Путешествие по прибалтике на автомобиле. Путешествие на машине по Прибалтике


Отправляемся по самым интересным дорогам Латвии, Литвы и Эстонии. Данное путешествие позволит вам не только ознакомиться с основными памятниками истории и архитектуры, достопримечательностями, культурой и традициями прибалтийских стран, но и отлично отдохнуть.

Латвия, Литва и Эстония — три небольших государства на берегу Балтийского моря. История, традиции и колорит этих стран напрямую связаны с морем. Кроме того, эти земли исторически оказались на стыке двух цивилизаций — католической и православной, поэтому неудивительно, что со времен cредневековья и вплоть до ХХ века здесь кипела постоянная борьба, оказавшая значительное влияние на особенности здешней архитектуры. Сейчас об ордене меченосцев или ливонских рыцарях в Прибалтике напоминают лишь руины величественных замков-крепостей да удивительно красивые барельефы, которые можно встретить в Таллинне, Риге и других старых городах.

Но времена изменились. Сегодня в этом краю царят спокойствие и гармония. Неторопливый, размеренный уклад прибалтийской жизни словно переносит вас в другой мир, где нет суеты и спешки, а время подчиняется только ритмам природы. Вокруг домов здесь не принято строить заборы, а, например, ночной Таллинн — пожалуй, один из самых спокойных городов на свете. Если же вы стремитесь к еще большему уединению и полной гармонии с природой, то советуем отправиться на острова Муху или Сааремаа. А когда отдохнете и настроитесь на ритм современной Прибалтики,самое время совершить экскурс в историю, посетив живописные крепости и замки Эстонии, Латвии и Литвы.

Маршрут можно начать из Москвы или Петербурга. Чтобы по-настоящему насладиться путешествием, на поездку желательно отвести не менее 10 дней.

Прибалтика хороша в любое время года, но лучше всего побывать здесь летом либо осенью. Летом у вас есть шанс застать жаркие солнечные дни и насладиться морским купанием на великолепных пляжах Юрмалы, Паланги, Пярну или заповедной Куршской косы. Но, пожалуй, только осенью вы сможете в полной мере оценить всю красоту прибалтийской природы. И пусть море уже слишком холодное, зато волны туристов схлынули, сады полны отличных фруктов, а щедрые краски осени превращают просто красивые сельские пейзажи в пастораль с полотен художников. Золотая прибалтийская осень с ее ярким ласковым солнцем и буйством красок — пожалуй, лучшее время, чтобы побродить по здешним старым замкам и паркам. Еще одно очаровательное место на побережье — заповедная Куршская коса. Побродив вдоль берега, особенно после шторма, вы непременно отыщете в полосе прибоя кусочек янтаря.

Проезжая через Латвию, непременно проведите день в Риге, столице страны, и посетите Бауский замок. А чуть севернее лежит живописная Сигулда, где расположены самые популярные курорты Латвии. И не забудьте заехать в городок Цесис, где сохранился замок Венден — резиденция магистра Ливонского ордена.

Когда маршрут пересечет границу Эстонии, рекомендуем проехать через Тарту и посетить небольшие городки на берегах Чудского озера. Следующий примечательный пункт маршрута — остров Сааремаа. Это третий по величине остров Балтийского моря. Здесь жизнь течет особенно размеренно и спокойно. Эстонцы вообще самые уравновешенные жители Прибалтики, а здесь их национальный колорит раскрывается во всей полноте. Кажется, только на Сааремаа можно ощутить, как неторопливо протекает каждая минута бытия. Только здесь можно насладиться удивительным покоем, отдыхая от сумасшедших ритмов современного мегаполиса. Здесь можно достичь особого состояния души, в которое многим захочется погрузиться на несколько дней, остается лишь выбрать формат отдыха. Можно остановиться в комфортабельном отеле, а при желании выбрать жизнь на хуторе, который сдается в аренду в одной из прибрежных деревень.

По контрасту после Сааремаа Таллинн покажется вам шумным, ярким и людным. Вы непременно оцените очарование его исторического центра, похожего на сказочный городок с лабиринтами узких улочек, красными черепичными крышами, маленькими сувенирными лавками, удивительно вкусной выпечкой и уютными барами. А затем, насладившись особым колоритом этого города, можно отправляться в Раквере и Нарву, а оттуда — домой, в Россию.

Информация с сайта www.travel.landroverlife.ru

Жители Латвии часто в шутку называют ее самой западной частью России и самой восточной частью Европы. Вполне европейский сервис сочетается здесь с ценами, сравнимыми с российскими. Русский язык в ходу практически везде. Даже те, кто знает его плохо, стараются понять туриста. Чистое (правда, как правило, довольно холодное) море и мягкий песок, интересная архитектура разных стилей и множество музеев, наконец, относительная близость от европейской части России - все это она, Латвия.

Если уж ехать в Латвию на автомобиле, то минимум дней на пять-семь. Скучно точно не будет.

Что брать?

Стандартный , помимо загранпаспорта: права, свидетельство о регистрации, страховка на автомобиль - «зеленая карта», доверенность, если едете на машине юридического лица. В последнее время на латышской границе иногда спрашивают диагностическую карту, которую нам выдают при прохождении техосмотра. Правомерность этого требования вызывает сомнение даже у некоторых латышей, но с пограничниками любой страны лучше не спорить, а карту положить в бардачок.

С собой можно везти по две (!) пачки сигарет, по одному литру крепкого или по два литра иного алкоголя на взрослого человека, Помимо полного бака можно прихватить 10-литровую (не больше!) канистру топлива.

Как ехать и как стоять?

Из Москвы прямой и самый простой путь по трассе М-9 «Балтия» до упора в пограничный переход Бурачки - Terehova. До границы примерно 600 км, до Риги - 920. Дорога сейчас хорошая.

Сколько времени уйдет на переход границы? Непрограммируемо! Минимум минут сорок, нормально - час-полтора. Мой рекорд - семь часов, а знакомые вообще рассказывали ужасы. На пограничный переход в принципе можно позвонить (81140) 31–384, 22–311), чтобы узнать, какова очередь. Но трубку, разумеется, берут не всегда.

Есть и иной маршрут, где на погранпереходе очереди обычно меньше и, кстати, служивые не интересуются диагностической картой. Примерно в 540 км от Москвы в Пустошке поворачиваем направо на Псков. Доезжаем до городка Остров (примерно 130 км) и поворачиваем налево на Палкино (узенькая, но пустая и приличная дорога), дальше прямо - на Изборск и на Т-образном перекрестке налево на Шумилкино - граница с Эстонией. Очереди здесь обычно короче. Расстояние до Риги увеличивается на 60 км, но время в пути иногда даже сокращается. Кстати, на Эстонской границе за 1,5 евро можно забронировать очередь, но только по пути назад. Вам дают час, в течение которого надо подъехать на стоянку у границы. Как только увидите номер своей машины на электронном табло, едете к шлагбауму. Действует все четко, из Эстонии выйдете без промедления. Но это абсолютно не значит, что не будете стоять пару часов перед родной границей. В общем, процедура пересечения границы - единственный неприятный эпизод во всей поездке. Надо относиться к этому философски.

Ездить по Латвии просто и легко - трафик невелик, водители, как правило, аккуратны и вежливы. Но правила надо чтить. Неписаное допустимое превышение скорости - 10 км/ч. Всю страну увешали камерами, встречаются и полицейские засады. Просто так для «проверки документов» никто не остановит, но нарушения, как правило, не простят - вежливо выпишут немаленький штраф. Кстати, пристегнуты в машине должны быть все, а не только те, кто сидит спереди. И еще: разъезжаться со встречными автомобилями, которые, как и вы, поворачивают на перекрестке налево, надо левыми, а не правыми бортами.

Бензин в Латвии стоит примерно 1,2 евро, дизтопливо - 1,05 евро. Но страна маленькая, дороги свободные, а режим движения очень щадящий, так что ездить будете очень экономно.

Выбирая отель, прикиньте, где будете парковать автомобиль. Чем ближе к центру Риги, тем труднее найти бесплатную парковку, а стоянка - дороже (цены колеблются от 1,5 до 4,5 евро за час). На некоторых улицах с 20:00 до 8:00 парковка бесплатная. Но оставляя автомобиль на ночь, прикиньте, когда вы его заберете? Если позже 8:15, проще оплатить парковку заранее. Сделать это с помощью паркомата совсем не сложно: набрали время отъезда, оплатили (наличными или картой), талон положили на панель приборов на видное место. Иначе увидите блокиратор на колесе. У некоторых гостиниц есть свои парковки, иногда даже бесплатные, но это надо заранее уточнять.

Где жить и есть

Двухместный номер в приличном трехзвездочном отеле в 15–20 минутах ходьбы до центра обойдется с завтраком в 40–50 евро в сутки. Чем ближе к центру - тем, понятно, дороже. А простенькую комнату за городом можно снять и за 7–10 евро.

Вполне плотный обед в ресторане самообслуживания (самая известная сеть в Риге с огромным выбором всего и вся - Lido) обойдется в 6–7 евро, с пивом - примерно 10 евро (зависит, конечно, от аппетита).

Ужин в более пафосном ресторане, разумеется, дороже: от 20–30 евро на человека. Опять же, действует стандартный принцип: чем дальше от центра, тем дешевле. К слову, продукты в супермаркетах стоят не дороже, чем в Москве.

Что смотреть?

Стандартный набор

Все, кто приезжает в Латвию, конечно же, идут в Старую Ригу (Vecriga). И правильно делают! Узенькие, кривые средневековые улочки, старинные дома, множество уютных кафе и ресторанчиков, сувенирных лавок того стоят. Старая Рига - самый близкий к нам подобный музей под открытым небом. Ходить здесь можно часами. Кстати, любители кино именно здесь обнаружат дом, из окна которого выбросился профессор Плейшнер, и улицы, по которым ходили Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Латвия - страна дворцов и замков. Самый известный, конечно Рундальский дворец в местечке Пилсрундале (Pilsrundāle) за городком Бауска (Bauska) - примерно 80 км от центра Риги в направлении на Каунас. Дворец построен для фаворита императрицы Анны Иоанновны Бирона самим Растрелли. Сейчас, после масштабной реставрации, внутри - музей, рядом - роскошный регулярный парк в стиле XVIII столетия.

Помимо этого замка в стандартный набор обычно входит посещение Сигулды (Sigulda). В небольшом городке в 50 км от Риги тоже есть замок, заложенный аж в ХIII веке, и музей. Вокруг - потрясающие живописные холмы..

Ну и, конечно, в Юрмалу приезжают отметиться практически все, кто хоть раз был в Латвии. Здесь прекрасные песчаные пляжи. Но даже если погода не позволит предаться пляжному отдыху (а в Латвии такое случается часто), стоит просто пройтись по берегу и, конечно, по знаменитой еще со времен СССР пешеходной улице Йомас (Jomas) с кафе и лавками, посмотреть на симпатичные домики. А на въезде в Юрмалу со стороны Риги есть развлекательный центр с большим аквапарком.

Дополнительные опции

В отличие от Старой Риги архитектуре югенд-стиля, которой гордятся рижане, обычно внимание уделяют меньше. А зря! Богато декорированные доходные дома, в частности работы Михаила Эйзенштейна, отца знаменитого режиссера, стоят того, чтобы потратить на них пару часов.

В Риге полно интересных музеев (вход 4–10 евро): военный, этнографический, художественный и, конечно, . Он известен больше других. Музей был первым подобным в СССР, а после капитальной реставрации представляет собой не только очень интересное собрание автомобилей и мотоциклов, но и массу интерактивных штучек на радость детям, которые могут что-нибудь нажимать, трогать, крутить. Все пояснительные надписи на латышском, английском и русском. А еще в Риге прекрасный зоопарк.

Далеко не все даже из тех, кто ездил в Рундальский дворец, знают, что по дороге, в городке Бауска, есть небольшой филиал рижского мотор-музея, который тоже стоит посетить. Помимо Рундальского, в Латвии немало менее известных замков и усадеб. Скажем, в Елгаве, в Яунмоку под городом Тукумс, недалеко от популярной Сигулды, куда менее известная усадьба Бирини (Birini).

Что купить?

Стоимость простейших, но настоящих изделий из янтаря начинается с 20–30 евро, и покупать их стоит лишь в специализированных лавках. Латвия славится отменными шерстяными изделиями. Но кроме стандартных сувениров, в первую очередь, по-моему, надо везти рыбу, пиво и хлеб. Рыбу лучше покупать, конечно, на знаменитом центральном рынке в Риге, где под нее отведен один из четырех огромных павильонов. В деревушках на побережье тоже есть небольшие базары, но знатоки советуют все же Ригу. Тут есть все, и качество гарантировано! Везти, конечно, лучше всего копчености. Цены колеблются от вполне демократичных 3–4 евро за килограмм камбалы до 40 евро за копченого угря.

В Латвии великое множество сортов хорошего пива на любой вкус - темное (tumsais - тумшас), светлое (gaisais - гайшис), нефильтрованное. Цены в супермаркетах колеблются от 0,8 до 1,6 евро за бутылку. Помните только, что в Россию можно ввезти не более трех литров любого алкоголя на каждого совершеннолетнего путешественника. Можно прикупить, конечно, еще бутылочку знаменитого рижского бальзама, но его-то как раз нетрудно найти и в России. В отличие от местного пива.

Сортов ржаного хлеба в Латвии почти столько же, сколько сортов пива. Выбор огромен в любом магазине. Но любимое туристское место - пекарня и магазин Лачи (Laci - медведи) в местечке Пинки (Pinki) примерно в 16 км от центра Риги по дороге на Лиепаю. Там не только огромный выбор свежего хлеба разных сортов, но и бывают экскурсии в пекарню…

Как правило, те, кто приехал в Латвию первый раз, планируют повторить поездку. Оно того стоит.

Прибалтикой называют три балтийские республики «советской заграницы»: Латвию, Литву и Эстонию. Эти европейские страны расположены в непосредственной близости к России и тем самым привлекают ежегодно тысячи туристов из нашего отечества. Разнообразная культурная и ночная жизнь, множество архитектурных памятников под охраной ЮНЕСКО, замечательный климат – все это делает Прибалтику настоящим туристическим раем. Гостеприимство и добродушие тамошних жителей не знает границ, а вторым неофициальным языком здесь считается, безусловно, русский. Поэтому, если вы все еще в раздумьях, где провести отпуск, смело пакуйте чемоданы и отправляйтесь в путешествие по странам Прибалтики. Здесь вам будут всегда рады!

Визовый режим

Близкое соседство с прибалтийскими странами, к сожалению, омрачает тот факт, что для их посещения гражданам России необходимо получить визу. Подать документы на ее получение можно в консульстве, Посольстве и визовых центрах посещаемых стран в городах РФ. Требования к пакету документов стандартные «общешенгенские». Анкету на получение визы нужно заполнить онлайн, а сам прием документов будет вестись по предварительной записи. Визу сделают быстро, за 6 рабочих дней и у вас будет возможность посетить не только страны Прибалтики, но и заглянуть на денек-другой к их европейским соседям.

Как добраться до Латвии, Литвы и Эстонии на автомобиле

Существует несколько недорогих, быстрых и удобных способов попасть в Прибалтийские страны. Преодолеть путь из России до Латвии, Литвы и Эстонии можно на поезде, самолете, автобусе и автомобиле.

Рассмотрим самый интересный и незабываемый способ путешествия – автопробег.

Латвия

Итак, чтобы доехать до Риги, вам нужно следовать по автотрассе Москва-Рига Е22*М9 (Новорижское шоссе). Вы преодолеете расстояние от Москвы до Риги – 918 км и если вы едете от Санкт-Петербурга – 641 км.

Чтобы совершить путешествие на личном автотранспорте, вам понадобятся:

  • Регистрационный знак нового образца;
  • Водительское удостоверение нового образца;
  • Страховой полис на авто «Грин-карта» (туристы занимаются самостоятельным оформлением и предъявляют оригинал).

Эстония

Чтобы добраться до Эстонии, вам необходимо следовать маршруту Санкт-Петербург – Талин по европейскому участку трассы Е20, также обозначенным, как федеральная дорога общего пользования А-180. Расстояние от Таллина по автомагистрали: Москва — 995 километров, Санкт-Петербург — 362 километра (чуть меньше 8 часов) через КПП Нарвы, Печоры и Лухамаа. Однако имейте в виду, что на границе может быть большая очередь, поэтому лучше заранее забронировать время пересечения границы через интернет. Автотуристам полезно будет запомнить следующую информацию о пропускных пограничных пунктах: Пярну расположен на равноудаленном расстоянии от Нарвы и Куничной Горы (под Псковом), но, как правило, очередь гораздо меньше именно у Куничной Горы. Когда соберетесь в обратный путь заблаговременно займите место в очереди на сайте GoSwift. Бронирование можно осуществить за 90 дней до поездки за 1 евро. Далее все элементарно: подъезжайте к Нарве, едете в «отстойник» (при въезде в город поворот направо сразу после первой заправки), ищите на бетонном заборе по левой стороне вывеску и как только высвечивается номер брони – подходите к окошку, проходите все нужные процедуры, и после этого следуете непосредственно на КПП.

Литва

Доехать до Литвы можно через Белоруссию или Латвию. Удобнее всего добираться трассой через Белоруссию, поездка по которой займет всего лишь день.

Вниманию туристов, пересекающих таможенную границу Республики Беларусь!!! Если вы проезжаете по территории Беларуси на автомобиле транзитом, то виза вам не нужна! Достаточно лишь заплатить транзитный сбор и проезд по платной автодороге.

Проехать в Литву можно через следующие пограничные пункты: Из Белоруссии – через Лаворишкес (автомагистраль 103), Мядининкай (трасса А3), Райгардас (шоссе А4) и Шальчининкай (автомагистраль 104).

Из России (Калининградская область) – через Ниду (автомагистраль 167), Панямуне (автотрасса А12) и Кибартай (шоссе А7), Обяляй (трасса А122) и Смелине (шоссе А6).

Из Польши: Калварийский (трасса A5), Лаздийский (магистраль 135).

Расстояние Вильнюс-Москва по автотрассе составляет 902 км, а по прямой дороге — 791 км.

Как арендовать автомобиль в странах Прибалтики

Если вы не любите долгие автомобильные поездки, то можете арендовать машину сразу по прилету в Прибалтику. Взять здесь машину напрокат удобно и быстро. Автомобиль доставят вам в то место, куда вы пожелаете, а оставить его можно в любом другом городе, включая соседние страны Европы, и даже Португалию.

Воспользуйтесь комфортабельным вариантом путешествия – арендой кемпера (дома на колесах).

Необходимые документы

Чтобы арендовать машину, вам при себе необходимо иметь:

  • водительское удостоверение, соответствующее международному образцу;
  • международную страховку («зеленую карту») или полис местного дорожного страхования, который можно оформить при пересечении границы;
  • банковскую кредитную карту.

Ваш водительский стаж должен быть не менее 1-2 лет, а возраст насчитывать от 21 года до 25 лет (в зависимости от условий прокатной компании).

Где получить машину?

Как правило, арендуемую машину можно взять со стоянки офиса прокатной фирмы. Международные компании автопроката имеют свои филиалы в аэропортах. В этом случае вы можете уехать на автомобиле прямо оттуда. Но даже и те фирмы, которые не имеют своих представительств при аэровокзалах, могут доставить машину на тот адрес, который вы укажете.

Где можно оставить машину?

Если вы планируете маршрут по одному направлению, то за дополнительную плату вы можете оставить авто в любом другом городе или даже стране. Как правило, большинство прокатных компаний разрешают осуществлять поездки на арендованном авто по всей территории Евросоюза.

Технические нюансы аренды

Автомобиль вы получаете в пользовании с полным бензобаком, соответственно, и вернуть вы ее должны в таком же состоянии, в противном случае с вас взыщут штраф. Все автомобили застрахованы по программе Обязательного страхования, однако перед поездкой будьте бдительны, осмотрите машину на предмет повреждений и ее технической исправности. С момента подписания акта технического состояния, вы несете ответственность за все последующие повреждения, если они не получены вследствие ДТП. Нелишне вам будет уточнить, какие меры предпринимаются при причинении материального ущерба или угона авто (какие существуют возможности дополнительного страхования), опоздании возврата в указанном месте по договору, а также возьмите контакты на случай поломки автотранспорта.

Стоимость аренды

Стоимость аренды варьируется в зависимости от автомобильного класса и срока аренды. Средняя цена составляет 30-70 евро/сутки (исключение представительский класс). Есть возможность сэкономить на аренде, если воспользоваться «Пакетом выходного дня»: забрать машину в пятницу и возвратить в понедельник не позднее утра. В этом случае вам гарантирована скидка 10-25% от обычного тарифа.

При оплате или резервировании банковской картой необходимая сумма сразу не списывается, а просто блокируется. Таким образом, прокатная фирма страхуется на случай непредвиденных расходов, которые прописаны в договоре аренды (задержка возврата автомобиля, возврат с неполным топливным баком и т.п). Полное списание средств будет произведено только после окончательного возврата машины.

Имейте в виду, что стоимость аренды и возврата автомобиля в аэропорту может быть выше, чем в городском офисе той же фирмы.

Дополнительные услуги

При необходимости вы также можете арендовать детское удерживающее устройство и навигатор, заранее оповестив об этом ренткар.

Правила дорожного движения

Ограничение скорости

Стандартные ограничения скорости в странах Прибалтики:

Автомобили и мотоциклы:

  • в населенном пункте — 50 км/ч
  • на загородной трассе — 90 км/ч
  • на автомагистрали — 110 км/ч

Алкоголь

Максимально допустимая доза алкоголя в крови — 0.2 ‰.

Если уровень алкоголя в крови 0.2 ‰-0.49 ‰, то штраф составит 400 евро и изъятие прав на полгода.

Если уровень алкоголя в крови 0.5 ‰-1.49 ‰, то штраф составит 1,200 евро и изъятие прав на год.

Ближний свет

Движение на автотранспорте разрешено только с использованием ближнего света. В светлое время суток вместо фар ближнего света можно включать дневные ходовые огни, которые могут работать без включения габаритных огней и освещения номерного знака. Передние «противотуманки» можно включать при движении совместно с передними фарами при недостаточной видимости, спровоцированной дождем или туманом

Штраф – до 200 евро.

Перевозка детей и ремни безопасности

Запрещено перевозить детей в возрасте до 3 лет на месте без ремня безопасности. Ребенка можно перевозить на переднем сидении автомобиля только тогда, когда он крепко пристегнут ремнем безопасности или хорошо зафиксирован в специальном детском автокресле.

Помимо детей должны быть пристегнуты также все остальные пассажиры на переднем и заднем сидениях, включая, естественно, водителя.

Штраф – до 400 евро

Разговор по мобильному телефону

Во время движения запрещены переговоры по мобильному телефону без специального устройства Hands Free, позволяющее не держать телефон в руках во время разговора.

Штраф - 16 евро.

Штрафы

Сотрудники дорожной полиции могут взимать штрафы на месте нарушения.

Штрафы за некоторые нарушения ПДД в странах Прибалтики:

При повторном нарушении штрафы за некоторые нарушения могут быть в несколько раз больше.

Превышение скорости Штраф (EUR)
до 20 км/ч 120
от 21 км/ч до 40 км/ч 400
от 41 км/ч до 60 км/ч 800
свыше 60 км/ч 1,200

Запрещено использование радар-детекторов. Штраф € 400 и конфискация самого устройства.

Обязательное оборудование

В автомобиле обязательно должны присутствовать:

  • Знак аварийной остановки
  • Автомобильная аптечка (для юридических лиц)
  • Огнетушитель
  • Два противооткатных башмака
  • Зимние шины - обязательны для автомобилей общей массой до 3.5 т с 1 декабря по 1 марта. Минимальная глубина протектора должна быть 3 мм. Эти сроки могут быть изменены в зависимости от погодных условий.

Платные автодороги

В странах Прибалтики плата за использование автотрасс не предусмотрена.

Парковки

Эстония

Парковка в центре крупных городов платная. Оплату парковки можно произвести с помощью специальной парковочной карты (парковочные часы), которую можно приобрести у сотрудников парковки или в магазинах и киосках.

В некоторых местах установлены парковочные автоматы, которые выдают талоны с разрешенным временем парковки. В столице Эстонии Таллине, чтобы оплатить парковку можно купить соскабливаемый парковочный билет, который стоит 0,26; 0,51; 1,15 и 2,30 евро. На талоне соскабливается время начала парковки на следующих полях: год, месяц, число, часы и минуты. Отмеченный парковочный талон следует поместить за ветровым стеклом своего транспортного средства. Если ничего больше не указано, то парковка является платной с 7 утра и до 7 вечера в будни, а также с 8 утра и до 3 часов дня в субботу. По воскресениям и праздничным дням парковка бесплатна. Стоимость парковки 1-2 евро в час. Неправильно припаркованные авто эвакуируют, а нарушителей наказывают штрафом в размере до 70 евро.

Латвия

В столице Латвии Риге все парковки, расположенные в центре, платные. Паркинги RP SIA Rigas satiksme работают с 8.00 до 20.00 по будням и с 9.00 до 17.00 по субботам. В остальные дни, включая воскресенья и праздники автостоянками можно пользоваться безвозмездно.

Цены на парковку варьируются в зависимости от зоны, в которой она расположена.

Стоимость автостоянки в Вецаки составляет 2.00 евро за весь период с 8 до 20 часов.

Литва

В столице Литвы Вильнюсе в центральной части все парковки платные. С понедельника по субботу с 8 утра и до 8 часов вечера за автостоянку нужно платить. В воскресенье стоянка бесплатна (за некоторым исключением).

Есть 4 зоны платной автостоянки: синяя, желтая, красная и зеленая.

Автостоянка в синей зоне разрешает парковать автомобиль и во всех остальных зонах тоже. Парковка в зеленой зоне разрешает стоянку только там, парковка в желтой зоне разрешает стоянку и в зеленой зоне. Оплата стоянки в красной зоне разрешает оставить машину также в желтой и зеленой зонах.

Минимальный взнос за парковку – 10 центов. Сбор денежных средств осуществляют паркоматы, которые принимают монеты в 10, 20, 50 центов, а также 1 и 2 евро.

Помимо автоматов можно оплатить парковку с помощью смс на сервисный номер.

Нарушение правил парковки карается штрафом от 23 до 40 евро. Сумма штрафа при оплате на месте может быть снижена до 11 евро.

Стоимость бензина

Латвия

В Латвии доступен неэтилированный бензин (98 и 95) и дизельное топливо. Далеко не на всех заправках имеется 92 бензин. Газовые заправки (LPG) имеются.

Согласно данным Statoil средние цены на все виды топлива по состоянию на 31.08.2015 следующие:

  • Bezsvina 95 - 106 евро
  • Bezsvina 98 - 1.161евро
  • Dizelis - 0.999 евро
  • Autogāze - 523евро

Эстония

В Эстонии на данный момент доступен бензин всех видов: ecto95, Е85, 95, 98. Также газ и дизельное топливо. Средняя цена колеблется приблизительно 17,4 ЕЕК, это примерно 42 рубля или 1,11 евро. Не самая высокая стоимость в расчете на всю Европу.

Самая распространённая автозаправочная компания — это LukOil , на сайте можно узнать стоимость бензина в любом из городов Эстонии.

http://www.lukoil.ee/rus/index.php?id=111

Цена бензина в Эстонии выше, чем в Латвии, но ниже чем в Литве, поэтому если вы собираетесь проехать Эстонию транзитом, целесообразно заправляться в Латвии.

Литва

В Литве можно заправиться неэтилированным 95 и 98 бензином, а также дизельным топливом и газом. Не на каждой заправке имеется в наличии 92 бензин.

Средние цены на все виды топлива согласно данным Lukoil по состоянию на 01.09.2015:

  • Benzinas 95 - 159 евро
  • Benzinas 98 - 208 евро
  • Dyzelinas - 037 евро
  • LPG - 494 евро

Достопримечательности и отели стран Прибалтики

Предлагаем вам следующий достаточно интересный маршрут по странам Прибалтики. Вы можете отправиться в путешествие на автомобиле, как во время длительных выходных, так и в праздничные дни, не говоря уже про отпуск. За одну поездку вы посетите три страны и осмотрите массу достопримечательностей. Ваше путешествие на автомобиле пройдет вполне комфортно, так как на территории Прибалтики вы встретите большое количество кемпингов, которые оптимизируют затраты на проживание.

Литва

Вильнюс

При въезде в Литву первая остановка столица – Вильнюс. Старый город Вильнюса – один из самых больших во всей Европе.

Столица Литвы – Вильнюс – это город ренессанса, барокко и готики:

Ренессанс представлен церковью Св. Михаила, Медининкскими воротами городской стены и университетскими дворами.

Барокко украшает костелы Св. Катарины, Св. Петра и Павла, Св. Казимира, Доминиканцев, Тринитариев, Августинцев, Св. Рафаила, Св. Иакова, Миссионеров.

Готика – это костелы Св. Анны, Св. Николая, Францисканцев и замок Гедемина.

В Вильнюсе вы можете становиться в отелях:

  • Конгресс 4*
  • Европа Рояль 4*
  • Экотель 2*+
  • Панорама 3*

Тракай

Путешествуя по Литве, не упустите возможность побывать в удивительном городе Тракай, древней столице Литовского княжества, расположенного всего в 30 км от Вильнюса.

Главная достопримечательность Тракая – это всемирноизвестный Тракайский замок, находящийся на острове посреди озера Гальве. Отметим, что это единственный замок на острове Восточной Европы.

Каунас

Далее ваш маршрут проходит в Каунас. Это удобно расположенный, прекрасно сохранившийся Старый город, где находится множество ценных архитектурных и культурных памятников: Каунасский замок, костелы Св. Гертруды и Витутаса Великого, готический Дом Пяркунаса, Каунасская ратуша – «Белая лебедь», музей Чюрлениса, дом музей Адама Мицкевича и др.

Клайпеда

Затем ваш путь лежит в Клайпеду, единственный портовый литовский город и самый северный незамерзающий порт Балтийского моря. Здесь вы можете сходить на экскурсию в морской музей-аквариум и посетить дельфинарий. Любители парусного спорта могут отправиться в яхт-клуб.

Паланга

Поблизости с Клайпедой расположена Паланга – крупнейший курорт побережья Литвы. За последние годы сильно развилась туристическая инфраструктура, в результате чего на курорте оборудовали множество хороших отелей и гостевых домов самых разных уровней, таких как:

  • Медуза;
  • Аланга;
  • Габия;
  • Раже.

Самый красивый уголок Паланги – это ботанический сад, где располагается дворец Тышкевичей, во дворе которого находится Музей янтаря.

Латвия

Лиепая

Прибрежный Лиепая – это «городок музыкантов» и любимое место отдыха членов царской семьи.

Здесь постоянно проходят различные музыкальные мероприятия, два раза в год проводится «Праздник цветов» и круглогодично работает зоопарк в Калвене.

Обязательно посетите Рундельский замок, откуда можете отправиться в Салдус.

Салдус

Пригород Салдуса славится парком Калнсетас, через который течет река Циецере. Это потрясающее место для водного туризма и рыболовства. Старинные усадьбы и другие памятники культуры хранят воспоминания о годах правления немецких баронов.

Рига

  • Гутенбергс 4*
  • Конвента сета 3*
  • Тиа 3*
  • Ливония 2* +

Юрмала

Затем мы вам рекомендуем хорошо отдохнуть на самом знаменитом курорте Прибалтики – Юрмале. Чистейший воздух, неповторимый аромат вековой хвои, изумительные припорошенные новогодним снегом домики из дерева создают живописную зимнюю атмосферу. Зимний климат Юрмалы хорошо успокаивает и тонизирует одновременно. Наш совет сделать остановку в самой известной гостинице легендарного курорта. В центре отдыха и спорта Wellness Oasis, вы можете полностью забыть о повседневной суете и получить максимальный заряд энергии, бьющей через край. Пять видов саун, джакузи, ультрасовременный солярий, бассейны с различным температурным режимом и водный бар в вашем распоряжении.

Можете также остановиться в отелях:

  • Юрмала спа
  • Лиелупе
  • Роза ветров
  • Дайна

Сигулда

Из Юрмалы вы можете направиться прямиком в Эстонию, но по пути все же заглянуть в город Сигулду. Всего какой-то час езды и вы уже знакомитесь со старинными замками города и гуляете по тропам берегов Гауи. Здесь вы можете осмотреть массивный каменный замок Ливонского ордена – Зегеволд, Турайский замок, городище ливов и огромную пещеру Гутмания.

Эстония

Тарту

Тарту мы знаем, как университетскую столицу Эстонии. Древний Тарту имеет тысячелетнею историю – это город Лотмана и бэра, излюбленное место российских императоров и товарищей Пушкина, колыбель известного Дерптского университета.

Вы обязательно ощутите неповторимую ауру Тарту, где романтика студенческих традиций переплетается с таинственным средневековьем.

Изюминкой города является парк Тоомемяги, выстроенный в английском стиле на месте городища древних эстов. В парке имеются Ангелов и Чертов мосты, руины Домского собора, датированные 15 веком и обсерватория.

Таллин

В Таллине вы можете отдохнуть в отелях неподалеку от старого города Гранд отель 4*, Эрмитаж 3* или Централь 3*. При этих гостиницах работают бесплатные парковки.

Желающим объединить курортный отдых и прогулки по городу, рекомендуем остановиться в отеле Пирита Топ Спа 3*, который находится в 5 км от старого города или в отеле Лауласмаа 3*, расположенного в 35 км от Таллина.

Наш совет: по городу передвигаться на машине нежелательно, так как могут быть проблемы с автостоянкой.

Помимо прочего, Таллин может вас удивить многообразием увлекательных экскурсий.

Раквере

На обратном пути в Россию, настоятельно советуем вам посетить городок Раквере. Основной достопримечательностью здесь считается руины орденского замка, в которых находятся эстрада и музей под открытым небом, ветряная мельница и символ Раквери – скульптура тура.

Куремяэ

Далее посетите православный Свято-Успенский Пюхтинский женский монастырь в Куремяэ, выстроенный в 1891 году. В пределах монастыря захоронен эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской, который способствовал основанию и строительству монастыря. Легенда гласит, что именно здесь на священном дубе был найден образ Успения Богородицы. Это единственный монастырь, который имеет отношение к Московской епархии, в отличие от всех других, подведомственных православной церкви Эстонии. Летом здесь вы можете встретить множество паломников из Петербурга и Латвии.

Тойла и Нарва-Йесу

Поставить жирную точку в вашем путешествии на авто вы можете в интереснейшем курорте Тойла, с популярным парком и Нарве-Йесу – курортном городе с протяженным песчаным пляжем.

Здесь можно с комфортом разместиться в лучших СПА отелях Тойла 3* или Нарва-Йесу 3*.

Заключение

Прибалтийский туризм - это настоящий долгожитель на нашем туристическом рынке: поехать в «почти настоящую» Европу - с католическими костелами, развитой инфраструктурой и таким отстранённым от социалистической псевдосерьёзности взглядом на жизнь - почитал за счастье любой советский служащий. Времена изменились, но ощущение принадлежности к элитному осталось за Прибалтикой и по сей день. Прикоснитесь и вы прибалтийской культуре! Возьмите себе в помощники «железного коня» и отправляйтесь познавать таинственную культуру Балтии.

Представляем вам следующий видео сюжет о достопримечательностях Литвы, Латвии и Эстонии.

Автотуризм среди россиян становится с каждым годом все популярнее. Путешествия на своем автомобиле имеют много преимуществ.

Неудивительно, что многие туристы предпочитают добираться до прибалтийских стран, находящихся достаточно близко от России, на машине.

В такой поездке путешественники не зависят от чужих расписаний и цен – они могут в любой момент остановиться и насладиться понравившимся местом.

В Ригу на машине

Поездка в Ригу на своем транспорте имеет очевидные плюсы :

  • автотуристы не зависят от расписания движения самолетов, поездов и автобусов;
  • поездка на собственном автомобиле, особенно если в ней едут 4-5 человек, обходится гораздо дешевле, чем авиаперелет и даже проезд на поезде и автобусе;
  • возможность путешествовать по стране по собственному маршруту, независимо от других туристов.

Чтобы поездка от Москвы до Риги на автомобиле прошла хорошо, без всяких происшествий, нужно заранее подготовить маршрут поездки, ознакомиться с правилами прохождения границ с Латвией и собрать все необходимые документы.

Документы для поездки в Латвию на машине

Для въезда в Латвию на автомобиле туристам необходимы следующие документы:

  • заграничные паспорта на каждого из туристов. Дети до 14 лет могут быть вписаны в заграничный паспорт одного (или обоих) из родителей, путешествующего вместе с ребенком;
  • если ребенок путешествует без родителей, он должен иметь собственный загранпаспорт независимо от возраста. Кроме того, в этом случае нужна доверенность от родителей , заверенная нотариусом;
  • свидетельства о рождении детей;
  • действующая шенгенская виза, вклеенная в заграничный паспорт;
  • действующая на время поездки медицинская страховка, оформленная в соответствии с требованиями стран ЕС, с суммой покрытия не меньше 30 000 EUR ;
  • для водителя автомобиля – водительские права, которые соответствуют международным стандартам (то есть данные водителя должны быть написаны на правах латинскими буквами);
  • свидетельство о регистрации машины;
  • Грин-карта (страховка гражданской ответственности автомобилиста), действующая на территории Латвии.

Грин-карта оформляется в страховой компании не раньше, чем за 30 дней до начала путешествия. Минимальный срок действия Грин-карты составляет 15 дней.

Полезно почитать о том, что из себя представляет , ведь в Латвии строго следят за соблюдением ее правил.

Что нужно для оформления визы в Латвию читайте в этой и получайте всю необходимую информацию, если собираетесь оформлять визу в эту страну самостоятельно.


Маршруты поездки

Въезжать в Латвию на автомобиле можно и через Россию, и через Белоруссию. При поездке из Москвы разница по километражу между маршрутами составляет около 90 км . По российской территории (по трассе М9) путь короче.

Несмотря на это, большая часть автотуристов предпочитает ехать через Белоруссию (по трассе М1). Это связано с тем, что обычно КПП на латвийско-российской границе сильнее загружены, и автомобилистам приходится по несколько часов стоять в очередях на таможне .

Кроме того, многих водителей не устраивало качество дороги по трассе М9. Еще до недавнего времени дорога в Тверской области и в районе Ржева была сильно разбита, но в прошлом году был осуществлен ремонт дороги .

Маршрут по трассе М9 на карте

Расстояние из Москвы до Риги по федеральной трассе М9 («Балтия») составляет около 950 километров. Время в пути без остановок – 11-12 часов.

Маршрут проходит через Волоколамск, Ржев, Великие Луки до автомобильных пограничных пунктов Бурачки (на границе России) и Терехово (на границе Латвии). Далее по территории Латвии маршрут проходит через Лудзу, Виляны и Огре.

Дорога после ремонта, по последним отзывам автомобилистов, действительно хорошая. Исключение составляют небольшие участки около Ржева. В Тверской области, где был самый плохой участок дороги, положен новый асфальт и нанесена свежая разметка.

Немного хуже дорога на латвийской территории от Лудзы до Виляны (вся в заплатках), но ям практически нет. В целом латвийские дороги (А6, А12) достаточно хорошего качества.

Из плюсов данного маршрута можно назвать небольшое количество населенных пунктов, где водителю приходится сильно снижать скорость . Поэтому до Риги можно доехать достаточно быстро.

Из недостатков данной трассы туристы отмечают небольшое количество кафе и заправочных станций.

На российско-литовской границе часто бывают очереди, в которых можно простоять от 2 до 6 часов. Пункт Бурачки-Терехово считается самым загруженным из 4 автомобильных КПП, расположенных на границе России и Латвии.

Автомобили, в которых есть маленькие дети, пропускают без очереди. Сам таможенный досмотр проходит быстро. Главное – чтобы были все необходимые документы.

Латышские пограничники еще только собираются по примеру эстонских коллег вводить электронное бронирование мест в очереди на границе, поэтому очередей удается избежать редко.

Пункт Бурачки-Терехово работает круглосуточно .

Технологические перерывы КПП: 08:45 – 09:00 утром и 20:45 – 21:00 вечером.

Маршрут по трассе М1 на карте

Здесь возможны два варианта.

  • Вариант первый: из Москвы выехать по Минскому шоссе (трасса М1), а затем, немного не доезжая до Смоленска, повернуть на дорогу в сторону Велиж-Невель, и в районе Пустошки выехать на трассу «Балтия» (М9). Дальше можно продолжить движение в сторону российско-латвийской границы;
  • Вариант второй (через Белоруссию): из Москвы двигаться по трассе М1, после объездной Смоленска нужно свернуть на дорогу к Витебску. Дальше ехать по Белоруссии по трассам Р21 и Р20 . Переход границы осуществляется на пропускных пунктах Урбаны-Силене и Григоровщина-Патерниеки.

Расстояние от Москвы до Риги составляет чуть более 1000 километров. Время в дороге примерно 13-14 часов без остановок. И хотя маршрут немного длиннее, чем по трассе М9, до Риги можно добраться быстрее .

Это связано с более низкой загруженностью автомобильных пропускных пунктов на границе Белоруссии и Латвии. Поэтому таких очередей, как на российско-латвийской границе, здесь, как правило, нет.

Работает круглосуточно . Среднее время ожидания в очередях на границе с Латвией составляет примерно 1-2 часа.

Пропускной пункт Григоровщина-Патерниеки находится также в Витебской области по дороге Р-20 Новополоцк-Верхнедвинск-Рига .

Пункт работает круглосуточно с технологическими перерывами : с 08:45 до 09:00 и с 20:45 до 21:00.

По трассе М1 находится больше кафе и заправочных станций, чем по М9. Однако последняя АЗС находится в районе Полоцка. Следующая заправка на территории Латвии. Автотуристам следует помнить, что в Латвии бензин намного дороже , поэтому лучше заправить полный бак до пересечения границы.

Беспошлинно в Латвийскую республику разрешается ввозить :

  • один полный бак бензина плюс одну канистру емкостью 10 л;
  • 40 сигарет либо 10 сигар;
  • 1 литр крепкого алкоголя либо 2 литра некрепкого алкоголя, либо 4 л вина.

В шенгенские страны запрещено ввозить молочные продукты и мясо, включая колбасы.

Еще автомобилистам стоит учесть, что в Латвии нельзя пользоваться антирадаром , поэтому перед границей его лучше снять. Шипованная резина разрешена только в осенне-зимний период (с 1 октября по 1 мая).

В автомобиле обязательно должны быть знак аварийной остановки и светоотражающий жилет.

В пять часов утра 3 января Москва провожала нас маленьким плюсом, дождём и шоссейной грязью. Если верить обещаниям придорожных стендов, ремонт на Новорижском закончился еще в ноябре. Но на деле оказалось, продолжался и в январе. Там, где когда-то можно было ехать 110 км/ч, мы тащились 60, иногда меньше. Предупреждающих знаков минимум, освещение местами нулевое, в асфальте выбоины и трещины. Так начиналась поездка из Москвы в Прибалтику.

    Ехали на Renault Sandero 1.6 16v, комплектация стандартная. Добавок для дальней дороги вроде подлокотника или чего-то еще такого, по сути, никаких. Колеса обуты в Nokian Hakkapeliitta 8 со 190 шипами на каждое. Шум выше, чем у обычных 90-120 шипов, но безопасность приоритетнее акустического комфорта.

    Маршрут: Москва - МАПП Бурачки - Рига - Таллин - Тарту - МАПП Куничина Гора - хренова туча километров по проселкам Псковской области - Москва. Протяженность в обе стороны - 2500 км. Расходы на дорогу, включая гринкарту, бензин, платную стоянку в Таллине, пару платных участков дороги - 10500 рублей. Сумма из расчета курса евро на начало января 2014, примерно по 48 рублей за штуку.

После Волоколамска дорога стала лучше, ремонты закончились. Начался снег. Наконец, январь, зима! Ни черта не видно только. Но в районе Ржева рассвело и повеселело. Снег сменился дождем, с которого всё начиналось, а потом вовсе прояснилось. Однако радость от хорошей видимости тут же заменила собой Псковская область. Раньше я честно считал, что нет у нас дорог хуже, чем в Воронеже. Только тогда я еще не был во Пскове. Прости, шестидесятый регион, лучше убрать все твои дороги с карт. Стереть. При ограничении в 90 мы ехали по федеральной трассе 60 км/час, иногда не больше 50. Растрясли так, что бибика еще долго дребезжала.

Внезапно хорошая дорога километров за 50 до границы. Обрадовались. Думали, всё, началось как за Выборгом перед Финляндией. Но вдруг - снова дыры, в лучших традициях. Тряслись, ехали и повторяли «вот сейчас, пересечем границу, въедем в Европу, уж там оторвемся на широком ровном полотне, еще чуть-чуть потерпеть». Да вот уже !

Русские ребята еще на нашей стороне выпускать никого не спешили. По-настоящему работать начали только когда из большого здания вышел большой дядя в форме с большими звездами на погонах, посмотрел на очередь, повернулся к своим и что-то крикнул. После этого, да, - беготня и обвинения проходящих границу в медлительности. То есть, создав очередь и дав всем расслабиться, они внезапно подскочили как ужаленные и стали обвинять в медлительности всех кроме себя. При этом нигде никаких инструкций, побуждений к действию. Ни-че-го. Граница устроена поганейшим образом. Напишите где-нибудь на въезде порядок или хотя бы свод советов, буду исполнять. Но я не каждый день с таможенниками общаюсь - раз за разом тупо забываю, что надо делать и куда какие документы подавать.

Латышская сторона скоростью оформления тоже не отличилась. Перед выездом я прочитал кучу отзывов. Везде было написано «перед нами была всего одна машина» или «граница пустая, прошли таможню за 15 минут». Между нами и Латвией в тот день оказалось машин двадцать и мы промариновались в очередях в общей сложности два часа.

Но в итоге все-таки въехали. Дорога, мягко говоря, - не Европа. Ну то есть, уже не Псков, но еще не более суровая Финляндия. Даже не то, что начинается после Выборга, если ехать к оленям и лосяшам на сноуборде-лыжах кататься. Проехали одну кольцевую развязку, вторую. Уверенно шли по навигатору на Ригу, смеясь над указателями, манившими на Зилупе. Вдруг дорога закончилась. Под колесами оказались глина, утоптанный песок и гравий, подскакивавший и отстукивавший какой-то трэш на днище. Избежать этого можно было, повернув раньше на смешной Зилупе, но мы доверились установленному на айфон Sygic. Поэтому километров 30-40 ехали по бездорожью как раз на скорости 30-40 км/ч. Зато по указателям на Ригу.

Лучше стало после Резекне. Еще полегчало - в районе Екабпилс. Ну а после Огре вообще Европа настала - с долгожданным широким полотном без выбоин.

Все время до этого мы разглядывали царившую на обочинах разруху. Всерьез опасались остановиться перекусить, отдохнуть и даже в туалет, шутили на тему бродяг-людоедов, что еще живут в этом раздолбанном «некогда великолепии». Въезд из России в Латвию разве что природой красив. Старые же дома брошены и кажутся разграбленными. Разбитые коровники, ржавые остовы техники, откровенно старые иномарки и возможность заправиться относительно недорогим газом вместо самого дешевого бензина.

Ближе к Риге пейзаж улучшился, мы даже решились на остановку на одной из заправок вездесущего Лукойла. Кофе по одному евро, недорогие конфеты, закуски, бензин, газ, не очень удобный туалет.

Кстати, о заправках. На Новой Риге, еще в России, прям-таки куча заправок с нормально оцененным бензином. Не по 60-80 рублей за литр, а в 2-2,5 раза дешевле. Мы залили полный, и в следующий раз заливались только покидая Таллин. Поэтому на дорожные расходы и ушло всего десять с половиной тыщ рублей.

Залиться топливом перед выездом из России стоит еще потому, что следующая заправка может оказаться через сотни километров. Дороги в Латвии развиты не так сильно, как в Центральной России, можно ехать очень долго, прежде чем попадется хоть что-то.

Хотите кофе - запасайтесь тоже в России. В туалет сходите сразу после таможни. По дороге из Москвы в Ригу на латышской стороне с этим как-то особенно неважно дела обстоят. Кафе, заправку, просто ларёк со стоянкой для дальнобойщиков здесь можно встретить раз в 50-100 километров. И то в большинстве случаев придется совершить неудобный съезд с шоссе налево. А если направо, то все равно придется отъехать далеко от главой дороги. Прямо на дороге кафе тут не строят. Часто нужно повернуть и удалиться на километр-полтора. Местным, похоже, лень с утра идти на работу, а вечером возвращаться, поэтому они открывают кафе на первых этажах своих домов на окраинах еще «живых» деревень.

Рига

Столица Латвии встретила холодным ветром, вечерними огнями и огромной Даугавой, которую у нас еще Западной Двиной называют. Я, наверное, с детства не видел ничего настолько впечатляющего. Ну то есть, море то видел, много морей. Но то огромные соленые озера. Смотришь в них, туда, где вода сливается с небом, и понимаешь, что так должно быть. А река - это совсем другое дело. Например, Москва-река маленькая, ничем не впечатляющая. Воронежское водохранилище? Побольше, но тоже не то, тем более, слишком уж искусственное. Последний раз меня так впечатлил Дон в районе Ростова. Еще раньше, пожалуй, череповецкая Шексна. Даугава настолько широкая и глубокая, что в ней без проблем помещаются причаливающие прямо в Риге паромы. Огромные многопалубные суда, перевозящие за один рейс сотни автомобилей, автобусов и тысячи людей.

На стоянке гостиницы нас встретил истинно русский охранник. Вместо того, чтобы указать, где нам припарковаться, он даже не указал на то, где парковаться нельзя. Чуви просто по-нашему спросил «А вы не видели здесь конус?» «Не, прости, братиш, не заметили, тем более мы его даже не задели. 1100 километров за сегодня откатали, много что уже не видим». То есть вот я был бы не против, если б он указал на то, что именно здесь парковаться нельзя. Но этот гад задал уточняющий вопрос тоном русской бабули.

Ну например, в Москве часто можно услышать «Молодой человек, не хотите ли уступить мне место?» вместо «Уступите мне место, пожалуйста». Или раздраженное «Вы не хотите ли подвинуться?» вместо нормального «Подвиньтесь, пожалуйста, мне тесно». Ненавижу уточняющие вопросы с подковыркой. Бесят, сука. Ну говорите нормально, что нужно сделать вместо того, чтоб напрягать окружающих и заставлять их думать. Оставляйте меньше свободы для действий, когда хотите добиться чего-то наверняка.

Зато парни на ресепшне порадовали. Два ярких прибалта, похожие как братья, но, видно, просто давно коллеги и друзья. Смирили наше лингвистическое бешенство и подарили десятки улыбок всего за пять минут общения.

В Риге мы жили в Islande Hotel. Хорошая гостиница с бесконечной массой преимуществ. Кому нужен хороший номер, это есть. До старого города близко, всего-то через мост перейти. Если приспичит погулять по жилой Риге, то и это без проблем - стоит пойти в другую от исторического центра сторону. Только там почти ничего интересного нет. Обычные серые улицы любого провинциального российского города. Поэтому мы каждый день, как на работу, ходили через мост.

Мы не очень-то любим музеи, они обычно про давнюю или недалекую историю. Часто скучные. Иногда интересные. В Риге в январе in-door’а в принципе нет. Не проходят выставки, не приезжают артисты. В афише, которую мы открыли буквально на пять минут перед выездом из Москвы, значились только полуцерковный перфоманс с применением органа, да работающий 365 дней в году музей оккупации. Во втором добрые гиды рассказывают о том, как латышей зажимал железный кулак империи зла СССР. Поэтому мы предпочли узкие улочки старого города и поэтому попали на ежегодный парад Шерлоков Холмсов, который случился 4 января.

Это было удивительно. Мы шли в толпе людей той эпохи. Бродяги, полицейские, сыщики, пара Лестрейдов, просто несколько приодевшихся в твид хипстеров, дамы в пышных платьях, дети в смешных козырьках, теплых пальтишках, полосатых гольфах и лакированных башмачках. Смешались все.

Всё это под ритм барабанов, по центральным улицам, с предупреждающим перекрытием движения. И никто не жаловался, все, буквально все люди вокруг выглядывали из окон и приветствовали поклонников знаменитого, пускай выдуманного сыщика. За нами смотрели из домов, из машин, кто-то выходил и присоединялся, чтобы вместе дойти до площади, на которой участники шествия дали концерт. Там мы решили не оставаться и пошли дальше.

Маленькая уютная Рига прекрасна. Центр хорош для прогулок. Нет любимого Старбакса, но это не беда, потому что есть масса хороших кофеен, заменяющих его в Латвии. Везде есть кофе на вынос, с собой, - даже в любом киоске вроде нашей «Союзпечати». Или «Роспечати», кому как удобнее.

Национальных блюд в Латвии, как мы поняли, особо нет. Ну то есть, они есть, только напоминают скорее нечто среднее между более богатыми Эстонской и Литовской кухнями. Чуть оттуда, чуть отсюда. Понять это легко, стоит зайти в Piejura. В меню ресторана с прибалтийской куней полно эстонских и литовских блюд, но в нем почти нет латышских.

А после случилось дикое побережье Юрмалы, что всего в 12 километрах от центра Риги. Спокойное зимнее море прекрасно. Балтика с нависающими над ней тучами вызывает только восхищение, желание сесть жопой в песок и смотреть на горизонт. Сзади и спереди будут пробегать местные жители или приехавшие подышать едва солоноватым воздухом туристы, люди с собаками, с детьми, просто дети. Лёгкий прибой будет неспешно гонять волны вперед-назад, а ты будешь сидеть, вглядываясь в тонкую полосу, соединяющую неглубокое море и тяжелое небо.

Центральная прогулочная улица Юрмалы не вызвала даже близких эмоций. Обычная российская деревня с деревянными одно- и двухэтажками и построенной посреди нее огромной гостиницей с казино. Пугачевой не было. Киркоров в те дни, говорят, в Абу-Даби зажигал. Променад дождливой зимой оказался не очень. Обратно в Ригу!

    Да, вода Балтики совсем не соленая. Я пробовал.

Ну а по позвращению случились сразу три достопримечательности. Во-первых, мы дошли до пары домов, которые вместе играли роль 221B по Бейкер стрит в знаменитом российском сериале. Интересно, что входную дверь играла дверь одного дома, он находится чуть-чуть в глубине, в переулке рядом с другим домом, который был использован в качестве жилища Холмса и Ватсона.

Третий дом и, по совместительству, вторая рижская архитектурная знаменитость - тот самый, на Цветочной улице, из «17 мгновений весны». Окна как окна, без цветов и даже анекдотичных утюгов.

Ну и на сладкое - памятник бременским музыкантам:

В последний вечер в Риге с нами случилось еще одно прекрасное - мы таки сумели записаться в Wood Religion Barber Shop. Это вроде московских «Щегла» и «ChopChop», только душевнее и интересней. Да вот сами посмотрите, что они делают, на их странице в фейсбуке . Я стригся у Дианы Пэйтон, она иногда и в Москве бывает, приезжает с гастролями. До знакомства с ней я честно даже не представлял, что парикмахеры ездят стричь под заказ в другие города. Я слышал, что так делают татуировщики, но не думал, что явление распространяется на людей других профессий.

Кстати, о людях. Все встретившиеся нам в поездке латыши оказались приятными и приветливыми. Не было такого, чтоб дорогу не подсказали, не улыбнулись или вовсе послали на хер. Все говорят по-русски. Да, в самом начале охранник стоянки нашей гостиницы попытался, было, испортить впечатление, но то был всего один случай. Исключение.

Правда, Диана говорила, что такое отношение к русским туристам теперь из-за уехавших на заработки в Англию и Ирландию радикалов. Или как их там, быдло по-нашему. Они свое право жить и работать в любой стране Евросоюза отстояли, после чего на свою страну плюнули и полетели драить туалеты Западной Европы. В Латвии теперь остались только адекватные люди, которые понимают - чтобы что-то получить, нужно как-то поработать. Чтобы получить больше, нужно работать головой. Прилично заработать и хорошо жить можно везде. «Мы ж открыли бизнес», - говорила Диана, имея ввиду свой салон.

Таллин, детка!

Таллин начался с дороги в Таллин. Почти сразу после Риги есть замечательное место, которое называется Саулкрасты. Там охрененно красиво, туда ездят отдыхать летом рижане. Не в промасленную директором КВН и опошленную мешковатыми нарядами примадонной всея Руси Юрмалу, а в тихий Саулкрасты, где я даже захотел остаться пожить месяца на два-три.

Границу между Латвией и Эстонией в районе Айнажи границей назвать нельзя. Она вроде как есть, даже домики пограничников где-то в стороне от дороги стоят. Только все они запущены и поросли густым высоким буреломом. Ни одного человека, ни лишнего знака. Езжай, не снижая скорости. Только помни, что за этой вот воображаемой чертой начинается другое государство с чуть-чуть другими людьми, но той же валютой, таким же ценником на бензин и всякие вольности, за которые можно понести наказание.

После, уже в Эстонии, были побережье, лес, лес и побережье за редкими деревьями, поля, огромные предметы мебели, стоявшие прямо посреди этих полей. То есть, едешь и с удивлением наблюдаешь установленный кем-то в поле стул высотой метров под пять. Объехали стороной город Пярну, снова лес, тьма на дороге, только вежливый ближний свет ехавших на юг машин.

Таллин. Город с дождем, неважными дорогами, глубокими лужами на обочинах и недостаточным уличным освещением. Так встретила нас вторая запланированная на пути столица.

Гостиница такая же четырехзвездная, номер скромнее. Подземная стоянка платная, на ней - исключительно питерские номера. При въезде потребовали 15 евро за ночь за машину, на что получили ответ «в нашей брони прописано 10 евро». Заплатили как бронировали, но осадок остался неприятный. Тем более что прямо напротив гостиницы оказалась открытая парковка за 2 евро в сутки, а чуть подальше, через дорогу, многоярусная закрытая всего за 5 евро. В Таллине за всё, всегда и везде надо платить. Город заметно дороже Риги.

Euroopa находится между портом и старым городом, но все ж ближе к причалам. Окна номера могут оказаться на море и причаленные паромы, а могут - на неасфальтированную дешевую стоянку или одноэтажный торговый центр.

Эстонский завтрак много скромнее в сравнении с Ригой. Но больше рыбы, что очень порадовало. Мы любим заправляться с утра и идти гулять на весь день. Так лучше узнаешь город. Не шатаясь по музеям, не засиживаясь в ресторанах, изображая из себя гурмана, а просто рассматривая улицы и обсуждая идущих навстречу тебе людей.

С последними в Эстонии неважно. Открытого неуважения не заметили, но некую неприязнь часто ощущали. Видели даже презрение коренных эстонцев к русским, решившим остаться в стране после развала СССР и так и не выучившим эстонский до приличного уровня.

Представьте ситуацию - стоит русская тётя на выдаче развесной пиццы. К ней подходит пара эстонцев, мамаша с сыном великовозрастным. Говорят что-то ей, неопределенно крутя пальцами вокруг то одного куска, то другого. Неспешные коренные смотрят, как сотрудница магазина бережно укладывает куски в пакеты, взвешивает, лепит ценники. Потом они повышают тон и начинают втирать ей, что она дала им не то, что они просили. При том всё время, пока она складывала их заказ в пакеты, пока взвешивала, упаковывала и клеила стикеры, всё это время мамаша со взрослым сыном, которому давно пора самому ходить по магазинам, явно обсуждали действия продавщицы. Видели, что она делает и даже не подумали ее остановить. Наверное, у местных всё же слишком много свободного времени.

По отношению к туристам вроде ничего такого нет, или мы особо не замечали. Но всё равно что-то чувствуется. Холодность какая-то. Я увидел эстонцев неприветливыми. Такими серьезными, сосредоточенными и часто даже стремительными ребятами, которые до сих пор, кажется, пытаются побороть еще советский стереотип «таллеко лли то Таллинна?» Эстонцы вроде русских. Только они - такие русские, знаете, вроде московской лимиты, которой не всё равно. Без времени на улыбку и любезность. Грустные принципы действовали даже в нашей гостинице.

В старом центре, который логично заточен под туристов, обстановка оказалась чуть веселее. Русской речи полно. Кажется, жителям Псковской и Ленинградской областей в принципе все равно, куда ехать на пару дней - за город на шашлык или в Таллин за какой-нибудь надобностью. По магазинам или просто по городу пошататься.

Старый город, стоит признать, интереснее Риги. Но, одновременно, непонятнее, запутаннее и меньше. При желании можно увидеть его весь за несколько минут, забравшись на одну из башен или пройдясь по многочисленным смотровым площадкам. Есть, кстати, такие площадки, что дадут фору некоторым всегда платным и не в любое время года открытым башням. Зимой работают, кажется, всего две, в старых церквях. Доступ к площадкам круглосуточный и бесплатный.

В центре есть пара мест, куда обязательно нужно заглянуть всем гостям столицы Эстонии.

Во-первых, это старая Ратушная аптека, первое упоминание о которой относится к 1422 году, когда ею владел уже третий хозяин. То есть, аптека работала и до него.

После стоит перекусить в III Draakon, что совсем рядом с первой достопримечательностью. То ли ресторан, то ли харчевня имеет исключительно свечное, скудное освещение. Меню нам предложили простейшее - похлебка, пирожки, кофе. Стены каменной кладки, столы и лавки грубые, сбитые из массивных досок. Хоть всё это и в центре города, в Трёх драконах дешево. А кому надо больше комфорта, за углом, в том же здании городской ратуши, есть более культурный ресторан. Те же владельцы, только более барские условия.

Жилой, настоящий Таллин, который нам посчастливилось увидеть, начинается за старым городом, как раз если прочертить линию от порта на юго-запад. Малоэтажный город намного ниже центра, который расположен традиционно на холме.

Здесь почти не слышно русского языка. Да вообще здесь проблема с любым языком кроме эстонского. Северные прибалты меньше латышей парятся насчет того, чтобы понимать кого-то и чтобы кто-то понял их. Хочешь спросить дорогу у эстонца - сделай это на эстонском. Не можешь - возьми в поездку навигатор с детализированной картой Эстонии или хотя бы конкретного города.

Мы не были в таллинском Выхино или Строгино, не заглянули и в Северное Бутово. Район, который начинается от старого города, похож сразу на все российские города. Он как низкожтажный Воронеж, некоторые кварталы которого когда-то отстраивали небогатые помещики. Поэтому дома всего в два уровня, плюс сырой холодный подвал со скромно выглядывающими на тротуар окошками.

Но в Таллине эти дома не готовят к сносу. Не доводят до состояния, при котором их сначала закроют на год-другой зеленой сеткой, а после - сравняют с землей. В каждом установлены стилизованные под старину пластиковые стеклопакеты, каждый подлатан и покрашен. В этих домах живут люди. Гулять в таком окружении много приятнее, чем в обветшалых российских городах. Попадаются ровно заляпанные серой штукатуркой квадратные советские уродины, но это редкость.

Много в Таллине и ломают. Однако это относится, скорее, к ненужной больше промышленной зоне. Например, у владельца такой между портом и старым городом нашлись деньги на полный снос неугодных цехов-складов и строительство на их месте прекрасного современного квартала с магазинами на ground floor, офисами на средних этажах и квартирами на верхних. Выглядит это так:

Следующим утром пришло время ехать домой. Расставаться с Таллином было нетрудно. Порядком надоевшая брусчатка, минимум точек с кофе на вынос, непрекращавшийся дождь, по-русски угрюмые люди и по-московски неоправданно высокие цены на всё сделали свое дело. Покидать Ригу, направляясь не в Эстонию, а обратно в Россию, было бы намного сложнее. Там хотелось бы остаться. Но не в эстонской столице.

По дороге в Москву мы проезжали Тарту и очень пожалели о том, что провели в Таллице целых три дня. Пары было бы за глаза, просто посмотреть город. Осталось бы еще время не просто заглянуть, а разглядеть прекрасный город на реке Эмайыги (или Омовжа по-русски).

Недолгий обратный переход границы, чуть затянутый эстонской стороной, которая отказалась говорить по-русски и едва говорила по-английски. Платный въезд в Россию, полкилометра хорошей дороги и… здрасьте, псковские проселки. Нас снова трясло, кидало из стороны в сторону, мы крыли дорогу вслух и про себя. Но знаете что? Почти в каждой деревне, где еще живут люди, почти везде, где мы встречали кого-то, нам махали и улыбались. А мы улыбались в ответ. Говорят, Россия - угрюмая страна. Но она, оказалось, не вся такая. И когда понимаешь это, когда видишь стоящего на обочине паренька лет двенадцати, а у него за спиной - еще пару-тройку приветливых ребят постарше, и все они рады тебе, незнакомцу, становится приятнее возвращаться домой.