Храм весты в риме. Весталки


Веста Веста

(Vesta). Римская богиня семейного очага, соответствовавшая греческой Гестии. Но культ ее в Риме носил главным образом общественный характер. В ее святилище, находившемся в центре города, поддерживался постоянно священный огонь шестью жрицами, называемыми весталками. Главный надзор за культом Весты принадлежал “великому понтифику” (Pontifex Maximus), который наказывал жриц, если по их оплошности погасал огонь. Весталки были девы и за нарушение обета целомудрия подвергались погребению заживо. В первый день марта возобновлялся священный огонь неизвестным образом. В каждом доме Весте поклонялись вместе с Ларами и Пенатами.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ВЕСТА

(Vesta), в римской мифологии богиня священного очага городской общины, курии, дома. Соответствует греческой Гестии. Культ В., восходящий к древнейшим индоевропейским традициям, один из исконных в Риме, был тесно связан со святынями города: палладием, привезённым Энеем и хранившимся в храме В. как залог мощи Рима, и регией - жилищем царя. Жрицы В. - весталки избирались из числа девочек 6-10 лет; они должны были сохранять девственность в течение 30 лет, за нарушение этого запрета замуровывались живыми. Весталки поддерживали в очаге храма В. постоянный огонь как символ государственной надёжности и устойчивости (Serv. Verg. Aen. X 228), участвовали в обрядах, изготовляли смеси из муки, соли, пепла жертвенных животных во время жертвоприношений (т. н. mola salsa; Serv. Verg. Buc. VIII 820). Хотя угасание огня В. считалось дурным предзнаменованием, но в первый день нового года его гасили и зажигали вновь трением священного дерева о дерево, а от него зажигались огни очагов курий; одновременно хранившиеся в храме священные лавры заменялись на новые (Маcrob. Sat. I 12, 6). В частных домах В. посвящался вход в дом - вестибул (Serv. Verg. Aen. II 469). Впоследствии В. отождествляли с неподвижно висящим в космосе и заключающим в себе огонь земным шаром, с огнём как чистейшим элементом (Ovid. Fast. VI 218 след.; Serv. Verg. Aen. II 296), её причисляли к пенатам Рима, т. к. магистраты, вступая в должность, приносили жертвы и пенатам и В. (Macrob. Sat. Ill 4, 6). Изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.
е. м. Штаерман.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Веста

Богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем, Веста почиталась как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся "Пен" (Пентралия), хранились священные предметы, среди которых находились пенаты - изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец - великий понтифик и весталки - жрицы богини Весты. Главной обязанностью весталок (их было шесть) было поддержание неугасимого пламени в храме богини. Жриц подбирали очень тщательно, из хороших семей, без физических недостатков. Великий понтифик сам отбирал шестерых девочек от 6 до 10 лет из 20, выбранных по жребию. Они поступали в обучение к старшим весталкам на десять лет, сначала пройдя церемонию посвящения Весте. Им обрезали волосы, которые подвешивали в качестве жертвы богине на священном дереве, затем одевали в белую одежду и нарекали именем Амата, которое прибавлялось к их собственному. Проучившись десять лет, молодые жрицы приступали к своим обязанностям, которые должны были выполнять в течение следующего десятилетия. Самой тяжкой провинностью весталки было "осквернение огня Весты" - нарушение данного ею обета целомудрия. Виновная наказывалась страшной смертью - ее зарывали живой в землю. Возле Коллинских ворот, у городской стены, в земляном валу выкапывали небольшой погреб, куда спускались по земляным ступеням. В этом погребе стелили постель, ставили зажженный светильник и оставляли небольшой запас еды - хлеб, воду, кувшин молока и немного масла. Это делалось для того, чтобы не оскорблять богиню, уморив голодом священную особу ее жрицы. Нарушившую обет весталку в полном молчании помещали в наглухо закрытые и завязанные кожаными ремнями носилки. Оттуда не было слышно даже ее голоса. Весь город был погружен в глубокую печаль. Когда носилки достигали места заточения, ремни развязывали. Великий понтифик возносил молитвы, воздевая руки к небу перед исполнением страшного приговора, затем вел от носилок весталку, закутанную с ног до головы в покрывало, к роковым ступеням, прямо в могилу. Обреченная молча спускалась вниз, и отверстие закрывали, засыпая его землей. За другие провинности юных весталок беспощадно секли, а если у какой-нибудь нерадивой жрицы священный огонь угасал, то ее бичевал сам великий понтифик. Угасший огонь на очаге Весты считался дурным предзнаменованием для государства, и разжечь его можно было лишь путем трения древесных палочек, что свидетельствовало о глубокой древности обряда, ибо таким способом огонь добывался в первобытные времена. Прослужив десять лет, весталки еще десять лет должны были посвятить воспитанию и обучению вновь принятых девочек. Таким образом, в течение тридцати лет весталки служили своей богине. После этого они имели право возвратиться в свой дом и даже выйти замуж. Но по большей части весталки оставались при храме, поскольку занимали чрезвычайно почетное положение в Риме. Когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу. Их показания в суде имели решающее значение. Оскорбление весталки каралось смертью. Если весталка встречала преступника, осужденного на казнь, то казнь отменялась. Особо уважаемым весталкам, оказавшим какие-либо важные услуги, воздвигались статуи(1). Старшая по возрасту среди них называлась главной весталкой и руководила всеми остальными. В Риме ежегодно 9 июня справлялись празднества в честь богини - хранительницы государства и семейного очага. Они назывались весталиями и сопровождались обрядами и жертвоприношениями, состоявшими из годовалых телок, плодов, вина, воды и масла. Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини имел столь важное значение в жизни римского государства. Пока пылал огонь Весты в ее святилище и хранились в ее храме священные реликвии, Рим, охраняемый этими святынями, был крепок и могуч. (1. Подобных статуй было найдено несколько, и хотя лица их повреждены, но прекрасно сохранились все детали одежды и головных уборов этих жриц.)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)

ВЕСТА

в римской мифологии хранительница огня, горящего в очаге. Римляне даже называли очеаг по её имени - "веста". Веста почиталась и как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся «Пен» (Пентралия), хранились священные предметы, среди которых находились пенаты - изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец - великий понтифик и шесть весталок - жриц богини Весты. Римляне считали, что огонь чист и непорочен, поэтому служить Весте могли только девственницы. Самой тяжкой провинностью весталки было «осквернение огня Весты» - нарушение обета целомудрия. Согрешившая весталка каралась жестокой смертью - ее живой зарывали в землю. Во время казни весь город был погружен в глубокую печаль. Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини имел огромное значение в жизни римского государства. Пока в святилище пылал огонь Весты, а в храме хранились священные предметы, Рим оставался крепкой и могучей державой.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


Синонимы :

Смотреть что такое "Веста" в других словарях:

    - (лат. Vesta). 1) богиня целомудрия, у древних римлян, старшая дочь Сатурна и Реи; у греков Гестия. 2) одна из планет, вращающаяся между Марсом и Юпитером; открыта астрономом Ольбером, в 1807 г. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского … Словарь иностранных слов русского языка

    Ы, жен. Заимств.Производные: Весточка; Вета.Происхождение: (В римск. мифологии: Веста богиня домашнего очага и огня. От греч. hestia домашний очаг.) Словарь личных имён. Веста ы, ж. Заимств. Производные: Весточка; Вета. [В римск. мифологии: Веста … Словарь личных имен

    Веста - (Уссурийск,Россия) Категория отеля: Адрес: Ленинградская Улица 52 Б, Уссурийск, Россия … Каталог отелей

    Гестия Словарь русских синонимов. веста сущ., кол во синонимов: 5 астероид (579) богиня … Словарь синонимов

    веста - ы, ж. veste f. 1. В средние века куртка с узкими длинными рукавами, не сшитыми, а скрепленными по локтевому шву в нескольких местах. Мерцалова 1 525. 2. Вид камзола. Культ. 18 в. 1981 60. По окончании обеда, дал он <Суворов> мне весьма… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    В римской мифологии богиня домашнего очага, культ которой отправлялся жрицами весталками. Соответствует греческой Гестии …

    Одна из крупнейших (диаметр 555 км) малых планет (.4), открыта В. Ольберсом (Германия, 1807). Расстояние Весты от Солнца изменяется от 2,2 до 2,6 а. е … Большой Энциклопедический словарь

    - (иноск.) цѣломудренная дѣвица, хранительница прекраснаго, чистаго, священнаго огня. Ср. Ты моя муза, говорилъ Александръ Надинькѣ: будь Вестою этого священнаго огня, который горитъ въ моей груди; ты оставишь его и онъ заглохнетъ навсегда.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

В Древнем Риме существовали жрицы, служащие богине Весте. Женщины-весталки Древнего Рима, занимавшие это положение, пользовались безотлагательными привилегиями в обществе, личной неприкосновенностью и получали высокое жалованье. В средствах массовой информации основной упор в описании их образа жизни ставится на непременное наличие у весталки девственности, что хоть и является основной особенностью данной профессии, но не раскрывает большинства её специфических черт.

Происхождение жреческого культа Весты и его особенности

Как было отмечено выше, весталки - это жрицы богини Весты, происхождение культа которой теряется в веках. Известно только, что он родственен греческому культу священного огня, охраняемого старыми девами.

Предполагается, что институт весталок создал упорядочивший религиозные догмы и установивший такие обязанности весталок, как поддержание и разжигание священного огня, хранение святынь и частных сокровищ, а также проведение жертвоприношений богине Весте.

Условия подбора кандидаток на должность весталки

Непрерывно культ обслуживали шесть весталок, выбиравшихся по мере жизненной ротации посредством жеребьёвки из двадцати здоровых девочек возрастом 6-10 лет, происходивших из патрицианских семей и постоянно проживавших с семьями на территории Италии.

В процессе обряда посвящения юная весталка проходила через атриум Весты, где подвергалась процедуре обрезания волос как подношению священному дереву, на которое волосы затем вешались. Возраст священного дерева в Риме в эпоху Плиния Старшего уже перешёл за половину тысячелетия. После этого посвящённая весталка, одетая во всё белое, получала второе имя «Возлюбленная», прибавлявшееся к её римскому имени, и начинала своё обучение в святилище.

Ей предстояло пройти этапы обучения, службы и наставничества, в общей сложности составлявшие 30 лет. После окончания службы весталка становилась свободной и могла даже выйти замуж, но при получении статуса римской матроны она теряла все свои права и привилегии.

Права и обязанности весталки как жрицы

Поддержание священного огня Весты в Риме расценивалось как Свет империи, его гасили только в первый день нового года, его затухание считалось катастрофой, подобной имперскому краху. В этом случае огонь приходилось разводить вручную трением дерева о дерево, а провинившуюся весталку наказывали бичеванием. Поэтому весталки Древнего Рима в сознании римлян являлись слугами богини, радеющими за процветание империи.

Весталкам преподносились богатейшие дары, которыми они распоряжались по своему личному усмотрению. Они владели огромными имениями, приносившими им большой доход; императоры подносили им щедрые подарки. Кроме того, при вступлении весталки в должность, она получала от семьи крупную сумму.

Оскорбление весталки - даже на уровне бытового хамства - каралось смертной казнью.

Ещё один образ весталки - это образ божественной судьи. При случайной встрече с осуждённым последнему выносилось помилование.

Девственность как залог божественной чистоты

Основой жреческого культа Весты была девственность жриц, олицетворение непорочной божественной чистоты, окружающей и оберегающей священный огонь. Весталки это осознавали в полной мере, давая обет непорочности при вступлении в услужение богине.

Наказание весталки за нарушение обета безбрачия было крайне сурово - оно каралось погребением заживо. Однако в Риме казнь весталки считалась тяжелейшим грехом, поэтому обвинённую проносили через город, привязанную ремнями к сидению, в глухих носилках. Окружающими людьми факт происходящего воспринимался как тяжелейшее горе. На месте погребения выкапывалось небольшое углубление, имеющее форму тоннеля, по прибытии к которому весталка развязывалась рабами и после чтения молитвы верховным жрецом молча спускалась в тоннель, где затем и замуровывалась с однодневным запасом пищи и воды.

Надо сказать, что нередки были случаи и оправдания весталок. После суда они получали предписание, корректирующее их внешний вид и манеры.

Ежедневная и общественная жизнь весталки

Дом весталок вместе с храмом Весты составлял единый функциональный комплекс. Известно, что он представлял собой атриум, окружённый двухэтажными портиками на колоннах. Помещения были сложены из кирпича и построены в два этажа, ничем не отличаясь от простого римского жилого дома. Однако наличие огромного просторного зала для торжественных приёмов говорит о том, что здание также использовалось в административных целях.

Весталки были желанными и обязательными гостями на главных проходящих в Риме торжествах. Во время шествия по улицам города впереди весталок всегда шёл ликтор, осуществлявший парадные и охранные функции. По некоторым случаям весталки ехали на колесницах.

Образ весталки в искусстве

Весталки в искусстве известны ещё со времен существования культа. Самые известные из них позировали скульпторам, а их готовые статуи устанавливались в приёмных залах, в том числе в доме самих весталок.

Весталки - и слуги богини, поэтому они носили одинаковую одежду, которой являлись белого цвета и повязка, надеваемая на голову. В таком одеянии их часто изображали на полотнах художники.

В литературе также был запечатлён преданный своим идеалам образ весталки. Верность своему культу и народу Рима в полной мере раскрывается в одном из самых нашумевших романов прошлого века. Романом "Весталка" Николай Никонов охватывал по действию почти четверть века; он первым написал книгу, касающуюся жизни жриц в лоне героической эпохи. Данная книга, написанная в двух частях, не раз подвергалась нападкам публики и критики за её "мрачность" сюжета и прямолинейность повествования. Однако символом прошедшей милитаристической эпохи всё-таки стал Никонов, "Весталка" которого подняла одну из самых трагичных проблем в истории человечества - противостояние женщины и войны.

Пожар в храме Весты. В храм Весты могли входить только женщины. И служили там тоже женщины - весталки, жрицы Весты. Конечно, ни один мужчина не имел доступа в священное хранилище. Говорят, однажды в храме Весты случился страшный пожар. Весталки в ужасе метались по двору храма, не зная, как бороться с огнем, страх отнял у них все силы. Верховный жрец (Великий понтифик) Метелл, случившийся при этом, напрасно призывал их спасать святыни — девы только плакали все громче, да, упав на колени, горестно заламывали руки. Тогда Метелл понял, что спасать святыни должен он, но при этом ему придется совершить запретный поступок и войти в храм. «Так пусть же на одного меня обрушится кара богов, но Риму мое преступление будет спасением!» — воскликнул он и бросился в горящий храм. Ему удалось спасти святыни, но сам он ослеп — то ли от жара бушующего пламени, то ли из-за гнева богини на то, что он видел запретные предметы. Однако затем зрение к нему вернулось — богиня простила его грех, потому что он спасал от гибели то, что находилось в ее храме. Римляне тоже не забыли подвиг и самопожертвование Метелла. Ему, единственному в Риме, было дано право приезжать на заседания сената в повозке, а не приходить, как это делали другие сенаторы.

Подготовка весталок. Огонь в храме Весты должны были поддерживать шесть жриц, которых, как уже говорилось, называли весталками. К такому важному занятию их начинали готовить с детства. Шестерых девочек в возрасте от 6 до 10 лет выбирали из самых знатных семей. Избранницы не должны были иметь никаких физических недостатков, их родители должны были быть живы и не замешаны ни в каких постыдных делах. Затем совершался обряд посвящения богине: девочкам обрезали волосы и помещали локоны в качестве дара (жертвы) на священное дерево, которое так и называлось — «древо волос», самих девочек одевали в белые одежды, которые символизировали невинность и безбрачие, а к их имени прибавлялось второе — Амата.

Весталка

В течение 10 лет девочки обучались у старших весталок, затем 10 лет служили богине, еще 10 лет они должны были посвятить воспитанию и обучению вновь принятых девочек. Весталки не имели права выходить замуж, нарушать строгие правила поведения — ведь своевольным поступком они могли навлечь гнев богини на все государство. Самыми тяжелыми проступками весталки были два: если по ее небрежности погас священный огонь и если она нарушила свой обет девственности.

Наказания весталок. За погасший огонь весталку подвергали порке розгами, причем наказание осуществлял сам верховный понтифик — глава римской религии. Наказание это было жестоким, пороли до крови, а могли запороть и до смерти, но куда более жестоким было наказание за нарушение обета! Сама Веста, как и греческая Гестия, считалась богиней-девой, богиней безбрачной. Именно поэтому такой обет давался и ее служительницами. Нарушить его — значило страшно оскорбить богиню. Если все-таки такое случалось, то мужчина, с которым весталка согрешила, наказывался смертью, а ее в закрытых носилках доставляли на «поле преступников», где помещали в подземный склеп. Ей оставляли немного воды и хлеба, а потом склеп запирали и засыпали землей. Согрешившая весталка оказывалась погребенной заживо!

Почет весталкам. Страшные наказания ждали провинившуюся весталку, зато и почет тем жрицам, которые честно исполняли свой долг, был велик! Все должны были уступать весталкам дорогу; человека, посмевшего оскорбить служительницу Весты, карали смертью. Было у весталок и право помилования: если на казнь вели преступника, и на пути встречалась весталка, ему сохраняли жизнь (правда, весталка должна была поклясться, что встретила его случайно). В театре и на зрелищах весталкам принадлежали лучшие места, а кроме того, только они из всех римских жрецов получали от государства нечто вроде жалования — деньги за свою службу.

Весталка Эмилия. Так как от служения весталок зависело благополучие Рима, контроль за ними был строгий, и бывали случаи, когда на них падали ложные обвинения. Но тут, верили римляне, на помощь им приходила сама богиня, являя чудеса, доказывавшие их невиновность. Рассказывали, например, что весталка Эмилия, служившая в храме тридцать лет и бывшая в то время старшей весталкой, поручила наблюдение за огнем молодой неопытной жрице, по небрежности которой огонь погас. Римляне испугались, что все это произошло из-за какого-то греха Эмилии и она была бы приговорена к смерти, если бы строгая богиня не услышала ее мольбу. Эмилия, перед всей коллегией понтификов и остальными девами, взмолилась: «О Веста, охраняющая город римлян! Если я честно служила тебе почти тридцать лет и сохранила душу чистой, а тело нетронутым, приди ко мне на помощь! Не дай погибнуть своей жрице! Если же я в чем-либо виновата, накажи меня одну, а город избавь от позора!» С этими словами она бросила на потухший очаг полоску ткани, оторванную от ее одежды. И произошло чудо! Угли, в которых давно не было огня, вспыхнули ярким пламенем, и всем стало ясно, что подозрения были напрасными.

Тукция. Другую весталку, по имени Тукция, некий римлянин ложно обвинил в утрате целомудрия. Все было очень убедительно, нашлись даже какие-то свидетели, и, казалось, девушка обречена на смерть. Но она, будучи сильной духом, не отчаялась, а вместе с великим понтификом пошла вниз к Тибру. Там она перед всем народом зачерпнула решетом из его волн и пронесла воду в этом решете вверх до самого Форума, не пролив из решета ни капли. Так сама Веста показала, что Тукция невиновна. Ее обвинитель понес бы наказание за эту клевету, но он скрылся, и никто его больше не видел.

Клавдия Квинта. И уж совсем чудесной была помощь, оказанная Вестой своей жрице Клавдии Квинте. Ее тоже подозревали в нарушении обета целомудрия. Как раз в это время с Востока в Рим была вывезена статуя Матери богов и корабль, везший эту статую, застрял, направляясь вверх по течению Тибра. Сдвинуть с места его никому не удавалось, но, опять из священных Сивиллиных книг, узнали, что его может свести только рука чистейшей женщины. Именно тогда весталка Клавдия взмолилась богине, чтобы она, если считает ее чистой, помогла ей. Привязав свой пояс к кораблю, она сдвинула его и повезла изображение Матери богов, а римляне удивлялись одновременно и обнаружению воли богини и непорочности девушки. Так рука слабой, но непорочной весталки при помощи богини сделала то, что были не в состоянии сделать тысячи мужчин.

Адрес: Италия, Рим, Римский Форум
Координаты: 41°53"30.2"N 12°29"10.2"E

Содержание:

Краткое описание

Храм Весты (Tempio di Vesta) – одно из наиболее древних и значимых культовых сооружений Рима . Это некогда величественное строение, от которого к настоящему времени остались одни развалины, было возведено на знаменитом Римском Форуме и посвящено богине Весте, хранительнице домашнего очага.

Общий вид храма Весты

Римский Форум (Forum Romanum) – площадь в центральной части Древнего Рима – служил в те времена местом сосредоточения всей общественной жизни горожан и постепенно обрастал все большим количеством значимых для них монументов, зданий и сооружений. Храм Весты стал одним из них и расположился в его юго-восточной части неподалеку от храма Цезаря.

Он составил единый архитектурный комплекс с Домом Весталок и был функционально и топографически объединен с резиденцией Великого понтифика – Регией. В нем вечно горел Священный огонь, и хранились важнейшие святыни Римского государства, по преданиям, доставленные сюда из Трои Энеем. Главной из них была деревянная статуя Паллады, которую в римской мифологии отождествляют с богиней Минервой, а в греческой – с Афиной. И которая, являясь по сути талисманом для места, в котором хранится, служила оберегом для этого города во время Троянской войны. Этот античный палладиум и другие, священные для римлян предметы, с тех времен были надежно спрятаны в тайнике храма Весты (предположительно в глубине его подиума), попасть в который было возможно только из святилища. Изображения самой богини Весты в этом культовом месте никогда не было, ее олицетворял здесь вечно горящий Священный огонь .

Вид храма со стороны храма Диоскуров

Культ Весты в Древнем Риме

Богиня Веста – покровительница домашнего очага и хранительница жертвенного огня (в греческой мифологии известная под именем Гестия). Ее культ в Риме по разным преданиям возник благодаря основателю и первому царю этого города Ромулу или, что вероятнее всего, его второму царю – Нуме Помпилию, правившему с 715 по 673 год до н. э., и построившему здесь посвященный Весте храм с жертвенником, огонь в котором символизировал силу и бессмертие Вечного города, незыблемость Римского государства и неизменность его порядков и устоев. Поэтому, чтобы Священный огонь не потухал, он постоянно поддерживался сначала дочерьми царя, затем шестью жрицами богини – девственницами-весталками.

Каждый год 9 июня в Риме отмечался праздник Весты, римляне босиком приходили в храм, приносили своей богине жертвы, просили у нее покровительства и заступничества для своего города и своих домашних очагов. В этот праздник было запрещено заставлять работать ослов, так как по преданиям крик этого животного разбудил богиню в тот момент, когда ей грозила опасность (ее намеревался обесчестить Приап).

В своих крайне редко встречающихся скульптурах богиня Веста представлена в виде молодой, богато одетой девушки с покрытой головой. Несколько чаще ее изображения можно было встретить на монетах: с палладиумом, факелом, скипетром, патерой (блюдом для жертвоприношений).

Вид храма со стороны Дома весталок

Весталки – самые почитаемые жрицы Древнего Рима

Главной обязанностью весталок было поддержание жертвенного огня в храме Весты . Считалось, что пока он горит, с городом не может произойти ничего плохого. За потухшее пламя весталки жестоко наказывались плетьми. Лишь раз в год этот огонь намеренно гасился и тут же зажигался вновь – на Новый год (он отмечался тогда в Риме 1 марта), тогда же весталками обновлялись ветви лавра в храме. От нового пламени римляне зажигали огонь в очагах римских курий.

Помимо этого весталки отвечали за проведение посвященных богине ритуалов и были главными хранительницами священных символов города и государства. В дни празднования в честь Весты (весталии) они торжественно выносили из храма пепел от Священного огня и сбрасывали его в Тибр.

Для посвящения в жрицы богини Весты выбирали исключительно девочек благородного происхождения в возрасте 6-10 лет, без пороков и изъянов. Они должны были исполнять возложенные на них обязанности в течение следующих трех десятков лет: первый десяток обучались, второй – служили, третий – обучали других. Подчинялись они непосредственно верховному жрецу, который возглавлял Коллегию понтификов.

Звание жрицы Весты приносило весталкам множество бонусов положения: они имели в Риме большой почет, уважение и влияние в обществе – им доверяли на хранение ценности и документы, они могли даровать жизнь осужденным на смерть и побежденным гладиаторам (в отсутствие на бое императора). Плюс такие материальные блага и привилегии, как дом с садом, приличное состояние, места в императорской ложе, передвижение по городу на колеснице и др. За особые заслуги весталкам ставились статуи, а за их оскорбление посягнувшему на их честь и достоинство грозила смертная казнь. Расплачивались они за то, что имели, обетом целомудрия на весь срок службы. За его нарушение весталкам полагалась жестокая смерть – лишившуюся девственности жрицу заживо хоронили (закрывали в специально вырытой землянке с небольшим количеством еды и питья), а ее сообщника пороли до смерти. Но по окончании 30 лет службы в храме весталки получали право жить обычной жизнью и при желании могли выйти замуж.

Существует легенда, по которой Рея Сильвия, мать основателей Рима Ромула и Рема, тоже была весталкой и поплатилась жизнью за то, что нарушила данный ею обет целомудрия.

Первоначально (в VII в до н.э.) храм Весты на Римском Форуме был построен в полном соответствии с духом и стилем римских жилищ того времени – представлял собой глинобитное сооружение, покрытое соломой и тростником . История существования храма насчитывает множество случаев, когда он подвергался опасности разрушения, разграбления и пожаров, а потому неоднократно перестраивался и восстанавливался. Историками выделяется семь этапов в его существовании и, соответственно, семь вариантов самого строения. Первым считается храм из глины, вторым – из кирпича. Он был серьезно поврежден в результате пожара в 390 г. до н. э. и отстроен уже из камня в комбинации с деревом, но и ему не удалось избежать разрушения, виной которому – пожар 241 г. до н.э. Восстановленный в очередной раз, храм снова едва не сгорел в 210 г. до н.э., когда во время пожара пострадало множество зданий вокруг него. Своим спасением храм Весты тогда оказался обязан 13-ти рабам, получившим свободу за этот свой подвиг. В таком виде сооружение просуществовало более 200 лет, после чего снова пострадало в огне, а затем было перестроено на этом же месте, но уже в мраморе. Еще раз храм практически полностью сгорел в великом пожаре 64 г. н. э., после чего спустя всего лишь год был вновь восстановлен Нероном.

И последний раз храм богини Весты после очередного сильного пожара в 191 году был подвергнут реконструкции, осуществленной Юлией Домной, женой римского императора Септимия Севера. С этого момента храм стал представлять собой то круглое каменное сооружение в форме толоса на высоком подиуме, с колоннадой и коническим куполом из металла, развалинами которого мы сегодня и любуемся на Римском Форуме. Храм Весты перестал действовать в 394 году, когда последний император единой Римской империи, Феодосий I Великий, наложил запрет на языческое вероисповедание. С того времени он медленно, но верно приходил в упадок.

Храм был обнаружен и идентифицирован итальянским археологом Родольфо Ланциани в результате раскопок 1877 года. В ходе дальнейших раскопок конца XIX века были обнаружены подиум и различные архитектурные фрагменты стен, колонн, пилястров, относящиеся к последней реставрации Юлии Домны. Эти находки вместе с монетами и рельефами, изображающими храм Весты, позволяют достаточно точно реконструировать это античное сооружение . Храм был беломраморным, имел 20 колонн в римско-коринфском стиле, соединенных между собой металлическими решетками, а также облицованный мрамором подиум и куполообразную крышу с отверстием посередине для выхода дыма от Священного огня.

Храм Весты (Tempio di Vesta) – один из древнейших в Риме храмов, посвященный богине-покровительнице домашнего очага и расположенный в (Foro Romano) на юге Священной дороги (Via Sacra).


История храма началась в VII веке до нашей эры, предположительно при царе Нуме Помпилии. В течение веков он много раз горел и восстанавливался вновь, пока наконец не появилось круглое сооружение с фасадом из белого мрамора, окруженное двадцатью коринфскими колоннами, возвышающееся на подиуме. В 64 г. н.э. в Риме случился большой пожар, храм богини снова горел, но был сразу же восстановлен.

Современный Римский Форум сохранил остатки храма Весты, реконструированного после пожара, случившегося в 191 году. Восстановлением занималась Юлия Домна, жена императора Луция , большая почитательница богини. При императоре Феодосии I было запрещено язычество (394 год), и культ Весты ушел в прошлое, а храм разрушился, и только его руины, найденные во время раскопок 1877 года, напоминают о том уважении, которое питали римляне к богине семейного очага.

Культ Весты

Веста, дочь бога – олицетворение домашнего очага, покровительница семьи, самая уважаемая из античных богинь. Она не вышла замуж ни за сватавшегося к ней Аполлона, ни за Меркурия и поклялась головой Зевса сохранить девственность. За нерушимость обета Зевс приказал почитать ее во всех храмах и первой приносить дары на семейных очагах, куда по традиции ставили и изображения других божеств. Саму Весту почти никогда не изображали: она всегда присутствовала среди семьи, собравшейся у очага, в виде горевшего там огня.

Огонь, постоянно горевший на жертвеннике в храме Весты, символизировал вечность Рима, незыблемость государства и его порядков.


В «святая святых» храма был устроен тайник, где хранилась одна из самых важных городских святынь – Палладиум, деревянное изображение Афродиты, принесенное из Греции предком Ромула и Рема – Энеем . Раз в год в первый день нового года, огонь торжественно возжигался вновь либо при помощи увеличительного стекло от солнечного света, либо трением, чтобы он имел природное происхождение. За ним следили сначала царские дочери, а затем эта обязанность перешла к жрицам культа богини – весталкам.

Весталки

Шесть весталок – жриц Весты, избирали из числа девочек от 6 до 10 лет, дочерей свободных уважаемых граждан (патрициев), и оставляли при храме в течение тридцати лет. Первые десять лет вновь избранные учились, последние – обучали новеньких, и только десять лет занимались собственно служением. Имена многих весталок известны, их статуи веками украшали храм.

Обязательным условием для весталок было сохранение девственности. Служительницу культа богини Весты, нарушившую обет, хоронили заживо на «поле злодеев» , причем несли ее туда при полном молчании публики в закрытых носилках, а в могилу, куда ставили кровать, лампу и немного еды, она должна была сойти сама. Ее соблазнителя ждала не менее печальная участь: за святотатство его забивали розгами до смерти. Но после окончания срока служения весталка могла выйти замуж, и это было большой честью для ее избранника.

За 11 веков существования культа только тринадцать весталок нарушили обет, но это не значит, что остальные боялись уготованной отступницам смерти. Весталки пользовались в Риме огромным уважением, и где бы ни появлялись, им доставались самые почетные места, а одна только встреча с ними по пути к месту казни могла подарить осужденному жизнь.

Голова осла

На лампах в святилищах Весты сохранились изображения ослиных голов в память о том, как осел своим криком разбудил спящую богиню и спас ее от позора – ею хотел овладеть полубог Приап, покровитель плодородия. В память этого события в Риме было установлено празднование: ежегодно 9 июня римляне приходили в храм Весты с дарами и не имели права в этот день заставлять работать своих ослов.

Как добраться

До храма Весты и Дома весталок в Риме можно легко добраться пешком от (Colloseo), который находится совсем рядом с Римским Форумом, от площади Венеции (Piazza Venezia), от Капитолийского музея (Museo Capitolino) на Piazza del Campidoglio. Ближайшая – Colloseo, линия B.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ