Санта мария дель пополо. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо: Караваджо, Пинтуриккьо, Бернини, Рафаэль


Как только вы войдете в Рим через северные ворота (античная Порта Фламиния, ныне Порта дель Пополо), с левой стороны вашему взгляду явится скромный возрожденческий фасад церкви, посвященной Святой Богородице. Скромная внешность обманчива, а великолепие с древним обелиском в центре настойчиво зазывает не останавливаться и идти вперед. Остановитесь, пожалуйста. И посетите сначала церковь.

Ваше терпение вознаградится сторицей. Вы будете приятно удивлены контрастом между сдержанным ренессансным оформлением снаружи и пылающим многоцветьем барочного интерьера. В Риме не так много церквей, над оформлением которых работали вдохновенно многие выдающиеся мастера искусства. Базилике Санта Мария дель Пополо уделяли пристальное внимание римские папы, с нею связаны легенды.

Могила императора Нерона и народная легенда

В античную эпоху на месте церкви находился мавзолей рода Домициев , к которому принадлежал император Нерон (Луций Домиций Агенобарб). После самоубийства императора его прах веками покоился в этом семейном склепе. Однако, как мы знаем, при Нероне были казнены святые апостолы Петр, Павел и тысячи христиан, что вызвало стойкое представление о нем как об Антихристе. Со времен раннехристианских общин также бытовало мнение, что Нерон-Антихрист может вернуться и принести с собой горе и смерть.

На фото слева (изящная гравюра Д. Пиранези - кликните!) изображен склеп Нерона. На руинах этой могилы со временем, согласно преданию, вырос огромный грецкий орех, в кроне которого поселились вороны и демоны. Место считалось проклятым и люди обходили его стороной. В 1099 году папа Пасхалий II велел срубить дерево, сжечь его, а пепел вместе с останками могилы бросить в реку Тибр.

Затем на добровольные пожертвования граждан в этом месте соорудили маленькую капеллу, посвященную святой Богородице.

В 1227 году папа Григорий IX превращает капеллу в церковь и расширяет ее. По его указанию в церковь переносят первую реликвию - образ Богородицы из латеранской капеллы Святого Спасителя (Santissimo Salvatore). С 1250 года церковь переходит во владение монашеского ордена Св. Августина. В 1472 - 1477 годах по воле папы Сикста IV архитектор Андреа Бреньо оформляет фасад базилики и надгробие делла Ровере. В начале XVI века Браманте оформляет хор базилики, затем Рафаэль проектирует капеллу Киджи, а в начале XVII в. Бернини целиком перестраивает интерьер церкви в стиле барокко.

Интерьер базилики Санта-Мария-дель-Пополо

Многие знатные фамилии (от банкиров до кардиналов и пап) стремились приобрести фамильные капеллы в базилике. Это повлекло за собой участие десятков скульпторов, художников и архитекторов в оформлении частей интерьера.

Центральный неф базилики. В глубине - алтарь и икона Мадонна дель Пополо .

Арочные пролеты оформлены из стукко "под мрамор" великим Джан Лоренцо Бернини по заказу папы Александра VII Киджи.

Знаменитая икона Санта Мария дель Пополо в центральном алтаре.

Оригинальный алтарь работы Андреа Бреньо .

Правый неф

Капелла делла Ровере (первая справа). Пинтуриккьо . Презепе (вертеп). Сан Джироламо на коленях и за ним, предположительно, автопортрет самого художника.

Капелла Чибо (вторая справа). Карло Маратта . Непорочное зачатие со святыми Иоанном Евангелистом, Григорием, Августином и Иоанном Антиохийским.

Капелла Бассо делла Ровере (третья слева). Ученики Пинтуриккьо . Мадонна с младенцем в окружении святых .

Свод хора. Пинтуриккьо (1508-1509 гг.). Коронация Богородицы . Мадонна в окружении евангелистов, отцов церкви и Сибилл.

Левый неф

Знаменитая капелла Черази (слева от алтаря): здесь представлены работы великих мастеров Караваджо и Аннибале Карраччи:

Караваджо . Распятие Святого Петра (1601 г.).

Согласно легенде апостол Петр попросил своих палачей распять его на кресте головой вниз дабы не уподобляли его, простого смертного, Спасителю.

Обращение Савла , или Павел на пути в Дамаск (1601).

Караваджо, мастер света и теней, изобразил один из эпизодов жития апостола, сыгравший решающую роль в его обращении в христианство. Цитируем из Деяний святых апостолов:

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна . Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать . Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

Аннибале Карраччи . В центре капеллы - Вознесение Богородицы (1601 г.).

Капелла Киджи (вторая слева)

Луиджи де Паче (по рисункам Рафаэля). Творец в окружении восьми изображений планет . Мозаика, 1516 г.

Лоренцетто . Пророк Иона выходит из чрева кита на берег.

Джан Лоренцо Бернини . Ангел и пророк Аввакум (1658-1661 гг). По заказу папы Александра VII.

Ангел помогает пророку достать миску и накормить супом Даниила, брошенного в яму со львами (композиция с противоположной стороны, см. ниже).

Джан Лоренцо Бернини . Пророк Даниил со львами (1655-1657 гг). По заказу папы Александра VII.

Полезные сведения

Адрес базилики : Piazza del Popolo 12

Телефон : 06 3610836

Расписание :

В рабочие дни: с 7,00 до 12,00, затем с 16,00 до 19,00.

По выходным: с 8,00 до 13.30 и с 16.30 до 19.15

Уважаемые римляне и гости города! Хотите сэкономить деньги на музеи-идите в роскошные римские церкви. Они ничем не уступают музеям, но в то же время вход туда свободный и бесплатный. Предлагаю вам рассказ-доказательство вышесказанного.

Церковь Санта-Мария-дель-Пополо заложена в 11 веке и закончена в 15 веке при папе Сиксте IV. Эта церковь была возведена на пожертвования народа (отсюда и ее название, popolo по-итальянски- народ), выразившего таким образом благодарность Богу за избавление от чумы в 1483 году.




Вид на центральный алтарь церкви "Санта-Мария-дель-Пополо".

Наибольший художественный интерес представляют приделы церкви-капеллы, которые были построены как семейные усыпальницы римской знати и церковных сановников. Капелла Киджи была начата в 1513 году по эскизу Рафаэля для своего покровителя Агостино Киджи и закончена в 1652-1656 году Бернини. Мозаики купола «Бог-творец в небе, окруженный символами Солнца и семи планет" выполнены Луиджи де Паче по картону Рафаэля в 1516 году. Картина в алтаре «Рождение Девы» Себастьяно дель Пьомбо. В капелле находятся и скульптуры Бернини «Даниил и лев» и «Аввакум и ангел».

Общий вид на капеллу Черази.

Караваджо, "Распятие Св.Петра", 1600-01.

Революционность стиля Караваджо заключалась именно в простоте и обыденности изображаемых сцен подвигов святых. В его варианте Св.Петр-это немощный старик с дряблым телом, спокойно принимающий свою смерть. Достаточно взглянуть на работы других мастеров, чтобы понять, что святые изображались в другом, благоговейно-героическом стиле. И вы нигде не найдете (кроме Караваджо, конечно), чтобы в сакральной живописи на первым плане выступала бы кхм. . попа одного из палачей. Караваджо на протяжении всей своей короткой жизни нарушал законы: и законы общества, и законы живописи того времени.

Базилика Санта-Мария дель Пополо (итал. Basilica di Santa Maria del Popolo) - церковь ордена августинцев в Риме. Имеет высокую художественную ценность, так как в базилике находятся работы Рафаэля, Караваджо, Пинтуриккьо, Бернини, Карраччи и других мастеров живописи XIII-XVII веков.

Содержание
содержание:

Существует два варианта происхождения названия базилики. По одной версии достопримечательность берёт название от романской часовни, которая была расположена у тополя (итал. populus). Наиболее реальна - распространённая версия о том, что сооружение возведено на средства народа (итал. popolo). В последствии базилика дала название и площади Пьяцца дель Пополо.

История достопримечательности начинается в 1099 году, когда по указанию Папы Римского Пасхалия II на месте, где по преданию был захоронен император Нерон, была возведена уже упоминаемая романская часовня. В первой половине XIII века часовня была передана Ордену августинцев, монахи которого на её месте решили возвести базилику. Строительство началось в 1472 году и было приурочено к юбилею папы Сикста IV в 1475. Закончили же постройку немного позже - в 1477. Руководил проектом архитектор Андреа Бреньо.

В 1655 году Базилика Санта-Мария дель Пополо опять претерпевает изменения, так как Папа Александр VII решил обновить фасад сооружения. Для этой работы был приглашен известный скульптор и архитектор Лоренцо Бернини, который оформил фасад в стиле барокко. Визуально фасад разделён на три сектора; в каждом из них имеется вход в базилику, оформленный в виде портала.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Планировка Базилики Санта-Мария дель Пополо имеет форму латинского креста. Внутреннее оформление базилики изобилует шедеврами знаменитых художников и скульпторов своего времени. Подкупольная мозаика выполнена Рафаэлем, а уникальные витражные окна, которые освещают пространство церкви, - французским живописцем Гийомом де Марсилла. По заказу Папы Юлия II в 1508 году Рафаэль написал полотно «Мадонна дель Пополо» и парный к нему «Портрет Папы Юлия II», которые находились в базилике до 1591 года. По обе стороны вдоль главного нефа расположены капеллы, ставшие усыпальницами представителей римской знати и сановников католической церкви.

Главный алтарь украшает картина XIII века работы неизвестного автора. Справа от алтаря в первой капелле находится изящная фреска работы Пинтуриккьо «Поклонение младенцу Иисусу». Капелла Чибо богато украшена полихромным мрамором и полотном «Успение и учителя церкви» (Карло Маратта). Здесь можно увидеть надгробия кардиналов Лоренцо и Альдерано из рода Чибо. С левой стороны нефа устроена Капелла Чераси , над оформлением которой работали признанные мастера стиля барокко - Карраччи и Караваджо. На стенах капеллы находятся полотна Караваджо «Обращение св. Павла» и «Распятие св. Петра», а в алтаре - прекрасная картина Каррачи «Вознесение». Капелла Киджи выполнена по эскизам Рафаэля для своего покровителя банкира Агостино Киджи (из рода Киджи также происходил и Папа Александр VII). Стены оформлены фресками Сальвиати, а картины в алтаре принадлежат Себастьяно дель Пьомбо. Сразу две капеллы посвящены влиятельному роду Делла Ровере - над обоими работал Пинтуриккьо.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Сентябрь 22, 2018

Известный покровитель искусств и банкир, выходец из знатного сиенского рода по имени Агостино Киджи в начале XVI века заказал Рафаэлю Санти проект новой капеллы, которая по его замыслам должна была стать роскошной фамильной усыпальницей. Работы были начаты в 1513-1514 годах и поручены итальянскому архитектору Лоренцетто, однако не прошло и 10 лет, как их пришлось приостановить. 6 апреля 1520 года умер Рафаэль, а вслед за ним, буквально через несколько дней, скончался и сам заказчик капеллы – Агостино. Родственники Киджи, видимо, не особо стремились довести до конца задумку покойного, и капелла на протяжении последующих 100 с хвостиком лет оставалась в незаконченном виде.

В середине XVII века капеллой занялся кардинал Фабио Киджи, пригласив талантливого закончить проект Рафаэля. Свой окончательный вид капелла приобрела лишь в 1656 году, почти через полтора века.

В качестве будущей усыпальницы своего покровителя видел небольшое кубическое сооружение, увенчанное куполом-полусферой, богато декорированное внутри и неприметное снаружи. В общем-то, так и вышло, однако, по задумке великого мастера, часовня должна была быть украшена росписями и скульптурами, а Джованни Лоренцо Бернини предпочел в качестве декоративного оформления использовать мрамор, любовь к которому в результате его и прославила.

Капелла соединяется с боковым нефом через широкую арку. Внутреннее пространство часовни, выполненное без всяческих архитектурных излишеств, представляет собой квадратное в плане помещение, окруженное с трех сторон глухими арками и украшенное четырьмя нишами с установленными в них скульптурными композициями.
По обе стороны от главного входа, друг напротив друга, расположены гробницы Агостино Киджи и его брата Сигизмонда, имеющие необычную пирамидальную форму.


Особого внимания заслуживает купол часовни, декорированный позолоченными кессонами с мозаиками, выполненными по рисункам Рафаэля Санти.

В центральной части капеллы можно увидеть круглую мозаику, изображающую коленопреклоненный скелет ангела, держащего в руках фамильный герб Киджи. Мозаика является крышкой гробницы, в которой должен был быть погребен Фабио Киджи, по заказу которого и возобновились работы по строительству фамильного склепа. Однако гробница так и осталась пуста, кардинал Фабио Киджи со временем был избран Папой Римским под именем Александра VII, а местом вечного сна понтификов, зачастую, становится . Здесь же можно заметить надпись Mors aD CaeLos , сделанную на латыни. Она означает что-то вроде «смерть с неба» или как ее еще называют «Morte alata», что в переводе с итальянского звучит как «крылатая смерть». Любопытным фактом является то, что некоторые буквы написаны заглавными, а именно MDCL. Что бы это могло значить? На самом деле все очень просто. Автор сего произведения, коим является все тот же Джованни Лоренцо Бернини , таким необычным способом зашифровал год реализации данной мозаики – 1650 .

Капеллу Киджи украшают четыре монументальные скульптурные композиции, установленные в нишах. Слева от алтаря можно увидеть Вакх и ангел , над которой трудился Джованни Лоренцо Бернини — гений барокко . Справа – потрясающая работа Лоренцетто – «Пророк Иона», изготовленная в 1520 году по рисункам Рафаэля. Напротив, у входа в капеллу находятся «Даниэль и лев», созданная тем же Бернини в середине XVII века, и «Элия», над которой трудились Лоренцетто и Рафаэль да Монтелупо.

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Санта Мария дель Пополо– церковь на одноименной площади в Риме у подножия холма Пинчо рядом с Порта дель Пополо – главными северными воротами города в средние века.

Церковь Санта Мария дель Пополо – знаковое место в Риме и для истории города, и для его преданий, и для мировой культуры, но, особенно для христиан.

Предполагается, что именно в этой церкви хранится одно из первых Евангелий, переведенных Кириллом и Мефодием на славянский язык.

В 9 веке Святые Кирилл и Мефодий принесли Священную Книгу в Рим на суд римского Папы Анриана-II, который утвердил богослужения на славянском и разрешил хранить Евангелие на славянском в римских церквях.

Уважаемые самостоятельные путешественники! Если кому-то из вас удалось побывать в музее церкви Санта Мария дель Пополо и посчастливилось увидеть первое Евангелие на славянском языке, расскажите об этом!

Легенда церкви Санта Мария дель Пополо

По одному из преданий города Рима, церковь Святой Марии del Popolo появилась на этом месте «благодаря» Нерону, точнее призраку ужасного императора. Легенда гласит так: давным-давно, в далекие средние века в районе площади дель Пополо стал появляться призрак Нерона, внося смуту и страх в людские души.

Поговаривали, что именно здесь был похоронен жестокий император, оставшийся в памяти предков лишь как гонитель христиан, сжегший великий город. Чаще всего признак ненасытного Нерона видели на ореховом дереве, растущем на площади. Паника, нагоняемая жутким призраком, заставила народ обратиться к Папе Пасхалию-II за помощью и защитой. И, вот в одну ночей 1099 года привиделась Папе Римскому во сне Пресвятая Дева Мария, повелевавшая срубить это дерево. Пасхалий-II это исполнил в точности, и как уверяют, собственноручно.

На этом же месте он нашел человеческие кости, которые выбросил в Тибр, а на этом месте приказал воздвигнуть часовню в честь Девы Марии, чьим покровительством Рим избавился от кошмарного призрака Нерона. Кроме того, как раз к этому времени крестоносцы в очередной раз освободили Иерусалим, что явилось дополнительным основанием для восхваления Девы Марии.

Народная молва утверждает, что для этой часовни деньги на строительство собирали всем миром, именно поэтому и площадь, и одноименная церковь названы «del Popolo», то есть «народные».

История церкви Санта Мария дель Пополо в Риме

В 13-ом веке, к уже построенной часовне была пристроена небольшая церковь в римском стиле. А церковь, которую мы видим сейчас, достроена уже в конце 15 века (начало реконструкции 1472 год) по велению Сикста-IV, поручившему флорентийскому архитектору Баччио Понтели придать церкви завершенный вид латинского креста, выполнив ее в строгом ренессансном стиле.

Икона "Мадонна дель Пополо" в главной апсиде церкви Санта Мария дель Пополо

(Basilica of Santa Maria del Popolo – одна их первых церквей Рима, построенных в стиле Ренессанс). В 1505 году Донато Браманте расширил церковь апсидой, а еще позднее (середина 17-го века) Дж.Лоренцо Бернини добавил барочные элементы (дугообразные линии) в главный фасад, что бы слегка «модернизировать» внешний облик церкви под «модное» тогда барокко.

В то время рядом с церковью Санта Мария дель Пополо находился первый в Риме монастырь Августинцев, в котором останавливался сам Мартин Лютер во время своего визита в 1510-1511гг. К сожалению, во время разграбления Рима в 1527г этот монастырь был полностью разрушен.

Апсида Санта Мария дель Пополо

Апсида церкви, в которой размещается главный алтарь знаменита своей иконой Божьей Матери, по преданию приписываемую руке самого Евангелиста Луке. В действительности этот образ «Мадонны дель Пополо» создан одним сиенским мастером в 13 веке, что ни в коем случае не умаляет благости и святости образа. Те, кто побывал в церкви Santa Maria del Popolo, на себе смогли убедиться в этом.

Здесь же, в апсиде главного алтаря базилики находятся два витражных окна, считающихся самыми старыми в Риме. Выполнены они французским мастером Гильомом де Марсильятом в 1509году.

Церковь Санта Мария дель Пополо на карте Рима:

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус