Сирия до войны: Замки крестоносцев. Средневековые замки Сирии


В последние несколько лет у всех на устах Сирия. Но в основном в связи с теми событиями, которые происходят на ее территории. О мирной Сирии уже никто не вспоминает. Наверное это не совсем нормально. Пока, пока в Сирии мир не наступил. Но Сирия, мирная Сирия, интересна еще и историческими архитектурными памятниками, которые расположены на ее территории. Средневековые крестовые походы оставили громадный след в истории Сирии и на ее территории. На территории Сирии остались средневековые замки от той эпохи. Эти замки по красоте даже превосходят те средневековые замки, которые расположены на территории Европы. Одной из таких среденевековых жемчужин Сирии, является замок Крак Де Шевалье.

«Самый красивый замок мира,

несомненно самый живописный,

из всех, которых я когда-либо видел,

просто настоящее чудо».

Т. Е. Лоуренс (Лоуренс Аравийский), 1909 г.

Крак де Шевалье (Krak des Chevaliers или Сraс des Chevaliers — «крепость рыцарей» на смеси французского и арабского). Замок возвышается на высоте приблизительно 500 м. над долиной Эль-Букейя (El-Bukeia) в Сирии и занимает стратегическую позицию вдоль единственного пути из Антиохии в Бейрут и к Средиземному морю. На востоке от него находится Хомс, на западе Антиохия, на севере — Триполи и, наконец, на юге — Бейрут. Замок — один из наиболее красивых и наиболее сохранившихся замков крестоносцев.

Первые упоминания о Крак де Шевалье мы находим в мусульманских хрониках, где она называется «Крепость Курдов» (Hisn al-Akrad). С 1031 г. по приказу эмира Алеппо в нем располагался курдский гарнизон. Во время Первого Крестового похода в 1099 г. крепость была захвачена Раймоном Сен-Жильским (фр. Raymond de Saint-Gilles), но была оставлена, когда крестоносцы продолжили свой марш к Иерусалиму. Все были настолько охвачены идеей овладеть Священным городом, что замок в итоге остался «беспризорным».

В 1102 г. Раймон вернул себе крепость, однако только Танкред (фр. Tancrede) смог взять крепость полностью под свой контроль и оставить в ней франкский гарнизон под флагом графства Триполи в 1110 г.


В 1142 г. Раймон II, граф Триполи (фр. Raymond II) передал крепость Ордену Госпитальеров имени Святого Иоанна Иерусалимского. Благодаря этому приобретению Госпитальеры (еще их называли иоанниты) смогли расширить свое влияние вплоть до Озера Хомс на востоке.

Иоанниты перестроили замок, сделав его самой крупной крепостью Святой Земли, добавив внешнюю стену толщиной 30 м. и семь сторожевых башен с толщиной стены 8-10 м. Одну из таких башен занимал Великий Магистр Госпитальеров.

Работы по укреплению замка дали толчок для строительства таких замков как Кастель Руж (фр. Chastel Rouge) и Кастель Блан (фр. Chastel Blanc). Во второй половине XII века, после падения Сельджуков, вслед за победой Зенги над крестоносцами (потерей Эдессы), неудачной осады Дамаска во время Второго Крестового похода и прихода к власти Нуреддина (Nur ad-Din) мусульмане объединили свои силы и увеличили давление на крестоносцев — а следовательно и на Крак де Шевалье.


В 1157 сильное землетрясение серьезно повредило замок, и Раймон дю Пюи (фр. Raymond du Puy), Великий Магистр Госпитальеров, решает отстроить замок заново и обращается за финансовой помощью к королю Богемии (фр. Boheme).


В 1163 г. Нуреддин атакует замок, однако его армию разбита наголову еще у подножия крепости неожиданной атакой франкской кавалерии. После победы Госпитальеры становятся самостоятельной независимой силой на границе Триполи. Повторное неудачное нападение Нуреддина на крепость пришлось на 1167 г. В 1170 г. очередное землетрясение сотрясает Крак де Шевалье и крепость вновь приходится перестраивать.

Даже Саладину не удалось взять Крак де Шевалье. Во время осады в 1188 г. у стен крепости арабам удалось пленить кастеляна, хранителя ключей от дверей замка. Воины Саладина подвели его к стенам крепости и потребовали, чтобы он приказал гарнизону открыть ворота. Кастелян сначала отдал по-арабски приказ сдать крепость, но потом, уже по-французски, приказал сражаться до последнего человека. Кстати, аналогичный случай произошел и при осаде замка Бофор неподалеку.

После смерти Саладина в 1193 г. мусульманский союз распался, что дало защитникам замка небольшую передышку. Наступил «золотой век» крепости. В то время Крак де Шевалье мог вмещать 50-60 Госпитальеров и до 2000 простых солдат с запасами провианта на 5 лет автономной жизни. Он занимал площадь около 2,5 га и был защищен двумя концентрическими стенами, независимыми друг от друга.

Ко второй половине XIII века спад завоеваний крестоносцев вынудил уменьшить гарнизон замка до 300 человек, и с приходом к власти Бэйбарса (фр. Baybars), султана Мамелюков, территории с которых замок обычно собирал дань, перешли в руки мусульман. Сам Бэйбарс не заставил себя долго ждать и атаковал крепость в 1271 г.

Ему удалось пробиться за первую стену, однако он не стал штурмовать замок. Он послал ложное письмо от имени графа Триполи, в котором был приказ о сдаче замка. Султан дал слово защитникам, что разрешит им вернуться в свои дома в обмен на сдачу крепости, и 8 апреля гарнизон замка открыл ворота. Так закончился период 129 летней неприступности Крак де Шевалье.

Во время правления Мамлюков была укреплена южная стена и были добавлены несколько строений, в том числе турецкая баня и акведук. Нашествие монголов во главе с Тамерланом (1400 — 1401) и вторжение Оттоманской империи в 1516 г. обошли крепость стороной. В дальнейшем замок служил резиденцией губернатора, а в 1920 г. крепость перешла под контроль французского мандата


Замок перешел к Сирии после включения ее в Организацию Объединенных наций.

Крак де Шевалье является частью объекта Всемирного Культурного Наследию ЮНЕСКО «Крак де Шевалье и Крепость Саладина»


На этом сайте есть много фотографий этого замка в высоком разрешении. Рекомендую, очень красиво.

Крак де Шевалье. Парфенон среди замков

«Ключ к христианским землям», «кость в горле мусульман», «Парфенон среди замков» — все это знаменитый Крак де Шевалье - по праву первый в списке замков крестоносцев в Святой Земле.

Добраться до Крака можно на микробасе из Хомса, до него отсюда 60 км. Местных лучше не пугать неудобоваримым французским названием, по-арабски крепость называется Калаат-аль-Хосн. Французское же название замка произошло от искаженного арабского «карак» — «крепость».

Традиция паломничества в Святую Землю зародилась в христианстве в IV веке и поначалу ей не придавалось особого значения. Однако в XI в. широкое распространение получило убеждение, что эпидемии, неурожайные годы и феодальные междоусобицы, обрушившиеся тогда на Европу, есть ни что иное, как кара христианам за то, что они позволили неверным завладеть Гробом Господним.

К тому же в это время в Европе из-за растущей феодальной раздробленности стало появляться большое количество безземельных рыцарей, которых надо было банально чем-нибудь занять, желательно дав им при этом возможность самостоятельно прокормиться. В результате в 1095 г. Папой Римским Урбаном II был созван собор, на котором он призвал к войне против «персидского племени турок, которые разрушили церкви и опустошили царство богово». «Кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты» — сказал папа. Понятное дело, мало кто смог устоять после таких обещаний.

Первое ополчение, состоявшее в основном из французской и германской бедноты, двинулось на Восток уже в 1096 г. Ополченцы прикрепляли к одежде матерчатые кресты - отсюда и название «крестоносцы». Эта первая партия «божьих ратников» дошла только до Босфора, где и была перебита сельджуками.

Настоящее рыцарское войско добралось до Константинополя через месяц. Первое из мини-государств крестоносцев на Востоке с центром в Эдессе (Урфа, Турция) было основано в 1098 г. В этом же году после семимесячной осады была взята Антиохия (Антакья, Турция). Через три года после начала похода крестоносцы взяли Иерусалим, отметив это событие жестокой резней мусульман и иудеев.

Стоявшая на месте нынешнего Крака небольшая крепость была захвачена крестоносцами еще во время первого похода на Иерусалим. Из-за слабых фортификационных качеств местности рыцарские бароны не хотели вкладываться в укрепление замка и в результате передали его монахам ордена Госпитальеров.

Орден госпитальеров первоначально появился на основе странноприимного дома (отсюда и название) итальянских купцов в Иерусалиме. До крестовых походов чоены оредна занимались охраной, лечением и кормлением паломников. Вступая в орден, рыцари приносили обет целомудрия, бедности и послушания. Госпитальеры, наряду с другим могущественным орденом - тамплиерами, имели свой флот, дипломатическую службу и подчинялись непосредственно Папе Римскому. Постепенно монашеские ордена стали основной военной силой государств крестоносцев у уже к концу XII в. Почти все основные крепости перешли в руки госпитальеров и тамплиеров, а вокруг замков находились обширные владения орденов.

При госпитальерах Крак отбил множество мусульманских атак, одиннадцать раз был местом сбора всего крестоносного войска перед очередной экспедицией. Замок ни разу не потерпел поражения и был взят лишь хитростью - в 1271 г., после длительной осады и прорыва первой линии обороны по распоряжению мамлюкского султана Бейбарса было изготовлено письмо якобы от гроссмейстера ордена Госпитальеров с приказом о капитуляции.

В замке четыре уровня укреплений: внешние стены со рвом, внутренний замок, цитадель из трех башен и, наконец, донжон — «командная» башня. Холм, на котором стоит внутренний замок, весь облицован гладким камнем:

Большой зал, служивший для собраний рыцарей, был построен в 1260 г. и является ценным образцом раннеготической архитектуры:

Простолюдины и рыцари попроще следили за военными советами и празднествами из прилегающей к залу галереи:


Вид на галерею из внутреннего двора:

На одной из стен галереи — популярное в средние века высказывание на латыни: «Имей богатство, имей мудрость, имей красоту, но остерегайся гордыни, которая оскверняет все, к чему прикоснется.»
Одну из башен цитадели занимают «апартаменты магистра» — украшенные резьбой покои, в которых когда-то жил шателен («главнокомандующий») замка и останавливались высокие гости.
Вид из магистерских апартаментов:

Замок можно обойти вокруг по внешнему «берегу» рва. К одной из стен с ближайшего холма подходит акведук
Акведук использовался для подачи воды в замок в мирное время. На случай воды в крепости имелись открытые резервуары для дождевой воды (т.н. беркили), и огромные подземные цистерны.

Призамковая деревушка

До моря уже недалеко — его видно с верхушек башен.

В 1272 году, во время Девятого крестового похода, английский король Эдуард I увидел Крак де Шевалье и позже построил в Англии и Уэльсе не один замок по его образу и подобию.





Во время правления Мамлюков была укреплена южная стена и были добавлены несколько строений, в том числе турецкая баня и акведук. Нашествие монголов во главе с Тамерланом (1400 — 1401) и вторжение Оттоманской империи в 1516 г. обошли крепость стороной. В дальнейшем замок служил резиденцией губернатора, а в 1920 г. крепость перешла под контроль французского мандата.

В 1927 году, во время действия на территории Сирии французского мандата, в замке начались восстановительные работы, и сегодня Замок рыцарей предстает перед посетителями практически в своем прежнем великолепии.

С окончанием крестовых походов военное значение крепости резко уменьшилось, однако с каждым годом растет значение культурно-историческое; Т.Э.Лоуренс в 1909 г. назвал Крак де Шевалье самым восхитительным замком в мире, а в 2006 году крепость вошла в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

На данный момент крепость принадлежит правительству Сирии.
Орден Госпитальеров

Эмблема Ордена — белый восьмиконечный крест Амальфи символизирует чистоту намерений носящего его человека.

Время основания Иерусалимского ордена св. Иоанна принято связывать с Первым крестовым походом. Однако почва для его возникновения была подготовлена практически сразу после того, как в Римской империи состоялось официальное признание христианства. После Никейского собора 325 года и судьба, и внешний облик древней еврейской столицы претерпели существенные изменения. Старый Иерусалим был разорен и разрушен почти за 300 лет до прибытия в него (носившего тогда название Элиа Капитолина) императора Константина и его матери Елены. Целью приезда царственных особ были поиски Животворящего Креста, то есть древа, на котором распяли Иисуса.

Крест после многих трудов был счастливо обретен, а топография Иерусалима, впрочем, как и всей Палестины, значительно преобразилась — на карте города появилось множество мест, упомянутых в Евангелие и связанных с земной жизнью Спасителя. Так, в 335 году на месте Его крестных мук был построен Храм Гроба Господня, а на Оливковой горе возведена церковь Вознесения. В 532 году императором Юстинианом была воздвигнута базилика, посвященная Деве Марии, и при ней — две больницы для бедных (одна — для мужчин, другая — для женщин). Создание подобных лечебных приютов заложило основу христианской традиции по оказанию бескорыстной помощи всем нуждающимся. В Европе подобные больницы носили название hospitia и строились на средства благотворителей.

Таким образом, Палестина быстро превратилась в то место, с которым для любого верующего согласно христианской системе ценностей была связана надежда на очищение от грехов и спасение души. Однако для паломников дорога в Святую Землю, где каждый из них мог обрести приют и помощь церкви, была полна опасностей. Изнуренные голодом и болезнями, пилигримы с великим трудом добирались до Палестины. Но если кто-то из них не хотел покидать эту благословенную землю, он оставался, предварительно приняв монашеские обеты, дабы творить дела милосердия при монастырских больницах. Такое положение мало изменилось даже тогда, когда Иерусалим в 638 году захватили арабы.

В X веке Святая Земля стала основным центром христианского паломничества, а в 1048 году Константино ди Пантелеоне — благочестивый купец из итальянской республики Амальфи — испросил разрешения у египетского султана основать в Иерусалиме приют для больных христиан при церкви Марии Латинской. Этот приют получил название Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна, а его символической эмблемой, в память об основателях, стал белый 8-конечный крест Амальфи. С тех пор братство монахов-бенедиктинцев, избравшее поначалу своим святым патроном Иоанна, патриарха Александрийского (умер в 620 году), стало называться обществом иоаннитов, а его члены получили название госпитальеров (от лат. hospitalis — «гостеприимный»).

Иоанниты носили черные одежды бенедиктинцев с белым крестом, а во время походов надевали красную накидку с таким же крестом. Каждый из этих цветов имел свое символическое толкование: черный, траурный, означал отречение от земного, белый — чистоту, а красный — Христову кровь.

Иоанн Александрийский был широко известен своими благотворительными делами. Несколько позже Орден сменил покровителя — им, также совершенно не случайно, был избран Иоанн Креститель. Он, будучи сыном священника Захарии, многие годы провел отшельником в пустыне, питаясь лишь кузнечиками. Жизнь пророка являла для монашествующей братии идеальный пример смирения.

Почти 50 лет жизнь госпитальеров текла размеренно — между молитвами и уходом за страждущими, — пока осада Иерусалима крестоносцами, случившаяся в 1099 году, не нарушила покой мирной монашеской жизни. Согласно преданию христиане, как и другие жители осажденного города, вынуждены были принимать участие в защите Иерусалима, оказывая поддержку 40-тысячной армии египетского калифа. Правда, хитроумные иоанниты вместо тяжелых камней предпочитали бросать на головы изголодавшимся рыцарям свежий хлеб. Когда же их ректор Жерар был схвачен мусульманскими властями и обвинен в измене, то на глазах у судей этот хлеб чудесным образом превратился в камень, а Жерар счастливо избежал неминуемой гибели. 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим наконец пал под яростным натиском крестоносцев.

Герцог Готфрид Бульонский щедро вознаградил усилия иноков, а многие рыцари вступили в братство, приняв монашеские обеты послушания, благочестия и нестяжания, поклялись защищать паломников во время путешествий. Официальное создание Ордена было подтверждено сначала хартией Болдуина — правителя Иерусалимского королевства в 1104 году, а затем, спуcтя 9 лет, — буллой Папы Пасхалия II. Хотя первый ректор госпитальеров за свое благочестие был причислен к лику святых, расцвет деятельности Ордена связывают все же с именем Раймонда Прованского (1120—1160 годы), сменившего Жерара на посту Великого магистра. Раймонд, принадлежавший к тем рыцарям, которые принимали участие в осаде Иерусалима, установил совершенно новые правила. Отныне Орден должен был постоянно содержать при госпитале трех хирургов и пятерых врачей, число же больничных коек в лучшие времена достигало 2 000. Кроме того, иоанниты начали получать щедрые денежные пожертвования и приобретать на них земельные угодья. Только на Святой Земле им принадлежало около 140 поместий, а в Европе к XIII веку насчитывалось более 19 000 владений.

Поскольку братство госпитальеров изначально не предусматривало военной деятельности и его члены далеко не сразу начали принимать участие в сражениях, то первые его уставы даже не упоминали в своих правилах рыцарские обязанности — они касались лишь правил жизни монашеской. Сначала рыцарей нанимали на деньги благотворителей для охраны паломников, дабы иноки не оскверняли себя людской кровью. Позже при приеме в Орден было введено разделение на тех, кто вступал в него лишь временно, и тех, кто принимал все необходимые монашеские обеты. В статуте Ордена военные братья не упоминались вплоть до 1200 года, когда их обязанности впервые были описаны в статуте Альфонсо Португальского, девятого по счету Великого магистра. Тогда же, вероятно, начало складываться деление членов Ордена на три категории: на братьев-военных (получавших благословение на ношение и использование оружия), братьев, занимавшихся лечением больных и раненых, и братьев-капелланов, в обязанность которых входило выполнение религиозных обрядов, таких как литургия, исповедь и причастие.

Рыцари по своему социальному статусу приравнивались к монахам и подчинялись только Папе Римскому, имели собственные церкви, кладбища и земли, принадлежащие им. Они также освобождались от налогов, и даже епископы не могли отлучить их от Церкви.

После падения в 1291 году последнего оплота крестоносцев на Востоке рыцари Ордена ненадолго перебрались на Кипр, а спустя 20 лет — на Родос, где Орден просуществовал вплоть до нападения турок, случившегося в 1523-м. Через 42 года он обосновался на Мальте. Больницы же, основанные рыцарями, долгое время оставались центрами врачебного искусства.

В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, это обстоятельство положило начало рассеянию членов Ордена по миру и привело к возникновению множества орденов иоаннитов. На короткое время, в правление Павла I, рыцари нашли приют в России, но после смерти императора были вынуждены перебраться в Рим. Сегодня Орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Его Великим магистром и правящим князем в настоящее время является фра Эндрю Берти.
Источники.

kstk71 в Замок Крак де Шевалье

Крак де Шевалье или Крак де л’Оспиталь (араб. قلعة الحصن, фр. Krak des Chevaliers, фр. Krak de l"Hospital) — крепость госпитальеров, расположенная в Сирии к востоку от ливанского Триполи на вершине утёса высотой 650 метров, неподалёку от дороги, ведущей из Антиохии к Бейруту и Средиземному морю. Ближайший крупный сирийский город — Хомс — находится в 65 км восточнее замка.

Одна из наиболее сохранившихся крепостей госпитальеров в мире. В 2006 году вместе с цитаделью Саладина (в 30 км восточнее Латакии) замок был внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Из арабских хроник известно, что в 1031 году крепость занимал курдский гарнизон эмира Алеппо. В те времена крепость называлась Хысн аль-Акрад («Замок курдов»). По созвучию франки назвали крепость Крат (фр. Le Krat), а затем, по схожести с арабским термином «карак» (крепость) стали называть Краком (фр. Le Krak).

В 1099 году во время Первого крестового похода она была захвачена Раймундом IV, графом Тулузским, однако вскоре крестоносцы оставили крепость, чтобы продолжить поход к Иерусалиму.

В 1110 году крепость была повторно занята Танкредом, князем Галилеи, а в 1142 году Раймунд II, граф Триполи, передал Крак де Шевалье ордену госпитальеров, чтобы они охраняли рубежи от возможных набегов Занги ибн Ак-Сонкура, начальника тюркского гарнизона в Мосуле и Алеппо.

Госпитальеры восстановили крепость и построили множество дополнительных помещений, превратив её в самый большой оплот крестоносцев в Святой земле. Вокруг крепости была выстроена стена толщиной от 3 до 30 метров с дозорными башнями, одну из которых занимал Великий Магистр госпитальеров. За кольцом внешней стены был двор, минуя который можно было попасть во внутренние помещения — зал, часовню (которую позже мусульмане превратили в мечеть) и хранилище длиной 120 метров. Другие складские помещения были спрятаны внутри скалы, на которой стояла крепость, благодаря чему Крак де Шевалье мог выдержать длительные осады. В конце XII — начале XIII вв. череда землетрясений повредила некоторые постройки, и крепость снова пришлось восстанавливать.

Крак де Шевалье был поистине неприступен. Его не раз осаждали, но всегда безуспешно. В 1188 году у стен крепости стояла армия самого Саладина. Во время той осады арабам удалось пленить кастеляна. Воины Саладина подвели его к стенам крепости и потребовали, чтобы он приказал гарнизону открыть ворота. Кастелян сначала отдал по-арабски приказ сдать крепость, но потом уже по-французски приказал сражаться до последнего человека.

Крак де Шевалье удалось взять только обманным путём, когда Бейбарс I, султан Сирии и Египта, направил в крепость фальшивое письмо, в котором граф Триполи якобы приказывал крепости сдаться. В результате 8 апреля 1271 года Крак де Шевалье пал.

В 1272 году, во время Девятого крестового похода замок видел английский король Эдуард I и так восхитился им, что использовал Крак как образец для своих замков в Англии и Уэльсе.

Лоуренс Аравийский, впервые увидевший замок в августе 1909 года, описывал его как «пожалуй, самый восхитительный замок в мире».

Крак де Шевалье.

Замок Крак де Шевалье находился на окраине одного из государств крестоносцев – Триполийского графства.
Замок прикрывал подходы к главным портам графства: Тортозе (Тартус) и Триполи (Ливан). Среди почти трех десятков замков крестоносцев, Крак всегда занимал особое место, он и сейчас считается вершиной крепостного строительства.


До XI века в этих краях была колония курдов, и стояла небольшая крепость Хосн аль-Акрад, или замок Курдов для охраны дороги на Триполи – один из богатейших и важнейших портов того времени.
В 1099 году замок был первый раз завоеван крестоносцами во время первого крестового похода, так как они прослышали, что за его стенами местные жители укрыли большие стада овец. Но рыцари торопились в Иерусалим, поэтому оставили крепость.

Снова замок был завоеван крестоносцами 11 лет спустя. Тогда же замок поменял название, став Крак де Шевалье (Замок Рыцарей) .
Слабые фортификационные сооружения замка требовали затрат на дополнительное строительство, но ни один рыцарский барон не соглашался оказать денежную помощь. В конце концов, в 1142 году правитель Триполийского графства Раймонд I Антиохийский передал замок военно-религиозному ордену Госпитальеров.

Над замков поднялся флаг с белым восьмиконечным крестом Амальфи – символом Ордена, символом чистоты намерений носящего его человека.
Святая Земля, Палестина, задолго до крестовых походов привлекала к себе христиан для того, чтобы прикоснуться к святыням, пройтись по местах Христа, увидеть Голгофу и храм Гроба Господня. Так собирались группы единомышленников, которых не пугали тяготы, лишения и страх. Это было зарождения паломничество.
Одним из таких пилигримов был купец Панталеон Мауро из итальянского города Амальфи. Он построил под Иерусалимом странноприимный дом, или госпиталь. «Госпиталь» означало «комнаты для гостей».
Так как многие пилигримы из-за трудной дороги добирались до Святой Земли больными и ослабленными, то в госпитале им оказывали медицинскую помощь, появились лекари, монахи и монахини превращались в братьев и сестер милосердия. А госпиталь начинал соответствовать современному значению этого слова.
До крестовых походов маленький госпиталь итальянского купца справлялся со своими обязанностями. Но завоевание Святой Земли крестоносцами изменило ситуацию. Хлынул огромный поток пилигримов, к которым добавились раненные в сражениях рыцари. Помещений, лекарств, денег не хватало.
Тогда провансальский рыцарь Жерар, участник первого крестового похода, вместе с соратниками, принял мужественное решение: посвятить свою жизнь страждущим и скорбящим. Жерар и его товарищи произносят клятву перед иерусалимским патриархом и дают обет отказаться от своего имущества в пользу странноприимного дома.
Этот обед бедности, целомудрия и послушания нашел отклик в сердцах крестоносцев.
В 1118 году после смерти основателя братства Жерара Тома, монашеское братство превратилось в духовно-рыцарский орден.
Дело в том, что в братстве произошел раскол. Девять братьев во главе с французским рыцарем Гуго де Пайеном были не согласны с политикой госпитальеров. Заниматься тяжелым трудом по уходу за больными и раненными было не для них, им хотелось рыцарских подвигов. И девять раскольников образовали новое братство – «рыцари Храма», или тамплиеры.
У госпитальеров оставалось два пути: остаться монашеским орденом (но тогда сократиться приток дворянства в орден) или стать, по примеру, тамплиеров рыцарями. Госпитальеры выбрали второй путь.
Госпитальеры (рыцари госпиталя Святого Иоанаа, или иоанниты) не подчинялись законам той страны, где находились, они подчинялись только папе римскому и великому магистру. Госпитальеры имели право строить замки в любом месте Святой Земли, имели собственные церкви и кладбища. Обед бедности и нестяжания остались. Вступающий в орден передавал все свое имущество, но богатства шли на благородные цели: строились госпитали с бесплатной помощью, кормили бедных паломников, Одной из важнейших обязанностей госпитальеров была оборона крепостей и замков в Святой Земле от мусульман.
При госпитальерах Крак отбил множество атак мусульманских войск, одиннадцать раз был местом сбора крестоносного воинства, отправляющегося в очередную экспедицию.
В 1163 году султан Нур ад-Дин потерпел у стен Крака сокрушительное поражение и бежал на лошади почти голый (его армию застали врасплох во время полуденного отдыха) . Нур ад-Дин очень сильно переживал это поражение, но умер объединитель Сирии , так и не взяв Крак.
В 1180 году госпитальеры наблюдали с высот башен, как войска Салах ад-Дина (Саладин, как называли его европейцы) (приемника Нур ад-Дина) сжигают их посевы и угоняют скот, не в силах помешать этому.
В 1188 году Салах ад-Дин разбил лагерь напротив Крака и провел там месяц, изучая укрепления. Убедившись в том, что замок мощен и неприступен, Салах ад-Дин даже не стал атаковать его.


В последующие годы султан Бейбарс – талантливый и расчетливый полководец, продолжал отсекать рыцарские владения. Бейбарс был сиротой и еще мальчиком его продали в рабство в Дамаск . Он был гребцом на галерах, воинов и в конце концов, благодаря своему уму, энергии, заговорам и убийствам, проложил себе дорогу к египетскому трону и правил более 17 лет. Под его удара падали один за одним рыцарские замки в районе Хомса и Хамы .
Крак испытывал большие трудности.
Бейбарс начал осаду Крака, которая оказалась в истории замка последней.
Взять госпитальеров измором было нереально – в замке находится приличный запас продовольствия. Поэтому Бейбарс решил брать замок штурмом. Каждый шаг войска Бейбарса стоил неимоверных усилий. Сначала воины взбирались по узкой открытой тропе. Затем преодолевали ров. Атакующие овладели главными воротами, но здесь их встретило хорошо организованное сопротивление. А потом вторая стена.
В марте 1271 года мусульмане закончили подкоп второй стены и ворвались в центр Крака. Они захватили большой зал, часовню, склады и колодец, но госпитальеры спрятались в южном редуте. Эта цитадель состояла из трех мощных и высоких башен и имела все необходимое на случай длительной осады.
Тогда Бейбарс пошел на хитрость. По его распоряжению изготовили письмо от Великого Магистра ордена Госпитальеров, в котором осажденным было приказано капитулировать. «Надежный человек» доставил письмо рыцарям в редут, и в 1271 году госпитальеры сдались, и под обещание вести мирно были отпущены в Триполи.
По заключенному миру крестоносцы вынуждены были уступить еще ряд крепостей.
Бейбарс, после взятия Крака, отреставрировал крепость и дополнил укрепления.

Крак строился в три этапа: строения до землетрясения 1170 г., постройки XII-XIII вв. и мусульманский период.
Внешне строения сложно различить. Вершину холма окружает двойное кольцо стен, образуя четырехугольник длиной 200 метров шириной 150 метров.


В замке был большой водоем – беркиль, для сбора воды. Недостаток воды в этих краях сказывался на увеличении количества беркилей. Также на Востоке европейские рыцари переняли местный обычай мыться чаще.
Акведук снабжал водой кухню с огромной печью для выпечки хлеба.
В мусульманский период были пристроены бани под землей, чтобы вода самотеком стекала из беркиля.
Почти все замки крестоносцев на Востоке имели большой зал для банкетов, празднеств и военных советов. Большой зал Крака был построен в 1250 г. – это образец раннеготической архитектуры. В верхней части одного из оконных проем надпись на латыни: «Имей богатство, имей мудрость, имей красоту, но остерегайся гордыни, которая оскверняет все, к чему прикоснется».



Рядом с большим залом стоит простая часовня в романском стиле, возведенная в 1170 г. Ее стены украшали знамена и военные трофеи, оружие погибших рыцарей и сбруи лошадей. Сразу после взятия Крака в часовне была устроена мечеть, о чем свидетельствует минбар (возвышение для чтения проповедей) и михраб (ниша) (мечеть использовалась до XX в.)




Со стен замка открывает панорама на многие километры.


Крак де Шевалье находится под защитой ЮНЕСКО.
Сейчас здесь находится музей.
Открыт летом 9.00 – 17.00
Зимой 9.00 – 16.00
Рамадан 9.00 – 14.00
Выходной – вторник.

Крепость Крак де Шевалье находится в Сирии, в том месте, где тысячу лет назад пролегал путь крестоносцев в Святую землю, близ маршрута из древней Антиохии (нынешний турецкий город Антакья) в , из Хомса к Средиземному морю.
Колоссальная средневековая постройка стоит на господствующем холме. Крепость построена вдали от крупных городов.

История

До появления в этих местах крестоносцев на холме уже стояло оборонительное сооружение, построенное курдами, состоявшими на службе у арабского эмира - повелителя города Алеппо. Ранее арабское название этого места - Хисн (Хысн) аль-Акрад, или «Курдская крепость».
Во время Первого крестового похода Раймунд IV (ок. 1042-1105 гг.) - граф Тулузы - в 1099 г. захватил курдское укрепление. Правда, этим граф и ограничился: крестоносцы покинули укрепление, и оно было на время забыто, оставаясь в стороне от главных путей передвижения крестоносцев.
Вспомнил о ней в 1110 г. Танкред (1072-1112 гг.), князь Галилеи - вассала Иерусалимского королевства. К тому времени Первый крестовый поход считался завершенным, и для рыцарей наступила пора позаботиться об охране границ созданных ими новых государств на Ближнем Востоке. Гарнизон, оставленный в крепости Танкредом, неторопливо перестраивал старые укрепления, оставленные курдами, и с переменным успехом отбивался от нападений кочевых племен.
Так продолжалось до 1142 г., когда за несколько лет до начала Второго крестового похода 1147-1149 гг. Раймунд II (около 1115-1152 гг.), граф Триполи, вступив во владение холмом и крепостью, передал Крак де Шевалье ордену рыцарей-госпитальеров. Договор между Раймундом II и орденом предусматривал, что госпитальеры станут охранять границы Святой земли от набегов отрядов Занги ибн Ак-Сонкура, который в то время командовал тюркским гарнизоном в Мосуле и Алеппо. Граф все верно рассчитал: к тому времени орден госпитальеров стал могущественной военно-религиозной организацией, предоставлявшей вооруженную защиту границ ближневосточных графств - в обмен на щедрые дары. Кроме курдской крепости, им были подарены еще несколько укреплений меньшего размера.
Госпитальеры, во главе которых стояли весьма предприимчивые и деловые люди, имели собственные виды на крепость, что стояла на перекрестке торговых путей. Кроме того, находившееся на изолированной вершине укрепление, в котором могли находиться до двух тысяч воинов, позволяло контролировать район между двумя богатыми городами Хомс и Хама. Госпитальеры превратили Крак де Шевалье в центр силы крестоносцев на всем Ближнем Востоке. Волны кочевников просто разбивались о неприступные стены крепости.
Крак де Шевалье пал лишь в 1271 г., когда защитникам крепости, отчаянно сопротивлявшимся, передали поддельное письмо с приказом графа Триполи сдаться.
Замок окружали два периметра стен. Основная его территория делилась на нижний двор, с территории которого обеспечивалась защита внешних стен, и верхний двор, с которого в случае прорыва обороняли внутреннюю часть замка. В нижнем дворе хранились запасы воды на случай осады. В мирное время замок обеспечивался водой из рва, окружавшего его.
Для своего времени замок Крак де Шевалье был последним словом в науке фортификации строительства оборонительных сооружений.
Крак де Шевалье - признанный всеми уникальный памятник средневековой крепостной архитектуры, один из самых хорошо сохранившихся замков госпитальеров в мире. Это о нем писали древние историки, что «даже обороняясь - он наступает». Эта лаконичная фраза подразумевала, что, даже находясь в обороне, защитники замка были способны нанести сокрушительное поражение осаждавшим. И все - благодаря изощренной системе крепостных стен, башен, переходов и подземного лабиринта.
Сохранность в совокупности с гениально продуманной оборонительной системой стали основанием для включения Крак де Шевалье в 2006 г. (вместе с цитаделью Саладина, что в 30 км восточнее Латакии) в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Особенность архитектуры Крак де Шевалье, сделавшей его неприступным, заключается в том, что замок умело вписан в рельеф местности. Во-первых, крепость стоит на холме, во-вторых, ее система обороны относится к «концентрическому» типу, когда центральная цитадель окружается несколькими кольцами стен. Кстати, такой план крепости был нетипичен для Европы: госпитальеры позаимствовали идею у строителей на Ближнем Востоке, и Крак де Шевалье стал одной из первых крепостей такого типа, созданных крестоносцами.
Сначала на вершине холма рыцари построили храм. Затем была воздвигнута стена, полностью окружившая его. В нескольких местах стена дополнялась башнями, которые выполняли не только оборонительную функцию, но и служили жилыми помещениями: в них размещался гарнизон крепости. В одной из башен также были личные покои великого магистра ордена госпитальеров.
В плане линия стен обыгрывает очертания верхней площадки холма, повторяя ее отчасти скругленные формы, что выделает Крак де Шевалье в ряду других замков госпитальеров, которые предпочитали прямоугольную планировку холма, на котором она сложена. Внешние стены замка, благодаря которым он обрел свой узнаваемый облик, были построены на завершающем этапе строительства. На работу по воздвижению этих могучих 9-метровых стен ушло несколько десятков лет.
Стены и башни сложены из известняка и облицованы белым камнем, причем так искусно, что использование раствора не заметно.
Еще одно достижение строителей состоит в том, что амбразуры для лучников были прорезаны так, чтобы свести к минимуму площадь «мертвой» (необстреливаемой) зоны. Такого результата добивались, в частности, строительством машикулей - навесных бойниц в верхней части крепостных стен и башен.
Замок за недолгое время расцвета не раз перестраивался. В 1170 г. произошло сильное землетрясение, разрушившее крепостной храм, на месте которого был построен новый. Значительную перестройку замок пережил в 1202 г. - после еще одного землетрясения. После XIII в. строительные работы в замке не проводились.


Общая информация

Предназначение : фортификационное сооружение.

Период постройки : 1142-1271 гг.

Местонахождение : Ближний Восток, Восточное Средиземноморье.

Административная принадлежность : мухафаза Тартус.

Ближайшие города : Хомс (Сирия) - 652 609 чел. (2004 г.), Триполи (Ливан) - 188 958 чел. (2008 г.).

Современный язык (Тартус) : арабский.

Этнический состав : сирийские арабы.
Религии : ислам, в основном алавизм (разновидность шиизма), в меньшей степени суннизм и христианство.

Денежная единица : сирийский фунт.

Цифры

Протяженность : длина внешней крепостной стены - 200 м, ширина- 150 м.

Высота : общая гласиса и стены 26 м.
Толщина стен : максимальная - до 5 м (башня Монфре).

Высота над уровнем моря : 650 м.
Гарнизон : более 2000 чел.

Глубина колодцев : до 27 м.

Удаленность : 65 км к западу от города Хомс (Сирия), ок. 40 км до Средиземного моря.

Климат и погода

Засушливый континентальный.

Средняя температура января : +12°С.

Средняя температура июля : +28°С.

Среднегодовое количество осадков : 250 мм.
Относительная влажность воздуха : 50%.

Достопримечательности

■ Архитектурные : два периметра стен с башнями, три донжона, ров-водохранилище, готический зал, романская капелла (конец XII в., с 1260-х гг. - мечеть).

Любопытные факты

■ Когда госпитальеры завладели крепостью, крестоносцы присвоили ей новое имя - Ле Крат, или Ле Крак: искаженное произношение арабского «аль-Акрад». Госпитальеры дали ей название Крак де л"Оспиталь, или «крепость госпитальеров». Так крепость и называли вплоть до XIX в., когда с легкой руки французского археолога и востоковеда Эммануэля Гийома-Ри (1837-1916 гг.) - первого европейского исследователя замка - в научных публикациях замелькало название Крак де Шевалье, «рыцарский замок».
■ В 1188 г. к стенам Крак де Шевалье подступила армия самого Саладина. Взять крепость приступом не удалось, но арабами был захвачен ее кастелян (распорядитель). Арабы подвели его к крепости и приказали, чтобы он потребовал открыть ворота. Мужественный кастелян сначала отдал приказ по-арабски сдать крепость, а по-французски - сражаться до последнего.
■ В 1272 г., во время Восьмого крестового похода, принц Эдуард - будущий английский король Эдуард I Длинноногий (1239-1307 гг.) - увидел Крак де Шевалье. Вид замка так восхитил принца, что, короновавшись, он приказал взять его за образец для замков в Англии и Уэльсе.
■ В 2014 г. во время гражданской войны в Сирии правительственные войска заняли Крак де Шевалье, где оборонялись мятежники. Во время авианапета сирийских ВВС была разрушена одна из башен замка.
■ Орден госпитальеров подчинялся только папе римскому, не платил десятину и строил свои собственные храмы. В эпоху расцвета Иерусалимского королевства он владел десятком крупных крепостей, однако наибольшие надежды возлагал на дар Раймунда II, решив превратить бывшую курдскую крепость в символ непобедимости, силы и веры ордена.
■ В крепости находились девять цистерн для сбора дождевой воды, стекавшей с крыш, откуда вода поступала в бассейн-беркиль 72 м в длину и до 16 м в ширину.
■ Процветанием крепость обязана тому, что земли, окружающие крепостной холм, были плодородными. Также здесь протекало немало ручьев, а дожди были явлением довольно частым. Поэтому недостатка в продовольствии у госпитальеров не было, что выгодно отличало Крак де Шевалье от многих других крепостей Святой земли.