Ферапонтов монастырь. Ферапонтов монастырь и уникальные фрески дионисия Ферапонтов монастырь где


Ферапонтов монастырь , расположенный в Вологодской области, около четырех столетий был центром просвещения Белозерского края. Сегодня он не действует, но паломники по-прежнему посещают обитель, чтобы поклониться мощам святых. Бывают здесь и туристы, которые хотят полюбоваться монастырским ансамблем, увидеть удивительные фрески, созданные православным иконописцем и художником Дионисием. Здесь же открыт музей его фресок. Ансамбль монастыря включен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Ферапонтов монастырь – где находится эта обитель

Как добраться до монастыря

  • Удобнее всего добираться сюда автомобилем : если вы едете из Вологды, двигайтесь на север по Р5, а из Череповца – в северную сторону по Р6, проехав Белозерск, Иванов Бор, Кириллов.
  • Из или можно приехать в или Череповец поездом, а там сесть на автобус до Вытегры или на Липин Бор. Они проходят по дороге, которая расположена в двух километрах от Ферапонтово, и останавливаются по требованию.
  • Если вы не хотите идти пешком, добраться в Ферапонтово можно из Кириллова, откуда дважды в неделю, по вторникам и четвергам, в это село ходят рейсовые автобусы .

Посещение обители, режим работы

Поскольку обитель на текущий момент не действует, поклониться мощам можно в любое удобное время.

А вот туристам, которые хотят побывать в музее фресок Дионисия, который расположен на территории Ферапонтова монастыря, следует учесть, что с начала мая до конца сентября экспозиции открыты ежедневно, а вот в остальное время по понедельникам сюда не попасть.

График работы: с начала мая до восьмого сентября – с 9.00 до 18.00, в остальное время – до 17.00.

Расписание богослужений

В надвратном храме этой обители проходят богослужения.

Где остановиться неподалеку

Паломникам удобнее всего остановиться в селе Ферапонтово, где есть гостиница на тридцать номеров.

Летом лучше заранее забронировать место по телефону 4-92-81.

Также можно снять жилье у местных жителей – «зеленый туризм» здесь активно развивается.
Тем, кто планирует полюбоваться не только ансамблем Ферапонтова монастыря, но и побывать в Вологде и других городах неподалеку, проще всего забронировать гостиницу в самой же Вологде.

Архитектурные и культурные памятники монастыря

Монастырь был основан в конце XIV века , когда Ферапонт, сподвижник Кирилла Белозерского, удалился от своего учителя, поселившись в этих краях. В созданной им обители Ферапонт прожил недолго – через несколько лет он отправился в Можайск, где основал Лужецкий Ферапонтов монастырь.
С середины XV века обитель становится достаточно известной, поэтому многие именитые дворяне жертвуют ей немалые суммы. На эти деньги строится церковь Благовещения, трапезная, казенная палата, колокольня.
Сегодня комплекс сохранился не полностью: хозяйственные постройки и деревянные кельи не уцелели.

  • Собор Рождества Богородицы – это не только «визитная карточка» Ферапонтова монастыря, но и самая древняя из каменных северных русских церквей. Главная ее достопримечательность – это роспись, которую выполнил Дионисий с сыновьями, украсив всю внутреннюю поверхность, а также создав две наружные работы.
  • Благовещенская церковь и трапезные палаты были построены на средства, которые Василий III выделил по случаю рождения сына. Сегодня в трапезной действуют музейные экспозиции.
  • Храм-усыпальница Мартиниана – музеем сюда добавлены иконы (часть оригинального иконостаса не сохранилась), однако были сделаны и преобразования храма.
  • Святые врата. Архитектура надвратных церквей сохранилась полностью; реставрированы некоторые иконы.
  • Казенная палата сегодня служит библиотекой и фондом музея, а на первом ее этаже размещена экспозиция. Здание отличается некультовой архитектурой, а в западной стене расположена каменная лестница.
  • Колокольня с башенными часами , реставрация которых продолжается. Сегодня в ней снова установлен набор из семнадцати колоколов, однако старинных из них лишь шесть.

    Знаете ли вы? В музее хранятся не только экспонаты, относящиеся к XIV-XVII векам, но и языческий идол Ярины, который символизирует плодородие и относится к IX веку.

  • Особенного внимания заслуживают фрески Дионисия : из всех работ иконописца только роспись в Ферапонтовом монастыре не вызывает споров об авторстве. Работу художник выполнял с двумя сыновьями, причем закончил ее за тридцать четыре дня. С тех пор храмы не перестраивались, фрески не реставрировались, однако и сегодня поражают своими тонкими линиями, мастерски подобранными цветами и иллюзией движения: глядя на них, кажется, что сюжеты постоянно меняются, плавно перетекая из одного в другой.

Святыни

Хотя сегодня монастырь и не действует, здесь хранятся мощи святых, а также икона Божьей матери «Скоропослушница». Написали ее в начале прошлого века иконописцы с горы Афон и сделали это специально для восстановленного монастыря.

  • Мощи Мартиниана Белозерского хранятся в церкви имени этого святого.
  • Мощи архиепископа Иоасафа и преподобного Галактиона Белозерского хранятся в том же храме.
  • Здесь же хранится и фелонь Иоана Кронштадтского , подризник преподобного Мартиниана.

Ферапонтов монастырь на фото

  • Уникальная роспись Ферапонтова монастыря достойна того, чтобы любоваться ею часами.
  • Внешне храм Рождества Богородицы выглядит внушительно и даже немного строго.

  • Возле усыпальницы преподобного Мартиниана сохранились фрагменты фресок.
  • Обитель расположена на холме между озерами.

Ферапонтов монастырь — видео

Ферапонтов монастырь – это не только обитель, за многие столетия намоленная иноками, но и прекрасный архитектурный ансамбль, расположенный в тихом и очень уютном месте. Изящные фрески работы Дионисия, высокие своды храмов, особенная атмосфера, настраивающая на мысли о вечном – все это стоит увидеть и ощутить.

Год включения в Список всемирного наследия: 2000

Ферапонтов монастырь располагается на севере европейской части России, в Вологодской области, более чем в 400 км севернее Москвы.

В самом конце XIV в. монах московского Симонова монастыря Ферапонт в поисках места уединения побывал в районе обширного Белого озера. Затем он вернулся туда вместе с настоятелем своего монастыря преподобным Кириллом, учеником Сергия Радонежского. Они поселились на берегу небольшого Сиверского озера, где затем Кирилл основал монастырь, названный Кирилло-Белозерским. Но Ферапонт пробыл с Кириллом недолго, и в 1398 г. неподалеку отсюда, на берегу Бородавского озера, основал свой – Ферапонтов монастырь. А в 1409 г. здесь было возведено первое деревянное строение – церковь. После смерти Ферапонта игуменом этого монастыря стал его ученик Мартиниан, при котором монастырь разросся, став к тому же крупным центром просвещения: здесь была большая библиотека, переписывались книги, бывали известные церковные иерархи.

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря, по сравнению со многими другими обителями на севере России, отличается компактностью и весьма небольшими размерами, а сложился он преимущественно в период XV — XVII вв. В этот комплекс входит 6 основных каменных строений, обнесенных невысокой стеной: собор Рождества Богородицы (1490 г.), церковь Благовещения с трапезной палатой (1530−34 гг.), Казенная палата (середина XVI в.), церковь Св. Мартиниана (1640−41 гг.), «Святые ворота» с двумя надвратными церквями (1649−50 гг.) и колокольня (1680−е гг.).

Самое старое сооружение этого ансамбля – собор Рождества Богородицы – традиционный для русского Севера одноглавый храм с куполом и крытой галереей. Оно же и самое знаменитое, поскольку примерно в 1502 г. имевший к этому времени уже большой опыт и заслуживший широкую известность живописец Дионисий (рожден ок. 1440, умер после 1503 г.), вместе с тремя сыновьями, создал здесь свои знаменитые фрески, покрывшие все внутреннее пространство храма от пола до потолка. Общая площадь росписей – 600 кв. м.

Искусствоведы отмечают, что «во фресках Дионисия царят грация и мера, согласие и благородство, гармония и свет». И действительно, поражает легкость, «воздушность» всех изображенных фигур, выполненных к тому же с изысканным сочетанием нежных красок – розовых, белых, зеленых, фиолетовых, пурпурных, охристых, при явном господстве синего цвета.

Большая часть фресок посвящена Богородице, к примеру, наружную часть западной стены украшает прекрасное изображение, посвященное празднику Рождества Богородицы. Самое священное место храма – алтарь – также украшено изображением Богородицы: здесь она предстает в царственно-божественном облике, с младенцем Христом на руках, и в окружении коленопреклонных ангелов. Много росписей посвящено евангельским сюжетам – поучительным философским рассказам о рождении и жизни Христа, и о совершенных им чудесах. Это, к примеру, фрески: «Путешествие волхвов», «Поклонение волхвов», «Исцеление кровоточивой», «Исцеление двух слепых», «Притча о десяти девах» и т.д. Здесь можно увидеть и сложную композицию под названием «Страшный суд», изображающую грешников, Ад, Сатану и т.д.

Примечательно, что настенная живопись собора Рождества Богородицы, которой исполнилось уже 500 лет, – это единственное (из дошедших до наших дней) масштабное и целостное произведение Дионисия, величайшего представителя московской средневековой школы живописи. Важно отметить, что фрески эти никогда не подвергались серьезной реставрации, их также пощадило время. Так что сохранились они почти в первозданном виде, в чем и состоит их особенная – общероссийская и также глобальная ценность.

Сам же монастырь являет собой прекрасно сохранившийся образец православного монастырского комплекса XV-XVII вв., т.е. периода, имевшего огромное значение для формирования российского государства и развития его культуры.

Удаленный от центральных районов страны Ферапонтов монастырь нередко становился местом ссылки опальных церковных деятелей. В конце XV в. тут находился в ссылке киевский митрополит Спиридон, а в 1666–1676 гг. здесь томился патриарх Никон, инициатор церковной реформы, вызвавшей раскол в жизни русской православной церкви.

В дальнейшем монастырь начал приходить в упадок, и в конце XVIII в. был закрыт. В начале XX в. он возродился, и стал женским монастырем, но в 1923 г. был закрыт снова. Ныне в Ферапонтовом монастыре действует Музей фресок Дионисия, который является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника; сюда, в селение Ферапонтово, ежегодно приезжают тысячи туристов, но здесь также производится богослужение.

Стремясь к уравновешиванию объемов, мастера расположили главу ровно в центре здания (включая алтарные апсиды). Прежде глава имела шлемовидное покрытие и органически «прорастала» из пирамиды закомар и кокошников. Плоская кровля и барочная главка —усовершенствования позднейшей эпохи.

Строили в самом конце XV века. Документальных записей об его авторах не сохранилось, но, по всей видимости, именно ростовцам принадлежит честь постройки этого знаменитого памятника. Косвенным подтверждением тому является сходство Богордице-Рождественского собора с Успенским собором . А о нем-то уж точно известно, что возвел его зодчий Прохор Ростовский.

Паперть

Крытая паперть была возведена сразу вслед за основным объемом собора и оказалась весьма уместна, ведь «наше северное лето, — по замечанию Пушкина, — карикатура южных зим», а паперть давала укрытие от ветра и дождя. Напомним, в холодную пору в неотапливаемом Богородице-Рождественском соборе не служили.

Впрочем, сходство с чем бы то ни было не умаляет достоинств собора Рождества Богородицы. На основе общерусской схемы (четыре столпа, одна глава и три апсиды) мастера создали уникальное сооружение, характерологическим свойством которого является особая устремленность в небо, «превознесенность» над землей (к слову, кирилловский Успенский собор, напротив, выглядит устойчивым и грузным), причем это «свойство» определяет не только его наружность, но и интерьер.

Окна

Окна и паперти, и четверика лишены каких бы то ни было украшений. Ни наличников, ни перспективного суживания оконного проема. Благодаря этой скупости оформления они как-то не бросаются в глаза, позволяя сосредоточиться на декоративных поясах четверика.

Поставленную задачу строители решили не без изящества. Высокий подклет, крытая паперть (галерея), придающая собору пирамидальный силуэт, сильно повышенные подпружные арки — вот арсенал их архитектурных находок. Кроме того, раньше «возвышению» собора служили два яруса килевидных закомар и ярус кокошников на прямоугольном основании барабана. В XIX веке их, увы, скрыла обычная четырехскатная кровля. Она же мешает увидеть барабан главки, некогда существовавшей над южным приделом свт. Николая.

Декор

Каждый фасад собора декорирован по-своему, при этом наиболее богатое убранство досталось западному (парадному) фасаду. Это видно и на фото. В то время как закомары западного фасада полностью «заполнены» полосами бегунца, поребрика и нишек, закомары северного фасада (на фото — «анфас») лишены украшений. Декоративный пояс проходит лишь под ними.

Иное покрытие — тремя щипцовыми кровлями — имела и паперть, окружающая собор Рождества Богородицы с трех сторон (кроме восточной). Вообще, что касается паперти, она не вполне характерна для архитектуры Русского Севера и заставляет вспомнить скорее об архитектуре московской. Прежде на ее северо-западном углу находилась небольшая звонница псковско-новгородского типа. Сейчас от нее остался только нижний ярус, составляющий часть паперти.

Ферапонтов монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Ядро архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря, а также самое старое и самое интересное его здание - одноглавый собор Рождества Богородицы, первая каменная постройка Белозерья. В нем практически без изменений сохранились фрески конца 15 века, выполненные Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром. Это единственная церковь в России, сохранившая столь древние фрески, созданные величайшим живописцем своего времени. Кроме фресок, Дионисий выполнил также иконостас, детали которого сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге, а также в музее Кирилло-Белозерского монастыря.

Собор бывает открыт в так называемые «часы проветривания», которые случаются нечасто – при подходящей температуре и влажности воздуха с мая по сентябрь. Зимой собор закрыт, летом может не работать при плохих погодных условиях (а именно - повышенной влажности). Фотографировать фрески нельзя, даже без вспышки.

Собор Рождества Богородицы находится в центре комплекса храмов, соединенных общими папертями. С юга к нему пристроена шатровая церковь Мартиниана, с севера - колокольня, далее - трапезная палата и небольшая церковь Благовещения. Другой комплекс состоит из Святых ворот с объединенными в одно помещение церквями Богоявления и Ферапонта, единственными действующими в монастыре.

Трапезная и казенная палаты церкви Благовещения - самые ранние из сохранившихся в подлинном виде на Русском Севере построек подобного типа. Шатровая церковь Мартиниана построена над захоронением второго основателя Ферапонтова монастыря, преподавателя Мартиниана.

Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта над Святыми вратами уникальны полной сохранностью всех элементов архитектуры. Вместе с примыкающей с юга казенной палатой они образуют главный фасад Ферапонтова монастыря.

В Ферапонтовом монастыре находится единственная церковь в России, сохранившая древние фрески, созданные величайшим живописцами своего времени - Дионисием и сыновьями.

Колокольня - трехъярусная, шатровая, очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырехгранным шатром. На ярусе звона висят 17 колоколов. В шатре находится уникальный механизм самых ранних из сохранившихся в России боевых часов 1638 г.

Монастырь живописно расположен между двумя озерами (вход с берега Бородаевского озера) и виден издалека со всех сторон. В двух км на юг от монастыря находится Цыпина Гора (204 метра) и деревянная церковь Ильи Пророка на Цыпином погосте.

Практическая информация

Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8. Веб-сайт .

Режим работы: с 1 мая по 31 сентября с 9:00 до 18:00 без выходных, с 8 сентября по 30 апреля с 9:00 до 17:00, с 1 октября выходной - понедельник.