Какой пролив разделяет стамбул. Пролив Босфор — камень преткновения великих держав


Стамбул и залив Босфор - понятия неразделимые между собой. Длинный изогнутый залив разделяет европейскую часть Стамбула на две части и придает городу особую, неповторимую индивидуальность.

Любому школьнику известно, что Босфор является проливом, соединяющим два континента - Азию и Европу. На берегах пролив Босфор раскинулись громадные округа турецкого города Стамбул. Кроме того, из географии мы помним о том, что пролив Босфор соединяет Черное и Эгейское моря. Стоит ли говорить о важность пролива Босфор как транспортного узла, объединившего множество государств. Длинна пролива превышает тридцать километров, ширина постоянно колеблется от 700 метров до четырех километров. Глубина судоходной зоны (или фарватера) меняется от 30 до 80 метров.

Стамбул немыслим без Босфора, эти географические объекты сегодня неотделимы. Однако любопытных туристов часто интересует история происхождения названия пролива. Поговаривают, что Зевс беспамятно влюбился в Ио, которая приходилась дочерью царя Инаха. Месть супруги громовержца была жестокой. Красивая соперница была превращена в обыкновенную корову, которая сумела найти убежище от дальнейших страшных притязаний жены Зевса только в водах пролива, который и прозвали коровьим бродом.

Что бы оценить великолепие Босфора туристам непременно нужно совершить путешествие по его водам на современном безопасном пароходе. Предлагаются как короткие, так и длительные туры. Об их особенностях, стоимости и длительности можно прочитать в специальной статье .

Мосты через Босфор в Стамбуле

Первая успешная попытка связать берега пролива Босфор была выполнена в 6 веке н.э. для переправы более 70 тыс. персидских воинов по трапам, проложенным поверх надежно

Несколько лет тому начато возведение третьего моста на севере Стамбула (в связи со строительством третьего аэропорта). Уместно вспомнить о завершении проекта "Мармарай", который прошел поперек Босфора, но уже по дну пролива. Теперь требуется менее 20 минут для того, что бы приехать в метро из европейской в азиатскую части Стамбула при помощи Мармарай.

Босфор - транспортная линия в Стамбуле

Босфор является транспортным каналом, пролив имеет статус международного, поскольку его пересекает не только множество городских паромов, но и более ста пятидесяти
различных судов в одни сутки. Среди них можно встретить не только круизные пароходы, но их танкеры, которые транспортируют нефть или газ, а также различные грузы. Нередко воды Босфора в Стамбуле являются маршрутами передвижения подводных лодок и самых различных надводных военных кораблей, включая тяжелые крейсера или авианосцы.

Босфор в Стамбуле грозит морякам многими опасностями - высокой скоростью течения, сильными туманами, крутыми поворотами, опасными бурями. Поэтому крупные корабли по проливу Босфор в Стамбуле сопровождают не только буксирные корабли, но и обязательно лоцман из гильдии турецких лоцманов.


Босфор - пролив между Черным морем и Мраморным (дальше через Дарданеллы можно попасть в Эгейское море, которое является частью Средиземного.


Босфор это не просто пролив. Босфор делит на 2 части крупнейший турецкий город Стамбул (ранее Константинополь, на который ходили в походы украинские козаки).


Считается также, что Босфор разделяет Европу и Азию (именно поэтому эта статья сразу в 2 разделах). Таким образом Стамбул это единственный город на планете, который находится сразу на 2 континентах:)


Длина пролива Босфор около 30км, максимальная ширина 3700м на севере пролива, минимальная - 700м. Глубина фарватера Босфора составляет от 33 до 80м.


Берега Босфора соединены всего 2 мостами. Босфорский мост построенный в 1973 году и имеющий длину 1074м. Второй Мост султана Мехмеда Фатиха (длина 1090м) построили севернее, в 5км от Босфорского моста только в 1988 году.


Еще один мост длиной 1275м свяжет между собой Трансъевропейскую Магистраль и скоростную дорогу Northern Marmara. Новый мост будет иметь 8 полос движения. В 2013 году должны достроить железнодорожный мост «Marmaray».


Есть мнение, что Босфор появился всего 5000-7500 лет назад. Ранее уровень воды в Черном и Средиземном морях был ниже, существенно ниже и они не были связаны между собой.


Босфор очень важный пролив т.к. обеспечивает доступ судов из украинских, российских и закавказских и восточно-европейских портов в Средиземное море, а оттуда уже в Атлантический и Индийский океаны.


Особенно важную роль Босфор играет в экспорте российской и каспийской нефти.


Хотя по нему проходит и немалое количество сухогрузов следующие из Америки или Азии в порты Черного моря.

Между Европой и полуостровом в западной части Азии (Малая Азия) находится зона двух проливов: Босфора и Дарданеллы. Расстояние между ними составляет 190 км...

От Masterweb

16.05.2018 18:00

Где находится пролив Босфор? Чем он интересен? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Между Европой и полуостровом в западной части Азии (Малая Азия) находится зона двух проливов: Босфора и Дарданеллы. Расстояние между ними составляет 190 км. Босфор (Стамбульский пролив) соединяет Черное и Мраморное моря. Пролив Дарданеллы соединяет Мраморное и Эгейское моря. Длина этого водного пространства составляет 120 км.

Пролив Босфор для России с давних времен имел важное стратегическое знание.

Возникновение пролива

Геоморфологи (ученые, изучающие рельеф Земли) считают, что водное пространство между морями возникло примерно 7 500 лет тому назад. В те времена Черное и Мраморное моря не соединялись между собой, так как уровень воды был намного ниже по сравнению с настоящим географическим положением.

Во времена ледникового периода огромная масса льда и снега таяла, в результате чего уровень воды значительно повысился, образовав пролив между этими морями. Сейчас Босфор представляет собой затопленное водой углубление земной поверхности длиною более 30 км.

Примечательно, что это единственный пролив в Европе, в котором имеются два течения: верхнее распресненное из Черного моря в Мраморное, и соленое (нижнее), протекающее из Мраморного в Черное. Это природное явление было открыто в 1881 году океанографом и вице-адмиралом Степаном Макаровым.

Легенда, связанная с названием пролива


Босфор имеет множество легенд, предлагающих свои объяснения происхождения названия. Самый распространенный миф, дошедший до нашего времени, гласит, что в Ио (дочь древнегреческого речного бога Инаха) влюбился бог неба и грома Зевс. Жена Зевса Гера (богиня домашнего очага) заподозрила мужа в неверности, и он, для спасения своей возлюбленной от проклятия супруги, превратил Ио в белую корову. Гере понравилось это животное, и она решила забрать его себе. Таким образом Ио стала невольницей, которая была привязана к дереву. Через некоторое время Зевс освободил Ио, но Гера, не смирившись с этим, наслала на нее ядовитую осу. Девушка-корова, спасаясь от укуса, бросилась в воду пролива, который, благодаря легенде, и получил название «коровий брод» или Босфор.

Научное происхождение названия «Босфор»

Историки предполагают, что слово происходит от двух древнегреческих слов. «Бос» переводится как бык или корова, и «порос» – брод, проход. Словосочетание «боспорос» со временем было изменено на «босфорос», а затем на «Босфор», что как мы уже знаем, переводится как «коровий брод».

История Босфора

Мы выяснили, где находится пролив Босфор. Теперь поговорим о его истории. Со времен десятилетней Троянской войны, которая, по мнению историков, проходила в период XIII-XII веков до нашего летоисчисления, Босфор был причиной многих международных военных конфликтов.


После завоевания Стамбула Османской империей в 1453 году турецкие правители на берегах пролива возводили разнообразные укрепления в виде крепостей, вилл и резиденций.

В конце XVII столетия Российская империя закрепилась на побережьях Черного и Азовского морей. В это время и возникла проблема, связанная с проливом Босфор.

Основная причина была в том, что побережье Босфора относилось к Турции, и на протяжении многих веков турецкое правительство в одностороннем порядке решало вопрос о проходе российских кораблей из Черного моря в Средиземное. Это положение было причиной вооруженных конфликтов между Турцией и Россией.

В 1774 году в деревне Кючук-Кайнарджа (сейчас это территория Болгарии) был подписан мирный договор, на основании которого императрица Екатерина II завершила шестилетнюю войну с Турцией (1768-1774) и российские корабли получили право свободного прохода через пролив в Средиземное море. Примечательно, что, согласно договору, Россия могла создать теперь свой Черноморский флот.

После завершения военных действий Первой мировой войны, Босфор становится нейтральной зоной под контролем первой международной организации – Лиги Наций. Сейчас пролив Босфор считается «открытым морем» для всех стран мира. Но Турция сохранила за собой право ограничивать прохождение через него кораблей стран, которые не входят в Черноморскую зону и проход военных кораблей любого государства в мирное время.

Коммуникации современного пролива

Во все времена проход судов через пролив Босфор был связан с трудностями: проход довольно узкий для морских кораблей и имеет извилистую конфигурацию, которая повторяет линию побережья.

Но, благодаря маякам, установленным в большом количестве, в проливе Босфор не было значительных катастроф, связанных с человеческими жертвами. Сейчас берега его соединяются тремя мостами и двумя туннелями.


В 2016 году было завершено строительство автомобильно-железнодорожного моста (1 410 метров), который возвели в северной части водного пространства. Мост носит имя девятого турецкого султана – Селима Грозного. Автомобильное транспортное сооружение через пролив (1 100 метров) было построено в 1988 году и считается вторым висячим мостом, находящимся на высоте 165 м над поверхностью воды.

Первым является мост, который носит название «Босфорский мост». Он был возведен в 1973 году и имеет пролет 1 075 метров. Кроме мостов в данный момент функционируют два подземных сооружения.

Это железнодорожный туннель («Мраморный»), длиною 13,5 км, открытие которого состоялось в 2013 году. И автомобильный. Он был открыт два года спустя. Его длина 14,5 км. Особенностью этого подземного сооружения является то, что 5,5 км проходят под проливом на глубине более 105 метров.

Легенда о проливе Дарданеллы

Древние греки этот пролив называли «Геллеспонт», что в переводе звучит как «море Геллы» и связано с древней легендой, которая гласит, что у сына царя Эола (владыки Эолийских островов) было двое детей – сын Фрикс и дочь Гелла, которые после смерти матери воспитывались злой мачехой Ино.

Когда они повзрослели, то неродная мать решила погубить детей своего супруга. Дочь и сын царя пытались спастись бегством на летающем баране. Во время полета Гелла, не удержавшись за золотую баранью шерсть, упала в море и погибла. С тех пор оно носило ее имя – «море Геллы». Современное название пролив получил благодаря городу Дарданея, который когда-то стоял на берегу пролива Дарданеллы.

История пролива Дарданеллы

В V столетии до н. э. территория пролива была ареной греко-персидских войн. В то время Персидский царь Ксеркс I дал указание построить мост через Дарданеллы, чтобы переправиться войсками для вторжения в Грецию.

Было построено два моста из связанных между собой морских судов: первый мост состоял из 360 кораблей, второй из 314. Благодаря этому, войска Персии прошли с боями по Европе.


В 334 году до нашего летоисчисления пролив был использован войсками Александра Македонского. Они совершили удачную переправу. После чего полководец начал свой исторический поход на Азию.

В конце XVII столетия часть территории побережья Азовского и Черного морей отошла к Российской империи. Использование проливов стало ключевым вопросом международного уровня. Обладание ими – это давнишняя мечта России. Проливы Босфор и Дарданеллы открывали возможность господства над самыми важными морскими коммуникациями.

В 1841 году в Лондоне было подписано соглашение. В нем говорилось, что проход по проливу Дарданеллы военным кораблям в мирное время будет закрыт. В 1936 году в городе Монтре (Швейцария) при участии черноморских стран был заключен договор, в котором отмечено, что проливы (Дарданеллы и Босфор) получают статус «отрытого моря» для кораблей всех стран.

Основное положение Конвенции заключается в том, что за Республикой Турция сохраняется право на закрытие проливов во время любых боевых действий в Евразии. С 2017 года в Турции начались подготовительные работы по возведению подвесного моста через пролив Дарданеллы.

Мост длиною 2 025 метров

Рукотворное сооружение длиною 2 025 метров будет считаться самым длинным мостом в мире. Сейчас несколько специально оборудованных кораблей турецкого флота приступили к бурению морского грунта для установки несущих элементов мостового сооружения.

Строительство моста «Чанаккале–1915» (так будет называться это сооружение) должно быть закончено к 2023 году. Название будущего моста связано с победой военных соединений Османской империи над войсками стран Антанты в 1916 году (Дарданелльская операция).


В заключение предлагаем несколько интересных фактов о проливе Босфор.

  1. Берега Европы и Азии впервые за всю мировую историю градостроительства были соединены подземным железнодорожным туннелем. Часть его проходит по дну Босфорского пролива.
  2. Данный проект был предложен архитекторами во времена Османской империи, но осуществить его можно было только в наше время, применив современные технологии.
  3. При строительстве железнодорожного полотна был обнаружен Византийский порт IV столетия до нашей эры.
  4. Босфор считается самым узким в мире проливом, который используется морскими кораблями для перехода из Европы в Азию и обратно.
  5. Ширина пролива Босфор составляет 800–1 700 метров. Средняя глубина 65–70 метров.

Дарданеллы. Интересные факты


А вот занимательные факты о проливе Дарданеллы.

  1. В 1810 году английский поэт Джордж Байрон переплыл Дарданеллы, и тем самым повторил подвиг древнегреческого героя Леандра, который каждую ночь переплывал пролив, чтобы встретиться со своей возлюбленной Герой, жившей на противоположном берегу. В 2010 году в честь этого события состоялся массовый заплыв по маршруту поэта протяженностью в 1,7 км, а с учетом сноса по течению – 5 км.
  2. Во время Второй мировой войны Турция не вступала в военные действия (нейтралитет). В это время Дарданеллы был закрыт для всех воюющих стран.
  3. Правительство Турции призывает пересмотреть соглашение, подписанное в Монре в 1936 году.
  4. Это связано с увеличением в последнее время аварий танкеров с нефтяной продукцией, которая в случае повреждения корабля загрязняет воды пролива.
  5. В 2011 году турецким археологом Растимом Асланом во время раскопок на территории древнего города Канаккале, на дне пролива было обнаружено поселение, существовавшее примерно 5 тысяч лет тому назад.
  6. Берега Дарданеллы имеют крутой извилистый рельеф. Это геологи объясняют тем, что в древности на месте пролива было русло реки, которое затопили воды Эгейского моря в результате понижения части суши, относительно уровня водяной оболочки Земли.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

В свете текущих событий все чаще возникают вопросы по проливу Босфор. А так ли он стратегически важен? Давайте вместе попробуем разобраться.

Ещё в школе мы проходили по географии, что Босфор — это пролив, соединяющий Европу с Азией и Чёрное море с Эгейским.

О Турции из истории

Образовался он сравнительно недавно, около 7500 лет назад, во время последнего ледникового периода. В результате таяния льда, уровень воды в Черном и Средиземном морях значительно повысился. Поток воды за короткое время пробил себе дорогу из одного моря в другое.

По протяженности Босфор примерно 30км. Самое широкое место 3800м, а самое узкое примерно 700м. Глубина пролива тоже колеблется от 32м до 80м. Проход через пролив очень опасен из-за высокой скорости течения и резких поворотов. В связи с этим помощь судам в проходе Босфора оказывают турецкие лоцманы.

Стратегически важная транспортная развязка

Так произошло, что пролив стал одним из важнейших транспортных узлов в мире. Он получил статус международного, так как по этому проливу ежедневно проходит примерно 120-160 судов.

  • Огромные межконтинентальные лайнеры.
  • Танкеры с товарами, нефтью и другими грузами.
  • Подводные лодки и различные военные корабли.
  • А так же небольшие туристические судна.

Мосты через пролив Босфор

Одним из первых мостов является мост Ататюрка, но в связи с небольшой пропускной способностью до 200 тыс., властям пришлось возводить новый мост им. Султана Фатиха. По этому мосту ежедневно проходит до 160 тыс. автомобилей. Но и этого оказалось недостаточно и поэтому строиться новый третий мост в северной части Стамбула.

Как мы видим пролив Босфор имеет международное значение. Он приносит в казну Турции миллиарды долларов за проход судов со всего света.

Пролив Босфор главное достояние Турции

Пролив Босфор разделяет Европу и Малую Азию. Прогулка по проливу на экскурсионном лайнере или пароме оставляет незабываемое впечатление.

Мы можем увидеть весь величественный Стамбул. Почти у самой воды стоят роскошные виллы, дворцы, современные отели и рыбацкие деревеньки. Смесь истории и современности. Роскоши и бедности…

Предлагаю посмотреть небольшое видео о том, какие суда пересекают пролив Босфор.

Особенно впечатляет прогулка по проливу в вечернее время, на закате дня, когда Стамбул сияет разноцветными огнями и с минаретов слышаться призывы к вечерней молитве…

Без прогулки по проливу Босфор будет не полным. Как Вы уже поняли Босфор — это очень важно, как экономически так и политически.

Это тоже интересно:

9 интересных фактов о Турции и Стамбуле Какие экскурсии в Турции могут Вас заинтересовать Необычный мост в Магдебурге — водяной Обычный необычный мост в Японии — не верь глазам своим! Топ-10 самые удивительные озера мира

Похожий на рукотворный канал пролив Босфор – самая наглядная граница двух частей света, находящихся на едином континенте Евразия. Соединяя акватории Средиземного и Черного морей, он делит турецкий Стамбул на европейскую и азиатскую части. Берега Босфора изобилуют достопримечательностями, которые можно бегло осмотреть за одну водную экскурсию. Висячие мосты через пролив и несколько мечетей, древнейшие крепости на берегах в самом узком месте, дворцы знати и простые жилища хорошо видны с борта судна.

Пролив Босфор – диковинка для приезжих, а коренные жители Стамбула относятся к нему как к городскому пруду. Берега и даже окультуренная набережная стали любимыми местами рыболовов, в центральной части города череда удилищ создает впечатление состязания спортсменов. Любителям ужения не мешают ни снующие по воде корабли и кораблики, ни многочисленные прохожие.

Как судоходная артерия пролив Босфор используется очень активно и весьма разнообразно. Международные контейнерные перевозки стали одной из популярнейших грузовых операций, поскольку сочетают дешевизну транспортировки морем с простотой погрузки и разгрузки.

Круизные лайнеры обслуживают любителей дальних странствий, ознакомительные экскурсии позволяют ознакомиться с достопримечательностями пролива Босфор отдыхающих непосредственно в Турции. На местных маршрутах используются самые разные типы судов, от теплоходов с несколькими палубами до морских такси на небольшую группу туристов.

Встречаются в местных водах и яхты различного водоизмещения, которые используют для прогулок и тренировок спортсменов.

Возможностью совершить обзорную экскурсию, пройдя пролив Босфор от Стамбула до Черного моря и обратно, следует пользоваться всем путешественникам и отдыхающим.

Прогулочные кораблики оформлены в национальных турецких традициях, салоны преимущественно открытые по бортам и обеспечивают отличный обзор.

А что на берегах?

Ширина водной артерии не превышает 3,5 км, поэтому расположенные по берегам строения можно рассмотреть достаточно подробно. Городские кварталы Стамбула и поселки в его предместьях, многочисленные мечети, дворцы и особняки в прибрежной зоне видны как на ладони.

Непосредственно вблизи пристани, откуда отправляются обзорные экскурсии, расположен мечеть Синана Паши. Датой ее постройки считается 1555 год, конструктивно мечеть является типичным мусульманским культовым сооружением.

Прямоугольное в плане здание украшено множеством куполов различных размеров, высота которых растет с приближением к главному куполу. Обязательные для мечетей минареты в виде высоких, острых башен имеют балконы для выхода имама, созывающего единоверцев на молитву.

Многоэтажные жилые дома и индивидуальные особняки обступают пролив Босфор в городских кварталах крупнейшего турецкого города. Свободна от зданий только узкая полоса прибрежной территории, используемая для набережных и лодочных причалов. Холмистый рельеф местности периодически демонстрирует заметные возвышенности, наблюдаемые туристами с борта.

Здесь расположена одна из наиболее видных достопримечательностей Стамбула – Галатская башня, история которой началась в XIV веке, во времена генуэзского владычества. Собственная высота башни, превышающая 60 метров, и расположение на вершине холма делает сооружение удобным наблюдательным пунктом. В таком качестве Галатская башня использовалась с древних времен. Великолепная панорама окрестностей привлекает сюда множество посетителей.

Достопримечательности множатся

Примечателен пролив Босфор еще одним мусульманским храмом – Новой мечетью Валиде Султан (мать султана). Названа мечеть в честь матери султана Мехмеда III, бывшей наложницы его отца, предыдущего владыки. Строили сооружение долго, более половины XVII столетия. Расположена мечеть Валиде Султан совсем рядом с пристанью Эминеню, с прогулочного судна мечеть детально просматривается. Основное здание с арочными фасадами увенчано массивной башней и широким куполом на ней. Высокие минареты дополняют облик исламского храма в его традиционном виде.

Плотность застройки холмистых берегов, отличающих пролив Босфор в пределах Стамбула, весьма высока. Рассмотрение облика отдельных строений с борта движущегося судна затруднительна, выручают только экскурсоводы и путеводители.

Внимание привлекает длинное трехэтажное строение, протянувшееся вдоль пролива возле самого уреза воды. Это дворец Чираган, вернее, бывший дворец – здание переделано в классный отель мирового уровня, где останавливался и российский президент. Такая участь постигла многие дворцовые постройки, расположенные на берегу пролива Босфор.

Существенной частью городской транспортной инфраструктуры Стамбула и одновременно приметной достопримечательностью являются автомобильные мосты. Первый из них, незатейливо названный Босфорским, построен во второй половине прошлого века.

Конструктивно он относится к категории подвесных мостов, несущие функции для пролетного строения выполняют мощнейшие опоры и канаты системы подвески. Автомобильное движение по мосту платное, а допуск пешеходов то разрешают, то запрещают. Ныне существующий запрет мотивируется большим количеством самоубийств, совершенных прыгающими с него людьми.

На ближнем плане неподалеку от одной из опор видна мечеть, известная под именем Ортакёй. Построена мечеть в середине XIX века при султане Абдул-Меджиде, что отражено в ее втором наименовании – Большая мечеть Меджида. Здание построено на искусственно насыпанной площади, которая одновременно служит пристанью туристическим судам. Отсюда доступны великолепные виды на пролив Босфор и обзор азиатской части города на противоположном берегу. Классические силуэты мусульманского храма словно выступают из воды, что особенно красочно при наблюдении с проплывающих судов.

Самым крупным фортификационным сооружением, построенным на Босфоре, является крепость Румелихисар, что переводится с турецкого как Римская крепость. Построена она была для осады турками Константинополя в конце первой половины XV века, под руководством султана Мехмеда Фатиха. Построенный поблизости второй мост через пролив Босфор носит имя этого правителя, прозванного Завоевателем. Некогда грозное оборонительное сооружение, обеспечивавшее полную блокаду столицы Византии, сейчас стало туристическим объектом.

Любопытный объект находится рядом с мостом султана Мехмеда Фатиха, это особняк Зеки Паши – министра двора одного из османских властителей. Достаточно выразительный архитектурный облик здания дополняется обильной растительностью прилегающего сада, особенно красочно выглядит боковая стена, покрытая вьющейся зеленью вплоть до верхнего этажа.

Историческое прошлое, выгодное расположение и декоративность здания дополняется личностью его творца. Франко-турецкий зодчий XIX века Александр Валлори известен целым рядом построек в турецкой столице и тем, что он не только работал, но и родился в Стамбуле.

Особняки на берегах пролива Босфор довольно многочисленны, известно порядка шести сотен таких строений.

Разнообразны архитектурные особенности зданий, их размеры и расцветки. Общим признаком всех особняков является весьма высокая цена, ведь пролив Босфор – далеко не рядовая территория, стоимость земли на берегах рекордно высокая. Престижность размещения жилищ сочетается с природными красотами, ведь прелести лесного массива и морской глади редко встречаются одновременно.

Количество мечетей в Стамбуле исчисляется многими сотнями, и многие из них можно увидеть при водной прогулке по проливу Босфор.

Иногда с борта одновременно наблюдаются по несколько групп характерных башенок – минаретов. Ближайшие к воде мечети выдвигают призывные сооружения к самому берегу, с них оповещают о времени молитвы сходящих на сушу пассажиров.

Пролив Босфор — интересная подробность

Минуя пролив Босфор при возвращении, удалось запечатлеть интересный и даже символический кадр. Пенистый след от быстроходного судна как бы подводит черту под интересным путешествием, одновременно проводя зримую границу между Европой и Азией. На берегу снова видна древняя крепость, превращенная ныне в туристический объект. В частности, цитадель стала местом размещения Музея артиллерии, пользующегося вниманием туристов.

Обзорная экскурсия дает достаточно полное представление о морской границе двух частей света, а также о крупнейшем турецком городе. Чаще всего пролив Босфор становится начальной точкой осмотра Стамбула, изобилующего достопримечательностями. Бывшая столица трех могущественных империй принимает посетителей радушно и приветливо.