Вилла д'Эсте (Villa d'Este) Рим, Италия. Сады виллы д’Эсте в Тиволи Интересное про виллу де эсте тиволи


А замечательная вилла кардинала Ипполито II д’Эсте, созданная в 1550 г., очарует вас своими рукотворными и природными красотами, многочисленными фонтанами, создающими здесь атмосферу далёкого прошлого.

Вилла Адриана

Вилла Адриана занимает столь обширную территорию и может похвастаться столь великолепной сохранностью, что по праву считается самой знаменитой виллой в окрестностях Рима. Кроме того, благодаря уцелевшим постройкам виллу можно назвать одним из наиболее удивительных и важных памятников древнеримской архитектуры.

Начало её строительства, вероятно, приходится на 126 г. н.э., после возвращения императора Адриана (правил в 117-138 гг. н.э.) из долгой поездки по восточным провинциям. Именно это путешествие вдохновило императора на то, чтобы воспроизвести на своей вилле те места и здания, которые сильнее всего поразили его: афинские лицей, академию и расписной портик Стоа Пойкиле, Канобский рукав в дельте Нила, Темпейскую долину в Фессалии.

Хотя вилла Адриана построена на традиционных схемах римских загородных особняков, её структура отражает и увлечение своего хозяина архитектурой: по ней видно, как император давал волю своим творческим наклонностям и выработал не одно новаторское архитектурное решение. После смерти Адриана вилла перешла во владение его наследников, которые отреставрировали и украсили её.

Упадок виллы начался при императоре Константине (правил в 306-337 гг. н.э.), который вывез часть хранившихся здесь предметов искусства в Константинополь. Во время варварских набегов усадьба подверглась полному опустошению, а в средневековье жители города Тиволи использовали её как источник стройматериалов. Начиная с эпохи Возрождения, изучением руин виллы стали заниматься многие знаменитые художники; кое-кто из них не преминул даже оставить здесь автограф. С XIX в. начались раскопки и реставрация согласно научным критериям. Модель-реконструкция виллы представлена в начале обзорного маршрута. Первым его этапом является просторный портик Печиле (созданный по образцу афинского Стоа Пойкиле), в центре которого находится сад и бассейн; здесь можно было подолгу гулять на солнце или в тени.


Портик Печиле © Silvana Bottoni / Flickr.com

Из северо-восточного угла Печиле можно перейти в Зал Философов - просторное помещение с нишами, где, вероятно, находилась библиотека.

Далее следует «Островная вилла» или «Морской театр» - круглое здание, окружённое колоннадой. Посередине расположен окружённый каналом островок, куда вели четыре мостика, а на нём - небольшая вилла с различными помещениями и термальным оборудованием. Предполагается, что здесь императору нравилось уединяться, посвящая себя любимым занятиям: музыке, поэзии и живописи.


«Морской театр» © Foto Regione Lazio

К югу от «Морского театра» расположен термальный комплекс с солнечным отоплением: несколько помещений с бассейнами для холодной и тёплой воды соединены с большим кругам залом, который также занят бассейном; под землёй находилась система отопления, а в стенах было пять широких окон, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь и согревал помещения терм. В центральном бассейне, вероятно, парились или принимали песочные ванны.

С восточной стороны Печиле расположен двор - учёные полагают, что здесь был нимфей - и несколько построек, среди которых банкетный зал. Чуть дальше находятся Малые и Большие термы. Там хорошо сохранились все стандартные для таких античных комплексов помещения: спортивная площадка под открытым небом, раздевалки, бассейны для горячей и холодной воды.


Каноб / Shutterstock.com

За этими комплексами вы увидите небольшую искуственную долину - узкую и длинную: это так называемый Каноб, воспроизводящий природу дельты Нила неподалёку от Александрии. В центре вы увидите бассейн, окружённый колоннами, а в глубине - полукруглый монументальный фонтан и храм Сераписа с египетскими скульптурами и статуями Антиноя - юноши-фаворита императора, погибшего в Египте при загадочных обстоятельствах.

Вернувшись назад, можно пройти через Преторию и Казарму охранников (оба помещения, возможно, были попросту складскими), после чего вы окажетесь у императорского дворца. Здесь находились четыре основных группы построек: Золотая площадь, Дорический атрий, Дворцовый перистиль и Библиотечный двор.


Термы с солнечным отоплением / Shutterstock.com

Золотая площадь состоит из большого двора, обнесённого портиком с колоннами и окружённого группой помещений, расположенных вокруг большого восьмиугольного пространства (где, возможно, проводились летние банкеты). Дорический атрий - это просторный зал с портиком; возможно, когда-то он был двухэтажным. Через Дворцовый перистиль вы можете пройти в Библиотечный двор; здесь вокруг портика с колоннами коринфского ордера расположены различные постройки. С одной стороны находятся комнаты для гостей, а в глубине двора стояли два здания, где предположительно были латинская и греческая библиотеки.


Храм Венеры / Shutterstock.com

Отсюда можно подняться к Павильону Темпе с панорамной террасой - трёхэтажному сооружению, откуда открывается вид на долину внизу, спроектированному по образцу знаменитой Темпейской долины в Фессалии. Дальше, за маленькой рощей, расположен домик Феде, построенный в XVIII в. поверх нимфея, и небольшой театр на 500 мест для частных спектаклей, которые ставились для императора и его приближённых.

Вилла д’Эсте

Вилла д’Эсте - шедевр итальянского садово-паркового искусства и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, известная своим потрясающим ансамблем фонтанов, нимфеев, гротов, гидравлических приспособлений и музыкальных устройств, который послужил образцом для многих европейских садов и парков эпохи маньеризма и барокко.


Фонтан Нептуна и Органный фонтан © M.Maselli / Flickr.com

Сад виллы д’Эсте - это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.


Вилла д’Эсте, вид от Фонтана Нептуна © Marina99 / Shutterstock.com

Кардинал Ипполито II д’Эсте, разочарованный тем, что не был избран папой, решил создать виллу с размахом, достойным дворов Феррары, Рима и Фонтенбло, возродив великолепие соседней виллы Адриана. В 1550 г. он стал правителем Тиволи и в тот же год придумал разбить сад на крутом склоне здешней долины, однако полноценный архитектурный проект виллы появился лишь в 1560 г. Его авторами стал художник, археолог и архитектор Пирро Лигорио, а воплощать задуманное взялся придворный зодчий Альберто Гальвани.


Вилла д’Эсте. Фреска «Пир богов» © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Над украшением залов дворца работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и Антонио Темпеста. К моменту смерти кардинала (1572 г.) обустройство виллы было почти завершено.

С 1605 г. кардинал Алессандро д’Эсте распоряжается провести новые работы, чтобы отреставрировать и восстановить гидравлические системы и садовую растительность, а также внести некоторые новшества в структуру сада и в ансамбль фонтанов.


Вилла д’Эсте. Аллея ста фонтанов © JIPEN / Shutterstock.com

Ещё один этап работ был проведён в 1660-70 гг., и примечателен он тем, что участие в нём принял сам Джан Лоренцо Бернини.

В XVIII в. из-за отсутствия должного обслуживания вилла пришла в упадок, а с переходом её во владение дома Габсбургов ситуация стала ещё хуже. Сад постепенно зарос, фонтаны были отключены и вышли из строя, а коллекцию античных статуй, собранная ещё в эпоху кардинала Ипполито, разделили и увезли в различных направлениях.

В таком состоянии вилла пребывала вплоть до середины XIX в., когда кардинал Густав фон Гогенлоэ, взявший её в долгосрочную аренду у герцогов Моденских в 1851 г, инициировал работы по восстановлению комплекса. В скором времени усадьба снова стала центром культурной жизни: с 1867 по 1882 гг. в гости к кардиналу не раз приезжал музыкант Ференц Лист (1811-1886 гг.), сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте» для фортепиано. Здесь же, в 1879 г., Лист отыграл один из своих последних концертов.

Италия богата самыми разнообразными достопримечательностями. Не последнее место среди них занимают дворцы, особняки и виллы, но самой известной и впечатляющей виллой называют виллу д’Эсте, расположенную в городе . Жемчужиной виллы являются сад и фонтаны, которыми вдохновлялись архитекторы Петергофа.

У нас есть совершенно уникальная поездка из Рима в Тиволи на виллы, и если вы отправляетесь в Рим не впервые или больше чем на 3 дня обязательно включите в ваш план посещение этого уникального места.

Вилла д’Эсте

История создания виллы д’Эсте

Юлий ІІІ став Папой Римским, сместил с престола Ипполита ІІ и отправил того на пост губернатора Тиволи. Ипполит славился, как великий ценитель красоты и культуры, и поэтому когда приехал в Тиволи, он остался недоволен местной резиденцией и задумал украсить её. Для этого он объявил конкурс на дворцовый парк. Победу в конкурсе одержал архитектор Пирро Лигорио, начавший строительство в 1560 году (стоит отметить, что план утверждали порядком 10 лет).

Само здание, дворец-резиденцию, начали улучшать в 1563 году. К сожалению, кардинал Ипполит не дожил до полного окончания создания комплекса, он умер в 1572 году, когда рабочие заканчивали отделку виллы. Общая роскошность и красота комплекса были призваны показать статус виллы д’Эсте как культурного места, центра искусств и встреч поэтов, художников и музыкантов.

Наследник Ипполита д’Эсте, Алессандро, продолжил дело предка. С 1605 года начал обновляться дворцовый парк, на архитектурные работы приглашались самые лучшие скульптуры и зодчие. Больше чем через 50 лет, с 1660 года работами на вилле руководил знаменитый скульптор Джанлоренцо Бернини.

Но уже в XVIIІ веке из-за отсутствия внимания и ухода вилла опустела и пришла в упадок. Парки заросли, водопроводная система фонтанов пришла в негодность, статуи стали рассыпаться. Последним частным владельцем виллы кардинала д’Эсте был Франц Фердинанд.

Во время Первой мировой войны комплекс перешел в руки государства , в 1920 году была проведена реконструкция. Еще одна, более масштабная, работа по восстановлению проводилась после Второй мировой войны.

План виллы д’Эсте

Фонтаны виллы д’Эсте

Главным украшением и инженерной гордостью комплекса д’Эсте в Тиволи являются фонтаны. Сложная система водоснабжения фонтанов и сейчас впечатляет. На вилле построено множество каналов, прудов, резервуаров и каскадов, которые питают более пяти сотен фонтанов! Вот лишь самые интересные из них:

  • Фонтан «Орган». Уникальная конструкция фонтана, соединенная с духовыми инструментами – трубами органа – позволяет посетителям услышать настоящую «музыку воды». Падающая вода в фонтане проходит сквозь систему труб и издает мелодичные звуки.

Фонтан Орган
  • Фонтан Рометта. Символический фонтан виллы иллюстрирует историю Италии и Рима. В центре композиции находится Рома. А ниже стоит волчица, кормящая своих сыновей – Ромула и Рема (одна из популярнейших скульптур Италии).

Фонтан Рометта
  • Фонтан драконов. Красочная скульптурная композиция из четверки впечатляющих драконов. Они установлены спинами друг к другу и лицами к посетителям, а из пастей извергается вода фонтана.

Фонтан Драконов
  • Фонтан Нептуна. Главный фонтан виллы д’Эсте был построен в 1927 году, но отлично вошел в композицию. Он находится на главной аллее парка, а от самого фонтана начинается большой пруд. В пруду до сих пор разводят рыбу.

Главный акведук виллы д’Эсте – фонтан Нептуна

  • Фонтан дель Биккьероне. Общая композиция фонтана построена в виде рюмки, стоящей на дне большой раковины. Этот фонтан также был построен чуть позже других, во время работ архитектора Бернини.

Фонтан дель Биккьероне. На первой картинке – вид снизу, на второй – сверху

  • Аллея ста фонтанов. За фонтаном драконов раскинулась целая аллея фонтанов. Общим количеством более сотни они представляют собой миниатюрные веерные конструкции и большие каскадные фонтаны, поросшие зеленью.

Аллея ста фонтанов

Видео о вилле д’Эсте

Трёхминутный обзор виллы:

Как добраться

Добраться до виллы д’Эсте в Тиволи можно из Рима на автобусе, который курсирует каждые полчаса.

Часы и время работы

Комплекс работает с 8:30 до 19:45, понедельник – выходной.

Вилла д’Эсте в Тиволи: все залы виллы с описаниями и все фонтаны с фотографиями + карта, план, история кардинала д’Эсте и полезная информация.


Вилла д’Эсте это большой особняк с садом, который находится в Тиволи, пригороде Рима. Она известна благодаря саду в стиле итальянского Ренессанса с многочисленными фонтанами. Сейчас вилла д’Эсте причислена к всемирному наследию ЮНЕСКО и принадлежит государству.











Адрес:
Италия, Тиволи, площадь Тренто, 5
Piazza Trento, 5, Tivoli, Italy (Italia)

Название на итальянском:
Villa d’Este

Название на английском:
Villa d’Este

Время работы:
Вторник – воскресенье: с 8:30 до 19:45 (расписание немного меняется в зависимости от сезона)
По понедельникам: с 14:00
Иногда вилла дополнительно открывается по вечерам и по понедельникам (см. сайт, раздел «news»)
Выходные: 1 , 1 , 25
Фонтан Органа первый раз играет в 10:30 и потом через каждые два часа
Фонтан Совы временно (2017) не работает

Телефон:
(+39 04) 127 19 036 (где 39 — телефонный код Италии)
Телефон для звонков по Италии: 199 766 166

Факс:
(+39 04) 127 70 747

Выдался прекрасный день для посещения садов виллы д"Эсте в Тиволи. Город Тиволи примерно в 30 километрах от Рима. Виллу д’Эсте задумал и построил кардинал Феррары Ипполит д’Эсте, сын знаменитой Лукреции Борджа и Альфонсо д’Эсте. Вилла привлекает в Тиволи тысячи туристов. Вряд ли кардинал Ипполит д’Эсте предполагал такое развитие событий, когда в 16 веке решил возвести в Тиволи свою резиденцию.

Удивительно, как воздух летом меняется, стоит отъехать всего час от Рима, даже если вы на небольшой высоте, на которой находится Тиволи - всего лишь около трехсот метров над уровнем моря. Это объясняет страсть античных римлян к загородным виллам, а также постоянные летние переезды Плиния, Горация, Мецената и других известных римлян. Все они от берегов Тибра стремились на холмы.

Когда Ипполито д’Эсте было 10 лет, был назначен архиепископом Миланским, а в 30 лет, по просьбе французского короля Франциска Ⅰ, Папа Римский Павел ⅠⅠⅠ удостоил его званием кардинала. И вскоре был назначен губернатором Тиволи в 1550 году.Тогда он и задумал построить виллу, которая бы стала копией его грандиозного дворца, строившегося одновременно на Монте Джордано в Риме.Если римский дворец должен был служить для приемов, то резиденция в Тиволи должна была обеспечить приятный сельский уют.

В своем расположении Ипполит д"Эсте имел великого архитектора Пирро Лигорио, и огромное количество художников и ремесленников. Работы продвигались с такой скоростью, что здания и аллеи появлялись и росли с быстротой, которую можно было бы определить современной даже по сегодняшнему стандарту. Ипполито скончался в 1572 году, и виллу унаследовал сперва кардинал Луиджи, и затем кардинал Алессандро д"Эсте вплоть до 1624 года. Оба они обогатили виллу новыми фонтанами, выбирая на конкурсах лучших мастеров того времени. Особенно заметен вклад Лоренцо Бернини при кардинале Аллесандро. Впоследствии вилла перешла в руки Габсбургов, владевших ее до 1918 года, когда по мирному контракту с Австрией после первой мировой войны, она стала достоянием Итальянского государства, полностью отреставрировавшего ее. В 2001 году включена в список ЮНЕСКО.

Дворец виллы д’Эсте, был переделан из бенедиктинского монастыря, Лигорио расширил его, придал ему новые линии и сумел превратить его в настоящую архитектурную жемчужину времен Возрождения.

Архитектурная структура сада состоит из террас и нисходящих спусков. Типичный итальянский сад прекрасно сочетается с виллой, с пейзажем и с окружающей средой.

С большой аллее спуск ведет в сад по узким аллеям, окруженным симметричной миртовой изгородью и богатой растительностью тысячей деревьев и растений. Спускаясь вниз по центральной оси, можно увидеть Фонтан"Биккьероне - (Большой стакан) - работа Л.Бернини.

Влево от "Биккьероне тенистая аллея из дубов и лавров поворачивает влево и ведет к фонтану "Рометта", фантастическому воспроизведению в миниатюре некоторых важных зданий древнего Рима. В центре фонтана стоит статуя Победоносной Ромы и скульрптурная группа Волчицы, кормящей близницов Ромула и Ремо.

Также репродукция острова Тиберина в Риме в виде античного римского корабля.

Канал составляет слияние двух ручейков, представляющих соответственно Тибр и Аньене , исходящих из задней скалистой стены - в которой помещена статуя Тибра, а второй падает пенистыми каскадами из основы статуи Аньене.

От фонтана "Рометта"начинается аллея "Ста фонтанов"

Когда были созданы"Сто фонтанов", то, несомненно, что красота их была совершенно иной, и впечатление от них было совсем другим. Блестящие мраморы,бьющейся воды, цельные скульптуры приносили приятное ощущение великолепия, утонченности, искусства. Сегодня повсюду видна патина прошедшего времени.Аллегорически можно догадаться, что тонкие струи воды, питаемые сотнями трубок, представляют реку Аньене, текущую из Тиволи в Рим, где она впадает в Тибр. Над верхним каналом возвышаются скульптуры лилий, обелисков,лодок и орлов семьи д’Эсте, т.е.обычные, такие дорогие кардиналу символы. Лилии незабываемой Франции где он некоторое время жил при королевском дворце, знаки лодки святого Петра и обелиски недостигнутой им папской власти, а также геральдические семейные гербы.

Он назван Овальным по своей особой форме, на центральной оси, стоит статуя сивиллы Тибуртинской, которая держит за руку Меликерта, символизирующего Тиволи.

За фонтаном возвышается Пегас, кажущийся на самом деле, готовым взлететь благодаря своей особой позиции.

Теневая и привлекательная аллея слева от Овального фонтана ведет прямо к небольшой поляне, где возвышается Фонтан Органа (или Водяного органа), названный так потому, что в нем был помещен водяной механизм, с помощью которого издавались органные мелодии.

Водяной орган, бывший одной из диковин Виллы д’Эсте - это плод бесхитростного механизма Клода Венара. Из трубопровода воды выливались в подземное сводчатое углубление, откуда сильная струя воздуха выходила в органные трубы. Другая тяжелая струя воды медленно вертела по железной арматуре колесо или медный зубчатый цилиндр, чьи зубцы ударяли по клавишам органа, вызывая звуковые волны мадригалов и мотетов. Слушатели с трудом верили, что музыка звучала из простых механизмов, без вмешательства оркестра. Были предприняты множество попыток, чтобы восстановить механизм, и только после ряда работ, которому подвергся фонтан Органа, смогли снова восстановить звучание. Только, вот сейчас он радует посетителей своей музыкой, только в определенное время.

Чтобы попасть на озеро Комо, мы прилетели в аэропорт Бергамо, ближайший к Милану, из тех, куда летают бюджетные авиакомпании вроде Ryanair. Аэропорт был вполне банален; шел мелкий дождь, так портящий осенние итальянские пейзажи, холодало и темнело.

Мы тупо ждали клерка, занимавшегося бумагами на нашу машину. Посреди этой среднеевропейской провинциальной скуки вдруг раздалась ария, исполняемая хорошо тренированным тенором. Как ни смешно, это была «О соле мио!», более попсовую вокальную композицию в это время и в этом месте трудно было представить. Исполнителем оказался человек лет 28 вполне хипстерского вида, он пил кофе с двумя девицами за барной стойкой и явно хотел произвести на них впечатление. Истерично залаяла маленькая собачка, раздались бурные аплодисменты. Мужчина рядом с нами нравоучительно обратился к своей подруге по-русски: «Мы в Италии, детка!»

На фото: вилла д’Эсте на берегу озера Комо

Мы в Италии, которую любим, как все русские. Мы на озере Комо, к которому имеем особые пристрастия – не из-за цен на недвижимость и гостиницы, а из-за атмосферы, пейзажей, вилл, садов и парков. Прелести Виллы д’Эсте в Черноббио, где мы остановились на пару дней по профессиональному приглашению, описывать не будем: во-первых, они есть во многих путеводителях; во-вторых, удовольствие было явно незаслуженным.

Итальянские друзья и знакомые, которым мы говорили про этот отель, начинали истерически хохотать, зная его уровень и цены. Энергичная пенсионерка Мария, в квартиру которой в Мольтразио мы переехали через пару дней, заявила нам прямо: «И что вы теперь здесь делаете, в моей скромной норке?»

Любопытным нам кажется один сюжет, связанный с поведением персонала «Виллы д’Эсте». На ужин в ресторан «Веранда» я заявился в белой рубашке и джинсах, моя подруга была в черном трикотажном платье до колен. Встретивший нас в лобби ресторана администратор в белом пиджаке и с лицом хорошо блефующего шулера тонко сформулировал варианты развития событий: для ужина в зале ресторана необходим пиджак с галстуком, людям в рубашках предлагается ужинать в баре. Мы хотели банкета по полной программе, поэтому сначала выбрали один из 12 предложенных галстуков и остановились на третьем пиджаке.

Все пиджаки явно предполагались на крепких мужчин с животом, поэтому зрелище я представлял собой комичное. Вокруг нас во время примерки толпилась, кажется, четверка людей с лицами пройдох того же типа, что наш администратор. Я признался, что не умею завязывать галстук. Уверен, что после смены четверо обсудили сцену во всех подробностях, но в тот момент они вели себя так, будто не происходит ничего неожиданного. Появился дополнительный персонаж, который сначала завязал галстук на себе и передал его мне – очевидно, тот человек, к которому мы изначально обратились, сам галстук завязывать не умел. Мы проследовали к нашему столу, пронаблюдали несколько столиков с серьезными людьми, все мужчины были в пиджаках и при галстуках, а дамы – в маленьких черных платьях.

В зале не было мужчин моложе 60-ти, этот отель – награда, которую могут себе позволить удачливые дельцы преклонного возраста. «Вилла д’Эсте» поддерживает один и тот же уклад, подобно тому, как английская аристократия веками поддерживает свой статус. Это консервативное заведение не для нуворишей, в нем нет ничего дизайнерского, ничего вызывающего. Зато есть комфорт, это тема абсолютного релакса.

Это же вилла, представьте, что эта та самая итальянская вилла, в которой вы, возможно, бывали на экскурсиях, только в этом случае вы здесь еще и живете: пришли не на пару часов, а зависли на несколько суток. И этих людей – богатых стариков – ублажали особым образом: привозили им огромную рыбу на тележке (непонятно, как с таким монстром могли справиться даже четверо едоков), пекли для них блины на огне, устраивая из этого какое-то кулинарное шоу. Держались все официанты, сомелье и мэтры почти как фокусники – немного на расстоянии, как и должны себя вести настоящие циркачи, не вступая с публикой в прямой контакт.

Они находились в сложной коммуникации с клиентом: с одной стороны, знали, что должны удовлетворить все запросы требовательных стариков, с другой – показать настоящий абстрактный класс. Почти у всех была одинаковая гипнотизерская интонация, кажется, имитирующая манеру речи дворецких из британских фильмов.

Их полнота знания явно больше, чем у гостей, они – наш гид в этом мире кулинарного ритуала. Эти люди служат в этом отеле годами, десятилетиями; как и в других курортных зонах, это местные. Они практически персонажи, эти взрослые мужчины от 40 до 60, с каким-то очень специальным интонационным настроем, улыбки их напоминают улыбку психотерапевта, а манера общения такова, словно они говорят со слабоумным, который может устроить истерику в любой момент. Они – специфическая порода, отнюдь не красавцы, у них лица деревенских хитрецов, но они внушают уверенность человеку, который не знает, как себя вести в окружении такой роскоши; они гиды, Вергилии в этом пространстве незнакомой роскоши, которое без них для обычного человека было бы почти пугающим.

В процессе ужина мы не столько концентрировались на еде, сколько были заняты коммуникацией с официантами, которые с синхронизмом жонглеров выносили блюда и с видом заговорщиков снимали с тарелок металлические колпаки. Когда мы смотрели на общение этих волшебников-официантов, то казалось, что все это абсолютно всерьез, что обе стороны знают правила игры. Прекрасным постскриптумом этого ужина стало то обстоятельство, что, покидая зал ресторана, солидные богачи снимали галстуки и пиджаки, выданные им в начале вечера – так же, как и мне.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Павел Матвеев - Павел Матвеев живет в Швеции и занимается современным искусством. В 2002 г. окончил факультет журналистики МГУ, а в 2012-м получил степень магистра изобразительных искусств в Konstfack в Стокгольме.