Здание в виде гнезда. Крым ласточкино гнездо история создания


Ласточкино гнездо - одно из самых популярных мест , которое своим видом вполне оправдывает красивое название. Замок расположен на вершине 40-метровой скалы Авроры, которая находится на центральном уступе мыса Ай-Тодор и представляет собой необычайно живописный вид со всех сторон. Являясь своеобразным венцом скалы и символом Крыма, замок привлекает ежегодно множество туристов из разных стран, желающих полюбоваться красотами этого места.

Свою историю возникновения замок ведёт с конца 19-го века, а его первоначальный вид кардинально отличался от нынешнего. Это был дачный домик, первый хозяин которого – генерал в отставке проявил смелость и построил одноэтажное строение на отвесной скале, дав ему название «Замок любви». Таким деревянным домиком будущий замок был запечатлён и остался на полотнах Айвазовского, Логорио и других знаменитых художников того времени.

С этого момента будущий замок начал свой отсчёт, поменяв при этом несколько хозяев вплоть до того, пока его не приобрёл немецкий предприниматель Рудольф Штенгель, который и придал строению вид европейского средневекового замка в миниатюре. Современное «Ласточкино гнездо» представляет собой небольшой по размеру замок и напоминает копию классического замка в готическом стиле с острыми шпилями и фигурными, стрельчатыми окнами.

Это потрясающее зрелище манит и притягивает к себе как магнит взоры путешественников. Действует завораживающе необычное месторасположение строения как смелое архитектурное решение. Белокаменные стены замка видны издалека, особенно, это красиво в вечерней подсветке, на закате дня или в утренние часы рассвета. За время своего существования замок претерпел множество изменений, а после землетрясения был временно закрыт как объект для экскурсионных посещений, но, впоследствии, был восстановлен, укреплён и вновь открыт.

Ласточкиному гнезду довелось побывать и в качестве ресторана, и в качестве санатория, но замок выстоял все испытания, он даже стал ещё краше. Сегодня замок – это не только произведение архитектурного искусства, но и оригинальный ресторанчик, где можно провести в уютной обстановке вечер и купить на память сувенир. Но чтобы попасть внутрь замка, надо преодолеть препятствие в 1200 ступенек, поэтому многие любуются окрестностями замка со смотровой площадки, откуда хорошо видны и другие достопримечательности, которыми так богат Крым.

Доехать до замка можно морским путём на катере и по суше на маршрутном такси. Конечно, лучше посетить Ласточкино гнездо в составе экскурсии, чтобы услышать из уст гида увлекательные истории о достопримечательностях Крыма, в частности, об этом замке необычайной красоты, который находится в посёлке Гаспра. Он как будто белоснежный маяк на отвесной скале парит между небом и морем. Замок заслуженно считается одним из лучших мест на планете, поэтому здесь снимались многие сцены известных отечественных и зарубежных кинофильмов.

История замка на скале. Ласточкино гнездо. Крым.

Ярко высвечен на фоне моря и неба знаменитый готический замок над обрывом — «Ласточкино гнездо». Неброско, почти затаенно, как все по-настоящему ценное, темнеет за ним юго-западный отрог мыса Ай-Тодор. О Ласточкином гнезде сложено много легенд, но и реальная его история интересна.

Загадочной романтикой средневековья овеян замок из серого камня с изящными готическими башенками, расположенный на самом краю обрывистой скалы. Ежегодно он привлекает к себе сотни тысяч туристов, стремящихся рассмотреть вблизи миниатюрную жемчужину архитектурного гения, являющуюся сегодня символом Южного берега Крыма. Сегодня Ласточкино гнездо служит эффектным украшением и достопримечательностью крымского полуострова.

С конца XVIII века, после присоединения Крыма к России (1783 год), состоятельные люди стали покупать на Южном берегу земли, строить дворцы, закладывать парки. Стало традицией приезжать в Крым на отдых. Приезжие, будь то владельцы имений с их семьями и гостями или люди победнее, которым Крым нужен был для лечения, любовались берегом и в каждое название невольно вкладывали отношение первооткрывателей того, что давно открыто.

Аврора у древних римлян — богиня утренней зари . Назвать скалу ее именем могли, скорее всего, люди, которые приезжали и приходили сюда на рассвете, чтобы встретить восход солнца. Они были мирными гостями на этой земле и продолжили бесконечную, как сама вселенная, традицию поиска красоты. Мы с вами — их наследники.

Первым известным строением на Аврориной скале считается деревянная дача »Генералиф» («Замок любви»). Ее хозяином был неизвестный генерал , участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, и, как видно, романтик. Ведь, будучи уже в генеральском возрасте, он дал своей даче название «Замок любви» ! Какие причины навеяли такое романтическое название: красота окружающей природы, восторженные мечты или земное чувство любви к женщине, — нам неведомо. Можно только пофантазировать об истории позднего, печального и грешного чувства, ради которого и выстроили на труднодоступной скале это пристанище. Кто был рядом с хозяином звездными ночами, кого будила, кого утешала богиня утренней зари?

Сейчас остается только предполагать, что именно вдохновило генерала-романтика на столь неожиданное решение. Быть может, к строительству небольшой деревянной дачи его побудил не только очаровательный крымский пейзаж, но и рассказы старожилов о некогда располагавшемся на этом месте святилище богини Девы, которой поклонялись местные аборигены - тавры. Возможно также, что на эту мысль его навело особое дерево. По преданию, оно росло на том месте, где сейчас расположен замок, прямо из каменного монолита, пробив для себя отверстие, равное диаметру ствола. Кто знает, а может быть, причиной была одна из забытых ныне крымских легенд о богине утренней зари - Авроре, в честь которой и была названа скала.

Как бы там ни было, а живописная местность впечатлила бывалого воина и вдохновила его на строительство. Каждый день генерал поднимался на скалу, где проводились работы, и следил за тем, чтобы в точности выполнялось каждое его требование. И вскоре скалу увенчала небольшая, но уютная одноэтажная дача, получившая свое первое название - Генералиф.

«Замок любви» на труднодоступной скале привлекал внимание, его изображали на своих полотнах художники-маринисты И.К. Айвазовский (1817-1900), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), А.П. Боголюбов (1824-1896). Разве смогли бы они воспеть этот божественный пейзаж, не будоража фантазию, не обращаясь к самим богам?

Старожилы рассказывают полузабытую историю о жестоком и отважном джигите, который на потеху публике завязывал обреченной лошади глаза, садился верхом, разгонялся и прыгал со скалы в море, пролетая по воздуху все сорок метров! Он ухитрялся остаться невредимым, выплыть на берег, поклониться зрителям, небрежно принять награду. Потом покупал новую лошадь и готовился к очередному прыжку.

После смерти таинственного генерала его наследники продали дачу члену городской управы города Ялты Альберту Тобину, который служил придворным врачом в Ливадийском дворце, излюбленном месте отдыха царской семьи. Известно, что чета Тобиных успела несколько видоизменить деревянный домик. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название «Ласточкино гнездо». Но по неизвестным причинам мадам Тобина предпочла продать свое имение влиятельной московской купчихе Анне Рахмановой, владелице нескольких доходных домов в Москве.

Для новой хозяйки Ласточкиного гнезда, богатой и образованной дамы, это приобретение было просто очередным капризом. Рахманова с энтузиазмом приступила к перестройке крымского имения. Она снесла деревянную постройку и возвела каменный дом, который и сегодня можно видеть на открытках начала XX века. Но, видимо, к 1911 году у Рахмановой пропал интерес к своему гнездышку

В 1911 году имение у московской купчихи приобрел крупный немецкий нефтепромышленник барон фон Штенгель . Разрабатывая месторождения бакинской нефти и, очевидно, скучая по родной Германии, барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья. В 1912 году на Аврориной скале для него построили миниатюрный замок в готическом стиле, с башенками и стрельчатыми окнами. Именно благодаря ему мы сегодня восхищаемся красивым замком, напоминающим средневековые крепости в готическом стиле, которые можно часто видеть на родине барона, в Германии.

Как и прежние хозяева, нефтепромышленник решил изменить дизайн своего приобретения. Для этого он пригласил московского архитектора-модерниста Леонида Шервуда, младшего сына знаменитого архитектора Владимира Шервуда, который в свое время проектировал здание Исторического музея на Красной площади в Москве. Леонид Шервуд закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, а затем продолжил обучение в Париже. Он увлекался творчеством талантливого французского скульптора Огюста Родена, был лично с ним знаком и прислушивался к его советам. Обладая хорошим вкусом, Шервуд по достоинству оценил место расположения своего очередного шедевра и вскоре предоставил проект заказчику.

Автором проекта был талантливый потомственный московский зодчий А.В. Шервуд, сын знаменитого архитектора В.О. Шервуда, проектировщика здания Исторического музея в Москве. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад. Он в результате землетрясения обрушился в море.

Барон был в восторге от проекта и не жалел денег на строительные работы. Старый дом был полностью снесен, а на его месте в 1914 году вырос настоящий готический замок в миниатюре из серого крымского известняка и желтого евпаторийского камня. Но недолго он радовал своего владельца: 28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, и немецкому нефтепромышленнику пришлось покинуть Российскую империю. Ласточкино гнездо было продано богатому купцу и меценату Павлу Шелапутину.

На взгляд специалиста неверные пропорции соединены столь же неудачно; комбинация двух кубов и плоской призмы зрительно давит на цилиндр башни, не уравновешивая композицию, а «пытаясь столкнуть ее в бездну». Вопреки архитектурным нормам, объемы не исходят один из другого и потому не выглядят единым целым. Части здания сопряжены механически, но с полярной нагрузкой, то есть не притягивая, а подталкивая друг друга. Некоторым элементам, например башне с провисшим балконом, явно недостает визуальной тяжести. Со стороны весь дворцовый комплекс кажется шаткой конструкцией, готовой в любой момент рухнуть в морскую бездну.

Возможно, конструктивная неустойчивость задумывалась изначально. Шервуд мог запланировать такую постройку по просьбе заказчика. Однако другим архитектурным несообразностям объяснения найти невозможно. Объемы возрастают в соответствии с высотой унылой лесенки, высоким концом направляющейся к обрыву. Проводя аналогию с арифметической прогрессией, каждый последующий элемент здания высится над предыдущим. Особого внимания не уделено ни одной из частей; все они выглядят в равной степени полновесными, напоминая группу сановников одного ранга, выстроившихся по росту.

В то же время некоторая значительность сообщена деталями. Зубчатый венец увеличивается по мере уменьшения высоты блока. В средней части ансамбля расположена гостиная, выделенная широкими окнами, балконами и высокими остроконечными шпилями конусообразной формы, соединенными с рядом небольших арок. Рустика цоколя выражена в облицовке этой части камнями с грубо отёсанной, выступающей лицевой поверхностью.

К архитектурным недостаткам здания можно прибавить несоответствие размеров оконных и дверных проемов, а также крайний лаконизм внутренней отделки. Украшениями парадного зала служат массивный камин, бронзовые бра, старинная инкрустация, резные детали потолка с выпуклыми изображениями драконов. Атмосферу ушедших эпох создают 11 средневековых гepбов. Все же сказочный образ нарушен темными деревянными балками с излишне выдающимися деталями крепления.

Если в архитектурном отношении Ласточкино гнездо отнюдь не шедевр, то его художественный образ вызывает восхищение. Трогательное одиночество дворца, стойко противостоящего морской стихии, исходит от эффектного расположения. Идея устройства замка на самом краю отвесной скалы, безусловно, не является заслугой архитектора. Живописное место выбрал первый владелец, который невольно увековечил свои грезы и преподнес потомкам сказку в камне.

Сегодня многие приписывают именно Павлу Шелапутину такое деяние, как открытие ресторана в замке Ласточкино гнездо. Однако это не соответствует истине. Дело в том, что Шелапутин к тому времени уже был тяжело болен. Он успел совершить сделку купли-продажи с бароном фон Штейнгелем и после этого сразу же уехал на лечение в швейцарский город Фрибур, где и умер в том же 1914 году. Ласточкино гнездо перешло по наследству его несовершеннолетним внукам.

И все же, как этот замок стал рестораном? Дело в том, что, пока наследники подрастали, управляющий крымскими имениями Шелапутиных решился открыть в этом здании доходное место - ресторан. Но особых доходов он не приносил, поскольку наступили нелегкие времена: сначала грянула Первая мировая война, затем - Гражданская, а после - революция. Имение было отобрано новой властью, а ресторан закрылся, но ненадолго.

В стране наступило время новой экономической политики (НЭП), которое внесло существенные изменения и в жизнь Ласточкиного гнезда. На этот раз оно перешло в ведомство ялтинского кооператива. В замке достроили открытую террасу, где и был восстановлен ресторан. Предприимчивые кооператоры тех лет пировали здесь под шум волн Черного моря ровно до 12 сентября 1927 года…

«Вспыхнула спичка, и, странное дело, стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.

- Мама! - крикнул Ипполит Матвеевич, отлетая к стене, хотя не имел ни малейшего желания этого делать.

Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью «Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.

Было двенадцать часов и четырнадцать минут. Это был первый удар большого крымского землетрясения 1927 года. Удар в девять баллов, причинивший неисчислимые бедствия всему полуострову, вырвал сокровище из рук концессионеров».

И. Ильф и Е. Петров,

«12 стульев»

В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение с эпицентром в море, близ берегов Ялты. Были два толчка среди ночи. Первый — слабый, как бы предупреждающий, заставил людей выйти из домов. Потому и оказалось при многих разрушениях сравнительно мало жертв. Второй толчок ударил в полные девять баллов.

Мощное землетрясение, которое вошло в историю полуострова как Ялтинское, или Крымское, принесло много бед и разрушений. Каменные глыбы срывались со скал и летели вниз, круша все на своем пути. Даже гора Аю-Даг сползла в море от столь мощного толчка. Не обошла беда стороной и замок на Аврориной скале. Вот как описано это событие в книге А. Никонова «Крымское землетрясение 1927 года»: «…На балконе, висевшем над морем, ужинало довольно много посетителей из соседнего дома отдыха «Харакса». Публика разошлась лишь за 10 минут до главного толчка, от которого разрушилась башня этой затейливой дачи. Упавшие на балкон камни разбили столы и стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда последовали бы и посетители, если бы они задержались на 10 минут позже. В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовались 2 бреши, как будто ее прошило огромное ядро». Часть Аврориной скалы обрушилась, смотровая терраса перед зданием нависла над пропастью. И в завершение этой катастрофы глубокой косой прямо под замком прошла в скале трещина.

Ласточкино гнездо устояло, но на долгие годы стало аварийным зданием, и на сорок лет превратилось в романтические развалины. Правда, есть сведения, что в 30-е годы жизнь здесь все же возобновилась на непродолжительное время. Замок переоборудовали в библиотеку для отдыхающих санатория «Жемчужина», который находился поблизости. Видимо, местные власти не приняли всерьез последствий землетрясения. И только когда трещины в здании стали угрожающе расползаться, эксплуатацию Ласточкиного гнезда запретили. Конечно, впоследствии не обошлось и без туристов-экстремалов, которые в поисках приключений искали любую возможность «просочиться» на территорию замка, чтобы полюбоваться дивным видом, открывавшимся со смотровой площадки.

Предложений по технике беспрецедентного и абсолютно необходимого ремонта поступило много. Возникла даже радикальная идея — разобрать замок, пронумеровать камни и плиты и сложить в прежнем порядке на новом, безопасном месте. Нет, это было бы уже не Ласточкино гнездо!

В 1930-е годы в замке находился читальный зал местного Дома отдыха.

Почтовые открытки 1928-33 годов

Только в 1967-1968 годах, через сорок лет после землетрясения, рабочие «Ялтаспецстроя» выполнили этот полуфантастический ремонт, не разбирая стен. Руководил операцией архитектор И.Г. Татиев . Прежде всего, требовалось подвести к объекту подъемный кран и другую достаточно тяжелую строительную технику. И это по дорогам, которые предназначались в основном для легковых автомобилей и редких автофургонов с продуктами! С большим трудом и риском удалось завершить все приготовления. Скала оказалась перегруженной, а работа, между тем, планировалась долгая. Она требовала от строителей сноровки, сообразительности, большого мужества.

Начавшиеся в 1968 году восстановительные работы касались укрепления фундамента, частичного видоизменения фасада и внутренних помещений. Автор проекта реставрации, ялтинский конструктор В.Н. Тимофеев посадил крайний блок здания на консольную железобетонную плиту, заведенную под центральный объём. Таким образом была надежно закреплена крайняя часть дома, оставшаяся висеть над обрушенной скалой. Помимо монолитной плиты, всю постройку обнесли антисейсмическими поясами.

Увеличенная в высоту башня обрела декоративность благодаря четырем шпилям. Правильный архитектурный приём нарушил унылое возрастание объёмов, сделав акцент на крайней части дворца. Сегодня восстановленный замок официально признан памятником архитектуры прошлого столетия.

Если альпинисты привыкли проводить свои «рабочие дни» над пропастью, то для каменщиков «Ялтаспецстроя» это было в новинку. Отыскались и спасли дело добровольцы. Работая в подвешенной люльке, они закладывали трещину камнями, заливали бетоном. Под основание замка подвели железобетонную плиту, швы одели свинцовой оболочкой. Затем, уже без героизма и не торопясь, рабочие провели реставрацию здания. В таком «антисейсмическом поясе» обновленное Ласточкино гнездо обрело, на радость всем, кто любил и любит Крым, вторую жизнь.

В новейшее время возле готических стен разросся стихийный рынок сувениров. Чего только тут не увидишь: тысячи мелких поделок из керамики, можжевельника и всевозможных пластмасс, кораллы и ракушки тропических морей, цветные фотографии, картины. Больше всего видов самого Ласточкина гнезда: на холстах, на ватмане, на металлических и пластмассовых подносах, на «амфорах» из благородной керамики. Ходовой товар для круглосуточной местной торговли!

Скала «Парус»

Скала «Золотые ворота»

И сейчас многих молодых мужчин тянет на подвиги: удивить публику или даму сердца, проверить свои способности, посмотреть сраху в лицо, прыгнув с огромной высоты вниз… в волнующееся Черное море… Да, были отчаянные парни, которые решались на такие прыжки. Не всем, к сожалению, везло. Редкие счастливцы оставались невредимыми, только отлеживались по нескольку дней. Но находились сорвиголовы, готовые повторить прыжок и даже заработать! Правда и то, что на них разрывалась одежда, будто подсеченная бритвой…

На разные лады пересказывают здесь один фантастический случай. Молодой ялтинец, житель одного из старых кварталов Дерекоя, после тяжелой ссоры с женой поехал к Ласточкиному гнезду, поднялся на запретный обрыв, перелез через парапет и в отчаянии, а может быть и с некоторой рисовкой в расчете на зрителей, бросился вниз. Обреченное сердце могло остановиться еще в полете, но сработал многолетний навык: выросший у моря, человек много раз прыгал со скал и соляриев. Не поддался он смертельному ужасу — выпрямился, развел руки крыльями, полетел отвесно вниз, подправляя траекторию в воздушном потоке, который вдруг оказался ему помощником, вошел точно головой, разбив поверхность, как бутафорское перекрытие, выставленными вперед руками. Когда вынырнул и добрался до берега, к нему бросились отдыхающие с фотоаппаратами. «Героя» восхваляли, подзадоривали, просили повторить прыжок, даже собирали деньги. Неудачливый (или, наоборот, слишком везучий?) самоубийца отказался: шаг, смертельный по замыслу, вернул его к жизни…

Со стороны моря у подножия скалы можно отыскать несколько подводных пещер и даже занырнуть в каждую из них, освещая путь водонепроницаемым фонарем. Охотники за неповторимым, вы не разочаруетесь! Только будьте начеку: подводный грот — не лучшее место для встреч, а встреча с теми, кто нырнул туда раньше и уже плывет обратно, вовсе не исключена, особенно днем, в разгар пляжного сезона. Не напугайте друг друга!

Причал в уютной бухте позволяет швартоваться теплоходам местного сообщения даже в четырехбалльный шторм, когда закрыты соседние портопункты «Золотой пляж» и «Мисхор». Со всех концов Крыма собираются морские и сухопутные экскурсии к «оригинальному сооружению» — замку «Ласточкино гнездо». Почти все, кто приезжает в Крым, стремятся хотя бы раз подняться к «Ласточкину гнезду». Правда, на площадке перед замком, где и без того стало тесно от торговцев сувенирами, летом собирается столько любознательных, что невольно приходят мысли о благодатном межсезонье, когда хотя бы рано утром удается побыть здесь одному или вдвоем.

С июля 2011 года «Ласточкино гнездо» больше не является рестораном. Обновленный дворец-замок отныне открыт всем гостям и жителям крымского полуострова. Вход в замок всегда теперь будет бесплатным.

Туристов будут пускать в выставочный зал на территории замка. В замке развернута выставка «Волшебный мир Архипа Ивановича Куинджи», на которой представлены картины из фондов Симферопольского художественного музея, в т.ч. его легендарная картина «Лунная ночь на Днепре».

Уникальность выставки - в том, что она оформлена по тому же принципу, который применял сам художник. Картины представлены в абсолютной темноте, освещенные направленным лучом света. Также во дворце и на прилегающей к нему территории планируется проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и т.д.

Предусмотрено создание выставочного павильона, в котором будет открыт художественный салон для организации торговли произведениями живописи, фотоработами, декоративно-прикладными изделиями, сувенирной продукцией, краеведческой литературой. В плане - реконструкция памятника и приведение прилегающей территории в надлежащий вид: в частности, планируется обустроить две смотровые площадки, отремонтировать подъездные пути. «Ласточкино гнездо» — памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в ялтинском поселке Гаспра.

Министерство культуры Крыма и Республиканский комитет АРК по охране культурного наследия разработали концепцию использования памятника архитектуры: в замке и на прилегающей к нему территории будут проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и многое другое. В выставочном павильоне откроют художественный салон. Благодаря этому будет организована торговля произведениями живописи, фотоработами, сувенирной продукцией, краеведческой литературой и т.д.

Архитектурный памятник «Ласточкино гнездо» будет любимым местом туристов и людей, любящих искусство. Выставки и прекрасные концерты, безусловно, найдут своих постоянных зрителей.

В ближайшей перспективе — проведение на территории замка балов для молодежи под сопровождение изысканной живой музыки. Так что, возможно, мы скоро станем свидетелями и участниками первого бала для девушек Ялты.

Знаменитое Ласточкино гнездо в Крыму, настоящий архитектурный символ солнечного полуострова.
Прокудин-Горский снимал эту виллу на скале предположительно в 1904 году и тогда она имела совсем не тот вид, который нам всем хорошо известен.
Это сравнение 2016 года с фрагментом прокудинского снимка:

Высокое разрешение

Фотосравнение целиком:


Высокое разрешение

Увы, оригинальная точка съёмки находилась ниже, но сейчас там закрытая территория санатория "Жемчужина", проникать на которую мне было лень)) Поэтому снимал с пешеходного мостика, перекинутого для доступа туристов к достопримечательности.

Как сообщает Википедия, первое деревянное строение на этом месте было возведено для отставного русского генерала после русско-турецкой войны 1877—1878, его можно увидеть на полотнах известных художников-маринистов: И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбова, а также на фотографиях того времени.

Вторым хозяином этой удивительной дачи стал придворный врач, служивший в Ливадийском дворце, А. К. Тобин. О нём также осталось очень мало сведений. После его смерти домиком некоторое время владела вдова, которая продала участок московской купчихе Рахманиной. Она снесла старое здание, и в скором времени появился деревянный замок, названный ею «Ласточкино гнездо».

Вероятно именно его мы видим на снимке Прокудина-Горского, хотя запечатлённая им постройка производит впечатление каменной, а не деревянной:

Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря русскому нефтепромышленнику П. Л. Штейнгелю (племяннику известного строителя российских железных дорог барона Рудольфа Штейнгеля), который любил отдыхать в Крыму. Штейнгель приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна. Проект нового дома в 1911 году был заказан инженеру и скульптору Леониду Шервуду, сыну архитектора Владимира Шервуда.

Старое деревянное здание было снесено и уже в 1912 году на тесной площадке отрога Монастыр-Бурун стоял оригинальный готический замок. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад.

Здесь видна площадка, с которой снимал Прокудин-Горский:

В те годы никакого санатория у подножия скалы не было:

Раскрашенный вариант дореволюционной открытки:

Сейчас там застроен каждый клочок земли, а 100 лет назад было просто раздолье:

В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение. Образовалась глубокая косая трещина в скале под замком, часть её вместе с садом обрушилась в море, а обзорная площадка нависла над пропастью.

Несмотря на серьёзные повреждения, в целом здание устояло.

Отдыхающие у Ласточкиного гнезда, 1928 год:

В 1930-е годы здесь находился читальный зал местного Дома отдыха «Жемчужина», но вскоре сооружение признали аварийным и закрыли.

Такой "укороченный вид декоративный замок приобрёл после землетрясения (фото 1930-х):

И этот вид сохранялся несколько десятилетий.

1934 год:

К счастью, военные разрушение обошли Южный берег Крыма стороной.

Ласточкино гнездо в 1955 г. (личный архив Соколова П.А.):

Самый ранний известный цветной снимок в близком к "прокудинскому" ракурсе был сделан только спустя 54 года после самого Прокудина-Горского, в 1958 году:

Тем временем территория у подножия скалы начинала понемногу осваиваться и застраиваться.
1960-е:

Фото Израиля Озерского 1966 года:

Один из последних дореставрационных снимков Ласточкиного гнезда был сделан в 1967 году почти точно в прокудинском ракурсе:

Восстановление началось в конце 1960-х гг. Скала была укреплена, под основание замка подведена железобетонная плита, а башня-ротонда снова украсилась высокими зубцами и шпилями.

Здесь запечатлён ход реставрационных работ в 1968 году:

Ласточкино гнездо. Складнов А. А., 1968-1970 г..

Идеально вписывающийся в окружающую живописную картину, замок Ласточкино гнездо стал настоящим символом Крымского полуострова. Оригинальное строение возвышается на отвесной Аврориной скале. Это самая узнаваемая и визитная карточка Гаспры.

История возникновения

Историки считают, что скала возле Гаспры была пристанищем для первобытных жителей полуострова. По некоторым версиям, под самым замком расположена пещера, в которой они жили. В античные времена на скале была возведена военная крепость Харакс, а в середине 19 века на этом месте был маяк.

В 1877 году на мысе Ай-Тодор для русского генерала, участника в Крымской войны, была построена дача. Этот небольшой домик на краю скалы в свое время рисовали А.П. Боголюбов и И.К. Айвазовский. Следующим хозяином поместья становится врач Тобин, после которого дача переходит во владение купчихи Рахманиной. Романтичная особа дает постройке название, сохранившееся в веках. Именно в этот период сооружение становится «Ласточкиным гнездом».

Местный богач Рудольф фон Штенгель решает в 1911 году превратить обычную деревянную постройку в изысканный средневековый замок. Руководителем проекта стал Л. Шервуд. И уже в 1912 году претенциозное готическое строение из камня стало украшением вершины мыса. Материалами для строительства выбрали евпаторийский желтый камень, известняк.

Исходя из площади участка, рассчитывались размеры строения. Замок Ласточкино гнездо получился со сторонами 10 на 20 м, с высотой 12 м. Строение было окружено пышным зеленым садом, который позже сильно пострадал во время землетрясения.

Владеть готическим строением барону пришлось не слишком долго – всего 4 года. Когда началась 1 мировая война, дом был передан П. Шалапутину, который устроил ресторан в здании. Через некоторое время сооружение отобрали у наследников Шалапутина, а в послевоенные годы дом стал собственностью ялтинского кооператива.

Ласточкино гнездо – наши дни

Часть уникального строения была разрушена землетрясением. После этого здания стало считаться непригодным к использованию. В 30-е годы в замке открыли читальный зал, собирающий под своими сводами любителей книг и живописных видов. Но вскоре зал книголюбов был закрыт, из-за повышенной опасности. После этого с постройкой ничего не делали почти 40 лет.

Реконструкция началась лишь в 1967 году, когда рабочие предприятия «Ялтаспецстрой» стали делать ремонт. Руководил реконструкцией архитектор Татиев. Рабочие укрепили фундамент и фасад, интерьер отчасти поменяли. Для того чтоб здание меньше пострадало от возможных последующих землетрясений, оно было окружено антисейсмическими поясами.

После этого в здании вновь открыли ресторан. Только в 2011 году Ласточкино гнездо получило статус музея, и стало открытым для посещения. Снова на реконструкцию помещение закрыли в 2017 году. Тогда перед зданием была установлена веб-камера, охватывающая замок Ласточкино гнездо и площадку перед входом.

Особенности посещения

В данное время Ласточкино гнездо представляет собой музей. Здесь периодически выставляют самые разные экспонаты. Про актуальные выставки можно узнать на официальном сайте музея.

Стоимость посещения в 2019 году – 200 рублей, для детей от 7 до 18 лет – 100 рублей. До 7 лет дети могут проходить бесплатно. С мая по ноябрь заведение работает без выходных с 10.00 до 19.00, с ноября по май – с 10.00 до 16.00. Выходной день в этот период – понедельник.

Почти с каждой скалой в Крыму связано немало мифов. Не стала исключением и Аврорина скала. О ней, как и о самом замке, рассказываются разные легенды и мифы. Одна из самых интересных легенд связана с первым владельцем постройки. Считается, что русский генерал был настоящим джигитом. Одним из его любимых развлечений были прыжки со скалы в море на лошади. При этом скакуну завязывались глаза. У генерала не оставалось даже царапин, чего нельзя было сказать о лошадях.

Существует несколько интересных фактов, которые стоит знать туристам перед посещением неповторимого замка:

  • В список «7 чудес света» достопримечательность была включена в 2008 году.
  • На территории замка снималось несколько известных фильмов.
  • В 2014 году в России была выпущена 10-рублевая монета тиражом 10 миллионов.
  • Символом новой 100-рублевой купюры в России замок стал в 2016 году.

Монету номиналом в 1 доллар с изображением Ласточкиного гнезда также выпустили в Польше. Причем заказ был сделан в 2012 году островом Ниуэ. Еще один вариант доллара выпускался там же с изображением горы Аю-Даг.

Как добраться до замка

Расположена известная достопримечательность в небольшом курортном поселке на Южном берегу Крыма. От Ялты расстояние составит 12 км. Адрес: пос. Гаспра, Алупкинское шоссе, 9А.

Если ехать на автобусе, можно воспользоваться маршрутами № 102, 115, 132, идущими в сторону Алупки или Симеиза. Из Ялты до Гаспры (и именно Ласточкиного гнезда) летом ходят теплоходы. Можно заказать частный катер или яхту. Из Гаспры попасть к замку можно по дороге, которая насчитывает 1200 ступеней.

Многие предпочитают путешествовать на собственном автомобиле. Проехав по шоссе Ялта-Севастополь, нужно свернуть на повороте в Гаспру. Время движения от Ялты составит 33 минуты, от Севастополя – почти полтора часа. Рядом с Ласточкиным гнездом есть парковка.

Большинство жителей стран СНГ узнает и точно скажет, что это замок повисший над Черным морем в Крыму. Его видели на картинках в книгах, журналах, телепрограммах, интернете, но это ничто по сравнению с реальностью. Огромная масса туристов воочию лицезрела это крымское достояние.

Ласточкино гнездо: история возникновения и описание

История возникновения Ласточкиного гнезда в Крыму начинается в конце XIX века. По легенде, первым владельцем строения был русский генерал, но задокументированного подтверждения этому нет. А первое упоминание датируется 1895 годом в справочнике по Крыму. Дача была деревянной и именовалась «Генералиф».

Владельцев дачи с конца XIX века было много:

  • Придворный врач Тобин Адальберг Карлович, а после его жена. На этом месте был устроен пансион, небольшой, но считался лучшим на ЮБК. На отвесной скале как раз располагался дом врача. В 1903 прошли ремонтные работы: покраска главного здания, сооружена пристройка и веранда. Новое здание можно увидеть на картине художника Лагорио.
  • В период с 1898 по 1905 годы (точное время неизвестно) вдова Тобина продала дачу барону Штейнгелю. Именно по его заказу дом преобразовали в тот замок, который мы сейчас можем узнать на открытках. Архитектором выступил Л. Шервуд.
  • Примерно в период с 1912 по 1914 неизвестно кто владел замком и был ли он вообще предназначен для жизни.
  • С 1914 дача принадлежала госпоже Рохмановой.
  • В 1921 в акте приема бывшего имения «Ласточкино гнездо» задокументировано, что здание было заброшено и неоднократно разграблено.
  • В период НЭПа здание отреставрировали и открыли здесь ресторан. Но уже 12 сентября 1927 года здесь было землетрясение, которое сильно повредило здание.
  • В период с 1927 по 1939 какие-то ремонтные работы все же проводились, но в основном здание было запущено и принадлежало дому отдыха «Жемчужина».
  • в 1967 - 1970 годах состоялся капитальный ремонт Ласточкиного гнезда сотрудниками Гипроград. Архитектором выступил И. Татиев, инженером В. Тимофеев. Укреплялось и здание, и скала, которую также обнесли антисейсмическими поясами, была немного изменена архитектура, добавлены декоративные башенки и шпили. В 1971 замок был открыт для посещения.
  • До 2011 в замке работал ресторан.
  • А в июле 2011 здание признали дворцом-замком Ласточкино гнездо.

Высота замка и внутренняя планировка

На самом деле замок очень компактный. Высота Ласточкиного гнезда составляет всего 12 метров, а площадь - 10х12 метров. Ну а высота Аврориной скалы - 40 метров.

Внутри Ласточкиного гнезда помещается прихожая и гостиная, лестница на второй этаж и две спальни, расположенные одна над другой.

Музей: выставки, экскурсии и концерты

Сейчас Ласточкино гнездо - это архитектурно-выставочный комплекс с панорамной террасой и прилегающим небольшим парком. Примерно каждые полтора-два месяца здесь, сменяя одна другую, проходят художественные, археологические и краеведческие выставки. На официальном сайте можно посмотреть расписание.

Все лето по вечерам под открытым небом на террасе возле дворца проводят различные спектакли, концерты, вернисажи и мастер классы. При возможности обязательно посетите!
Ну и конечно в музее можно заказать обзорную экскурсию по истории замка и мыса Ай-Тодор . Хотите отправить ту самую знаменитую открытку с изображением Ласточкиного гнезда - здесь есть свое небольшое почтовое отделение.

Легенда о Ласточкином гнезде

Практически каждый значимый уголок в Крыму имеет своею сказочную историю. Так вот легенда о замке Ласточкино гнездо рассказывает о неудавшейся любви бога моря Посейдона и богини утренней зари Авроры.

Если кратко, Аврора любила встречать рассвет на скале и однажды ее увидел Посейдон, которому она очень понравилась. Но богиня отвергла его любовь. Посейдон пошел на хитрость, решил очаровать Аврору колдовской диадемой, попросил повелителя ветров Эола скрыть тучами солнце. Пока ждала солнца, Аврора задремала. Посейдон подкрался и почти приворожил богиню, но она проснулась и вырвалась. Диадема упала и ударилась об скалу, часть алмаза с короны упала в расщелину. Когда тучи рассеялись, луч солнца попал на осколок, который превратился в замок.

Информация для посетителей

Где находится Ласточкино гнездо

Замок находится на Аврориной скале мыса Ай-Тодой в Геспре, ЮБК. Так что если вы задаетесь вопросом «на чем построено Ласточкино гнездо, 5 букв», отвечаем - скала!

Как добраться

Удобнее всего доехать до Ласточкиного гнезда можно из Ялты:

  • Маршрутом №102 от автовокзала до остановки «Ласточкино гнездо».
  • Маршрутом №132 от Вещевого рынка до остановки «Ласточкино гнездо».
  • Теплоходом (только в летний период) от набережной Ленина, который приходит прямо к подножью Аврориной скалы.

Приехать сюда также очень удобно в рамках экскурсий к Ласточкиному гнезду, Цены на них не очень дорогие, но впечатлений масса, и свободное время на самостоятельный осмотр достопримечательности дают. Туристов обычно привозят автобусом, а забирают теплоходом.

Адрес : г. Ялта, пгт Гаспра, Алупкинское ш., 9а
Координаты : 44.430474, 34.128382

Цены

Посещение территория вокруг замка бесплатно. А билеты в музей Ласточкино гнездо можно приобрести по следующей цене:

  • 200 руб - взрослый билет;
  • 100 руб - детский.

Режим работы музея

  • 10:00 - 16:00 - с ноября по май, Пн - выходной;
  • 10:00 - 19:00 - с мая по октябрь, без выходных.

Официальный сайт : http://lasto4kinognezdo.ru/
Веб камеры : http://lg.yapic.net/
Расписание выставок : http://lasto4kinognezdo.ru/vystavki

Адрес на карте

Кроме архитектурных, Ялта богата и другими достопримечательностями. Например, винзавод Массандра , который производит вино которое прославилось далеко за пределами страны.