Абсолютная высота эльбрус в метрах. «Гора, вокруг которой кружится ветер»


Одной из главных достопримечательностей Приэльбрусья является гора Эльбрус - высочайшая вершина России и Европы, расположенная севернее Большого Кавказского хребта на границе двух республик: Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской.

Эльбрус - это двухвершинный потухший вулкан. Высота западной вершины составляет 5642 м над уровнем моря, восточной - 5621 м. Их разделяет седловина – 5300 м. Вершины расположены друг от друга на расстоянии около 3 тыс. м. Основной состав пород - граниты, гнейсы, диабазы и туфы вулканического происхождения.

Эльбрус с двумя вершинами-кратерами был сформирован миллион лет назад при создании Кавказского хребта. По склонам Эльбруса неслись огромнейшие потоки пепловой грязи, которые сметали пред собой все камни и растительность. Слои лавы, пепла, камней, наслаивались друг на друга, тем самым, расширяя склоны вулкана и увеличивая его высоту.

Научное изучение горы Эльбрус было начато в XIX ст. русскими исследователями. Первым, кем было определено точное местоположение и высота горы в 1913 г., стал академик В. Вишневский. В 1829 г. гору Эльбрус посетила первая русская научная экспедиция, в состав которой вошли известный русский академик Э. Ленц, пятигорский архитектор Бернардацци, ботаник Э. Мейер и др. Экспедицию сопровождал генерал Г. Эммануэль - начальник Кавказской линии. Первое успешное восхождение на западную вершину совершила группа английских альпинистов в 1874 г. под руководством с Ф. Грове, ее участником был А. Соттаев.

В 2008 г. Эльбрус признали одним из «7 чудес России». Сегодня Эльбрус является самой большой лыжной горой в мире, а также самым перспективным местом для всероссийских и международных соревнований. В основном, инфраструктура хорошо развита на южных склонах горы Эльбрус, где находится кресельная и маятниковая канатные дороги, ведущие к стоянке под названием «Бочка» (на высоте 3750 м), который представляет собой 12 утеплённых шестиместных жилых вагончиков с кухней.

Кто из нас не слышал о величии и красоте Эльбруса? А все ли знают, где находится гора Эльбрус? А какая высота горы Эльбрус? Возвышаясь в хребте кавказских гор, она является самой высокой и знаменитой точкой России.

В прошлом веке Эльбрус вдохновлял путешественников - альпинистов на восхождения. Преодолевая опасные участки, люди закаляли свою волю и силу. Наслаждаясь красотой снежных гор, созерцая с высоты удивительный местный ландшафт, поэты и барды слагали свои песни и стихи.

Именно на Эльбрусе возникает ощущение полной свободы от окружающей суеты, и, появляется возможность насладиться оглушающей тишиной. Край, где находится гора Эльбрус, с давних времен считается местом, которое можно охарактеризовать «раем на Земле».

Снежные вершины этого гиганта - излюбленное место туристов

Первопроходцами знаменитой горы были российские ученые. В 1913 году, академик, астроном В. К. Вишневский рассчитал высоту и точное местоположение Эльбруса. В 1829 году на Эльбрус была снаряжена первая русская экспедиция. В состав исследователей входили заслуженные ученые: академик Ленц, ботаник Мейер, архитектор Пятигорска и другие.

Сопровождали экспедицию казаки, отрядом в тысячу человек, под предводительством генерала Эммануэля. Отряд казаков остановился у северного подножья Эльбруса на высоте 2400 метров. Дальше генерал и его отряд не пошли, но наблюдали за первопроходцами в подзорную трубу, готовые, в случае непредвиденных обстоятельств, прийти на помощь.

На большом камне была выбита памятная надпись, сохранившаяся до наших дней: «1829 г. с 8 по 11 июля лагерь, который возглавил генерал кавалер Эммануэль».

А экспедиция продолжила свое восхождение. После ночевки на высоте 3000 метров, путники двинулись дальше. Часть экспедиции остановилась на высоте 4800 метров и дальше не пошла. На этой точке был высечен памятный знак - георгиевский крест и дата: 1829. В 1949 году, группа альпинистов из общества «Наука» обнаружила этот памятник. Выше продолжили идти только Ленц, два казака и два проводника - кабардинца.

Ленц и казак Лысенков достигли седловины Эльбруса. Дальше они идти уже не могли, так как рыхлый, размягчившийся снег мешал восхождению. Выше отправился только один лишь кабардинец Киллар. Он смог достичь самой вершины горы Эльбрус потому что его организм привык к горному климату и горным тропам.

Генерал Эммануэль увидел в подзорную трубу на восточной вершине Эльбруса отважного горца Киллара. Когда вечером Киллар вернулся в лагерь путешественников, ученые приветствовали его с почестями, которых достоин был Киллар, как отважный первопроходец.

В честь открытия вершины Эльбруса и первого восхождения на него, были отлиты две доски из чугуна, с надписью, описывающей это событие. Позже, эти памятные знаки были установлены в Пятигорске у . В настоящее время они хранятся в музее.

Первые шаги к вершинам

С чего же начать свое первое восхождение на гору Эльбрус? Первым делом стоит отыскать гору на карте России, чтобы иметь представление о масштабах и величине объекта. После того, как вы узнали, где находится гора Эльбрус, нужно будет привести в тонус все мышцы, выполняя активные физические упражнения.

Отжимания, приседания, занятия на турнике. Все эти упражнения нужно проделывать за два месяца до предполагаемой даты путешествия. Обязательно заниматься пробежками по несколько километров: повышать выносливость организма. Приседания на одной ноге «пистолетиком», улучшают тонус мышц ног.

Перед поездкой необходимо отдохнуть от физических нагрузок, чтобы организм восстановился, и не было перенапряжения. Поговаривают о том, что Эльбрус несет в себе особенный энергетический заряд. Сильных духом людей Эльбрус делает сильнее, слабых духом людей он истощает. Так что полезно заняться йогой, дыхательной гимнастикой, привести в порядок не только тело, но и дух. Необходимо чувствовать гармонию силы и духа.


Новичков, как правило, сопровождают инструкторы. Не нужно этого стесняться, и бездумно рисковать своей жизнью, начиная восхождение без опытного сопровождающего. Тем более, неизвестно, как организм новичка отреагирует на высоту. Высота Эльбруса в метрах 5642. Пять километров шестьсот сорок два метра! По горизонтальной поверхности путь занял бы всего чуть больше часа пешего пути.

Но придется идти вверх, по замерзшему склону, преодолевая препятствия и терпя лишения на своем пути. Сопровождают восхождение на высоту перепады давления, поэтому на группу из нескольких человек приходится несколько гидов. Как правило, это один гид на троих человек. Если кому-то станет плохо, группа должна будет вернуться в лагерь и сопровождать заболевшего путника.

На второй день после прибытия, опытные проводники сначала ведут путешественников на гору Малый Чегет. Высота этой горы 3360 м. Пеший путь длится 2-3 часа. По результатам этого пути, уже привыкших к обстановке новичков, на следующий день ведут к южному склону на Эльбрус. Южный склон является классическим маршрутом восхождения.

В современном восприятии, с использованием новейшего альпинистского оборудования и с помощью опытных наставников, путь не будет казаться уж очень трудным и опасным. Но это в случае беспрекословного подчинения гидам.

Основные сложности при преодолении снежных вершин, могут возникнуть при прохождении по скрытым снегом трещинам в ледниках, при сильном ветре, при очень низкой температуре. Поэтому, рекомендуется впервые посещать Эльбрус, во второй половине лета, в июле-августе.

Координаты и история знаменитой горы

Конечно, приехав в Нальчик, столицу Кабардино-Балкарской Республики, любой местный житель сможет показать где находится гора Эльбрус. Да, его трудно не заметить - снежной папахой он возвышается над городом и, даже, обозначен на флаге республики. Высота горы Эльбрус завораживает и восхищает своей холодной красотой.

Эльбрус — это вулкан, который много тысячелетий назад, потерял свою силу. Более 218 тысяч лет назад, извергаясь более 15 раз, Эльбрус возник из недр земли огромным исполином. И в нынешние времена, люди ощущают подземные толчки, но они уже не так опасны, как действующие вулканы.

Эльбрус известен своим суровым климатом. Снежные сопки не тают даже в самые жаркие летние дни. На Эльбрусе средняя температура в самом теплом месяце — 1.4 градуса. Осадков на Эльбрусе больше, чем на равнинах Ставропольского края, но они выпадают, преимущественно, снежными хлопьями. На метеорологической станции Эльбруса, в течение трех лет ни разу не было замечено дождя.


Некоторые люди даже шутят, что Эльбрус, это кусок льда, заброшенный из Арктики. Теплые потоки воздуха, идущие со стороны Атлантики, встречая этот холодный барьер на своем пути, изливаются дождями на предгорьях Эльбруса. И Эльбрус изменяет погоду в близлежащих регионах. Местные жители даже заприметили: если в ясный день Эльбрус покрыт облаками - жди ухудшения погоды.

Об Эльбрусе издавна слагали легенды и песни. О нем писал Геродот, еще до нашей эры. У народов Ближнего Востока и Кавказа о нем сложены народные эпосы.

У горы Эльбрус более двух десятков названий на разных языках и наречиях. Причем, кабардинский язык никак не переводит слово «Эльбрус». Есть мнение, что слово «Эльбрус» иранского происхождения. Но, на кабардинском и на других местных языках, есть 40 различных названий великой горы. О такой великой горе писать трудно. И невозможно описать словами всей красоты Эльбруса. Эту красоту надо увидеть воочию.

Лучше гор могут быть только горы — пел Высоцкий и был прав. Горы всегда манили человека. Отважные люди, невзирая на холод, недостаток кислорода, опасности и трудности упорно «карабкались» к вершинам. Что их манило туда? Любопытство? Желание испытать себя? Жажда славы? Желание доказать себе и другим своё превосходство? Жажда познания? В необъяснимой тяге людей к горам сложно найти какую-либо логику.
Вспомним дела минувших лет, когда во время Великой отечественной войны немецкая горно-стрелковая дивизия «Эдельвейс» с ожесточёнными боями прорывалась к самой высокой горе Европы — Эльбрусу, чтобы установить на её вершине нацистские флаги. Зачем прагматичным немцам нужно было тратить силы на покорение этой вершины? Неужели Гитлеру нужны были даже такие доказательства собственного величия?
Горы — это величайшее творение матери природы. Они велики, могучи и вечны. Этих качеств лишены представители вида Homo sapience. Поднимаясь к небу они пытаются приобщиться к великой тайне мироздания, а достигнув вершины прозревают. На фоне холодных исполинских вершин всё, чем они до этого жили кажется мелочным и ничтожным.
Давайте совершим виртуальное путешествие и поднимемся на вершины самых высоких гор всех континентов Земли и насладимся фантастическими пейзажами, открывающимися перед глазами отважных альпинистов. Может и нам удастся постичь тайну этих природных монументов.

Главный Кавказский Хребет, «под командованием» могучего Эльбруса «прорезает» плотную пелену облаков (Источник фото: ) .

Эверест (Азия) — Высота: 8848 метров Джомолунгма) — это высочайшая вершина нашей планеты, часть горной системы Гималаи. Для многих альпинистов эта гора является самым желанным трофеем. Но подняться на эту гору далеко не каждому по силам. Поэтому «взбирающиеся» на гору альпинисты иногда вынуждены сталкиваться с принятием циничных решений, спасать ли терпящих бедствие или продолжить путь. Зачастую спасение терпящих бедствие альпинистов на большой высоте попросту не возможно, так как здесь каждый шаг здесь даётся с неимоверным трудом. Поэтому на склонах гор можно встретить тела погибших альпинистов. С весьма «неприглядными» историями и фотографиями Вы можете ознакомиться .

Фото слева: дорога на Эверест, фото справа: базовый лагерь на высоте 8300 метров (Источник фото: ) .

Аконкагуа (Южная Америка) — Высота: 6962 метра
— самая высокая вершина горной цепи Анд в Южной Америке. Аконкагуа «по совместительству» является самым высоким потухшим вулканом в мире.

На фотографии альпинисты размеров с муравьёв продвигаются вперёд к вершине. Над ними кружит гигантский вихрь снега (Источник фото: ) .

Рассвет над Аконкагуа. Величественная панорама Анд предстаёт во всём обличье перед отважными альпинистами (Источник фото: ) .

Мак-Кинли (Северная Америка) — Высота: 6194 метра
Вершина Аляски занимает почётное третье место среди самых высоких вершин континентов в нашем рейтинге.

Исполин Мак-Кинли на фоне хвойных лесов Аляски (Источник фото: ) .

Вид с высот Мак-Кинли. Плотное одеяло облаков «наползает» на вершины (Источник фото: ) .

Килиманджаро (Африка) — Высота: 5895 метров
Самая высокая точка Африки — гора находится в северо-восточной части Танзании. Весьма необычное зрелище видеть в знойной африканской саванне снежную вершину. В последнее время учёные бьют тревогу, ледяная шапка Килиманджаро быстро уменьшается в объёмах. За последние десятилетия 80% льдов этой горы уже растаяло. В качестве основного виновника этого процесса учёные-климатологи называют .

Африканские слоны на фоне снежных вершин Килиманджаро — весьма необычное зрелище (Источник фото: ) .

По дороге на Килиманджаро. Пейзаж фантастический (Источник фото: ) .

Вид на пелену облаков с самой высокой точки Африканского континента (Источник фото: ) .

Эльбрус (Европа) — Высота: 5642 метра
В России тоже имеется гора-рекордсмен — это самая высокая вершина Европы — . Эльбрус является частью Главного Кавказского Хребта и находится на границе двух Российских республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В прошлом (около 50 года нашей эры) Эльбрус был действующим вулканом.

Красавец Эльбрус (Источник фото: ) .

Лагерь на отрогах Эльбруса (Источник фото: ) .

Панорама гор, открывающаяся альпинистам с вершины Эльбруса (Источник фото: ) .

Молчаливый и загадочный край снегов и облаков Эльбруса (Источник фото: ) .

Необычное атмосферное явление. Тень вершины Эльбруса на утренней дымке (Источник фото: ) .

Красоты Приэльбрусья. Край всех времён года. Зеленеющие альпийские луга и отроги Эльбруса, покрытые снегами (Источник фото: ) .

На вершине Эльбруса — фантастического мира белых снегов и облаков (Источник фото: ) .

Массив Винсон (Антарктида) — Высота: 4892 метра
Самый холодный материк планеты — Антарктида тоже имеет свои горы. Самые высокие из них были открыты сравнительно недавно, в конце 50-ых годов прошлого века. Массив Винсон является частью Элссвортских гор и находится в 1200 километрах от самой южной точки планеты.

Так выглядит Массив Винсон из космоса (Источник фото:

Вид из самолёта.

Эльбрус - двувершинный седловидный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 м, восточная - 5621 м. Они разделены перемычкой высотой 5300 м. и отстоят друг от друга примерно на 3 км. Общая площадь ледников Эльбруса около 150 км 2 . Последнее извержение датируется 50 годом н. э. ± 50 лет. Адаптационные возможности организма заканчиваются как раз на этих высотах. Самое высокогорное поселение в мире (крупное) находится на высоте ~5100м. – это город ЛаРинконада в Перу. Выше отметки 5200-5300 м. земная атмосфера настолько разряжена, что количество кислорода в воздухе вдвое меньше нормы – человек не может находиться там длительное время. Системы органов пищеварения, дыхания и т.д. не способны выполнять свои функции на 100, поэтому долговременное пребывание в таких условиях сопряжено с определёнными рисками для жизни и здоровья, возможно лишь благодаря внутренним резервам организма и только при соответствующей подготовке.

Вид на южный склон горы. ФОТО ВЗЯТО С ОТКРЫТОГО РЕСУРСА «ЯНДЕКС.КАРТИНКИ»

Вышеизложенная информация носит исключительно общий ознакомительный характер, более подробные сведения можно прочесть на любом интернет ресурсе.

Предисловие

Viam supervadet vadens
(Да осилит дорогу идущий)

Я не призываю к тому, чтобы люди, прочитавшие этот рассказ, сразу хватали рюкзак, кошки с ледорубом и неслись, сломя голову, на ближайший поезд или самолёт до городов КавМинВод. Да, мы поехали без гида. Но вы не представляете, сколько было проделано организационной работы, чтобы всё получилось, так как получилось. Этот рассказ не является руководством «Как сходить на Эльбрус без проводника». Это лишь субъективное описание нашего путешествия. Вероятно, профессиональный альпинист написал бы текст в совсем ином ключе. Шутки с такими высотами могут плохо кончиться! Нам крупно повезло, но не стоит уповать только на фортуну. На момент поездки оба участника экспедиции имели статус далеко не «чайников». У меня уже был хороший опыт организации туристических мероприятий, почти восемь лет пешеходного и около четырёх лет горного туризма за плечами, а так же два года работы гидом-проводником по юго-западному Кавказу. Костя много лет занимался лёгкой атлетикой, как следствие имел невероятную выносливость, у него уже был спортивный разряд по туризму и хорошие навыки обращения с альпинистским снаряжением. Если вы регулярно не занимаетесь этими видами спорта (горный туризм, альпинизм) и не отличаетесь высоким уровнем ОФП (общей физической подготовки), то не стоит ехать на Эльбрус в одиночку. Найдите команду, имеющую соответствующий опыт, овладейте всеми необходимыми навыками и не пожалейте денег на гида-проводника. Это может спасти вам жизнь. Готовьтесь к восхождению! Самая большая сложность Эльбруса в его простоте. «Тысячи туда поднялись, и я поднимусь», так подумает новичок. Как показывает многолетняя статистика, около 90 восходителей добиваются успеха. Подобные цифры создают обманчивую иллюзию доступности, но это не выездной кемпинг – это высшая точка России, главный пик Кавказа, «крыша» Европы, пятитысячник. И всё же, прежде чем отправиться туда, задайте себе вопрос: надо ли это мне, и если надо, то зачем? Ведь каждый год на Эльбрусе в среднем гибнет около десяти человек, что составляет примерно 0,1 от общего числа восходителей. Кто-то уже никогда не вернётся с Горы, не забывайте об этом…


ФОТО ВЗЯТО С ОТКРЫТОГО РЕСУРСА «ЯНДЕКС. КАРТИНКИ»

Идея поехать на ТАКУЮ гору возникла ещё давно, но всё как-то не срасталось. Сначала не хватало финансов, потом времени и экипировки. И вот год за годом, путешествуя по юго-западному Кавказу, поднимаясь на трёхтысячники, я не переставал мечтать о подобном восхождении. Эльбрус маячил на горизонте, маня к себе сверкающим белым куполом.


на фото: вид на г.Эльбрус с вершины Южного Псеашхо (3251м.)

Это была МЕЧТА – Эльбрус! Одно это слово переворачивало всё моё сознание. А раз была мечта, то в скором времени появилась и ЦЕЛЬ. Где-то за год до поездки я твёрдо решил совершить восхождение в 2014 году. «Эльбрус-2014!» - это стало жизненным лозунгом всех последующих месяцев перед поездкой. Но невозможно поехать на такую гору без опытной команды, без людей, которые бывали там раньше! За полгода до восхождения мне представилась возможность отправиться на Эльбрус в составе опытной команды великолепных товарищей из родного города Сочи, которые уже имели достаточно большой опыт восхождений выше 5000 м.


Шли месяцы, шла подготовка. Физическая, техническая, инвентаризационная, информационная. И все эти полгода я гнал от себя дурное предчувствие, что что-нибудь может пойти не так, и я останусь без места в команде. Теоретически я допускал возможность, что поездка в составе этой команды не удастся. И поэтому заранее старался собрать больше информации о горе: читал много статей на тему акклиматизации, отчётов о восхождении, старался максимально расспросить всех своих знакомых, кто хоть однажды был там. И, конечно, не забывал готовиться сам: регулярные выходы в горы на один-два дня, пробежки на 10-12 км., турник и брусья. Наступило лето. Начался пиковый сезон горного туризма. Теперь, когда Эльбрус вновь открывался взору сквозь пелену облаков, я знал – уже скоро… И тут случилось то, чего я опасался, но к чему был готов: звонок от руководителя команды, в составе которой я должен был ехать. Они идут на другую гору – Казбек 5033 м., которая находится на границе с Грузией.



ФОТО ВЗЯТО С ОТКРЫТОГО РЕСУРСА «ЯНДЕКС. КАРТИНКИ»

У меня не было ни времени, ни желания, чтобы в скоростном режиме делать загранпаспорт. Моя цель осталась неизменной - «Эльбрус-2014!». Поблагодарив руководителя за то, что он вообще согласился меня взять в команду, я приступил к самостоятельной организации выезда на Эльбрус. Сначала я пытался «сесть на хвост» другой команде, но меня не хотели брать. Аргументация была жёсткая и исчерпывающая – отсутствие достаточной уверенности в моей подготовленности к такому походу. О, как я их теперь понимаю!... Времени оставалось чуть больше месяца, а столько всего нужно сделать! Хорошо, что у меня был большой «пакет информации» по району. Оставалось найти попутчика. Критерии, конечно, очень жёсткие: большое желание ехать, хорошая физическая и психологическая подготовка, наличие всей необходимой экипировки и многое другое. Круг поиска сомкнулся лишь на одном человеке – Константине Павленко.


На тот момент я был знаком с Костей всего полгода, но за столь непродолжительное время он успел зарекомендовать себя только с положительных сторон. Спокойный, уравновешенный, честный, отзывчивый, великолепно подготовлен как физически, так и психологически, владеет всеми необходимыми навыками для подобного восхождения и, самое главное, он полностью отдавал себе отчёт в том, на что он соглашается. В общем, куда ни глянь – одни положительные качества, за исключением, может быть, некоторой рассеянности, свойственной многим романтикам, хотя тут я с ним могу посоперничать. Месяц до выезда… Билеты на поезд купили заранее, чтобы определить точную дату выезда – 31 июля, рейс Адлер – Владикавказ. Теперь дело за малым – собраться и в путь! За две недели до поездки мы прошли предварительную акклиматизацию на массиве Псеашхо и, переночевав на высоте 2600 м., совершили восхождение на гору Псеашхо Южный, выстой 3251 м.

Последняя неделя перед поездкой, наверное, самая напряжённая. Обнаруживается просто море ранее не решённых организационных вопросов. А времени остаётся совсем мало. Итак, 31 июля. Рюкзаки собраны. Посадка на поезд. Теперь нас уже никто и ничто не остановит! Ведь мы не сказали НИКОМУ, что едем только вдвоём. По легенде мы - члены команды «опытных и квалифицированных инструкторов из Краснодара». Ну, что тут скажешь! Самая большая авантюра в нашей жизни началась!

Часть первая

«Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал»

Владимир Высоцкий

День первый. Заезд. Утром 1 августа наш маленький отряд прибыл на вокзал города Минеральные воды.

Одни, в незнакомом городе…. Но это нас не пугает, мы же знаем ради чего всё это. Попытка найти прямой транспорт до посёлка Терскол (ближайший посёлок к горе Эльбрус) не увенчалась успехом. Таксисты «зарядили» нам астрономические суммы за трансферт, в связи, с чем нами принимается решение ехать на общественном транспорте, что, конечно, не так удобно, но зато в несколько раз дешевле. И вот, мы в республике Кабардино-Балкарии, проезжаем транспортную развязку «Баксанский круг».

Наш путь лежит через административный центр района - посёлок Тырныауз. Через некоторое время мы въезжаем на территорию местного Национального парка. Базироваться решили на территории палаточного лагеря «Бивуак».

Место просто прекрасное - пихтовая роща. Ни соринки, ни кочки – что ещё нужно туристу? Погода стоит великолепная. Днём не жарче +20, а с заходом солнца столбик термометра сбросит лишь 6 - 8 градусов. Хотя в горах погода всегда найдет, чем удивить туриста: вот палит жаркое солнце, а через час температура «рухнет» и пойдёт дождь со снегом, который через часок-другой может смениться выходом яркого светила. Так что нужно быть начеку. Едва мы покидаем лесную зону, как нашему взору открываются пик Азау и гора Чегет 3770 м., на которую мы отправимся завтра.

Получив на водопаде невероятный заряд бодрости, мы решаем отправиться дальше, к расположенной неподалёку, на высоте 3100 м., обсерватории.

К сожалению, в саму обсерваторию нас не пустили, но местные сторожа советуют нам не останавливаться на достигнутом и отправиться на «Ледовую Базу», где в советское время проходили тренировки перед восхождением на Эльбрус. Ну что? Сказано – сделано! Идём на Ледовую Базу, на 3700! Дорога уже не так хороша, на машине тут не проехать. Сотню за сотней мы набираем высоту. Теперь можно любоваться легендарным ледником «Семёрка», который залёг на горе Донгуз-Орун. И вот за очередной «взлёткой» нам открылся… да, именно ОН – Эльбрус! Я, конечно, понимал, что Эльбрус - гора немалых размеров, но чтоб настолько «немалых»! Он просто огромен! Это грандиозное зрелище! Относительно нашего расположения гора возвышается ещё на 2 км ввысь. Наслаждаемся видами, открывшейся нам панорамы, как вдруг замечаем какие-то «точки» на леднике Терскол. Это группа горовосходителей возвращается с акклиматизационного выхода, лавируя между огромными трещинами в леднике. Поверхность ледника похожа на бутылочное стекло: голубой лёд кристально чист, прозрачен на несколько метров в глубину, но он твёрд, как камень.

Перейти ледник – задача не из лёгких. Необходимо обладать рядом специальных навыков: уметь двигаться в связке, зарубаться на льду и многое другое. Пока мы ожидаем альпинистов, разглядываем происходящее на южном склоне Эльбруса – кто-то двигается вверх, вдоль скал Пастухова, кто-то - вниз с «косой полки». Процесс завораживает, и мы невольно начинаем строить догадки о том, что же именно там происходит. Так же с этой точки можно изучить расположение различных объектов относительно друг друга: станции подъемников, «Бочки», «Приют 11», скальных гряд «Приюта», скалы Пастухова, «косой полки». На обратном пути мы натыкаемся на небольшой островок «зелёной жизни» в бескрайнем каменном море. Какой контраст!

Спускаемся вниз.

День третий. Идти в первый же день на высоту 3700 м. было не самой лучшей идеей, но сделанного не изменить. Мы получили много информации от группы альпинистов, которую повстречали на Ледовой Базе. После вчерашнего форсированного забега мы решили немного отдохнуть, не вставать «чуть свет» и поспать на два - три часа больше обычного. Но взошедшее солнце к 9 утра превращает нашу палатку в «крематорий», пришлось пробуждаться. Сегодня у нас программа проще – радиальный выход на гору Чегет до высоты 3400 м. «Сбросив» около сотни метров по посёлку, мы попадаем на «Поляну Чегет», откуда начинается канатно-кресельная дорога (ККД). Но он нам не нужен, так как для прохождения акклиматизации необходим физический труд, а поездка на «канатке» малость не дотягивает до этого понятия, так что идём пешком.

Начинается подъём на склон горы Чегет. На выходе из лесной зоны есть поворот к озеру Донгуз-Орун-Кёль, но оно находится в особо охраняемой пятикилометровой зоне, примыкающей к государственной границе с Грузией. Граница проходит по вершинному гребню гор Донгуз-Орун и Накра-Тау. Пропуск нужен, только если вы хотите попасть на озеро Донгуз-Орун-Кёль, ледник Шхельда или в ущелье Азау. Всё это не обязательно для восхождения и является приятным «бонусом» к акклиматизационным выходам. Без специального разрешения проход туда чреват очень неприятными последствиям. Разочарованно вздохнув, мы продолжаем подъём. Во втором часу от полудня мы выходим на нужную высоту. К этому моменту всё затянуто облаками. Это неудивительно. Погода в горах часто портится после обеда. Но мы смогли разглядеть сам Чегет, до которого по вертикали оставалось ещё 300 м. чистого альпинизма. Облака сгущаются слишком быстро, в любую минуту может пойти дождь, поэтому вниз спускаемся «по-буржуйски» - на одной из самых старых канатных дорог в России. Это будет последняя ночёвка в посёлке Терскол. Первичная акклиматизация успешно пройдена, так что завтра мы выдвигаемся непосредственно на склоны Эльбруса. День четвёртый. Мы покидаем, приютившую нас чудесную пихтовую рощу, и отправляемся в царство вечных снегов и льдов. Но перед этим последовала обязательная регистрация в МЧС. Конечно, мы не планируем пользоваться услугами спасателей, но всё может быть – безопасность превыше всего. Мы покидаем Терскол.

Канатная дорога, которая ведёт на сам склон Эльбруса, начинается с «Поляны Азау», до которой пришлось добираться на такси ввиду полного отсутствия местного транспорта. Кассирша настояла на том, чтобы мы купили билеты туда-обратно, заверив нас, что даже через несколько дней билеты на спуск будут действительны. В кассе нам выдали красивые пластиковые карточки.

Что ж, теперь нас ожидает самое интересное – мы начинаем пожинать плоды отсутствия гида. Разумеется, главные детали маршрута были заранее очень тщательно продуманы, но уделить внимание каждой мелочи было невозможно. В связи с нашей недостаточной осведомлённостью о конкретном расположении и точных высотных отметках лагерей принимается опрометчивое решение ночевать на высоте 3450 м., возле станции канатной дороги «Мир». Дождь идёт весь день, ночью - со снегом. Вокруг палатки постоянно ходят шумные, чем-то недовольные отдыхающие, ездит какая-то до безобразия вонючая техника, и вообще… Не хочется тратить время на дальнейшее описание этого дня, так как ничего интересного больше не произошло. День пятый. Просыпаемся от шума, который издаёт очередная проезжающая мимо непонятная крупногабаритная техника, начинаем готовиться к предстоящей дороге. Сворачивание лагеря под дождём - удовольствие не из приятных, но ничего не поделаешь – надо. Возвращаемся к станции: перед нами канатно-кресельная дорога «Мир - Гара-Баши». За третью очередь платим отдельно, уже наверху.

Сиденья канатной дороги одноместные, поэтому рюкзак с вещами приходится отправлять на соседнем кресле. На каждой опоре кресло страшно трясётся и подпрыгивает – того и гляди, рюкзак вывалится и улетит в тартарары. На это страшно смотреть – ведь в рюкзаке ВСЁ! К этому моменту стало ясно, что перед поездкой надо было надеть на себя шапку и пуховик, так как шевелиться для разогрева, особенно со вторым рюкзаком на коленях, неудобно и опасно. К тому же канатка периодически останавливается для того, чтобы рабочие могли принять груз, который едет в этих же креслах. Так мы добираемся до высоты 3700 м. А в сторону «Приюта» уже стоят опорные сваи для новой очереди канатки, которая выйдет на высоту более четырёх тысяч метров! Что же дальше? До Пастуховых дотянут, и пирожки на седловине продавать будут?

Тут стало уже заметно прохладнее - ощущается близость границы снежной зоны. Охранник верхней станции канатки, увидав двух мокнущих под дождём пареньков, немедля приглашает нас в свою сторожку. До чего же здесь доброжелательные люди! Но как бы сие не было прискорбно, напившись горячего чая возле тёплой печки, нам приходится покинуть гостеприимного хозяина и отправиться на поиски места для установки лагеря. Путь наш лежит мимо приюта «Бочки».
Установив лагерь, собираем радиальные рюкзаки «на заброску», комплектуя их самым тяжёлым, то есть едой и газом. До этого места мы доехали на канатной дороге, благодаря чему на высоте 3500 - 3700 питаемся свежими овощами и фруктами, сыром и мясом, и прочими продуктами, которые дальше на своём горбу нести совершенно не хочется. Дальнейший путь нам предстоит пройти пешком. Унести за раз около 70 кг груза на двоих не представляется возможным, поэтому мы делаем «заброску»: относим к месту второго лагеря по 10 - 12 кг груза каждый, чтобы во второй раз унести всё остальное. Или можно опуститься до уровня «матрасы на ратраке», что совершенно неспортивно.

Раньше на высоте 4050 м. располагался легендарный «Приют 11». Некоторые отчеты говорят об отметке 4200 м. – не верьте, это неправда! Там, где каждый метр на счету, такая разница критична. Построенный ещё в советские годы, 16 августа 1998 года практически бесхозный «Приют» сгорел из-за нарушений правил пожарной безопасности. Теперь «Приютом» называется здание бывшей котельной, в котором может комфортно расположиться несколько десятков восходителей. Хозяин этого заведения оказался таким же добродушным, как и охранник станции «Гара-Баши». Вероятно, тут все люди такие. Он напоил нас горячим чаем, а в процессе чаепития, рассказал много интересного об Эльбрусе. В гостеприимной компании время летело быстро, на улице уже начали сгущаться сумерки. Пора спускаться в лагерь на 3700. По прибытии мы прячем все электронные приборы внутрь спальника – на морозе они могут испортиться. День шестой. Оставив себе продуктов и газа лишь на сутки, у нас нет другого варианта, кроме как отправиться со всей своей поклажей в верхний лагерь. От «Бочек» к «Приюту» мы шли уже с большими рюкзаками. Хорошо, что стоит пасмурная погода, под палящими лучами солнца идти было бы гораздо труднее. Мысленно благодарим погоду. С лицами, выражающими мудрость «Кто познал жизнь, тот не спешит», медленно ползём вверх, к нашей следующей стоянке.

Тем временем туман сгущается, поэтому принимается решение – сначала разбить лагерь, и только потом забрать свою «заброску». Место нашлось просто великолепное! Недалеко от «Приюта», на высоте 4150, есть большие и ровные площадки, где можно разместить хоть роту солдат. Нам крупно повезло – несколькими часами ранее с этого места ушла группа, освободив прекрасно подготовленное место под палатку. Какая чудесная стенка! Благодаря ей ветра мы вообще не ощущаем.

Пока всё складывается очень хорошо, хотя в деталях снова ощущается отсутствие гида. На переходе «Бочки» - «Приют» мы не надели ни кошек, ни альпинистских бахил (специальные утеплённые чехлы для обуви), так как никакой технической сложности этот участок не представляет. Но вспаханный ратраками снег днём тает, так как даже на такой высоте в ясную погоду преобладают плюсовые температуры. Из-за этого весь путь превращается в хлюпающую и чавкающую кашу, с которой не в силах справиться ни одна мембрана на ботинках. В результате чего мы получаем насквозь мокрые ноги на высоте более 4000 м. Сушить обувь негде и нечем…

Вне зависимости от погоды, нарушать каноны акклиматизации нельзя. Необходимо соблюдать правило «забирайся высоко, а спи низко». Поэтому мы утепляемся и в условиях почти нулевой видимости выходим наверх. До высоты 5080 м. регулярно ездят ратраки (снегоукаточная техника), которые оставляют после себя траншеи шириной около 20 метров. По обочинам этих траншей каждые 10-12 метров стоят красные флажки, обозначающие направление движения. Сбиться с такого пути просто невозможно. Дойдя до нижней границы скал Пастухова (4550 м.) мы понимаем, что на этом стоит остановиться. По крайней мере, сегодня. Видимость - не более 10 м., сильный ветер, да и время уже близится к закату. Пора спускаться обратно. День седьмой. Первая ночёвка на высоте свыше 4000 м. над уровнем моря прошла отлично. Спали очень крепко, горная болезнь пока не давала о себе знать. Альпинисты из соседних палаток подсказали нам, как высушить обувь – нужно спать с ней в обнимку. Да, неприятно, но зато очень эффективно. Проверено на личном опыте. Ночью было достаточно тепло, столбик термометра сполз лишь до отметки -6 градусов по Цельсию. Наутро Эльбрус открывается нам во всём величии! Кажется, что на вершину можно сбегать за несколько часов. Какая обманчивая иллюзия, ведь до неё полтора километра, по высоте, конечно... До отметки 4600 высота практически не ощущается, на 4700 появляется сильная одышка, идти становится очень тяжело. На высоте 4900 мы превращаемся в роботов. Шагаем «на автомате». В подобных условиях, если вдруг сбить темп, на полминуты гарантировано ощущение удушья. Попытки восстановить дыхание, вдохнув полной грудью, тщетны. Воздуха всё равно не хватает. Вспоминая слова А.В.Суворова «Тяжело в ученье, легко в бою», продолжаем движение.

Решаем сегодня, во что бы то ни стало, перевалить за отметку 5000 м. Сказано – сделано. Последняя «взлётка» окончательно истощает наши силы – скорость движения не превышает 1 км/ч. Каждый шаг даётся с невероятным трудом! Мне приходится «вытаскивать» себя с помощью рук, опираясь на палки, а Костя впервые в жизни жалеет, что не взял треккинговых палок. Как бы они ему сейчас пригодились! Спустя почти пять часов с того момента, как был покинут лагерь, мы выходим на конец «ратрачного бульвара» - на высоту 5080 м.! Это начало «косой полки» - траверса склона Восточной вершины в сторону седловины. Дальше этого места ратрак не идёт.

Мы находимся на высоте более пяти километров! Какой вид! Под нами облачный океан, из которого снежными вершинами «торчат» высочайшие пики Главного Кавказского Хребта. Это стоило усилий затраченных на подъём. Изучая скальники, находящиеся прямо над нами, сопоставляем рекомендации по спуску с седловины с реальным расположением объектов, когда невозможно найти «косую полку» из-за плохой видимости. Слева и справа от нас залегают массивные ледники и зияют многометровые трещины. И снова перед нами ледник «Семёрка». Теперь мы выше него на полтора километра! Пока мы идём вниз, погода заметно улучшается и награждает нас красивыми закатными панорамами. Спустившись в лагерь, понимаю, что меня «догоняют» первые признаки горной болезни или «горняшки». Костик чувствует себя отлично, а вот моё состояние совсем иное – голова трещит, как трансформаторная будка, вдобавок открывается сильное носовое кровотечение (всё-таки организм не выдерживает таких перепадов давления), остановить которое удаётся только сосудосужающими средствами. Последствия воздействия высоты на каждом человеке отражаются исключительно индивидуально. У кого-то болит голова, у кого-то - живот, у некоторых нет аппетита, а кому-то вообще всё равно, хотя, конечно, есть определённый, наиболее распространённый «пакет последствий». И ведь сильно устал сегодня (всё-таки поднялись на высоту более пяти тысяч!), а заснуть просто невозможно – трансформатор в голове всё никак не хочет умолкать, к тому же добавилась повышенная нервозность. Не знаю, было ли это следствием головной боли или являлось отдельным симптомом, но я сорвался на Костю, обругав его, ни за что, на чём свет стоит. Когда пришло осознание того, что во мне говорит «горняшка», пришлось принести товарищу массу извинений. Попытки выключить эту адскую трещалку посредством аспирина и цитрамона успехом не увенчались. Ещё час мучений. Погрузиться в мир снов удалось, только приняв двойную дозу снотворного.

Географическое описание

Название

Инфраструктура

История восхождений

Эльбрус (карач.-балк. Минги тау ) - гора на Кавказе, на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Эльбрус расположен севернее Главного Кавказского Хребта и является высочайшей вершиной России. Учитывая, что границы части света Европы неоднозначны, нередко Эльбрус называют также высочайшей европейской горной вершиной.

Географическое описание

Эльбрус - это двувершинный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 м, Восточная - 5621 м. Они разделены седловиной - 5200 м и отстоят друг от друга примерно на 3 км. Последнее извержение датируется 50 г.н. э. ± 50 лет.

По альпинистской классификации Эльбрус оценивается как 2А снежно-ледовая, прохождение обеих вершин - 2Б. Есть и другие, более сложные маршруты, например Эльбрус (З) по С-З ребру 3А.

Название

По одной из версий название Эльбрус происходит из иранского Айтибарес - «высокая Гора», более вероятно - иранское «сверкающий, блестящий» (как и Эльбурс в Иране). Грузинское название Ялбуз - от тюркского ял - «буря» и буз - «лёд». Армянское Альберис - вероятно, фонетический вариант грузинского названия, однако не исключена возможность связи с общеиндоевропейской основой, к которой восходит топоним «Альпы».

Другие названия:

  • Минги тау - вечная гора (карачаево-балкарское).
  • Ельбурус - направляющий ветра (ногайское).
  • Асхартау - снежная гора асов (кумыкское).
  • Джин-падишах - царь горных духов (тюркское).
  • Альбар (Альборс) - высокий; высокая гора (иранское).
  • Ялбуз - грива снега (грузинское).
  • Ошхамахо - гора счастья (кабардинское).
  • Урюшглюмос - гора дня.
  • Кускамафь - гора, приносящая счастье.
  • Шат, Шат-гора - старорусское название (от карач.-балк. шат, чат - выступ, ложбина, то есть «гора с ложбиной» )

Ущелья

Ущелья Адылсу, Шхельды, Адырсу, массивы Донгуз-Оруна и Ушбы очень популярны среди альпинистов и горных туристов. Приэльбрусье - популярнейший горнолыжный курорт России.

Ледники

Общая площадь ледников Эльбруса 134,5 км²; наиболее известные из них: Большой и Малый Азау, Терскол.

Инфраструктура

В основном сосредоточена на южных склонах, где расположена маятниковая и кресельная канатная дорога. Высота подъема канатной дороги - 3750 метров, здесь расположен приют «Бочки», представляющий собой более десяти шестиместных утеплённых жилых вагончиков и кухню. В настоящее время это основное место старта поднимающихся на Эльбрус. На высоте 4000 м расположена самая высокогорная гостиница «Приют одиннадцати», сгоревшая в конце XX века, на основании котельной которой в данное время отстроено новое здание, тоже активно используемое альпинистами. Установлен ряд жилых 12ти местных вагончиков, кухня. По вечерам организуется работа дизель-генератора с подачей электроэнергии в вагончики. На высоте 4600-4700 м расположены скалы Пастухова. Выше скал Пастухова зимой расположено ледовое поле. С высоты 5000 начинается так называемая косая полка - тропа с плавным набором высоты. Стандартный маршрут на Западную и Восточную вершины проходит через седловину. От седловины обе вершины подымаются на высоту около 300 м.

С 2007 г. ведутся работы по возведению на седловине горы (высота 5300 м) спасательного приюта («Станция EG 5300»). Приют будет представлять собой полусферу геодезического купола диаметром 6,7 м, установленную на фундаменте из габионов. В 2008 г. произведена рекогносцировка местности, подготовлен базовый лагерь, началось проектирование приюта. В 2009 г. изготовлены конструкции купола, начались строительные работы: силами участников экспедиции возведены габионы, произведена транспортировка элементов купола к месту строительства (в том числе с использованием вертолета). Окончание строительства планируется в 2010 г.

С северной стороны инфраструктура развита слабо, и представлена несколькими хижинами на одной из морен (на высоте около 3800 м), которые используются туристами и сотрудниками МЧС. Как правило данная точка используется на восхождений на Восточную вершину, путь к которой проходит через скалы Ленца (от 4600 до 5200 м), служащие хорошим ориентиром всем восходителям.

История восхождений

В 1813 году русский академик В. К. Вишневский впервые определил высоту Эльбруса (5421 м).

Первое успешное восхождение на одну из вершин Эльбруса было совершено в 1829 году в ходе экспедиции под руководством генерала Г. А. Эммануэля, начальника Кавказской укрепленной линии. Экспедиция имела научный характер (Эльбрусская экспедиция Российской академии наук была организована из Пятигорска, о чем есть запись в гроте Дианы; см. также Альпинизм в дореволюционной России), её участниками были: академик Адольф Купфер - геофизик, геолог, основатель Главной физической обсерватории в Петербурге, физик Эмилий Ленц, зоолог Эдуард Минетрие, основатель Русского энтомологического общества, ботаник Карл Мейер, впоследствии ставший академиком и директором ботанического сада Российской Академии наук, художник-архитектор Иосиф (Джузеппе–Марко) Бернардацци, венгерский ученый Янош Бессе. Вспомогательная служба экспедиции Эммануэля состояла из 650 солдат и 350 линейных казаков, а также местных проводников.

Непосредственно в восхождении участвовали Купфер, Ленц, Мейер, Минетрие, Бернардацци, 20 казаков и проводники. Однако отсутствие опыта, и низкое качество альпинистского снаряжения заставили большую часть участников повернуть назад. Дальнейшее восхождение продолжили только четверо: Эмилий Ленц, казак Лысенков и два человека из группы проводников - Хилар Хачиров и Ахия Соттаев. На высоте около 5300 м из-за недостатка сил вынуждены были остановиться Ленц и двое его сопровождающих. Первым на восточную вершину около 11 часов утра 10 июля 1829 года поднялся карачаевский (по другим данным - кабардинский) проводник Хилар Хачиров. Данное событие было отмечено ружейным салютом в лагере, где генерал Эммануэль наблюдал за восхождением в мощную подзорную трубу.

На месте нахождения лагеря на одном из камней была выбита памятная надпись (ниже и на илл. ), место нахождения которой со временем затерялось. Она была обнаружена советскими альпинистами уже в XX веке (случайно, спустя 103 года - она была скрыта под вековым наслоением лишайников).

Въ Царствованіе Всероссійскаго Императора Николая I стоялъ здесь лагеремъ съ 8 по 11 іюля 1829 года Командующій Кавказской линіи Генерал от Кавалеріи Георгій Емануель;

при немъ находились сынъ его, Георгій 14 летъ, посланные Россійскимъ правительствомъ Академики: Купферъ, Ленцъ, Менетріе и Мейеръ, также Чиновникъ Горнаго Корпуса Вансовичъ, Минеральных Водъ Архитекторъ Иос. Бернардацци и Венгерскій путешественникъ Ив. Бессе.

Академики и Бернардацци, оставивъ лагерь, расположенный в 8,000 футахъ (т.е. 1,143 саженяхъ) выше морской поверхности, входили 10-го числа на Эльбрусъ до 15,700 футовъ (2,243 саженей), вершины же онаго 16,330 футовъ (2,333 саженей) достигъ только кабардинецъ Хиларъ.

Пусть сей скромный камень передастъ потомству имена техъ, кои первые проложили путь къ достиженію по ныне почитавшагося неприступнымъ Эльбруса!

Первое успешное восхождение на западную, наиболее высокую вершину, совершила в 1874 году группа английских альпинистов во главе с Ф. Грове и участником первого восхождения проводником-балкарцем А. Соттаевым.

Первым человеком, поднявшимся на обе вершины Эльбруса считается русский военный топограф А. В. Пастухов. В 1890 году в сопровождении четырех казаков Хоперского полка он совершил восхождение на западную его вершину, а спустя шесть лет, в 1896 году покорил восточную. Также Пастухов впервые составил карты вершин Эльбруса.

В августе 1974 года три совершенно стандартных (без лебедок и противобуксовочных цепей) автомобиля УАЗ-469 во время испытательного пробега достигли ледника на горе Эльбрус на высоте 4000 метров.

Сейчас Эльбрус очень популярен для восхождений, как в альпинизме, так и в горном туризме.

Эльбрус во время Великой Отечественной войны

В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы Эльбрус стал ареной ожесточённого противостояния в годы Великой Отечественной войны, в котором участвовали в том числе подразделения германской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс». В ходе Битвы за Кавказ 21 августа 1942 года, после занятия горных баз «Кругозор» и «Приют одиннадцати» немецким альпийским стрелкам удалось установить на западной вершине Эльбруса немецкие знамёна. К середине зимы 1942-1943 годов вермахт был выбит со склонов Эльбруса, а 13 и 17 февраля 1943 года советскими бойцами-альпинистами были совершены восхождения соответственно на западную и восточную вершины Эльбруса, где были водружены советские флаги.