Какое море разверзлось перед моисеем. Библейская история о расступившемся красном море, возможно, реальна


Само существование Моисея довольно спорно. Долгие годы историки и библеисты ведут дискуссии на эту тему. По словам ученых-библеистов, Моисей является автором «Пятикнижия» – первых пяти книг еврейской и христианской Библии. А историки нашли в этом некие противоречия.

Пророк Моисей – одна из центральных фигур в Ветхом Завете. Он спас евреев от угнетения египетских правителей. Правда, историки продолжают настаивать на своем, ведь никаких доказательств этим событиям нет. Но личность и жизнь Моисея, безусловно, заслуживают внимания, так как для христиан он является прообразом .

В иудаизме

Родился будущий пророк в Египте. Родители Моисея принадлежали колену Левия. Испокон веков на левитах лежали обязанности священнослужителей, поэтому они не имели права владеть собственными землями.

Предположительный период жизни: XV-XIII вв. до н. э. На тот момент израильский народ из-за голода был переселен на территорию Египта. Но дело в том, что для египтян они были чужими. А вскоре фараоны и вовсе решили, что евреи могут стать для них опасными, ведь они встанут на сторону врага, если на Египет решит кто-либо напасть. Правители начали угнетать израильтян, они в буквальном смысле сделали их рабами. Евреи работали на каменоломнях, строили пирамиды. А вскоре фараоны и вовсе решили убивать всех еврейских младенцев мужского пола, дабы остановить прирост израильского населения.


Мать Моисея Иохаведа три месяца пыталась скрыть своего сына, а когда поняла, что больше этого делать не сможет, положила ребенка в папирусную корзинку и пустила ее по реке Нил. Корзину с малышом заметила дочь фараона, которая купалась неподалеку. Она сразу поняла, что это еврейский ребенок, но пощадила его.

За всем происходящим наблюдала сестра Моисея Мариам. Она рассказала девушке, что она знает женщину, которая сможет стать для мальчика кормилицей. Таким образом, вскормила Моисея его же родная мать. Позднее дочь фараона усыновила ребенка, и он стал жить во дворце, получил образование. Но с молоком матери мальчик впитал веру своих предков, и так и не смог поклоняться египетским богам.


Ему было сложно видеть и терпеть жестокость, которой подвергался его народ. Однажды он стал свидетелем страшного избиения израильтянина. Он просто не смог пройти мимо – он выхватил плетку из рук надзирателя и избил его до смерти. И хотя мужчина считал, что произошедшего никто не видел, вскоре фараон приказал найти сына своей дочери и убить его. И Моисею пришлось бежать из Египта.

Поселился Моисей в Синайской пустыне. Женился на дочери священника Сепфоре, стал пастухом. Вскоре у них появилось два сына – Гирсам и Елиезер.


Каждый день мужчина пас стадо овец, но однажды он увидел терновый куст, который горел огнем, но не сгорал. Подходя к кусту, Моисей услышал голос, который называл его по имени и велел снять ему его обувь, так как он стоит на святой земле. Это был голос Бога. Он сказал, что Моисею суждено спасти еврейский народ от угнетения египетских правителей. Он должен пойти к фараону и потребовать сделать евреев свободными, а для того, чтобы израильский народ поверил ему, Бог даровал Моисею умение творить чудеса.


На тот момент правил Египтом уже другой фараон, не тот, от которого Моисей бежал. Моисей был не столь красноречив, поэтому во дворец он отправился со старшим братом Аароном, который стал его голосом. Он попросил правителя отпустить евреев в земли обетованные. Но фараон не только не согласился, но и стал требовать от израильских рабов еще больше. Пророк не смирился с его ответом, он приходил к нему с этой же просьбой еще не раз, но каждый раз получал отказ. И тогда Бог послал на Египет десять бедствий, так называемых библейских казней.

Сначала воды Нила стали кровью. Лишь для иудеев она оставалась чистой и пригодной для питья. Египтянам удавалось пить только ту воду, которую они покупали у израильтян. Но фараон посчитал это колдовством, а не карой Божьей.


Второй казнью стало нашествие лягушек. Земноводные были повсюду: на улицах, в домах, постелях и еде. Фараон сказал Моисею, что поверит, что эту беду на Египет послал Бог, если он сделает так, чтобы лягушки исчезли. И согласился отпустить иудеев. На как только жабы пропали, он отказался от своих слов.

И тогда Господь послал на египтян мошек. Насекомые лезли в уши, глаза, нос и рот. Тут уже и колдуны стали уверять фараона, что это наказание от Бога. Но он был непреклонен.

И тогда обрушил на них Бог четвертую казнь – пёсьих мух. Скорее всего, под этим названием скрывались оводы. Они жалили людей и скотину, не давая покоя.

Вскоре скот египтян стал умирать, в то время как у евреев с животными ничего не случилось. Разумеется, фараон уже понял, что Бог оберегает израильтян, но дать народу свободу вновь отказался.


И тут тела египтян стали покрываться ужасными язвами и нарывами, их тела чесались и гноились. Правитель всерьез испугался, но Бог не хотел, чтобы он отпустил евреев из страха, поэтому ниспослал на Египет огненный град.

Восьмой карой Господа стало нашествие саранчи, они съедали всю зелень на своем пути, не осталось на земле египетской ни одной травинки.

А вскоре на страну опустилась густая тьма, ни один источник света не рассеивал эту темноту. Поэтому египтянам приходилось перемещаться на ощупь. Но тьма становилась с каждым днем все плотнее, и двигаться было все сложнее, пока не стало вовсе невозможным. Фараон вновь позвал Моисея во дворец, он пообещал отпустить его народ, но только в том случае, если евреи оставят свой скот. Пророк не согласился на это и пообещал, что десятая казнь станет самой страшной.


За одну ночь умерли все первенцы в египетских семьях. Чтобы кара не постигла израильских младенцев, Бог велел, чтобы каждая еврейская семья зарезала ягненка, а его кровью обмазали косяки дверей в домах. После такой страшной беды фараон отпустил Моисея и его народ.

Это событие стало именоваться еврейским словом «Песах», что означает «прохождение». Ведь гнев Бога «обошел» все дома. Праздник Песах, или Пасха – это день избавления израильского народа из египетского плена. Заколотого ягненка евреи должны были запечь и кушать стоя в кругу семьи. Считается, что со временем эта Пасха преобразовалась в ту, которую люди знают сейчас.

По дороге из Египта случилось еще одно чудо – воды Красного моря расступились перед иудеями. Они шли по дну, и так им удалось перейти на другой берег. Но фараон не ожидал, что евреем так легко будет даваться этот путь, поэтому он пустился в погоню. Он также последовал по дну моря. Но как только народ Моисея был на берегу, вода вновь сомкнулась, похоронив в пучине и фараона, и его войско.


После трехмесячного путешествия люди оказались у подножия горы Синай. Моисей поднялся на ее вершину, чтобы получить у Бога наставления. Диалог с Богом длился 40 дней, и сопровождался он страшными молниями, громом и огнем. Бог передал пророку две каменные скрижали, на которых были записаны главные заповеди.

В это время народ согрешил – создал Золотого тельца, которому люди стали поклоняться. Спустившись вниз и увидев это, Моисей разбил и скрижали, и Тельца. Он тут же вернулся на вершину и 40 дней замаливал грехи еврейского народа.


Десять заповедей стали для людей законом Божьим. Приняв заповеди, еврейский народ пообещал их соблюдать, таким образом был заключен священный Завет между Богом и иудеями, в котором Господь обещал быть милостивым к евреям, а они, в свою очередь, обязаны жить правильно.

В христианстве

История жизни пророка Моисея во всех трех религиях совпадает: еврейский подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, освобождает свой народ и получает от бога десять заповедей. Правда, в иудаизме имя Моисея звучит иначе – Моше. Также иногда евреи называют пророка Моше Рабейну, что в переводе означает «наш учитель».


В христианстве знаменитый пророк почитается как один из главных прообразов Иисуса Христа. По аналогии с тем, как в иудаизме Бог дарит людям Ветхий Завет через Моисея, так и Христос приносит на Землю Новый Завет.

Также важным эпизодом во всех ветвях христианства считается появление Моисея в паре с пророком Илией перед Иисусом на горе Фавор во время Преображения. А Православная церковь включила икону Моисея в официальный русский иконостас и назначила 17 сентября днем памяти великого пророка.

В исламе

В Исламе у пророка тоже другое имя – Муса. Это был великий пророк, который разговаривал с Аллахом, как с простым человеком. А на Синае Аллах ниспослал Мусе священное писание –Таурат. В Коране имя пророка упоминается не раз, его история приводится в качестве назидания и примера.

Реальные факты

Считается, что Моисей является автором «Пятикнижия» – пяти томов Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Долгие годы, вплоть до семнадцатого века, никто не смел в этом сомневаться. Но со временем историки находили все больше нестыковок в изложении. Например, в последней части описывается смерть Моисея, а это противоречит тому, что писал книги он сам. Также в книгах много повторов – одни и те же события трактуются по-разному. Историки считают, что все же авторов «Пятикнижия» было несколько, так как в различных частях встречается разная терминология.


К сожалению, в Египте не было обнаружено никаких вещественных доказательств существования пророка. Ни в письменных источниках, ни в археологических находках не было упоминаний Моисея.

За сотни лет его личность обросла легендами и мифами, вокруг жизни Моисея и «Пятикнижия» ведутся постоянные споры, но до сих пор ни одна религия не отказалась от «Десяти Божьих заповедей», которые когда-то представил пророк своему народу.

Смерть

Сорок лет Моисей вел народ через пустыню, и его жизнь закончилась на пороге обетованной земли. Бог повелел ему подняться на гору Нево. И с вершины Моисей увидел Палестину. Он прилег отдохнуть, но к нему пришел не сон, а смерть.


Место его погребения было скрыто Богом, чтобы народ не начал паломничество к могиле пророка. В итоге умер Моисей в 120 лет. 40 лет он прожил во дворце фараона, еще 40 – жил в пустыне и работал пастухом, и последние 40 – выводил израильский народ из Египта.

До Палестины не дошел и брат Моисея Аарон, он умер в 123 года из-за недостатка веры в Бога. В итоге довел иудеев на обетованную землю последователь Моисея – Иисус Навин.

Память

  • 1482 – фреска «Завещание и смерть Моисея», Лука Синьорелли и Бартоломео дела Гатта
  • 1505 – Картина «Испытание Моисея огнем», Джорджоне
  • 1515 – Мраморная статуя Моисея,
  • 1610 – Картины «Моисей с заповедями», Рени Гвидо
  • 1614 – Картина «Моисей перед пылающим кустом», Доменико Фетти
  • 1659 – Картина «Моисей, разбивающий скрижали Завета»,
  • 1791 – Фонтан в Берне «Моисей»
  • 1842 – Картина «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила», Алексей Тыранов
  • 1862 – Картина «Нахождение Моисея», Фредерик Гудолл
  • 1863 – Картина «Моисей источает воду из скалы»,
  • 1891 – Картина «Переход евреев через Красное море»,
  • 1939 – Книга «Моисей и монотеизм»,
  • 1956 – Фильм «Десять заповедей», Сесиль Де Милль
  • 1998 – Мультфильм «Принц Египта», Бренда Чапман
  • 2014 – Фильм «Исход: цари и боги»,

Переход израильтян через Красное море.

Как слепая вера влияет на мышление (на примере читателей книги «Исход»).


Предметом страстных научных споров в течение многих веков является один из потрясающих мифов Древнейшего мира - переход израильтян через море, поэтично описанный в книге Исход. Сотни лет одни слепо верили в этот феномен, не требуя никаких доказательств, другие яростно отвергали его, ссылаясь на невозможность подобного. Исследователи Библии улетали так далеко в своем воображении от смысла стихов главы 14 Исхода, что мудрая книга в их руках уподобилась свече в руках слепого. Много веков гуляет по христианскому миру утверждение, что израильтяне чудесным образом, аки посуху, перешли Красное море, хотя согласно самой Библии и прилагаемым к ней картам, те никогда перехода через Красное море не совершали. Почему же появилась подобная ошибка? Виной всему чисто человеческий фактор - слепая вера и мифологическое мышление большинства людей.

Существует несколько объяснений феномена перехода израильтян через море. Но все авторы реконструкций пути Исхода сильно усложняют интригующий момент. Одни путаются в топографии маршрута Моисея, другие никак не хотят прочесть первоисточник без шор мифологического мышления.

Для понимания феномена перехода через «море» нужно всего-навсего спокойно и внимательно прочесть книгу "Исход" Пятикнижия Моисеева, где помимо дословного перевода на русский язык есть оригинал текста на иврите, что позволит уточнить любой перевод и правильно реконструировать путь Моисея.

Итак, читаем: -" И было, когда фараон отпустил народ, а Господь не повел их путем земли Филистимской, /т.е. северным путем/ как ни близок он…То обратил Бог народ на дорогу пустыни к Чермному морю / Горькому, Тростниковому, Камышовому - в зависимости от перевода/ ,….И двинулись они из Суккофа и расположились в Ефаме, в конце пустыни /ст.17, 18, 20, гл.13, Исход. /, "И говорил Господь Моисею, так: говори сынам Израилевым, чтобы они возвратились и расположились пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его расположитесь у моря." /ст. 1, 2, гл. 14 Исход/. Из прочитанного видно, что Моисей сразу повел израильтян по южному маршруту., а не на северо-восток по Суэцкому перешейку. Пи-Гахироф по египетски - камышник расположен в 4 часах хода на северо-восток от нынешнего Суэца, Ваал-Цефон находится к западу от Суэца и там имеются источники хорошей воды, а город Мигдол - / башня/ соответственно определятся не как северный город Египта, а как город расположенный севернее указанного моря. Дело в том, что поселения с одинаковыми названиями встречаются довольно часто и в наши дни. Достаточно нанести эти пункты на карту и получим точное расположение стана израильтян перед переходом. «Море» согласно Библии это собрание вод /Бытие, стих 10/, т.е. большой водоем, а не обязательно Средиземное или Красное море, что полностью подтверждается направлением пути евреев из Египта в землю Ханаанскую (см. прилагаемую к Библии карту).

Далее: " И сказал Господь Моисею:…скажи сынам Израилевым, чтобы они двинулись, а ты подними жезл твой и наведи руку твою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше….. И навел Моисей руку свою на море, и отвел Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы внутрь моря по суше, а воды стали им стеною вправе и влеве от них…. И погнались Египтяне, и вошли за ними вся конница Фараона, колесницы его и всадники его в середину моря.…И вот, в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египетский в столбе огненном и облачном, и привел в смятение стан Египетский. И отнял колеса у колесниц его, заставляя таскать их с трудом…..И сказал Господь Моисею: наведи руку твою на море, и обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И навел Моисей руку свою на море и возвратилось море при наступлении утра к природной силе своей, а Египтяне бежали ему навстречу и опрокинул Господь египтян среди моря.….И возвратились воды и покрыли колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось из них до единого.» /ст. 15, 16, 21, 22, 23, 25 - 28 гл. 14 Исход/. Характерно, что здесь употреблен глагол «возвратились», а не «сомкнулись» как должно было бы быть при разделении воды на две стены. Судя по свидетельству Геродота, Диодора, Нибура и т.д. подобные явления стихии в этом месте при сильном восточном ветре наблюдались неоднократно, так что в данном случае израильтяне переходили по обнаженному дну вполне безопасно.

В цитируемых стихах прямой ответ как море сделалось сушею. Это малопонятно людям, не видевших подобные явления, но абсолютно убедительно и правдоподобно для жителей Санкт-Петербурга /Россия/. Достаточно вспомнить катастрофические петербургские наводнения 1824 и 1924 годов и менее значительные ежегодные, до возведения дамбы, вызванные сильными западными ветрами, когда уровень воды в Неве, подпираемый нагонной волной, поднимался на несколько метров, вызывая катастрофические последствия.

И если переход через море изложить современным языком, то это будет так: - по воле Бога израильтяне вышли из Пифома и пошли на юго-восток и расположились станом у большого озера на его излучине где имелись источники хорошей воды. Всю ночь дул сильный восточный ветер, который согнал воду в основное озеро и обнажилось достаточно твердое песчано-илистое дно по которому израильтяне пошли на другой берег. Египтяне погнались за ними не подозревая, что дно озера уже растоптано ногами израильтян в вязкую грязь. Колесницы по ступицы увязли в грязи, так что египтяне с трудом передвигались вперед. /Достаточно посмотреть кинохронику времен Второй Мировой войны как передвигалась военная техника во время распутицы по территории России/. Утром ветер стих и вода мощной обратной волной, как цунами, вернулась, накрыв и колесницы и всадников египетского войска, погубив всех до единого.

Переход израильтян по дну моря является фактом историческим, но объясняется мифологически. Мифология - это поэтическое отображение реальной действительности, а не просто ложное объяснение каких - либо событий, это попытка создания идеала. Факт перехода израильтян по дну моря подтверждается, а феномен потопления египтян объясняется не стечением многих обстоятельств, а мифологически. Если бы израильтяне начали переход чуть- чуть позже, то финал был бы совсем другим.

Такое событие вызывают у всех удивление, но не желание понять причину события. И десятки поколений людей молча «глотают» красивую легенду. Многие творчески одаренные личности с мифологическим мышлением, были подвигнуты фактом «чудесного» перехода через водоем на создание прекрасных картин, которыми одинаково искренне восхищаются и верующие, и не верующие. Посмотрите на карту исхода израильтян из Египта и их переход через водное препятствие и вы сами убедитесь в правоте моих рассуждений. Карта взята из электронной версии Библии.
Переход израильтян через Красное море

Любые факты Библии о давних событиях, ее толкователи объясняют по своему разумению, даже вопреки текстам Библии. Как в анекдоте:- «Если человек разговаривает с Богом - это молитва, а если Бог разговаривает с человеком, то это уже признаки шизофрении у человека».

Слепая вера ведет к порабощению человека. Она является визитной карточкой людей, имеющих мифологическое мышление, которое не позволяет провести анализ полученной информации и отделить зерна от плевел. Философия человека это его истинный внутренний мир. И чем ближе мышление людей к первобытным ценностям, тем притягательнее для них будет упрощенная эзотерика, магия Вуду, пророчества Нострадамуса или графики астрологии.

Одним из центральных событий Ветхого Завета является история Моисея, спасение еврейского народа от власти египетского фараона. Многие скептики ищут исторические доказательства происходивших событий, так как в библейском изложении было немало чудес, совершенных на пути к Однако, как бы там ни было, но эта история довольно занимательна и повествует о невероятном освобождении и переселении целого народа.

Предыстория и рождение Моисея

Рождение будущего пророка изначально было окутано тайной. Практически единственным источником сведений о Моисее являлись библейские писания, так как прямых исторических доказательств не существует, есть только косвенные. В год рождения пророка правящий фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле, так как, несмотря на тяжкий труд и притеснения евреев, они продолжали плодиться и множиться. Фараон боялся, что когда-то они могут стать на сторону его врагов.

Именно поэтому мать Моисея первые три месяца прятала его от всех. Когда это стало уже невозможно, она просмолила корзинку и положила туда свое дитя. Вместе со старшей дочерью отнесла к реке и оставила Мариам проследить за тем, что случится дальше.

Богу было угодно, чтобы встретились Моисей и Рамзес. История, как было сказано выше, о подробностях умалчивает. Корзинку подобрала дочь фараона и принесла во дворец. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.

Как бы там ни было, но будущий пророк оказался во дворце. Мариам, которая проследила за тем, кто поднял корзину, предложила в качестве кормилицы собственную мать Моисея. Так сын вернулся в лоно семьи на некоторое время.

Жизнь пророка во дворце

После того как Моисей немного подрос и перестал нуждаться в кормилице, его мать отвела будущего пророка во дворец. Там он прожил довольно долго, а также был усыновлен дочерью фараона. Моисей знал, какого он рода, знал, что он еврей. И хотя обучался наравне с остальными детьми царской семьи, но не впитал в себя жестокости.

История Моисея из Библии свидетельствует о том, что он не стал поклоняться многочисленным богам Египта, а остался верен верованиям своих предков.

Моисей любил свой народ и каждый раз страдал, когда видел его мучения, когда видел, как нещадно эксплуатировали каждого израильтянина. Однажды случилось то, что заставило будущего пророка бежать из Египта. Моисей стал свидетелем жестокого избиения одного из народа его. В порыве ярости будущий пророк вырвал плеть из рук надсмотрщика и убил его. Так как никто не видел, что он сделал (как думал Моисей), то тело было просто закопано.

Через некоторое время Моисей понял, что многим уже известно о том, что он сделал. Фараон приказывает арестовать и убить сына своей дочери. Как относились друг к другу Моисей и Рамзес, история умалчивает. Почему за убийство надсмотрщика его решили судить? Можно учитывать разные версии происходящего, однако, скорей всего, решающим было то, что Моисей был не египтянином. В результате всего этого будущий пророк решает бежать из Египта.

Бегство от фараона и дальнейшая жизнь Моисея

По библейским данным будущий пророк направился в землю Мадиамскую. Дальнейшая история Моисея повествует о его Он женился на дочери священника Иофора Сепфоре. Живя этой жизнью, он сделался пастухом, научился жить в пустыне. У него также появилось два сына.

Некоторые источники утверждают, что, прежде чем жениться, Моисей некоторое время жил с сарацинами, имел там видную должность. Однако следует все же учесть, что единственным источником повествования о его жизни является Библия, которая, как и всякое древнее писание, со временем обросла неким иносказательным налетом.

Божественное откровение и явление Господа пророку

Как бы то ни было, но библейская история о Моисее повествует, что именно в Мадиамской земле, когда он пас стада, ему было откровение Господа. Будущему пророку на этот момент исполнилось восемьдесят лет. Именно в этом возрасте на его пути встретился куст терновника, которых полыхал пламенем, но не сгорал.

На этом месте Моисей получил наставление о том, что он должен спасти народ Израиля от египетской власти. Господь повелел вернуться в Египет и отвести свой народ в землю обетованную, освободив его от длительного рабства. Однако Всемогущий Отец предупредил Моисея о трудностях на его пути. Чтобы у него была возможность их преодолеть, ему было даровано умение творить чудеса. Из-за того что Моисей был косноязычен, ему в помощь Бог повелел взять брата Аарона.

Возвращение Моисея в Египет. Десять казней

История как провозвестника Божьей воли, началась в тот день, когда он предстал пред фараоном, который правил в то время в Египте. Это был другой правитель, не тот, от которого в свое время убежал Моисей. Конечно, на требование отпустить израильский народ фараон ответил отказом, да еще и увеличил трудовую повинность для своих рабов.

Моисей и Рамзес, история которых более туманна, чем хотелось бы исследователям, схватились в противостоянии. Пророк не смирился с первым поражением, он приходил к правителю еще несколько раз и в конечном итоге сказал, что падет на землю египетскую кара Божья. И так случилось. По воле Бога случились десять казней, которые пали на Египет и его жителей. После каждой из них правитель призывал своих чародеев, однако они нашли волшебство Моисея более искусным. После каждого несчастья фараон соглашался отпустить народ Израиля, но каждый раз передумывал. Лишь после десятой еврейские рабы стали свободными.

Конечно, на этом история Моисея не закончилась. Пророку еще предстояли годы путешествий, а также столкновение с неверием соплеменников, пока все они не добрались до Земли Обетованной.

Установление Пасхи и исход из Египта

Перед последней казнью, которая обрушилась на народ египетский, Моисей предупредил людей Израиля о ней. Это было умерщвление первенцев в каждой семье. Однако предупрежденные израильтяне помазали свою дверь кровью ягненка не старше одного года, и кара их минула.

В эту же ночь произошло празднование первой Пасхи. История Моисея из Библии рассказывает о ритуалах, которые ей предшествовали. Заколотого ягненка необходимо было запечь целым. Затем кушать стоя, собравшись всей семьей. После этого события народ Израиля покинул землю египетскую. Фараон в страхе даже просил это сделать скорее, видя то, что случилось ночью.

С первой зарей вышли беглецы. Знаком воли божьей был столп, который ночью был огненный, а днем облачным. Считается, что именно эта Пасха со временем преобразовалась в ту, которую мы знаем сейчас. Освобождение еврейского народа от рабства символизировало именно это.

Еще одним чудом, которое случилось практически сразу после выхода из Египта, был переход через Красное море. По велению Господа расступились воды, и образовалась суша, по которой израильтяне и перешли на другой берег. Фараон, который погнался за ними, также решил последовать по дну моря. Однако Моисей со своим народом уже были на другой стороне, и воды моря опять сомкнулись. Так погиб фараон.

Заветы, которые получил Моисей на горе Синай

Следующим пунктом остановки еврейского народа стала гора Моисея. История из Библии рассказывает, что на этом пути беглецы видели немало чудес (манна небесная, появляющиеся источники родниковой воды) и укреплялись в своей вере. В конечном итоге, после трехмесячного путешествия израильтяне пришли к горе Синайской.

Оставив народ у ее подножия, сам Моисей поднялся на вершину за наставлениями Господа. Там состоялся диалог между Отцом Всего Сущего и его пророком. В результате всего этого были получены десять заповедей, которые стали основными для народа Израиля, которые стали основой законодательства. Также были получены заповеди, которые охватывали гражданскую и религиозную жизнь. Все это было записано в Книгу Завета.

Сорокалетнее путешествие по пустыне израильского народа

Возле еврейский народ простоял около года. Затем был дан знак Господом, что нужно идти дальше. История Моисея как пророка продолжалась. Он и дальше нес бремя посредника между своим народом и Господом. Сорок лет они странствовали по пустыне, иногда подолгу жили в местах, где условия были более благоприятны. Израильтяне постепенно становились ревностными исполнителями тех заветов, которые дал им Господь.

Конечно, были и возмущения. Не всех устраивали такие длительные странствия. Однако, как свидетельствует история Моисея из Библии, народ израильский все же добрался до Земли обетованной. Однако сам пророк так и не дошел до нее. Моисею было откровение, что дальше их поведет другой вождь. Он почил на 120 году жизни, однако никто так и не узнал, где это случилось, так как кончина его была тайной.

Исторические факты, подтверждающие библейские события

Моисей, история жизни которого нам известна только из библейских рассказов, является значительной фигурой. Однако есть ли официальные данные, которые подтверждают его существование как исторической фигуры? Некоторые считают все это лишь красивой легендой, которая была придумана.

Однако некоторые историки все же склоняются к тому, что Моисей - фигура историческая. Об этом свидетельствуют некоторые сведения, которые содержатся в библейском рассказе (рабы в Египте, рождение Моисея). Таким образом, можно сказать, что это далеко не вымышленная история, и все эти чудеса случились на самом деле в те далекие времена.

Следует отметить, что на сегодняшний день это событие отображено не единожды в кинематографе, а также созданы мультфильмы. В них рассказано о таких героях, как Моисей и Рамзес, история которых в Библии мало описана. Особое внимание в кинематографе уделяется чудесам, которые случались во время их путешествия. Как бы там ни было, но все эти фильмы и мультфильмы воспитывают в подрастающем поколении нравственность и прививают мораль. Также они полезны и для взрослых, особенно тех, которые потеряли веру в чудеса.

Египетские археологи нашли в Красном море подтверждение описанной в Библии истории.

На дне Красного моря ученые обнаружили останки людей и военное снаряжение, которые относятся к XIV веку до н. э. Вполне вероятно, что это погибшая армия фараона Эхнатона. Согласно Библии, его поглотила пучина моря, когда войско пыталось остановить исход евреев из Египта.

Споры о том, являются ли описываемые в Библии события легендами или им можно доверять, не утихают многие годы. Одни твердо стоят на том, что так Господь помогал избранному им народу. И любые сомнения в библейских историях - это чистейший атеизм, неверие. А ведь Христос, прежде всего, настаивал, что главное для всех его последователей - это вера. Другие, напротив, хотят получить подтверждение своей веры. Как, например, Фома неверующий. Им нужны факты и аргументы. А настоящие атеисты видят в Библейских историях как набор легенд, так и действительных событий, а для описываемых чудес ищут вполне научные объяснения. Для них само понятие - ”чудо”, это всего лишь что-то неизвестное, неизученное, непознанное. Но оно обязательно будет изучено. Если, конечно, не чистейший вымысел.

Одно из наиболее ярких библейских событий - исход евреев из Египта. В Библии сказано, что фараон вначале согласился отпустить евреев с Моисеем, однако, когда они ушли, передумал и приказал армии их вернуть. Тогда Господь совершил чудо: раздвинул воды Красного моря, и по этому коридору евреи спаслись, а затем сомкнул море, погубив египетскую армию.

Ученые давно ищут объяснения этому чуду. Например, несколько лет назад американские специалисты построили математическую модель, которая показала, как чудо могло действительно произойти. Если над мелководьем в течение 12 часов будет дуть очень сильный ветер (примерно как во время торнадо), то воды вполне могли разойтись, пропустив беглецов. Когда ветер стих, воды вернулись на свое место, поглотив преследователей.

И вот новые данные в пользу этой истории. На дне Красного моря египетские археологи нашли фрагменты около 400 скелетов людей, а также военное снаряжение эпохи фараонов. Пока ученые осторожно заявляют, что эта находка с определенной долей вероятности может являться подтверждением библейской истории.

Напомним, что ранее ученые дали свою версию самой "громкой" библейской истории: как от звуков труб, в которые трубили евреи, осаждавшие город Иерихон, рухнули его стены. Исследования показали, что действительно около 1400 лет до н.э. стены пали необычным образом. Во всяком случае, ни подкопа, ни стенобитных машин не было. Наиболее вероятно, что город разрушило землетрясение. Учеными обнаружены его следы. Таким образом, наука подтверждает библейское описание необыкновенного падения стен Иерихона, однако называет "земную" причину чуда - сейсмический удар.

Перед евреями и Моисеем действительно могла расступиться вода, как описано в Ветхом завете. Но событие имело место не на Красном море, а на озере в дельте Нила.

Американские ученые нашли объяснение феномену, описанному в , когда перед Моисеем и народом Израилевым расступилось море.

Специалисты из американского Национального центру атмосферных исследований и Колорадского университета в Боулдере провели компьютерное моделирование, которое доказало, что такое событие, как разделение моря, вполне возможно.

Однако, по мнению ученых, если это и произошло на самом деле, то вовсе не на Красном море, как повествует Библия, а на озере Мензала в дельте Нила. Не исключено, что "Красное море" было ошибкой переводчиков.

Одна из книг Старого завета, да и часть Пятикнижия, повествует об освобождении из египетского рабства и странствиях евреев под руководством пророка Моисея.

В одном из наиболее драматичных моментов рассказа говорится, как Красное море по взмаху руки Моисея расступилось перед беглецами и они перебрались на другой берег, а египтяне, которые гнались за ними, утонули в волнах моря, которое опять сомкнулось.

"И протянул Моисей руку свою на море, и Господь гнал море сильным восточным ветром целую ночь, и сделал море сушей, и расступилась вода", - сказано в Священной книге.

Применив метод компьютерного моделирования, ученые установили, что мощный ветер действительно мог разделить воду. Однако восточный ветер вряд ли мог помочь евреям, которые шли из Египта, перейти Красное море, которое вытянуто с северо-запада на юго-восток.

По мнению историков, в тексте Пятикнижия на иврите идет речь о море камышей, а не о Красном море. Это предположение не ново: в Библии море, которое переходили евреи, на церковнословянском языке переводится как Красное море, которое значит не только красное, но и "море камышей", и на английском языке названия весьма созвучные: Red Sea (Красное море) и Sea of Reeds (Море камышей).

Но у берегов Красного моря камыши не растут. Зато они есть на берегах озер, расположенных в дельте Нила.

Изучив старинные карты Египта, ученые предположили, что в Библии речь шла об озере, расположенном вблизи древнего города Танис (Джанет) в восточной части дельты Нила (неподалеку от современного Порт-Саида). В настоящий момент это озеро называется Мензала.

По данным ученых, стойкий ветер со скоростью 100 км/час (27,7 м/с) над вытянутым с запада на восток озером Манзала, был бы способен отогнать воды озера к западному берегу и на юг, к реке.

Моделирование показало, что в результате образовался бы широкий сухой мост, способный продержаться в течение четырех часов.