История истаравшан. Отдых в ура-тюбе, лучшие цены на туры в ура-тюбе


Истаравшан Истаравшан - город в Согдийской области Таджикистана, в предгорьях Туркестанского хребета недалеко от города Худжанда и реки Сырдарьи. До 10 ноября 2000 года назывался Ура́-Тюбе́ (тадж. Уротеппа). Климат мягкий, зима - многоснежная, лето не жаркое, сухое. 2 октября 1866 года крепость Уротеппа взята русскими войсками. Истаравшан – город-музей, древний центр торговли и ремесел, один из древнейших городов Центральной Азии. В 2002 году Истаравшану исполнилось 2500 лет. Город основан в VI веке до нашей эры ахеменидским царем Киром, укрепившим поселение тремя рядами стен и цитаделью. Во II-VII вв. до н.э. на территории Истаравшана располагалось городище Мугтеппа – место проживания местной аристократии, возводившей тут многочисленные замки со своеобразной, выразительной архитектурой. Об этом свидетельствуют обнаруженные поселения Бунджикат (Кала и Ках-Ках) и Чильхуджра, имевшие хорошо укрепленные сооружения с дворцовыми и культовыми постройками, украшенными росписями и резными панно. В Бунджикате, в частности, была обнаружена роспись с изображением волчицы, кормящей двух младенцев - свидетельство контактов Запада и Востока. На холме Муг, где располагалась резиденция местного правителя, до наших дней сохранились лишь ворота с куполом и колоннами по бокам. В годы арабского владычества Истравшан стал провинцией Арабского Халифата. В это время появляются исламские архитектурные сооружения портально-купольных конструкций - мечети,медресе, мавзолеи, минареты и др. Бурное развитие Истаравшана связывают с правлением первой этнической таджикской династии Саманидов (IX-X века). В XIII веке город был разрушен монголами. Второй период расцвета Истаравшан переживает в XIV веке, когда формируется могущественная империя Тимуридов. Теперь город именуется как Ура-Тюбе. В XVI веке Мавераннахр (а вместе с ним и Ура–Тюбе) теряет свое значение в результате образования нового государства Шейбанидов со столицей в Бухаре. В XVIII веке Ура-Тюбе вновь получает развитие. Именно в это время были укреплены цитадель и стены крепости, реставрированы старые и возведены новые сооружения, способные выдержать атаки многочисленных кочевых племен, атакующих город. В 1886 году Ура-Тюбе вошел в состав России. До наших дней в Истаравшане сохранился ряд интересных исторических и архитектурных памятников, свидетельств яркого исторического прошлого города. Истаравшан (Уратюбе) является одним из древнейших городов мира. Ему более 2500-лет. Он расположен на севере Таджикистана, в предгорьях Туркестанского хребта. От областного центра-города Худжанда, Истаравшан находится на расстоянии 78 км. Город расположен на высоте около 1000 метров над уровнем моря. Климат мяг¬кий, зима - многоснежная, лето нежаркое, сухое. Население района составляет 185 тыс.человек. Из них в городе живут 52,2 тыс., а в сельской местности -132,8 тыс. человек. Территориальная площадь Истаравшана составляет 183009 гектаров. На севере и западе административный район граничит с Узбекистаном, на востоке с Ганчинским районом, на юговостоке граница проходит маленьким клином c Киргизстанам республике, а на юге с Айнинским районом Таджикистана. По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI - IV в.в. до нашей эры в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пун¬кты городского типа. Помимо Самарканда в Средней Азии того периода существовали и другие города. Одним из них был нынешний Истаравшан, а в прошлом Кирополь (Курушкада), названный так по имени основателя персидской державы Кира-Куруша (529-559 гг. до нашей эры). Кирополь обязан своим происхождением росту ремесленного производства и торговли. К тому времени, когда Александр Македонский завоевал Среднюю Азию (IV в до н.э.), Курушкада была уже большим. хорошо укреплённым городом. В его обороне при

Истаравшан – один из древнейших городов Согдийской области Таджикистана, расположен в северной части страны, в предгорьях Туркестанского хребта, в 78 километрах от города Худжанд, на высоте 1000 метров над уровнем моря.

До 10 ноября 2000 года город Истаравшан был известен с названием Ура-Тюбе (Ура-теппа) и его население составляло 80 тысяч человека.

Благодаря географическому местонахождению города Истаравшана, здесь всегда господствует благоприятное мягкое климатическое условие. Лето – жаркое и сухое, а зима – многоснежная.

Ура-Тюбе является самым знаменитым городом, благодаря своим многовековым архитектурно-культурным историческим памятникам, которые сумели дожить до наших дней. А также Ура-Тюбе считался центром торговли и ремесел в Центральной Азии. Уратюбинцы из давних пор славились своими высокими мастерскими искусствами ремесленничества. Они изготавливали ножи, украшенные резьбой, активно действовали мастерские по производству тканей с художественной вышивкой, глиняных посуд и национальной обуви. В 2002 году в Истаравшане торжественно отмечался 2500-летний юбилей города.

Современный город – Истаравшан (бывшее Ура-тюбе) сегодня стал важным центром оптовой торговли по всей Республике. В городе функционируют гостиницы, рестораны, лечебно-оздоровительные центры, медресе и много других учреждений.

История города Истаравшан коснется далекому прошлому, он был основан в 6 веке до нашей эры Киром — персидским царем из династии Ахеменидов. Он приказал построить поселение на месте нынешнего Истаравшана, укрепить тремя рядами стен и крепостью. Царь царей Кир (529-559 годы до н.э.) сочетая своим именем, назвал новый город Кирополем (Курушкада). В городе создавались условия для развития ремесленничества и экономической торговли. Но к сожалению к 4-ому веку до нашей эры, Александр Македонский завоевал Среднюю Азию и превратил вес город в развалину.

Достопримечательные места Истаравшана довольно много, особенно стоит отметить такие достопримечательности как городище Мугтеппа, крепость Ках-каха, поселения Бунджикат, форт Чильхуджра, Чилдухтарон, медресе Кок-Гумбаз, мавзолей Боботаго, мавзолей Худоёра Балъами, мавзолей и мечеть Хазрати Шох, мавзолей Аджинахона, Ансамбль Сари Мазор, Чор-Гумбаз Мечеть Хавзи Сангин, Мечеть Савристон, и другие. Многие из них считаются священными местами паломничества, которые связаны с именем известных людей.

Истаравшан (Ура-тюбе ) - один из древнейших городов-государств на территории Средней Азии . Лежит на высоте 1000 метров над уровнем моря, в предгорьях Туркестанского хребта , северной части Таджикистан а , что в 78 км от областного центра, города Худжанд а .

Современный город занимает площадь в 183009 гектар и имеет население около 180 тыс. человек. Однако, в городе проживает немногим более 50 тыс., а остальные 130 тыс. - жители окрестных деревень и сельской местности.

Климат региона достаточно мягкий - зима не суровая, с большим количеством снега, лето жаркое без осадков.

Согласно историческим данным древний город на этом месте был основан в VI в до н.э. Киром - Курушем из династии Ахменидов , и получил название Кирополь или Курушкада .

Ко времени завоевания Средней Азии Александром Македонским , Курушкада был высокоразвитым и хорошо укрепленным, а его подступы обороняло 18 тыс. человек. Великому полководцу пришлось идти на хитрость, чтобы овладеть неприступной крепостью.

Однако покоренный город не желал смириться, и был разрушен Александром за регулярные смуты и заговоры против императора.

Позднее ко II веку до н.э. город разросся и превратился в достаточно сильное государство - Уструшану , которое занимало территорию, соответствующую современным районам Истаравшана Нау , Дж. Расуловского , Айнинского , Ганчинского и Горной Матче , Согдийской области Таджикистан а . А так же Хавасту , Замину , Джизаху , Фаришу Самарканд ской области Узбекистан а и Лайлакскму району Ош ской области Кыргызстан а .

Столицей государства был определен город Бунджикат , который и стал прародителем современного Истаравшана .

Во времена Арабского Халифата Истаравшан был одной из арабских провинций, затем претерпел бурное развитие в годы правления династии Саманидов - родоначальников таджикской нации, в XIII веке его разрушили монголы, и лишь в XV веке, в пору правления Тимуридов город вновь расцвел и получил новое название Ура-Тюбе .

В XVIII веке, здесь образовалось самостоятельное феодальное владение, которое к XIX веку было поделено между Бухарским и Коканд ским ханствами .

2 октября 1886г после восьмидневной осады крепость Ура-Тюбе пала под натиском войск российской царской армии.
В ноябре 2000 года городу было возвращено историческое название - Истаравшан .

Сегодняшний Истаравшан экономически развитый, современный город. Основными источниками финансовых вливаний здесь являются пищевая и легкая промышленность. Фруктоперерабатывающая и винодельческая отрасли являются самыми передовыми в стране.

Жители города исстари славились как непревзойденные мастера-ремесленники. Ткани, обувь, посуда, ножи, украшенные резьбой, а так же художественная вышивка - всегда высоко ценились у соседей, да и далеко за пределами края. Вот и современный город давно стал центром оптовой торговли, здесь поддерживают тесные коммерческие связи не только с государствами Средней Азии , но и Ближнего Востока .

До наших дней в Истаравшане сохранилось огромное количество памятников старины, как яркое свидетельство бурного исторического прошлого прекрасного города. Особо хочется отметить подлинные архитектурные и исторические сокровища, такие как городище Мугтеппа , крепость Ках-каха , медресе Кок-Гумбаз , мавзолей Боботаго , Хазрати Шох , Чоргумбаз , Ансамбль Сари Маэор и др.

Достопримечательности Ура-Тюбе

Медресе Кок-Гумбаз

Кок-Гумбаз («Голубой Купол») - медресе XVI века построенное по инициативе Султана Абдулатифа, сына знаменитого ученого и философа - Улугбека (внук Амира Тимура). По одной из легенд, Абдулатиф поссорившись с отцом, покинул дворец и напросился к старику-дехканину рыть арык за 100 тенге. Узнав об этом Улугбек, потребовал отдать ему заработанные деньги, однако не наказал сына, а добавил …

Мавзолей Хазрати Шох

Одно из трех культовых зданий, составляющих архитектурный комплекс «Хазрати Шох», двумя другими, являются: мечеть Хазрати Шох и мавзолей Худоёра Ваълами. Сегодня все три здания стоят полукругом и образуют красивую площадь. Однако мало кто знает, что у каждого из них своя история, свое время постройки и свое предназначение. Раньше в комплекс входили еще медресе и городское кладбище. По …

Перед вами карта Истаравшана с улицами → Согдийская область, Таджикистан. Изучаем подробную карту г. Истаравшан с номерами домов и улицами. Поиск в реальном времени, погода сегодня, координаты

Подробнее об улицах Истаравшана на карте

Подробная карта города Истаравшан с названиями улиц сможет показать все маршруты и дороги, где находятся и как доехать до улицы Дусти. Расположен недалеко от .

Для детального просмотра территории всего района достаточно изменить масштаб онлайн схемы +/-. На странице интерактивная схема-план города Истаравшан с адресами и маршрутами микрорайона. Перемещайте её центр, чтобы найти сейчас улицы.

Возможность проложить маршрут по территории страны и рассчитать расстояние — инструмент «Линейка», узнать протяженность города и путь к его центру, адреса достопримечательностей, остановки транспорта и больницы (тип схемы «Гибрид»), посмотреть вокзалы и границы.

Вы найдете всю необходимую подробную информацию о местоположение городской инфраструктуры - станции и магазины, площади и банки, шоссе и трассы, как проехать.

Точная спутниковая карта Истаравшана (Istarawshan) с поиском Гугл находится в своей рубрике. Используйте поиск Google, чтобы показать номер дома на схеме города в Таджикистане/мире, в реальном времени.

Среди туристов принято считать, что в Узбекистан надо ездить ради древних городов, а в Таджикистан - ради гор и горных селений. Но как часто бывает, речь здесь лишь про "центр тяжести": в Узбекистане есть фактурнейшие обитаемые горы типа Лянгара или Байсуна, а в Таджикистане немало и своих древностей. Но те в основном в кишлаках, а полноценный "древний город" с километрами махаллей, скрывающих старинные мечети и мавзолеи, в Таджикистане собственно один - это Истаравшан, бывший Ура-Тюбе, о главной улице и общей атмосфере которого я рассказывал .

На ура-тюбинском базаре, только прибыв в город, видимо на почве общей усталости я поругался с напарницей из-за некоторых возможностей, упущенных, как казалось мне тогда, от того что она слишком долго собиралась. И видя эту сцену да слыша русскую речь, с противоположной стороны улицы, от кузнецого ряда, к нам подошёл пожилой и очень доброжелательный человек в тюбетейке.
-Здравствуйте! Как дела?
-Нормально, - ответил я сквозь зубы, так как к концу второго месяца путешествия порядком устал от желающих пообщаться.
-Зачем ругаетесь? Устали наверное. Пойдёмте ко мне домой, плов покушаете, отдохнёте.
Времени было мало, я по привычке стал отнекиваться, дескать город мне смотреть надо и так далее, и дядя (звали его Джамал), подумав, сказал, что и город нам покажет. Ольга тоже уговорила меня не отказываться, и Джамал словно из тюбетейки вытащил откуда-то машину со знакомым водителем да повёз нас в родную махаллю Зарнисор на той горе, что нависает над старым городом.

В прошлой части я писал о том, как мы зашли в гости к нетипичным, в меру глобализованным жителям патриархального Истаравшана. Здесь же хозяева были самые что ни на есть типичные, и в большом доме Джамала, характерном среднеазиатском каре жилых построек вокруг садика, догуливала свадьба, длившаяся уже неделю. Ближе к концу действа собрались те, кто не смогли приехать в первые дни, в основном родня издалека, и они как правило привозили лучшие подарки. Но "гулять так гулять" среднеазиатским людям, годами берегущим к свадьбе каждую копейку, свойственно пожалуй даже больше, чем русским, и на правильной свадьбе (а такие бывают в последнее время редко) любой прохожий может стать дорогим гостем. Нам принесли плова и фруктов, гости (на фото где-то пятая часть собравшихся в доме) от души фотографировались с Олей, а мы с Джамалом и таксистом (его имя я, увы забыл) обсуждали детали предстоящей экскурсии. В итоге мы проехали десяток точек - почти всё, что было намечено у меня и кое-что из того, о чём я не знал, и заплатили за это водителю порядка 1000 рублей. Но иначе мы бы за один день и не успели - как показывает мой опыт, ориентироваться в среднеазиатских махаллях чрезвычайно трудно.

Первым делом Джамал повёз нас на вершину холма, к склону которого прилипилась его махалля:

Прошлую часть мы закончили на холме Мугтепе, где издавна стояла Ура-Тюбинская цитадель. Но холмы над городом образуют хорошо заметные "ворота", отделяющие Истаравшан от долины, и в этот раз мы поднялись на другую их "створку". На вершине холма стоит заброшенное здание, на крыше которого успела образоваться глина с бурьяном, поверх которой люди натаскали тлеющую помойку - по словам Джабара, это его дальний знакомый строил лет 15 назад ресторан, да помер, а завершить дело было некому. Но на крышу ведёт ещё надёжная лестница, и крыша эта служит отличной смотровой площадкой. Вид на Мугтепе с уцелевшей башней цитадели:

Холмы-ворота, естественная крепость, ограничивают Старый Истаравшан с севера. За ними, левее кадра выше - тоже махалли и целый микрорайон на холме, издалека довольно живописный:

Но Старый город - с другой стороны, на фоне далёких гор Туркестанского хребта, и глядя на просторанство плоских крыш, я чувствовал себя героем "Улитки на склоне", глядевшим с Холма на Лес, живущий своей, не понятной нам жизнью:

Слева виднеется главная улица и знакомый нам по прошлой части комплекс Хазрати-Шох: минарет 1890-х годов, серый купол мавзолея ура-тюбинсих беков (18 век, а внутри мавзолей 17 века), зелёный купол центрального мавзолея неизвестного арабского полководца, молвой и поэтами превращённого в миссионера из дальней родни Пророка, да плоская белая крыша мечети Намазгох (так же 1890-е годы), чьё поле для открытых богослужений занимают пятиэтажка. Главная улица - по сути дела граница Старого города, в новом городе ставшая центром.

В самом центре Старого города - огромная мечеть Кок-Гумбаз тимуридской эпохи, а хорошо заметный за ней ряд сталинок обозначает границу исторического центра, и розовое здание посередине - городской Дворец культуры, строившийся, по словам Джамала, как "наш ответ ". Хорошо заметно его сходство с медресе:

Но в целом, скажем прямо, панорама Ура-Тюбе довольно унылая - дело в том, что Старый Истаравшан почти лишён вертикалей - за исключением Хазрати-Шоха и Кок-Гумбаза его мечети невелики и приземисты, полностью растворяясь среди крыш домов, а редкие золотые купола - верный признак новоделов:

Куда зрелищнее Старый город выглядит "изунтри", лабиринтом бесконечных улиц:

О том, ну а давние читатели уже наверняка без пояснений понимают это слово. Красота древних городов Средней Азии - в первую очередь в живой городской традиции, абсолютно не похожей на европейскую, с домами фасадом вовнутрь, квартальными мечетями и чайханами, садами и кладбищами посреди застройки, да аксакалами, встретить которых в махалле - что встретить доброго Пана в чаще.

Я не первый раз сравниваю махалли с лесом - потому что это среда живая и дышащая. И ещё - потому что в них очень легко заблудиться, и даже точно зная, что ищешь - вполне можно и не найти просто потому, что прохожие, которые и рады бы показать дорогу, называют искомое совсем не так, как ты вычитал перед поездкой. По этой причине я даже на такси и со знающим город Джамалом не увидел фигурироующие во многих путеводителях Аджинхона (мавзолей знатной женщины, а название "дом джинна" придумали, чтобы пугать им детей, лазивших на могилу), мечети Джами и Чархи, но увидел, например, не известную мне прежде мечеть Заргарон, которая вполне может быть на самом деле чем-то из перечисленного.

И лучше всего сохранали архитектурную саманно-глинобитную ткань; и городах Ферганской долины особенно отчётлив колорит, который весь на виду, а в и махалли изрядно выхолощены общей цивилизованностью города. Истаравшан тут где-то посредине между вторыми и первыми, и натуральные особняки из самана с окнами в глухих фасадах (потому что настоящий фасад - во дворе), прорубленными уже под России, то и дело показываются за поворотами:

А полудеревянные дома, как где-нибудь в Турции и Болгарии, я видел в Средней Азии только в Истаравшане:

Но едва ли не главное очарование махаллей - в том, что тут просто никогда не знаешь, что тебя ждёт за следующим поворотом:

Одна из чисто истаравшанских фишек - обилие мозаик и майолик в самых неожиданных местах. Я не спрашивал, кто их делал, но скорее всего это один, максимум несколько мастеров на весь город, и спрос на их труд - следствие небольшого размера Истаравшана да общей бедность и патриахальности Таджикистана:

Неотъемлемая часть пейзажа махаллей - крошечные кладбища в квартал размером:

Или одинокие мавзолеи местночтимых святых квартального масштаба, как бы продолжающих быть рядом с живыми. Здесь например покоится некий шейх Ходжа-Орифи Гори:

Но есть в Ура-Тюбе и несколько крупных старинных мечетей. Главная из них - уже знакомая нам Кок-Гумбаз, что в переводе значит Синий купол:

Она же и медресе сурового до мрачности вида - чаще всего эти здания мусульманских школ, общежития которых по совместительству служили доходными домами, смотрят во внешний мир ярусами арок и изукрашенными фасадами, здесь же лишь глухие стены:

Вход через резную дверь:

А настоящий фасад - внутри, во дворике с садиком и колодцем:

Судя по надписям арабицей и партам, медресе действует или действовало совсем недавно, но в одной из келий обнаружилась кучка собранного хлопка:

А декор мечети, конечно изрядно поновлённый и додуманный в утраченных местах советскими реставраторами, строгий и породистый: Кок-Гумбаз, построенная в середине 15 века - едва ли не единственная в Таджикистане постройка империи Тимуридов, последнего расцвета Средней Азии.

В некоторых местах пишут, что основателем мечети был Абд аль-Латиф , сын Улугбека, взошедший на самаркандский трон через убийство отца. Но он правил около года, и вряд ли ему было дело до закладки мечети в провинциальном городе. На самом деле имеется в виду местный правитель Абдулатиф-султан, в 1530-31 годах пристроивший к мечети каре медресе.

Мечеть была серьёзно повреждена русской армией при штурме Ура-Тюбе и отреставрирована 10 лет спустя, в 1876 году. В 1897 и 1902 годах она вновь была порушена - на этот раз землетрясениеми, перестраивалась в начале ХХ века, а окончательно приобрела нынешний облик после реставрации в 1950-е годы. Как ни странно в религиозном Таджикистане, вид у мечети заброшенный что снаружи, что изнутри:

Нигде больше не видел такого узора:

Мощные колонны боковых залов да подъём на крышу, к началу которого можно попасть разве что по приставной лестнице, да и вряд ли я бы увидел с крыши что-то особенное.

Я не помню взаимного расположения всех этих объектов, и не воспроизведу в памяти маршрут по извилистым переулкам с поворотами острым углом, поэтому рассказываю без чёткого порядка. Но помимо мечеть Кок-Гумбаз тут есть и мечеть Чор-Гумбаз (1903), то есть Четыре купола:

Ворота её были заперты, но Джамал постучался в ближайший двор, сквозь который за давшей нам ключ от мечети старухой, мы и вошли с бокового входа. В самом дворе, где живёт видимо мечетный смотритель - сухой хауз (бассейн) и старая вросшая в стену чинара:

В айване мечети сушился изюм:

У айвана - расписные карнизы:

Но интереснее всего Четырёхкупольная мечеть выглядит изнутри - все её купола совершенно разные. В левом верхнем, обратите внимание - шестиконечные звёзды, и хотя скорее всего здесь их происхождение чисто мусульманское или просто народое, в Старом Ура-Тюбе не могло не быть еврейской общины, а среднеазиатские евреи зачастую не имели синагог и спокойно молились в мечетях:

Но у большинства ура-тюбинских мечетей куполов нет, как например у мечети Заргарон, судя по названию построенную местными ювелирами. Вообще облик квартальных мечетей в каждом старом городе Средней Азии свой, и здесь они как правило такие - распластавшиеся по земле плоские здания, при взгляде издали совершенно безликие:

Но просто смотреть на них надо не снаружи, а изнутри. Судя по всему, в Ура-Тюбе было мало хороших резчиков, но много художников, поэтому в истаравшанских мечетях гладкие лакированные колонны, но потолки один другого красивее:

Я уже не раз писал, что у большинства среднеазиатских построек совершенно не понятен возраст - это у нас был "конец истории", а здесь история идёт себе да идёт неспеша, как навьюченный ослик по перевалу, и я не раз принимал и новоделы за подлинники, и даже подлинники за новоделы. Может быть, ответ в мусульманском календаре - вот это колонну можно датировать без противоречия как 1992-м, так и 1413-м годом:

Ещё одна похожая мечеть Хавзи-Сангин (Каменного Пруда), построенная в 1904-10 годах у небольшого мавзолея некоего Шах-Фазиль ибн Аббаса (1795):

Который, в свою очередь, был сооружён на берегу ещё более старого пруда в каменном бассейне. По легенде, на строительстве последнего трудились рабы и верблюды, и организовавший стройку султан был так доволен работой, что по её окончании посадил рабов на верблюдов да отправил по домам.

Пруд ныне сухой - большинство хаузов спустили в 1920-30-е годы, тем самым уничтожив веками жившие в них популяции дафний, а с ними - ришту, подкожного червя, теми же веками бывшего бичом Туркестана. В зале мечети - ещё один расписной потолок. Заметьте, что почти всё здесь показанное построено в начале ХХ века - как уже говорилось, на рубеже веков Ура-Тюбе был разрушен двумя землетрясениеми.

В мечети при нас народ собирался на службу, но мулла не возражал, чтобы я фотографировал, а напоследок даже вынес мне красочный, но малоинформативынй альбом-путеводитель по Согдийской области, с которого я перефотографировал несколько страниц. На подоконнике сложены тюбетейки для тех, кто пришёл на молитву с непокрытой головой:

А вот в другом квартале за воротами с почти китайским вогнутым карнизом скрывается ансамбль Баботогаи-Вали. Не знаю точно его историю, но как правило такими комплексами из мавзолея, мечети да приюта для паломников в Средней Азии обрастают могилы чтимых суфиев:

За воротами сад, а в глубине сада мечеть, состоящая из нескольких залов разных эпох. Айван у входа и минарет, если я не ошибаюсь, построены в 1899 году, то есть после первого из двух обрушившихся на город землетрясений - второе, стало быть, они сумели пережить:

Здешний потолок особенно красив, и я бы даже сказал, что есть в его облике что-то космическое:

Дверь в зал мечети:

Из которого узкий проход ведёт в ядро комплекса - гурхану, то есть усыпальницу (1510-17), изнутри впечатляющую своим совершенным минимализмом. Джамал рассказывал, что когда-то под потолком висел золотой светильник тончайшей работы, который подарил строющемуся мавзолею некий богач. Но когда строительство подходило к концу и светильник занял на потолке своё место, фундатора вдруг заела жаба, и ночью он тайком проник сюда, чтобы забрать свой дар обратно. Но как только он схватился за светильник, его рука умерла и отсохла, да так, что и отделить её от светильника уже никто не мог. Ныне, по словам Джамала, артефакт хранится в Эрмитаже - но так в Средней Азии говорят про многие легендарные вещи, о которых старики узнали от других стариков, когда сами были детьми. Стоит ли говорить, что полгода спустя в Эрмитаже я такой вещи не обнаружил...

Она же снаружи, рядом сложены резные надгробия, возможно с могил потомков - суфии (если здесь правда покоится суфий) часто образовывали многовековые династии, к мнению представителей которых прислушивались султаны и эмиры:

Ну а самый интересный памятник Истаравшана, увы, не сохранился - это медресе Рустам-бека, по сведениям первых здешних русских, построенное лет за 15 до их прихода, когда в Ура-Тюбе объявился самозванец Рустам, претендовавший на ханский трон Коканда. Впрочем, возможно он это здание лишь восстановил из руин, потому что все среднеазиатские постройки с такими сюжетами относятся к 17 веку: в Самарканде медресе Шер-Дор со львами фасадом и его упрощённая копия на окраине; в Бухаре - медресе Надир-диванбеги с птицами , ну а в Ура-Тюбе стояло медресе с конями. До сих пор не разгадана и историческая загадка подобных сюжетов - ведь ислам запрещает изображения животных, и ни одна гипотеза, по крайней мере из тех, что я слышал, не даёт исчерпывающего ответа, как и зачем здесь обошли этот запрет. В комментариях igor_alla привёл фотографию разрушенной землетрясением под Ашхабадом. Не знаю точно, когда медресе Рустам-бека погибло - может в землетресениях рубежа 19-20 веков, может в гражданскую войну, но стало быть помимо самаркандских львов, бухарских птиц, туркменских драконов и ура-тюбинских коней могли быть другие подобные сюжеты каких-нибудь слонов, оленей или верблюдов на фасадах зданий, утраченных до того, как сюда пришли белые люди со своими фотоаппаратами и мольбертами.

По краям Старого Ура-Тюбе воссоздано и нескольков ворот, некоторые из них, но вряд ли все, мы проезжали с Джамалом, кружа по переулкам:

Причём некоторые вполне современного вида:

Но рассказ об ура-тюбинских древностях не ограничивается одним только Старым городом. В следующей части - окраины, окрестности и ремёсла, которыми Истаравшан богат, как и всякий древний среднеазиатский город.

ТАДЖИКИСТАН-2016
и .
и получение регистрации.. От базара до Мугтепе.
Истаравшан (Ура-Тюбе). Старый город.
Истаравшан (Ура-Тюбе). Ножи и священные рощи.
Шахристанский перевал и долина Зерафшана.
Пенджикент. Кайнар.
Пенджикент. Город.
Окрестности Пенджикента. Панджруд и Саразм.
Согдийская область. Август .
Анзобский перевал и Айни.
Озеро Искандеркуль.
Ягнобская долина. Дорога.
Ягнобская долина. Затерянная Согдиана.
Каратегин и Памир - посты будут.
. Обзор и оглавление.