Казни в саудовской аравии публичные. Расстрел, петля, отрезание яиц (продолжение)


По данным правозащитной организации, осужденых пытали и убивали жестокими методами, включая распятие и обезглавливание, сообщает The Sun.

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман пообещал «минимизировать» применение смертной казни в стране.

Кадр: YouTube

В отчете, представленном на Совете ООН по правам человека в Женеве, проект «Смертная казнь» показал, что еще 24 человека находятся под «неизбежной угрозой».

Среди них трое детей, видные политические противники принца, священнослужители и борцы за права человека.

В докладе утверждается что, по меньшей мере, шесть подростков были казнены в этом году.

Мероприятие, организованное в рамках проекта «Смертная казнь», выявило «незаконные и произвольные казни» в Саудовской Аравии, а также нарушения прав человека, как заключенных, так и их семей.

Эксперты говорят, что эти злоупотребления были «усугублены систематическими пытками заключенных и крайне несправедливыми судебными процессами, которые привели к смертным приговорам».

Среди казненных в 2019 году: 3 женщины и 51 мужчина, которым предъявлено обвинение в употреблении наркотиков. В других странах такие преступления считаются не значительными, для того, чтобы лишать жизни людей.

Кадр: YouTube

Массовые, показательные казни

По меньшей мере из 58 убитых были иностранными гражданами. Большинство из них были обвинены в распространении шиитского ислама - преступления в суннитском арабском государстве.

Это были: 21 пакистанец, 15 йеменцев, пятеро из Сирии и четверо из Египта.

Два иорданца, два нигерийца, сомалиец и двое из неизвестных стран также были казнены.

22 апреля в этой стране была произведена массовая казнь, в которой убили 37 человек. Один был распят, а другому пронзили голову.

Все убитые во время массовой казни были осуждены за «терроризм».

В Саудовской Аравии казнят подростков

Одним из обезглавленных - Абдулкарим аль-Хавадж, который был арестован во время участия в антиправительственном митинге, когда ему было всего 16 лет.

На судебном процессе его признали виновным в том, что он «террорист».

Юному парню отрубили голову перед кровожадной толпой вместе с 36 другими людьми, обреченными на смерть.

Как сообщается, одно из тел было распято и выставлено на показ после казни.

В рамках международного права, приговор к смертной казни в возрасте до 18 лет запрещен.

Другая жертва - Муджаба аль-Суикат - подросток, который собирался начать новую жизнь в США, учась в университете Западного Мичигана. Его арестовали за участие в антиправительственном митинге.

17-летнего студента жестоко пытали, в том числе ударами по ступням ног, прежде чем он «признался» в преступлениях против государства.

Кровавая жатва Фарерских островов,

Способы исполнения этого наказания были весьма разнообразны: отсечение головы, повешение, утопление, сожжение (в том числе на медленном огне), залитие в горло расплавленного металла, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол. В современном мире немного изменилось в способе казни осужденного.

Смертная казнь практикуется в 68 странах. Самые известные - США, Ирак, Саудовская Аравия, Китай, Индия, Индонезия, ЮАР. В основном смертная казнь как способ наказания используется в азиатских и африканских странах.Ныне в мире насчитывается 130 стран, отменивших смертную казнь в законе или на практике.

Карта. Черным - это страны, где применяется смертная казнь.

Казнью караются самые страшные с позиции государства преступления: связанные с безопасностью страны (шпионаж, предательство, контрреволюционная деятельность, терроризм, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков). В исламских государствах убивают за такие преступления как изнасилование, гомосексуализм, супружескую связь мусульманина(ки) и немусульманина(ки).

В настоящее время в мире используется смертная казнь через повешение, в трех странах — через отсечение головы, чаще — через расстрел. В США применяется смертельная инъекция и электрический стул. В ряде стран используются побиение камнями и распятие.

В современном мире существуют 7 официальных способов приведения в исполнение смертного приговора.

1.Среди применяемых в настоящее время способов казни самый ужасный - забивание камнями. Он применяется в Иране, Афганистане, Судане и в части Нигерии. Для вынесения приговора собирается группа людей, которая затем и забивает жертву камнями. Таким образом казнят, в основном, женщин.

2.Самый распространенный из них - расстрел. Расстрел может исполняться как одним человеком, так и строем. В некоторых странах участникам расстрела выдают вперемешку холостые и боевые патроны, чтобы не было известно, кто именно убил осужденного. В Китае, где исполняется более 80% всех смертных приговоров в мире, устраивают публичные массовые расстрелы коррумпированных чиновников, наркоторговцев и содержателей притонов.

3. Повешание. В большинстве случаев смерть повешенного наступает вовсе не от удушения, а от сдавливания сонных артерий, подающих кровь мозгу. При лишении опоры повешенный теряет сознание через несколько секунд (что сокращает агонию), а спустя несколько минут можно фиксировать биологическую смерть из-за необратимых повреждений коры головного мозга. Сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания. Со второй половины.

К числу стран, в которых применяют казнь через повешение, относятся Египет, Иран, Иордания, Пакистан, Сингапур, Ирак, Япония и некоторые другие.

4.Газовая камера применяется для лишения жизни только в США. Приговоренного к смерти заводят в восьмиугольную комнату, привязывают к стулу и пускают по специальных трубам газ ционид. Смерть наступает через 9 минут, но и после этого мертвец остается еще около получаса в камере, пока ее полностью не очистят от газа специальным насосом.

5.Электрический стул для исполнения смертного приговора применяется только в США. Эта "машина смерти" была открыта в XIX веке зубным врачом Альбертом Соутвиком.

Пьяный пациент был по ошибке присоединен им к генератору и сразу же скончался. Об этом случае стало известно представителям власти, они и решили использовать этот "удобный и человеческий метод" вместо повешения. Однако первый опыт применения электрического стула завершился неописуемыми муками для смертника.

Тем не менее, данное устройство не было изъято из практики и после этих событий не раз совершенствовалось. Совершенная же модель появилась в США лишь в 60-е годы прошлого столетия. Поскольку от приговоренных можно ожидать сильного сопротивления, то во время пуска тока, их накрепко привязывают кожаными ремнями к злополучному стулу, а электроды закрепляют на голове и ногах, а на глаза заранее одевают повязку. Нет, не для того, чтобы смертник ничего не видел, а чтобы глаза не выскочили из орбит.

6.Смертельные инъекции для лишения человека жизни получили распространение в 80-х годах прошлого столетия. Этот вид казни распространен в США, Гватемале, Филиппинах, Таиланде и считается там цивилизованной формой наказания. Вводимый коктейль" состоит из обезболивающего пентанола натрия, павулона и хлорида натрия.

Смерть наступает через несколько минут после введения яда, и благодаря большой дозе обезболивающего человек не чувствует боли и, как правило, просто засыпает.

7. Обезглавливания мечом в наши дни совершались в юрисдикциях, подчинённых исламскому шариату, а также воинствующими исламистами во время американского вторжения в Ирак. По информации из СМИ Саудовская Аравия, Йемен и Катар имели законы, разрешающие обезглавливание, однако достоверные сведения об их применении существуют только в отношении Саудовской Аравии.

В Саудовской Аравии действует одна из наиболее жёстких систем наказания в мире. Конституция страны и уголовный кодекс продиктованы нормами шариата. Саудовская Аравия остается единственной страной, где казнят путем отсечения головы.

Большинство казней проходит публично, чаще всего на центральной городской площади.

В Саудовской Аравии существует должность государственного палача. Должность главного палача Мекки передается по наследству в семье аль-Биши, и каждый наследник утверждается на должность самим королем. В настоящее время главным палачом является Абдалла ибн Саид аль-Беши.

Казни в Мекке проводятся на площади перед воротами Абдель-Азиза, до этого они проводились напротив мечети Аль-Харам.

Сам процесс казни в Саудовской Аравии — целая церемония, традиции которой хранились и пополнялись на протяжении многих сотен лет.

Все казни совершаются после полуденной молитвы на центральной площади. Осужденный на смерть доставляется на место с завязанными глазами. Силы правопорядка очищают площадь от автомобилей и прохожих, после чего на земле расстилают кусок материи или пластика голубого цвета.

Офицер муттавы ведет осужденного в центр этой материи, осужденный становится на колени лицом к Мекке. Если казнь происходит в Мекке — лицом к Каабе. Полицейские зачитывают приговор и отдают приказ привести его в исполнение.

Палач получает меч из рук офицера полиции, подходит к осужденному со спины, и перед отсечением головы делает несколько взмахов мечом в воздухе. Для скорейшей остановки фонтанирующего кровотечения на казни всегда присутствует медицинский работник. Тело обезглавленного хоронят без гроба и надгробия в тот же день.

Палач, давая интервью, сказал журналистам: что профессия палача - обычное, нормальное ремесло, в котором также имеются свои профессионалы и неудачники. Аль-Беши - виртуоз; для коллег он звезда, хотя от звездности отказывается. "Я самый обыкновенный человек, хорошо сплю и ем, - скромничает палач. - Я счастливый отец семерых детей. Дети помогают мне чистить саблю. Я обучаю их особенностям ремесла - как наносить удар, например. Кстати, саблю мне подарило правительство". Эти фразы аль-Беши произносит с особой гордостью, пишет "Газета".

По его словам, ежедневно ему приходится отрубать от двух до десяти голов. При этом больше всего в жизни он ненавидит насилие, особенно по отношению к женщинам. "То, что я делаю, - это исполнение воли Аллаха", - оправдывается Мохаммед.

Аль-Беши находит, что профессия палача имеет прямое отношение и к актерскому мастерству, и к консультациям психоаналитика. Так, лишь год назад он перестал стушевываться перед зрителями. Это от актерства. Что касается психоаналитической стороны специальности, она заключается в том, что перед каждой казнью Мохаммед обязан приходить в семью жертвы и просить родственников простить преступника.

В некоторых случаях их прощение может поспособствовать отмене смертного приговора. Также перед казнью он спрашивает преступника, как того убить - расстрелять из пистолета или отрубить голову саблей. "Люди чаще выбирают саблю", - делится своими наблюдениями аль-Беши.

Своих "клиентов" Мохаммед жалеет. По его словам, очень сложно видеть, как людей покидают силы. "Вплоть до того момента, как я наношу удар, я надеюсь, что преступника помилуют. Даже тогда, когда зачитываю приказ, надежда не покидает меня. Я всегда молюсь за них Аллаху", - говорит аль-Беши; его голос звучит сентиментально.

Правда, не всегда Мохаммед убивает преступников: иногда он отрезает им руки или ноги. В этом случае саблей пользоваться запрещено, он режет перочинным ножом. "Если мне приходится отрезать руку, то я сам волен выбирать, как резать. Я предпочитаю отделить ее от сустава. А вот в каком месте отрезать ногу - это в нашей стране решает правительство", - рассказывает Мохаммед.

На вопрос о том, не удивляет ли соседей и знакомых Мохаммеда его профессия, он отвечает отрицательно. "Единственное, что действительно вызывает всеобщее удивление, - это как удается отрезать голову в мгновение ока", - утверждает палач.

В профессию Мохаммед Саад аль-Беши пришел в 1998 году. Тогда он работал в тюрьме и занимался подготовкой людей к смертной казни: надевал наручники, завязывал глаза и вел к палачу. Но однажды решил уйти со вторых ролей, отправил резюме и начал совершенствоваться в смертоносном искусстве. Как вспоминают учителя аль-Беши, он был талантливым студентом. Теперь у него самого есть ученики, один из которых - собственный сын, решивший повторить карьеру отца.

В 2011 году в 20 странах мира были казнены не менее 676 человек, сообщила Amnesty International. Как предполагают правозащитники, большинство казней осуществляется в Китае. Официальной статистики по этой стране нет. В мире остается все меньше государств, которые применяют в качестве высшей меры наказания смертную казнь. Из 193 членов ООН лишь 20 государств в 2011 году привели в исполнение смертные приговоры.


Как начнется твой первый день в Саудовской Аравии?

Пятница, полдень. Толпа окружила центр старого Рияда. Только что в главной мечети города завершилась большая молитва аль-Джума. Острый меч, длиной чуть больше метра, с загнутым по-арабски концом, выкованный из сияющей на солнце стали - занесен сейчас высоко над головой склонившейся на колени фигуры. Из-под белых одежд, скрывающих все тело, выглядывает только оголенная шея. Шестьдесят или больше человек замерли в ожидании, стоя по периметру широкой четырехугольной площади, охраняемые сбивчивым рядом из восьми солдат, одетых в униформу цвета бронзы.

Палач, занесший меч, принимает угрожающие размеры и кажется каким-то мистически-призрачным, похожим на видение, в своей длинной белой рубахе дишдаше и красной клетчатой повязке куфии. Он готов нанести решающий взмах, но внезапно отступает назад. Отходит на пару шагов от плахи. Тихо совещается с двумя полицейскими и еще одним человеком - единственным человеком, который может его остановить: жертвой преступника, приговоренного к смертной казни.

Короткое совещание окончено. Палач возвращается к плахе. Ставит правую ногу вперед, левую - широко назад, словно делает растяжку. Взнесенный меч дает секундный солнечный отблеск. Секундное мгновение - и..!

Но палач всего лишь плавно опускает меч на шею приговоренного. Дает ему почувствовать закаленную сталь. Тело преступника напрягается и замирает в ожидании. Меч снова заносится высоко вверх, только на этот раз все по-настоящему. Один точный и сильный удар рассекает кожу, мышцы и кости с глухим, полым отзвуком. Кровавый водопад прорывается из перерубленной шеи на гранитную площадь с характерным звуком, как будто мокрое белье выжимают в стальной таз. Обезглавленное тело наклоняется вперед, чуть заваливается и падает на правый бок.

Палач вытирает меч куском белой ткани. Толпа расступается, когда из глубины низеньких арок, окружающих площадь, выходят два человека в синих комбинезонах, поднимают тело и кладут его на носилки. Один из них подбирает голову за кусок материи, в которую та была замотана. Громко зачитывают состав преступления: изнасилование, торговля наркотиками и одержимость дьяволом. Палач вкладывает меч в ножны. Густобородый человек в форме солдата делает хлопок ладонями и возносит их к небу.

Через пять минут на площади не останется никого, кроме уборщика, поливающего кровавый гранит водой из шланга.

Смертная казнь применяется во многих странах. Публичная смертная казнь пользуется популярностью всего в четырех местах на планете. Ну, а публичная смертная казнь с использованием всего спектра «технологий», как то: повешения, отсечения головы, закидывания камнями, расстрела, а также обезглавливания с последующим распятием тела на подъемных кранах - применяется только в Саудовской Аравии. В Иране казнят в 7 раз больше людей за год, но даже там обходятся без отрубания головы. Когда сравнивают Саудию и другие страны, почему-то часто забывают эту важную деталь.


Кто-то пишет, что в последнее время в Саудовской Аравии перестали проводить публичные казни, и ситуация улучшается. Ничего подобного. Широкая четырехугольная площадь, на которой полетела голова казненного, называется у местных площадью Чоп-Чоп.


Площадь Чоп-Чоп ничего интересного из себя не представляет. Это просто пустое место в центре старого Рияда, окруженное низкими стенами. В одном из прилегающих зданий находится центральная городская мечеть. Недалеко от площади расположены здания суда и различных министерств. Идеальное место для смертной казни.


Завершает архитектурный комплекс площади министерство «По поощрению добродетели и удержанию от порока», на песчаном фасаде которого висит плакат с лозунгом: «Моя молитва - мое счастье».


По всем дням, кроме пятницы, площадь ничем не примечательна и даже скучна. В тени за столиками арабы сидят и пьют чай, в мечети проходят молитвы и вообще под пальмами очень хорошо отдыхать в жару.


В пятницу проходит особая, длинная пятничная молитва, которая очень важна для мусульман. Бесчисленные толпы жителей Рияда стекаются к ближайшим мечетям со всех сторон. Вокруг центральной площади все оцеплено полицией. Постоянно воют сирены и переливаются десятки красно-синих огней. Такое ощущение, что они здесь не для защиты от теракта, а будто теракт уже произощел.

Даже близко с площадью Чоп-Чоп нет желания находиться в это время, не говоря уже о том, чтобы помышлять пройти внутрь. Любого не-мусульманина останавливает вооруженные солдаты и тщательно осматривают. После чего пропускают.


Автор пришел смотреть на смертную казнь, держа камеру в сумке в выключенном состоянии - за попытку снять отрубание головы мне не хотелось бы и самому её лишиться. Вооруженные солдаты на подходе к площади проверили сумку, переглянулись, сообщили что-то по рации и пропустили. Дальше я сидел полчаса на лавочке и ждал, что произойдет.

Спустя несколько минут ушли арабы, допившие чай. Подъехал полицейский джип и в нескольких метрах высадил дежурного. Далее джип отъехал в зону видимости на другой конец площади, а солдат остался стоять и делать вид, что до меня ему нет никакого дела. Автор же сидел на скамейке под пальмами, сложа руки, держа камеру выключенной в сумке.

Больше на площади не произошло ничего. Никакой смертной казни. Но стоило мне встать и пойти к выходу - солдат немедленно остановил меня. Попросил открыть сумку. Взял камеру, включил. Попросил полистать фотографии, на которых были улицы Рияда. Затем выхватил камеру из рук и стал листать в обратную сторону, докладывая по рации, что видит на каждой фотографии. Так прошло несколько минут, пока он не убедился, что я не снимал площадь.


Смертной казни я не увидел. Их действительно перестали проводить на площади Чоп-Чоп, но только на этой площади! Чтобы не собирать толпы зевак, саудовские власти теперь проводят отрубание головы не у центральной мечети, а в том месте, где было совершено преступление.

Это невероятно, насколько безумные здесь законы. Сначала убийцу арестовывают, сажают в тюрьму. Проводят суд. От смертной казни его может спасти только одно - выкуп. Часто родственники убийцы и родственники жертвы договариваются между собой о выкупе. В итоге убийц казнят не всегда, а головы летят у наркоторговцев, гомосексуалистов и политических диссидентов, до которых либо никому нет дела, либо себе дороже связываться.

Самое главное: после суда, если удается установить место преступления - жертву везут в это место, где бы оно ни было, и рубят голову именно там. Хоть бы и прямо посреди улицы. Например, как этой женщине, убившей и изнасиловавшей ребенка, до конца кричавшей, что она не виновна.

Ну, а на площади Чоп-Чоп больше ничего не происходит. Неподалеку от бывшей плахи открыли городской музей в бывшем форте. Сюда часто приезжают работники и бизнесмены по выходным дням, проводятся школьные экскурсии. Практически никто из этих «туристов» даже не знает, что через сто метров рубили головы.


Старый Рияд

Крепость Масмак - прекрасно выполненный новодел, реконструкция старого форта.


В крепости восстановлен арабский интерьер 19-го века - скучный и бессмысленный, как и вся Аравия.


Макет старого города.


На стене висят цитаты короля Абдул-Азиза: «Я покорил эту страну благодаря воле Аллаха и арабского духа».


Во дворе стоит рабочая копия воли Аллаха.




Интересные персонажи. С хитрецой какой-то, что-то вынюхивали.


Улицы за крепостью.




Рядом с фортом также находится рынок, типичный базар, как в любой стране третьего мира. На рынке продают ковры, одежду и золото.


Как только я сделал этот безобидный снимок - на меня обратил внимание полицейский. Подозвал к своей машине, попросил паспорт. Долго рассматривал бизнес-визу. Поняв, что толку от меня никакого, сделал опечаленное, просто-таки расстроенное лицо и голосом воспитателя в детском саду сказал:

Эндрю… Ты… Фотографируешь?.. (Мол, ну как тебе не стыдно, бизнесмен ведь)
- Да я только форт Масмак!
- А-а-а, ну иди, иншалла.

В нескольких километрах от Рияда есть еще одно историческое место - развалины старого города Эд-Диръия.


Отреставрированные развалины, конечно.


Про них можно написать ровно по одной причине - здесь удивительно пусто и топорно, как будто попал в пластмассовый макет.



Но надо сказать, реставрируют арабы на совесть. Двери как будто вырезал тот же мастер, что и 200 лет назад.


Впрочем, к искусственным развалинам ехать не обязательно. По секрету говоря, развалин настоящих хватает и в центре. Я долго ходил по городу, обошел все нетуристические места. Скрытый за жалкими небоскребами и богатым частным сектором, Рияд в своей сути состоит из грязных засранных улиц с облезлыми малоэтажными домами.

Вот, что творится в ста метрах от площади Чоп-Чоп.



Вот как выглядит настоящий Рияд. Точно так же, как и те музейные развалины, только взаправду. Старые дома, построенные из песка и кораллов, как будто размыло водой - остались одни кучи глины, никакого каркаса.



Такие улицы занимают больше половины города. В Рияде полно и пакистанских кварталов, которые выглядят еще хуже.



Я обошел весь город; камеру решился достать лишь в паре мест. После всей саудовской паранойи и двух задержаний - кто знает, за шпиона бы меня приняли или просто за беспечного дурачка.

2 января в Саудовской Аравии по обвинению в пропаганде экстремистской идеологии, террористической деятельности и участию в заговорах было за раз казнено 47 человек, среди которых оказался и шиитский проповедник Нимр аль-Нимр. Это вызвало волну негодования по всему миру и, прежде всего в шиитском Иране, где протестующие ворвались в здание саудовского посольства и попытались устроить там пожар. В итоге это привело к разрыву дипотношений между Эр-Риядом и Тегераном.

Почти одновременно кровь казненных пролилась и на территории, подконтрольной запрещенному в России «Исламскому государству» (ИГ, ИГИЛ, арабский вариант названия – ДАИШ). Его боевики опубликовали видеоролик, в котором умертвили пятерых подданных Великобритании, обвиненных в шпионаже.

Два этих инцидента - повод еще раз задуматься о фундаментальном родстве двух шариатских образований, Саудовской Аравии и «Исламского государства», одно из которых пользуется публичным покровительством со стороны коллективного Запада.

Сцены из Средних веков

Типичная сцена казни в Саудовской Аравии выглядит так. Перед нами множество людей в белых одеждах и красных тюрбанах-гутрах. Палач заносит остро наточенную саблю и легким движением отрубает осужденному голову. Голова падает на асфальт, палач отходит на несколько шагов, чтобы его не забрызгало фонтанирующей кровью. После этого мы видим проезжающие мимо машины. По законам шариата, казнь должна быть публичной, за ней должны наблюдать правоверные мусульмане, чтобы преступления не повторялись впредь. Но в наше время желающих смотреть на казнь мало, поэтому палачи просто перекрывают оживленный перекресток. Водители остановившихся машин вынуждены наблюдать за казнью. По окончании казни пожарная машина быстро моет перекресток, и движение снова открывают. Это Эр-Рияд, столица Саудовской Аравии. На этой земле законы шариата действуют уже сотни лет.

Приведем впечатления от подобного зрелища фотографа газеты Time: «Когда началась казнь, повстанцы схватили его за горло. Он начал сопротивляться. Три или четыре повстанца прижали его к земле. Человек пытался защитить свое горло руками, которые все еще были связаны. Он боролся, но повстанцы были сильнее, и они перерезали ему горло. Они подняли его отрезанную голову в воздух. Люди вокруг начали размахивать своим оружием и ликовать. Все были счастливы, что казнь состоялась. Эта сцена была словно из Средних веков, о таком обычно читаешь в исторических книгах. Война в Сирии достигла той точки, когда человек может быть безжалостно убит на глазах у сотен людей, которые получают удовольствие от зрелища». Это уже город Кеферган, территория, подконтрольная «Исламскому государству».

А вот еще одна казнь. Тут, видимо, отрубания головы мало. Осужденным за убийство выходцам из Шри-Ланки сначала отрубили головы, а затем их тела распяли на крестах. Их трупы выставят на публичное поругание - чтобы другим неповадно было. Неужели опять радикалы из ИГ? Нет, это город Джидда, Саудовская Аравия.

Как съесть женщину


В Саудовском королевстве были даже напечатаны школьные учебники, призванные рассказать подросткам о нормах шариатского права. Например, в них говорится, что евреи и гомосексуалисты должны быть преданы смерти. Старая, в общем, мысль. В учебнике также подробно иллюстрировано, как именно нужно отрубать ноги и руки преступникам на случай, если это резко понадобится.

И ведь понадобилось! 50-летняя индианка, работавшая в Саудовской Аравии прислугой, пожаловалась на жестокое обращение и задержку зарплаты. После того как служанка попыталась сбежать, работодатель привязал ее к балкону ее же сари и отрубил ей правую руку. Женщину доставили в больницу Эр-Рияда соседи. Представители МИД Индии назвали произошедшее «ужасным и достойным осуждения инцидентом». Несмотря на это, саудит пока не понес наказания.

Женщина в Саудовской Аравии – вообще существо бесправное. Например, в 2014 году верховный муфтий страны Шейх Абдул Азиз Али разрешил каннибализм. Азиз Али заявил буквально следующее: «Если мужчина будет смертельно голоден и не найдет дома еды, он может отрезать фрагмент тела своей жены и съесть его. Женщина должна отнестись к этому решению с преданностью и смирением, так как является с мужем одним целым».

Боевики «Исламского государства» тоже решили воплотить в жизнь советы саудовских учебников. В захваченном ими иракском городе Мосул был сброшен с крыши дома мужчина, обвиненный в гомосексуализме. На казнь пришли посмотреть десятки людей, среди них были и дети. О том, что мужчину осудили на смерть, объявил в микрофон один из террористов. Вокруг его размозженного тела столпились люди, хотя зрелище было не для слабонервных.

Зуб за зуб, глаз за глаз

Впрочем, в ИГ практикуются еще более зверские способы умерщвления. Недавно в Сети появилось видео казни 19-летнего солдата сирийской армии. Боец был танкистом. На видео он идет навстречу танку террористов, падает под его гусеницы. Машина переезжает молодого бойца, оставляя от него лишь раздробленные кости и расплющенный мозг.

А вот еще одно применение древнего принципа талиона (когда наказание воспроизводит причиненный вред): пленный иорданский пилот стоит в железной клетке. На нем ярко-оранжевая одежда, облитая горючей смесью. Боевик в светлом камуфляже поджигает факелом дорожку из бензина, огонь охватывает всю клетку и казненного.

Зато в королевстве саудитов имеются наказания «помягче». Блогер Раифа Бадави был обвинен в оскорблении ислама. Бадави обсуждал в своем блоге вопросы религии и критиковал действующую власть. За это шариатское государство приговорило его к тысяче ударов плетьми, штрафу в размере 1 млн саудовских риалов и десяти годам заключения под стражей. Вероятно, из «человеколюбия» удары плетью будут наноситься постепенно: каждую неделю по пятьдесят ударов.

Смертная казнь в Саудовской Аравии распространяется и на иностранцев: 6 мая 2015 года там были казнены пятеро выходцев из Восточной Африки. Они обвинялись в убийстве индийского охранника и краже его денег. Африканцев обезглавили, после чего вывесили их трупы с вертолета. По мнению властей, это должно удерживать других от совершения подобных преступлений.

Раздавленные надежды

Как утверждают западные правозащитники, всего с января 1985 года в Саудовской Аравии были казнены свыше 2,2 тысяч человек. При этом около половины из них - иностранцы.

До 90-х годов прошлого столетия женщин в королевстве расстреливали. Однако затем власти решили, что… рубить головы следует и представительницам слабого пола. Для определения религиозной принадлежности в саудовской визе содержится графа о вероисповедании иностранца. В стране действует религиозная полиция (муттава). Солдаты шариатской гвардии постоянно патрулируют улицы и общественные заведения саудовских городов с целью пресечения попыток нарушения канонов ислама. В случае выявления нарушения виновный несет наказание - от штрафа до отсечения головы.

В докладе Amnesty International о смертной казни отмечено, что «были некоторые надежды на реформы в области прав человека, когда король Салман бин Абдул-Азиз Аль Сауд вступил на престол в начале 2014 года, но сейчас они полностью раздавлены».

Смертная казнь защищается в Саудовской Аравии на государственном уровне. Президент саудовской комиссии по правам человека Бандар Аль-Айбан заявил, что королевство не может пренебрегать правами жертв преступников. А чуть ранее пресс-секретарь министерства внутренних дел страны генерал Мансур Ат-Турки разъяснил разницу между смертным приговором, приводимым в исполнение в «Исламском государстве», и саудовской практикой. «ИГ не имеет никакого правового механизма в принятии решения о казни людей», - заявил Ат-Турки.

Уж не за наличие ли «правового механизма» постпред Саудовской Аравии в ООН Фейсал Трат был недавно назначен председателем консультативной группы в Совете ООН по правам человека?

Кто плохой, а кто хороший

Двойные стандарты всегда были частью мировой политики - достаточно вспомнить примеры различного толкования права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности. Косовским албанцам отделяться можно, а русским в Крыму - нельзя. Евреям положено свое национальное государство, а курдам - нет. Слободан Милошевич плохой, вот и бомбим Югославию, а Аль Сауд продает нефть, ему ручку жмем. С кем дружу, тому прощаю, с кем не дружу - тому демократию приношу…

Нужно, однако, и меру знать. Пора бы нашим западным партнерам понять, что никакой принципиальной разницы между саудовским режимом и террористическим ИГ не существует - причем далеко не только в сфере отправления правосудия. Не дожидаясь, пока случаи обезглавливания людей исламистскими фанатиками превратятся в устойчивую практику не только на Ближнем Востоке, но и в центре западных столиц - с благодарными зрителями, правоведами-толкователями и палачами на зарплате.

Этот текст - один из них. В Саудовской Аравии казнят часто и помногу. Сексуальный контакт вне брака или хотя бы намек на него, атеизм, переход из ислама в другую религию, гомосексуализм, колдовство, азартные игры - вот неполный список преступлений, за которые в ваххабитском королевстве можно получить тысячу ударов плетью, десять лет тюрьмы или вообще лишиться головы. И невзирая на возмущение международного сообщества, смягчать свою правовую систему Эр-Рияд не собирается.

Право по-саудовски

Это вполне объяснимо: Саудовская Аравия - теократическая монархия, где вся система правосудия выстроена на религиозном фундаменте. Господствующая религия - ислам, господствующая конфессия - суннизм, господствующее религиозное течение - ваххабизм. Поэтому в Саудовской Аравии, как и в «Исламском государстве», с которым королевство официально воюет, действуют законы шариата.

Неудивительно, что саудовское правосудие заметно отличается от западного: для обвинения или оправдания зачастую достаточно просто клятвы, адвокат нередко считается ненужной роскошью, допускаются казни несовершеннолетних и психически больных, не делается никакой разницы (по крайней мере, формально) между подданным королевства и иностранцем при вынесении приговора (в частности, среди казненных 2 января были граждане Чада и Египта).

Согласно шариату, судья может наложить три вида наказаний: хадд (за преступления против нравственности и общественного порядка - пьянство, азартные игры, клевету, разврат), кисас (наказания по принципу «око за око», которые назначают за убийство и тяжкие телесные повреждения) и тазир - наказания в назидание за нарушения общественного порядка, такие как гомосексуализм, прелюбодеяние, кража на базаре, неподчинение властям, несоблюдение поста и тому подобное.

Хадд, как правило, предусматривает публичные удары плетьми, кисас позволяет оплатить нанесенный ущерб деньгами (дия), а вот тазир может варьироваться в самых широких пределах - от назидательной беседы до отрубания головы с последующим распятием.

Исцеляющая плеть

Чаще всего в поле внимания зарубежных СМИ попадает наказание плетьми. Хотя оно распространено почти по всему мусульманскому миру, Саудовская Аравия заметно выделяется на общем фоне. Там бьют чаще и больше. Каких-либо строгих норм не существует: шариатский судья сам решает, сколько плетей заслуживает провинившийся.

Печальный рекорд принадлежит египтянину Мухаммеду Али аль-Сайиду: в 1990 году его приговорили к четырем тысячам ударов. Эр-Рияд объяснил возмущенной мировой общественности, что на самом деле аль-Сайиду была оказана милость: египтянин обвинялся в ограблении, и ему должны были отсечь руку. А ограничились поркой.

Четыре тысячи плетей - много это или мало? Вот что рассказал филиппинец Донато Лама, в 1999 году приговоренный за публичное исповедание христианства к 75 ударам плетью: «Меня привели на место порки и привязали к столбу. Руки заковали в наручники, также сковали и ноги. Я был одет в футболку и брюки для занятий бегом. Кнут - полтора метра длиной, его конец утяжелен куском свинца. Несколько ударов обрушились на мои бедра и спину. Я бы упал, когда кнут хлестнул меня по ногам, но меня держал охранник, и экзекуция продолжалась. Поразительно: я выдержал 70 ударов, но был еще жив. Кровь текла по моей спине, я кричал».

Еще один вид публичного наказания - отсечение головы. Производится при большом стечении народа. Как правило, после казни тело преступника в воспитательных целях выставляется на всеобщее обозрение - чаще всего распятым.

Борьба за трезвость

Самое распространенное преступление, за которое саудовская фемида карает иностранцев, - нарушение строгого шариатского запрета на алкоголь. В позапрошлом году полицейские королевства арестовали в городе Джидда 73-летнего британца Карла Эндри, обнаружив у него бутыль с домашним вином. Хотя Эндри был болен раком и астмой, он отсидел в тюрьме больше года, ожидая назначенного ему наказания - 350 ударов плетью. Лишь после того, как британское правительство под нажимом родственников Эндри и свежеизбранного лидера оппозиционной лейбористской партии Джереми Корбина разорвало с Эр-Риядом контракт на обучение тюремного персонала и пригрозило дальнейшим ухудшением отношений, саудиты пошли на попятный и отпустили осужденного домой.

Ему повезло куда больше, чем его соотечественнику Джону Келли: в 1985 году того приговорили к двум с половиной годам тюрьмы и 250 ударам плетью - по 50 за раз с двухмесячными перерывами на реабилитацию, а также штрафу в 17 тысяч фунтов стерлингов. Возмущение британского правительства было столь резким, что Эр-Рияд в течение последующих тридцати лет предпочитал закрывать глаза на самогоноварение, которым занимались многие британские экспаты, а в случае неприятных инцидентов просто высылать их - как Питера и Энн Голдсмитов, уличенных в изготовлении домашнего вина и ввозе в страну виски.

Но что позволено Юпитеру, сиречь Британии - одному из ключевых саудовских союзников с момента образования ваххабитского королевства, - то не позволено быку. В сентябре 1999 года в багаже филиппинца Фаустино Салазара обнаружили две плитки шоколада с алкогольным наполнителем. Невзирая на уверения задержанного, что он купил шоколад в магазине duty free в бахрейнском аэропорту, ему присудили 75 ударов плетью и четыре месяца тюрьмы.

Страна одной религии

Впрочем, религиозные преступления считаются куда более серьезными. Самое страшное - вероотступничество, под которым понимается не только переход в другую веру, но и атеизм. Палестинский поэт Ашраф Файяд сейчас сидит в тюрьме, казни: по мнению шариатских судей, в одной из своих книг он пропагандировал атеизм.

При этом более семи процентов населения Саудовской Аравии составляют немусульмане. Больше всего католиков-гастарбайтеров с Филиппин, но есть и представители других конфессий: протестанты из Европы, православные из Египта, Эфиопии и Эритреи. Публичное исповедание христианства в королевстве запрещено, нельзя также хранить неисламские религиозные предметы, в том числе Библию, распятия, изображения святых. Молиться христиане и представители других религий могут только дома. За соблюдением закона следит специальная религиозная полиция - шариатская гвардия.

Кадр: Theodore Shoebat / LifeLeak

Нередко иностранцы-христиане оказываются заложниками международной обстановки. После того как в 2004 году в прессу просочилась информация об осквернении Корана американскими военными на базе Гуантанамо, шариатская гвардия провела целую серию рейдов по квартирам христиан, накрыв в одной из них подпольную католическую церковь и арестовав более 40 пакистанцев-христиан, а также несколько католиков-филиппинцев. Излишне говорить, что ни один американец задержан не был: Вашингтон - тоже ключевой союзник Эр-Рияда, ссориться с которым саудиты не хотят. Куда проще выместить гнев на беззащитных филиппинцах или пакистанских христианах, считающихся париями в родной стране.

Секс и тюрьма

Важное поле деятельности шариатских судов - предотвращение разврата и прелюбодеяния. Причем эти понятия трактуются весьма широко.

В октябре 2009 года сотрудник «Саудовских авиалиний» Мазен Абдул-Джавад неосмотрительно выступил в эфире ливанского телевидения, рассказав о своей сексуальной жизни и знакомствах с девушками. По возвращении на родину его ждали пять лет тюрьмы и тысяча плетей.

Наиболее вопиющим случаем считается дело, получившее известность как «изнасилование в Катифе». В 2006 году семь человек напали на молодую женщину-шиитку и ее спутника, сидевших в автомобиле, похитили и изнасиловали обоих. Преступники получили по нескольку сотен ударов плетью и тюремные сроки, но и жертвы изнасилования были приговорены к полугоду тюрьмы и 200 ударам плетью за то, что находились в машине вместе, не будучи супругами.

Несмотря на огромное давление со стороны консервативной массы населения и шариатской гвардии, муж пострадавшей не отказался от нее, заявив, что женщина ни в чем не виновата. В мире поднялась волна возмущения. Даже будущий президент Барак Обама, тогда еще сенатор, призвал Госдепартамент сделать все возможное, чтобы не допустить наказания жертв. В конце концов, король Абдалла принял соломоново решение: он отменил приговор пострадавшей женщине, объяснив это соображениями общественного блага, но подчеркнул, что судья действовал абсолютно справедливо.

«Рай для геев»

Гомосексуализм в Саудовской Аравии тоже жестоко карается - за однополую связь можно лишиться головы. Однако зачастую судьи назначают достаточно мягкое наказание, особенно если сравнивать с приговорами по другим статьям. Так, один из жителей королевства, имя которого не раскрывается, получил три года тюрьмы и 450 плетей: его обвинили в том, что он назначал свидания другим мужчинам, используя микроблог в Twitter, и осудили за «потакание пороку и гомосексуализм».

Возможно, одна из причин состоит в том, что гомосексуализм в Саудовской Аравии широко распространен. В королевстве сложилась парадоксальная ситуация: борьбе с внебрачным сексом, отношениям между мужчиной и женщиной уделяется куда больше внимания, чем борьбе с сексом однополым. Между геями и саудовскими властями существует негласный пакт: ЛГБТ-сообщество демонстрирует почтительное отношение к нормам ваххабизма, в обмен на это власти закрывают глаза на «частную жизнь» этих подданных. Порой случаются эксцессы, но в целом договор соблюдается. Как признавался в интервью изданию The Atlantic один из саудовских геев - 42-летний американский экспат Радван, в крупных городах типа Джидды и Эр-Рияда существует большое ЛГБТ-сообщество, и многие из геев открыто встречаются в кафе, назначают свидания на улицах и в интернете. Еще один гомосексуалист - сириец Таляль, живущий в королевстве уже 15 лет, - и вовсе назвал Эр-Рияд «раем для геев».

В целом саудовский гомосексуализм мало похож на гомосексуализм европейский. Отношение к однополым связям в королевстве чем-то смахивает на отношение к этому в российских тюрьмах. Считается, что страдает репутация только пассивного партнера, а активный, наоборот, подчеркивает свою мужественность и гомосексуалистом как бы не является.

Строгие законы шариата, воспрещающие сексуальный контакт между не состоящими в браке мужчиной и женщиной, буквально подталкивают юношей к поискам партнера среди товарищей. Это приводит к тому, что гомосексуализм по взаимному согласию или в форме изнасилования превратился в давнюю проблему саудовских учебных заведений, сегрегированных по половому признаку.

Война с колдунами

Если на гомосексуализм саудовские власти закрывают глаза, то с колдовством борются решительно и бескомпромиссно. За него приговор, как правило, один: отсечение головы и последующее распятие - в назидание другим.

Как правило, о том, что тот или иной гражданин королевства занимается запрещенной магией, доносят бдительные соседи или подчиненные. Для этих целей организована специальная горячая линия: любой может сообщить о магическом преступлении в службу по борьбе с колдовством. При аресте принимаются дополнительные меры безопасности: ведь достоверно известно, что некоторые колдуны заключают договор с джиннами, поэтому могут летать по воздуху.

Пределами королевства борьба с колдунами не ограничивается. В 2010-м головы лишился ливанский предсказатель Али Хусейн Сибат: в ходе выступления на телешоу он предсказывал желающим будущее и давал зрителям советы. Саудовские спецслужбы следили за ним несколько лет и арестовали, когда Сибат неосмотрительно решил совершить хадж.

Чаще всего, однако, жертвами бдительных борцов с магией становятся гастарбайтеры, статус которых заведомо ниже положения коренных саудовцев и которые не могут защитить себя. Так, в мае 2013 года две горничные из Юго-Восточной Азии были приговорены к тысяче плетей и десяти годам тюрьмы за магический вред, нанесенный хозяевам. Учитывая обычный приговор за колдовство, можно считать, что женщины легко отделались.

Вся эта саудовская специфика вызывает закономерные протесты на Западе. Граждане Европы и других цивилизованных стран нередко задаются вопросом: почему Вашингтон и Лондон, упирая на соображения морального характера, причисляют Тегеран к «оси зла» из-за того, что там массово практикуется смертная казнь, но закрывают глаза на куда более суровые приговоры, которые выносят шариатские суды ваххабитского королевства?