Тайна картины тайная вечеря леонардо да винчи. Где находится "тайная вечеря" леонардо да винчи - знаменитая фреска


Яксина Наталия Александровна

Сравнительный анализ картин, объединенных

библейским сюжетом «Тайной вечери»

Существует большое количество картин, фресок, гравюр, объединенных общим библейским сюжетом «Тайной вечери». Рассмотрим и проанализируем несколько изображений, относящихся к разным эпохам и художественным направлениям.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495-1498 гг)

Данное изображение относится к направлению ренессанса. Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в доминиканского монастыря в . Роспись нельзя однозначно считать фреской, так как да Винчи писал ее на сухой штукатурке. Художник покрыл стену смесью смолы, мастики и габса, и писал по этому покрытию темперой. К сожалению, это обусловило недолговечность изображения – оно начало разрушаться уже через несколько лет после его создания.

Христос и его двенадцать учеников сидят за столом. Все они расположены на одной стороне стола, чтобы зритель мог видеть их лица. Длинный прямоугольный стол, застеленный белой скатертью, символизирует жертвенный алтарь, где жертва – Иисус Христос. На правой и левой стенах по четыре темных прямоугольника, за спинами сидящих три прямоугольных окна – вертикально расположенные прямоугольники символизируют модель мира. Все эти прямоугольники в перспективе сходятся к центральной фигуре: равносторонний треугольник фигуры Христа, вписанный в прямоугольник освещенного окна. Треугольник, вписанный в прямоугольник, означает божественное в человеческом, духовное в материальном, божественное в земном. В данном произведении вписанный в прямоугольник треугольник символизирует божественность Иисуса Христа и его грядущее преображение. Значимым на изображении становится и символ круга - посуда и хлебы на белом столе-жертвеннике, первая евхаристия, кровь и плоть Христова.

Из окон видны гора и деревья, что отсылает к символам Мировой горы и Мирового древа. Но в христианстве они переосмысливаются как Голгофа и крест, напоминают зрителю о распятии, божественной жертве во имя искупления грехов человечества.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене трапезной монастыря. Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя в первую очередь обращено на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы. Такое освещение неслучайно - оно указывает на святость Христа, его божественную сущность. Художник также передает глубину, трехмерность пространства.

В цветовой композиции сразу же обращают на себя внимание белый и красный цвета. Белый цвет скатерти на столе-жертвенном алтаре символизирует святость, божественность, чистоту, очищение от грехов. Красный цвет, присутствующий в одеждах Иисуса и нескольких учеников, символизирует жертвенную кровь Христа и грядущее воскресение. Этот символ усиливает струя крови, бьющая из запястья Иисуса. Присутствующие в цветовой композиции «Тайной вечери» черный, красный, желтый, белый, синий связаны с вертикалью священного огня и демонстрируют идею восхождения, предстоящего вознесения Христа.

Иисус располагается в центре, по обе стороны от него сидят ученики группами по трое – символика сакрального числа «3». Лик Иисуса, его распростертые навстречу людям руки, открытые зрителю ладони исполнены мудрой кротости, печали, смирения, готовности принести себя в жертву во искупление грехов человечества. На изображении запечатлен момент, когда Иисус сообщает ученикам, что один из них предаст Его. Каждый из апостолов по-своему реагирует на Его слова. Варфоломей решительно встал и готов действовать. Иаков Алфеев и Андрей, подняв ладони на уровень груди, словно вопрошают, кто предатель. При этом Иаков Алфеев касается плеча Петра, сжимающего нож и готового убить предателя – Иаков готов поддержать Петра. Иоанн сцепил пальцы, уронил голову на плечо и опустил глаза, выражая душевную муку на грани с отчаянием. Фома воздевает указательный палец, не веря и отрицая. Иаков Зеведеев в ужасе раскинул руки и остановившимся взором смотрит на бьющую из запястья Христа кровь. Филипп с мольбой прижал руки к груди, словно уверяя Иисуса в своей непричастности к предательству. Матфей, Иуда Фаддей и Симон протягивают открытые ладони к Христу, выражая веру в его слова, а при этом обращаются друг к другу и совещаются, пытаясь вычислить предателя. Иуда Искариот развернулся к Иисусу и смотрит на него с мрачной решимостью и уверенностью в своей правоте. Он сжимает в руке мешок с тридцатью сребренниками. Из-за резкого поворота влево он кажется сидящим ниже всех, на него падает тень. Все это изобличает в нем предателя.

Андреа дель Кастаньо «Тайная вечеря» (1447г, Флоренция)

Изображение Андреа дель Кастаньи относится к раннему ренессансу. Оно выполнено в технике фрески.

В композиции особое значение приобретает символ квадрата и прямоугольника. Художник наметил трехмерность изображения, но преобладает двухмерность, плоскостное изображение. Иисус и его ученики сидят за столом так, чтобы зритель мог видеть их лица. Но Иуда Искариот противопоставлен им: он один сидит на противоположной стороне стола, развернувшись в профиль. Прямоугольный белый стол символизирует жертвенный алтарь для жертвы Иисуса. Чаши и хлеб на столе едва намечены. За спинами сидящих расположены восемь квадратов – квадрат, усиленный двукратным числом четыре, символизирует модель мира. В правом и левом нижних углах расположены массивные, тяжелые квадратные постаменты, а на них размещены фантастические существа с человеческими головами, звериными лапами, птичьими крыльями и длинными чешуйчатыми хвостами. Возможно, массивные квадратные постаменты символизируют землю, дольний мир, а фантастические существа – небо, горний мир. Орнамент в верхней части изображения, высоко над головами сидящих, состоящий из двух переплетающихся волн, можно рассматривать как множество кругов с их символикой божественности.

Символика освещения предельно ясна: лица Иисуса Христа и апостолов ярко освещены, свет словно падает со стороны зрителя. Иуда Искариот, сидящий на противоположной стороне стола, оказывается против света, выделяется мрачным теневым пятном. Он обособлен не только композицией и освещением: над головами Иисуса и апостолов выписаны нимбы, а над головой Иуды Искариота его нет. Таким образом, четко прослеживается параллель «свет – святость»: Иисус и его апостолы озарены божественным светом, а предатель Иуда Искариот лишен его.

В цветовой композиции акцентированы белый, красный и синий. Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела. В сочетании эти цвета указывают на жертву Иисуса Христа во искупление грехов всего человечества и его последующее воскрешение. Иуда Искариот выделен инфернальными лиловыми и сиреневыми цветами, что указывает на его одержимость сатаной. В колористическом решении фрески присутствуют цвета священного огня, демонстрирующего идею восхождения как грядущего воскресения и вознесения Христа: черный, красный, желтый, белый, синий.

Отношения персонажей фрески выписаны следующим образом. Центральная фигура изображения – кроткий и мудрый Христос, крестообразно сложивший пальцы и обращающийся к ученикам. Апостолы внимают ему. Иоанн мученически уронил голову на стол. Петр сжимает в руке нож, что указывает на его готовность покарать предателя, а также предсказывает события при аресте, когда он с оружием в руках пытался защитить Христа. Жесты остальных апостолов можно отнести к трем группам: молитвенно сложенные кисти; руки протянутые открытыми ладонями к Христу; задумчиво-оценивающий жест «рука у подбородка». Иуда Искариот противопоставлен всем персонажам фрески, и в первую очередь – Христу. Его исполненный мрачной решимости взгляд устремлен вниз и словно обращен в себя. Он готов совершить страшное предательство и уверен в своей правоте.

Якопо Тинторетто «Тайная вечеря»( 1594. Церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция.)

Изображение Якопо Тинторетто можно отнести к направлению маньеризма.

Размер картины 365 x 568 см, холст, масло.

Пространственное композиционное решение очень энергично и экспрессивно. В центре внимания зрителя оказывается длинный прямоугольный стол, который уходит по диагонали в глубину картины. Белый прямоугольный стол символизирует жертвенный алтарь, круглые блюда с хлебом и шарообразные бутыли благодаря символике круга напоминают о божественности, о таинстве евхаристии, о крови и плоти Христовой. За столом расположились Иисус Христос и апостолы, все на одной стороне и лицом к зрителям, но Иуда Искариот один сидит на противоположной. Над столом надстраивается треугольник, образованный лучами света, льющегося из огромного светильника. Два языка пламени по краям светильника напоминают крылья, лучи света превращаются в прозрачные фигуры ангелов. Треугольник в сочетании с прямоугольником - божественное и человеческое, духовное и материальное, божественное и земное. Вокруг стола, на некотором отдалении помещены фигуры второстепенных персонажей – слуг и служанок, несущих кухонную и столовую утварь, собаки под столом, кошки, забирающейся в корзину с рыбой. Благодаря насыщенной пространственной композиции и полным движения позам второстепенных персонажей картина получается очень динамичной.

Светотеневая композиция картины очень интересна. Как уже было сказано выше, свет льется из светильника в верхнем правом углу, образуя треугольник и преобразовываясь в фигуры ангелов. Второй яркий источник света – нимб вокруг головы Иисуса, заливающий светом центральную часть картины. Небольшие нимбы озаряют лица всех апостолов – всех, кроме Иуды Искариота, лишенного нимба, сидящего против света и погруженного в тень. Светильник символизирует божественный свет, свет от нимба Иисуса – свет Его божественного учения, а Иуда в контексте этой светотеневой композиции становится во всех смыслах противником божественного света и света божественного учения. Суетящиеся слуги и служанки, находящиеся в углах картины, оказываются в полумраке, слуги на освещенном переднем плане отделены от стола глубокой тенью – так в светотеневой символике божественное, сакральное отделено от повседневного, обыденного. Ярко освещены лишь две служанки, стоящие непосредственно за спинами апостолов – они застыли и благоговейно созерцают таинство евхаристии, внимают Христу – так в светотеневой символике показано, как свет божественного учения преображает людей.

Ключевые цвета цветовой композиции картины – белый, красный, синий и золотой. Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела. Золотой цвет нимбов в христианской символике – эманация божественной сути. В сочетании эти цвета указывают на божественность Иисуса Христа, на его грядущую жертву во искупление грехов всего человечества и его последующее воскрешение. В колористическом решении можно обнаружить спектр священного огня, демонстрирующего идею восхождения как грядущего воскресения и вознесения Христа: черный, красный, золотой, белый, синий.

На картине Иисус Христос – центральный персонаж. На изображении запечатлен момент первой евхаристии. Озаренный потоками света Христос исполнен доброты, кротости, мудрости. Он поочередно причащает учеников своих. Апостолы внимательны и сосредоточенны, их позы сдержанны, взгляды обращены на Учителя. Лишь два апостола развернуты вполоборота к Иисусу. Один, взволнованный и растроганный происходящим обращается к своим соседям. Другой, обращаясь к соседям, крестообразно раскинул руки – символ креста указывает на скорое распятие Христа, на его мученическую смерть во искупление грехов человечества. Но все апостолы едины в своем порыве, все вовлечены в таинство первого причастия Христом. Все – кроме предателя Иуды Искариота. Он противопоставлен Иисусу и апостолам, он мрачно сидит отдельно и не принимает участия в происходящем, он погружен в свои черные мысли.

Эль Греко ( Доме́никос Теотоко́пулос ) «Тайная вечеря» (1557 – 1570, Венеция)

Небольшая картина Эль Греко, написанная маслом на деревянной доске, не была завершена автором. Творчество Эль Греко исследователи рассматривают в контексте маньеризма либо называют его основателем испанского барокко.

Основную часть пространственной композиции занимает большой прямоугольный стол, вокруг которого расположены Иисус Христос и апостолы. Иисус находится в центре, лицом к зрителю, апостолы сидят на одной стороне стола с ним, а также справа и слева, но производят впечатление единства. Иуда Искариот один сидит против Христа, спиной к зрителю, резко развернувшись к Петру, так что его лицо видно в профиль. Перспектива, видимость трехмерности в картине лишь намечены – это объясняется незаконченностью произведения автором. Справа и слева от стола расположены приоткрытые прямоугольные двери, в одной из них виднеется второстепенный персонаж (скорее всего, слуга). За спиной Иисуса - темный прямоугольник окна. Фигура Христа образует треугольник. Таким образом, художник помещает в центре внимания хорошо узнаваемый символ треугольника, вписанного в прямоугольник – божественное в человеческом, небесное в земном, духовное в материальном. Белый прямоугольник стола – символ жертвенного алтаря, на котором стоит хлеб и вино – плоть и кровь Христова, и за которым располагается сам Иисус как жертва во искупление грехов человечества. Темные прямоугольники дверей и окна, а также контрастные алые и черно-зеленые квадраты плиток пола символизируют модель мира земного, дольнего. Тяжелые складки черно-зеленого покрывала над головами сидящих напоминают кучевые облака и, очевидно символизируют верхний, горний мир. Круглая чаша в центре стола перед Христом благодаря символике божественного круга напоминает о сакральности первой евхаристии.

В цветовой композиции картины доминируют разные оттенки красного и золотого, белый и черно-зеленый. Белый цвет скатерти стола усиливает символику жертвенного алтаря, говорит о святости, чистоте, очищении от грехов. В одеждах Иисуса и апостолов преобладают алый, оранжевый, золотой, розовато-красный (лишь у одного из апостолов одежды черно-зеленого цвета). Красный и его оттенки указывают на жертвенную кровь Иисуса Христа, а также на грядущее воскресение из мертвых. Золотой в христианской символике – эманация божественной сути. Тяжелое покрывало в верхней части картины выглядит контрастным черно-зеленым пятном. Зеленый цвет здесь несет символику божественных тайн, а черный связан с символикой смерти и подземным миром, куда предстоит спуститься Иисусу после распятия. Плитки пола ярко контрастных алого и черно-зеленого цветов, что воспринимается как сопоставление символики жертвенной крови и воскресения и божественной тайны и смерти. Фигура Иуды Искариота выделана не только пространственно, но и колористически: его черно-зеленые одежды резко выделяются на фоне белой скатерти, вступают в цветовой конфликт с одеждами Иисуса и апостолов.

Свето-теневая композиция еще больше усиливает чуждость Иуды Искариота остальным персонажам, его обособленное место. Свет падает словно со стороны зрителя, ярко освещая собравшихся за столом. Нимб над головой Иисуса источает яркий свет, особенно заметный на фоне темного проема окна. Но Иуда Искариот сидит спиной к свету, против света, что подчеркивает его враждебность по отношению к божественному свету Иисуса. Кроме того, Иуда Искариот отбрасывает большую тень, что подчеркивает его инфернальность, одержимость нечистым.

Отношения Иисус – апостолы – Иуда Искариот ясно обозначены. Запечатлен момент, когда Христос говорить ученикам о предателе. Апостолы взволнованы и смятены, их взоры либо вопросительно обращены к Иисусу, либо страдальчески опущены. Их сдержанные жесты рук выражают либо мольбу (протянутые открытые ладони), либо оправдание и заверение в непричастности к предательству(прижатые к груди ладони). Лишь открытый взгляд Петра и его раскинутые руки выражают решимость; рядом с ним виден нож – Петр готов покарать предателя. Напряженная поза Иуды Искариота выражает его страх и готовность бежать с Тайной вечери: его тело развернуто от Петра, а лицо резко повернуто к нему, глаза полны ужаса, раскинутые руки отталкиваются от стола и сиденья. Его явный страх перед Петром даже сильнее бросается в глаза, чем конфликт с Иисусом.

Питер Пауль Рубенс «Тайная вечеря» (1632 г.)

Творчество Питера Пауля Рубенса относится к направлению барокко. Размеры данной картины: 304 x 250 см. Она выполнена маслом на панели.

Центральную часть картины занимает стол, вокруг которого расположились Иисус (в центре) и апостолы. Сидящие фигуры так устремились к Христу в едином порыве, что образуют круг. Круг, символизирующий божественность, заостряет внимание на таинстве евхаристии, запечатленном на изображении. Но этот круг разрывает Иуда Искариот, отвернувшийся от происходящего вокруг Христа и мрачно смотрящий на зрителя. Стол на картине повернут так, что зрителю виден обращенный к нему вершиной треугольник. В картине неоднократно повторяется треугольник: фигуры Иисуса, апостола на переднем плане спиной к зрителю, Иуды Искариота. Треугольник – символ оппозиционности мироустройства, бинарных оппозиций духа и материи, земли и неба. В центр стола перед Иисусом помещена чаша с вином – кровью Христовой, в руках Иисуса круглый хлеб, благодаря символике круга напоминающий о божественности плоти Христовой. Над головами персонажей находится черный тяжелый полог, напоминающий кучевые облака и, видимо, символизирующий небесный мир. В левой части картины расположена невысокая колонна, на которой стоит книга, освещенная двумя свечами. Книга наводит на мысль о Библии. Вдали виднеется фронтон здания с колоннами. Колонны здесь символизируют стремление к небу, а горящие высокие свечи – стремление к божественному свету.

В цветовом композиции среди многочисленных оттенков коричневого (пол, стены, колонны, одеяния апостолов) ярко выделяются три пятна: белая скатерть, красная накидка Христа, иссиня-черная рубаха Иуды. Белая скатерть обозначает символику стола как жертвенного алтаря с первым причастием и сидящим Христом – жертвой, указывает на святость, очищение от грехов. Красное покрывало Иисуса – символ его жертвенной крови и грядущего воскресения. Черное одеяние Иуды Искариота символизирует его страшную тайну, угрозу смерти для Христа, близость его собственной смерти и связь с подземным миром, куда предстоит спуститься Иисусу и где придется навечно остаться Иуде.

Символика светотеневой композиции ясно прочитывается. Главный световой акцент – луч божественного света, нисходящий с верхней центральной части композиции и ярко освещающий Иисуса, благословляемый им хлеб – плоть Христову - и обращенные к нему лица апостолов. Второй акцент – нимб над головой Иисуса, символизирующий свет его божественного учения. Третий акцент – две зажженных свечи, освещающий книгу, что вновь наводит на мысль о Библии – Священном писании. Иуда отворачивается от света, он против божественного света, против божественного учения, против Христа.

Отношения персонажей на картины выстраиваются следующим образом. Иисус – центральная фигура, приковывающая внимание зрителя. На него в едином порыве устремили взгляды все апостолы. Они удивительно гармоничны, едины в своем искреннем порыве. Неслучайно апостолы вместе с Иисусом образуют круг. Иуда разрывает божественный круг, отворачиваясь от Христа. Он мрачно, исподлобья смотри на зрителя, его подпирающая рука прикрывает рот, словно заставляя хранить страшную тайну. Под его ногами лежит собака. Попирая ногами собаку, верное человеку существо, он символически попирает верность своему учителю. Иуда противопоставлен Иисусу и апостолам средствами пространственной композиции, цвета, светотени, символики.

Никола Пуссен «Тайная вечеря » 1640 г, ( Замок Белвуар, Грэнтем, Великобритания)

Творчество Никола Пуссена принято относить к направлению классицизма. Данная картина выполнена маслом на холсте.

Стол и ложа с возлежащими Христом и апостолами размещены в нижней трети картины. Прямоугольный стол, покрытый белой скатертью, символизирует жертвенный алтарь, на который возложены хлеб и вино - кровь и плоть Христовы и в центре которого восседает сам Иисус. Иисус расположен лицом к зрителю, апостолы – в профиль, так как их взгляды обращены на Учителя. Внимание зрителя приковывает центральная фигура Христа, который в левой руке держит чашу с вином, а правой совершает крестное знамение. Перед Иисусом, в центре стола, стоит круглое блюдо с хлебом, и символика круга подчеркивает святость первого причастия апостолов. Фигура Иисуса образует треугольник, вписанный в темный прямоугольник окна – это символизирует божественное в человеческом, небесное в земном, духовное в материальном. Примечательно, что прямоугольное окно увенчано полукругом, а внутри полукруга украшение выполнено в виде солярного знака. На него накладывается треугольник подвесного светильника с двумя горящими свечами. Полукруг окна, солярный знак, треугольник светильника – все это образует узнаваемую символику небесной сферы, божественного света. Справа виднеется приоткрытая дверь, впускающая свет в комнату; в дверном проеме стоит второстепенный персонаж – скорее всего, слуга. Все апостолы объединены общим порывом, причастностью к таинству святой евхаристии, кроме Иуды Искариота. Он расположен с краю, в тени, в позе отстранения. Больше половины изображения занимают уходящие вверх стены и высокий потолок, в сумеречном освещении угадываются колонны, арки и полукруглые своды – символы устремления к небу, символы божественных, высших сфер.

Из разнообразных оттенков серо-коричневого выступают яркие цветовые акценты одежд Иисуса и апостолов. Взгляд приковывает красное одеяние Иисуса – символ жертвенной крови и грядущего воскрешения. Синие цвета в его одежде свидетельствуют о божественной тайне. Белый цвет скатерти несколько приглушен, но символика белого ясно читается – святость, очищение от грехов. В одеждах апостолов преобладают оранжевые, желтые, золотые и синие тона. Иуда Искариот отмечен черным цветом, символически указывающим на смерть и связь с подземным миром. Следует отметить присутствие цветов спектра божественного огня: черный, красный, золотой, белый, синий, - что воплощает идею восхождения, будущего вознесения Иисуса.

В композиции можно выделить несколько источников света. В полутемном помещении светильник над головой Иисуса ярко освещает его кроткое лицо и благословляющие руки. Он также освещает лица апостолов – лишь Иуда остается в тени, что символично. Все осенены божественным светом – кроме предателя Искариота. Из приоткрытой двери вливается поток света, позволяющий разглядеть высокий потолок, колонны и арки. Перед столом на прямоугольной подставке стоит свеча, свет которой разгоняет сумрак в нижней части картины, словно даря зрителю частичку божественного света учения Иисуса.

Иисус – центральная фигура среди персонажей картины. Взгляды апостолов устремлены на него, они застыли в напряженном внимании. Иоанн страдальчески уронил голову на стол. Иуда Искариот отстраняется от Христа и апостолов. Его отчуждение показано напряженной отшатывающейся позой, черным цветом одежд, тенью, крайним положением среди учеников.

Уильям Блейк «Тайная вечеря» ( 1799г.)

Творчество Уильяма Блейка исследователи относят к романтическому направлению. Рассматриваемая картина выполнена темперой на холсте и имеет размеры 30.5 x 48.2 см.

В центре композиции – Иисус, возлежащий возле стола. Апостолы расположены вокруг стола, образуя круг, разорванный Иудой Искариотом. Круг – символ божественности, и предатель Искариот неслучайно его разрывает. Иисус помещен выше всех персонажей, яркое свечение его нимба освещает всех возлежащих за столом - кроме Иуды, развернувшегося против божественного света. Это заостряет внимание на божественности, святости Иисуса и низменности предателя Искариота. Прямоугольный стол покрыт белой скатертью, на нем стоят круглые чаши с вином и подносы с хлебом, в центре над ним оказывается Иисус – все это складывается в символ жертвенного алтаря, святой евхаристии и жертвы Христа.

В цветовой композиции преобладают белый, золотой и сине-голубой. Белый символизирует святость, чистоту, очищение от грехов – поэтому одежды Иисуса белые, белая же и скатерть на столе-алтаре. Золотой в христианстве– эманация божественной сущности. Сине-голубой – символ Божественной вертикали. Он также является цветом божественной тайны. Удивительно, что в колористическом решении отсутствует красный, символизирующий жертвенную кровь Христа и грядущее воскресение. Иисус, апостолы, стол – все это выписано чистыми, божественными белым, сине-голубым и золотым и складывается в подобие треугольника, где вершина – сияющая нимбом голова Христа. Этот треугольник словно выступает из мрачного темного прямоугольника фона, клубящегося из разных оттенков коричневого, серого и черного. Это прочитывается как символ божественного в человеческом, небесного в земном, духовного в материальном.

Символика светотеневой композиции утверждает идею божественного в человеческом, света божественного учения и сопротивления Искариота божественному свету. Единственный источник света на картине – яркий нимб над головой Иисуса, озаряющий золотым божественным светом апостолов и стол, выхватывая все собрание из темноты фона. Иуда Искариот отворачивается от света, он против света и против Христа, что изобличает в нем отступника и предателя.

В отношениях персонажей внимание в первую очередь приковано к Христу, его кроткому лицу и благословляющим рукам. Апостолы в единодушном порыве устремили взоры на Иисуса; ладони большинства из них молитвенно сложены, Иоанн держит руки крестообразно (символ креста как грядущего распятия Иисуса), двое склонили головы в благоговейном поклоне. Лишь Иуда Искариот чужд происходящему святому таинству. Он отвернулся, все его внимание обращено на мешочек с деньгами у него в руках. Художник отделил Искариота от Иисуса и апостолов за счет пространственной структуры, светотени, символики. Иуда воплощает низменные черты: алчность, корысть, предательство, чуждость святому, божественному, возвышенному.

Илья Репин «Тайная вечеря» (1903 г)

Творчество Ильи Ефимовича Репина относят к направлению реализма. Данная картина выполнена маслом на холсте, ее размеры составляют 63 на 104 см.

Внимание зрителя в первую очередь привлекает правая часть картины, где на переднем плане сидит Иисус в белых одеждах, положив левую руку возле чаши с красным вином. Стол оказывается за его спиной. Апостолы вместе с Христом образуют круг. Белый прямоугольник стола символизирует жертвенный алтарь, на котором уже стоят золотые чаши и блюда с вином и хлебом как кровью и плотью Христовой, и возле которого сидит сам Иисус – безгрешная жертва во искупление грехов человечества. Символика круга, сплотившего апостолов, указывает на их богоизбранность, святость. Перед столом размещены три широких прямоугольных сидения, которые здесь символизируют модель земного, дольнего мира. Перед ними установлены два высоких зажженных светильника. Их огни освещают верхнюю часть помещения и позволяют увидеть колонны – символ устремленности в небо - и уходящие вдаль по диагонали полукруглые арки – символ небесной сферы, высшего мира. У дальней правой стены стоят две темных фигуры второстепенных персонажей – они не участвуют в происходящем таинстве евхаристии, и потому находятся в глубокой тени, они не освещены божественным светом. За спинами Иисуса и апостолов расположены канделябры со гроздьями огней – канделябры и свет от них явно образуют треугольники. Символика треугольника – двойственность мироустройства, соединение божественного с человеческим, небесного с земным, духовного с материальным.

Основу цветовой композиции составляют черный, красный, золотой, белый и синий – цвета спектра божественного огня, воплощающего идею восхождения как воскресения и вознесения Христа.. Белые одеяния Иисуса - будущей жертвы и белая скатерть стола-жертвенника символизруют чистоту, божественность, очищение от грехов. Красное вино, красные сидения, красные одежды двух апостолов – этот цвет символизирует жертвенную кровь Христа и его грядущее воскресение.Золотая посуда на столе подчеркивает священность евхаристии в христианстве. Золотистое пламя свечей усиливает их символику божественного огня. Сине-голубой цвет символизирует божественную тайну. Черный цвет одежд Иуды Искариота отмечает его причастность к скорой смерти Христа. Кроме того, черный цвет выделяет Искариота из апостолов, указывает на его обособленное, отчужденное положение.

На картине есть несколько источников света. Самые яркие – канделябры за спинами апостолов. Ярче всех освещен Иисус – его голова находится между двумя канделябрами. Это символично указывает на божественный свет его учения. Светом канделябров освещены лица и руки апостолов – они причастны к священному таинству евхаристии, на них снизошел свет божественного учения Иисуса. Лишь Иуда Искариот отвернулся от светильников и опустил голову, оказавшись в тени – это выделяет его среди апостолов, сообщает ему инфернальность, указывает на него как на предателя и отступника. Два высоких светильника на переднем плане и льющийся из верхней центральной части свет помогают увидеть высокие потолки с полукруглыми арками, наводящими на мысль о небесных сферах. Свет, исходящий из окна на левой стене, позволяет оценить глубину изображенного помещения и различить темные фигуры второстепенных персонажей.

На картине изображен момент, когда Иисус сообщает ученикам о предателе. Его лицо выражает смирение и страдание. Апостолы в смятении вскочили со своих мест и устремились к Христу. Иоанн держит обеими руками руку Христа, словно ища у него поддержки в столь тяжелый миг. Петр гневно указывает на Иуду Искариота, изобличая предателя. Но Иуда остается невозмутимым. Он не понимает всей глубины своего преступления. Художник выделил его особую, чуждую и даже враждебную собравшимся роль пространственно (сидит с краю на углу), с помощью цвета и светотени (черные одежды, тень, против света), а также невзмутимостью на фоне общего волнения и смятения.

Сальвадор Дали «Тайная вечеря» (1955 г.)

Сальвадор Дали – один из ярчайших художников ХХ века. Направление своего творчества он сам называл сюрреализмом.

«Тайная вечеря» кисти этого художника написана маслом на холсте, ее размеры 167 на 268 см.

В центральной точке композиции находится голова Иисуса. Он сидит в центре золотистого каменного стола. Вокруг стола, почтительно склонив головы, сидят апостолы. Помещение, в котором происходит Тайная вечеря, венчает стеклянный купол. Сквозь купол виден пейзаж: море, скалистые острова, многоцветное небо. Сквозь полупрозрачное тело Иисуса просвечивают лодки на море. Идеально точно размещены половинки хлеба. Ученики за столом размещены по законам идеальной центральной симметрии. Стакан с вином наполнен точно наполовину. Многократно повторяется символ треугольника. Только фигура Иисуса образует три треугольника с общей вершиной – головой Христа: торс Иисуса с разведенными согнутыми в локтях руками; треугольник, образованный головой и двумя половинками хлеба, тругольник заливающего Иисуса света. Над прямоугольным столом – жертвенным алтарем эти треугольники приобретают значение божественного в человеческом, небесного в земном, духовного в материальном. Треугольники образуют и фигуры двенадцати апостолов. Над головами собравшихся реет полупрозрачная фигура с раскинутыми руками – символ креста, преддвестие скорого распятия Иисуса. Купол составлен из гигантских пятиугольников – но какой символический смысл несут пятиугольники? Быть может, объединение прямоугольника и треугольника в одной геометрической фигуре для усиления значения идеи божественного в человеческом и небесного в земном?

В цветом решении картины доминируют белый, золотой и голубой. Стол, вопреки традициям, не белый, а золотистый. Золотистые также волосы Иисуса, одежды нескольких апостолов, хлеб, свет, рамы стеклянного купола – золотой цвет в христианской символике есть эманация божественной сущности. Голубой цвет одежд Христа и нескольких его учеников, голубые выси неба и глубины моря – голубой символизрует Божественную, Мировую вертикаль и божественную тайну. Белый цвет в одеждах апостолов символизируе чистоту, очищение от грехов, святость. Лишь капелька красного – полстакана вина, олицетворяющего кровь Христову, - символизирует жертвенную кровь и грядущее воскресение Иисуса. В композиции нет черного цвета – есть разные оттенки коричневого и серого, сообщающих материальную плотность и тяжесть, например, апостолам, что подчеркивает полупрозрачность, невесому легкость Иисуса.

Картина залита светом, льющимся из стеклянного купола. Но этот свет в первую очередь льется на Иисуса, символизируя его божественную сущность, избранность, чистоту и святость.

Отношения персонажей на картине удивительны. В центре внимания сияющий, озаренный божественным светом Иисус, благословляющий дары первого причастия. Апостолы благоговейно внемлют, почтительно и смиренно склонив головы и сложив руки. Но кто же из них Иуда Искариот? На картине нет конфликта с отступником и предателем. Все ученики одинаково вовлечены в таинство евхаристии, все одинаково проникнуты светом божественного учения Иисуса. Здесь нет предателя? Или наоборот, любой из апостолов может оказаться предателем? Этот вопрос остается открытым.

Само название знаменитой картины да Винчи «Тайная вечеря» несет в себе сакральное значение. Действительно многие полотна Леонардо овеяны ореолом загадочности. В «Тайной вечере», как и во многих других работах художника, прослеживается много символизма и скрытых посланий.
Недавно была завершена реставрация легендарного творения. Благодаря этому удалось узнать немало интересных фактов, связанных с его историей. Смысл картины до сих пор остается для многих мутным и не совсем ясным. Вокруг скрытого смысла «Тайной вечери» рождаются всё новые и новые догадки.
Леонардо да Винчи - одна из самых загадочных личностей в истории изобразительного искусства. Одни чуть ли не причисляют художника к лику святых и сочиняют ему хвалебные оды, другие, напротив, считают его богохульником, продавшим душу дьяволу, при этом никто не сомневается в гениальности великого итальянца.

История создания картины

Сложно верится, но картина «Тайная вечеря» была написана в 1495 году на заказ миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своей распутной жизнью, у него была очень скромная и благонравная жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.
Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом тзаказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.



Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метров вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с ним злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие на одной из стен трапезной в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) находится гораздо ближе, чем мы думаем. 1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно были предметом споров. Судя по надписям на репродукции картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.




2. Многие историки считают, что эта картина изображает евхрастию (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже…
3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи во время написания картины дались Иисус и Иуда. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.
Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнения: вот оно - воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».
Последним персонажем, прототип которого художнику так и не удавалось до последнего найти, был Иуда. Художник часами бродил узкими итальянскими улочками в поисках подходящей модели. И вот спустя 3 года, да Винчи нашел то, что искал. В канаве валялся пьяный мужчина, который уже давно находился на краю социума. Художник приказал привести пьяницу в его мастерскую. Мужчина практически не держался на ногах и слабо соображал, куда он вообще попал.


После того как образ Иуды был завершен, пьяница подошел к картине и признался, что где-то уже ее раньше видел. На недоумение автора мужчина ответил, что три года назад его было не узнать: он пел в церковном хоре и вел праведный образ жизни. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.


Так, по предположениям историков, Иисус и Иуда были написаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Этот факт служит метафорой того, что добро и зло идут рука об руку и между ними очень тонкая грань.
4. Самым спорным считается мнение о том, что по правую руку от Иисуса Христа расположен вовсе не мужчина, а не кто иной, как Мария Магдалина. Ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Иисуса. Из силуэтов Марии Магдалины и Иисуса образовывается буква «М». Якобы она означает слово «Matrimonio», которое переводится как «брак».


5. По мнению некоторых ученых, необычное расположение учеников на полотне не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - девой.
6. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время Второй мировой войны в результате попадания снаряда в здание церкви, было разрушено практически всё, кроме стены, на которой была изображена фреска.
Однако в 1566 году местные монахи проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам картины. уть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце ХVII века из трапезной и вовсе сделали конюшню.
7. Не менее интересны размышления жрецов искусства о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо нарисовал опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.


8. Существует предположение, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - это на самом деле автопортрет самого да Винчи. И, учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.

«Та́йная ве́черя» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) - фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 450×870 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495-1498. Ultima cena. 460×880 см. Санта-Мария делле Грацие, Милан
Фото кликабельный

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Известно о существовании трех ранних копий фрески, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.
Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей;
Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета), Петр и Иоанн;
Фома, Иаков Зеведеев и Филипп;
Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня», и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идет слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение, например там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком. Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Основная реставрация

В 1970-е фреска выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барсилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную, с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна, а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушенных цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести там только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

Санта-Мария делле Грацие

Художник: Леонардо да Винчи
Название картины: «Тайная вечеря»
Картина написана: 1495-1498 г.
Фреска.
Размер: 460 × 880 см

Она – гениальна, она – великолепна, ее автор – человек, на столетия опередивший свое время. Она – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Тема картины знакома каждому, кто хоть раз читал Библию или просто знаком с ней. Иисус Христос собрал 12 апостолов и объявил о том, что один из них предаст его. Христиане, как известно, переживали в те годы не лучшие времена – их преследовали и распинали на крестах.

Сказать о том, что эта картина проста и написана сочетанием неярких серых красок и ярких одежд апостолов – недостаточно. «Тайная вечеря» - загадка, тревожащая многие умы. Все начинается с того, кто все-таки изображен на фреске, заказанной герцогом Сфорца для церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане. Надписи на копии в Лугано гласят, что если рассматривать ее слева направо, то вы увидите изображения Варфоломея, Якова-младшего, Андрея, Иуды, Петра, Иоанна, Фомы, Якова-старшего, Филиппа, Матфея, Фаддея и Симона Зелота.

Дальше начинаются загадки и домыслы. Первая из них – кто сидит по правую руку от Христа – Иоанн или женщина? Причем, если Сын Божий написан в ярко-красном одеянии, то его ученик одет в нежные тона. Такая контрастность олицетворяет извечный антагонизм мужского и женского начал. Интересно, что пространство между Иоанном и Иисусом имеет форму клина, а сами фигуры стилизованы под литеру М. Искусствоведы и историки считают, что это более чем прямой намек на связь Христа с Марией Магдалиной, а символ V всегда означал женское начало.

Еще один момент, о котором ведутся бесчисленные споры – наличие на картине руки, держащей нож, которую нельзя отнести ни к одному из персонажей.

Почему Фома поднимает палец? И Фома ли это? Исследователи пишут о том, что это – Иоанн Креститель. Но вот в чем вопрос – как мог оказаться на тайной вечере человек, чью голову преподнесли Ироду на блюде после танца Саломеи? Еще одна загадка «Тайной вечери» - личность апостола Фаддея, который никто иной, как сам да Винчи.

Примечательно, что все доводы и выводы по поводу творчества гениального да Винчи основаны на том, что он совершал грандиозные открытия и любил придавать мужчинам женственные очертания. Если посмотреть на Иоанна Крестителя, точнее на Фаддея, то еще Фрейд замечал, что очень уж этот святой напоминает альбиноса без волос.

Если присмотреться к столу, за которым сидит Христос с 12 апостолами, то вы увидите на нем вино и хлеб – обязательные элементы сегодняшнего католического причастия –по этой причине многие искусствоведы ставят картину на уровень иконы.

Идеальное расстояние для разглядывания фрески – 30 футов, а перспективы основаны на «божественной пропорции» (идеальные пропорции человеческого тела), которая проявилась в витрувианском человеке. Если пристально рассматривать картину, то в центре ее вы увидите Христа с разведенными руками, лежащими на столе – он образует треугольник, центральной точкой которого является арка, откуда льется свет.

«Тайная вечеря» наполнена глубоким психологизмом, потрясающим знанием человеческих характеров, которые можно рассматривать в контексте образов апостолов. «Один из вас предаст меня» - это одинаковая фраза для всех, но реакция на нее для каждого из последователей Иисуса разная, она отражается в первую очередь, в жестах фигур.

Начать следует с Иуды Искариота. Все, кто рисовал его до Леонардо утверждали одно – этот человек является злодеем. Он должен быть расположен поодаль от всех остальных и стать изгоем. Да Винчи эту традицию сломал. Объединив его с остальными учениками, он все же наполнил образ Иуды «сигналами» - предательские серебрянники в мешке и рассыпанная соль, которая означает угрозу.

Слова Христа докатились и до остальных участников тайной вечери – сидящие по левую руку люди объединены единым порывом. Филипп недоуменно смотрит на своего учителя – его слова вызвали у юноши шок, Яков-старший может лишь развести руками, а рука Фомы поднята вверх – он в очередной раз не верит.

Противоположные этой группе фигуры отделены от Иисуса небольшим расстоянием, но новость произвела впечатление и на них. Уродливый профиль предателя Иуды контрастирует с чистым ликом учителя и с прекрасным лицом женственного Иоанна (Марии Магдалены?). Петр шепчет на ему на ухо, чтобы тот узнал, кто предатель и хватается за меч, стремясь защитить Христа.

Головы трех остальных апостолов повернуты к Иисусу в немом вопрошании. Матфей вытянул руки к учителю, а голова его повернута к Фаддею, мужчине в возрасте, который, как надеется апостол, может дать хоть какое-то объяснение происходящему. Недоуменный жест Фаддея так же говорит о том, что слова Христа он слышит в первый раз. Крайние фигуры по обе стороны стола замыкают композиции фрески и, кажется, останавливают движение.

«Тайную вечерю» читают самым завершенным и самым популярным произведением да Винчи после «Джоконды». При этом, фреска не детализирована, не декорирована, она проста как сама жизнь. Фигуру Христа – символа самопожертвования во имя других апостолы окружают так, чтобы подчеркнуть ее значимость и величие. Леонардо разбивает всех персонажей на отдельные группы, подчеркивая пластику их движений. Примечательно, что небольшой стол практически пуст – это лишь заставляет смотреть только на образы апостолов людей всего мира на протяжении веков.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря"

    ✪ ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ. "Тайная вечеря". Библейский сюжет

    ✪ О "Тайной Вечере" Леонардо Да Винчи

    ✪ Леонардо да Винчи, Христос и Магдалина.AVI

    ✪ Тайная вечеря (1495-1498) - Леонардо да Винчи

    Субтитры

    Мы находимся в церкви Санта Мария делла Грацие, в Милане. Перед нами «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Мы в помещении, где монахи совершали трапезу - в трапезной. Таким образом, несколько раз в день они приходили сюда и молча ели, имея возможность созерцать «Тайную вечерю» Леонардо. Безусловно, это идеальное место для данного сюжета. И далеко не необычное. Давайте поговорим о сюжете. Во время своей последней вечери Христос сообщает своим двенадцати апостолам «Один из вас предаст меня». И одно из частых прочтений этого изображения - реакция апостолов на его слова. То есть, не собственно произнесение Христом этих слов, а момент после, реакция апостолов. Это его ближайшие последователи. И поэтому для них его слова - ужасное потрясение. Мы видим водоворот эмоций апостолов, сидящих за столом. Это один из способов интерпретации фрески, однако существует и другой аспект прочтения. Который, в каком-то смысле, еще значительнее. Мы видим, что Христос протягивает руки к чаше с вином и хлебу. Это воплощение таинства. Это интерпретация евхаристии, Таинства Святого Причастия, когда Христос изрекает: «Примите хлеб мой, сие есть Тело Мое. Примите вино, сие есть Кровь Моя. И помните обо Мне». Мы видим, как он протягивает руки к хлебу и вину. Но что примечательно: ладонь Христа широко раскрыта, так, что кажется, будто он, протягивая руку к вину, в то же самое время, протягивает ее и к тарелке. Одновременно тянется к ней и Иуда. Иуда - тот, кто собирается предать Христа. Римляне заплатили ему за предательство 30 сребреников. Видно, как он сжимает мешок со деньгами в правой руке, отпрянув от Христа. Лицо его скрыто тенью. Он отодвигается и одновременно протягивает руку к тарелке. Это как раз один из признаков определения Христом предателя: человек, разделяющий и вкушающий пищу вместе с ним. Это интересно, так как история изучения этого произведения по сути, сводится к тому, какой именно момент здесь изображен. Но мне думается, что здесь запечатлены все эти моменты. И апостолы воспринимаются реагирующими как на слова Христа «один из вас предаст меня», так и на слова «примите хлеб мой, сие есть Тело Мое, примите вино, сие есть Кровь Моя». Так, Леонардо изображает несколько моментов этой истории и, в то же время, передает ощущение Божественного, вечного, значимость всей этой истории. Ошибиться в том, кто эти 13 человек за ужином, невозможно. Мы точно знаем, это та самая Тайная Вечеря. Мы осознаем важность этого момента без каких-либо символов божественного, которые присутствовали в Раннем Возрождении, к примеру, нимб. Образы сами по себе величественны в этом пространстве. Они расположены тесно друг к другу, что передает энергию и смятение, окружающие совершенство, значимость и геометрическую форму Христа. Верно. Изображение Христа образует равносторонний треугольник. Его голова - центр круга. Окно, на фоне которого она изображена, воспринимается как нимб. Центр картины - это источник спокойствия. А за его пределами - человеческие существа со всеми своими недостатками, страхами, беспокойством - вокруг божественного центра. Это Леонардо да Винчи - математик, ученый, думающий о слиянии всего изображенного им в единое целое. Если сравнивать ранние изображения Тайной вечери, там нарисован просторный стол, в помещении богатое убранство. А Леонардо все максимально упрощает и делает акцент на персонажах, их жестах. Он не оставляет свободного места за столом, все место занято самими фигурами, стол отделяет наше пространство от Христа и апостолов. Мы никак не можем стать частью этого пространства. По существу, у них нет возможности попасть в наше пространство. Существует четкая граница. В версиях Тайной Вечери, которые Леонардо мог видеть во Флоренции, Иуда сидит на противоположной стороне стола. Посадив Иуду в ряд с другими апостолами, художник превращает стол в границу между нашим миром и миром апостолов. Посмотрим на их лица: лицо Христа умиротворенно, взгляд опущен, одна рука поднята, другая внизу. Справа группа из трех человек, среди них Иуда, он отворачивается от нас в тень. Его шея повернута, что напоминает нам о его скором самоповешении. Он отстраняется, а Святой Петр, защитник Христа, устремляется к Христу. У него нож, который тот держит за спиной. Он будто вопрошает: кто же это? Мне надо защитить тебя. Третья фигура в этой тройке с Иудой и Петром, судя по всему, святой Иоанн, который выглядит очень смиренно, глаза его закрыты. Это традиционно для живописания Тайной Вечери. Моя любимая тройка - это крайние фигуры справа. Да Винчи было особенно интересно через тело выражать душу, показывать внутреннюю природу. Он создает эти четыре тройки, это связывает образы вместе, они будто наслаиваются друг на друга, создавая накал страстей. Создавая напряжение и контраст между эмоциональным откликом этих образов. Вот невероятная группа, где жест Фомы указывает вверх. Будто произнося: не это ли предопределено Создателем? Не задумано ли это Господом одному из нас предать тебя? Однако, конечно, этот указующий палец - предзнаменование распятия Христа, погруженный в его рану. Мы также видим Филиппа и Иакова Заведеева. Они в противостоянии: один широко развел руки, другой - сводит их вместе. И если сравнивать с ранними изображениями Тайной Вечери, можно заметить, что между фигурами есть расстояние. А здесь - идея объединенной композиции, столь характерной для Высокого Ренессанса. Но что наиболее ощутимо, на мой взгляд, это божественная сущность Христа. Его умиротворенность. Все линии перспективы сходятся на нем. Примечательно, что линия перспективы, переданная художником, слегка расходится с линией перспективы смотрящего. То есть нужно быть на уровне Христа, чтобы наблюдать эту фреску в правильной перспективе. Интересно, что в каком-то смысле, картина приподнимает того, кто на нее смотрит. Нам пришлось бы приподняться на 10-15 футов от земли, чтобы перспектива стала идеальной. Таким образом, мы находимся в присутствии Божественного в центре, что передается различными путями. Не забывайте, что в 1498 году люди наблюдали картину в другом виде. Картина в ужасном состоянии, отчасти потому, что Леонардо экспериментировал сочетая масляную краску и темперу, в обстановке, где традиционно использовали фреску. Изображение стало портиться вскоре после его завершения. Да, в отличие от традиционной фрески, которую клали на влажную штукатурку, Леонардо рисовал на сухой. Краска не смогла прочно закрепиться на стене. К счастью для нас, картину сохранили. Таким образом, в некотором роде, это идеальное представление стиля Высокого Возрождения. Это попытка создать ощущение вечного и совершенного в условиях хаоса человеческой жизни. Верно. Слияние земного и божественного. Subtitles by the Amara.org community

Общие сведения

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте . Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена» .

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса : правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке , поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы , габса и мастики , а затем писать по этому слою темперой .

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

  • Варфоломей , Иаков Алфеев и Андрей ;
  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн ;
  • Фома , Иаков Зеведеев и Филипп ;
  • Матфей , Иуда Фаддей и Симон .

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня » ), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа .

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии , Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним . Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

  • апостолы сидят группами по три человека;
  • позади Иисуса - три окна;
  • контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение ; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие . В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской , а затем покрыл фреску лаком . Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны , 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Критика

Большинство художников (Леонардо да Винчи, Тинторетто и пр.) изображают апостолов, сидящих на стульях, что не соответствует восточным, палестинским традициям и только Александр Иванов изобразил сидящих правдиво - сидящих по-восточному.

Основная реставрация

В 1970-е роспись выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна , а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

В массовой культуре

  • Роспись показана в документальном сериале «Жизнь после людей » - через четверть века многие элементы росписи сотрутся со временем, а через 60 лет без людей от фрески останется 15 процентов краски, да и то они зарастут мхом.».
  • В клипе на песню «Сиськи» группы Ленинград есть сцена, где показана пародия на картину.
  • В клипе песни "HUMBLE" исполнителя Kendrick Lamar также есть пародия на картину.
  • В конце пятьдесят пятой минуты (54 минут 48 секунд) фильма режиссера Нормана Джуисона "Иисус Христос - Суперзвезда " во время начала исполнения партии Иисуса в треке "Gethsemane" актеры на несколько секунд застывают в кадре, повторяя расположение Христа и аполстолов на росписи (без соблюдения вышеуказанного порядка расположения апостолов, найденного в записных книжках Леонардо да Винчи). Кадр завершается с первыми словами партии Иисуса: "The end is just a little...".