Подводные лодки кригсмарине (тип vii). Тип «С» IX-бис серии Подводная лодка 7
Подводные лодки Типа VII
Исторические данные
Энергетическая установка
Вооружение
U-Boot Type VII - серия средних дизель-электрических немецких подводных лодок. Состояли на вооружении Кригсмарине . Всего было построено 703 лодки в семи модификациях. Принимали активное участие во Второй мировой войне . В сумме, субмарины Типа VII потопили 6 авианосцев (два были сданы на слом из-за серьёзных повреждений), 2 линкора, 5 крейсеров, 52 эсминца и эскортных миноносцев, а так же десятки других боевых кораблей и тысячи транспортных судов. Всего было потеряно 546 лодок, не считая затопленных своими экипажами в конце войны.
Общие сведения
История создания
На стратегию борьбы на море, повлияло использование подводных лодок в Первой Мировой войне. Урон, нанесенный торговому судоходству стран Антанты от немецких подлодок был огромен. Из-за атак подводных лодок Германии, страны Антанты потеряли 12 миллионов тонн транспортного тоннажа. По Версальскому мирному договору Германии запрещалось иметь подводные лодки, но в середине 20-х годов XX века, руководство рейхсмарине начало строительство средних и малых субмарин. В планах было использовать наиболее удачные проекты подлодок Первой мировой - тип UB III, UC II и UB II.
В 1922 году фирмами «Вулкан», «Германия» и «Везер» создаётся конструкторское бюро под руководством Г.Техеля и штатом в 30 инженеров. Задача этого бюро- создание новых типов подлодок. Рассматривалась возможность создания минных заградителей, которые кроме торпед несли бы и мины. Так же, рассматривалось строительство субмарин водоизмещением 1500 тонн, плавмастерских и лодок с двигателем Вальтера. В этот перечень была включена однокорпусная субмарина с внутренним расположением топливных баков, этой серии было присвоено наименование VII. 10 января 1935 года был утвержден заказ на разработку новой подлодки. Характеристики VII типа:
- Надводное водоизмещение - 550 т.
- Глубина погружения - 100 м.
- Двигатели - 2 дизеля по 1050 л.с каждый.
- Макс. скорость надводного/подводного хода - 16-17/8-9 узлов.
- Дальность плавания надводная/подводная - 6000 миль при 8 узлах/75 миль при 4 узлах.
Постройка и испытания
В середине 1935 года случилось сразу два знаменательных события, 18 июля было подписано англо-германское соглашение и в январе 1936 года на пост главнокомандующего подводным флотом был назначен Карл Дёниц . Строительство немецкого подводного флота стало узаконенным, но при этом получило ограничение не более 45 % от тоннажа субмарин вo флоте Великобритании .
Описание конструкции
Модификации
Субмарины Типа VII существовали в семи модификациях:
Тип субмарины | Тип VIIA | Тип VIIB | Тип VIIC | Тип VII/C 41 | Тип VII/C 42 | Тип VIID | Тип VIIF |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Годы проектирования | 1933-1934 гг. | 1934-1935 гг. | 1937-1938 гг. | 1941 гг. | 1942-1943 гг. | 1939-1940 гг. | н.д. |
Годы постройки | 1935-1937 гг. | 1937-1941 гг. | 1938-1944 гг. | 1941-1945 гг. | н.д. | 1940-1942 гг. | 1941-1943 гг. |
Водоизмещение т, надводное/подводное | 626/915 | 753/1040 | 769/1070 | 759/1070 | 999/1369 | 965/1285 | 1084/1345 |
Размеры в м, длина/ширина/осадка | 64,5/ 5,9/ 4,4 | 66,5/ 6,2/ 4,7 | 67,1/ 6,2/ 4,7 | 67,23/ 6,2/ 4,7 | 68,7/ 6,9/ 5,1 | 76,9/ 6,4/ 5 | 77,6/ 7,3/ 4.9 |
Прочный корпус, длина/диаметр в м. | 45,5/ 4,7 | 48,8/ 4,7 | 49,4/ 4,7 | 49,4/ 4,7 | 50,9/ 5 | 59,8/ 4,7 | 60,4/ 4,7 |
Толщина прочного корпуса в мм | 16 | 16 | 18,5 | 21,5 | 28 | 20,5 | 20,5 |
Мощность в л.с., дизелей/электромоторов | 2320/ 750 | 2800/ 750 | 2800/ 750 | 2800/ 750 | 4400/ 750 | 2800/ 750 | 2800/ 750 |
Скорость хода, надводная/подводная | 16/ 8 | 17/ 8 | 17/ 7,6 | 17/ 7,6 | 18,6/ 7,6 | 16/ 7,3 | 16,9/ 7,3 |
Глубина погружения в м, рабочая/предельная | 100/ 100 | 100/ 100 | 100/ 165 | 120/ 200 | 300/ 300 | 100/ 100 | 100/ 100 |
Время погружения в с., срочное/нормальное | 30/ 50 | 30/ 50 | 30/ 50 | 30/ 50 | 30/ 50 | 30/ 50 | 30/ 50 |
Запас топлива в т., нормальный/полный | 58,6/ 67 | 99,7/ 108,3 | 105,3/ 113,5 | 105,3/ 113,5 | 105/ 159 | 155,2/ 169,4 | 198,8/ - |
Дальность плавания маршевой скоростью в милях | 6200 | 8700 | 8500 | 8500 | 12 600 | 11 200 | 14 700 |
Экипаж, чел. | 44 | 44 | 44 | 44 | 45 | 44 | 46 |
Вооружение
Артиллерийское вооружение
На начало войны артиллерийское вооружение состояло из 88 мм пушки SKC/35 с длиной ствола в 45 калибров и одноствольная зенитная пушка Flak 30 на установке C30/37. Боекомплект для SKC/35 состоял из 220 снарядов, из артпогреба снаряды подавались на палубу вручную, по цепочке. Боезапас для Flak 30 состоял из 1500 снарядов.
В первые месяцы войны, когда немецкие подводники пытались действовать в соответствии с призовым правом, активно использовалась артиллерия субмарин. Но уже 26 сентября 1939 года, британское адмиралтейство объявило об планах установки артиллерии на все торговые суда. Спустя месяц, была введена инструкция, в соответствии с которой, экипажу лодки не следовало досматривать торговое судно, а после изучения бумаг доставленных на шлюпке, при наличии контрабанды топить остановленный корабль торпедой.
К тому же, сведение торговых судов в конвои, лишало артиллеристов показать свои навыки стрельбы. В последующем применение артиллерии было разовым. Последний такой случай произошёл 19 сентября 1942 года. У мыса Гаттерас лодка U-701 в ожесточённом надводном бою, потопила американский вооружённый траулер YP-389. 14 ноября 1942 года поступило распоряжение о демонтаже 88 мм орудий.
Это распоряжение было выполнено не сразу и не во всех флотилиях. В первую очередь, модернизации зенитного вооружения со снятием палубной пушки, подвергались лодки дислоцированные на Западе Франции. Многие лодки которые находились на испытаниях и действовали в Норвегии, сохраняли свои орудия до конца 19944 года. Известен такой случай, когда в августе 1944 года, U-745 прибыла из Киля для действий в Финском заливе и ей пришлось вернуться в Готенхафен для демонтажа палубного орудия.
Зенитное вооружение
Зенитное вооружение субмарин Типа VII постоянно наращивалось. На первых модификациях зенитный автомат располагался на палубе позади рубки, но уже в первые месяцы войны он был поднят за ограждение рубки. В начальный период войны авиация союзников не представляла угрозы для немецких подлодок, до конца 1941 года она смогла потопить всего лишь 4 лодки.
В связи с началом воздушного патрулирования Бискайского залива британцами, летом 1942 года были предприняты первые шаги по наращиванию зенитного вооружения на подлодках. Позади стандартного ограждения рубки монтировалась невысокая дополнительная платформа (у немецких подводников она получила прозвище Wintergarten ) для размещения спаренной Flak 30 . Одноствольное орудие на верхней заменялось на двух ствольный 20 мм зенитный автомат MG 151/22 , он отличался меньшими габаритами, начальной скоростью и дальностью стрельбы.
Но с декабря 1942 года, Командование подводного флота, убедившись в не эффективности MG 151/20, отдало распоряжение устанавливать более скорострельные 20 мм пушки Flak 38 . Такая конструкция получила название «рубка 2», («рубка 1»- так именовалась схема с одинарными зенитными автоматами Flak 30 ) одновременно с этим, на релингах мостика монтировались четыре обычных пулемёта MG 34 калибра 7.92 мм.
Уже первые поединки подлодок с самолётами показали, что обилие стволов малого калибра не гарантирует победы над четырёхмоторной летающей лодкой или бомбардировщиком. Новые надежды связывались с поступлением на вооружение 37 мм автоматических пушек, спаренных и счетверенных пушек Flak 38 . В 1943 году был утвержден состав зенитного оружия под названием «рубка 4», он предусматривал установку двух спаренных Flak 38 на верхней платформе и Flakvierling 38 на нижней.
8 июня 1943 года лодка U-758 с «рубкой 4» выиграла бой у восьми самолётов с американского авианосца, хотя субмарина получила серьезные повреждения и 11 членов экипажа были убиты и ранены, американцам не удалось ни загнать лодку под воду, ни потопить её. 30 июня Командование подводным флотом издали приказ, согласно которому в поход выпускались только те субмарины, которые получили «рубку 4».
Пока обычные подлодки ожидали переоборудования, было решено создать специальные «зенитные» лодки-ловушки для самолётов. Первой такой лодкой-ловушкой стала U-441. Она получила два Flakvierling 38, спереди и позади рубки и 37 мм полуавтомат SKC/30 в «зимнем саду» . 24 мая на вторые судки похода вела бой с британской летающей лодкой, и потеряв одну из счетверенных установок, смогла сбить её. После этого лодка отправилась на 2-ух месячный ремонт. И уже 12 июля U-441 вышла в Бискайский залив, в бою с британскими самолётами лодка потеряла весь личный состав верхней вахты. В конце 1943 года Командование подводным флотом отдало распоряжение на переоборудование лодок-ловушек в обычные.
В боях весны-лета 1943 года выяснилось что 20 мм автоматы могут причинить фатальные повреждения патрульному самолёту, но не раньше его атаки, которая при упорстве пилота, могла стать фатальной для субмарины. Для того чтобы остановить атакующий самолёт требовалось более дальнобойное оружие. И этим оружием стала автоматическая 37 мм зенитная пушка Flak 42 , она поступила на вооружение в середине 1943 года.
К 1 декабря 1943 года 18 подлодок сменили Flakvierling на Flak 42. Боекомплект к 37 мм пушке составлял 1195 снарядов, к 20 мм- 4260 снарядов. Дальнейшее совершенствование вооружение прекратилось после принятия на вооружение шнорхеля. На этом противоборство субмарин с самолётами закончилось. Наибольших успехов в борьбе с самолётами добились U-333, U-648 которые сбили по 3 самолёта каждая и U-256 которая одержала победы над 4 самолётами.
Торпедное вооружение
Главным оружием субмарин Типа VII являлись торпеды . Для их пуска имелись четыре носовых и один кормовой торпедный аппарат диаметром 533 мм каждый. Лодки модификации А в запасе имели 6 торпед, на следующих модификациях запас торпед возрос благодаря размещению одной запасной торпеды в электромоторном отсеке и ещё двух торпед в надстройке, но от них отказались в начале 1943 года по причине их частого повреждения в результате атак эскортных кораблей союзников.
Сами торпедные аппараты имели ряд интересных особенностей. Выталкивание торпеды из них производилось с помощью специального пневматического поршня, а не сжатого воздуха, это значительно упрощало систему беспузырной стрельбы. Так же, изменение глубины ходи и поворота гироскопа торпед могло осуществляться прямо в торпедных аппаратах через СРП в командной рубке. Ещё одна особенность этих торпедных аппаратов- возможность постановки из них неконтактных мин.
Конструкция аппарата обеспечивала выход торпед на глубинах до 22 метров. Перезарядка аппаратов занимало сравнительно не много времени, всего от 10 до 20 минут для торпед которые хранились внутри прочного корпуса.
Основные модификации торпед подлодок Типа VII
Название | Дата поступления на вооружение | Взрыватель | Прибор самонаведения или маневрирования | Прочие изменения |
---|---|---|---|---|
G7a Т1 | Начало 20-х годов | KHB Pi1 (могла оснащаться KHB Pi3 с октября 1943 по октябрь 1944 года) | Могла оснащаться ПМ FAT I (с ноября 1942 года) или LUT (с лета 1944 года) | Нет |
G7e Т2 | 1929 год | KHB Pi1 | Нет | Нет |
G7e Т3 | Декабрь 1942 года | KHB Pi2 | Могла быть оснащена ПМ FAT II (с мая 1943 года) | Нет |
G7e Т3а | Середина 1943 года | KHB Pi2 | Могла оснащаться ПМ с FAT II (с мая 1943 года) или LUT (с мая 1944 года) | Дальность хода 7,5 км при 29 узлах |
G7e Т4 Falke | Февраль 1943 года | KHB Pi2 | ПС | Вес 1937 кг. Дальность хода 7,5 км при 20 узлах. |
G7e Т5 Zaunkönig | Октябрь 1943 года | KHB Pi4 | ПС «Амсель» | Вес 1497 кг, вес ВВ 274 кг. Дальность хода 5,7 км при 24-25 узлах. |
G7e Т5b | Начало 1944 года | KHB Pi4 | ПС «Амсель» | Дальность хода 8 км при 22 узлах |
G7e T11 Zaunkönig II | Апрель 1944 года | KHB Pi4 | Усовершенствованный ПС «Амсель» | Нет |
Коротковолновое считалось важнейшим, поскольку оно обеспечивало связь со штабом. Оно включало в себя приемник Е-437-S и два передатчика, 200 ваттный S-400-S и запасной 40 ваттный 40-К-39а, и выдвижную антенну в левом крыле ограждения мостика, если антенна отсутствовала, то роль антенн выполняли оцинкованные сетеотводы, изолированные от корпуса и натянутые талрепами. Приёмник Е-437-S использовался и для приёма СДВ сигналов.
Средневолновое оборудование предназначалось для связи между подлодками. Оно состояло из приемника E-381-S, 150 ваттного передатчика Spez-2113-S и небольшой выдвижной антенны с круглым вибратором в правом крыле мостика. Это же антенна была пеленгатором СВ диапазона. Для кодирования и декодирования использовалась шифровальная машинка «Энигма».
Гидроакустическое оборудование
Наиболее важной составляющей гидроакустического оборудования лодок Типа VII являлась аппаратура GHG , представлявшая из себя 11, а позднее 24 гидрофона, они размещались в носу легкого корпуса полукругом вокруг баллера носовых горизонтальных рулей и соединялись с приёмником во втором отсеке субмарины.
Для повышения точности пеленгования в начале войны использовалась система KDB, из себя она представляла вращающеюся Т-образную антенну с 6 гидрофонами, антенна размещалась на верхней палубе, но поскольку была мало живучей к середине войны от неё отказались. На некторых лодках построенных в последние месяцы войны схема размещения гидрофонов усовершенствовали. 24 гидрофона размещались на выдвигаемой снизу круглой платформе в носовой части. Это схема имела большую точность пеленгования источника шума,(она даже была механически присоединена к СРП) кроме узкого 60 градусной области прямо по корме. Но эта схема не была распространена на Тип VII, поскольку разработана была для лодок Типа XXI .
Радиолокационные станции
Радарами поступавшими во флот, в весьма ограниченном количестве, в первую очередь оснащались лодки типа IX , поэтому их получили считанные лодки Типа VII. Первая РЛС испытанная в Германии в начале 1939 года- FuMO29 «Гема».
Длина волны станции FuMO 29- 80 см., перед рубкой размещалась специальная мачта с антенной матрасного типа в 2х3 м., но от установки такого громоздкого радара на серийных лодках отказались. К этой идеи вернулись в 1941 году, антенные диполи монтировались уже на саму рубку в два ряда по шесть диполей, верхний ряд- приёмный, а нижний передающий. Дальность обнаружения корабля станцией FuMO29- 6-8 км, самолёта на высоте в 500 м- до 15 км.
В 1942 году начался выпуск FuMO-30 усовершенствованной версии FuMO-29, от последней она отличалась антенной матрасного типа в 1х1,5 м, антенна находилась в левом крыле рубки на месте выдвижной антенны КВ диапазона. В 1944 году на вооружение поступила FuMO-61, которая являлась морским вариантом радара ночных истребителей FuMG-200 «Хохентвиль». Имея несколько меньшую длину волны в 54-58 см и антенну, почти идентичную антенне станции FuMO-30, станция имела дальность обнаружения кораблей 8-10 км,а самолётов в 15-20 км.
Станции радиотехнической разведки
Весной 1942 года на территории французского Туниса разбился английский патрульный самолёт, у немцев полностью отпали сомнения в том, что британцы могут использовать для поиска лодок радары. В обломках этого самолёта был обнаружен малоповрежденный комплект станции ASV I. Участившиеся ночные атаки на лодки самолётами Берегового командования заставили Командование Кригсмарине искать выход.
К июлю 1942 года немцы получили первый образец станции радиотехнической разведки FuMB1, в честь французской фирмы сконструировавшей эту станцию её назвали «Метокс» . 26 августа Командование Кригсмарине приказало оснастить этими станциями все лодки.
Сам «Метокс» представлял из себя простейший приёмник, он фиксировал сигнал с длиной волны 1,3-2,6 метра. Он соединялся со внутрилодочной системой связи и сигнал тревоги слышал весь экипаж, немного позднее появился экран показывавший направление на источник излучения. Вращение антенны по горизонтали осуществлялось вручную, к тому же установка этой станции не предусматривалась изначально, поэтому антенна хранилась внутри прочного корпуса и при всплытии выносилась на мостик и подключалась к приёмнику кабелем. Применение «Метокса» позволило на полгода лишить эффективности британский противолодочный рубеж.
13 августа 1943 года, Командование Кригсмарине запретило использование «Метоксов», потому как новая британская РЛС ASV III фиксировала излучение «Метокса». Одновременно в производство была пущена станция FuMB9 «Ванц», антенна этой станции представляла собой цилиндр диаметром 20 см и высотой 10 см., она фиксировала излучение во всех направлениях. В ноябре 1943 года появилась вторая неизлучающая модификация FuMB9, и станция FuMB10 «Боркум». Рабочий диапозон РЛС ASV III был закрыт станцией FuMB7 «Наксос».
В дальнейшем на лодках устанавливали «Наксос» и «Боркум» (либо «Ванц»). В апреле 1944 года их заменила FuMB 24 «Фляйге». Из-за появления американских летающих лодок с радарами APS-3 и APS-4, была создана станция FuMB25 «Мюке». В мае 1944 года станции FuMB24 и FuMB25 были объединены в комплекс FuMB26 «Тунис». Но со внедрением шнорхелей, необходимость в станциях радиотехнической разведки отпала.
Командиры
Асы-подводники воевавшие на Типе VII и потопившие более 100 000 тонн транспортного тоннажа:
Имя, Фамилия | Даты боевой деятельности | Подлодка | Количество боевых походов | Кол-во потопленных кораблей/ тоннаж | Повреждено кораблей/ тоннаж |
---|---|---|---|---|---|
Отто Кречмер | U-99 | 16 | 40/ 208 954 | 5/ 37 965 | |
Эрих Топп | Июнь 1940 - Август 1942 года | U-552 | 12 | 35/ 197 | 4/ 32 217 |
Генрих Лемман-Виленброк | Ноябрь 1939 - Апрель 1942 года, Сентябрь - Ноябрь 1944 года | U-96, U-256 | 10 | 24/ 170 237 | 2/ 15 864 |
Герберт Шульце | Сентябрь 1939 - Июнь 1942 года | U-48 | 8 | 26/ 169 709 | 1/ 9456 |
Гюнтер Прин | Сентябрь 1939 - Март 1941 года | U-47 | 10 | 30/ 162 769 | 8/ 62 751 |
Иоахим Шепке | Сентябрь 1939 - Март 1941 года | U-100 | 14 | 36/ 153 677 | 4/ 17 229 |
Генрих Блейхродт | Сентябрь 1940 - Январь 1943 года | U-48 | 8 | 24/ 151 260 | 2/ 11 684 |
Роберт Гисайе | Ноябрь 1940 - ноябрь 1943 года | U-98 | 8 | 24/ 136 266 | 1/ 2588 |
Ганс Йениш | Февраль 1940 - Ноябрь 1940 года | U-32 | 6 | 17/ 110 139 | 2/ 14 749 |
Известные лодки
Самые результативные подлодки Типа VII :
Подлодка | Даты боевой деятельности | Кол-во походов | Дней в море всего | Потоплено судов всего/ тоннаж | Повреждено кораблей/ тоннаж |
---|---|---|---|---|---|
U-48 | Сентябрь 1939 - Июнь 1944 года | 12 | 314 | 51/ 306 875 | 3/ 20 480 |
U-99 | Июнь 1940 - Март 1941 года | 8 | 119 | 35/ 198 218 | 5/ 37 965 |
U-96 | Декабрь 1940 - Март 1943 года | 11 | 414 | 27/ 181 206 | 4/ 33 043 |
U-552 | Февраль 1940 - Апрель 1944 года | 15 | 600 | 30/ 163 756 | 3/ 26 910 |
U-47 | Сентябрь 1939 - Март 1941 года | 10 | 228 | 30/ 162 769 | 8/ 62 751 |
U-94 | Ноябрь 1940 - Август 1942 года | 10 | 358 | 26/ 141 852 | 1/ 8022 |
U-100 | Август 1940 - Март 1941 года | 6 | 106 | 25/ 135 614 | 4/ 17 229 |
U-32 | Сентябрь 1939- Ноябрь 1940 года | 9 | 172 | 20/ 116 836
U-96
1965 год 6 ноября
1967 год 24 октября
1968 год - 1972 год
1968 год
1969 год май - июль
1970 год апрель - май
1972 год май
1972 год сентябрь - 1974 год октябрь
1975 год
1975 год - 1978 год
1976 год весна
1979 год - 1980 год
1980 год июнь
1980 год октябрь - ноябрь
1981 год весна лето
1981 год ноябрь - 1982 год февраль
1982 год май - 1983 год февраль
1982 год апрель
1982 год сентябрь - октябрь
1982 год
1983 год апрель
1983 год апрель - октябрь
1983 год ноябрь
1983 год декабрь - 1984 год январь
1984 год февраль - 1988 год март
1989 год
1990 год 19 апреля
1993 год 31 декабря
1996 год 25 ноября
2002 год
2003 год август
2007 год октябрь
Всего с момента постройки "К-7"
выполнила задачи 10 БС и прошла 190151 миль за 28687 ходовых часов. В июле 1998 году в водах Швеции была обнаружена подводная лодка. Лодку обнаружили шведские дайверы в составе девяти человек. На поиски подводной лодки их подтолкнул рассказ одного рыбака, сети которого постоянно за что – то цеплялись. В течение года были исследованы военные архивы Швеции и Финляндии. После чего была организована экспедиция, задачей которой являлся поиск затонувшей лодки, которую хранил подводный мир
. Четверо моряков, на момент торпедной атаки, находившихся на мостике, оказались в воде и были подобраны финскими моряками. Среди спасшихся моряков был капитан подводной лодки Сергей Лисин. Удивительно трагическая судьба сложилась у Лисина после этого похода. На момент пленения Сергею Лисину было присвоено звание Героя Советского Союза, об этом он узнал от финского следователя. Весть о пленение капитана дошла до командования, и было принято решение об отмене приказа о награде.
Поиск подлодкиГотовилась тщательно, готовились к долгим поискам, но участникам сильно повезло, и лодка была обнаружена через несколько часов. Не неоценимую помощь в поиске оказал прибор Сонар, созданный шведскими учёными. Тень подводной лодки чётко вырисовалась на экране монитора. Место гибели подводной лодке находилось на оживлённом паромном сообщении между шведским Капельшером и Мариехамном на Аландских островах, в связи с этим первое погружение на лодку было совершено ночью.
подводная лодка IX-бис серии    Заложена 14 декабря 1936 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под стапельным номером 236 и литерным обозначением «Н-7». 5 апреля 1937 года подводная лодка спущена на воду. 20 октября 1937 года корабль получил литерное обозначение «С-7». 30 июня 1940 года субмарина вступила в строй и 23 июля 1940 года вошла в состав 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ Краснознаменного Балтийского флота.     Еще 19 июня 1941 года «С-7» под командованием капитан-лейтенанта Сергея Прокофьевича Лисина вышла в море для несения дозора в западной части Ирбенского пролива. В 00.55 22 июня командир субмарины получил сигнал о переводе флота на оперативную готовность № 1, а в 15.45 поступил приказ «о несении дозора по военному времени». О начале войны экипаж «С-7» узнал только в 19.59 22 июня. Около 23.00 23 июня «С-7» обнаружила два торпедных катера, которые дали советские опознавательные сигналы, вероятно, захваченные на одном из постов СНиС (Службы наблюдения и связи). Это были германские шнельботы «S-60» и «S-35» из состава 3-й катерной флотилии. Подводная лодка не погружалась, так как командир хотел передать на катера больного краснофлотца. Сблизившись с «С-7» шнельботы практически в упор – с 2 кабельтовых атаковали ее торпедами. Только своевременные и правильные действия верхней вахты спасли корабль от гибели, торпеды прошли в метре от левого борта субмарины. Подводная лодка погрузилась. Катера тем временем вели огонь из зенитных автоматов, а затем сбросили 4 глубинных бомбы. (Через 4,5 часа, после часового боя, эти шнельботы потопили ПЛ «С-3» , которая уходила из Либавы.) Несмотря на то, что подлодка получила повреждения, а в VII отсеке возник пожар, который был быстро потушен, она благополучно дошла до Виндавы.     3 июля «С-7» вышла в район между Виндавой и Либавой (позиция № 20). После безрезультатных поисков (хотя, вечером 19 июля у Виндавы подводная лодка обнаружила немецкий конвой, но из-за мелководья не атаковала), субмарина 22 июля вернулась в бухту Триги.
    В конце месяца «С-7» перешла в Ленинград, где в составе 2-го эшелона ЭОН-15 (Экспедиция особого назначения) начала подготовку к перебазированию на Север, но 31 августа немцы вышли к Неве, что сделало переход невозможным. Самоубийственный прорыв через Балтийские проливы (предполагалось движение через Эресунд, где несколько часов подводная лодка должна идти в районе с глубинами до 8 м в надводном положении), в сентябре 1941 года скоро тоже быстро отставили. Командир «С-7» С.П. Лисин.     С 30 сентября по 21октября 1941 года, когда советское командование ожидало появление крупных немецких кораблей у Кронштадта, «С-7» безрезультатно находилась на «позиции ожидания» между Лавенсари и Гогландом. 27 октября подводная лодка вышла в Нарвскую бухту (позиция № 5/6) с задачей артобстрела береговых целей в районе Нарвы. Для этой цели «С-7» приняла усиленный артбоезапас, набив снарядными ящиками I и VII отсеки. (За два дня до этого артналет на Нарву должна была произвести «П-2» , но из-за неправильных действий экипажа и полученных вследствие этого повреждений, подводная лодка была вынуждена прервать выполнение задачи). Вечером следующего дня «С-7» подвергла артобстрелу ряд береговых объектов на станции Иеве и в селе Веласте. (Выпущено 44 100-мм и 92 45-мм снаряда). В дальнейшем подводная лодка неоднократно (30 октября, 2, 6 и 15 ноября), подвергала артобстрелу береговые объекты в районе железнодорожной станции Вайвара, сланцевого завода в Асери, Нарвы, Нарвы-Йысуу и Тойлы. (Всего израсходовано 272-100-мм и 184-45-мм снаряда). Результаты обстрелов остались неизвестными, только 6 ноября при обстреле Нарвы с подводной лодки наблюдали сильный взрыв. Контактов с кораблями противника лодка не имела и 16 ноября вернулась в Кронштадт.
    Всю первую военную зиму «С-7» провела в Ленинграде, где 16 декабря при стоянке у Дворцового моста получила незначительные повреждения от близкого разрыва трех снарядов. Командный состав «С-7» после награждения. Механик 5-го дивизиона ПЛ инженер-капитан 3 ранга В.Е. Крож, в качестве командира БЧ-5 принимавший участие в июльском 1942 года походе «С-7». Его перу принадлежит книга воспоминаний «Запас прочности» . Электромоторный отсек «С-7». Старшина группы электриков мичман П.И. Ляшенко (справа) и трюмный старший краснофлотец В.И. Куница (слева).     Кампанию 1942 года «С-7» начала 2 июля. Прибыв в Кронштадт, пройдя размагничивание и догрузившись припасами, подводная лодка уже 5 июля покинула Лавенсари. Ночью в надводном положении благополучно форсировав минное заграждение «Юминда» она 7 июля направилась в район к западу от острова Готланд в Норчёпингскую бухту (позиция № 4) с задачей «уничтожать все транспорты и неприятельские военные корабли за исключением военных кораблей шведского флота». Утром 9 июля подлодку атаковал шведский патрульный самолет, когда субмарина находилась в международных водах. Вечером того же дня «С-7» неудачно атаковала двумя торпедами пароход «Норег» («Noreg»), принадлежащий Швеции. Через 4 часа подводная лодка торпедой потопила шведский транспорт «Маргарета» («Margareta», в 1.272брт, по другим данным «Принцесса Маргарита») с грузом угля из Германии. При выстреле хвостовой стопор первой торпеды был зажат в торпедном аппарате. Подводной лодке пришлось всплывать и догонять судно. Вторая атака была успешной, и транспорт затонул в точке 58°26" с.ш./17°13" в.д. 14 человек из его экипажа погибли. 11 июля ко дну пошел шведский рудовоз «Лулео» («Lulea», 5.611 брт), шедший в охранении сторожевиков «Снаппханен» и «Ягарен», которые безрезультатно сбросили на лодку 26 глубинных бомб. 14 июля «С-7» дважды выходила в атаку, но выпущенные торпеды прошли мимо цели.
    Одна из жертв подводной лодки «С-7» шведский рудовоз «Lulea».     В силу того, что, по заявлению МИД Швеции, оба транспорта были потоплены в пределах 6-мильной зоны территориальных вод Швеции, «С-7» была отозвана с позиции, чтобы не обострять международные отношения, и направлена в район Виндавы. (Оба судна потоплены за пределами 6-мильной зоны). Утром 27 июля лодка атаковала германский транспорт «Ellen Larsen» («Эллен Ларсен», 1.938 брт). Торпеды прошли мимо, и всплывшая субмарина попыталась уничтожить его артиллерией, но на втором залпе вышло из строя 100-мм орудие (замок заклинил лопнувший и сместившийся лейнер). Тем временем транспорт выбросился на отмель, и подоспевшие сторожевые катера не дали его добить. (Впоследствии судно было восстановлено).     30 июля в условиях малых глубин у Павилосты «С-7» двумя торпедами из позиционного положения на глазах у береговых наблюдателей был дерзко потоплен транспорт «Кате» («Kate», 1.559 брт). Последняя оставшаяся торпеда была использована для атаки одиночного судна у мыса Стейнорт утром 5 августа. Им оказался финский пароход «Похьянлахти» («Pohjanlahti», 1898 г., 682 брт), шедший с грузом картофеля из Риги в Мянтилуотто (из-за угрозы подводных лодок судну было приказано срочно повернуть на Либаву). Торпеда прошла мимо, и командир подводной лодки решил уничтожить судно артиллерией. Необходимо отметить, что экипаж субмарины сильно рисковал, так как 100-мм орудие было неисправно, а огонь из 45-мм пушки не имел должного разрушительного эффекта. (Большую часть боезапаса составляли зенитные осколочно-трассирующие снаряды). На «Похьянлахти» пришлось потратить 380 снарядов и более получаса времени. Наконец, превращенный в решето транспорт загорелся и медленно начал погружаться. От гибнущего судна отвалили две шлюпки, в одной из них был капитан парохода с комплектом судовых документов и карт. Взяв на борт «языков», 11 августа «С-7» благополучно вернулась в базу, завершив тем самым едва ли не самый удачный поход советской подводной лодки в Великую Отечественную войну – потоплено 4 судна (9.164 брт), один транспорт (1.938 брт) поврежден. Весь экипаж подводной лодки был удостоен государственных наград, командир был представлен к званию Героя Советского Союза, а «С-7» скоро должна была стать гвардейским кораблем.
    В свой последний поход подводная лодка вышла 17 октября 1942 года. Он готовился основательно: БЧ-1 и группа движения были продублированы офицерами. В состав экипажа дополнительно были включены штурман с «П-3» старший лейтенант Смирнов Б.Н. и командир БЧ-5 с «С-13» капитан-лейтенант Брянский О.Г. 21 октября «С-7» благополучно форсировала противолодочные заграждения, и вечером того же дня дала краткую радиограмму о выходе в Балтийское море. Согласно Таблице условных сигналов сообщение состояло всего из пяти слов, передатчик лодки был в эфире меньше минуты. Но и этого стало достаточно для службы радиоперехвата противника. Из Мариенхамна вышли на охоту финские субмарины. Ночью 5 милях западнее (по другим данным в 10-15 милях севернее) маяка Содерарм в Аландском море «С-7» была обнаружена и атакована финской подводной лодкой «Весихииси» («Vesihiisi», командир капитан-лейтенант Олави Айтолла). В 20.41 финская подводная лодка выпустила торпеду. Командир «финки» уже посчитал, что промахнулся (так как неверно оценил дистанцию) и приказал открыть артиллерийский огонь, как спустя три минуты торпеда попала в район VII отсека «С-7», и советская подводная лодка мгновенно затонула. 42 человека погибли . Четверых человек, в том числе и командира, финны сумели спасти. (Это были С.П. Лисин, краснофлотцы В.С. Субботин, А.К. Оленин и В.И. Куница) Уже находясь в плену, командир «С-7» С.П. Лисин узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Командиры финских подводных лодок, победители советских субмарин. Слева направо: O.Aittola («Vesihiisi») и A.Leino («Vetehinen»).     В 1993 году «С-7» была найдена на месте своей гибели на глубине 30-40 м и обследована шведскими водолазами С.Хюльквистом, А.Яллаем, П.Хедлюнгом и Ю. Санде. |
1.3. ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ КРИГСМАРИНЕ (тип VII)