Музей лувр в париже картины. Музей лувр в париже во франции - история, скульптуры, пирамида


Кто-то посещает столицу Франции по делам бизнеса или ради дорогих бутиков, кто-то ищет развлечений, а кого-то манит его удивительная архитектура, история и искусство. Музей Лувр в Париже стал местом паломничества миллионов людей, приезжающих из самых отдаленных уголков мира, чтобы увидеть его сокровища собственными глазами. В нем гармонично сочетается прошлое с настоящим, и даже Пирамида Лувра – строение наших дней, находит отклик в сердцах путешественников ничуть не меньше, чем загадочная картина Мона Лиза.

Многогранность Musée du Louvre

Музей Лувр по праву носит титул самого популярного и большого художественного музея, занимая площадь 160 106 кв. м (под выставками 58 470 кв. м). Если продолжать опираться на цифры, то внушительно выглядит количество посещений в год – более 9 млн. человек.

Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Купить Museum Pass можно по ссылке


Где находится Лувр?

Лувр находится в центральной части города на правом побережье Сены в по авеню Риволи в здании бывшего королевского дворца, расположенном между храмом Сен-Жермен-л’Осеруа и садом Тюильри. Рядом с ним стоит памятник, где на резвом скакуне красуется Людовик XIV, от которого берет начало главная историческая ось Парижа.

Музей собрал в своих залах невероятное количество реликвий, представляющих не только минувшие эпохи Европы, но и культуру других стран: Египта и Греции, Ближнего Востока и Ирана, Африки, территории Океании и Америки.


Своими коллекциями Лувр делится с другими музеями, представляющими произведения искусства в определенном ключе (примитивизм, античная религия, современное направление, импрессионизм и постимпрессионизм, другое). Картинами, скульптурами и прочими артефактами можно полюбоваться в стенах Орсе, музее набережной Бранли и Guimet, а еще в филиалах Лувра, расположенных в промышленном французском городе Лансе и в Абу-Даби на территории ОАЭ.

Что значит «Лувр»?

Бесспорно, название дворца звучит красиво, но этимологам стало интересно докопаться до корня его происхождения. В разработке побывало несколько версий, а наиболее популярны три:

  • Для строительства было выбрано место под названием «Люпара» (Lupara). Однако откуда взялся этот термин, выяснить не удалось, но есть предположение, что оно происходит от латинского «люпус» (lupus), что значит «волчанка». Сегодня так называется болезнь, но во времена Филиппа-Августа, правящего Францией на границе XII-XIII веков, под названием могли подразумевать обиталище волков.
  • Ближе к истине вторая версия происхождения наименования, по которой «lauer» или «lower» на старофранцузском значит «сторожевая башня».
  • Еще одну правдоподобную теорию выдвинул историк XVII столетия А. Соваль, считавший, что производными являются слова нелатинского происхождения » leower ou lower, leovar, lovar или lover», означающие «форт», «укрепление».

Но если происхождение слова вызывает любопытство, то история самого дворца куда более длинная и захватывающая, уводящая к началу XII столетия, когда в самом разгаре были крестовые походы и охота на еретиков.

История Лувра

Отправляясь в 1190 году в очередной военный поход с Ричардом Львиное Сердце (которого еще называли Ричард Да-и-Нет за склонность менять мнение под влиянием собеседника), король Филлип II Август, дабы не оставлять свои земли на растерзание алчным родственникам (особенно династии Плантагенетов) и другим претендентам, основывает строительство крепостной преграды с башнями.

Возведение заняло 20 лет, и в итоге по обе стороны Сены появились две стены – Нельская и Луврская. Перед последней и вырос замок, позже ставший королевским дворцом. Постепенно Лувр превращался в неприступный форт с десятками башен, радикально отличаясь от нынешнего роскошного здания. Каменные стены толщиной 2,5 м были увешаны бойницами, щетинились высокими зубцами, а вокруг них пролегал водяной ров с высокими срезанными берегами.

В те времена монарший замок находился на западе острова Ситэ, а новая крепость стала хранилищем казны, военного арсенала, и служила тюрьмой. Только при Карле V статус сооружения изменился, и из оборонительного бастиона оно постепенно трансформировалось в уютное и прекрасное гнездышко.

Смена приоритетов – от унылой серости к пышному убранству

Для удобства монаршей семьи тут обустроили шикарные апартаменты с жилыми корпусами и парадными лестницами. В стенах пришлось пробить окна, а на крыше выросли печные трубы и симпатичные пинакли. Сюда также было перевезено огромное собрание книг, и 973 тома положили начало царской библиотеке.

Однако только с 1546 г. при Франциске I Лувр становится официальной королевской резиденцией. Чтобы облагородить его, пригласили архитектора Пьера Леско и мастера скульптур – Жана Гужона, которые придали зданию вид в духе периода Возрождения. Архитектор работал над юго-западным крылом, так называемого, Квадратного двора.

Он сумел объединить изысканные грани, строгие соединения вертикалей и горизонталей с богатством и утонченностью скульптур настолько умело, что крыло Леско и сегодня признается непревзойденным творением зодчества французского Ренессанса. Оно находится возле левой части выхода Квадратного двора, примыкающего ко двору Наполеона.

В 1564 году к благоустройству приложила руку «черная» королева Екатерина Медичи, навсегда запомнившаяся тем, что спровоцировала Варфоломеевскую ночь. Ее идеей стал с садом на земле, прилегающей к Лувру. Так она планировала всегда оставаться рядом с правящими страной сыновьями, помогая им мудрым советом и наставлениями.

Свежие формы архитектуры и галерея мастеров

В 1589 году после длительной борьбы за власть на французский трон садится Генрих IV и сразу приступает к задуманному им «Большому проекту». Он убирает остатки средневековых сооружений ради расширения внутреннего патио и соединяет с помощью Большой галереи в 210 метров Лувр и Тюильри.

Над проектом работали зодчие Луи Метезо и Жак Андруэ, отдав низший этаж под мастерские и разного рода лавки, а при Красном кардинале Ришелье тут работали типография с монетным двором. В XVII столетии галерея Лувра приютила мастеров, не вошедших в семью узаконенных цехов.


В королевском указе значилось, что ее территория должна быть обустроена так, чтобы соответствовать потребностям великих кудесников в области живописи, ваяния, ювелирного и часового дела, создания холодного оружия, парфюмерии, коврового и восточного искусства, производства физических инструментов и труб для фонтанов.

По сути, эти мастера творили под теплым и уютным крылышком монарха. Не принадлежа ни к одной официальной школе, они могли производить товары, свободно продавать их, не отчитываясь перед цехами, а также обучать собственных учеников.

Это невероятно злило цеховщиков, которые ничего не могли с этим поделать, и от бессилия заявляли, что настоящие и честные представители своего дела никогда не согласились бы на работу при Лувре. Естественно, эти громкие заявления не имели никакой силы.


Пока официальные цеха злорадствовали, мастера, работающие в галерее королевского дворца, процветали, создавая прекрасные образцы роскоши. Причем тут могли работать представители любых национальностей, и на огромной площади соседствовали турки с их знаменитыми расписными коврами, голландские гранильщики, множество итальянцев и фламандцев наряду с другими представителями наций.

В 1620 году зодчий Жан Лемерсье реализует личный проект по возведению главного строения Квадратного двора – павильона Часов, имевшего три арочных хода.

Поскольку места было слишком мало, он предложил увеличить площадь территории вчетверо, но исполнить задумку смогли только во время правления следующего по счету Людовика – «короля-солнце».

С приходом нового хозяина всегда грядут большие перемены. Людовик XIV не стал исключением, и с энтузиазмом взялся за благоустройство наследия с учетом индивидуального вкуса.

Сносились старые застройки, увеличивались территории, пристраивались новые корпуса, а отличительной чертой данного временного отрезка стала Восточная колоннада.

Архитектор Джованни-Лоренцо Бернини из Италии вообще предложил радикальное решение – полностью разрушить здание и возвести на его месте совершенно новое, соответствующее духу текущей эпохи. В этом можно узреть неудержимую жажду еще больше прославить свое имя при жизни и навсегда вписать его в скрижали истории, поскольку для реализации задумки он предложил собственный план.

Его затею восприняли в штыки другие архитекторы и придворные монарха, а потому ей не суждено было сбыться. Зато другие зодчие, пользуясь любимым инструментом французского двора, а именно интригами и подкупами, добивались, чтобы их планы в отношении перестройки здания находили положительный ответ.

После возведения Восточной колоннады в 1680 году король устал от столицы и Лувра, и перебрался со всем окружением в . Но галерея дворца продолжала разрастаться. Сюда стремилось все больше умельцев, а старожилы постепенно расширяли работающие конторы. Например, резчик по металлу, эбенист и мастер позолоты Андре-Шарль Буль создал семейный бизнес с четырьмя своими сыновьями, установив в мастерской 18 станков, на которых вырезались предметы из черного дерева.

Он создавал отдельные детали, а затем собирал их воедино, производя бюро и другие предметы мебели, украшенные мозаикой и изящными медными элементами; изысканные корпуса для часов; выполненные из цветной древесины книжные шкафы с встроенными зеркалами; шикарные люстры; пресс-папье.

Перерождение дворца в музей

О том, чтобы превратить королевский дворец в музей, заговорили еще в XVIII веке при Людовике XV. Начавшийся при нем процесс завершился с французской революцией.

Впервые залы Лувра приняли первых посетителей в августе 1793 года.

Далее заботу о нем принял на себя Наполеон I, и во время Первой империи он носил имя «музей Наполеона». Затем эстафета перешла Наполеону III, при котором все работы по очередной перестройке были закончены, и у архитектурного ансамбля появилось северное крыло, протянувшееся вдоль авеню Риволи.

Но и это не стало окончательным перевоплощением Лувра. Случилось это в 1871 г., когда разрушивший Тюильри в период осады Парижской коммуной пожар был позади.

А относительно недавним новаторством стала пирамида Лувра, полностью собранная из стекла.


Ее прототипом является пирамида Хеопса (Гиза) – крупнейшая из ныне известных в Египте. Вес стеклянной копии примерно 180 тонн, высота 21,65 м при длине основы 35 м и угле наклона 52 градуса, а сама конструкция состоит из 70 деталей треугольной формы и 603 ромбовидной.

Она находится в окружении небольших фонтанов и трех пирамидальных фигур поменьше, выполняющих роль иллюминации. Придумал ансамбль Клод Энгл – американский архитектор с китайскими корнями. Строительство велось в 1985-1989 годах, и вначале вызвало бурю негодований, что для Парижа вполне естественно.

Сегодня без стеклянного сооружения, выполняющего роль входа с кассами, Лувр представить довольно сложно, особенно после выхода романа Д. Брауна «Код да Винчи», в котором автор решил упокоить Марию Магдалину, как символ Священного Грааля, в перевернутой части конструкции.


Есть и другая занимательная версия, по которой в нижней части пирамиды покоится Франсуа Миттеран – французский президент того периода, когда закончилось возведение сооружения.

Она привлекает творческих личностей, и однажды уличный художник JR, знаменитый своими объемными работами, решил поразить столичных жителей и туристов необычной иллюзией. На обратной стороне строения бала наклеена черно-белая фотография дворца в его реальную величину с точным повторением всех деталей. При определенном ракурсе фотография безупречно совпадала с архитектурой здания, заставляя при этом пирамиду исчезать, словно растворяясь в воздухе.

Наращивание коллекций

Начальные 2 500 экспонатов выставочных залов были собраниями полотен, принадлежащих еще Франциску I и Людовику XIV. Последний выкупил 200 картин у банкира Э. Жабаха, а легендарная «Джоконда» Леонардо и рафаэлевская «Прекрасная садовница» некогда были приобретены Франциском I наряду с остальной коллекцией, принадлежащей самому да Винчи, но проданной, когда его земные дни завершились.


Свои сокровища Парижский музей Лувр собирал разными путями. Некоторые передавались сюда из других запасников, одни были дарованы при жизни владельцев или завещаны после их кончины, другие конфискованы во время революционных волнений, добыты в военных походах или на археологических раскопках.

Среди знаменитых скульптур Венера Милосская, приобретенная французским послом у Турции сразу, как она была найдена. А Нику Самофракийскую обнаружил в 1863 г. на острове Самотраки французский археолог Ш. Шампуазо. К сожалению, статуя была расколота на несколько частей, и ее пришлось собирать словно пазл.

Ныне музей Лувр, а ранее дворец французских королей, не растерял своей роскоши со сменой статуса, и даже установленная в центре площади возле него стеклянная пирамида ничуть не убавила исторического очарования.

Оставаясь самым посещаемым и неподражаемым, он демонстрирует посетителям собранные на протяжении многих десятилетий коллекции картин и набросков, гравюр, бронзовых предметов, скульптур и гобеленов, керамики и фарфора, прекрасных драгоценностей и изделий из слоновой кости. В его запасниках более 300 000 удивительных экспонатов, но только небольшая часть (35 000) одновременно наполняет залы Лувра.

В собраниях представлены артефакты древних цивилизаций, всех периодов средневековья, а также жемчужины первой половины XIX века. Тут во всей красе преподносят себя древний Восток, Греция, Рим и Этрурия, скульптурные композиции и знаменитые статуи, искусство Ислама, графическое и изобразительное искусство и разрозненные предметы, представляющие интерес.


Каждой теме посвящены свои залы, а особое внимание уделено культуре Египта, чьи свидетельства прошлого разместились в 20-и комнатах. Некогда эта большая коллекция принадлежала Франсуа-Жану Шампольону, сумевшему расшифровать египетские иероглифы.

Отдел, посвященной этой теме, был основан королем Карлом Х весной 1826 г. Сегодня столь обширный паноптикум поделен на 3 составляющие: римский и коптский Египет; хронологическое экспозиционирование; тематическое экспозиционирование. Не меньшим интересом пользуются экспозиции, посвященные Греции, Риму и Этрурии.


Из глубины веков на вас томно взирает Венера Милосская и о чем-то задумался Ганимед, расправила крылья величественная даже без головы и рук Ника Самофракийская, в непринужденной позе замерли Адонис и Аполлон, приветствует размашистым жестом Александр Великий и Афина из Веллетри.


В коллекции изваяний музей первоначально отдавал предпочтение античным статуям (за исключением творений Микеланджело), но в середине XIX века было решено основать 5 новых зон для выставки средневековых скульптур эпохи Возрождения, созданных до XVIII столетия. Чуть позже (в 1850 г.) сборник статуй разбавил средневековых период.

Среди предметов искусств и сейчас достаточно много уникальных артефактов, но этот паноптикум продолжает расширяться, включает новые статуэтки, гобелены, предметы мебели, фантастической красоты драгоценности от средневековья до XIX столетия.

Известные картины Лувра, это совершенно потрясающая, фантастическая подборка из 6 000 полотен, представляющих картины Леонардо Да Винчи, Эжена Делакруа, Диего Веласкеса, Рафаэля и его ученика Луку Пенни, Андреа Мантеньи, Пауля Рубенса, Тициана Вечеллио, Рембрандта Харменс ван Рейна и еще многих авторов, перечислить которых за раз очень сложно.


Но основной достопримечательностью музея, несомненно, является женщина с самой загадочной улыбкой, над разгадкой которой не одно столетие бьются маститые эксперты по картинам – Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи.


Глядя на мировые шедевры, невольно задумываешься: что чувствовали и хотели передать своими полотнами художники, в какие дебри безумия они забредали? Какие страсти переживали, какая судьба уготована была каждому и сколько взлетов и падений, триумфа и разочарований они испытали? Как часто они переживали унижения, нанизанные на редкие лучи славы?

На фоне всех этих жизненных страстей даже обидно, что миллионы людей, проходя мимо великих произведений, бросают на них лишь беглый взгляд, стараясь быстрее перейти дальше.


Экскурсия по Лувру превращается в марафон, в котором надо успеть увидеть и запечатлеть на фото по возможности больше. Совсем не остается времени на осознание, что за каждым мазком скрыта душа художника, его муки и терзания, бессонные ночи, желание передать главный смысл, собственное мировоззрение и целая эпоха. Но винить людей за это не стоит, ведь чтобы изучить более внимательно каждый экспонат, потребуется не менее 4-х лет!

Картины Лувра (Фотогалерея)

1 of 22

Полотен разных живописцев собралось так много, что написанные после 1848 г. было решено передать в .

Залы Лувра

Каждый зал Лувра, это конкуренция шика, богатства и помпезности. В галерее Аполлона перехватывает дыхание от прекрасных полотен в окружении ангелочков и обрамлении золота.


В гостиной Наполеона явно виден любимый полководцем стиль ампир. Спинки стульев, обитых дорогой тканью, как и диваны с фигурными ножками, напоминают арфу; с потолка свисают многоярусные хрустальные люстры, а стены украшают картины, пухлые херувимы, лепнина и много позолоты.

Лувр (панорама внутри)

Бродя по огромным залам в потоке туристов, сложно представить, что когда-то в многочисленных комнатах плелись заговоры, а в запутанных коридорах дворца за тяжелыми портьерами устраивали засады дворяне и подкупленные слуги, дабы избавиться от неугодного фаворита.

Бельфегор призрак Лувра

Не секрет, что при дворе процветали подкупы, сплетни и прочие коварства. На протяжении многих лет в его стенах сгинуло немало людей, а сейчас коллекции музея постоянно пополняются свеженькими мумиями, а потому неудивительно, что это породило множество сплетен и легенд, в которых главная роль отведена духам.

Бельфегор призрак Лувра – это не только мистический фильм по сценарию Даниэля Томпсона с Софи Марсо в ведущей роли, но и одна из местных легенд. Говорят, что по коридорам ночами действительно бродит архидемон, навевая персоналу и зазевавшимся посетителям их самые потаенные ужасы.

Еще, если 9 июня удастся остаться допоздна возле апартаментов Екатерины Медичи, возможно, вам повезет встретить призрак убитой ею при помощи отравленных перчаток королевы Жанны. Именно в этот день она отошла в мир иной, и теперь пытается поквитаться с мучительницей, приходя ежегодно к ее опочивальне полупрозрачным духом.

Конечно, не обошлось тут и без таинственной Белой дамы, образ которой в Европе считается дурным предзнаменованием.

Билеты в Лувр

Билеты в музей стоят 15 евро, а чтобы экскурсия стала познавательной, возьмите за 5 евро аудиогид. Бесплатно открыто каждое первое воскресенье в период октябрь-март.


Свободный вход также для молодежи до 18 лет, скульпторов и художников, малоимущих, лиц с ограниченными возможностями и их сопровождающих, для граждан ЕС возрастом 18-25 лет.

Панорама Лувра

Где находится Лувр, как к нему добраться и время работы

Мы с вами идем в Лувр (le Louvre). Некогда крепость, затем дворец, а теперь музей, Лувр – одно из наиболее известных в мире, третье по величине (160 тысяч квадратных метров) и самое посещаемое собрание произведений искусства. В год здесь бывает больше 9 миллионов человек. В Лувре хранится свыше 300 тысяч экспонатов, но мы можем увидеть лишь 35 тысяч из них. Причина и в том, что для всех этих богатств не хватит никаких выставочных площадей при всех гигантских размерах музея, и в том, что многим культурным бесценностям требуются особые условия хранения: долго показывать их публике нельзя, могут не выдержать повышенного к себе внимания, и тогда уж никакая реставрация не поможет.

Переполненные запасники музея сподвигли его сотрудников открыть филиалы Лувра в городке Лансе на севере Франции и в столице Объединенных Арабских Эмиратов .

История. Дворец искусств на волчьем месте

Конец XII века – время для Европы, Парижа в том числе, неспокойное. Особенно донимали французов налетчики-викинги. Ходили они на своих ладьях-драккарах по морям, по волнам и в устья рек заглядывали, грабили, а после жгли те города и веси, что беспечно располагались на берегах. Париж потому с ужасом и трепетом ждал, что однажды и до него опять доберутся скандинавские грабители.

Филипп II Август (Philippe II Auguste), известный также как Филипп Кривой, стал первым монархом страны, назвавшим себя против обыкновения не королем франков, а королем Франции. В 1190 году, дабы варяги, а также его зарившиеся на французский престол английские родственнички из династии Плантагенетов не застали парижан и других подданных врасплох, достроил (понятно, не сам) на правом берегу Сены донжон – Большую башню Лувра. А напротив, на левом берегу, появилась Нельская башня. Обе они замыкали крепостную стену, опоясавшую столицу. Позже рядом с Луврской башней выстроили замок-крепость. Из него, по замыслу короля, до́лжно было вести постоянное наблюдение за отрезком Сены от Парижа до впадения реки в пролив Ла-Манш, откуда и могли нагрянуть ушкуйники на драккарах. А сам Филипп, отдав распоряжения, в хорошей компании – с Ричардом Львиное Сердце и Фридрихом I Барбароссой – убыл в Крестовый поход.

Шли годы. Викинги изменились, бросили грабежи, постепенно стали достойными членами общества, некоторые даже монархами. И крепость на берегу Сены, в местности, названной Люпарой то ли потому, что там водились волки (на латыни – lupus, на французском – le loup), то ли ведущей свою этимологию от франкского слова «leovar» (укрепление), спустя век с четвертью стала резиденцией короля Карла V. А еще здесь хранили государственную казну и личную библиотеку самодержца, насчитывавшую аж 973 тома – громадное по тем временам собрание сочинений.

В 1528 году Большую башню Лувра разрушили по приказу короля Франциска I (François I ) – как обветшавшую и морально устаревшую (ее прекрасно сохранившееся основание можно увидеть сейчас в музее, посмотрите на фото внизу). А на ее месте спустя пару десятилетий начали строить королевскую резиденцию. Три с лишним века прошло, не один десяток монархов сменился, пока при императоре Наполеоне III в 1852 году архитекторы и строители не поставили точку в деле создания Лувра, начатом Франциском – храбрецом, воякой, покровителем муз, пригласившим в страну итальянских мастеров во главе с Леонардо да Винчи, которые дали волшебный толчок французскому Ренессансу.

Все эти годы короли и императоры из своих походов привозили в Лувр скульптуры, древности со всех концов света, выкупали работы у художников. Конечно, сначала коллекция была доступна только аристократии, но после Великой французской революции, в 1793-м, двери Лувра открылись для представителей всех сословий.

К 1989 году, к 200-летию революции, президент Франции Франсуа Миттеран (François Mitterrand) распорядился выстроить во дворе Лувра четыре стеклянные пирамиды и фонтаны по проекту американского архитектора китайского происхождения Йо Мин Пея. По-другому его имя пишется как Бэй Юймин (кстати, в апреле 2017 года ему исполнится 100 лет). Не всем понравилась эта идея, многие сочли кощунством появление хай-тека на фоне зданий в стиле классицизма. Но, как и в случае с Эйфелевой башней, пирамиды Лувра очень скоро стали для парижан родными. И не только для парижан. Впервые увидев это стеклянное чудо, я понял, насколько правильным и уместным было решение соорудить пирамиды здесь: их четкие линии прекрасно оттеняют старые стены дворца.

Как добраться

Лувр находится неподалеку от . Я, например, начинаю каждое новое свидание с Парижем под глухие и глубокие голоса колоколов Нотр-Дам, и вам советую. А чтобы попасть отсюда в Лувр, нам с вами надо всего-то перейти с острова Ситэ на правый, северный берег Сены по одному из трех мостов (всего их на острове девять): мосту Нотр-Дам (pont Notre-Dame), мосту Менял (pont au Change), а еще лучше по Новому мосту (pont Neuf).

Новый мост, вопреки названию, как раз самый старый в Париже – его открыли еще в 1606 году при короле Генрихе IV. У французов он даже вошел в поговорку. О чем-то давно и хорошо известном они говорят: эта история так же нова, как Новый мост. Интересен мост тем, что пересекает оба рукава Сены и «нос» похожего очертаниями на корабль острова Ситэ, соединяя сразу четыре берега.

Перешли на правый берег и видим перед собой не что-нибудь, а «Самаритэн» («Samaritain»). Это наряду с «Галери Лафайетт» и «Прэнтан» один из трех знаменитейших и старейших больших магазинов Парижа, явлению которых Эмиль Золя посвятил свой роман «Дамское счастье». Но за покупками заглянем попозже, ведь сейчас мы с вами идем в Лувр.

А он уже совсем рядом – от Нового моста налево, затем несколько шагов по набережной Лувра, переходящей в набережную Франсуа Миттерана, и вот уже перед нами Квадратный двор (le Cour Carée) музея. Двигаясь дальше по набережной, можно войти во двор Лувра через Львиные ворота, а можно обойти дворец справа и попасть сюда же с улицы Риволи – самой роскошной и дорогой улицы не только Парижа, но и, пожалуй, Европы – через пассаж Ришелье или через галерею Каррузель.

Если же вы будете добираться до Лувра на метро, то ехать вам следует до станции «Пале-Рояль – Мюзе дю Лувр» («Palais Royal – Musée du Louvre»), из которой можно выйти напрямую в торговый центр под зданием музея, а оттуда – под сень большой пирамиды, которая и есть вход в музей. Еще один вариант – доехать до станции «Лувр Риволи» («Louvre Rivoli»). Если не хотите спускаться под землю, выбирайте один из автобусных маршрутов: 21, 24, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 81, 95. Все эти автобусы останавливаются возле главного входа в музей.

Дни посещения и цены

Музей Лувра открыт ежедневно, кроме вторника, с 9.00 до 18.00, в среду и пятницу – до 21.45. За 15 минут до закрытия вас попросят освободить помещение. В праздники – 1 января, 1 мая и 25 декабря – музей закрыт.

С октября по март в первое воскресенье месяца доступ к постоянным коллекциям Лувра бесплатный, как и 14 июля, в День взятия Бастилии. Вечерами в среду и пятницу с молодежи до 26 лет тоже не спросят денег, только покажите удостоверение личности (думаю, загранпаспорт сойдет), в котором записана дата вашего рождения.

Билет в Лувр стоит 15 евро, но если вы хотите прогуляться по музею с русскоговорящим гидом, то будьте готовы расстаться с 45 евро. Правда, гид работает только с группой, поэтому либо приходите с друзьями, либо ждите, пока соберется необходимое число любителей искусства из России и стран СНГ. Но, мне кажется, тому, кто хоть немного знаком с историей искусства, экскурсовод в Лувре не понадобится – настолько известны его экспонаты.

Что можно увидеть

Каждый приходит в Лувр за чем-то своим: мне, скажем, интересны клинописные таблички из Месопотамии, которым исполнилось 6 тысяч лет (на фото внизу), другим не терпится взглянуть на египетские саркофаги, папирусы, фаюмские портреты, третьего манит искусство Древней Греции и Рима. А еще здесь есть экспозиции артефактов из Персии и Леванта, коллекция живописи европейских художников – от XIII века и эпохи Возрождения до середины XIX века (полотна позднейших живописцев представлены в музее Орсэ. Он находится на одноименной набережной на другом берегу Сены, прямо напротив Лувра).

Что нужно увидеть

Но нельзя не побывать в Лувре и не увидеть трех гранд-дам мировой культуры.

Во-первых, это, конечно, Венера Милосская. Прекрасная статуя белого мрамора (ученые относят ее к 130 – 100 годам до нашей эры), когда французский моряк Оливье Вутье и местный житель Йоргос Кентротас откопали ее в 1820 году на греческом острове Милос, была еще с руками. Но после началась склока между французами, добивавшимися разрешения вывезти находку домой, и турками, чьими владениями был тогда остров… Словом, мировой культуре осталось то, что осталось.

Во-вторых, вы не пройдете мимо Нике (иногда говорят Ника) Самофракийской. Эта богиня победы, причем морской, потому что стоит на пьедестале в виде носа мраморного корабля, прекрасна даже без головы. Куда делась голова обнаруженной в 1863 году на острове Самотраки (Самофраки) на северо-востоке Эгейского моря скульптуры II века до нашей эры – история на этот раз умалчивает. В честь чьей именно победы и в каком морском сражении был создан шедевр, историки спорят до сих пор. Не станем им мешать, пойдем дальше коридорами Лувра...

…И придем в отдел живописи, коллекция которого началась с собрания картин все того же короля-мецената Франциска I, была пополнена стараниями Людовика XIV, которого мы помним по его афоризмам «государство – это я» и «точность – вежливость королей». Франциск выкупил все доступные работы Леонардо да Винчи после смерти мастера, включая «Джоконду», а Людовик собирал при своем дворе таких живописцев, как, например, Шарль Лебрен и Пьер Миньяр, чьи полотна мы видим теперь в Лувре рядом с картинами Николя Пуссена, Клода Лоррена, великих художников XIX века Эжена Делакруа с его «Свободой, ведущей народ на баррикады» и Теодора Жерико с его ужасающим «Плотом “Медузы”».

Когда мы с вами минуем всех этих живописцев, окунувших свои кисти в вечность, нас ждет встреча с самой загадочной женщиной всех времен. Да, вы угадали – с Джокондой. Никакие, даже самые качественные репродукции не передают обаяния Моны Лизы. До своего первого свидания с ней я недоумевал: что люди нашли в этой пухловатой даме. И лишь когда увидел ее своими глазами, понял: да она просто очаровательна! Убедитесь сами.

Шедевр Леонардо в пуленепробиваемой витрине с постоянным контролем температуры и влажности висит на отдельной стене. Ни одной картины на стене больше нет. Плотная толпа, кажется, вовсе без движения стоит перед самым знаменитым полотном в истории человечества. Только глаза. Только вспышки и треск фотоаппаратов. Короткий выдох, и еще один встретившийся взглядом с Джокондой осторожно выбирается из толпы.

Некоторые в волнении встречи забывают обо всем. Для таких рядом с «Джокондой» поместили табличку: «Осторожно! Опасайтесь карманников!» Словом, держите карман у́же и в виду прекрасной дамы не теряйте головы. Вы ведь не Нике Самофракийская, правда?

Переполненные прекрасным, выйдем из музея, пройдем к триумфальной арке на маленькой площади Каррузель, замыкающей открытый к западу двор Лувра, и встанем перед ней. В проеме арки откроется потрясающая главная историческая ось Парижа: от Лувра к саду Тюильри, а далее - площадь Согласия, Елисейские поля и Триумфальная арка на площади Звезды, с 1970 года носящей имя Шарля де Голля, а там, за Сеной, – суперсовременная Большая арка в деловом квартале Дефанс.

Так далеко мы с вами, может, и не заберемся, но на показаться надо.

Судьба которого тесно переплетается с историей страны. Стоит отметить, что Лувр - это не только архитектурный памятник, бывший дворец французских королей, но и один из самых известных музеев, самый большой в мире по количеству выставленных произведений искусства. Здесь собрана богатейшая коллекция экспонатов: барельефы из ассирийских дворцов, египетская живопись, античная скульптура… список можно продолжать и продолжать.

Место расположения Лувра

Открыт Лувр ежедневно. Попасть сюда можно двумя путями. Самая популярная (и самая красивая) дорога - с улицы Риволи. Она проходит через знаменитую стеклянную пирамиду, построенную в конце XX века. В этой пирамиде, объединившей отдельные части дворца, располагаются холл, гардероб, магазины и залы для временных выставок.

Второй путь проходит через станцию метро Palais Royal Musee du Louvre. Через подземный переход посетитель попадает в Зал Наполеона - это уже территория музея.

Особенности архитектуры и интерьера:

В последние годы Лувр не только постоянно реставрируется, но и дополняется новыми элементами. Музей вообще стал гораздо более доступным для посетителей. Внутренние помещения расширены, появилась возможность выставить многое «из запасников». Также здесь появился отдел «Средневековый Лувр».

В 1989 году во дворе Лувра была создана стеклянная пирамида, ставшая настоящим украшением сада де Тюильри. Сооружение связывает дворец с новыми залами. Автор пирамиды - американский архитектор китайского происхождения Йох Минг Пи. Высота строения 21 метр, окружает его фонтан. Рядом еще две пирамиды поменьше.

У Пи получилось то, что не удалось наполеоновским архитекторам. Построенная в 1806-1808 годах между Лувром и Тюильри триумфальная арка Карузель разочаровала императора. Теперь Триумфальный путь обзавелся достойной заменой - пирамидами Пея, олицетворением симметрии.

Заканчивается пирамида гигантской аркой, которая в ясную хорошо видна из центра города. Ночью пирамиду подсвечивают, днем в ней отражаются .

К западу от Лувра находится площадь Карузель, на которой некогда стояла одноименная арка. Бронзовая колесница на арке - копия коней, отлитых греческим скульптором в III веке до нашей эры. Позади арки начинался сад Тюильри. Уменьшенная копия теперь хранится в Лувре.

Внутренние помещения дворца оформлены с большим изяществом. Наибольший интерес представляют зал Кариатид и галерея Аполлона. Зал Кариатид считается одним из старейших помещений в Лувре. Сейчас здесь выставлены античные скульптуры. Зал Аполлона получил свое название в честь античного бога, который изображен на трех панно, вывешенных в этом зале. В 1661 году это помещение очень сильно пострадало от пожара. Но было отреставрировано, и сейчас посетители видят его таким же, каким он был и несколько сот лет назад.

Еще в XVI веке по приказу Екатерины Медичи вокруг дворца, рядом с Лувром, был разбит сад. Генрих VI дополнил его оранжереей (сейчас на ее месте находится Музей Оранжереи). В центре сада - небольшой пруд. Вокруг - металлические стулья, на которых любят отдыхать туристы после обхода залов Лувра. В конце сада, со стороны Елисейских Полей, стоит национальная галерея Же-де-Пом. На выходе к площади Согласия установлено колесо обозрения, с которого открывается панорама Парижа.

История Лувра

Лувр - это средневековая крепость, дворец королей Франции и музей в течение последних двух столетий. В архитектуре дворца отразилась более, чем 800 летняя история Франции.

У историков до сих пор нет единого мнения о том, откуда заимствовано название дворца. Одни считают, что произошло оно от слова «леовар», которое на языке саксов означает «укрепление». Другие убеждены, что есть связь с французским словом «louve» («волчица»), сторонники этого мнения доказывают, что на месте дворца стояла королевская псарня, где натаскивали собак для охоты на волков.

История Лувра началась в 1190 году, когда король Филипп-Август перед тем, как отправиться в Крестовый поход, заложил крепость, которая защищала Париж от набегов викингов с запада. Средневековая крепость впоследствии превратилась в шикарный дворец. Первым здесь обосновался Карл V, переехавший сюда с Сите (бывшая резиденция королей), подальше от бунтовщиков, буквально вырезавших у него на глазах друзей и приближенных. Начиная с 1528 года, когда Франциск I приказал снести старую «рухлядь» (как он сам называл прежний дворец) и поставить на ее месте новый, каждый монарх перестраивал Лувр или добавлял новые строения - как, например, Екатерина Медичи, супруга Генриха II, пристроившая к Лувру дворец Тюильри. Архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон придали Лувру тот облик, который, несмотря на многочисленные переделки, в основном, сохранился до настоящего времени.

В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в Версаль, все работы были заброшены, и Лувр пришел в состояние упадка. В 1750 году даже шла речь о его сносе, автор колоннады на площади Святого Петра в Риме Лоренцо Бернини предложил премьер-министру Людовика XIV Кольберу снести старое здание и построить на его месте новое. Несмотря на большой соблазн, король все-таки решил оставить дворец.

После бурных лет Революции, работы по строительству Лувра были возобновлены Наполеоном. В годы великой Французской революции залы дворца использовались для размещения национальной типографии, академии, а также в качестве частных квартир для обеспеченных французов.

Современный вид замок приобрёл в 1871 году. В мае этого же года Учредительное собрание постановило собрать в Лувре «памятники науки и искусств». 10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и окончательно превратилась в музей. Торжественное открытие музея состоялось 18 ноября 1793 г. В то время экспонаты занимали лишь один квадратный зал и часть примыкавшей к нему галереи. Особый вклад в расширение коллекции внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает 400 000 экспонатов.

В 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана в Лувре начались реставрационные работы. Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены.

Лувр сегодня

Когда-то королевская резиденция сейчас стала известным во всем мире музеем. В Лувре представлено 198 экспозиционных залов: Античный восток, Античный , Античная , Этрусская и Римская цивилизации, Живопись, Скульптура, Графика и предметы искусства со Средних веков до 1850 года и т. д.

Ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир, стала коллекция Франциска I, которую он начал составлять в XVI веке. Ее пополняли Людовик XIII и Людовик XIV. В XIX - XX веках луврская коллекция расширялась за счет приобретения шедевров на художественных выставках и многочисленных частных пожертвований. Сейчас в коллекции 400 000 экспонатов.

Именно в Лувре хранятся всемирно признанные шедевры: «Джоконда», «Ника Самофракийская», «Венера Милосская», «Рабы» Микеланжело, «Психея и » Кановы и др. В крыле Сюлли (вокруг «Квадратного Двора») наверху можно осмотреть произведения французской живописи от Пуссена и Лоррена до Вато и Фрагонера.

Первый этаж посвящен прикладному искусству: здесь собраны тысячи образцов мебели, предметы интерьера, блюда, вазы и т. п. В крыле Ришелье и в трех его крытых дворах живопись из-за освещения располагается на самом верху. Художественные ремесла представлены в экспозиции первого этажа, а французская скульптура расположена на цокольном этаже.

Фонд музея непрерывно обновляется и пополняется: активно работают «Общество друзей Лувра», благотворительные организации и фонды, а также частные лица, способствующие комплектованию собрания. К числу недавно поступивших экспонатов относятся археологические находки из раскопок «Средневекового Лувра». Самая замечательная из них - шлем короля Карла VI, найденный в виде осколков и искусно восстановленный.

Осуществляется и перераспределение коллекций между разными музеями Франции. В декабре 1986 на другом берегу Сены был открыт музей Д’Орсэ в переоборудованном здании бывшего вокзала. Туда из Лувра были переданы произведения, созданные художниками с 1848 по 1914. Более поздний этап развития искусства, начиная с фовистов и кубистов, представлен в центре Жоржа Помпиду, открытом в 1977.

Обойти выставку за один день просто невозможно, поэтому многие возвращаются сюда по нескольку раз.

Залы Лувра оборудованы новейшей техникой, особенно это касается системы охраны, которая делает музей самым надежным хранилищем исторических ценностей. На сегодняшний день Лувр признан самым популярным музеем. В 2000 году здесь побывало 6 миллионов человек, причем подавляющее число посетителей - иностранцы.

Лувр приковывает к себе внимание огромного числа истинных ценителей старины. Они приезжают в столицу Франции, чтобы своими глазами увидеть один из самых больших и роскошных музеев на нашей планете. По площади он третий в мире, занимает 160 106 кв. метров, из которых непосредственно под экспозиции отведено 58 470 тыс. кв. метров.

Несколько лет назад был поставлен своеобразный рекорд: бывшую монаршую резиденцию посетили более 9,7 миллионов туристов, что позволяет говорить о Лувре и как о самом популярном музее с уникальными традициями коллекционирования. Ведь здесь хранятся экспонаты, являющиеся национальным достоянием. Они охватывают огромный исторический период, начиная примерно с X века, когда во Франции правили Капетинги, и заканчивая XIX столетием. Впрочем, Лувр не был бы Лувром, если бы отражал историю только одной страны…

От резиденции королей до музея

Прежде в Лувре проживали французские короли. Каждый из них внес свою лепту в возведение этого великолепного дворца, которое длилось в общей сложности тысячу лет, а также определял его дальнейшую роль, наделяя определенными функциями. Вот основные вехи становления будущего музея.

1190 год. Была построена так называемая Большая башня Лувра. Понятно, что это еще не был дворец в современном понимании, а всего лишь замок-крепость. Возвел же его тогдашний монарх Филипп II Август, известный по прозвищу Кривой, и приходившийся сыном Людовику VII Молодому. В ту пору здание имело военно-стратегическое значение. Его и построили в таком месте, чтобы можно было обозревать низовья Сены, использовавшиеся викингами для набегов.

1317 год. Лувр впервые обретает статус королевской резиденции. И всё благодаря королю Карлу V Мудрому. Происходит это после знаменательного исторического события – передачи Мальтийскому ордену имущества духовно-рыцарского ордена Тамплиеров. Тогда же в Лувр была перенесена казна королевства.

1528 год. Большая башня Лувра теряет свое первоначальное стратегическое значение. Король Франциск I Валуа отдает приказ разрушить ее как устаревший объект.

1546 год. После разрушения башни Его величество задумался о дальнейшей судьбе Лувра. И решил превратить бывшую крепость в роскошную королевскую резиденцию. Жаль, что сам Франциск I не увидел дальнейшего хода строительства: через год он умер. Работы, начатые архитектором Пьером Леско, были продолжены уже при Генрихе II и Карле IX. В это время к основному зданию были пристроены два новых крыла.

1594 год. Королю Генриху IV Наварсскому (Бурбону) приходит в голову замечательная идея объединить в единый дворцово-парковый комплекс Лувр и Тюильри – дворец, построенный в 1564 году по инициативе вдовствующей королевы Екатерины Медичи. Создание квадратного двора Лувра заслуга архитекторов Лемерсье.

1610-1715 годы. В эпоху Людовика XIII и потом его сына Людовика XIV масштабы дворца были увеличены в четыре раза. В бытность последнего Лувр и Тюильри соединил переход. Такие художники как Романелли, Пуссен и Лебрен занимались оформлением и украшением дворцового комплекса.

1667-1670 годы. Время появления Колоннады Лувра – восточного и одновременно главного фасада, выходящего на одноименную площадь. Соорудил ее архитектор Клод Перро, родной брат Шарля Перро, автора знаменитой сказки о Коте в сапогах. За основу был взят первоначальный проект Луи Лево. Колоннада протянулась на 170 метров. Вызывает неподдельное восхищение как шедевр французского классицизма.

1682 год. Работы по расширению и обустройству Лувра внезапно замораживаются. И всё потому, что Людовик XIV решает… переехать из него вместе со всем двором. В качестве новой королевской резиденции он выбирает Версальский дворец.

1700-е годы. Всё слышнее голоса тех, кто предлагает сделать из Лувра большой музей. При Людовике XV Возлюбленном появляется даже целый проект такого переустройства. Однако тому проекту не суждено было воплотиться в жизнь, так как грянула Великая Французская революция. Но музей всё же открыли для посещения, и случилось это 10 августа 1793 года, когда революция еще продолжалась.

1800-е годы. Когда после революции к власти пришел Наполеон I Бонапарт, он решил продолжить работы в Луврском дворце. Приглашенные им архитекторы Фонтен и Персье занялись сооружением северной части здания, что пролегает в направлении улицы Риволи. Но достроена она была уже в бытность Наполеона III. Тогда и было окончательно завершено сооружение Лувра. В период Первой французской империи Лувр назывался музеем Наполеона. Свой нынешний облик, хорошо знакомый миллионам туристов, будущий музей обрел после событий мая 1871 года, когда была осаждена Парижская коммуна. Тогда сгорел и дворец Тюильри.

1985-1989 годы. Президент Франсуа Миттеран, желавший видеть бывший королевский дворец самым большим музеем мира, в ознаменование 200-летия Французской революции выступил с инициативой «Большого Лувра». Идея заключалась в продлении так называемой исторической оси Парижа или Триумфального пути. Она как раз начинается от построенной в эти годы Пирамиды Лувра во дворе Наполеона и являющейся ныне главным входом в дворец-музей (автор – Йо Минг Пей). Подле расположились еще три пирамиды, но поменьше габаритами – они исполняют функции иллюминаторов. Там же, во дворе, находится каменная статуя Людовика XIV.

Как пополнялись коллекции Лувра?

Поначалу фонды Лувра пополняли коллекции, собранные в разное время монаршими особами. Например, итальянские полотна собрал Франциск I. Среди них знаменитейшие «Джоконда» Леонардо да Винчи и написанная Рафаэлем «Прекрасная садовница».

Двести полотен – некогда собственность банкира Эверара Жабаха – оказались в стенах дворца благодаря приобретшему их Людовику XIV. Всего же к моменту открытия музея «вклад королей» составлял порядка двух с половиной тысяч различных полотен. В Лувр также были перебазированы изваяния из Музея французской скульптуры, причем, в большом количестве. Попали в Лувр и многочисленные образцы имущества дворян, конфискованные в годы революции.

Основателем и первым директором музея в Лувре был французский гравер и египтолог-любитель Доминик Виван-Денон, известный также как барон Денон. Ему довелось работать в этом качестве в эпоху наполеоновских войн. Что принесло свои плоды: в музее оказались ценные военные трофеи, а также археологические находки из ближневосточного региона. Так, «Брак в Кане Галилейской» (художник Паоло Веронезе) был привезен из Венеции в 1798 году. Чуть раньше, в 1782 г., король Людовик XVI приобрел «Маленького нищего» кисти Мурильо. «Автопортрет с чертополохом» (Дюрер) и «Кружевницу» (Вермер) музей приобрел в конце XIX – первой половине ХХ века.

Итак, в XIX-XX веках коллекции пополнялись разными способами: что-то приобреталось, а что-то преподносилось музею в дар. Скажем, коллекция Эдмунда Ротшильда перекочевала сюда согласно завещанию знаменитого банкира. Полотно же Эль Греко «Христос на Кресте» и вовсе как с неба упало: оно было взято в 1908 году из здания одного из судов в Восточных Пиренеях.

Из знаменитейших скульптур Лувра назовем Венеру Милосскую (находится в специальной галерее на первом этаже). Эта древнегреческая скульптура, известная также как Афродита с острова Милос, была найдена здесь французским моряком Оливье Вутье в 1820 году. Тогда же посол Франции приобрел ее у правительства Османской империи. Также упомянем Нику Самофракийскую. Она тоже была находкой, только на другом острове – Самотраки. Нашел ее, причем по частям, археолог и французский вице-консул в Адрианополе Шарль Шампузо.

Залы музея: восхищение великолепием

Кроме полотен и скульптур в Лувре представлены керамика, чертежные работы, археологические находки и т.д. Его стены вмещают в себя порядка 300 тысяч самых разнообразных экспонатов, из которых в залах выставлены лишь 35 000. Значительная часть пребывает в хранилищах из соображений сохранности и выставляется на короткое время, не превышающее трех месяцев. Для удобства многочисленные коллекции распределены по залам или, иначе, отделам. Их в музее восемь. Названия говорят сами за себя: «Предметы искусства», «Скульптуры», «Древний Восток», «Изобразительное искусство», «Древний Египет», «Графическое искусство», «Древние Греция, Этрурия, Рим», «Искусство ислама». О некоторых из них – чуть подробнее.

Так называемая восточная коллекция, образованная в 1881 году, демонстрирует предметы искусства древних междуреченских государств и Ближнего Востока. Здесь можно увидеть Стелу Хаммурапи – царя Древнего Вавилона. Отдел имеет три подотдела: «Междуречье», «Восток Средиземноморья (Палестина, Сирия, Кипр)», «Иран». Древнеегипетский отдел появился в 1826 году: здесь можно увидеть образцы круглой скульптуры, рельефы, украшения, художественные предметы, картины, а также папирусы и саркофаги. А вот Галерея Античной Греции, Этрурии и Рима появилась раньше, в 1800 году. В этой коллекции древностей собрано множество греческих памятников-подлинников, охватывающих период от эгинской эпохи до эпохи эллинизма. Среди скульптур того времени назовем Геру Самосскую, Архаический курос, Аполлона из Пьомбино и так называемую голову Рампэн.

Современный Лувр – это живой организм. Его коллекции постоянно обновляются и дополняются новыми экспонатами. Из не так давно появившихся экспонатов отметим шлем короля Карла VI. Его нашли в виде осколков, однако искусно восстановили, и он занял свое место в новом отделе «Средневековый Лувр». Музей постоянно модернизируется, его внутренние помещения стали шире и вообще очень изящно оформлены. Например, галерея Аполлона и зал Кариатид, считающийся старейшим во дворце. В залах установлены новейшие технические достижения, и всё это – для удобства посетителей. Залы Лувра оборудованы самыми современными охранными системами, что позволяет надежно оберегать исторические реликвии от преступных посягательств.

Во время экскурсий можно будет полюбоваться и архитектурными видами Лувра. Уж не сомневайтесь: здесь тоже есть на что посмотреть.

  • По одной из версий происхождения названия «Лувр», в переводе со старофранцузского языка слово «lauer» либо «lower» означает «сторожевая башня».
  • Во время пребывания в музее нужно придерживаться шести основных правил. Они представлены в виде графических символов, которые будут встречаться во время экскурсии.
  • В начале XVII века королем Генрихом IV, большим поклонником искусств, было сделано предложение художникам поселиться во дворце. Он пообещал отдать просторные залы под мастерские и жилье.
  • Местом жительства художников, архитекторов и скульпторов Лувр стал при Людовике XIV, когда он переехал в Версаль. В результате бывшая резиденция пришла в такое запустение, что уже подумывали о его возможном сносе.
  • При Наполеоне III воплотилась мечта Генриха IV: к Лувру пристроили крыло Ришелье. Однако основательная часть музея сгорела во времена Парижской коммуны, и дворец потерял обретенную симметричность.
  • В 2012 году у Лувра появился «собрат», точнее музей-спутник. Он был построен по решению правительства Франции в городке Ланс, что на севере страны (регион Нор – Па-де-Кале). Местом избрали территорию бывшего угольного разреза. Мотив решения: парижский Лувр переполнен и его надо «разгрузить».
  • В 2017 году планируется открытие филиала Лувра в столице ОАЭ городе Абу-Даби. Экспозиция в Эмиратах будет иметь миссию навести мосты между Востоком и Западом.

Palais Royal, Musée du Louvre,
75001 Paris, France
www.louvre.fr

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Пирамида Лувра

Если Вы будете заходить в Лувр через главный вход (Пирамиду Лувра), Вам придется довольно долго стоять в очереди, однако и из этого можно извлечь плюсы. Так, во время ожидания Вы можете наслаждаться потрясающим видом на двор Наполеона с его фонтанами и пирамидами. Кроме того, у Вас будет время и на то, чтобы рассмотреть снаружи сам Лувр, поражающий своими размерами.

Попав наконец внутрь музея, за стойкой информации Вы можете взять план Лувра, на котором отмечены самые знаменитые произведения искусства. Лучше, конечно, подготовиться заранее и распечатать путеводитель с сайта музея (http://www.louvre.fr/). На сайте в разделе Visitor Trails Вы можете выбрать один из 27 предлагаемых маршрутов различной продолжительности. Самым популярным, разумеется, является маршрут Masterpieces (Шедевры) , который Вы пройдете примерно за полтора часа.

Попытки объять необъятное и охватить всю экспозицию Лувра неизменно заканчиваются крахом, ведь коллекция этого музея просто необозрима. Поэтому необходимо заранее подумать о том, какие именно произведения искусства Вы хотите увидеть. Музей делится на три крыла (Ришелье, Денон и Сюлли), которые включают в себя следующие отделы:

  • египетских древностей;
  • ассирийских и финикийских древностей (содержащий в себе самое богатое их собрание после коллекции Британского музея в Лондоне);
  • этрусских и греческих ваз (коллекция Кампаны) и погребальных урн;
  • античных мраморов (в числе которых находятся знаменитые статуи Венеры Милосской, Дианы Версальской, Боргезского гладиатора и др.);
  • скульптуры средн. веков и эпохи Возрождения (произведения Гужона, "Фонтенеблоская Диана" Б. Челлини, "Два невольника" Микеланджело и пр.);
  • новейшей скульптуры (работы Пюже, Куазево, Кусту, Гудона, Шоде, Рюда и т. д.);
  • живописи (одна из лучших картинных галерей в целом свете, заключающая в себе свыше 2000 образцовых произведений различных школ живописи);
  • оригинальных рисунков знаменитых художников;
  • гемм, эмалей и ювелирных изделий, помещающихся в так наз. "Галерее Аполлона", замечательной по своей величине, роскошной отделке, плафонам и живописным стенным панно;
  • античных бронз;
  • произведений прикладного искусства средн. веков и эпохи Возрождения;
  • этнографический музей;
  • морской;
  • гравированных медных досок (калькография) с продажей отпечатанных оттисков с них.

Самая популярная часть музея – это крыло Денон. Именно сюда устремляется большинство туристов, мечтающих хоть краем глаза взглянуть на легендарную «Джоконду» Леонардо да Винчи. Собственно, взглянуть на «Мону Лизу» только краем глаза и удастся: зал, в котором находится самая знаменитая картина в мире, забит до отказа практически в любое время суток. Огромная толпа ценителей искусства выстраивается перед шедевром Леонардо, держа в поднятых вверх руках фотоаппарат. А Мона Лиза насмешливо улыбается посетителям из-за бронированного стекла…

Кроме того, в крыле Денон также находится огромная галерея итальянской живописи, известнейшие работы французских художников XIX века и коллекция итальянской и классической скульптуры.

Многих заинтересует также крыло Ришелье, на третьем этаже которого выставлена живопись Западной и Северной Европы. Здесь можно увидеть полотна Дюрера, Вермеера. Ганса Гольбейна Младшего и многих других мэтров живописи. Этажом ниже расположена потрясающая коллекция прикладного искусства, в том числе и знаменитый зал Наполеона, поражающий роскошью своего убранства.

Крыло Сюлли привлечет в первую очередь тех, кто интересуется историей Лувра.

Шедевры Лувра

  • Визитной карточкой Лувра является знаменитая Джоконда или, как ее еще называют, . Именно к этой картине ведут все указатели, которым послушно следуют потоки туристов. Мона Лиза закрыта толстым бронированным стеклом, а рядом с ней неизменно находятся два охранника и толпы поклонников. Когда-то Джоконда приезжала в Москву, но потом руководство музея приняло решение больше никуда не вывозить эту загадочную красавицу. Так что Джокондой Вы можете полюбоваться исключительно в Лувре. Мона Лиза находится в крыле Денон в 7 зале .
  • Венера Милосская (Афродита) известна нисколько не меньше, чем предыдущая красавица. Автором Венеры считается скульптор Агесандр Антиохийский. У этой девушки непростая судьба. В 1820 году из-за нее завязался жаркий спор между турками и французами, в ходе которого статую богини бросили на землю и прекрасная скульптура разбилась. Французы собирали осколки впопыхах и… потеряли руки Венеры! Так богиня любви и красоты стала жертвой битвы за прекрасное. Между прочим, руки Венеры так и не нашли, так что эта история, возможно, еще не окончена. Безрукой красавицей можно полюбоваться в 16 зале греческих, этрусских и римских ценностей в крыле Сюлли .
  • Еще одним символом Лувра является Ника Самофракийская , богиня победы. В отличие от Венеры Милосской, эта красавица умудрилась потерять не только руки, но и голову. Археологи обнаруживали много фрагментов статуи: например, в 1950 году на Самофракии была найдена кисть богини, которая сейчас находится в застекленной витрине сразу за постаментом самой Ники. Увы, голову богини ученым так и не удалось найти. Ника Самофракийская находится в крыле Денон на лестнице перед входом в галерею итальянской живописи .
  • Еще одна статуя, являющаяся жемчужиной коллекции Лувра – это Пленник, или умирающий раб (работа Микеланджело). Мастер эпохи Возрождения известен в основном благодаря своей статуе Давида, однако эта скульптура заслуживает не меньшего внимания. Крыло Денон, первый этаж, зал №4 .
  • Статуя сидящего Рамзеса II – еще один шедевр, которым может гордиться Лувр. Эта древнеегипетская скульптура находится на первом этаже в крыле Сюлли, в 12 зале египетских древностей .
  • В Лувре также есть прекрасная коллекция памятников Мессопотамии, сердцем которой является свод законов Хамураппи , написанный на базальтовой стеле. Законы Хамураппи можно увидеть в 3 зале первого этажа крыла Ришелье .
  • В 75 зале французской живописи на первом этаже крыла Денон Вы можете увидеть картины известнейшего французского художника Жака Луи Давида, в число которых входит, пожалуй, самое знаменитое его полотно – «Посвящение императора Наполеона I» .
  • Любителям голландской живописи мы рекомендуем посетить 38 зал третьего этажа галереи Ришелье . Среди прочего, там находится знаменитая «Кружевница» кисти Яна Вермеера.
  • Через цокольный этаж крыла Сюлли Вы попадете к крепостным укреплениям старого Лувра . Здесь Вы увидите стены средневекового Лувра, которые были найдены археологами.
  • Апартаменты Наполеона III , последнего императора Франции, не могут не поразить Вас роскошью своего внутреннего убранства. Если Вам нравится стиль ампир, обязательно зайдите на второй этаж крыла Ришелье : здесь так много золота и хрусталя, что даже во рту светло!

История


Лувр был построен в конце XII века королем Филиппом-Августом. Тогда Лувр был лишь защитной крепостью, однако это сооружение век за веком подвергалось изменениям. Почти каждый король Франции считал необходимым внести что-то новое в облик Лувра. Так, в середине XVI века Франциск I, решивший сделать Лувр своей парижской резиденцией, велел своему придворному архитектору построить дворец в стиле эпохи Возрождения, а в конце XVI века король Генрих IV велел убрать остатки средневековой крепости, расширить двор и соединить дворцы Тюильри и Лувр.

В 1682 году королевский двор переехал в Версаль и Лувр пришел в запустение вплоть до Великой французской революции. В 1750 году даже начали говорить о возможном сносе дворца.

Новую жизнь в Лувр вдохнул Наполеон, возобновивший работы по строительству Лувра. Кроме того, Наполеон внес огромный вклад в расширение коллекции музея, требуя с каждой побежденной им нации своеобразную дань в виде произведений искусства. Сейчас каталог музея насчитывает около 380 тысяч экспонатов.

Туристам


Лувр находится в самом сердце Парижа, на правом берегу Сены. Наверняка Вы уже наслышаны об огромных очередях, которые ждут Вас на входе в музей, однако не стоит их бояться. Во-первых, лучше воспользоваться не главным входом через Пирамиду, возле которого неизменно толпится невероятное количество людей, а проходом через торговый центр Carrousel du Louvre. Попасть туда можно прямо через станцию метро Palais-Royal – Musée du Louvre .

Чтобы избежать большой очереди на входе, Вам придется либо прийти примерно за полчаса до открытия музея, либо уже во второй половине дня, когда поток туристов немного утихнет. Музей открыт с 9:00 до 18:00 в понедельник, четверг, субботу и воскресенье и с 9:00 до 21:45 по средам и пятницам. Вторник – выходной день .

Входной билет в Лувр стоит 12 евро. Если Вы хотите посетить не только постоянную экспозицию, но и выставки и зал Наполеона, то билет обойдется Вам в 13 евро.