Кафедральный собор страсбурга. Кафедральный собор Страсбурга (Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg), Эльзас (Alsace)


Страсбургский собор отличается своей чарующей и величественной фактурой. Со всех сторон он окутан узорами свободно стоящих решеток, на фасаде расположены небольшие расписные арки, изящные скульптуры, монументальные колонны, витражные окна, алтарь Святого Панкратия, особенные астрономические часы, находящиеся в расписанном корпусе - и это лишь малая часть перечисленного, что откроется взору при посещении этого собора-архитектурного шедевра.

Одним из главных украшений собора являются неописуемой красоты витражи, самые лучшие из которых хорошо видны из окон трансепта и южной капеллы. На витражах окон южной капеллы изображены отрывки из жизни Иисуса Христа - когда он был ребенком, когда он постиг страшные муки и эпизоды Страшного Суда. На витражах северного трансепта можно увидеть отображение Богоматери, возглавляющей процессию жен-мироносиц, которых чтят все народы мира.


Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что ранее этот храм был не только католическим: на службы, проходящие в этом величественном здании, проходили и протестанты.

Великолепие этого собора довольно трудно описать словами, хотя он, как и Кёльнский собор до настоящего момента считается незаконченным. Чего только стоит тот факт, что на протяжении более двух веков это здание считалось самым высоким на всей нашей планете!


Изображение из «Pierers Universal-Lexikon», 1891

Если внимательно изучить письменные работы историков и архитекторов, можно без труда сделать определенный вывод: Страсбургский собор, посвященный Святой Деве Марии, по праву считается одним из самых красивых и самых больших в мире католических храмов Старого Света. Ежедневно к нему приходят тысячи гостей французского города, чтобы воочию увидеть чудо, которое появилось в мире благодаря совместной работе немецких и французских архитекторов.

Кстати, сам Страсбург, хотя и входит в состав Франции, можно назвать городом, где удивительным образом переплелись две культуры: германская и французская. Говоря об этом храме, построенном из песчаника, следует сделать акцент на том, что он является католической церковью епископа: в наши дни в его огромных залах не встретишь протестантов.

Самые первые упоминания о недостроенном храме в романском стиле, датируются еще 1015-м годом. Однако благодаря археологическим раскопкам ученым удалось доказать, что на этом месте еще задолго до этого отрезка времени возвышалось римское святилище.


Первоначально в 1015-м году Страсбургский собор предполагалось, как уже говорилось немного выше, построить в романском стиле. Более того, работы уже были начаты: распоряжение о строительстве отдал епископ Вернер Габсбургский.


По непонятным причинам незаконченное здание практически полностью сгорело. Восстановить храм, ценой невероятных усилий и огромных капиталовложений удалось лишь к концу XII века, а в те времена в Европе уже вошел в моду готический стиль.

западный портал

По этой причине большинство частей здания приобрели более строгие «воздушные» формы, а отделка была выполнена из красноватых камней, которые специально привозили к месту строительства из соседних горных районов.

Епископ, оплачивавший все расходы по восстановлению и перестройке здания, умер, и возведение величественного собора, который в будущем должен будет стать самым высоким зданием в мире, на время прекратилось.

Пожертвований буржуа не хватало, поэтому свою посильную лепту в возведение Страсбургского собора начали вносить все без исключения жители уютного города.

Интересно то, что западная часть строилась под руководством немца по фамилии Штайнбах. В некоторых документах даже упоминается тот факт, что архитектор и строитель не пожалел отдать все свое имущество на возведение величественного храма.

Правда, все его имущество на тот период времени состояло только из одной лошади.

Самой узнаваемой частью здания, за исключением астрономических часов, на которых следует обязательно остановиться более подробно чуть ниже, стал шпиль, построенный Йоганном Хультцем из… Кёльна. Наверное, именно по этой причине у двух красивейших католических храмов многие туристы находят сходство.

Северная Башня, высота которой достигает 142 (!) метра, была закончена в 1439-м году. Правда, самой высокой в мире она стала только в 1652-м году. Этот рекорд был побит лишь в конце 19-го века.

Про Южную Башню строители, наверное, «забыли»: ее так никогда и не начинали строить. По этой причине Страсбургский собор можно назвать образцом асимметрии в архитектуре (если, конечно же, не брать во внимание шедевры Антонио Гауди).

Архитекторы, так же как и при возведении кёльнского собора, ориентировались на французскую соборную готику, что видно по двоению западных башен и, как следствие, широкому западному фасаду, а также продольному нефу в форме базилики, в отличие от немецких церквей с тремя нефами одинаковой высоты (нем. Hallenkirche).

Среди главных строителей собора были Ульрих фон Энсинген (нем. Ulrich von Ensingen, ранее участвовал в создании Ульмского собора) и Эрвин фон Штайнбах (нем. Erwin von Steinbach).

Северная башня высотой в 142 м, ажурный ступенчатый шпиль которой полностью выполнен из песчаника по проекту кельнского мастера Иоганна Хюльца (окончена в 1439 году), была вплоть до конца XIX века самым высоким сооружением, полностью выполненным из камня.

Площадь, на которой стоит собор, принадлежит к числу самых красивых городских площадей Европы. На ней расположен ряд фахверковых домов (до 4-5 этажей) в стиле алеманско-южнонемецкой (швабской) архитектуры. Характерным являются высокие крыши, в которых расположены несколько «наклонных» этажей (до четырёх). На северной стороне площади стоит известный фахверковый дом, искусно расписаный Дом Каммерцеля, построенный в XV веке (нем. Haus Kammerzell, фр. Maison Kammerzell).





В Страсбургском соборе каждая скульптура, каждый витраж и предмет представляют собой настоящее произведение искусства, которое невозможно оценить в денежном эквиваленте. Описать их все в одном материале, увы, не удастся. Лучше всего увидеть их своими глазами или посмотреть на фото.

галерея апостолов

В начале 20-х годов 13 века в Страсбург пригласили скульпторов из Шартра, которые были носителями совершенно нового, готического, стиля. Так что собор, как, собственно, и весь Эльзас, стал сплавом немецкого и французского стилей.

детали тимпана в музее собора




Это проявилось, в частности, в том, что в витражах использовались как красный и синий (типично французские), так и зелёный (характерный для немецких соборов) цвета.


Обязательно стоит выделить скульптуры, на которые путешественник может полюбоваться над тройным порталом: это реалистично выполненные статуи великих Пророков, Волхвов, несших вести от высших сил народу, и символичные изображения мирских пороков и добродетели.

портал Сан-Лорен


Внутри Страсбургского собора можно увидеть великолепную купель, которая была выполнена знаменитым Дотцингером в середине 15-го века. Гобелены, алтарь Святого Панкратия, потрясающие своей неземной красотой витражные окна и, конечно же, астрономические часы - лишь малая часть того, что можно увидеть в одном из самых красивых католических храмов в мире.



К слову, астрономические часы Страсбургского собора заслуживают отдельного внимания. Удивительный и точный механизм был разработан часовщиком Швильге, а украшенный корпус к ним в XVII веке выполнил Тобиас Штиммер.

До них были часы, построенные в 1353 и 1574 годах, последние из которых работали до 1789 года и уже имели астрономические функции. В 1832 году был сконструирован уникальный механизм, показывающий орбиты Земли, Луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна).

Особенностью часов является механизм, завершающий один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех праздников, даты которых меняются из года в год. Но самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию земной оси — один оборот занимает 25.800 лет.

Каким образом удалось воссоздать такой точный механизм в то время, когда еще не было вычислительной техники, объяснить невозможно. Астрономические часы Страсбургского собора приковывают внимание и, порой, не дают сосредоточиться на чем-либо еще.

Каждые 15 минут часы «оживают»: перед зрителями проплывает одна из четырех фигурок, которые символизируют бренность бытия. Фигурки аллегорически изображают четыре человеческих возраста: в первую четверть часа перед Смертью (изображенной в виде скелета) проходит младенец,


потом часы обходит молодой человек, затем человек уже зрелый (воин) и, наконец, старик,
который сообщает о своей смерти и скором появлении младенца.Затем цикл смены четырех возрастов повторяется заново.

Каждый час Ангел переворачивает песочные часы, появляется Иисус Христос и под звон больших колоколов на башне прогоняет скелетообразную Смерть, не позволяя той косить уходящее время.Но самый главный спектакль разыгрывается перед зрителями всего один раз в день.Каждый день в 12:30 начинают двигаться все автоматические устройства часов. Один ангел звонит в колокольчик, а другой переворачивает песочные часы, и четыре персонажа, символизирующих возрасты жизни, поочередно проходят перед Смертью.

На верхнем ярусе разыгрывается следующая сцена: выходит Иисус Христос, затем появляются, склоняясь перед его ликом, двенадцать апостолов; потом, расправив крылья, кукарекает и хлопает крыльями петух, возвещая об отречении Петра.

Иисус трижды благословляет фигурки апостолов, а затем поворачивается с благословением к прихожанам. Представление завершают античные боги на элегантных колесницах — символы дней недели. Диана символизирует понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среду, Юпитер — четверг, Венера — пятницу, Сатурн — субботу и Аполлон — воскресенье.



В 12:00 в соборе демонстрируется фильм об истории создания и механизме часов.


К огромному сожалению Французская революция не пощадила этот храм: многие фрески и скульптуры были разрушены. Справедливости ради стоит отметить, что наибольший урон Страсбургскому собору нанесли бомбардировки фашистской авиации и силы антигитлеровской коалиции.

Храм, который был построен французами совместно с немцами, был частично ими же и разрушен…. Уцелела легендарная башня, уцелела благодаря одному талантливому и находчивому кузнецу, сделавшему для нее после разрушительной революции защитный колпак из прочнейшего металла.

Прошло время, войны и невзгоды остались позади: после тщательной реконструкции, проведенной самыми лучшими специалистами, Страсбургский собор предстал перед верующими и гостями города в своем первоначальном виде.

В наши дни это ассиметричное здание посещают тысячи туристов, желающих увидеть не только астрономические часы, скульптуры и другие сокровища, но и удивительное сочетание французской и немецкой культур.

Посетить Страсбургский собор во Франции может каждый желающий абсолютно бесплатно. Он открывает свои порталы в 7 утра и закрывает в 7 вечера. Стоит помнить, что с 11-30 и до 12-40 в храме перерыв. Все туристы, которые хотят попасть на Северную башню должны будут заплатить за билет 4 евро и 60 евроцентов.

Для детей и подростков подъем стоит вдвое дешевле. Приехать в Страсбург и не побывать в его «сердце» - непростительная ошибка, ведь великий Гюго назвал его «деликатным и гигантским архитектурным чудом». Описал его в своих трудах и Гете, назвав не иначе, как «дерево Бога»!

Каждое лето вечерами перед собором организуют представление: транслируются классические музыкальные произведения, а сам собор подсвечивается разными цветами в тон к музыке.

Кафедральный собор Нотр-Дам в Страсбурге (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

На протяжении двух веков страсбургский Нотр-Дам был самым высоким в мире собором. Это одно из наиболее крупных строений из песчаника в Европе. Но что действительно поражает воображение в соборе - так это даже не столько его размеры, сколько потрясающая деталировка отделки. Трудно поверить, что столь совершенное и тщательно выполненное творение было создано едва ли не тысячу лет назад.

Кружевную поверхность украшают тысячи скульптур и декоративных элементов: горгульи и мифические чудища, святые и правители, аллегорические фигуры, узорные окна-розетки и сложные орнаменты.

Велика вероятность, что вы выйдете к собору через мост по улице Вье Марше Окс Пуассон, мимо Исторического музея. В этом случае Нотр-Дам внезапно и без всякого предупреждения шокирует туристов, показываясь по правую руку в перспективе узкой улицы Мерсье. На правом углу этой улицы стоит потрясающий белый фахверковый дом с искусными резными деревянными скульптурами. В нём, кстати, расположен большой сувенирный магазин.

Начало строительства страсбургского Нотр-Дам пришлось на рубеж тысячелетий, хотя и века спустя собор достраивали и расширяли. Первая постройка сгорела в 1176 г., и строительство уже в новом стиле продолжалось с того самого года почти триста лет. Тщеславным стремлением епископа Страсбурга, при котором работы были начаты, стало переплюнуть кафедральный собор в Базеле - надо сказать, в конце концов это и получилось благодаря главному фасаду.

Внешний вид Нотр-Дам в Страсбурге сегодня типичен для готической французской церкви и вызывает ассоциации с соборами в Кёльне и Ульме. Северная башня собора, оконченная в середине 15 века, насчитывает более 140 метров высоты. Южная башня так и не была достроена, поэтому собор в целом выглядит несколько асиметрично. А вот резной западный фасад Нотр-Дам в Страсбурге, который создавался в период экономического взлёта города, в середине 13 века, позднее нефа, сегодня воспринимается как бесспорная доминанта всей конструкции. Его кружевную поверхность украшают тысячи скульптур и декоративных элементов: горгульи и мифические чудища, святые и правители, аллегорические фигуры, узорные окна-розетки и сложные орнаменты.

Кафедральный собор в Страсбурге

Внутренность собора не менее интересна, чем его внешний вид. Здесь можно увидеть прекрасные и тщательно выполненные многочисленные витражи с классическими сюжетами, яркий и богато отделанный орган, а также особую достопримечательность - астрономические часы 19 века. В новогоднюю ночь их механизм делает полный круг и показывает, на какие дни следующего года придутся праздники с «плавающими» датами. Осмотр часов предполагает вход через отдельную северную дверь, билеты платные.

Во время Великой французской революции Нотр-Дам изрядно пострадал: не столько само здание, сколько элементы его отделки. Множество прекрасных статуй разбили (управляющим удалось спрятать и таким образом сохранить лишь несколько). Кроме того, собор едва не расстался с башенным шпилем: слишком высокий, он как бы шёл вразрез с концепцией всеобщего равенства. Спасла шпиль смекалка местного кузнеца: он придумал превратить его в символический знак свободы, поместив сверху фригийский колпак - что и было проделано.

На башню страсбургского собора можно подняться по лестнице. Что и проделывали некоторые исторические личности: например, Гёте, Стендаль и барон Кюхельбекер.

Собор - действующая католическая церковь, и посещение его туристами во время богослужений невозможно.

В Эльзас я влюбился практически сразу, как только в августе 2013-го года сошел с поезда Париж-Страсбург на центральном городском вокзале. Это именно тут случай, когда две страны образовали регион, где всё взаимодополняет друг друга. Лучшие немецкие и французские зодчие трудились над собором Страсбургской Богоматери, привносили лучшее, что имели и могли. В результате предлагаю полюбоваться на вершину готического искусства Эльзаса - собор Страсбургской Богоматери - результат работы франко-немецких мастеров.

Составляя 142 метра в высоту, Страсбургский собор долгое время был самым высоким зданием мира, а сейчас находится на втором месте (после Руанского собора) по высоте среди всех соборов Франции. Тонкий шпиль собора виден с любой точки эльзасской равнины, а также из Шварцвальда и Вогезов - горных массивов, соседствующих с Эльзасом.

Современное нам сооружение - четвертое по счету. История начинается в VII столетии, когда епископом Страсбурга святым Арбогастом был заложен первый кафедральный собор. Но уже при при Карле Великом его перестроили и сделали более вместительным. Недавние раскопки показали, что собор каролингского времени представлял собой трехнефную базилику с тремя апсидами. Каролингская базилика несколько раз сильно страдала от пожаров, и в 1015 году на месте полуразрушенной постройки епископ Вернер I начал постройку нового храма в стиле оттоновского возрождения. К сожалению, и этот собор сгорел при сильном пожаре 1176 года, после чего страсбургский епископ принял решение построить новый, четвертый кафедральный собор; с этого момента и начинается история собора Пресвятой Богоматери Страсбурга.

Первыми были построены хор и северный рукав трансепта, которые принадлежат еще к романскому стилю. В 1225 году за строительство взялась группа архитекторов из Шартра, и после этого строительство собора велось уже в готическом стиле. В середине 13 века были уже почти исчерпаны денежные средства, и для того, чтобы завершить неф, потребовалось развернуть обширную кампанию по продаже индульгенций. В 1277 году было начато возведение западного фасада. Строительство шло достаточно медленно, несколько раз пожары повреждали стены собора, и их приходилось восстанавливать. Работы окончательно были завершены только в 1439 году, с тех пор собор практически не менял свой внешний облик.

Над строительством кафедрального собора работало несколько архитекторов, но наибольший вклад внес Эрвин фон Штайнбах. Он принял руководство над строительными работами в 1277, когда начал возводиться фасад. В его творчестве прослеживается сильное влияние французской готики: например, окно-роза на фасаде выполнено в стиле, характерном для французских соборов, и порталы украшены рельефами гораздо богаче, чем это было принято в немецких храмах того времени. Считается, что после смерти Эрвина фон Штайнбаха работу над фасадом и башней храма продолжили его сын и дочь.

В 1277 году было начато возведение западного фасада.

Западный фасад собора богато украшен рельефами, сюжеты которых посвящены в основном жизни Иисуса Христа. Ниша центрального портала изображает сцены Страстей Христовых. В центре ниши помещена статуя Мадонны с младенцем, напоминающая о том, что собор посвящен Богоматери, а на архивольтах портала представлены сцены из Библии. Левый портал украшен фигурками добродетелей, сражающих пороки. Рельеф в нише портала изображает сцены детства Иисуса Христа. Правый портал обрамлен фигурами Мудрых Дев и Неразумных Дев. Согласно притче, которая приводится в Евангелии от Матфея, десять дев, подруг невесты, вышли ночью навстречу прибывающему жениху, чтобы проводить его на брачный пир, но только пять из них запаслись достаточным количеством масла для ламп. Когда у пяти неразумных дев лампы погасли, они отлучились на рынок, чтобы купить лампового масла, в это время жених приехал и начался пир, на который не пустили неразумных дев, так как те опоздали. «Итак, бодрствуйте, - говорит притча, - потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Фигуры Мудрых Дев у правого портала держат перед собой лампы и раскрытые Скрижали, а Неразумные Девы держат закрытые Скрижали, и среди них изображена фигура Искусителя с запретным плодом в руках. Что касается ниши портала, она посвящена теме Судного Дня.

По бокам собора располагаются еще два портала. Портал, выполненный в стиле поздней готики, который находится с северной стороны, посвящен святому Лаврентию, одному из наиболее важных для христианской традиции святых мучеников.

Внутри собор достаточно плохо освещен, в отличие от других французских готических соборов, например, таких как Реймсский и Шартрский. Неф собора, составляющий 63 метра в длину, является одним из самых длинных нефов среди всех французских соборов. В нефе находится большое количество средневековых витражей. Витражи с северной стороны изображают различных императоров Священной Римской империи, витражи с южной стороны представляют собой сцены из жизни Богоматери и Иисуса Христа. На витражах трифория изображена родословная Иисуса Христа - в том варианте, в котором она дается в Евангелии от Луки. Окно-розу украшают, как это ни удивительно, только растительные мотивы: считается, что изображенная на них пшеница символизирует экономическое благополучие Страсбурга.

Хор, одна из самых древних частей собора, построенный в 11 веке, украшен фресками 19 века и современным витражом, изображающим Деву Марию. Примечательно, что, поскольку витраж является даром собору от Совета Европы, на витраже можно найти двенадцать звезд на голубом фоне, символизирующих Евросоюз.

В северном рукаве трансепта располагается ниша, предназначавшаяся для алтаря святого Лаврентия. Капители колонн, обрамляющих эту нишу, украшены изображениями фантастических зверей. Сейчас в нише находится купель, выполненная в 1453 году известным скульптором того времени Джодоком Дотцингером. Напротив нее можно найти монументальную скульптурную группу, изображающую молитву Иисуса Христа перед его арестом на Елеонской горе. Эта скульптурная группа была изначально выполнена Николасом Рёдером в 1498 году для кладбища церкви святого Фомы, и была перенесена в кафедральный собор в 1667 году.

В южном рукаве трансепта прежде всего стоит отметить т.н. столп Ангелов, который украшен двенадцатью скульптурами: на нижнем уровне изображены четыре евангелиста, над ними находятся ангелы, играющие на рожках, наконец, верхний ярус изображает сидящего Христа, окруженного ангелами.

Кафедра собора является замечательным образцом возведенного в абсолют стиля пламенеющей готики. Кафедру украшает около пятидесяти скульптур, представляющих множество традиционных новозаветных сюжетов и персонажей.

В южном трансепте собора находятся астрономические часы - одни из самых знаменитых в мире.


Церковь св. Павла

Церковь св. Павла была построена в стиле возрожденной готики в конце 19-го века. Шпили башен видны издалека, возвышаясь над всеми окрестностями на высоту 76 метров. В Хорах стоит обратить внимание на пять витражей работы Saussure.

Église Saint-Guillaume — Церковь Сен-Гийом

Это готическая церковь, сочетающая в интерьере сразу два стиля: готику и барокко.

Адрес: Rue Calvin

Церковь Сен-Маделейн (église Saint-Madeleine)

Это католическая церковь, построенная в готическом стиле в конце 15-го века. Ее дважды перестраивали. Сначала из-за разрушительного пожара в 1904 году, затем после бомбардировок во время Второй мировой войны. В 1989 году церковь причислили к памятникам исторического значения.

Адрес: Rue Saint-Madeleine

Кафедральный собор Нотр-Дам

Это римско-католический кафедральный собор, соединяющий в своей архитектуре романский и готический стили. Он внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кафедральный собор славится своими астрономическими часами — это экстраординарный пример кооперации между техниками, художниками и математиками.

Высота собора составляет 142 метра. Это шестое по величине здание в мире.

Адрес: Place de la Cathedral

Церковь Сен-Николас

Это маленькая готическая церковь. Первоначальная ее постройка началась в 1182 году, но спустя два века она была полностьб переделана и освящена в честь св. Николая, святого покровителя детей, учеников и матросов.

Адрес: Quai Saint Nicolas

Церковь св. Томаса (église Saint Thomas)

Это главная протестантская церковь Страсбурга и единственный пример подобной планировки церкви в Эльзасе. Внутри находится скульптура св. Михаила, сделанного в позднеготическом стиле — вторая по величине в подобном стиле во Франции.

Адрес: пересечение канала Rue Martin Luther и Quai Saint-Thomas

Церковь Saint-Pierre-le-Vieux

Эта протестантская церковь была внесена в список исторических памятников в 1981 году. Впервые она упоминается в исторических хрониках в 1130 году, хотя в те времена это была католическая церковь.

Адрес: Place Saint-Pierre le Vieux

Temple Neuf

Название дословно переводится с французского как «Новый храм». Изначально эта церковь принадлежала католическом ордену доминиканцев, но была разрушена во время войны в 1870 году. Нынешнее здание уже теперь протестантской церкви — это реконструкция 19-го века в нео-романском стиле.

Первая постройка на этом месте была выполнена доминиканцами в 1260 году. Во времена Страсбургской Республики в 16 веке она была секуляризирована и впоследствии отдана протестантам, организовавшим здесь в 1531 году бибилиотеку. В 1566 году эта библиотека была присоединена к Протестантской Академии, которая потом, в 1621 году, превратилась в университет. Во время франко-прусской войны в 1870 году город подвергся бомбардировкам, и в ночь с 24 на 25 августа 1870 года пожар разрушил храм. Библиотека с 400 000 книг и 3446 манускриптов сгорела.

Адрес: Rue de Temple Neuf

Церковь Сен-Жан

Построенная в 15-м веке, церковь Сен-Жан была частично перестроена после Второй мировой войны. У церкви сделан один неф с двумя ланцетными окнами. Внутри можно увидеть остатки фресок, созданных художниками Верле и Швенкедель.

Адрес: Quai Saint-Jean

Гёте назвал его «возвышенным деревом Бога», а Виктор Гюго - «гигантским изящным чудом». Все эти поэтические эпитеты описывают кафедральный собор в Страсбурге - приграничном с Германией городе Франции. Два столетия эта постройка была самой высокой в мире. Шпиль собора виднеется далеко за пределами Страсбурга. Его силуэт на фоне алеющего предзакатного неба является визитной карточкой города. Шпиль виден даже с другого берега Рейна, по которому проходит современная граница. Поэтому Страсбургский собор в Германии считают почти своим (принимая во внимание историю Эльзаса и Лотарингии). Эта церковь одновременно величественна и изящна. Даже в двадцать первом веке, эпохе небоскребов, Нотр-Дам Страсбурга занимает шестое место в мире по высоте среди храмов. А еще она держит лидерство как самое большое строение из такого недолговечного камня, как песчаник. Давайте совершим виртуальную экскурсию по этому уникальному готическому храму.

Как добраться до Страсбургского собора

Найти это сооружение нетрудно - 142-метровая башня видна издалека. Но центр Страсбурга возведен на острове, окруженном рекой Иль. Плотная фахверковая застройка с нависающими балкончиками вдоль узких средневековых улочек закрывает обзор. Вокруг столько интересных достопримечательностей, что впору и вовсе позабыть, куда намеревались придти. Страсбургский собор внезапно предстает во всей красе в узком проеме улицы Мерсье. На нее можно попасть, перейдя мост по Вье Марш Окс Пуассон (возле Исторического музея). С этой позиции его и фотографируйте. Если подойти ближе, можно запечатлеть лишь фрагменты фасадов, но не великана-красавца целиком. Кстати, на правой стороне улочки Мерсье расположен старинный фахверковый дом Каммерцеля (XV ст.), украшенный деревянными скульптурами - сейчас там большой магазин сувениров.

Собор в Страсбурге: история

Современный Эльзас некогда входил в состав необъятной Римской империи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в самом центре галльского поселения Аргенторатум стоял языческий храм. Намного позже Страсбург получил современное название от двух немецких слов: «штрассе» - дорога и «бург» - замок или укрепленный город. Когда христианство стало господствующей религией, языческий храм был разрушен, а на его месте стали возводить церковь. Около тысячного года население «Города на дорогах» так возросло, что возникла надобность в кафедральном соборе. Первый камень в постройку заложил епископ Вернер Габсбургский в 1015 году. Естественно, по планировке это был типичный романский собор. Пожар 1176 года уничтожил деревянную крышу и верхние этажи. Поэтому решено было возвести собор из камня. Его привозили из ближайших гор - Вогезов. Песчаник этот имеет удивительное свойство отсвечивать розовым на закате или восходе солнца.

Страсбургский собор (Франция) и епископское тщеславие

В тринадцатом столетии в моде была готика. Города Западной Европы соревновались между собой, кто построит самый высокий, большой и красивый Дом Божий. Епископу Страсбурга не давали покоя лавры его базельского, ульмского и кёльнского коллег. Поэтому он не пожалел денег, чтобы выписать самых модных (и высокооплачиваемых) зодчих для постройки своего собора. Конечно, он не дождался конца работ и не увидел величественное творение. После смерти епископа строительство оплачивал муниципалитет - консулы и простые горожане. Так и получилось, что восточный и южный порталы, а также хор выполнены в романском стиле, а западная часть с северной башней - в готическом. Кстати, планом предусматривалось строительство его одного, южного, шпиля. Но на него у города просто не хватило времени. Ассиметричность конструкции также делает ее уникальной. А 142-метровая северная башня была завершена лишь в 1439 году.

Западный фасад

Не спешим заходить внутрь. Неизменным ритуалом всех туристов является неспешный и вдумчивый обход величественного здания. Страсбургский собор во Франции знаменит своим западным фасадом. Это настоящий шедевр высокой готики. Одним из зодчих был Эрвин фон Штайнбах. Он в 1284 году и разработал западный фасад, с тысячей скульптур и изящным окном-розеттой. Когда денег на строительство не хватало, архитектор продал своего коня и пожертвовал необходимую сумму. В четырнадцатом веке главным зодчим стал Ульрих фон Энсинген, создатель собора в Ульме. А знаменитая Северная башня была завершена Иоганном Хультцем - мастером из Кёльна. Тысячи каменных скульптур и орнаментов, украшающие западный фасад Страсбургского собора, вошли во все учебники о средневековой готике. Чудесные витражи лучше смотреть изнутри. Их во время последней Мировой войны увезли нацисты, но позже правительство Германии вернуло их вместе с украденными гобеленами и картинами.

Фасад южного траверса

Страсбургский собор стоит обойти целиком. Привлекает внимание не только высоченный шпиль и богато изукрашенный скульптурами западный фасад. Южный траверс со входом также очень интересен. Его украшает не менее знаменитая скульптурная группа «Церковь и Синагога». Во времена крестового похода против альбигойцев этот сюжет переосмысливался как борьба Римского Папства с диссидентскими христианскими верованиями. Горгульи, служащие дождевыми водостоками, словно говорят: «Вне католической Церкви нет Спасения». В готическом фасаде на тройном портале главного входа мы видим сцену поклонения волхвов. Здесь есть скульптуры пророков Ветхого Завета и мучеников Нового. Аллегорические фигуры изображают Грехи и Добродетели.

Достопримечательности интерьера

А теперь пройдем внутрь собора, тем более что вход в него свободный. Страсбургский кафедральный собор продолжает исполнять свои функции действующего храма, поэтому во время служб вход в него туристам ограничен. Внутри церковь украшена не менее роскошно, чем снаружи. Хорошо придти сюда в солнечный день - тогда витражи выглядят особенно эффектно. Что нужно не пропустить в Страсбургском соборе? Это купель для крещения, созданная в середине пятнадцатого столетия скульптором Дотцингером. Обращают на себе внимание гобелены, картины на религиозные сюжеты, старинный орган. Очень красив амвон, декорированный многочисленными статуями, принадлежащими резцу Ганса Хаммера. Еще нужно заглянуть в предел и увидеть картину Николя Редера (в северном трансепте).

Башня

Обязательно нужно подняться на шпиль, который венчает Страсбургский собор. Страсбург с обзорной площадки - как на ладони. К тому же можно рассмотреть некоторые скульптуры и горгулий вблизи. Если будет тяжело подниматься узкой винтовой лестницей, вспомните: эти ступени преодолевали Стендаль и Гёте. А последний делал это ежедневно, пока учился в Страсбургском университете. Так он и излечился от фобии высоты. Этот шпиль вплоть до восемнадцатого века (пока не достроили Кёльнский собор) оставался самой высокой конструкцией. Примечательно, что во время Французской революции колокольню хотели разрушить. Дескать, она нивелировала принцип равенства. Но местные жители украсили ее (символом свободы), и идеологический накал революционеров был снят. Вход на башню платный: 4,5 евро для взрослого и 2,5 - для детей и студентов.

Астрономические часы

Если вы купите билет на Северную башню, то сможете побывать и на хорах, идущих по верхнему ярусу всего собора. Это даст вам уникальную возможность рассмотреть поближе витражи и прекрасные готические розетты. Но в храме есть еще одна платная аттракция для туристов. Это Страсбургского собора. Третий по счету хронометр был усовершенствован и установлен в 1832 году. До него часы с астрономическими функциями верно служили городу с 1574 года. Первый хронометр упоминается с 1353 г. Что же интересного в часах Страсбургского собора? Сложный механизм показывает орбиты Земли и Луны, а также всех известных на то время планет. Кроме того, в Новогоднюю ночь часы делают полный оборот и показывают даты, на которые припадают «плавающие» католические праздники (Пасха, Вознесение, Пятидесятница). Шестеренка механизма, которая вращается наиболее медленно, отвечает за определение Полный оборот она сделает (если, конечно, хронометр доживет) за двадцать пять тысяч восемьсот лет.

События

Страсбургский собор всегда играл ключевую роль в жизни города. Здесь не только проходят литургии. По воскресеньям, в утренние часы, в соборе можно послушать Грегорианскую капеллу. Очень часто здесь устраиваются органные концерты, в которых задействован старинный, богато украшенный инструмент. Особенно хорошо приезжать в Страсбург летом. Во-первых, погода способствует прогулкам и плаванию по каналам на корабликах. В холодный сезон они также курсируют, но верх их застеклен. В качестве бонуса летним туристам предоставляется возможность увидеть красивое зрелище. Каждый вечер на площади перед собором устраиваются различные концерты. Множество прожекторов подсвечивают стены величественного здания в такт музыке, отчего кажется, что статуи на фасадах оживают.

Город и его достопримечательности

Страсбургский собор является своего рода доминантой. Но на нем туристические достопримечательности города не исчерпываются. Конечно, начать знакомство со Страсбургом необходимо с его собора. Особенно рекомендуют отзывы туристов не полениться и подняться на башню. Это даст вам наглядное представление о расположении города, а значит, можно будет составить маршрут дальнейших экскурсий. Необходимо посетить дворец епископа, квартал «Маленькая Франция», Музей Эльзаса. Не забываем, что в Страсбурге расположен и Это новейшее здание находится не в центре города, и до него лучше всего добираться на трамвае. Отзывы туристов настоятельно рекомендуют, невзирая на сезон, прокатиться экскурсионным катером по каналам речки Иль с их многочисленными шлюзами.