Площадь сен жермен. Церковь сен-жермен-де-пре


"То, что во Франции носит название Сен-Жерменского предместья, не является ни кварталом, ни сектой, да и вообще не поддаётся точному определению. На Королевской площади, в предместье Сент-Оноре, на Шоссе д"Антен тоже имеются особняки, где царит дух Сен-Жермен. Таким образом, это место уже не умещается в себе самом... Сен-Жерменское предместье со своим говором, манерами, особыми традициями, вот уже около сорока лет занимает в Париже то же положение, какое в пятнадцатом веке занимал Лувр, в шестнадцатом - Королевская площадь, а в семнадцатом и восемнадцатом — Версаль" - писал Оноре де Бальзак в 1834 году.

И до сих пор эти слова справедливы - Сен-Жермен-де-Пре это не только и не столько место, сколько атмосфера и состояние души. Погуляем?

На бульваре Сен-Жермен


Сердцем квартала является древняя церковь Сен-Жермен-де-Пре, центр одноименного аббатства, бывшего когда-то государством в государстве: оно владело всеми окружающими землями, подчинялось напрямую Риму, а аббат самостоятельно вершил тут правосудие, казня и милуя свою паству...


Площадь Сен-Жермен

История аббатства насчитывает полторы тысячи лет. В VI веке король франков Хильдеберт завоевал в Испании тунику святого Викентия и чаши, по преданию принадлежавшие царю Соломону. Для хранения реликвий парижский епископ Жермен основал монастырь. Впоследствии епископа здесь и похоронили, а аббатство стали называть в его честь Сен-Жермен-де-Пре (Святой-Жермен-в-полях). Так же стали называть и постепенно выросшее вокруг поселение, ставшее впоследствии парижским предместьем. Сохранившееся от аббатства здание является самой старой церковью Парижа, ее колокольня была построена в XI веке, а неф в XII-м.


Внутренний вид церкви Сен-Жермен

Церковь была сильно повреждена во время Великой французской революции 1791 года. Сначала ее разграбили, потом тут устроили фабрику по производству селитры, после взрыва на которой от здания остались только стены. Лишь в XIX веке интерьер был воссоздан учеником Энгра Ипполитом Фландреном.


Статуя Мадонны XIII века обнаруженная при раскопках в 1999 году


В часовне , где захоронены основатель палеографии Жан Мабийон, филолог и историк Бернар де Монфокон и глубоко чтимый мною Рене Декарт - великий математик и философ.

Париж постепенно подступал к Сен-Жермену, и в XIII веке, когда король Филипп-Август возвел городские стены, аббатство оказалось совсем рядом с ними. На церковных землях издавна шла оживленная торговля, которая привела к возникновению под стенами Парижа одной из самых больших ярмарок Франции. Сначала она раскидывалась только во время Пасхи, но потом стала круглогодичной. Следы ярмарки сохранились до наших дней в виде крытого Сен-Жерменского рынка.


Рынок Сен-Жермен


В аркадах рынка

Еще одним напоминанием о ярмарке является небольшой пассаж, носящий название Cour de Commerce Saint-Andre. Когда-то это место примыкало непосредственно к городской стене между воротами Бюсси и Сен-Жермен. В городе торговать было накладно, а вот вне стен - и просторнее, и дешевле. Название cour de commerce (торговые ряды) сохранилось с тех древних времен.


У входа в пассаж Сент-Андре со стороны улицы Сент-Андре-дез-Ар

Несмотря на небольшую длину, пассаж насыщен пластами истории Парижа. Если идти по нему по направлению к бульвару Сен-Жермен, то по левую руку сквозь витрины дома №4 можно увидеть остатки парижской стены и башни времен короля Филиппа-Августа. Рядом, между домами №2 и №4 находится калитка, которая ведет в старинные дворы Рогана (Cour de Rohan). Если вы пройдете через эту калитку, то пересечете стену старого города и попадете в проходные дворики, возникновение которых относят к XIV веку, когда здесь находилось подворье руанского архиепископа. Название Руан (Rouen) постепенно трансформировалось в Роган (Rohan) - так называли Руан бретонцы.


Дворы Рогана. Калитка через границу Парижа XIII века. Лесенка справа ведет в мастерскую художника Бальтуса, которая располагалась прямо наверху стены, возведенной Филиппом-Августом в 1210 году. Каменная тумба-отбойник, как утверждают, не только охраняла угол от проезжающих экипажей, но и служила монахам "подставкой" с которой они взбирались на своих мулов.



Дворы Рогана

Напротив входа во дворы Рогана, в доме в доме №3 по пассажу Сент-Андре располагается самое старое парижское кафе "Прокоп", которое в 1686 году открыл предприимчивый итальянец Прокопио. Именно здесь можно было отведать кофе, который появился в Европе совсем недавно и зерна которого продавались рядом на Сен-Жерменской ярмарке. Ещё одним изобретением Прокопа стал прообраз мороженого - охлажденная пена из взбитых сливок, пользовавшееся у посетителей немалой популярностью, впрочем как и другие замороженные десерты, подававшиеся в кафе.



Витрина "Прокопа", выходящая в пассаж Сен-Андре

В витрине "Прокопа" соседствуют портреты отца-основателя США Бенджамина Франклина и главного французского революционера Максимилиана Робеспьера. Они не только любили заходить в это кафе, но и были достаточно тесно связаны. Будучи еще простым физиком, Франклин изобрел громоотвод, что навлекло на него многочисленные обвинения как со стороны клириков, так и со стороны ученых. Во Франции был даже инициирован процесс "против громоотвода", на котором никому тогда неизвестный адвокат Робеспьер защищал изобретение и выиграл дело.

Продолжение пассажа Сент-Андре выходит к бульвару Сен-Жермен.


Арка пассажа Сент-Андре, выходящая на бульвар Сен-Жермен

Дом перед аркой (№8) известен тем, что здесь печатал свою газету "Друг народа" Марат - лидер якобинцев и яростный сторонник революционного террора. Напротив, во дворе дома №9 доктор Гильотен испытывал на бедных овечках свою зловеще-знаменитую машину для быстрого и безболезненного умерщвления преступников, приговоренных революцией к смерти. А сразу за аркой, на углу улицы Медицинской школы жили два пламенных революционера - неистовый Дантон и прекрасный Демулен, кого (о злая ирония судьбы!) эта самая гильотина лишила буйных голов.

До наших дней дом Дантона и Демулена не сохранился, его снесли при прокладке бульвара Сен-Жермен. Теперь на этом месте стоит памятник "отцу французской демократии" и автору знаменитого лозунга "Свобота-Равенство-Братство"


Памятник Дантону на бульваре Сен-Жермен.

Несмотря на многие градостроительные преобразования, левый берег гораздо лучше сохранил дух старого Парижа, чем перекроенное недрогнувшей рукой барона Османа правобережье. На Сен-Жермен-де-Пре то и дело видишь милые сердцу и глазу островки старины - то симпатичный дворик, то старый дом, то просто архитектурную деталь...


Фахверковый подъезд на улице Висконти



Дворик на улице Шерш-Миди


Остаток деревянной торговой вывески XVII века на улице Эшоде


Лестница на улице Жакоб

Сен-Жермен-де-Пре - это один из главных культурных центров Парижа. Здесь находится Институт Франции - уникальное учреждение, объединяющее в своих стенах пять старейших национальных академий. В главной из них, Французской академии, заседают "40 бессмертных" - пожизненных академиков в области французского языка и литературы. Также в Институт входят Академия наук (математика, естественные науки, медицина), Академия надписей и изящной словесности (история, археология, языкознание), Академия изящных искусств и Академия моральных и политических наук.


Здание Института Франции, построенное на средства кардинала Мазарини

Красивые виды на Институт открываются с Сены или с пересекающего ее моста Искусств


Мост искусств и Институт Франции с Сены

Еще совсем недавно решетки моста были плотно увешаны сердечными замочками, но после того как одна из секций ограды обвалилась под непомерной для нее тяжестью, все замочки убрали, а вместо решеток на мосту поставили листы прочного стекла.


"Замочки любви" с моста Искусств остались только на фото...

Публика в квартале Сен-Жермен-де-Пре особенная, демострирующая смесь ума, стиля и высокой самооценки, возможно с определенной долей иронии. Как пишет парижский гид Ирина Кнеллер: "Для этого района — его обывателей, завсегдатаев и просто стиля — даже специально выдумали термин «germanopratin» (в псевдославянском эквиваленте вроде бы «святожермянный»). Он означает не географическую, а социально-эстетическую принадлежность — к довольно замкнутому кружку, в котором фокус снобизма в разные эпохи смещался с происхождения на уровень доходов, но всегда с оттенком особой интеллектуальной состоятельности".

Посмотрите на некоторых обитателей квартала и вы возможно уловите объединяющие их черты

1.

2.

3.

4.

Даже Сен-Жерменские клошары выделяются своим интеллектуальным уровнем)


"А еще очки надел..."

Дух Сен-Жермена ощущается и в витринах его магазинов - вряд ли подобные инсталляции можно увидеть в других районах города.


Магазин рукописных автографов на улице Жакоб



Магазин косметики на улице Бонапарта

Жаль, что переехал магазин русской книги, но остается на своем месте "Петергоф", где торгуют русской стариной


Витрина "Петергофа"

Рядом с Институтом Франции находится Национальная школа изящных искусств, самое престижное художественное учебное заведение страны. Достаточно назвать лишь несколько имен ее выпускников, чтобы понять, какую огромную роль сыграла школа в культурной истории Франции: Буше, Фрагонар, Давид, Энгр, Жерико, Делакруа, Дега, Моне, Ренуар, Роден, Гарнье.


У входа в школу изящных искусств

Окружающие школу кварталы также пропитаны духом искусства. Здесь располагаются художественные мастерские, магазины, многочисленные арт-галереи.


Площадь Фюрстенберг, где расположен музей-квартира Делакруа


Галерейщица

По окрестным улицам можно бродить как по выставке, разглядывая картины, фотографии, скульптуры...


Скульптура Армана "Венера искусства", стоящая у ресторана "Палитра"



Во дворе одной из галерей

И конечно-же нельзя не сказать о Сен-Жерменских кафе. Сейчас они притягивают многочисленных туристов, а когда-то были местом работы и общения местной богемы, писателей, поэтов, философов... Тут спорили Дидро и д"Aламбер, писали Вольтер и Бомарше, Виан и Сартр, встречались Пикассо и Ривера, Бонапарт и Марат.


Два Маго (Deux Magots) - одно из самых знаменитых Сен-Жерменских кафе .

В Deux Magots собирались сюрреалисты, его завсегдатаями были Верлен и Рембо, приходили сюда Хэмингуэй, Фолкнер, Сент-Экзюпери... Официанты кафе до сих пор носят традиционную черно-белую униформу с бабочками

Вообще работа сен-жерменских официантов мне всегда казалась почти виртуозной, она на мой взгляд стоит того, чтобы обратить на нее отдельное внимание


Пластика момента


Вечерний натюрморт от "Бонапарта" . В этом кафе император не бывал - оно просто расположено на улице его имени. Но зато свой столик был у Наполеона в "Прокопе". Там же под пуленепробиваемым стеклом хранится его треуголка, которой он как-то расплатился за ужин из-за отсутствия денег.



На старинной улочке Бюсси жизнь не затихает ни днем, ни ночью



На улице Бюсси

На углу у аббатства часто можно послушать сен-жерменский джаз. Место тут "хлебное", поэтому исполнители сменяют друг-друга по уговоренному между собой расписанию

И еще несколько штрихов к портрету Сен-Жермен-де-Пре


Парижский полдень. Улица Сены


Модные бутики постепенно вытесняют кафе и книжные магазины



Сквер Вольтера


Антикварные лавки - тоже одно из лиц Сен-Жермен-де-Пре



Старое и новое

Северная часть шестого округа, с асимметрично расположенным центром на площади Сен-Жермен-де-Пре – это один из самых живописных, ярких и богатых районов города.

В этом районе есть деньги, изящество и утонченность, но вместе с тем и простота, возникающая вследствие общения с прекрасным.

Мало-помалу верх здесь одержали предприятия высокой моды: ныне на улицах вокруг Каррефур-де-ла-Круа-Руж и площади Сен-Сюльпис расположено множество всемирно известных бутиков.

Вокруг улицы Жакоб, на северной стороне бульвара Сен-Жермен, господствуют антикварные лавки и художественные галереи. После прогулок по магазинам главным развлечением становится ночная жизнь, но в наши дни она представляется слишком консервативной, совсем не похожей на те послевоенные времена, когда на интеллектуальной сцене Парижа царили Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар, а в подвальчиках джаз-баров пели Жюльет Греко и Лео Ферре.

Исторически квартал Сен-Жермен всегда отличался от остальной части города. Начиная с VI века, его поля и прибрежные луга постепенно отходили к расположенному рядом бенедиктинскому аббатству Сен-Жермен-де-Пре, от которого до наших дней сохранилась лишь церковь.

В начале XVII столетия Мария Медичи построила здесь Люксембургский дворец, где ныне размещается французский Сенат, но настоящая застройка этого района началась только через сто лет, когда аристократы, покидающие квартал Маре , стали искать новые просторные участки земли для строительства изысканных особняков на другом берегу Сены. Так пригород Сен-Жермен стал одним из самых модных европейских районов, процветание которого было прервано Французской революцией .

Знаменитый бульвар Сен-Жермен был проложен бароном Османом в середине XIX века прямо по центру квартала, но настоящую славу он снискал только после войны, когда в кафе де Флор и Два маго стали собираться представители возродившегося парижского авангарда.

Здесь спорили о проблемах экзистенциализма Сартр и Бовуар, пел в прокуренных подвальчиках в джаз-барах Борис Виан. Как пел сначала Ги Беар, а позже и Жюльет Греко, «для Сен-Жермен нет понятия завтра» (il n’yapas d’apres a Saint Germain-des-Pres). Но будущее квартала Сен-Жермен все же пришло – несмотря на то что в конце 1990-х уже немолодая Жюльет Греко пыталась бороться с ним при помощи возглавленного ею движения «Спасите Сен-Жермен».

Помимо Греко, здесь жил до смерти в 1991 году Серж Гензбур, однако богатые издатели, дизайнеры и политики уже давно начали вытеснять отсюда богемных интеллектуалов и музыкантов. Теперь кварталом правит мода. В частности, улицы в районе перекрестка Круа-Руж и площади Сен-Сюльпис заполнили всемирно известные магазины модной одежды, а чуть западнее в старинном универмаге «Бон-Марше» продаются еще более шикарные вещи.

Ближе к реке сейчас преобладают антикварные магазины и художественные галереи; одно такое место находится в районе улицы Жакоб и улицы Бонапарт, а другое – в комплексе магазинов «Карре-Рив-Гош», тремя кварталами южнее набережной Вольтера.

Но после хождения по магазинам главным развлечением по-прежнему остается посещение кафе, хотя ныне это занятие выглядит более претенциозным. Состоятельные гурманы обычно обедают в гастрономических ресторанах с прославленными шеф-поварами, такими как Элен Дарроз или Жоэль Робюшон, а иностранцы предпочитают ходить в бистро в районе улицы Мабийон.

Бродя по этому кварталу, вы можете посетить прекрасные уличные рынки и кафе , а также полюбоваться некоторыми изысканными зданиями, от увенчанного куполом «Коллеж-де-Франс» около реки до церкви Сен-Жермен-де-Пре и церкви Сен-Сюльпис – последняя даже стала местом действия известного триллера.

Два небольших музея, каждый из которых посвящен отдельной знаменитости, – Музей Майоля и Музей Делакруа – создают душевный контраст величественным сооружениям Правого берега. Наибольшее внимание обычно привлекают художественные выставки в Люксембургском музее.

Здесь же расположен и знаменитый Музей Орсе – в западной части квартала. Этот музей известен, прежде всего тем, что, перестроенный из железнодорожного вокзала, он стал удивительно подходящим местом для демонстрации замечательной коллекции произведений импрессионистов.

Однако самое популярное место отдыха в квартале находится в его юго-восточной части, недалеко от Латинского квартала, – это восхитительный Люксембургский сад . Этот сад – один из самых больших и очаровательных зеленых островков в городе, где всегда можно увидеть много студентов.

Великолепный Люксембургский дворец, выходящий фасадом на самую длинную улицу Парижа – Вожирар, был возведен вдовой Генриха IV Марией Медичи в память о дворце Питти и саде Боболи в ее родной Флоренции.

Сегодня дворец является местом заседаний французского Сената, а его прекрасный Люксембургский сад, который по праву считается «легкими» Левого берега, стал местом паломничества парижан.

Историю аббатства Святого Германа, находящегося в 6-м округе на левом берегу Сены, принято отсчитывать с VI века, когда франкский король из династии меровингов, сын Хлодвига Хильдеберт I осадил Сарагосу. Неудачная военная кампания завершилась, тем не менее, подарком от сарагосского епископа – им стала туника одного из первохристианских мучеников св. Викентия. Епископ Парижа Герман (фр. Germain) […]

Историю аббатства Святого Германа , находящегося в 6-м округе на левом берегу Сены, принято отсчитывать с VI века, когда франкский король из династии меровингов, сын Хлодвига Хильдеберт I осадил Сарагосу. Неудачная военная кампания завершилась, тем не менее, подарком от сарагосского епископа – им стала туника одного из первохристианских мучеников св. Викентия. Епископ Парижа Герман (фр. Germain) посоветовал Хильдеберту основать для хранения реликвии монастырь, что и было сделано в 511 году. Герман же и был первым настоятелем. Впоследствии его причислили к лику святых, и аббатство с 576 года стало носить его имя (l’abbaye de Saint-Germain-des-Près , аббатство святого Германа в Лугах).

Уже с VIII столетия Сен-Жермен-де-Пре становится самым влиятельным аббатством в христианском мире. Оно подчиняется напрямую Папе Римскому и осуществляет руководство 17 тысячами монастырей ордена св. Бенедикта. Кроме короля Хильдеберта I (он скончался в 558 году в день освящения церкви Сен-Жермен-де-Пре, единственной, сохранившейся в аббатстве и самой старой в Париже) здесь покоятся и другие короли из династии меровингов – Хильперик I, Фредегонда, Хлотарь II. То есть задолго до аббатства Сен-Дени Сен-Жермен-де-Пре стало, по сути, первым некрополем французских королей.

Знаменитая библиотека, хранившаяся в одном из богатейших монастырей Европы, была сожжена во время Революции. В неразграбленных постройках аббатства разместилась фабрика по производству селитры, опасное производство компонентов пороха приводило к регулярным взрывам. Во время реставрации уже в XIX столетии практически все исторические строения были снесены.

Аббатство Святого Германа, Сен-Жермен-де-Пре (фр. l’abbaye de Saint-Germain-des-Près)
3 Place Saint-Germain des Prés 75006 Paris, Франция
eglise-sgp.org

Ехать на метро М4 до станции Saint-Germain-des-Prés

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Церковь Святого Германа в лугах, как переводится с французского Saint-Germain-de-Pres, – самая старая в Париже. Уже во времена римских легионеров, в I веке, тут стоял христианский храм. Позже, в эпоху Меровингов, здесь появилось аббатство, от которого сегодня осталась только церковь.

Возникновение аббатства связано с именем короля франков Хильдеберта I. Тот вывез из Испании бесценную реликвию – хитон диакона Сарагосской церкви святого Викентия, принявшего мученическую смерть при римском императоре Диоклетиане. Король приказал было прибить хитон к воротам города, но епископ Парижский Герман посоветовал королю основать монастырь для хранения реликвии. Имя похороненного здесь епископа и было присвоено аббатству в 576 году.

Хильдеберт I нашел упокоение тоже в Сен-Жермен-де-Пре. Кроме него, здесь были захоронены ещё три короля из династии Меровингов – Хильперик I, Фредегонда и Хлотарь II. В те древние времена, таким образом, аббатство стало предтечей Сен-Дени - первым королевским некрополем будущей Франции.

В 885 году аббатство было полностью разграблено и сожжено викингами, поднявшимися в боевых драккарах по Сене до Парижа. Нынешняя церковь начала строиться в XI веке, три раза она перестраивалась. В результате в ней причудливо соединились романский и готический стили.

В годы французской революции в Сен-Жермен-де-Пре разместилась тюрьма, здесь были казнены более двухсот священников. Затем храм приспособили под склад селитры, необходимой при производстве пороха. Потом аббатство вместе с богатой библиотекой уничтожил пожар. В XIX веке восстановленное здание вернули церкви.

Сегодня королевские захоронения из Сен-Жермен-де-Пре перенесены в Сен-Дени. В старой церкви осталась единственная реликвия королевского ранга – здесь покоится сердце великого французского философа и математика Рене Декарта. Учёный-католик умер в изгнании, в Швеции, и был похоронен в этой протестантской стране на кладбище для некрещёных. Упокоив сердце учёного среди древних камней, Франция отдала дань своему великому сыну.

Архиепархия Парижа Дата основания 558 Дата упразднения 1792 Статус Приходская церковь Координаты : 48°51′14″ с. ш. 2°20′04″ в. д.  /  48.85389° с. ш. 2.33444° в. д.  / 48.85389; 2.33444 (G) (Я)

Сен-Жерме́н-де-Пре , Абба́тство Свято́го Ге́рмана (фр. l"abbaye de Saint-Germain-des-Prés ) - бывшее бенедиктинское аббатство , в настоящее время - приходская церковь. Самое старое аббатство Парижа , памятник романской архитектуры ; находится на левом берегу Сены в 6-м округе французской столицы.

История

История возникновения аббатства связана с именем короля из династии франкских королей Меровингов Хильдеберта I . Хильдеберт вывез из Испании дорогую для вестготов реликвию, так называемую тунику святого Викентия , диакона сарагосской церкви, принявшего мученическую смерть во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане . Хильдеберт приказал прибить её к воротам Парижа , но по совету парижского епископа св. Германа Парижского (496-576) основал в 541 году монастырь для хранения реликвии святого Викентия из Сарагосы. Имя похороненного в этом монастыре епископа, произносящееся по-французски как «Жерме́н», и было присвоено аббатству в 576 году .

Настоятелем базилики св. Викентия и св. Креста, которая и дала жизнь монастырю Сен-Жермен-де-Пре, Герман Парижский поставил своего ученика Дроктовея , позже канонизированного Католической церковью .

Сегодня от аббатства сохранилась лишь церковь Сен-Жермен-де-Пре, считающаяся самой старой в Париже. Колокольня и неф церкви относятся к романскому стилю и датируются XI-XII веками. Сен-Жермен-де-Пре был в средние века одним из богатейших монастырей Франции. В описи его владений (полиптик аббата Ирминона, начало IX века) перечислено 25 поместий и более 2 тысяч крестьянских семей.

Базилика королей династии Меровингов

В аббатстве также захоронено сердце короля польского и великого князя литовского Яна II Казимира , 76-м аббатом которого он был после отречения от трона Речи Посполитой и вплоть до своей смерти в 1668 году .

Французская революция и дальнейшая история

Во время Великой французской революции аббатство было закрыто 13 февраля 1793 года. На его территории помещалась фабрика по производству калиевой селитры , являющейся одним из компонентов чёрного пороха . 29 апреля 1803 года было вновь открыто в качестве приходской церкви. В 1821-1854 годах церковь реставрировалась архитекторами Этьеном-Ипполитом Гоббом и Виктором Бальтаром . В 1862 году была внесена в список исторических памятников Франции . Уцелевшие части аббатства внесены в этот список 26 октября 1953 года.

См. также

Напишите отзыв о статье "Сен-Жермен-де-Пре"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сен-Жермен-де-Пре

Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.
– А знаешь что – брось всё это: еще время есть! – сказал он.
– Дурак! – сказал Анатоль. – Перестань говорить глупости. Ежели бы ты знал… Это чорт знает, что такое!
– Право брось, – сказал Долохов. – Я тебе дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял?
– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.
Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.
– Ты постой, – сказал он вслед Анатолю, – я не шучу, я дело говорю, поди, поди сюда.
Анатоль опять вошел в комнату и, стараясь сосредоточить внимание, смотрел на Долохова, очевидно невольно покоряясь ему.