментов. Был расчищен и пейзажный участок вокруг неё: убраны самосевные ели, что позволило открыть красивую перспективу от Пильбашенного моста, преобразившую весь этот ландшафтный участок долины реки Славянки.

На странице № 43: Парадный салон Пиль-башни. Фотографии Юрия Молодковца

Хозяйка Павловска, императрица Мария Фёдоровна, любила совершать дальние прогулки по парку в коляске. Обычно с собой она приглашала небольшое общество из ближайшего окружения: дамы в колясках, кавалеры верхом. Мария Фёдоровна останавливалась в Пиль-башне, вокруг которой открывались прелестные картины природы. Верхний салон павильона, круглый по форме, с уютными диванами по периметру располагал к отдыху и приятным беседам. Из окна открывалась перспектива Красной долины реки Славянки и романтический вид на колонну «Конец света». Насладившись отдыхом, общество отправлялось дальше. Маршруты всякий раз менялись, такова была любимая игра хозяйки Павловска - прогуляться в Долине прудов и выехать в Большую Звезду с её прямыми радиальными дорогами, после чего вернуться ко дворцу.

Пиль-башня была построена в 1795-97 годах по проекту Винченцо Бренны. Снаружи она была расписана Пьетро Гонзаго в стиле руинной романтики. И хотя сама башня, особенно ввиду своей островерхой крыши, казалось бы, полностью отвечает неоготике, настенная роспись в виде классических наличников окон второго этажа роднит ее с классицизмом.

Построенная возле моста через Славянку небольшая трехъярусная Пиль-башня органично вписывается в ансамбль долины реки, придавая местности поистине романтический колорит. Долина в этом месте сужается и зрительно как будто превращается в ущелье. Пиль-башня воспринимается как некое завершение огромного природно-архитектурного ансамбля.

Выполненная в стиле средневековой замковой башни-донжон, Пиль-башня словно охраняет вход в долину Славянки, отделяя парадную часть парка от удаленных районов. А вплоть до 1800 года, когда по проекту Бренны был оформлен район Новой Сильвии, находящийся за Пиль-башней вниз по течению реки, она «сторожила» и саму границу парка. Кстати, в том же 1800 году новые рубежи обозначили установленной в Новой Сильвии колонной с красноречивым названием «Конец Света».

До Великой Отечественной войны островерхая кровля Пиль-башни была соломенной, что еще больше роднило ее с европейскими средневековыми сооружениями. Позже крышу заменили на железную, сохранив ее прежнюю форму. Поставленный же на верху кровли ажурный металлический султан до сих пор венчает постройку, оживляя ее суровые очертания.

Во втором ярусе башни был устроен нарядный зал, расписанный в свое время немецким живописцем Меттенлейтером, ныне закрытый. Однако до наших дней сохранилась винтовая лестница вокруг стен башни, некогда ведущая внутрь сооружения. До 1808 года она была деревянной. Затем, очевидно по проекту Андрея Воронихина, строившего в это время мост перед Пиль-башней, соорудили каменную лестницу с металлическими перилами, которая сохранилась до наших дней. С площадки ее, как и в давние времена, открывается живописная панорама реки Славянки. В войну башня сильно пострадала и воссоздана была лишь к 1972 году. Роспись наружных стен осуществил коллектив под руководством художников Казакова и Любимова. Правда, соломенную кровлю заменили на менее воспламеняющуюся металлическую. Утраченные интерьеры пока не возрождены, и обвивающая Пиль-башню лестница теперь заканчивается не нарядным залом, а неказистой закрытой дверью.

Возле Пиль-башни через Славянку переброшен арочный мост. Он так удачно вписывается в ансамбль, что кажется, будто создан одновременно с башней. Тем не менее, ему всего несколько десятилетий. Прежний каменный мост, построенный в 1807-1808 годах по проекту Андрея Никифоровича Воронихина, пострадал во время фашистской оккупации. В 1970-х годах вместо него соорудили железобетонную копию, снаружи облицованную известняком.

До 1807-1808 годов вместо моста существовала деревянная плотина с водяным колесом, построенная по проекту Винченцо Бренны одновременно с Пиль-башней. Рядом с плотиной, у северного подножья башни, стояла деревянная постройка, носящая название Пиль-мельницы. Правда, по первоначальному чертежу Бренны 1795 года над плотиной должен был стоять красивый деревянный мост с ажурными перилами. Сохранившаяся до наших дней гравюра Щедрина начала XIX века, та самая, на которой нарисованы пасущиеся у Пиль-башни коровы, демонстрирует лишь наличие плотины с приземистой дощатой Пиль-мельницей. Но при этом полностью отсутствует мост с ажурными перилами.