Новый Орлеан (город). Новый Орлеан: достопримечательности, история основания и развития города Существует ли город новый орлеан


; после приобретения США территории Луизианы в 1803 г . официально принимается англ, название New Orleans. В России определение традиционно переводится на русск . язык - Новый Орлеан .

Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ . Поспелов Е.М .

. .

Новый Орлеан

Новый Орлеан (Нью-Орлеан, New Orleans) - город и порт на юге США (См. Соединенные Штаты Америки ) (грузооборот свыше 100 млн. т в год), штат Луизиана , на реке Миссисипи (центральная часть города находится на восточном берегу). Население - 466, 6 тысяч человек (2004), с пригородами около - 1, 36 млн. человек (2004). Город находится ниже уровня моря и сильно пострадал в августе 2005 года от разрушений, причиненных ураганом Катрина, и последующего прорыва дамбы; впоследствии был быстро восстановлен.
Новый Орлеан - важный финансовый и торговый центр юга США, транспортный узел, крупнейший (второй по грузообороту в США) порт в 175 км от впадения реки Миссисипи в Мексиканский залив (самый большой в стране и в мире по экспорту зерна, вывоз сельскохозяйственной, химической, текстильной, табачной продукции; ежегодно около 5000 океанских судов, в городе около 40 иностранных консульств). Международный аэропорт. Крупный узел железнодорожного и автомобильного сообщения. В городе действуют многочисленные нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимической, пищевой, текстильной промышленности, машиностроения, судостроения, авиакосмической промышленности, цветной металлургия. Это крупный медицинский и туристический центр.
Решение основать Новый Орлеан (назван в честь регента герцога Орлеанского) было принято в Париже в 1717 году, когда Луизиана перешла под контроль Западной компании Джона Лоу. Предполагалось, что здесь будет создан перевалочный пункт для торговли по Миссисипи. Основателем города стал Жан-Батист Лемуан де Бьянвиль, расчистка территории под будущий город началась в марте 1718 года. Инженер Адриан де Поже создал первый план города, включающий нынешний Французский квартал (Vieux Carre). Состав первых поселенцев был пестрым, состоял из выходцев из Французской Канады, каторжан, рабов, солдат. В 1721 году здесь проживало около 470 человек. В 1722 году Новый Орлеан стал административным центром Луизианы. После неудач в Семилетней войне Франция уступила Луизиану Испании (1763). Испанцы ограничили возможности поселенцев в торговле с британскими колониями в Северной Америке, старясь развивать связи с другими колониями в Латинской Америке. В 1800 году Наполеон вернул Луизиану Франции, но 1803 году уступил ее Соединенным Штатам.
Городское население Нового Орлеана в 1803 году составляло около 8 тысяч человек. Во время войны 1812 года, город пытались взять британские войска. 8 января 1815 года генерал Э. Джексон одержал здесь победу над британским десантом. Следующие 40 лет были золотым веком Нового Орлеана, он стал крупнейшим хлопковым портом. Первый пароход появился здесь в 1812 году; в 1840 году на Миссисипи было уже около 400 пароходов. К середине 19 века сеть речных каналов и железных дорог связали Новый Орлеан с Нью-Йорком. В первой половине 19 века в город прибывали многочисленные волны немецких и ирландских иммигрантов, население увеличилось до 116 тысяч человек (1850). Эпидемия желтой лихорадки 1853 года унесла жизни около 8 тысяч жителей. Во время Гражданской войны Новый Орлеан был важнейшим стратегическим пункт конфедератов, в апреле 1862 года флотилия северян из 30 пароходов и 21 канонерки под руководством Д.Г. Феррагата захватила город. В период реконструкции Юга город потерял свое значение, к началу 20 века пароходы были вытеснены железнодорожным сообщением. Экономический подъем наметился после Второй мировой войны с развитием нефтехимической промышленности, туризма и торговли со странами Латинской Америки.
Туристов в Новый Орлеан привлекает старинная архитектура «Французского квартала », карнавал «Марди Гра », атмосфера родины джаза. Французский квартал («Vieux Carre », «Старый Квадрат ») - одна из главных достопримечательностей города, его улицы образуют около ста идеально квадратных кварталов. Здесь расположены основные исторические памятники: Кабильдо (первоначально здание испанской администрации, здесь проходила церемония «покупки Луизианы », сейчас Музей штата), собор Святого Людовика (1794) на площади Джексон-сквер, дом «Наследие мадам Джон » (Madame John"s Legacy, 1727), старейшие в стране многоквартирные дома Понталба (1849-1850), построенные во французском стиле. Здесь проходит карнавал, который начинается 6 января и длится вплоть до Марди Гра (фр. «Жирный вторник », последний день заговенья перед Великим постом). За две недели до Марди Гра ночью и днем идут карнавальные шествия, привлекающие многочисленных туристов. На главной улице квартала, Бурбон-стрит, названной в честь французской королевской династии, находятся Музей джаза, который располагается в здании Старого монетного двора, а также многочисленные ночные джаз-клубы. Каждую весну здесь проходит Фестиваль джаза.
После Второй мировой войны город стал одним из художественных центров, здесь работает множество художников, действуют различные галереи и музеи, среди которых Новоорлеанский художественный музей (1912, коллекция старых европейских мастеров, искусство доколумбовой Америки, большая коллекция работ Дега, европейская живопись и скульптура 20 века), Центр современного искусства. Среди других достопримечательностей один из крупнейших в стране океанариумов, музей Вуду. Близ города находится курорт на озере Понтчартрейн.
Высшие учебные заведения: университет Тюлейн (основан в 1834 году как медицинский колледж, крупнейший центр тропической медицины), иезуитский университет Лойолы в Новом Орлеане (1904), католический университет святого Ксаверия в Луизиане (1925), университет Нового Орлеана, университет Дилларда, Южный университет в Новом Орлеане, Делгадо-Коммьюнити-колледж, медицинский факультет университета штата Луизиана. Здесь издаются крупнейшая газета штата «Нью-Орлинс-таймс-пикайун », еженедельные и ежемесячные издания, действуют десятки теле- и радиостанций.

.Синонимы :

См. также в других словарях:

    НОВЫЙ ОРЛЕАН - (New Orleans) город и порт на юге США (грузооборот св. 100 млн. т в год), шт. Луизиана. 559 тыс. жителей (1984), с пригородами 1,3 млн. жителей. Международный аэропорт. Транспортный узел, важный финансовый и торговый центр юга США.… … Большой Энциклопедический словарь

    новый орлеан - сущ., кол во синонимов: 2 город (2765) порт (361) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Новый Орлеан - Город Новый Орлеан англ. New Orleans фр. Nouvelle Orléans … Википедия

    Новый Орлеан - город в штате Луизиана, США. Основан франц. переселенцами в 1718 г. и назван в честь герцога Филиппа Орлеанского (1674 1723), регента при малолетнем франц. короле Людовике XV по его родовому уделу городу Орлеан с добавлением определения новый… … Топонимический словарь

    Новый Орлеан - (New Orleans), город и порт на юге США (грузооборот свыше 100 млн. т в год), штат Луизиана. 484 тыс. жителей (1994, с пригородами около 1,3 млн. жителей). Международный аэропорт. Транспортный узел, важный финансовый и торговый центр Юга США.… … Энциклопедический словарь

    Новый Орлеан - НОВЫЙ ОРЛЕАНЪ (New Orleans), укрѣпл. коммерч. портъ С. Ам. Соед. Шт. въ Мексиканск. зал., на лѣв. бер. р. Миссисипи (въ 100 мил. отъ ея устья), въ штатѣ Луизіана. (Планъ расположенія Н. О. см. въ ст. Джаксонъ). Гл. центръ вывоза хлопка изъ С.… … Военная энциклопедия

    Новый Орлеан - (New Orleans, Nouvelle Orléans) г. в сев. амер. штате Луизиана, в 177 км от устья Миссисипи, в низменности между оз. Поншартреном (Pontchartrain) и лев. бер. Миссисипи, делающего в этом месте изгиб в виде полулуния, откуда и народное прозвище… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Новый Орлеан - (New Orleans) город на Ю. США, в штате Луизиана. 592 тыс. жителей (1970), с пригородами свыше 1 млн. Крупнейший порт на юге США, в дельте р. Миссисипи, в 175 км от её впадения в Мексиканский залив. Грузооборот (1970) 57 млн. т, главным… … Большая советская энциклопедия

    Новый Орлеан - (New Orleans) 1. Англоамериканская война Город с шеститысячным амер. гарнизоном под командованием ген. Джексона был атакован в дек. 1814 англ. отрядом той же численности во главе с ген. Кином при поддержке флота. 13 дек. амер. военные корабли на… … Энциклопедия битв мировой истории

    Новый Орлеан - Н овый Орле ан (город) … Русский орфографический словарь

Книги

  • Сговор остолопов , Тул Джон Кеннеди , Новый Орлеан. Город, в котором смешалось невообразимое множество рас, характеров, вер и увлечений. Парадная роскошь - и задние улочки, где жизнь кипит и днем, и ночью. И именно здесь живет… Категория: Современная зарубежная проза Серия: Чак Паланик и его бойцовский клуб Издатель: АСТ , Купить за 567 руб
  • Сговор остолопов , Тул Д. , Новый Орлеан. Город, в котором смешалось невообразимое множество рас, характеров, вер и увлечений. Парадная роскошь – и задние улочки, где жизнь кипит и днем, и ночью. И именно здесь живет… Категория:

Нового Орлеана сравнительно молодая история: до того, как испанцы присмотрели для себя места на равнине Миссисипи в XVI в., здесь жили индейцы натчез и таэнса, предками которых были племена культуры Плакемин. Считается, что первым тут побывал испанский мореплаватель Эрнандо де Сото (1498-1542 гг.) в 1541 г - как первопроходец, он провозгласил принадлежность земель испанской короне. Однако далекие новые владения испанцы не спешили осваивать. Это побережье «вновь открыл» в 1682 г французский исследователь Северной Америки Рене-Робер Кавелье да Ла Саль (1643-1687 гг.). Французы тоже долгое время не оформляли права на него, но к 1731 г закрепили их юридически и дали своей территории в Новом Свете имя в честь «короля-солнца» Людовика XIV (1638-1715 гг.), т е. Луи, Луизиана. В 1718 г в удобной дельте реки руководителем французской компании «Миссисипи» Жаном-Батистом де Бьенвиллем (1680-1767 гг.) был основан порт Новый Орлеан. Он также получил название в честь французского монарха Филиппа II, герцога Орлеанского (1674-1723 гг.), регента королевства Франции с 1715 по 1723 г. В 1722 г город стал столицей Луизианы.
Его развитию способствовало удачное положение, а также использование плодородных земель юга для выращивания индиго, табака и риса Процветали частные плантации. Новый Орлеан стал крупным центром работорговли и перевалочным пунктом для тех, чьи хозяева жили вверх по течению Миссисипи. Получившие вольную рабы оседали здесь же, и в городе начала формироваться прослойка чернокожего населения.
Увидев потенциал колонии, о своих правах на нее вспомнили испанцы, и французам пришлось временно уступить им всю Луизиану.
Произошло это в 1764 г по итогам колониальной войны. Но пребывание испанцев здесь было недолгим: в 1800 г они вернули Франции ее провинцию, не сумев за треть века испанизировать колонию благодаря большому количеству французских беженцев из Канады. Такое устойчиво франкофонное население образовало особую группу жителей - кажун (теперь так именуют местную кухню и новоорлеанскую музыкальную субкультуру). Особый колорит придали городу креолы. Коктейль из этносов дополняли эмигранты из Ирландии, которых охотно нанимали в помощь довольно дорогим рабам.
Хотя вся провинция во главе с Новым Орлеаном мечтала остаться французской и была таковой по духу и стилю жизни, Наполеон Бонапарт (1769-1821 гг.) продал в 1803 г Луизиану США и к 1812 г она стала 18-м американским штатом.
Однако присоединение к новому государству не спасло город от посягательств Британии, которая в то время только закончила войну с Наполеоном и вступила в новую, с Америкой, продолжая видеть в Луизиане недружелюбные владения, пусть и под другим флагом. Поэтому Англия направила 11-тысячный отряд под предводительством Э. Пэкинхэма (1778-1815 гг.) с целью захватить Новый Орлеан. Им противостоял будущий президент США генерал Эндрю Джексон (1767-1845 гг.), который объединил силы американской армии, ополченцев, кентуккских стрелков и пиратов знаменитого Жана Лафитта (7-1826 гг.). Битва, закончившаяся решительной победой американцев, состоялась 8 января 1815 г., когда мирный Гентский договор (24 декабря 1814 г.) был уже подписан, но вести еще не успели дойти до Нового Орлеана.

Столица Луизианы

Город опасно расположился ниже уровня моря (местами до 2 м). Это третье место из самых низко расположенных в США, после национального парка «Долина Смерти» и соленого озера Солтон-Си. Уровень паводковых вод регулировался сложной системой дамб, плотин и каналов, за счет которых с 1950 по 1975 г площадь города увеличилась почти вдвое. Такая особенность местоположения определила ряд специфических черт в архитектуре и традициях города: например большинство зданий не имеют фундаментов и владельцам рекомендуется устраивать на первом этаже склад или гараж, а традиционное захоронение покойников в землю просто невозможно. В результате появился вид наземных каменных склепов, рассчитанных на целые семьи, - «Города Мертвых». Некоторые из этих мрачных мест являлись поводом паломничества туристов: например в Новом Орлеане, как в центре, где массово практиковали вуду, была захоронена королева магии этого типа Мари Лаво (1794-1881 гг.).
Географические особенности в сочетании с бурлящей смесью культур обитателей города привели к сложению новоорлеанского архитектурного стиля, легко сочетающего французские, английские, испанские и американские черты с карибскими и африканскими представлениями о прекрасном.
В разных кварталах преобладали те или иные особенности. Деловой район исторически считался «американским», в нем большинство улиц связано с центральной точкой города, причем определяющей характеристикой была река. Местные жители так и обозначали направление по одной из магистральных улиц этого района, Канал-стрит «вниз по реке от Канал-стрит» это движение к центру Нового Орлеана, а «вверх по реке от Канал-стрит» означало путь к жилым кварталам, французский квартал украшали дома с анфиладами, отделанные мозаиками в викторианском стиле, с витыми решетками балконов. В окрестностях доминировал любимый плантаторами тип креольского, типично южного дома, в котором как минимум две, а чаще множество широких комнат и обязательное крыльцо с колоннами. Важный атрибут - креольский сад с беседкой, в которой и протекала активная часть их жизни.
До разрушения Новый Орлеан был крупнейшим городом Луизианы и одним из главных портов США, по грузообороту (120 млн т/год) он уступал лишь Нью-Йорку, обеспечивая рабочие места трети жителей. На платформах в Мексиканском заливе добывается большое количество нефти (БиПи, Шеврон, КонокоФиллипс, Шелл): город стал центром нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Аэрокосмическим центром Новый Орлеан стал благодаря сооруженному в окрестностях ракетному комплексу НАСА.
Но постепенно в экономике все большую роль играл туризм. Ведь Новый Орлеан не только колоритная архитектура и оригинальная кухня, но еще и родина американской оперы, джаза и самого Луи Армстронга, «съемочная площадка» для многих голливудских фильмов последних лет, а также многочисленных музыкальных фестивалей (Новоорлеанский фестиваль джаза и наследия, балета и музыки вуду), пышных празднеств: Марди-Гра, Сахарница, Южный Декаденс, Фестиваль Сущности.
Сегодня город восстанавливается при поддержке знаменитостей и политиков - все верят в его скорое возрождение.


Общая информация

Крупнейший город штата , США.
Административно-территориальное деление: 3 района.
Языки: английский, французский.
Этнический состав: афроамериканцы - 60,2%, белые - 33%, латиноамериканцы - 5,3%, азиаты - 2,9% (2010 г.).
Религия: протестантизм - около 40%, католицизм - 39,5%, ислам, буддизм, иудаизм - примерно по 2-3%, незначительное количество приверженцев вуду, атеизм - до 10%.
Денежная единица: американский доллар.
Крупнейшая река: Миссисипи.
Крупнейшее озеро: Пончартрейн.
Порт:
Важнейший аэропорт: международный аэропорт им. Луи Армстронга.

Цифры

Площадь: 907км 2 .
Население: 343 829 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 379 чел/км 2 .
48,5% площади города составляет его водное пространство.
Ниже уровня моря лежит более 70% площади города. После урагана «Катрина» под водой оказалось около 80% Нового Орлеана. До потопа более 82% жилых зданий в исторических кварталах были построены до 1935 г
В сфере туризма занято около 85 000 чел.

Экономика

Туризм приносит в экономику города более 5,5 млрд долларов, что составляет около 40% налоговых доходов.
Промышленность: нефтегазовая, аэрокосмическая, судостроение и судоремонт, цветная металлургия (алюминий), металлообрабатывающая, пищевая (тростниковый сахар, фруктовые консервы и др.), производство стройматериалов. Рыболовство.
Сельское хозяйство: фермерское растениеводство.
Сфера услуг: туризм, торговля, финансовые услуги, транспорт.

Климат и погода

Субтропический. Влажный.
Средняя температура января: +11,4ºС.
Средняя температура июля: +28ºС.
Среднегодовое количество осадков: 1630 мм. Часты ураганы.

Достопримечательности

■ Французский квартал: карнавал Марди-Гра, музей и парк Марди-Гра, Кафедральный собор Сен-Луи (1794-1819 гг.), монастырьОлд-Урсулин-Конвент (самое старое здание в городе, 1745 г.), Сити-парк (крупнейшая в мире дубовая роща), Французский рынок (Кафе-дю-Монд и Зал джаза), выставки в университетском комплексе Тьюлейн, улица Бурбон, особняки XIX в., площадь Джексона, старый Новоорлеанский Монетный двор;
■ Музеи: Современный Центр искусств, Новоорлеанский Музей искусства (Водяной рак), Национальный музей Второй мировой войны, Музей семьи и детей, исторический музей, Музей природы, Музей религии, Музей коктейлей, Кабильдо (первоначально здание испанской администрации, здесь проходила церемония «покупки Луизианы», сейчас Музей штата), Исторический музей вуду.
■ Парки: парк и зоопарк Одубон, аквариум Америк, дом и сад Лонг Вью, Новоорлеанский ботанический сад, Национальный исторический парк Тибодо с культурным центром Ветланд-Кахун, парк Вулденберг, Центр живой природы Глобал-Уайлдлайф, исторический район Ривертаун, Новоорлеанский исторический парк джаза;
■ Дом «Наследие мадам Джон» (1727 г.), старейшие в стране многоквартирные дома Понталба (1849-1850 гг.);
■ «Натчез», «Креол Куин» и «Кайун Куин» - чтобы попасть на эти веселые пароходы с живой музыкой каллиопа, на набережной выстраиваются очереди.

Любопытные факты

■ Трамвай в Новом Орлеане - поистине уникальное культурное явление: это старейшие трамвайные линии в США, увековеченные в пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай "Желание"». Кстати, описанная линия трамвая «Желание» превратилась в 1948 г в автобусный маршрут.
■ В законодательстве Нового Орлеана до сих пор имеются нелепые законы: например категорически запрещено привязывать крокодилов к гидрантам. В этом же городе состоялось преступление, вошедшее в число самых идиотских преступлений XX в.: в 1901 г грабители позарились на сокровища почтового поезда и, как выяснилось, рискнули жизнью за... 12 568 рождественских открыток.
■ Возможно, в победе над англичанами городу помогли не только американские военные и пираты, но и небесные покровители: по легенде, накануне важного сражения со значительно превышающими войсками британцев в 1815 г новоорлеанцы всю ночь молились Богородице в женском монастыре урсулинок. И чудо произошло: маленькая армия города потеряла лишь восемь человек, одержав победу, а жители в благодарность сделали для Богородицы и Младенца две роскошные короны из своих драгоценностей. В память о заступничестве божественной покровительницы ее позолоченная статуя а Часовне урсулинок увенчана теми самыми коронами.
■ Режиссер Дэвид Финчер убил сразу двух зайцев, поместив действие своего фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2006 г.) в Новый Орлеан: увековечил город на киноленте и получил значительные налоговые льготы при съемках для студии. Это второй фильм, снятый здесь после урагана «Катрина».

За десять лет, прошедших с тех пор как ураган “Катрина” обрушился на американское побережье Мексиканского залива, унеся жизни 1836 человек и причинив многомиллиардный экономический ущерб, Новый Орлеан возродился экономически и культурно.

Исторический Французский квартал города привлекает рекордное количество туристов. В прошлом году его посетили 9,5 миллионов человек.

Но в то время как одни части города процветают, в других продолжается борьба за выживание.

Типичным примером последнего является нижняя часть 9-го района города. В 2005 г. этот квартал пострадал сильнее всего. С тех пор в него вернулись только 34% жителей.

Эррол Джозеф приступил к восстановлению своего дома только недавно, в чем ему бесплатно помогают добровольцы. По его словам, он так и не дождался помощи властей: “Потому что мы чёрные”.

10 лет назад приблизительно 80% площади Нового Орлеана оказались затоплены водой. Базовые службы такие как клиники и полиция перестали функционировать.

После урагана афроамериканское население города сократилось на 100 тыс человек, тогда как белое — только на 10 тысяч.

Отец и сын Робинсоны сумели восстановить свой дом, но они хотели бы, чтобы власти оказывали больше помощи бедным кварталам.

Стив Робинсон, житель нижней части 9-го района: “Я бы попросил мэра города уделять больше внимания этой части города и окраинам, потому что город не сводится к стадиону “Супердоум” и Французскому кварталу. Да, это денежные части города, но как насчёт простых горожан и жителей пригородов? Как насчёт нас?”.

Сэнди Розенталь проводит экскурсии в своём музее под открытым небом, созданном на месте прорыва защитного вала водоотводного канала на Лондон-авеню. Она подчёркивает, что вина за затопление города лежит на низком качестве защитных сооружений от наводнений, возведённых до 2005 г.

Сэнди Розенталь, основательница проекта LEVEES .ORG , публикующего информацию о качестве защитных сооружений: “Люди прилетают в аэропорт им. Луи Армстронга в надежде разобраться в том, что же здесь случилось 10 лет назад. И мы рады им помочь в этом, потому что выжившие хотели бы, чтобы все знали проверенные факты о наводнении. Выжившие хотели бы, чтобы все знали, что нас затопило из-за строительных просчётов, а не только по вине матери-природы”.

Новые защитные сооружения, которые обошлись в почти 15 миллиардов долларов, призваны предупредить катастрофический подъем уровня воды и не допустить затопления города.

Восстановление экологического равновесия также сыграет важную роль. Заболоченная низина, окружающая Новый Орлеан, действует как естественный буфер, препятствующий резкому подъёму уровня воды.

В 2007 г. штат Луизиана начал реализовывать многомиллионную программу восстановления прибрежных болот. По иронии судьбы, деньги на этот проект пришли благодаря другой экологической катастрофе.

Д-р Алиша Ренфро, научный сотрудник Национальной федерации защиты дикой природы: “Мы сможем реализовать проект восстановления побережья, так как мы получим штрафные деньги от BP за разлив нефти в Мексиканском заливе. Хотя это и печальная возможность, она пришлась весьма кстати и очень нам поможет”.

Власти штата подтвердили, что большая часть от 6,8 миллиардов долларов, которые выплатит BP, будет потрачена на проект восстановления побережья.

Основные моменты

Новый Орлеан называется «Big Easy» во всех рекламных материалах, и в нем действительно есть какая-то беспечность. Редко где в Америке можно увидеть людей, которые остановят движение только ради того, чтобы высунуться из машины и прокричать: «Эй, чувак, в чем дело?». И мало кто из людей, которые находятся сзади, отнесутся к этому беспристрастно и просто начнут объезжать.

Но когда речь идет об отдыхе, Новоорлеанцы становятся похожими на жителей Манхеттена. Всего лишь одно пиво? Нет, старина, так не пойдет. Ты хочешь бургер? А если мы намажем арахисовым маслом и сверху бекон положим? И шлепнем еще рядом большую запеченную картофелину со сметаной? А, черт с ним, давай еще немного лангустов.

В слове Миссисипи нужно запомнить три буквы «и» (англ. i) Первые две - indulgence (индульгенция/отпущение грехов) и immersion (крещение) , здесь все просто: коричневый сахар на беконе вместо овсяной каши на завтрак, двойной неразбавленный вместо легкого пива; секс утром вместо того, чтобы пораньше прийти на работу («трамвай сломался») . Но самая большая «I» здесь - это intermixing (перемешивание, смешение) . Быть толерантным ко всему и извлекать из этого урок - вот в чем душа города. Социальная напряженность и разделение рас и доходов поддерживает Новый Орлеан в тонусе, но когда горожане стремятся к великому креольскому идеалу - смешению всех влияний в нечто лучшее, - получаются... джаз, новая луизианская кухня, рассказчики griots (западно-африканские рассказчики историй) , репперы Seventh Ward и теннессийские Уильямсы, французские городские дома в нескольких кварталах от особняков Foghorn Leghorn, скрипящих под сладким миртом и бугенвиллиями. Только не забудьте об индульгенции и крещении, поскольку креолизация народа получается разбавленной, если он не живет полной интеллектуальной жизнью эпикурейца.

История

Город Новый Орлеан был основан как французский аванпост в 1718 году Жан-Баптистом Ле Мойен де Бьевиль (Jean-Baptiste Le Moyne de Bienville) . Первые поселенцы прибыли из Франции, Канады и Германии. Французы привезли сюда тысячи африканских рабов. Город стал центральным в работорговле. В связи с местными законами некоторым рабам разрешалось заработать себе свободу и занять авторитетное положение в креольской общине как les gens de couleur libres (свободный цветной народ) .

Строительством Французского квартала, который мы видим сейчас, в основном занимались испанцы, поскольку более старая французская архитектура была уничтожена пожарами в 1788 г. и 1794 г. Наплыв афроамериканцев после покупки Луизианы привел к расширению города, появился район Сентраб-Бизнес-Дистрикт (Central Business District (CBD)) , Гарден-Дистрикт (Garden District) и Аптаутн (Uptown) . К 1840 году Новый Орлеан был уже четвертым по величине городом в стране с населением более чем 100 000.

Новый Орлеан остался нетронутым в Гражданской войной после быстрой капитуляции сил Союза, но экономика начала увядать с уходом рабского труда. В начале 1900-х Новый Ордеан стал местом рождения джазовой музыки. Многие «спикизи»-бары и организаторы домов джаза потерпели фиаско, но культурные требования были канонизированы в 1994 году, когда NPS основали национальный исторический парк джаза Нового Орлеана (New Orleans Jazz National Historical Park) . Так была отдана дань памяти происхождению и эволюции самой широко признанной исконной формы музыкального искусства Америки. Нефтяная и нефтехимическая промышленность развилась в 50-е годы, а сегодняшний туризм - еще один источник жизненной силы для местной экономики.

В августе 2005 г. почти 80% Нового Орлеана из-за наводнения оказалось под водой, поскольку ураган «Катрина» повредил защитные дамбы. Но многое из того, что делает этот город неповторимым, оказалось нетронутым (Французский и Парковый кварталы, старейшие части Нового Орлеана, расположены на возвышенности) , как и сам дух города.

Достопримечательности Нового Орлеана

Новый Орлеан известен своим карнавалом Марди-Гра (обычно в феврале или марте) , оказавшимся столь удачным, что отцы города превращают любое подходящее событие, будь то канун Дня Всех Святых (хэллоуин) , День святого Патрика, наступление весны или лета, в празднество, невзирая на погоду. Город обожает шествия, но если на ваше пребывание гам не нашлось причины для проведения одного из них, вам все же удастся отыскать где-нибудь какое-нибудь общественное мероприятие, а звучащие во весь голос трубы помогут в этом.

Французский квартал, известный как Старая площадь, представляет собой исторический центр города, окруженный Канальной и Крепостной улицами (последняя была некогда укреплением) , Эспланадой и рекой Миссисипи. Большие пожары 1788 и 1794 гг. уничтожили в квартале свыше 1000 домов, но застройка XIX в. привела к появлению двух- и трехэтажных домов с узорчатыми коваными чугунными галереями.

Начните с площади Джексона, где вокруг статуи генерала Эндрю Джексона весь день толкутся фокусники, продавцы надувных шаров и разношерстная толпа оригиналов в необычных нарядах. Собор Святого Людовика обступают два сколка колониальных времен: Кабильдо - некогда гауптвахта, а затем городской совет, и Пресбитерий - дом священника, ставший зданием суда. Теперь они входят в состав Музея штата Луизиана (тел.: 504-568-69-68; http://lsm.crt.state.la.us) . Экспозиции в Кабильдо знакомят с захватывающей историей торговли на Миссисипи, тогда как в Пресбитерии разместилась культурная выставка, которая посредством фотографий и карт повествует о богатой истории края.

Собор Святого Людовика представляет восстановленную в 1851 г. церковь французской епархии XVIII в., более известную дуэлями, происходившими в ее парке, чем своей архитектурой. По двум сторонам площади выстроились дома Понтальба с коваными чугунными галереями на верхних этажах.

Пройдя по улице Дюмэн мимо дома «Наследие мадам Джон» во французском колониальном стиле, сохранившегося как жилой, вы попадаете на Королевскую улицу - одну из самых восхитительных в этом квартале, полную первоклассных антикварных лавок. Справа, под № 1132, стоит Дом-музей Галье, носящий имя своего создателя, архитектора Джеймса Галье, и открытый для посетителей. Он восстановлен в первоначальном виде 1857 г., и, если выйти на кованый железный балкон, перед вами откроется дышащий покоем старинный квартал. Здесь можно отдохнуть душой, прежде чем окунуться в суматоху салунов на улице Бурбонов.

Если вы хотите оставить посещение улицы Бурбонов на ночь, садитесь на современный трамвай, чтобы проехаться вдоль Миссисипи. Пьеса Теннеси Уильямса «Трамвай „Желание"» прославила этот вид здешнего транспорта. На самом деле такое название носит улица примерно в десяти кварталах отсюда, где трамвай вовсе не ходит, но сесть на трамвай можно у бывшего канала Каронделе и по авеню Святого Карла проехать туда и обратно через Парковый квартал. Горожане и приезжие весь день пользуются этими вагончиками, не загрязняющими окружающую среду.

Во Французском квартале у воды раскинулся Французский рынок, где магазины и сувенирные лавки плавно переходят в крытый рынок сельскохозяйственной продукции и всевозможных приправ, перемежаясь с многочисленными летними ресторанами, где звучит традиционная музыка Нового Орлеана - джаз. Пользующееся известностью круглосуточное кафе «Дю Мон» потчует посетителей на самой настоящей французской террасе вкусным кофе с молоком и бенье - оладьями квадратной формы, посыпанными сахарной пудрой. Бульвар Ривервок на месте Всемирной выставки 1984 г. (с другой стороны Канальной улицы) представляет чудесную аллею у реки с размещенным на ней рынком.

Парковый квартал расположен юго-западней Французского квартала и окаймлен Складской улицей и авеню Луизианы, Святого Карла и Джексона. Как раз здесь новоявленная американская знать с хлопковых и сахарных плантаций возводила свои жилища после покупки Луизианы, тогда как креолы селились в Старом квартале. Окруженные парками с магнолиями, дубами и пальмами особняки (большинство закрыто для посетителей) соперничают с усадебными домами. Особо красивые здания можно видеть на улице Пританея.

Конец золотому веку квартала положили два обстоятельства: разразившаяся Гражданская война и вытеснение перевозок пароходами по Миссисипи железной дорогой. На колесных пароходах, отчаливающих от пристани Канальной улицы, до сих пор можно совершить экскурсии по реке. Большинство таких поездок проходят мимо поля боя 1815 г. у города Шалметт, входящего в состав Национального исторического парка-заповедника (Chalmette National Historical Park; по трассе 46 16 км на юго-восток) . Сокрушительная победа Эндрю Джексона над англичанами произошла после подписания мирного договора, однако принесла ему всеобщую славу и спустя 14 лет помогла стать президентом США.

Если вы хотите завершить свое путешествие, окунувшись в довоенное время, садитесь на колесный пароход, отходящий несколько раз в день от причала у Канальной улицы. Поездка может быть либо короткой, двухчасовой, с едой под музыку диксиленда, либо продолжительной, занимающей десять дней, с остановкой по пути следования на Средний Запад в Сен-Луис (штат Миссури) в таких замечательных городах, как Натчез и Мемфис.

Кафе, бары, рестораны

В Луизиане, пожалуй, как нигде в США придерживаются исконных кулинарных традиций - необязательно посредством качества пищи (хотя качество здесь тоже высокое) , а посредством богатой истории, скрывающейся за блюдами, которые старше большинства американских штатов; и в то время как большинство из нас ест, чтобы жить, новоорлеанцы живут, чтобы есть. Несмотря на сокращение населения после урагана «Катрина», количество ресторанов увеличилось на 15%!

Новый Орлеан - это город выпивки. Внимание, Бурбон-стрит поднимает бокал. Отправляйтесь в районы и опробуйте лучшие бары Америки. Более сердечной и нежной можно назвать Френчмен-стрит в пригороде Мариньи.

Большинство баров открыто каждый день, часто с полудня и до 22.00, а могут оставаться открытыми и всю ночь. Дополнительной платы здесь нет, за исключением случаев, когда играет живая музыка. Законом запрещено находиться на улице с открытой бутылкой спиртного, поэтому все бары раздают пластиковые походные стаканы тем, кто уже готов отправляться дальше.

Опасность

Новый Орлеан отличается высокой криминогенной обстановкой, районы быстро переходят из категории благоприятных в гетто. Будьте осторожны, если находитесь далеко к северу от пригорода Мартиньи и Байуотер (лучше остановиться на Сент-Клод-авеню), в южной части Мэгезин-стрит, вы начинаете рисковать, если перешли Лорел-стрит (Laurel St) или забрели слишком далеко на север от Рэмпарт-стрит (Лейксайд) и попали в Треме, не имея четкого места назначения. Выбирайте людные места, в особенности ночью, и раскошельтесь на такси, чтобы не ходить по темным улицам пешком. В квартале уличные проститутки часто заигрывают с туристами, просто проходите мимо. Учитывайте все это, но не будьте параноиком. Здесь преступления случаются, как и во всей Америке, в основном, среди тех, кто друг друга знает.

Медицинские услуги

Медицинский центр Луизианы - Medical Center of Louisiana; www.mclno.org; 2021 Perdido St (Пердидо-стрит) ; 24часа. Есть отделение «Скорой помощи».

Транспорт

В/из аэропорта

В вестибюле А&В есть информационное бюро. Автобус аэропорта (Тел.: 866-596-2699; www.airportshuttleneworleans.com; в один конец с человека $20) подвозит людей к отелям в центре города. Джефферсон Транзит (Jefferson Transit) (Тел.: 504-364-3450; www.jeffersontransit.org; взрослые $2) , дорога E2, автобус ждет пассажиров снаружи у входа 7 на верхнем уровне аэропорта; останавливается у Эалайн-Хайвей (Airline Hwy (Hwy 61)) по пути в город (конечная остановка на Тулейн и Лойола-авеню) . После 19.00 едет только до Тулейн и Кэрроллтон-авеню в Мид-Сити; чтобы добраться до CBD, нужно проехать 8,05 км по угрюмому жилому району, там вы должны пересесть в автобус Регионального управления городским транспортом (Regional Transit Authority (RTA)) - лучший вариант для незапланированной пересадки, в особенности если вы с багажом.

Стоимость поездки в центр города на такси составляет $33 за одного или двух пассажиров, еще $14 за каждого дополнительного пассажира.

Машина и мотоцикл

Ехать на машине стоит, если вы хотите осмотреть то, что находится за кварталом, но не забывайте, что парковка в квартале - это проблема. Стоимость аренды гаража составляет примерно $13 за первые три часа и от $30 до $35 за 24 часа.

Общественный транспорт

Региональное Управление пассажирским транспортом (Regional Transit Authority) (RTA; www.norta.com) управляет местными автобусами. Стоимость проезда в автобусах и трамваях составляет $1.25, плюс 250 за пересадки; экспресс-автобусы стоят $1.50. Необходимо платить мелочью соответствующего номинала (точно) . Пропуска RTA для туристов на один-три дня стоят $5/12.

RTA также управляет трамвайными линиями. Исторический трамвай Сент-Чарлз делает лишь небольшой круг no CBD из-за того, что ураган повредил пути в Аптауне. Трамвай Кэнел осуществляет длительную поездку вверх по Кэнел-стрит к Сити-Парку с остановкой на Кэрроллтон-авеню. Линия Риверфронт проходит 3,22 км вдоль набережной от Old US Mint, мимо Кэнел-стрит до дворца съездов (convention center/конвеншн сентер) у верховья реки обратно.

Чтобы вызвать такси, позвоните в United Cabs (Тел.: 504-522-9771; www.unitedcabs.com) или White Fleet Cabs (Тел.: 504-822-3800) .

Взять напрокат велосипед можно в Bicycle Michael"s (Тел.: 504-945-9505; www.bicyclemichaels.com; 622 Frenchmen St (Френчмен-стрит); аренда на день $35; 10,00-19.00 пн, вт и чт-сб, до 17.00 вс) в пригороде Мариньи.

Дорога туда и обратно

Новоорлеанский международный аэропорт Луиса Армстронга (Louis Armstrong New Orleans International Airport) (MSY; www.flymsy.com; 900 Airline Hwy (Эалайн-хайвей)) находится в 17,70 км к западу от города, в основном осуществляет только внутренние рейсы.

Пассажирский терминал Юнион (Union Passenger Terminal) (Тел.: 504-299-1880; 1001 Loyola Ave (Лойола-авеню)) - в нем находится Грейхаунд (Greyhound) (Тел.: 504-525-6075; 5:15-13.00 и 2.30-18.00) , с которого регулярно отправляются автобусы в Бэйтон-Руж (Baton Rouge) (от $18 до $23, два часа) , Мемфис (Теннесси) (от $63 до $79,11 часов) и Атланту (Джорджия) (от $84 до $106, 12 часов) . Амтрак (Amtrak) (Тел.: 504-528-1610; продажа билетов 5:45-22.00) - поезда также находятся под руководством Пассажирского терминала Юнион и ездят в Джексон (Миссисипи) , Мемфис (Теннесси) , Чикаго (Иллинойс) , Бирмингем (Алабама) , Атланту (Джорджия) , Вашингтон (Округ Колумбия) , Нью-Йорк-Сити, Лос-Анджелес (Калифорния) и Майами (Флорида) .

США Координаты :  /  (G) (O) 29.966667 , -90.05 29°58′00″ с. ш. 90°03′00″ з. д.  /  29.966667° с. ш. 90.05° з. д. (G) (O)

Общие сведения о городе

Новый Орлеан находится на крайнем юге США (штат Луизиана). Это крупнейший город штата, порт и коммерческий центр около устья реки Миссисипи. Площадь города 516 км².

Климат города субтропический; среднесуточная температура с октября по март 16 °C, с апреля по сентябрь 25 °C. Ниже нуля или выше 35 °C бывает очень редко. Город от 1.5 до 3 метров лежит ниже уровня моря. Среднегодовое количество осадков 1448 мм. От затопления со стороны болот и реки его защищают дамбы.

От французской культуры остался обычай весеннего карнавала и многое другое. В городе возникло музыкальное течение джаз . В сочетании с развитой медициной это делает Новый Орлеан туристическим и курортным центром США.

Новый Орлеан был основан французами в 1718 году. Его экономические результаты были низкими, и в 1763 году, первым из городов Луизианы, его продали Испании . В 1800 году Наполеон отобрал Луизиану обратно, а в 1803 году продал её США.

Во время войны 1812 года Новому Орлеану угрожали британские силы вторжения, которые подошли к городу с Мексиканского залива. Генеральный Эндрю Джексон с армией пограничников и местных добровольцев разгромил их 8 января 1815 года, защитив город. Обе стороны в тот день не знали, что война уже кончилась.

Новый Орлеан был главным портом в южной части Северной Америки, каковым остался до конца XX века. Первый пароход пришёл в город в 1812 году. На торговле хлопком город поднялся; в него прибывали иммигранты из Европы. Но болотистая местность и антисанитария в городе приводили к тяжелому санитарному состоянию, эпидемиям малярии, холеры и т. п. В 1853 году от малярии умерло 8000 человек (из примерно 117 тысяч).

В 1862 году город был захвачен федеральным флотом. Военный комендант города генерал Батлер очень жёстко подавлял недовольство местных жителей, и тем вошёл в историю. В 1865-1877 году представители федеральных властей в сотрудничестве с местными белыми республиканцами и при поддержке освобождённых негров нанесли существенный ущерб рабовладельцам и мятежникам. Но после амнистии конфедератов белые расисты из Демократической партии быстро вернули свои политические и экономические позиции.

После гражданской войны были построены современные системы подачи и очистки воды и дренажные каналы, что снизило угрозу малярии. В 1879 году порт был реконструирован для приёма современных кораблей; в 1908 приспособлен для оборонных целей. Транзитная торговля всегда была самой важной частью экономики города, опережая промышленность. Муниципальный долг города в конце XIX века затормозил его развитие и снизил значение в национальном масштабе.

В начале XX века речные пароходы стали уступать железным дорогам, и порт начал хиреть. Но после Второй мировой войны появилась конкурентоспособная технология речных караванов (буксир с цепочкой барж), и позиции порта Нового Орлеана стали восстанавливаться. В 1980-х годах местная нефтяная промышленность обанкротилась. Состоятельное население перетекало в пригородные посёлки. В конце XX века город прославился высокой преступностью и коррупцией.

В августе 2005 года ураган «Катрина» привёл к разрушению защитных дамб и затоплению почти всего города. Была разрушена большая часть зданий, сотни людей погибли. Город не восстановился в полном объёме. По данным американского бюро переписей населения, в 2013 году его население составляло 378,715 человек (ср. 484,674 человек в 2000 году).

Евреи в Новом Орлеане

В 1724 году властями французской Луизианы был издан так называемый Чёрный кодекс (правила в отношении рабов), в котором, среди прочего, содержался запрет на проживание евреев в колонии и предписывалась их высылка.

Нет официальных записей о евреях в Новом Орлеане до 1757 года, когда прибыл с Кюрасао Исаак Родригес Монсанто с семьёй и братьями. Французы слабо соблюдали законы, поэтому семья Монсанто хорошо жила в городе и процветала, занимаясь работорговлей. В 1769 году испанский губернатор изгнал их, отняв деньги и имущество. Монсанто бежали на английскую территорию, но вскоре получили разрешение вернуться (но не получил назад отнятое добро).

В XIX веке

Джуда Туро

При Наполеоне Чёрный кодекс был отменён, и евреи начали приезжать в Новый Орлеан. Джуда Туро прибыл туда в 1802 году. Эзекиэл Соломон, сын американского патриота Хаима Соломона , был начальником банка Соединённых Штатов в Новом Орлеане с 1816 по 1821 год.

При обороне города в войне с англичанами 1812-1815 годов отличились Джуда Туро и пиратский капитан Жан Лафит . В 1828 году в городе поселились Джуда Ф. Бенджамин , будущий сенатор и госсекретарь Конфедерации, и его двоюродный брат Генри Хайэмс, позже вице-губернатор Луизианы. Леви Джейкобс торговал рабами в Нью-Орлеане в 1820-х гг. годах.

В 1830 году приехал будущий глава общины Гершом Куршидт. Его племянник Эдвин Исаак Куршидт стал полковником артиллерии, командовал Нью-Орлеанским полком.

В город приезжали франкоязычные евреи из Эльзаса и Лотарингии, которые занимались скупкой меха у охотников-французов.

Еврейское благотворительное объединение, которое финансирует многие еврейские организации, было основано в 1844 году. Туро лазарет , до сих пор обслуживающий Новый Орлеан, был основан Джудой Туро в 1852 году. Дом еврейских вдов и сирот , позже Еврейские сироты , нынешняя организация «Еврейские региональные услуги», был основан в 1856 году, а Молодёжная еврейская ассоциация была основана в 1891 году. В 1913 году 18 отдельных еврейский благотворительных и социальных организаций объединились в Федерацию еврейской благотворительности.

Создателями Нового Орлеана 19-го века были бизнесмены, такие как Исидор Ньюман, Леон Годшо, и Джулиус Вайс, которые возглавляли и поддерживали еврейские учреждения. Евреи не очень вписывались в местное христианское общество. После того, как некий Льюис Соломон был «королём» первого местного карнавала «Марди гра» в 1872 году, больше ни один еврей на эту должность не попал.

В 1891 году Еврейская молодёжная ассоциация построила своё здание. В дальнейшем оно стало Еврейским общинным центром.

Синагога Бейт Исраэль в Новом Орлеане.

В XX веке

Среди выдающихся евреев в Новом Орлеане в конце 19-го - начале 20-го веков были

  • адвокат Монте М. Леманн;
  • Исаак Дельгадо, который подарил городу художественный музей;
  • Самуэль Земюррей, президент «Юнайтед фрют компани»;
  • капитан Невилл Леви, председатель комиссии по мостам через реку Миссисипи;
  • Персиваль Стерн, давший большие деньги университетам Тулэйн и Лойолы, школе Ньюмана и Туро-лазарету;
  • г-н и г-жа Эдгар Б. Стерн, которые поддерживали многие учреждения и школы; то же самое делали
  • Малколм Вольденберг,
  • Стивен Голдринг и Сидней Дж. Бестхофф III, чья обширная коллекция скульптур теперь украшает Музей искусств Нового Орлеана.

Евреи были президентами и членами правления практически всех агентств культурного, гражданского и социального назначения.

Первоначально, в силу своего нездорового климата и слабой экономики, Новый Орлеан получил немного еврейской иммиграции из Восточной Европы. Небольшая, но яркая группа восточноевропейских евреев поселились в районе улицы Дрейдерс, создав свой район со своими кошерными рынками, ортодоксальными синагогами и мелкими лавочниками. Реформистские местные евреи не одобряли этого, поскольку опасались всплеска антисемитизма (не хотели напоминать окружающим о еврействе, поскольку ку-клукс-клан активно действовал в городе).

В 1939 году сгорело здание Еврейской молодёжной ассоциации, в котором к этому времени базировалась и Еврейская женская ассоциация. В 1948 году сгорело новое здание, построенное после предыдущего пожара. Организации переехали в здание еврейского детского дома; с тех пор организация называется Еврейский общинный центр. В нынешнее здание он переехал в в 1966 году.

В середине века некоторыестарые синагоги, где не осталось миньяна, были куплены негритянскими церковными общинами. Они оставили изображения меноры и маген-давида на фасаде.

В начале 1990-х была открыта Новоорлеанская еврейская школа, первая еврейская частная школа в штате.

В XXI веке

В 2005 году бывший еврейский район, как Нижний Ист-Сайд в Нью-Йорке, полностью потерял свой еврейский колорит, и, как и в большинстве мест Америки, нью-орлеанские евреи влились в единое общество, забывая свои корни. Перед ураганом «Катрина» в конце августа 2005 года население Нового Орлеана составляло 1.2 млн человек, в том числе около 12,000 евреев (1 %).

Синагога Бейт Исраэль, расположенная недалеко от озера Понтчер-трейн, была залита более чем натри метра водой во время урагана. В связи с последствиями урагана «Катрина» евреи города столкнулись с проблемой, которая превзошла даже трудности гражданской войны и Реконструкции, но они стремились вернуться в свой город, на свои рабочие места, в их затопленные дома и синагоги.

После урагана почти все еврейские объекты, кроме одной из крупных синагог, были восстановлены, но наводнение уничтожило большие жилые районы.

В городе действует Еврейская федерация большого Нового Орлеана. Её сайт http://jewishnola.com В 2014-2015 гг. её президентом был Мортон Кац (Morton H. Katz). По её данным, в июне 2014 года в Большом Новом Орлеане жили 9,886 евреев.

Сайт Еврейского общинного центра Нового Орлеана: http://www.nojcc.org/index.php?src=gendocs&ref=JCCUptownFacilities&category=Main

Литература

  • Ashkenazi, Elliott. 1988. The Business of Jews in New Orleans, 1840-1875. Tuscaloosa: University of Alabama Press.
  • Evans, Eli N. 1988. Judah P. Benjamin: The Jewish Confederate. New York: Free Press.
  • L. Huehner, Life of Judah Touro (1946);
  • Hinchin, Rabbi Martin I. 1984. Fourscore and Eleven: A History of the Jews of Rapides Parish, 1828-1919, Alexandria, Louisiana: McCormick Graphics for Congregation Gemiluth Chassodim.
  • B.W. Korn, Early Jews of New Orleans (1969);