Спорный остров. Тарабарова больше нет на карте, он теперь Иньлундао


 Российско-китайской границе более 130 лет. Именно в 1860 г. при подписании Пекинского договора губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский вместе с китайской стороной зафиксировал, что отныне здесь находится рубеж двух великих империй. Отныне и «навек». Именно так - «навек» - записали дипломаты.
 Однако то, что было сделано «навек» в XIX веке, затем уже в наши дни решено было пересмотреть. При этом пересмотреть в пользу китайской стороны. Уже фактически проведены работы по закреплению передачи 960 га российских территорий в Уссурийском районе на участке так называемой литеры П. В скором времени предполагается передвинуть границу и в районе озера Хасан. Передвинуть так, что Россия потеряет здесь еще триста гектаров своих ранее считавшихся «вечными» территорий. Почему же еще?
 Так определили границу российские и китайские дипломаты сначала в Соглашении по демаркации Восточного участка советско-китайской границы от 16 мая 1991 г. Россия должна передать Китаю более 1000 га своих территорий.
 Вообще «демаркация» является нечем иным, как уточнением границ там, где они уже были установлены в связи с произошедшими в течение ряда лет изменениями почвы, русла рек и так далее. В данном же случае под демаркацией понимается ревизия и пересмотр уже существующей границы. До окончания этих работ на почти 4000-километровой российско-китайской границе осталось около месяца. Такие сроки предусмотрены российско-китайским Соглашением.
 Сразу оговорюсь, что проведение демаркационных работ на нашей границе действительно было вызвано определенной необходимостью. К примеру, та же река Туманная, по водоразделу которой проходила часть российско-китайской границы, за 130 лет изменила свое русло и теперь заползла в Россию. В иных случаях не всегда документально точно были закреплены соответствующие погранзнаки, установленные как китайской, так и российской стороной.
 Поэтому можно было бы говорить о том, что при проведении демаркации будут пересмотрены некоторые участки шириной до нескольких метров. Ведь, еще раз повторюсь, граница в основных своих параметрах была установлена на века еще в XIX столетии.
 Но при подготовке и подписании Соглашения в мае 1991 г. российские дипломаты почему-то уступили не метры, что было бы понятно с точки зрения чистой демаркации границы, а сотни гектаров российских территорий. К сожалению, возобладала эта же точка зрения и позже в ходе проведения работ на местности. Впрочем, не все российские специалисты решились безропотно поддерживать уже подписанное Соглашение. Так, советник демаркационной комиссии генерал-майор Валерий Розов в знак протеста против такого решения подал в апреле 1996 г. в отставку. Не захотел российский потомственный пограничник (в третьем поколении) войти в отечественную историю, как сам он говорит, «предателем интересов Государства Российского».
 Что же на самом деле происходит сегодня на российско-китайской границе. Особый интерес и китайская и российская стороны проявляют прежде всего к переносу границы вблизи реки Туманной, где в соответствии с Соглашением Китаю должны быть переданы два участка общей площадью более 300 га исконно российских территорий.
 Передачей этих участков нарушается установившийся в Азиатско-Тихоокеанском регионе баланс экономических и политических сил. Потому что именно эти два участка, находящиеся пока в российских пределах, не позволят Китаю построить здесь крупный порт. Территория для самого порта вклинилась в стык границ трех государств: России, Кореи и Китая. Созданию порта сегодня мешает одно - отсутствие территории для строительства подъездных путей к нему. Участок для строительства порта находится на территории Китая, а вот те участки, по которым можно проложить автомобильную и железнодорожную магистрали, - на территории России. С передачей Китаю принадлежащих России двух участков на берегу реки Туманной устраняется последнее препятствие к созданию здесь мощного портового хозяйства.
 Между тем Соглашение не только закрепляет исторические территории России за Китаем, но и в одностороннем порядке предоставляет Китаю право судоходства по реке Туманная (Тумэньцзян) ниже тридцать третьей пограничной точки в Японское море и обратно.
 Так юридически был закреплен выход Китая в Японское море по оставшимся от места предполагаемого строительства порта 17 километрам реки Туманной, которые являются границей России и Северной Кореи.  Предполагаемый грузооборот порта - 100 млн. т в год. Таким образом Китай получает:
  • во-первых, выход в Японское море с последующим освоением торговых морских путей в США, Японию, Сингапур и т.д.;
  • во-вторых, обратный грузопоток из этих же стран.
 Теперь по имеющейся в Китае железной дороге грузы из Азиатско-Тихоокеанского региона хлынут не через порты Владивосток и Находка по российскому БАМу, а через порт Тумандзян по КВЖД. Этот путь почти на 2000 км короче российского, а потому, естественно, привлекательнее для бизнеса. Для российской стороны это означает, что действующие в Приморье порты, а вслед за ними и БАМ умрут, а китайские - расцветут.
 Однако в самом договоре есть один пункт, который позволяет нам удержать значительную часть территории в ведении России, нужно только принять соответствующие решения на властном уровне. И прежде всего в Совете Федерации, где в ближайшее время предполагается рассмотреть этот вопрос.
 И такая возможность, т.е. пересмотр уже достигнутых договоренностей, предусматривается самим Соглашением, в котором записано, что в ходе работы совместной российско-китайской комиссии по демаркации границ решаются все спорные вопросы. По тем участкам, о которых здесь сказано, к сожалению, уже определены такие границы, которые ущемляют интересы России. Это, убежден, должно быть решительным образом остановлено.
 Наследство, доставшееся нам от наших предков, - а это прежде всего территория нашей Родины, территория России, - должно быть передано нашим потомкам в том же неизменном виде.

(верховья реки Аргунь в Читинской области) и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури . Основную часть этих территорий составила западная оконечность Большого Уссурийского острова на реке Амур напротив устья реки Уссури. Остров имеет территорию от 327 до 350 км² в зависимости от сезона.

14 октября 2004 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе , согласно которому произошла передача.

20 сентября 1924 года между СССР и правительством трёх автономных восточных провинций Китайской Республики было заключено новое соглашение о границе (взамен соглашения между Китаем и царем России, которое, как и прочие соглашение с царским правительством, было аннулировано ранее). Согласно этому соглашению (статья 3) стороны согласились провести передемаркацию границы, но до тех пор придерживаться старых границ.

В период японской оккупации Китая СССР взял под контроль множество островов на китайской стороне от фарватера на Амуре и Уссури .

Проблема спорных островов Тарабаров и Большой Уссурийский возникла в 1964 году, когда был разработан новый проект соглашения по границе, однако документ не подписали .

Председатель российской части российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Леонид Драчевский заявил, что передача островов урегулирует «последний момент, омрачающий отношения между Россией и Китаем» . По словам заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам Натальи Нарочницкой , «уступка территории очень небольшая, а важность стратегических отношений с Китаем очевидна».

Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв отметил, что у подписания соглашения были две альтернативы: требовать у Китая всех спорных территорий или оставить ситуацию без изменений и с отсутствием перспектив договориться в обозримом будущем (что, по его мнению, крайне опасно для России, так как несёт риск вспыхивания конфликта). Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что речь не идёт о территориальных уступках: острова юридически и в международно-правовом смысле никому не принадлежали, и при заключении в 1991 году соглашения о границе между СССР и КНР принадлежность трёх островов также не была определена.

Против соглашения выступили представители КПРФ . В частности, Виктор Илюхин заявил: «Отдают 337 квадратных километров! Это очень большая территория, на ней расположены дачные участки граждан России, о компенсации которым никто ничего не говорит». Хабаровский краевой комитет КПРФ организовал митинг против передачи островов.


Наздратенко охраняет Японское море от китайцев
Спор насчет демаркации восточного участка российско-китайской границы был начат руководством Приморского края в 1995 году. Губернатор Приморья Евгений Наздратенко тогда публично отверг предложения МИД РФ о совместном хозяйственном использовании ряда участков территории России и Китая, отходящих по итогам демаркации государственной границы к сопредельной стороне. Тем самым он положил начало длительному конфликту, который по всем признакам можно считать и международным скандалом, и внутренней разборкой между центром и субъектом федерации.

Со времени вынесения конфликта на суд общественности аргументация сторон претерпевала определенные изменения (особенно со стороны губернатора). Но так или иначе, на фоне нынешнего визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву и эпохальных договоренностей "о многополярном мире и формировании нового международного порядка" вопрос о территориальных разногласиях, на существовании которых настаивает губернатор Наздратенко, может внести серьезнейший диссонанс в оптимистическую картину российско-китайского сотрудничества.

История вопроса
Пограничные споры двух стран имеют долгую историю. По Тяньцзиньскому договору от 1 июня 1858 года предусматривалось проведение черты по землям, до того находившимся в совместном управлении. 2 ноября 1860 года в Пекине генерал Николай Игнатьев подписал дополнительный договор о восточной границе между империями. Стороны согласились, что "после постановления пограничных знаков граничная линия навеки не должна быть изменяема". Это условие соблюдалось 131 год. Затем возникла "проблема территорий". 16 мая 1991 года СССР и КНР подписали соглашение о госгранице в ее восточной части, договорившись уточнить ее линию, дабы "справедливо и рационально разрешить оставшиеся пограничные вопросы".
Собственно демаркация восточной части границы России с Китаем была действительно необходима — фактически она была необустроена. Если в большинстве регионов демаркационные работы проводятся раз в 10-15 лет, то на Востоке она последний раз производилась аж в ХIX веке. Сегодня, когда приграничные территории открыты для хозяйственного использования, участились случаи непреднамеренного нарушения границы: в местах, где нет в достаточном количестве погранзнаков, россияне нечаянно забредают в Китай, а китайцы — к нам.
Однако руководство Приморского края уверено, что границу уточнили несправедливо и нерационально. В 1993 году администрация привлекла внимание краевого совета к тому факту, что по соглашению к Китаю отойдет более 1500 га в Приморском крае (части своих земель также лишились Хабаровский край и Амурская область). В Ханкайском районе передаются 300 га пашни, в Уссурийском — 960 га кедровых лесов, в Хасанском — 330 га, прилегающих к реке Туманная (сейчас демаркацию осталось завершить только на последнем участке). В связи с этим Евгений Наздратенко, пригрозив своей отставкой, заявил, что не допустит передачи китайцам "ни пяди земли".
С тех пор позиция губернатора не раз претерпевала метаморфозы в соответствии с политической конъюнктурой. Требование полностью денонсировать соглашение между Россией и КНР (при этом Наздратенко утверждал, что опирается на личную поддержку Ельцина) сменялось признанием Венской конвенции, которая не разрешает денонсировать международные соглашения в принципе. Тем не менее, на истории с демаркацией Наздратенко заработал прочную славу патриота, пригодившуюся ему и на выборах, и в борьбе с центром.
В последний раз глава администрации отказался от прежней ура-патриотической риторики, конкретизировав свою позицию по поводу негативных последствий демаркации в прежнем виде. Во-первых, утверждает он, получив участок территории в устье реки Туманная, китайцы построят там крупный порт. Выход КНР в Японское море откроет дорогу китайскому сырью и товарам в Японию. Во-вторых, новый порт резко снизит привлекательность портов Приморья, а грузооборот на Транссибирской магистрали сократится наполовину.
В одном из последних документов администрации края о демаркации говорится, что "готовность России идти на односторонние уступки Китаю создает прецедент для ужесточения позиции Японии по отторжению четырех южнокурильских островов и активизации территориальных притязаний со стороны соседних государств на западе и юге России" (прямой отсыл к проблеме Севастополя). Вооружившись этими аргументами, губернатор обратился за поддержкой к Совету федерации, но результата не получил. Зато натолкнулся на грозный окрик со стороны Бориса Ельцина, который потребовал от Наздратенко впредь согласовывать с МИД свои заявления по российско-китайским отношениям. Но глава Приморья остался при своем мнении. Правда действует он тоньше.
В Приморье начался срочный сбор подписей за проведение общекраевого референдума, в ходе которого местные жители выскажутся "за" или "против" передачи земель. Как поведал журналистам член инициативной группы общественного движения "Партия Приморья", прокурор Ленинского района Владивостока Олег Логунов, никакого отношения к краевым властям движение не имеет, но точку зрения Наздратенко на проблему демаркации и взаимоотношений с Китаем разделяет полностью. И функционеры "Партии Приморья", и администрация края старательно дистанцируются, культивируя образ общественно-патриотической инициативы, поступившей из самой гущи народных масс. Хотя утверждения о том, что администрация и "Партия Приморья" не координируют свои действия, вызывают большие сомнения.
Несмотря на президентское требование, неугомонный губернатор продолжает гнуть собственную внешнеполитическую линию. Недавно на встрече с журналистами во Владивостоке, Наздратенко еще раз подтвердил свою точку зрения на демаркацию. "Передача КНР стратегически важного участка границы в Хасанском районе означает в последующем гибель портов Приморья, а в недалекой перспективе — утрату Россией своей позиции на Дальнем Востоке".

Инакомыслие по-приморски: pacta sunt servanda
Российский МИД до сих пор ограничивался краткими негативными оценками позиции Наздратенко. Однако на деле аргументы приморского руководства достаточно серьезны и требуют более подробного рассмотрения.
Разумеется, в Приморье далеко не все исследователи согласны с позицией краевого руководства. Например, доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Дальневосточного госуниверситета Валентин Михайлов, который изложил свое мнение на страницах газеты "Владивосток".
Профессор отмечает, что за последние полвека, особенно после того, как Никита Хрущев рассорился с Мао Цзэдуном, Китай предъявил серьезные территориальные претензии к СССР, претендуя на огромные территории: Приморье, Амурскую область, юг Хабаровского края, часть Забайкалья (речь одно время шла аж о полутора миллионах квадратных километров, которые Россия якобы отторгла у Китая). Руководствуясь решением ЦК КПСС, правительство СССР дало указание МИДу начать переговоры с Китаем по территориальному вопросу. Эти чрезвычайно тяжелые переговоры длились более 30 лет и завершились в начале 1991 года. Дипломатам удалось отстоять российские земли и отвергнуть китайские территориальные притязания, за исключением некоторых небольших участков границы.
Ратификацию подготовленного в советское время договора осуществил Верховный совет РСФСР. Если бы депутаты отказались от ратификации, пришлось бы вновь рассматривать требования Китая о передаче ему всего Приморья и других территорий. "Вся работа наших дипломатов пошла бы насмарку, отношения с Китаем опять перешли бы на грань войны, как это было в 1969 году на острове Даманском", — считает профессор Михайлов.
Он видит и много недостатков в договоре о демаркации. Но неоспоримым, по мнению юриста-международника, является следующий момент: подписанные соглашения должны соблюдаться независимо от изменения международной обстановки, независимо ни от каких внутригосударственных событий. На принципе pacta sunt servanda ("договоры должны соблюдаться") и держится все международное право и межгосударственные отношения.
Кстати, если российско-китайский договор о демаркации был бы денонсирован Россией в одностороннем порядке, в этом случае, считает г-н Михайлов, останется в силе договор с Китаем о границах, подписанный еще в 1860 году в Пекине. Именно этот договор привел к пограничному спору между СССР и КНР, поскольку Китай весьма своеобразно толкует многие его положения. При этом китайцы вполне могли бы пойти на ответную меру, в одностороннем порядке денонсировав договор от 1860 года. В этом случае остался бы в силе российско-китайский договор 1858 года, по которому весь нынешний Приморский край и южная часть Хабаровского являются совместным ведением Китая и России. Получается, что Пекин мог бы прислать во Владивосток своего губернатора, который бы управлял Приморьем вместе с Наздратенко.
Кстати, в качестве одного из вариантов решения администрация Приморья предлагает как раз таки "провести демаркацию российско-китайской границы на участке между 416 и 419 (см. схему — Ъ) погранзнаками в строгом соответствии с пекинским договором 1860 года, протоколом о размене картами и описаниями разграничения в Уссурийском крае (16.06.1861), протоколом о тщательно проверенном участке границы двух государств (26.06.1886) и заключением межведомственной комиссии по односторонней проверке советско-китайской границы (16.09.1986)".
Что же касается тезиса о том, что КНР якобы получит выход к Японскому морю, то такое утверждение, по мнению правоведов, ни на чем не основано. В рассматриваемом договоре не предусмотрена передача Китаю территории России, прилежащей к Японскому морю. Те участки, которые предполагается передать Китаю, расположены далеко от моря. И даже если КНР начнет их осваивать (углублять русло реки Туманная, по версии краевой администрации, силами миллиона китайцев), никаких правовых последствий это не вызовет: выхода к морю за счет России китайцы не получат.
Согласно международному праву, если даже направление течения реки Туманная изменится в силу естественных причин или в результате воздействия людей, линия границы будет проходить там же, где она проходила до этого события, если только Россия и КНР не договорятся о ее изменении.
Спорным представляется и утверждение, что, якобы, порты Приморья пострадают от конкуренции с мифическим китайским на реке Туманной. Тем более что на состоянии морских ворот Дальнего Востока уже сейчас и действительно серьезно сказываются внутрироссийские экономические условия.
Даже поверхностный анализ данных по обработке грузов портами региона в 1995-1996 годах подтверждает: своему сегодняшнему сравнительному благополучию на фоне местных предприятий порты обязаны прежде всего российским экспортерам. Они в основном обеспечивают грузами, а значит, и работой практически всю портовую систему Приморья. И если якутские угледобытчики, сибирские металлурги или нефтяники сократят экспорт своей продукции, то у наиболее крупных дальневосточных портов грузооборот упадет катастрофически, а некоторые и вовсе останутся без работы.

Китайская угроза: мифы и реальность
Однако спор о границе может спровоцировать негативные для российско-китайских отношений последствия гораздо раньше, чем китайцы построят порт-конкурент.
Главная опасность — обострение межнациональных отношений, связанное с внедрением в общественном сознании мифа о "китайской угрозе". Незадолго до визита Цзян Цзэминя в Москву ряд китайских изданий рассказали читателям о царящих в Сибири и на Дальнем Востоке антикитайских настроениях, обвинив местных политиков в сознательном и истерическом раздувании мифа о "ползучей китайской экспансии".
Есть ли основания утверждать, что в скором будущем "Владивосток станет пригородом Харбина"? По мнению доктора исторических наук, профессора, директора Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН Виктора Ларина, масштабы экспансии китайцев на Дальний Восток, носящей преимущественно экономический, "челночный" характер, заметно преувеличены. Население запугивают огромным числом китайцев, уже проникших и намеревающихся проникнуть в Россию, хотя реальные цифры незаконной миграции гораздо скромнее. По мнению профессора, "китайское пришествие" не представляет опасности для России — такая угроза существует лишь в нашем воображении. То же касается и военной безопасности.
Зато уже сегодня можно констатировать, что федеральные власти практически неспособны "поставить на место" главу субъекта федерации, открыто препятствующего реализации межгосударственного договора о демаркации границы, и фактически осуществляющего от имени России собственную внешнюю политику. Но похоже, что в условиях кризиса ТЭК, на фоне бесконечных дрязг местных властей и тотальной невыплаты зарплаты бюджетникам поза патриота остается последним козырем Евгения Наздратенко.

МОСКВА, 19 июня. /ИТАР-ТАСС/. Россия исходит из того, что Украина взяла на себя обязательство проводить демаркацию границы в рамках имеющегося двустороннего соглашения, и односторонние шаги не будут юридически обязательными для Москвы. Об этом заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. По его словам, Россия рассчитывает, что Украина откажется от односторонней демаркации границы.

"Эта тема активно циркулирует в СМИ, согласно установившейся международной практике демаркация госграницы - это обоюдный процесс между сопредельными государствами, поэтому односторонняя демаркация не может быть юридически обязательной для другой стороны, - отметил Лукашевич. - В соответствии с двусторонним соглашением с Украиной от 17 мая 2010 года была учреждена совместная демаркационная комиссия". "Это тоже вписывается в нормы и принципы, которыми должны руководствоваться государства при проведении демаркационных работ, - сказал дипломат. - Исходим из того, что Украина взяла на себя обязательства проводить демаркацию в рамках этого механизма".

Российская часть комиссии "всегда демонстрировала готовность к диалогу, совместной работе, члены комиссии выезжали в Киев". "Но, к сожалению, полноценных переговоров провести не удалось по вине украинской стороны", - добавил Лукашевич. "Рассчитываем, что власти Украины откажутся от принятия практических шагов по односторонней демаркации границы в нарушение имеющихся международных обязательств", - подчеркнул представитель МИД РФ.

По данным Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ, делимитация сухопутной государственной границы между Россией и Украиной завершена.

23 апреля 2004 года вступил в силу Договор о государственной границе между Россией и Украиной. Приложениями к Договору являются описание прохождения российско-украинской госграницы, альбом карт масштаба 1:50000 с нанесенной линией границы. Договор не предусматривал проведения демаркации. В соответствии с утвержденным президентом РФ Владимиром Путиным и президентом Украины Виктором Ющенко Планом действий Россия-Украина до 2009 года велась подготовительная работа по демаркации госграницы. На основании российско-украинского Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, вступившего в силу 23 апреля 2004 года, велись также переговоры о разграничении в Азовском море. 17 мая 2010 года было подписано Соглашение между РФ и Украиной о демаркации российско-украинской государственной границы. Россия выполнила все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления этого документа в силу.

Продолжение

Пограничные инициативы

16 июня Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины поручил правительству провести одностороннюю демаркацию украинско-российской государственной границы. Об этом заявил секретарь СНБО Андрей Парубий после заседания Совбеза под председательством президента Петра Порошенко.

17 июня Верховная рада при повторном голосовании рекомендовала правительству Украины в месячный срок "принять решение о приостановке работы пунктов пропуска через государственную границу вдоль сухопутного участка с Россией". Такой проект постановления одобрил 261 депутат при минимально требуемых 226. Украинский парламент также рекомендовал правительству "немедленно утвердить документы, необходимые для проведения в одностороннем порядке демаркации сухопутного участка границы с РФ, которая будет обустроена по примеру внешних границ Европейского союза".

Кабмину также была дана рекомендация немедленно приостановить работу пунктов пропуска и усилить контроль на границе с Молдавией "в районах соседства с Приднестровской республикой". Кроме того, парламентарии решили выделить необходимые средства для обустройства сухопутной госграницы с Россией и увеличения штата Государственной пограничной службы.