Слуга летное училище. Поступление в летное училище


Список

Желающим пойти учиться в летные училища военной авиации России, нужно быть готовым к получению высшего военного образования - с присвоением начального звания «лейтенант» по его окончании - и возможностью пройти обучение в следующих военных лётных училищах, являющихся факультетами Воронежского единого Центра ВВС:

  • Краснодарский факультет боевого управления авиацией (по специальности «организация воздушного движения и эксплуатация воздушных судов») - с расположением аэродромов в Краснодаре, Тихорецке, Котельниково, Кущевской;
  • Армавирский факультет истребительной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов истребительной авиации и их лётная эксплуатация») - с расположением аэродромов в Майкопе и Армавире;
  • Борисоглебский факультет штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации и их лётная эксплуатация») - с расположением аэродромов в Мичуринске и Борисоглебске;
  • Балашовский факультет военно-транспортной и дальней авиации (по специальности «применение авиационных комплексов военно-транспортной и дальней авиации и их лётная эксплуатация») - с расположением аэродромов в Ртищево и Балашове;
  • Сызраньский факультет армейской авиации (по специальности «применение авиационных комплексов армейской авиации и их лётная эксплуатация») - с расположением аэродромов в Соколе (Саратов) и Троекуровке (Сызрань);
  • Челябинский факультет подготовки штурманов (по специальности «применение и лётная эксплуатация навигационных авиационных комплексов для всех видов авиации») - с расположением аэродрома в Шаголе (Челябинск).

Во избежание следования по «ложному» пути добавим, что следующие военные училища, сведения о которых всё ещё встречаются в том или ином виде в печатных СМИ или электронных изданиях, РАСФОРМИРОВАНЫ или перепрофилированы не позднее 2009 года:

  • Ейское военно-авиационное училище (расформировано полностью);
  • Ставропольское военно-авиационное училище (перебазировано непосредственно в Воронеж);
  • Курганское военно-авиационное училище (перепрофилировано в Курганский пограничный институт, переданный в структуру ФСБ РФ).

Для желающих же получить-таки именно специальность «лётная эксплуатация летательных аппаратов» приведём список действующих ССУЗов гражданской авиации:

  • лётно-технический колледж (г.Омск);
  • лётно-техническое училище (г.Калуга);
  • лётное училище (г.Сасово, Рязанская обл.);
  • лётное училище (г.Краснокут, Ульяновская обл.);
  • лётное училище (г.Бугуруслан, Оренбургская обл.).

История и традиции

Развитие российской (а затем советской) авиации прошло долгий и славный путь. Учитывая обстоятельства, в которых оказалась молодая советская республика на заре своего существования, требования к быстрой организации и становлению воено-воздушного флота, а также массовой подготовке лётчиков привели к бурному росту лётных школ.

Начавшись со знаменитого ОСОАВИАХИМа, готовившего молодых пилотов без отрыва от производства и прохождения учёбы в школах, советские ВВС получали лётные училища военной авиации России и других республик по нескольку в год. И подобная тенденция сохранялась как до Великой Отечественной войны, так и во время, и после неё. Максимальное количество лётных школ в определённый момент достигло 69 - готовящих при этом не только пилотов, но и технический персонал. Однако, в связи с серьёзным усложнением не только уровня знаний, требуемого от военного лётчика, но и множества других качеств, связанных с умением быстрого принятия решений и прочих условий, уже в современной России было принято решение оставить подготовку специалистов уровня среднего образования только для гражданской авиации.

Все же военные лётные училища России на протяжении 2008-2009 годов были полностью реорганизованы, с созданием единого управленцеского центрального «ядра» на базе Воронежской военно-воздушной академии им.Ю.А. Гагарина и Н.Е. Жуковского. Получившей при этом название военного научно-учебного центра ВВС Российской Федерации и вместе с ним - все существовавшие институты и училища в виде собственных факультетов, с различными военными направлениями подготовки специалистов. Кроме, разумеется, уже упомянутых училищ гражданской авиации и ДОСААФ.

Выбор училища

При выборе военного лётного училища, разумеется, следует сообразовываться, в первую очередь, с его военной направленностью. Поскольку профессии пилота и штурмана всё же отличаются - так же как и немалые отличия существуют между пилотом истребителя и лётчиком дальней авиации. Но, задолго до решения о поступлении в выбранное училище, следует тщательно взвесить и некоторые другие вещи. В числе которых у хорошего будущего пилота обязательно должны присутствовать:

  • отменное состояние здоровья (к сожалению, стать пилотом дано далеко не каждому);
  • очень высокая средняя успеваемость по общеобразовательным предметам;
  • высочайший уровень стрессоустойчивости;
  • готовность работать в команде;
  • отсутствие «розовых очков» - в плане представления о будущей службе, как романтическим полётам по голубому небу.

«Сасовское имени Героя Советского Союза Г.А. Тарана летное училище гражданской авиации» является филиалом государственного федерального образовательного бюджетного учреждения профессионального высшего образования «Ульяновское авиационное высшее училище гражданской авиации (институт)» (СЛУ ГА филиал ФГБОУВПО УВАУ ГА (И)) в согласии с лицензией на право проведения в области профессионального среднего образования образовательной деятельности, производит подготовку на бюджетной основе специалистов, а также со стопроцентным возмещением училищу затрат за обучение на следующие специальности:

161005 – пилот (летная эксплуатация летательных аппаратов) – со стопроцентным возмещением затрат на обучение и на бюджетной основе;

230401– по отраслям (информационные системы) - со стопроцентным возмещением затрат на обучение и на бюджетной основе.

По завершении обучения выпускникам училища выдаются дипломы о профессиональном среднем образовании. Выпускникам специальности "Лётная эксплуатация летательных аппаратов" выдается свидетельство пилота гражданской авиации (присваивается уровень квалификации"коммерческий пилот").

Кроме приготовления специалистов по главным специальностям училище оказывает дополнительные платные услуги в сфере образования юридическим лицам, населению, по направлениям увеличения квалификации, получения новых специальностей, переподготовки:

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников по профилю ССУЗа;

Приготовление операторов вычислительных и электронно-вычислительных машин;

Приготовление водителей транспортных средств в категории "В".

Училище имеет все необходимое для отличного проведения тренажерной, теоретической, и лётной подготовки. Хорошо оборудованные лаборатории с действующими схемами и макетами, учебные классы, тренажеры для выработки навыков пилотирования, телевизионный учебный центр расположены в трёх корпусах.

В учебном отделе расположено три компьютерных класса. В кабинетах номер 13 и номер 29 для проведения теоретических и практических занятий стационарно установлен мультимедийный проектор. Для проведения различных внеклассных мероприятий и уроков в учебном отделе имеется мультимедийный переносной проектор.

Один компьютер в компьютерных классах установлен на рабочем столе преподавателя, к нему подключен сканер и принтер. В кабинете номер 12 цикловой комиссии «Вычислительной техники и информатики» кроме оргтехники и вычислительной техники имеется плоттер для распечатывания наглядного настенного материала.

В училище имеется доступ в Интернет. Решается в настоящее время вопрос о спутниковом подключении кабинета номер 10 к глобальной сети Интернет, что позволит проводить занятия, как с преподавателями, так и с курсантами.

Но курсанты прежде, чем выйти на лётное поле, обучаются в учебном отделе, где начинают обучение под предводительством опытных преподавателей, которые имеют большой опыт и стаж работы (почти сто процентов преподавателей имеют высшую или первую квалификационную категорию).

Заместитель директора по учебной работе училища Александр Владимирович Юрченков ведёт специализированные предметы «Руководство по лётной эксплуатации», «Безопасность полётов», и другие.

Огромную роль в нравственном развитии и становлении будущих пилотов отыгривает библиотека. Она является одновременно и информационным, и досуговым центром. Библиотека лётного Сасовского училища является информационным центром, принимает участие непосредственно в культурной и образовательной деятельности училища, а также в проведении досуга курсантов.

Коллектив библиотеки – это квалифицированные опытные работники, постоянно совершенствующие собственные профессиональные навыки, и использующие самые передовые формы работы.

Летчик сегодня — не только романтическая профессия, но и достойный доход. Однако еще 5-7лет назад ситуация была иной. Не требовались ни покорители неба, ни заведения, где их могли готовить. В этот трудный период выстояло Сасовское летное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза Георгия Тарана. И вот сегодня оно снова востребовано, наши самолеты летают все чаще, российской авиации требуется все больше высококвалифицированных летчиков.

Евгений Смольников пришел в училище в 1981 году, через четыре - стал замдиректора по учебной работе и проработал на этой должности два десятка лет. Он был в числе тех, кто сохранил потенциал Сасовского летного училища в трудные времена. Директором Евгений Васильевич стал в 2005 году:
- В лучшие времена набирали по пятьсот курсантов, а тогда вместо тридцати по плану набрали двадцать пять. Стремление стать пилотом падало, начиная с конца девяностых - тогда другие профессии в моде были. Да и гражданская авиация «проваливалась», и воздушных перевозок стало мало.

Спустя пару лет российские власти обратили внимание на гражданский воздушный флот - появилось финансирование. В 2009-м пришло в Сасово девятнадцать новеньких самолетов Як-18, через год появился двухмоторный Л-410. Кстати, Сасовское училище - единственное, в котором есть такой «большой» самолет.
- Мы - школа, а школа готовит пилотов, которые должны просто уметь летать, - поясняет Смольников специально для тех, кто задает вопрос, почему в Сасове нет «Боингов». - Учеба на подобных самолетах - это огромные затраты, и учить на конкретных самолетах в училище нет необходимости.

Летчик должен постоянно брать «новую высоту»: после училища прийти в авиакомпанию и летать на небольшом самолете вторым пилотом, потом с налетом часов становиться командиром, затем переходить на больший самолет, переучившись с помощью авиакомпании, стать командиром воздушного судна. А что сейчас?
- Если брать десятый - одиннадцатый годы, то мы резко с 25-ти набрали 120 курсантов, в прошлом году - уже 180, из которых 60 - по спецпрограмме, - приводит цифры развития директор училища. - Цифра стабилизируется пока на отметке в сто пятьдесят. Это - одно учебное заведение, в стране - около тысячи выпускается. И говорить о том, что существует нехватка летчиков - не совсем верно. Пилотов, которых мы выпускаем, достаточно - не хватает командиров воздушных судов. В девяностых годах был провал, и он ощущается сегодня: как говорится, если не было детей, то они сразу не станут взрослыми.

Евгений Смольников рассуждает философски, что это процесс «просто нужно пережить». Несомненно, в этот момент авиакомпаниям будет какое-то время очень тяжело.
- Но они должны готовить первых пилотов, - резюмирует директор летного училища. - Летчики-иностранцы - не выход. К тому же я не уверен, что к нам массово пойдут классные пилоты из-за границы...

«Инструктор должен получать больше, чем пилот любой авиакомпании»
Сейчас 60% сасовских курсантов уже имеют высшее образование. И это - не случайно. У пилотов в авиакомпаниях очень высокие зарплаты - поверьте, названные нам суммы контрактов впечатляют. А как с теми, кто их «отправляет в небо»?
- Возьмем техника - сейчас самая болезненная тема. Мы довели ему зарплату до 17-ти тысяч - с одной стороны, для Сасова нормально, - рассуждает Евгений Вильевич. - Но для крупных городов - ненормально. А техников готовят не в Сасове, а вузы в Москве и Санкт-Петербурге. Разве они поедут на «17 тысяч» в Сасово, грубо говоря - в деревню?

По мнению Смольникова, есть два варианта. Либо поднять зарплату, как на Севере вахтовикам: техники, а это же относится к преподавателям, придут хотя бы на время, чтобы заработать.
- Либо, как в тот период, когда я приехал из Риги - распределение, - подводит черту директор училища. - Отработаешь три года, а там видно будет. И пока этот вопрос не решится, у нас так и останется невероятный кадровый голод.

Пилот-инструктор по определению должен быть лучшим в своей профессии. Ведь он постоянно летает с новичком, который допускает, в отличие от полноценного члена экипажа в авиакомпании, массу ошибок. Но, в отличие от пилота, к примеру, «Аэрофлота», инструктор зарабатывает в три-четыре раза меньше.
- Пилот-инструктор то садится, то взлетает, и так - целыми днями, а это самые опасные элементы, - приводит пример Смольников. - Такого нигде нет в авиакомпаниях. У инструктора должен быть огромный опыт, в том числе педагогический. А ответственность? Он ведь выпускает курсанта в полет: он стоит на земле, а тот начинает сам вылетать через определенное количество часов. У нас есть опытные, есть заслуженные, но новые не приходят. И мы вынуждены брать выпускников своего училища, которые не имеют огромного опыта. Я считаю, что инструктор должен получать больше, чем любой пилот любой авиакомпании. И, если стране важно,
кто будет перевозить ее граждан, а готовить их должны лучшие - государство должно раскошелиться!

Традиции и династии
- От тех, кто на вопрос, зачем он пришел в училище, отвечает: «Попробовать», меня просто коробит, - директор Евгений Смольников откровенен. - Три с половиной миллиона бюджетных рублей - цена «пробы» слишком велика. А если у тебя все свербит: я - здоровый, я буду летать! Тогда приходи, а пробовать не стоит!

Поэтому и приходят сегодня в Сасовское училище в основном «дети летных семей». В которых или один, или оба родителя так или иначе связаны с небом. Юноши и девушки (а в Сасове на пилотов учатся, и учатся успешно, девушки) прекрасно знают, что такое жизнь летчика - жизнь строго по расписанию, без праздников и выходных.

А таких будущих пилотов на просторах России - множество, от Калининграда до Сибири. И едут они поступать в Сасовское летное училище не всегда после школьной скамьи, при конкурсе в пять человек на место. Мы познакомились с двумя ребятами из Новокузнецка: Александром Доморенко и Павлом Артемовым. Обоим - по двадцать семь лет, курсанты - далеко не безусые юнцы. Александр закончил Новокузнецкую педагогическую академию, преподаватель информатики и английского языка. Всю жизнь мечтал стать летчиком, говорит, что «гены виноваты»:
- Отец мечтал стать летчиком, но по здоровью не получилось - техником всю жизнь проработал в аэропорту. А мне вот удалось.

Павел тоже закончил вуз, проработал бортпроводником и знает о жизни в авиации не понаслышке.
- Давно хотел стать пилотом, появился шанс, и я им воспользовался - всегда хотел пойти по столпам своего отца - пилота. Знаю, что ждет отрыв от семьи, серьезная психологическая нагрузка.
Кстати, у Павла - жена и маленький сын, сейчас живут в столице, но скоро приедут в Сасово:
- У меня жена из категории «декабристок». И я хочу, чтобы мой сын стал пилотом в третьем поколении.

Училище делает все, чтобы курсантам и их семьям жилось комфортно. За последние годы была произведена реконструкция трех общежитий, введена в эксплуатацию новая курсантская столовая на 450 мест, создана отличная база для занятий спортом и художественной самодеятельностью.

«Цель - не потерять школу Сасовского летного училища»
- Я хочу внедрить все новые технологии в учебный процесс - именно мы должны готовить пилотов, которые будут на голову выше тех летчиков, которых готовят на Западе. И это возможно, - директор училища Евгений Смольников считает, что для этого есть все предпосылки. - Мы не до конца растеряли советскую школу, когда преподаватель индивидуально работал с каждым курсантом - это с одной стороны. С другой стороны - взять новейшие компьютерные технологии. Но не превращать процесс обучения в дистанционный! Хочу, чтобы в училище были современные воздушные суда. Это мои задачи. А цель - не потерять школу Сасовского летного училища.

И после того, как мы целый день провели в училище, волей-неволей поверишь, что так и будет. Ведь там мы познакомились с такими людьми, которых запоминаешь надолго, иногда - на всю оставшуюся жизнь. Но это - тема уже для другой статьи. В которой хотелось бы рассказать и о «полетах» на тренажерах, и о том, как вкусно кормят в курсантской столовой, и о том, какой он ухоженный - сам городок летного училища. И попробовать свои силы в английском, без которого в современной авиации - никуда - нужен четвертый уровень. И курсанты его достигают, а как же - ведь небо зовет!

«Сасовское имени Храбреца СССР Г.А. Тарана летное училище гражданской авиации» есть филиалом национального федерального образовательного бюджетного учреждения опытного высшего образования «Ульяновское авиационное высшее училище гражданской авиации (университет)» (СЛУ ГА филиал ФГБОУВПО УВАУ ГА (И)) в согласии с лицензией на право проведения в области опытного среднего образования образовательной деятельности, создаёт подготовку на бюджетной базе экспертов, и со стопроцентным возмещением училищу затрат за обучение на следующие профессии:

— 161005 – пилот (летная эксплуатация летательных аппаратов) – со стопроцентным возмещением затрат на обучение и на бюджетной базе;

— 230401– по отраслям (информационные совокупности) — со стопроцентным возмещением затрат на обучение и на бюджетной базе.

По завершении обучения выпускникам училища выдаются дипломы о опытном среднем образовании. Выпускникам профессии Лётная эксплуатация летательных аппаратов выдается свидетельство пилота гражданской авиации (присваивается уровень квалификациикоммерческий пилот).

Не считая изготовление экспертов по главным профессиям училище оказывает дополнительные платные услуги в сфере образования юридическим лицам, населению, по направлениям повышения квалификации, получения новых профессий, переподготовки:

— профессиональная переподготовка и повышение руководящих работников и квалификации специалистов по профилю ССУЗа;

— приготовление операторов вычислительных и электронно-вычислительных автомобилей;

— приготовление водителей транспортных средств в категории В.

Училище имеет все нужное для хорошего проведения тренажерной, теоретической, и лётной подготовки. Прекрасно оборудованные лаборатории с макетами и действующими схемами, учебные классы, тренажеры для выработки навыков пилотирования, телевизионный учебный центр находятся в трёх корпусах.

В учебном отделе расположено три компьютерных класса. В кабинетах номер 13 и номер 29 с целью проведения теоретических и практических занятий стационарно установлен мультимедийный проектор. С целью проведения разных внеклассных уроков и мероприятий в учебном отделе имеется мультимедийный переносной проектор.

Один компьютер в компьютерных классах установлен на рабочем столе учителя, к нему подключен принтер и сканер. В кабинете номер 12 цикловой рабочей группе «Вычислительной техники и информатики» не считая оргтехники и вычислительной техники имеется плоттер для распечатывания наглядного настенного материала.

В училище имеется доступ в Интернет. Решается на данный момент вопрос о спутниковом подключении кабинета номер 10 к глобальной сети Интернет, что разрешит проводить занятия, как с учителями, так и с курсантами.

Но курсанты прежде, чем выйти на лётное поле, обучаются в учебном отделе, где начинают обучение под предводительством умелых учителей, каковые имеют обширный опыт и стаж работы (около сотни процентов учителей имеют высшую либо первую квалификационную категорию).

Помощник директора по учебной работе училища Александр Владимирович Юрченков ведёт специальные предметы «Управление по лётной эксплуатации», «Безопасность полётов», и другие.

Огромную роль в становлении и нравственном развитии будущих пилотов отыгривает библиотека. Она есть одновременно и информационным, и досуговым центром. Библиотека лётного Сасовского училища есть информационным центром, принимает участие конкретно в культурной и образовательной деятельности училища, а также в проведении досуга курсантов.