Какие государства расположены на территории бывшей финикии. Кто такие финикийцы: происхождение, история, культура


Финикия владела лишь небольшим кусочком суши. На зато корабли финикийцев бороздили все Средиземное море, бывали на берегах Испании, Северной Африки и, возможно, даже выходили в Атлантический океан. Во всех портах Средиземноморья финикийские купцы вели интенсивную торговлю, а финикийские пираты прославились своей отчаянной храбростью. Именно с морем была неразрывно связана жизнь финикийцев, а саму Финикию вполне можно назвать первой великой морской державой древности и о ней наша сегодняшняя статья.

Где находится Финикия

Но давайте сперва ответим на вопрос, где находилась древняя Финикия на карте. Находилась Финикия на восточном побережье Средиземного моря на территории таких современных стран как Ливан и Сирия. Во время господства территория Финикии была преобразована в римскую провинцию «Сирия», а позже финикийцы и вовсе слились с сирийским населением.

Финикия на карте мира.

История Финикии

Кем были первые финикийцы достоверно неизвестно. Хотя предки их проживали на территории государства Финикия еще в ІІІ тысячелетии до н. е. о чем свидетельствуют археологические раскопки.

Геродот и другие античные историки в качестве места происхождения финикийцев называют острова в Персидском заливе. И действительно, многие современные исследователи отмечают сходство языков ханаанейских (на которых собственно говорили финикийцы) и южно-аравийских. Разделение, возможно, произошло в ІV тысячелетии до н. е., когда часть южно-аравийских племен поселилась на восточном побережье Средиземного моря, месте во всех отношениях отличном. Природа давала древним финикийцам все возможности для благодатной жизни, земли, хотя было и немного, но та что была, славилась своей плодородностью, влажные морские ветры приносили дожди, делая тем самым ненужным искусственное орошение. Издревле в садах и огородах финикийцев росли финики, оливки, виноград, а по лугам бегали козы и овцы. Одним словом благоприятный климат Финикии был, безусловно, одним из главных достояний этой страны.

Благодатные условия для жизни привели к тому, что примерно в ІІІ тысячелетии до н. е. на территории Финикии начинают появляться большие и развитые города: Угарит и Арвад на севере, Тир и Сидон на юге, Библ в центре. Вскоре финикийские города превратились в культурные и торговые центры древнего мира, а появление их фактически означает начало расцвета финикийской цивилизации.

Что же касается происхождения самого названия «Финикия», то по одной версии оно происходит от древнегреческого слова «φοινως» что означает «пурпур», дело в том, что именно Финикия была поставщиком пурпурной краски, которая изготовлялась из специальных моллюсков, обитающих у ее берегов. По другой версии название «Финикия» происходит от египетского слова «фенеху», что означает «строитель кораблей».

Наибольшего рассвета Финикия достигла с выходом ее жителей в море. Финикийцы начали строить свои знаменитые большие килевые корабли, до 30 метров в длину, оснащенные также тараном и прямым парусом.

Примерно так выглядел финикийский корабль. На этих кораблях финикийские мореплаватели бороздили Средиземное море, финикийские купцы же начали вести интенсивную торговлю во всех портах Средиземноморья.

И вот уже финикийцы начинают основывать свои первые колонии: Кадис на побережье Испании, Утика на африканском побережье (современный Тунис), Палермо на Сицилии. На островах Сардиния и Мальта также сохранились остатки древних колоний финикийцев. Но самой знаменитой в истории оказалась финикийская колония Карфаген, в свое время дававшая прикурить даже римлянам (смотрите пунические войны). А вот интенсивное кораблестроение финикийцев имело одно из неприятных побочных последствий – исчезновение кедровых лесов Ливана, вырубленных практически под корень в качестве кораблестроительного материала.

Торгово-морская вольница финикийцев закончилась в VIII веке до н. е., когда Финикия была завоевана Ассирией. Финикийцы сдались практически без сопротивления, они скорее были готовы платить дань более могущественным соседям, при условии, что те не будут мешать их торговле, нежели вести кровопролитные войны за независимость.

С падением Ассирии Финикия перешла в состав империи, затем же ее захватили войска Александра Македонского. Тут стоит вспомнить о крупнейшем городе Финикии — Тире, который в это время пережил долгую осаду, и никак не хотел сдаваться знаменитому македонскому полководцу.

Затем Финикия была захвачена уже армянским царем Тиграном, а после уже непобедимыми римлянами, которые превратили эту территорию в римскую провинцию Сирия. В это время Финикия сходит с исторической сцены.

Культура Финикии

Пожалуй, самое значимое культурное наследие древней Финикии для всего мира это алфавит. Да, именно финикийцы первыми придумали алфавит в его классическом понимании, распространили его по всей тогдашней ойкумене и так он стал в основе всех существующих поныне систем письма.

Финикийский алфавит – первый алфавит в истории.

Также финикийцы прославились производством пурпурной краски, которая, как мы писали чуть выше, и возможно дала им название. Почему пурпурная краска имела такое большое значение? Дело в том, что древние греки и многие другие народы Средиземноморья считали пурпурный цвет священным, и ткани пурпурного цвета пользовались большим спросом у них.

Высоко ценились также прекрасные изделия из золота и серебра, сделанные умелыми финикийскими ремесленниками, финикийское вино, изготовленное из лучшего финикийского винограда, знаменитое стекло из финикийского города Сидона, секретами производства которого владел узкий круг людей. Помимо своих товаров финикийцы интенсивно торговали тем, что вывозили из Греции, Египта, Малой Азии, а их порты были центрами международной транзитной торговли.

Относительно политического устройства, то древняя Финикия не была монолитным государством, а подобно древней Греции представляла собой совокупность независимых городов-полисов. Каждый финикийский город-полис был, по сути, отдельным маленьким государством, во главе которого стоял местный царь.

Города Финикии были обнесены стеной, в центре города обязательно находилось святилище и резиденция правителя. Поскольку площадь города была ограничена, дома строились плотно друг другу. Сами дома в Финикии обычно строились из глины, и были двух этажными, на верхних этажах жили хозяева, на нижних содержались различные запасы, кухонная утварь и жили рабы.

Снаружи финикийские дома расписывались специальной цветной штукатуркой. Также в центре улиц финикийских городов выкапывались специальные дренажные каналы, позволяющие содержать город в относительной чистоте.

Власть финикийских царей не была абсолютной, ее ограничивали советы городских старейшин. А на многие государственные должности претенденты и вовсе назначались через выборы, причем что интересно в выборах могли принимать участие только богатые граждане, бедняки права голоса не имели (на наш взгляд довольно мудрая система, ведь голоса «голотьбы» можно было подкупить разными подачками чем не раз пользовались в истории, как прошлого, так и совсем недавнего времени, в том числе и увы в нашей стране). Как мы видим, хотя во главе финикийского города-полиса и стоял номинально царь, по своему характеру финикийское общество было более склонно к демократии, нежели восточному деспотизму.

Религия Финикии

Религия древней Финикии была часть языческих семитских культов, которые отправлялись специальной кастой жрецов, занимающих особое положение в финикийском обществе. Что интересно знаменитый иудейский храм Соломона был построен по образу финикийских храмов, а в постройке его принимали непосредственное участие инженеры из финикийского города Тира (мудрый царь Соломон зная сколь высоко финикийское искусство в строительстве пригласил лучших мастеров оттуда).

Вот только различие между финикийской и иудейское религией было кардинальное, если иудеи верили в одного Бога, то финикийцы поклонялись целому пантеону богов. Многие из финикийских богов были взяты из религии древнего Египта и древней Греции, получив только финикийские имена: Молох, Мелькарт, Астарта и т. д.

Финикия, видео

И в завершение интересный документальный фильм об истории древней Финикии.


Население Финикии составляли финикийцы (финикияне). Упоминание о финикийцах встречается в египетских надписях уже в середине III тыс. до н.э. как «фенех». Древние греки видоизменили египетское название на «фойникес», что в переводе с древнегреческого означает «красноватый», «смуглый». Предположительно финикийцы – ханаанская ветвь западно-семитических племен, пришедших от берегов Эритрейского моря (совр. Аравийское море – полузамкнутое море Индийского океана, между полуостровами Аравийским на западе и Индостан на востоке). Однако, по упоминаниям римских и греческих ученых, знакомых с трудами финикийских историков, последние считали финикийцев туземными племенами восточного Средиземноморья.

К концу III тыс. до н.э. образовываются небольшие рабовладельческие государства с центрами в портовых городах. На месте города-государства Угарит, расположенного на материковой части напротив северо-восточной оконечности острова Крит, найдены многочисленные предметы и клинописные таблички, дающие нам представление о финикийской культуре и быте той эпохи.

В названиях финикийских городов отразилась особенность рельефа страны – город Библ (по-финикийски – Гебал) означает «гора»; город Тир (Цур) – «скала» и т.д.

Южнее Угарита находился островной город Арвад; Библ, тесно связанный с Египтом как в торговом, так и в культурном плане – египетские цари XVIII династии использовали Библ в качестве своего опорного пункта на восточном средиземноморском побережье; Сидон и Тир, часто враждовавшие между собой, были окружены скалами, что защищало их от нападения внешних врагов. Тир располагался как на материковой части, так и на островной – это позволяло населению города перебираться на остров в случае вражеского вторжения.

Расцвет финикийских городов II – начало I тыс. до н.э.

Финикийцы были искусными кораблестроителями и обладали отличным рыболовецким, торговым и военным флотом. Финикийцы первые в истории начали использовать рабов на гребных судах – «галерах», название которых вошло во все европейские языки.

Финикийцы занимались рыбной ловлей и торговали сушеной рыбой. Центр торговли древесиной находился в Библе – дубовые и кедровые леса Ливана служили корабельным и поделочным материалом. Важную роль в финикийской торговле играло оливковое масло высокого качества и вино. Даже происхождение слова «вино» приписывают финикийцам (от финикийского «йайан», хеттское – «вийана», греческое – «войнос», латинское – «винум»). Финикийцы были искусными ремесленниками, ювелирами, стеклодувами. Произведения финикийского ювелирного искусства имели большой спрос в странах Ближнего Востока и Египта.

В середине II тысячелетия финикийские города-государства включаются в состав могучей Египетской державы.

Финикийская колонизация – начало I тыс. до н.э.

В начале I тыс. произошло ослабление Египетской державы периода Нового царства, и финикийские города-государства – Арвад, Библ, Сидон, Тир и др. вновь обретают независимость. Около 950 до н.э. гегемония переходит к Тиру, расцвет которого происходит в правление царя Хирама I. На этот период приходится возвышение финикийских городов и колоний в Северной Африке, Южной Испании, Западной Сицилии, Сардинии. Бурно развиваются ремесло и торговля. Финикийцы активно торгуют сирийской шерстью, окрашенной в знаменитый финикийский пурпур, стеклянными изделиями и ювелирными украшениями. В целом, после распада Египетской державы в IX–VII до н.э., бóльшая часть египетской торговли перешла в руки финикийцев.

При тирском царе Хираме I, согласно разным источникам, финикийцы колонизировали прибрежную средиземноморскую полосу Африканского континента (современный Тунис) и по преданию ок. 815 до н.э. основали знаменитый финикийский Карфаген. Обладая исключительно выгодным географическим положением, Карфаген уже на раннем этапе возникновения превратился в один из крупнейших средиземноморских торговых центров – он вел торговлю с Египтом, греческими государствами, итальянской Этрурией, Сицилией, Сардинией.

По преданию, во второй половине VII в. до н.э. финикийские мореплаватели по просьбе египетского фараона Нехо совершили беспримерное путешествие, начав свой путь от Красного моря и, обогнув Африканский континент, возвратились в Египет через Гибралтарский пролив.

Упадок финикийских городов (вторая половина I тыс. до н.э.)

В VI в. до н.э. правитель могущественной Ассирийской державы Тиглатпаласар III подчинил своей власти почти все финикийские города-государства в восточном Средиземноморье. Зыбкую независимость оставляли за собой островные города Арвад и Тир. Завоевание Ассирией легло тяжким бременем на Финикию. Город Сидон был полностью разрушен ассирийцами, и большая часть населения была взята в плен и превращена в рабов.

Однако уже в начале V в. до н.э. Ассирийская держава пала под ударом Нововавилонского царства. Город Тир заключил союз с Египтом. В ответ на это вавилонский царь Навуходоносор осадил город. Осада продолжалась несколько лет, и тиряне, несмотря на то, что вавилонянам так и не удалось захватить город, были вынуждены признать власть вавилонского царя.

Ученый мир познакомился с финикийской цивилизацией только в XIX веке, но с тех пор не проходит и десятилетия, чтобы он не открыл в ней какую-нибудь очередную тайну. Оказывается, древние жители восточного побережья Средиземного моря изобрели алфавит, радикально усовершенствовали кораблестроение, проложили маршруты до самых пределов известного в их эпоху мира даже существенно раздвинули эти пределы. В определенном смысле они стали первыми «глобализаторами» — связали Европу, Азию и Африку всепроникающей паутиной торговых путей. Но в награду за все это финикийцы прослыли бессердечными, лживыми, бессовестными людьми и к тому же изуверами, приносящими своим богам человеческие жертвы. Последнее, впрочем, было правдой.

В 1860 году вместе с французским экспедиционным корпусом в Ливане высадился известный историк Эрнест Ренан, будущий автор знаменитой «Жизни Иисуса». Он знал, что когда-то здесь находились города таинственного народа финикийцев, о котором часто упоминается в Библии и в трудах античных авторов. И вскоре нашел их - на побережье. Руины стояли, заросшие густой травой, и никого особенно не интересовали. Один из этих городов, рядом с которым примостилось теперь небольшое арабское селение Джубайль, француз идентифицировал как легендарный Библ , или Гебал. Там ему даже удалось найти несколько древнеегипетских надписей на табличках и статую рогатой богини.

Впрочем, находки эти были не слишком впечатляющими, так что на много лет о Финикии снова забыли. Только в 1923 году известный египтолог Пьер Монтэ продолжил раскопки в Библе и открыл четыре нетронутые царские гробницы с золотыми и медными украшениями. Там же обнаружились тексты, записанные уже не египетскими иероглифами, а неизвестным буквенным письмом. Вскоре лингвистам - по аналогии с более поздним древнееврейским, а также некоторыми другими видами письма - удалось расшифровать его. Так началось изучение древней Финикии .

Финикийские города-государства существовали на узком отрезке (всего около двухсот километров) ливанского и сирийского побережий - с небольшими перерывами почти сорок столетий подряд, начиная с IV тысячелетия до н. э. Естественно, что их архаические названия дают представление в основном об окружающей природе. Тир , к примеру, - это «скала», Сидон (нынешняя Сайда) - «рыбное место». Впрочем, встречаются и позднейшие этимологии, связанные с деятельностью самих жителей: Библ происходит от греческого названия египетского папируса (его отсюда вывозили), Берит (современный Бейрут), - вероятно, от слова «союз», и так далее. Всего археологи насчитывают полтора десятка поселений, и больших, и совсем незначительных, похожих, скорее, на деревни.

Их прославленные обитатели принадлежали к западным семитам (впрочем, историки не вполне уверены в таком этногенезе: возможно, это была и гремучая смесь из шумеров с эламитами, жителями юго-западной части Иранского плоскогорья) и называли себя ханаанеями, а свою родину - Ханааном, «страной пурпура». Такое название, скорее всего, было связано с цветом местных тканей, окрашенных пурпуром морских ракушек-иглянок. Однако главным предметом ханаанского экспорта стали не они, а знаменитый ливанский кедр, которым на Ближнем Востоке отделывали дворцы и храмы.

Греки дали своим торговым партнерам и соперникам другое имя - финикийцы (фойникес), что значит «красноватые» или «смуглые». От него произошло и латинское «пуны», из-за которых войны Рима с финикийским Карфагеном называют Пуническими.

Хребты Ливанских гор не только защищали приморские города от захватчиков, но и отделяли их друг от друга. Вероятно, поэтому за всю историю они так и не создали полноценного единого государства. Каждый город, большой или маленький, был независимым, управлялся собственным царем и поклонялся своим богам . В целом же политическая история Финикии известна мало - хоть ее жители и создали первый алфавит, их свитки до нас не дошли. Во влажном климате Леванта папирус, на котором они писали, хранился недолго. До нас дошли только краткие тексты на каменных плитах и скупые сведения античных писателей. Имеется, правда, и еще один важный источник - переписка финикийских государей с владыками Египта, сохранившаяся в стране фараона благодаря более засушливому климату. Эти обрывки сведений в сочетании с данными раскопок и позволили восстановить судьбы древних рыбацких поселков, которые постепенно обрастали крепостными стенами и обзаводились признаками цивилизации. Первым эту эволюцию претерпел Библ, куда уже в начале III тысячелетия до н. э. фараоны снаряжали экспедиции за древесиной. Еще во времена Снофру, правившего в середине III тысячелетия до н. э., к берегам Нила прибыли из Ливана «сорок кораблей, наполненных кедрами». Кедр использовали не только для строительства, но и как источник душистой смолы. Ею окуривали помещения и для лучшей сохранности пропитывали бинты мумий.

Финикийские корабли
Большинство историков связывают радикальный переворот в кораблестроении с появлением в Средиземноморье «народов моря» в XII веке до н. э. Именно после этого финикийцы начали строить корабли нового типа, способные совершать дальние плавания и нести на себе большой груз. Превосходным материалом для них стал ливанский кедр, а связи с другими странами дали финикийским корабелам возможность заимствовать технические новинки. Их корабли были не плоскодонными, а килевыми, как у «народов моря», что сильно увеличивало их скорость. Мачта по египетскому образцу несла прямой парус на двух реях. Вдоль бортов в один ряд располагались гребцы, а на корме были укреплены два мощных весла, которые использовались для поворота судна. Во вместительный трюм загружали амфоры или кожаные бурдюки с зерном, вином, маслом. Иногда для сохранности трюм заливали водой. Более ценные товары размещали на палубе, которая ограждалась деревянными решетками. На носу корабля закрепляли громадный сосуд для питьевой воды. Длина такого судна достигала 30 метров, экипаж состоял из 20-30 человек. После Х века до н. э. у финикийцев появились специальные боевые суда. Они были легче торговых, но длиннее и выше - гребцы располагались на двух палубах для большей скорости. Над ними возвышалась узкая площадка, защищенная щитами, с которой воины во время битвы обстреливали врага из луков и забрасывали дротиками. Но главным оружием был грозный таран, обитый медью и поднятый над водой. Корма корабля вздымалась вверх, как хвост скорпиона. Большие поворотные весла размещались не только на корме, но и на носу, что позволяло почти мгновенно совершить поворот. Корабль мог перевозить до сотни человек - воинов, команду и гребцов, которыми часто были рабы. Финикийские корабли были лучшими на Древнем Востоке, из них состоял флот Ассирии, Вавилона, Персидской империи. К IV веку значительная часть ливанских кедров была вырублена, что привело к упадку кораблестроения. В результате финикийцы были вытеснены с торговых путей греками, чьи корабли оказались более совершенными.

Схема финикийской триремы:
1. Гребцы верхнего ряда - траниты. Все гребцы должны были работать крайне слаженно: расстояние между концами весел составляло всего 30 см
2. Мачта и парус. При патрульном плавании паруса поднимали, а перед сражением - опускали
3. Сдвоенные кормовые весла для управления судном
4. Капитан триремы - триерарх
5. Малый парус «артемон» располагался на наклонной мачте
6. Рулевой
7. «Всевидящее око» - древний морской символ-оберег
8. Таран
9. Гребцы среднего ряда - зигиты
10. Гребцы нижнего ряда - таламиты

Греко-финикийская трирема, или триера (ок.VI века до н. э.), созданная коринфянами, позже стала основным боевым кораблем Средиземноморья во время Пунических войн (264-146 годы до н. э.). Главным «встроенным» оружием триремы был таран, продолжавший килевой брус. Характеристики корабля: водоизмещение - до 230 т, длина:- 38-45 м, ширина корпуса - 3-4 м, длина весел - 4,25-4,5 м, осадка-0,9-1,2 м

«Пурпурные» паруса

Благодаря торговле с Египтом жители Финикии получили доступ к новейшим достижениям этой древнейшей державы. Их правители накопили немалые богатства, которые, конечно, притягивали алчные взоры соседей. Около 2300 года до н. э. страну захватили родственные семитские народы, принесшие с собой слова «ханаанеи» и «Ханаан». Заселили они тогда и соседнюю Палестину, где стали заниматься привычным сельским хозяйством, а в Финикии, напротив, привыкли к городской жизни и слились с прежним населением. В результате связи с «великим южным соседом» не только не прервались, но и укрепились. Во II тысячелетии до н. э. в Библе и других городах начали производить множество ремесленных изделий - золотые и серебряные фигурки, керамику, а также стекло. Технология его изготовления была «вывезена» из Междуречья , но именно финикийцы довели ее до совершенства. Они первыми научились делать из стекла украшения, посуду и даже зеркала.

Многие из этих маленьких шедевров подражали египетским образцам и производились с явным расчетом на экспорт. Неудивительно, что финикийские товары заполнили весь тогдашний мир - их можно было встретить от Британии до Индии. (Кстати, лакомые плоды финики тоже имеют отношение к финикийцам. Как и название их исторической родины, это слово от греков перешло к русским. А вот в остальных языках утвердилось другое название фиников, происходящее от арабского «датт». Например, английское - «date».)

Причиной подобной товарной экспансии послужило одно ценнейшее приобретение ханаанеев, непосредственно связанное с торговлей. У «народов моря», осевших в Восточном Средиземноморье в XIII веке до н. э., они переняли искусство строить быстроходные килевые суда, способные идти как под парусом, так и на веслах. В результате ливанские мореходы стали истинными владыками средиземных вод и, кстати, изменили расклад сил в самой Финикии. Кедровый Библ уступил теперь первенство Сидону, разбогатевшему на торговле стеклом (оно и дороже древесины, и перевезти его за один рейс можно в большем количестве). А еще чуть позже вперед вырвался Тир, который специализировался на производстве пурпурных тканей. Тирский пурпур ценился на вес золота, что объяснялось большой трудностью его производства - для изготовления одного фунта ярко-красной, не блекнущей с годами краски требовались десятки тысяч раковин.

Судьба Карт-Хадашта
Карфаген , основанный беженцами из Тира в 825 году до н. э., год от года богател благодаря контролю над морскими путями. Карфагенские корабли стерегли пролив между Тунисом и Сицилией, ходили по всему Средиземноморью и даже в Атлантику, привозя оттуда ценные товары. Постепенно карфагеняне подчинили финикийские колонии в Испании и Северной Африке, захватили острова Сардиния и Корсика. Покоренное население платило городу дань и поставляло рабов, которые работали на полях и в ремесленных мастерских. Городом управлял совет знатных купеческих родов, избиравший на год двух «судей» - суффетов. Иногда одно из семейств захватывало власть, но потом соперники свергали его и восстанавливали олигархию. Главным богом Карфагена был врачеватель Эшмун, но не меньшим почетом пользовался грозный Баал-Хаммон - «господин огня». Его супругой считалась богиня Тиннит; в жертву этой паре горожане приносили пленников, а в самых ответственных случаях - собственных детей. К V веку до н. э. население города достигло 100 тысяч человек. Из-за скученности здесь приходилось возводить многоэтажные дома, и позже этот опыт заимствовали римляне.

В своей экспансии Карфаген столкнулся с греками, также основавшими колонии на берегах Средиземного моря. Борьба шла с переменным успехом, пока на стороне греков не выступил крепнущий Рим. В Первой Пунической войне (264-241 годы до н. э.) карфагеняне потерпели поражение и лишились Сицилии и Сардинии. На море они по-прежнему были сильны, но на суше их армия, состоявшая из наемников, легко обращалась в бегство. В 241 году до н. э. наемники восстали в самом Карфагене, соединившись с местными жителями - ливийцами.

Город спас полководец Гамилькар Барка, который создал новую армию из карфагенян и захватил Испанию, превратив ее в плацдарм борьбы против Рима. В 218 году до н. э. сын Гамилькара Ганнибал вторгся с большим войском в Италию, уничтожив римские легионы в нескольких сражениях. Битва при Каннах (216 год до н. э.) стала хрестоматийным примером окружения и уничтожения вражеских сил - в ней погибли 30 тысяч римлян. Но Ганнибалу не хватило сил для взятия Рима, и он был вынужден покинуть Италию. Создав мощный флот, римляне высадились в Африке и в 202 году до н. э. разгромили карфагенян при Заме. По мирному договору Карфаген терял все свои владения и сокращал армию. Он также обязался выдать врагам Ганнибала, однако непобедимый полководец успел бежать из страны. Карфаген постепенно пришел в упадок, но продолжал страшить римлян. В 149 году до н. э. они объявили городу новую войну и через три года взяли его штурмом. Почти все карфагеняне были уничтожены, здания разрушены, а развалины засыпаны солью в знак вечного проклятия. Позже здесь существовал римский город, уничтоженный варварами в VI веке. Сегодня раскопанный археологами Карфаген превращен в музей, который ежегодно посещают сотни тысяч туристов.

Карфаген должен быть…построен

Однако за процветанием наступил (в XIV веке до н. э.) иной период. С востока на Финикию обрушились кочевые племена амореев, а с юга - древние евреи (хабиру), которые огнем и мечом прошли по Палестине, изгнав оттуда ханаанеев. Египет, ослабленный внутренней смутой, которую вызвал религиозный переворот Эхнатона, не смог помочь своим союзникам. Тщетно правитель Библа Риб-Адди взывал к фараоновым вельможам: «Пришлите скорее войска, чтобы спасти меня!» Брошенный на произвол судьбы, он был убит, а остальные финикийские цари поспешили признать власть пришельцев. Вскоре, правда, страна на некоторое время вернулась в орбиту египетской политики, но теперь ей постоянно угрожали новые и новые завоеватели - хетты, «народы моря», ассирийцы. Это не могло не повлиять на ухудшение нравов горожан. В начале XI века до н. э. чиновник Унамон из Фив описал свои злоключения в финикийских землях: царь Библа Чекер-Баал не только отказался дать ему кедровое дерево, но и пытался продать гостя в рабство.

Перенаселение и постоянная угроза вторжений заставляли финикийцев сниматься с родных мест и искать лучшей доли за морем. Весьма кстати тут пришлось появление еще одного нового типа судов, способных совершать дальние плавания. К IХ веку до н. э. в Испании, Италии, Северной Африке насчитывалось около 300 постоянных финикийских колоний. Самой известной из них стал Карфаген - по-финикийски Карт-Хадашт, «новый город». Его основала некая царевна Элисса, фигурирующая в «Энеиде» Вергилия как Дидона, возлюбленная Энея. Она бежала из Тира в 825 году до н. э. после очередного дворцового переворота и, приплыв со своими людьми в Тунис, попросила у местного ливийского вождя дать ей столько земли, сколько займет бычья шкура. Тот с готовностью согласился, и тогда хитроумные ханаанеи разрезали шкуру на тонкие полоски, огородив ими весьма солидный участок.

После смерти легендарной Дидоны Карфаген стал олигархической республикой, могущество которой смогли подорвать лишь римляне в III веке до н. э. Было это, скорее, исключением - прочие финикийские колонии (в отличие, кстати, от греческих), как правило, оставались в подчинении своих левантийских метрополий. Впрочем, это не помешало прославиться на весь античный мир таким городам, как Гадес (нынешний Кадис), сицилийский Панорм (Палермо), Утика в Тунисе. Вдобавок финикийцы заселили Алалию (Корсика), Мальту и другие острова Средиземного моря.

Понятно, что из-за пиратства для успешных плаваний требовались не только мирные, но и военные корабли. Уступая по размеру боевым судам других народов, финикийские превосходили их по маневренности и потому долго не знали поражений в морских баталиях. И это позволяло их командам вполне безнаказанно грабить и похищать людей во всех пределах. Так, согласно Геродоту, они захватили дочь аргосского царя Ио, возлюбленную Зевса. Когда она с другими девушками разглядывала диковинные ткани, разложенные на палубе, финикийские купцы втолкнули ее в трюм и быстро отчалили. Без сомнения, таких случаев было немало. Еще в самую раннюю эпоху классической Греции у Гомера встречаются нелестные прозвища применительно к ханаанеям - «коварные обманщики», «злые кознодеи». Да и в первом веке уже нашей эры Цицерон все еще называет их genus fallacissimus (наиковарнейшим народом). Дурная слава оказалась устойчивой, но большинство финикийцев, видимо, все же торговали честно. Иначе, что заставило бы народы Средиземноморья по своей воле вести с ними дела даже после крушения безраздельного морского могущества Тира и Сидона - в течение многих веков?

Ханаанеи и «народы моря»
Около 1250 года до н. э. на Восточное Средиземноморье обрушились неведомые пришельцы, получившие название «народы моря». На своих легких кораблях они вторгались на побережье, грабя и сжигая все на своем пути. Под их натиском пали богатый Угарит и могущественная Хеттская держава, а Египет едва смог устоять, напрягая все силы. Примерно тогда же мир узнал о финикийских мореходах, и у историков не раз возникал соблазн связать их с «народами моря». Однако среди перечисленных в древних надписях пиратских племен финикийцев нет. Зато упоминаются шардана (сардинцы), турша (этруски), акайваша (греки-ахейцы), дануна (данайцы), пуласти (филистимляне) и другие. Очевидно, все они жили в Греции и Малой Азии, пока перенаселение или вторжение врагов не вынудили их сдвинуться с места. Часть из них - например, те же ахейцы, - ограничивалась грабительскими набегами, другие переселялись целиком, захватывая новые районы. При этом филистимляне и чекеры разместились в Палестине и Сирии, в непосредственной близости от финикийцев. Вероятно, именно они научили жителей Ханаана строить корабли нового килевого типа, позволив им достичь больших успехов в мореплавании и торговле. Однако этнического родства между ними не было. «Народы моря», или большая их часть, принадлежали к индоевропейской семье, а финикийцы, как известно, были семитами.

Другие берега

Вначале продавцы и покупатели обменивали товары «на глаз», по взаимному согласию. Потом в употребление вошли ценовые эквиваленты - слитки серебра, золота или меди. А после появления в Лидии в VII веке до н. э. первых монет финикийские города, видимо, очень скоро переняли обычай их чеканки, хотя самые древние дошедшие до нас сидонские деньги относятся только к IV веку до н. э. Они получили название «сиклей», или «шекелей», заимствованное позже евреями.

Постепенно характер финикийской торговли изменился- финикийцы стали продавать не только отечественные товары. Так, они перепродавали медь с Кипра, серебро из Испании, олово с далеких Британских островов. Даже из Индии купцы - вероятно, через посредников - привозили слоновую кость. В поисках новых рынков сбыта и пополнения запасов они смело устремлялись в неизвестность. В VI веке до н. э. карфагенянин Ганнон с флотилией из 60 кораблей проплыл вдоль западного берега Африки до самой Гвинеи, замечая по пути бегемотов, «диких волосатых людей» (горилл), огненную «колесницу богов» (очевидно, вулкан на нынешнем острове Фернандо-По) и прочие невиданные чудеса. Его земляк Гимилькон, в свою очередь, совершил вояж к северу от Европы, до самого «застывшего моря». Он оставил известия о странном водоеме, где царит вечный мрак и водоросли препятствуют движению кораблей, - приходится предположить, что речь идет о Саргассовом море, а раз так, то финикийцы вполне могли побывать и в Америке. В Новом Свете действительно неоднократно находили финикийские надписи, но они всякий раз оказывались подделками любителей сенсаций. Вообще, вопрос о конкретных маршрутах ханаанеев остается туманным. Во многом эта неясность объясняется тем, что свои навигационные карты они считали секретнейшими документами государственного значения.

Между Соломоном и Навуходоносором

В Х веке до н. э. первенство в Финикии окончательно перешло к Тиру. Правитель этого города Хирам вступил в союз с иудейским царем Соломоном и помог ему возвести дворец и величественный храм в Иерусалиме. Финикийцы не только отправили к своему новому другу мастеров, но и снабдили материалами - кедровыми бревнами, медью, золотом, а в уплату взяли зерно и скот, которых им всегда не хватало. Кроме того, царь Соломон позволил им участвовать в торговле с легендарной страной Офир, которая находилась то ли в Африке, то ли в Южной Аравии. Первая экспедиция, вышедшая из Эцион-Гавера (Акабы), привезла обратно 420 талантов золота, то есть больше тонны. В том же порту финикийцы и израильтяне создали «совместное предприятие» по выплавке меди, которая частью отправлялась в Офир для обмена на другие металлы. В этот период между двумя великими народами древности возникли династические связи. Среди жен любвеобильного Соломона были и финикиянки, а один из его преемников Ахав женился на Иезавели, дочери тирского жреца. Эту решительную даму Библия ославила за жестокость, а также за то, что она пыталась внедрить в Израиле культ своего бога Баала. «Злобную Иезавель» ждал весьма печальный конец: ее выбросили из окна дворца и затоптали лошадьми.


Обе страны тесно сотрудничали до VII века до н. э., когда левантийские приморские города вместе с Израилем и Иудеей стали жертвами новых завоевателей - ассирийцев. Еще в 877 году до н. э. их царь Ашшурнасирпал II с большим войском явился в Финикию и вынудил ее жителей выплатить ему дань золотом, слоновой костью и, конечно, кедром. С каждым годом этот «налоговый» гнет все усиливался, что побуждало ханаанеев к частым восстаниям. После одного из них в 680 году до н. э. новый повелитель захватчиков, Асархаддон, разрушил древний Сидон и угнал всех его жителей в плен. Валерий Брюсов так пересказал русскими стихами его хвастливую надпись: «Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. // Сидон я ниспроверг и камни бросил в море». Однако уже через несколько лет порт возродился. Ассирийские цари остро нуждались в финикийских кораблях для морских экспедиций и доставки товаров, например меди и железа, из которых они ковали оружие. Однако Ханаан был обложен тяжелой податью и обязывался регулярно отсылать в Ниневию самых умелых мастеров и зодчих.

Впрочем, это продлилось недолго. К 610 году до н. э. Ассирия была уничтожена, а Финикии пришлось противостоять новому захватчику - вавилонянину Навуходоносору II. Он дважды осаждал Тир, но так и не смог взять город. Грозному воителю пришлось смириться с независимостью Тира и даже предоставить его купцам немалые привилегии. Но время было упущено - утерянные за время «ассирийского плена» и прочих напастей позиции в морской торговле прочно заняли греки и карфагеняне.

Наследники вавилонских банкиров

Пришлось искать новую сферу деятельности, в которой финикийцы пока еще не имели соперников. Ею стало посредничество - обмен валют и кредит. Тир и Сидон сделались важнейшими финансовыми центрами Древнего мира - во многом благодаря покровительству персидских царей, которые захватили тогда владения Вавилона. В 525 году до н. э. Камбиз при помощи финикийского флота захватил Египет и в благодарность объявил ханаанеев «царскими друзьями», передав им в залог этой дружбы несколько городов Палестины. Персидская администрация надежно охраняла купцов из Леванта в любом уголке царских владений. Те платили верной службой - помогали Дарию и Ксерксу в их знаменитых походах на Грецию (как всегда, предоставляли суда). При этом убивали двух зайцев - задабривали покровителей и ослабляли главных конкурентов на морях.

…Войдя в состав Персидского царства, Финикия к тому же смогла лучше изучить традиции банковского дела, возникшего в Вавилоне еще во II тысячелетии до н. э. Ассиро-вавилонские банкиры вначале были обычными ростовщиками, которые выдавали ссуды на определенный срок под проценты. Потом они перешли к более сложным операциям - давали купцам кредиты на отдельные коммерческие операции, принимали и выдавали вклады и проводили безналичные расчеты между разными городами (для этого использовались кожаные чеки с печатями того или иного финансового учреждения).

Ту же практику переняли финикийцы - чеки, правда, до нас не дошли, но их описания встречаются в античных сочинениях. И если вавилонские и ассирийские дельцы обслуживали в основном своих соплеменников, то финикийцы - впервые вывели «бизнес» на международную арену. Их услугами пользовались практически все негоцианты Восточного Средиземноморья, цари, народные собрания греческих полисов. На рубеже VI и V веков до н. э. Тир и Сидон играли ту же роль «всемирного банка», что в наши дни - Швейцария.

Вначале были буквы

Для упрощения учета товаров финикийцы, наверное, и изобрели алфавит, название которого произошло от его первых букв - «алеф» (бык) и «бет» (дом). Впрочем, изобретение это состоялось задолго до персидского периода - примерно в середине II тысячелетия до н. э. Постепенно алфавит вытеснил другие текстовые системы, так как был не в пример им удобен, несмотря на то, что среди 22 его знаков не нашлось места гласным, которые только потом догадались обозначать особыми символами или заменять похожими по звучанию согласными.

Как бы то ни было, значение этого алфавита переоценить невозможно - замена сотен иероглифов двумя десятками букв намного облегчила усвоение грамоты. Параллельно финикийцы распространили по Средиземноморью удобный материал для письма - папирус. Не случайно по-гречески книга стала называться «библион» - по финикийскому названию этого материала и ханаанского города одновременно.

Финикийский алфавит положил начало грамоте подавляющего большинства народов мира. С одной стороны, от него произошли еврейская, арамейская и арабская письменности, так и не обзаведшиеся гласными и направленные по древнему обычаю справа налево. С другой - его уже в IX веке до н. э. усвоили греки, которые изменили направление чтения и добавили гласные, как этого настоятельно «требовал» их язык. От греческого алфавита произошли, в свою очередь, латинский, славянский, грузинский и армянский. Все они обязаны своим существованием какому-то неведомому жрецу или торговцу из Библа или Сидона. Кто знает - возможно, не будь его, школьники Москвы и Еревана до сих пор заучивали бы вместо букв сотни сложных иероглифов.

Потребности торговли вынуждали финикийцев овладевать научными знаниями. Мореплавателям требовалось умение находить путь по звездам, что предполагало знание астрономии. Торговцу нужно было иметь представление о способах производства товаров, которые он покупал, о разных ремеслах, ориентироваться на местности, знать обычаи и желательно - языки других народов. По этой причине купцы стремились дать своим детям разностороннее образование, обучая их математике, чтению и письму, а также военному искусству. Географ Страбон писал, что финикийцы «занимались научными исследованиями в области астрономии и арифметики, начав со счетного искусства и ночных плаваний. Ведь каждая из этих отраслей знания необходима купцу и кораблевладельцу».

Вероятно, в финикийских городах имелось много школ, хотя до нас не дошли ни сведения о них, ни сочинения местных писателей и ученых. Мы знаем имя мудреца Санхуньятона из Берита (Бейрута), который «еще до Троянской войны» написал историю Финикии. В 1836 году немецкий пастор Фридрих Вагенфельд издал якобы обнаруженный им труд этого Санхуньятона, но он оказался подделкой. Ученым приходится довольствоваться фрагментами труда, дошедшими до нас в пересказе греческого автора Филона Библского.

Известны были также историк Исократ и философ Мох, который будто бы задолго до Демокрита догадался о существовании атомов. В эллинистическую эпоху прославились уроженцы Финикии - мыслитель Зенон из Китиона на Кипре (не путать с Зеноном из Элеи, автором известных парадоксов-апорий) и поэт Антипатр Сидонский, писавшие по-гречески. Наконец, в сочинении Иосифа Флавия «О древности иудейского народа» сохранились отрывки тирских летописей. Вся остальная богатая литература Финикии погибла. Труды историков и писателей Карфагена, от которых не осталось даже имен, были сожжены римлянами после взятия города в 146 году до н. э.

Адонис и Астарта
Самый знаменитый из финикийских мифов повествует о пастухе Адонисе, чье имя в переводе означает «господин». Он был так прекрасен, что в него влюбилась богиня Астарта (в греческом варианте Афродита). Из ревности ее супруг, бог войны Решеф, наслал на юношу дикого кабана, который смертельно ранил его на охоте. Из крови Адониса выросли розы, а из слез оплакивающей его Афродиты - анемоны. Любовь богини была так велика, что она сделала юного красавца бессмертным, позволив ему раз в году, весной, возвращаться на землю. Эту легенду передают греческие авторы, добавляя, что Адонису поклонялись на всем Ближнем Востоке. В его образе отразилась фигура умирающего и воскресающего бога плодородия, подобного аккадскому Таммузу, египетскому Осирису, фригийскому Аттису. В Тире его знали под именем Мелькарта, в Сидоне - Эшмуна. Писатель Лукиан сообщал, что в Библе каждую весну проходили шумные празднества в честь Адониса. В первый их день жители плакали и раздирали одежды в знак скорби по мертвому богу. На другой день все радовались его воскрешению, плясали и пили вино, а жены и дочери горожан считали своим благочестивым долгом отдаваться первому встречному. В память об Адонисе финикийцы завели обычай выращивать в горшках всякую зелень, став, таким образом, основателями комнатного цветоводства. Тот же Лукиан сообщает, что река, протекающая через Библ, весной окрашивалась в красный цвет, и финикийцы считали, что в ней течет кровь Адониса. Уже в то время ученые догадались, что истинная причина этого явления - красноватая почва, смытая в реку во время половодья.

Меднорукий Молох

Очень мало известно и о финикийской религии. Отчасти в этом виновны сами жители Ханаана, которые из страха перед богами не желали произносить священных имен. Их заменяли почтительными прозваниями Эл (собственно, «бог»), Баал («господин»), Баалат («госпожа»). Позже точно так же табуировали имя Сущего и евреи, заменявшие слово Яхве «прозвищами» наподобие Адоная или Саваофа.

По немногочисленным мифам и находкам археологов можно заключить, что в каждом финикийском городе имелся, как уже говорилось выше, свой собственный пантеон, в который входили обычно главный бог, его жена, богиня плодородия, и их сын. Правда, встречались и другие триады - например, в Тире в VII веке до н. э. «царили» повелитель небес Баал-Шамем, морской владыка Баал-Малаки и воитель Баал-Цафон. Небесный «царь», обычно носивший имя Эл, не особенно интересовался земными делами, и жертв ему почти не приносили. Зато море, кормилец и защитник торгового народа, нуждалось в постоянном внимании и почтении. Бога плодородия - знаменитого Мелькарта стали считать главным покровителем Тира, хотя иногда эта роль переходила к «богу алтаря благовоний» Баал-Хаммону. Оба бога соперничали за любовь прекрасной Астарты - единственной богини, которой поклонялись все финикийцы. Она воплощала жизнь и любовь, хотя часто ее поступки были непредсказуемы и коварны. В Библе ее супругом считали юного красавца Адониса, в Сидоне - бога-врачевателя Эшмуна.

Финикийские храмы представляли собой огороженную площадку со зданием внутри - «домом бога» (бетиль). Так назывались и священные камни, в которые воплощались высшие силы. Такие камни помещались в «доме бога» вместе со статуями и священными книгами - отрывки из них зачитывали по большим праздникам. Часто при храмах имелись деревья и источники, тоже почитавшиеся неприкосновенными. А порой ханаанеи обходились вообще без храмов, принося жертвы в рощах или на вершинах гор. Закалывали во славу богов крупный и мелкий скот, резали птиц, «дарили» им зерно, вино, молочные продукты. Затем все это сжигалось на каменном алтаре под пение гимнов и воскурение благовоний.

Стилизованные бронзовые фигурки (XVIII-XIV века до н. э.) - дар божествам, приносимый в благодарность или по обету. Из храма Обелисков в Библе

Но самой ценной жертвой были люди. Под башнями и воротами вновь возводимых городов закапывали младенцев. После военных побед закалывали пленных. А когда приходила беда, не щадили даже собственных детей. В отрывке из Санхуньятона говорится: «Во время великих бедствий финикийцы приносили в жертву кого-нибудь из самых дорогих людей». Диодор Сицилийский, со своей стороны, оставил сообщение о медной статуе божества, из рук которого обреченное дитя падало в огонь. Эту статую прозвали Молохом - то есть, по-ханаанейски, просто «царем», - что и породило легенду о жестоком боге с таким именем. На самом деле никакого Молоха не было, а жертва посвящалась высшим покровителям города. Отчего ей, разумеется, было не легче.

Мечты о независимости

В период персидского владычества финикийские города впервые объединились в союз. Это случилось в IV веке до н. э., когда жители Тира, Сидона и Арвада выбрали своим центром старое поселение, назвав его Триполи (по-гречески «трехградье»). Там собирался обще-финикийский совет - своего рода парламент из 300 человек. К тому времени городами формально по-прежнему правили цари, но на деле власть перешла к богатейшим торговцам и банкирам. Иногда они свергали формального государя и передавали его полномочия судьям-суффетам, избираемым на год.

В громадной Персидской державе финикийцы чуть ли не впервые за свою историю изведали выгоды мира и законности, смогли пользоваться хорошо налаженной системой дорог и почтовых сообщений. И в итоге случилось неизбежное - они забыли о прежних лишениях, «зазнались» и начали выходить из повиновения монарха. Например, когда он повелел Тиру и Сидону готовить флот для похода на Карфаген, те решительно отказались выступать против сородичей.

Дальше - больше: в финикийских головах зародилась мысль о независимости. В 350 году до н. э. они подняли восстание под руководством некоего Теннеса, но силы оказались неравными. Семь лет спустя царь Артаксеркс III дотла разорил Сидон, истребив 40 тысяч его жителей. А затем пришел последний завоеватель - Александр Македонский, который в 332 году до н. э. подверг не меньшим разрушениям Тир. Островной город сопротивлялся непобедимому полководцу целых семь месяцев. Тогда царь велел насыпать к нему дамбу от материка, таким образом превратив его в полуостров. В конце концов стены рухнули под ударами греческих таранов и ядрами катапульт. Почти 10 тысяч тирцев погибли в бою или были распяты победителем на крестах, а остальные жители были обращены в рабство. И хотя после этой жестокой расправы город все-таки возродился, он уже не вернул себе прежнего значения.

После смерти Александра Финикия стала «яблоком раздора» для его преемников - египетских Птолемеев и сирийских Селевкидов, в конце концов доставшись последним. Первенство на торговых путях тем временем окончательно перешло к грекам, и даже в гаванях Ливана греческий язык вытеснил ханаанейский. Последние остатки самостоятельности Тир и Сидон утратили при римлянах. На месте «варварских» строений были возведены храмы, дворцы и ипподромы греко-римского образца.

В 218 году свершился кратковременный реванш - императором стал юный сириец Гелиогабал (Марк Аврелий Антонин Бассиан), объявивший Баала верховным божеством в Риме. Но уже через четыре года его убили, и вскоре Баала с облегчением забыли не только в Риме, но и в самом Леванте, принявшем учение Христа. А с приходом ислама финикийская культура окончательно прекратила существование. Но, как мы могли убедиться, ее великие достижения отнюдь не утрачены человечеством.


Финикийцы являются одной из наиболее влиятельных и наименее понятных древних цивилизаций. Между 1550 - 300 годами до н.э. они доминировали в Средиземноморье. Они изобрели алфавит, которым люди пользуются до сих пор, и основали первые города в Западной Европе. Но при этом у них никогда не было единого государства, а только независимые города-государства, связанные общей культурой. Первоначально выйдя из современного Ливана и Сирии, финикийцы основали колонии по всему Средиземноморью. Именно они основали Карфаген, который угрожал самому существованию Римской империи.

1. Финикийская кровь


Финикийская цивилизации давным давно исчезла и была забыта, но генетическое наследие этих древних моряков живет и сегодня. Крис Тайлер Смит из National Geographic проверил ДНК 1330 мужчин в бывших местах финикийских поселений (Сирия, Палестина, Тунис, Кипр и Марокко). Анализ их Y-хромосомы выявил, что по меньшей мере 6 процентов генома современного мужского населения этих мест - финикийские.

2. Изобретатели алфавита


Финикийцы разработали основу для современного алфавита в XVI веке до нашей эры. К 3000 г. до н.э., египтяне и шумеры изобрели сложные символические системы письма. Финикийские купцы были вдохновлены этими ранними попытками отображения речи посредством символов и захотели разработать версию письма, которая была бы проще в освоении и использовании. Эти торговцы обнаружили, что слова состоят из небольшого числа повторяющихся звуков, и эти звуки могут быть представлены только 22 символами, расположенными в различных комбинациях.

Хотя финикийский язык содержит гласные звуки, в их системе письма их убрали. Сегодня подобное отсутствие гласных звуков до сих пор можно найти в иврите и арамейском, оба из которых находились под сильным влиянием финикийского алфавита. К VIII веку до н.э. греки переняли финикийскую систему и добавили гласные. Римляне также использовали финикийский алфавит и развили его до практически современной версии латинского алфавита.

3. Жертвоприношения детей


Многое из того, что сегодня известно о финикийцах, на самом деле было почерпнуто из исторических записей их врагов. Одним из наиболее устойчивых фактов, который использовался в антифиникийской пропаганде, было то, что они практиковали жертвоприношения детей. Жозефина Куинн из Оксфорда утверждает, что за этими мрачными мифами действительно скрывается правда. Для того, чтобы снискать божественную милость, финикийцы приносили в жертву младенцев, кремировали их и хоронили их с дарами богам и соответствующими ритуальными надписями на специальных кладбищах.

Жертвы детей на самом деле не были распространенными и использовались только элитой общества из-за высокой стоимости кремации. Археологи обнаружили могилы принесенных в жертву детей вокруг Карфагена в современном Тунисе и других финикийских колоний в Сардинии и Сицилии. В них погребены урны с тщательно сожженными крошечными телами.

4. Финикийский пурпур


Пурпур представляет собой краситель, который добывался из моллюсков иглянок. Впервые он появился в финикийском городе Тир. Трудность изготовления красителя, насыщенный оттенок и устойчивость к выцветанию сделал его желанным и дорогим товаром. Финикийцы благодаря пурпуру заработали известность по всему миру и нажили огромное богатство, поскольку этот краситель ценился больше, чем золото идентичного веса. Он стал популярным в Карфагене, откуда он в свою очередь распространился на Рим.

Римляне приняли закон, запрещающий всем, кроме элиты Империи носить одежды пурпурного цвета. В итоге, пурпурная одежда стала считаться признаком власти. Даже для сенаторов было большим успехом получить разрешение на ношение пурпурной полоски на своей тоге. Торговля пурпуром закончилась в 1204 году после разграбления Константинополя.

5. Мореходы


Согласно преданиям, финикийцы достигли Британии, оплыли вокруг южной оконечности Африки и добрались до Нового Света за тысячи лет до Колумба. Британский 52-летний искатель приключений Филип Бил решил выяснить, были ли подобные длительные плавания возможными на древних финикийских судах. Исследователь нанял археологов и судостроителей для проектирования и строительства финикийского 20-метрового 50-тонного судна на основе найденного древнего затонувшего судна в западной части Средиземного моря.

Филип Бил отправился в путешествие с острова Арвад у берегов Сирии. Он прошел через Суэцкий канал в Красное море, проплыл вдоль восточного побережья Африки и обогнул мыс Доброй Надежды. После этого он прошел на корабле вдоль западного побережья Африки, вошел в Гибралтарский пролив и вернулся в Сирию. Шестимесячная экспедиция стоимостью свыше £ 250 000 стерлингов, в ходе которой было пройдено 32 000 километров, доказала, что финикийцы могли бы обплывать Африку за 2000 лет до Бартоломеу Диаша, который сделал это в 1488 году.

6. Редкая европейская ДНК


В 2016 году анализ 2500-летних останков финикийца, найденных в Карфагене, привел к обнаружению редких европейских генов. Названный «Юношей из Бурсы», человек принадлежал к гаплогруппе U5b2c1. Этот генетический маркер присущ людям севера Средиземноморского побережья, вероятно, Пиренейского полуострова. U5b2c1 является одной из самых старых известных европейских гаплогрупп. Сегодня этот редкий генетический маркер можно найти только у 1 процента европейцев.

7. Ливанские сокровища


В 2014 году археологи, проводящие раскопки в южноливанском городе Сидон, сделали одно из самых важных открытий, касающихся финикийских артефактов, за последние полвека. Они раскопали 1,2-метровую статую священника, датируемую VI веком до н.э. Ее украшал бронзовый символ, представляющий финикийскую богиню Танит, форма которого была потрясающе похожа на египетский анкх.

Помимо артефакта, археологи нашли неизвестные ранее подземные камеры, построенные в третьем тысячелетии до нашей эры, и 20 могил, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. Наряду с артефактами, скрытыми камерами и могилами, исследователи обнаружили 200 килограммов обугленной пшеницы и 160 килограммов фасоли.

8. Иберийская колонизация


Как гласят предания, финикийцы основали испанский город Кадис в 1100 году до нашей эры. До 2007 года это был всего лишь мифом, но археологи внезапно обнаружили остатки стены и следы храма, датируемые VIII веком до н.э. Они также раскопали финикийскую керамику, сосуды, миски и тарелки. Во время раскопок под Кадисским театром комедии археологи обнаружили два скелета, которые приоткрыли вуаль тайны над сложной историей финикийской колонизации Пиренейского полуострова.

Испанские генетики проанализировали ДНК и обнаружили, что один человек был «чистым» финикийцем и умер около 720 г. до н.э. Другой скелет, погребенный в начале VI века до н.э., имел ДНК, которая распространена в Западной Европе. Это предполагает, что его мать была родом с Иберийского полуострова.

9. Финикийский кулон


В сентябре 2015 года правительство Канады вернуло древний финикийский кулон в Ливан. Речь идет о крошечном стеклянном кулоне размером не больше ногтя, который канадский пограничный патруль конфисковал у контрабандистов 27 ноября 2006 г. Стеклянная бусина изображает голову бородатого человека. Эксперт из Монреальского музея изобразительных искусств проверил его подлинность и датировал кулон VI веком до нашей эры. Эксперт также подтвердил, что кулон был сделан в современном Ливане.

10. Азорский форпост


Азорские острова расположены в полутора тысячах километров от побережья Западной Европы. Когда португальцы прибыли в это место в XV веке, острова считались нетронутыми человечеством. Тем не менее, археологические доказательства заставляют некоторых ученых считать, что финикийцы достигли архипелага тысячи лет назад.

В 2010 году исследователи из Португальской ассоциации археологических исследований в Нуно Рибейро сообщили об обнаружении загадочной резьбы по камню на острове Терсейра, что предполагает - Азорские острова были заселены за тысячи лет ранее, чем считалось раньше. Они обнаружили несколько структур, датирующихся IV веком до нашей эры, которые сочли остатками карфагенских храмов, построенных в честь финикийской богини Танит.

По материалам: listverse.com

Раньше землю населяло много людей, живущих в древних государствах, которых теперь не существует. Но кто такие финикийцы? Где они жили и чем занимались?

Определение

Финикийцы — это древний народ, населявший Финикию. Это государство находилось на востоке средиземноморского побережья, на территории современного Ливана, на левантийском побережье Средиземного моря.

Финикийская цивилизация стала в своё время очень культурно развитой и великой. Она достигла своего максимального пика расцвета в 1200-800 годах до н. э.

Происхождение

Согласно письменным трудам древнегреческого историка Геродота финикийцы пришли из северо-западной части Аравии. А именно с прибрежного района Красного моря. Изначально они говорили на семитском языке, поэтому их называли семитами и относили к этой группе. Уже спустя какое-то время греки стали их называть финикийцами. Предполагается, что это слово произошло от древнегреческого «фойникес», что обозначает пурпурный цвет, потому что в прибрежной части государства водился особый моллюск, дающий красный краситель, чем впоследствии народ активно и пользовался, окрашивая вещи и изделия в соответствующие оттенки пурпурного.

История существования

Теперь, когда мы поняли, кто такие финикийцы, лучше подробнее рассмотреть, какова хронология событий этого древнего государства.

Интересно и то, что Финикия появилась настолько в давний период, что у историков по сей день остаются некоторые вопросы касательно быта и истории народа.

Изначально семиты появились на Левантийском побережье Средиземного моря примерно V тысячелетий назад как часть и продолжение ханаанской цивилизации и культуры. В ранний период жизни цивилизации её называли Ханаан. Но примерно в 1500 году до н. э. в Финикии зародилась своя отдельная культура.

Государство стало постепенно развиваться. Впоследствии называемые финикийцами люди возвели один из самых древних городов мира — Библ (или, как называли другие народы, Губл или Гебал). Город разрастался, а его экономика и торговля вышли на высокий уровень. Именно от него произошло название Библии.

А вот ближе ко второму тысячелетию Финикия стала ещё больше и занимала весь восток Средиземноморского побережья. Появился город Сидон, ныне известный благодаря «Илиаде» Гомера, в которой он восхищался жителями того места, потому что они делают великолепные ремесленные предметы.

Финикийцы были отличными ремесленниками и торговцами, но не воинами. Они на протяжении всего времени своего существования терпели осады от греков, затем — от Ассирии, которая смогла завоевать Финикию и заставила народ на протяжении двух веков платить дань. После этого государство долго сражалось за независимость, пока в итоге не стало пятой провинцией Персии в 539 году до н. э.

А в 332 до н. э. Александр Македонский окончательно захватил восточную Финикию. Но тем не менее западная часть государства и город Карфаген продолжали своё существование какое-то время.

Язык и письменность финикийцев

Изначально люди говорили только по-финикийски (примерно до X века н. э.). Когда Финикия достигла своего расцвета, в ней также появился и алфавит. Таким образом, стала появляться и письменность. Такой финикийский тип алфавита был гораздо удобнее, чем иероглифика Древнего Египта или клинопись в Месопотамии. Одна фонема — одна буква. За все время существования языка количество букв варьировалось от 30 и до 22, но не было передачи гласных фонем.

Можно сказать, что именно в Древней Финикии начали активное использование буквенной письменности. Из-за активной торговли, хороших связей с соседними государствами и удобного географического расположения язык распространялся по всему Средиземноморью. К сожалению, до наших дней не уцелело ни одного литературного памятника Финикии, потому что они делали записи на папирусах, которые в условиях того климата очень быстро разрушались.

От финикийской письменности произошло два варианта алфавита: греческий и арамейский, потому что система передачи фонем буквами оказалась очень удобной. А в VII веке финикийцы перешли на арабский и арамейский языки.

Торговля и путешествия

Финикия — очень великое, развитое государство прошлого. Как уже говорилось, главным занятие финикийцев была морская торговля. Через страну проходили многие торговые пути. Примерно в одно время с изобретением ханаанской письменности начали изготавливать большие килевые корабли для мореплавания. Но их корабли действительно были очень прочными для того времени.

Считается, что финикияне — это первые люди, которые смогли обогнуть весь континент Африки. Также Геродот в своём литературном труде пишет, что именно они в 7 в. до н. э. придумали триеры. Известно даже, что путешествия финикийцев были и до берегов нынешней Англии.

Финикия также была известна своими кедровыми лесами, древесину они поставляли в Месопотамию и Египет. Они использовали эти хвойные деревья для кораблестроения. К сожалению, такая вырубка на территории нынешнего Ливана привела к уничтожению кедровых лесов.

Финикийцы изготавливали оливковое масло и вино. Делали пурпурный краситель из моллюсков, каждый из которых приносил лишь каплю краски. Именно поэтому все вещи и изделия красного цвета стоили очень дорого. Также успешно изготавливали стекло и стеклянные изделия, которые славилось по всему Средиземноморью. Особо популярным предметом для торговли у финикийцев была сушёная рыба.

А вот в саму Финикию из других государств привозили папирус, золото, медь, шкуры животных, благовония, шерсть, пряности, хлопок, лён, слоновую кость и многое другое.

Самыми крупными городами-государствами считались Карфаген, Сидон, Тир. Именно они по большей части вытягивали и развивали всю страну.

Религия

Чтобы лучше понять, кто такие финикийцы, следует также узнать немного и духовной жизни их общества. В Финикии правило язычество, а сами люди поклонялись разным богам. Существовали и жертвоприношения, что в наши дни вызывает очень много споров. Соседние народы с финикийцами считали такие обычаи очень жестокими.

В жертву приносили в основном грудных детей в возрасте до 5 месяцев. Неизвестно точно, насколько часто это практиковалось. Но многочисленные праховые урны в тафете не показатель массовости детских жертвоприношений. Существует предположение, что детей кремировали вне зависимости от того, умерли ли они от другой причины или же их принесли в жертву богам.

Но кто такие финикийцы и можно ли, несмотря на все, считать их великим народом? Однозначно можно сказать одно: благодаря Финикии мы получили много изобретений и особый вклад в мировую культуру, поэтому нельзя недооценивать силу и мощь этого древнего государства.