Знаменитый пантеон в париже. Пантеон и церковь сент-этьен-дю-мон Площадь пантеона в париже


Если говорить о самых интересных и значимых местах Парижа, то, бесспорно, стоит вспомнить о величественном Пантеоне. Это строение известно не только тем, что в нем захоронены самые известные деятели столицы, а прежде всего своей потрясающей историей. Но давайте обо всем поговорим подробнее.

Неоднозначное архитектурное решение храма

Если вы хотите посмотреть Париж, Пантеон непременно должен стать номером один в вашем списке достопримечательностей столицы Франции. Интересен тот факт, что когда-то это здание парижане встретили достаточно агрессивно, не оценив простоту форм строения и непонятный стиль. К слову сказать, так было со многими новыми строениями, которые в дальнейшем стали символами города, как, например, Эйфелева башня.

Шли годы, и каждое здание становилось любимым не только самими парижанами, но и гостями, и туристами. Огромное количество достопримечательной сохранил Париж, Пантеон в их числе. Он имеет давнюю и запутанную историю, о которой мы хотим поведать читателям.

Предыстория

Надо сказать, что Пантеон ведет свою историю с 1744 года. Изначально это строение было ничем иным, как церковью Святой Женевьевы.

Король Людовик XV, прибывший в Мец для того, чтобы принять командование войсками, направленными против австрийцев, внезапно заболел. У него была высокая температура, а медицина в те годы была совершенно бессильна - в арсенале лекарей не было жаропонижающих средств. Лечили, как правило, молитвами и реликвиями. Все были уверенны, что король в скором времени умрет. Уже не надеясь на выздоровление, Людовик XV обратился с молитвой к покровительнице Парижа святой Женевьеве с обещанием построить в ее честь самую большую и красивую церковь в Париже в случае излечения.

Как бы фантастически это ни звучало, но король выздоровел. А вот его возлюбленная герцогиня Шантору умерла, заразившись от него болезнью. Это надолго ввело Людовика XV в депрессию, которая прошла лишь с появлением в его жизни новой фаворитки Жанны Антуанетты Пуассон, вошедшей в историю как маркиза де Помпадур.

Новая возлюбленная короля очень быстро освоилась при дворе, стала законодательницей мод и главной советчицей Людовика XV. Девушка составила протекцию своему младшему брату, желая, чтобы он стал главным инспектором королевских зданий. Однако у юноши не было никакого образования и опыта в данной сфере, поэтому для него была организована поездка в Италию с архитектором Суфло в качестве обучения. После возращения маркиз Мариньи получил долгожданную должность.

Архитектор проекта

И только в 1755 году король вспомнил о своем обете, данном святой Женевьеве. Монарх поручает Мариньи подобрать подходящий проект. По правилам того времени автором проекта должен был стать главный королевский архитектор. Но маркиз решил пойти против установленных норм. Кто построил Пантеон в Париже? Мариньи предложил в качестве архитектора Суфло, который сопровождал маркиза во время поездки в Италию.

Пантеон в Париже: архитектура

Сейчас нам, конечно же, сложно представить, насколько революционным был по тем временам проект Суфло. Ведь за прошедшие двести лет здание стало настоящей классикой, которой подражали новые поколения зодчих. В настоящее время нас сложно чем-то удивить после творений двадцатого века. Но архитектурный стиль нового здания был вызывающе простым.

В эпоху барокко предпочитали пышность и вычурность элементов, а Суфло в своем проекте предпочел вернуться к строгой простоте античности. Именно по этой причине его творение вызвало недовольство консерваторов. А вот прогрессивные парижане по достоинству оценили здание, в котором автор решил соединить все архитектурные достижения того времени.

Он увенчал здание красивейшим куполом, создал шестиколонный портик (греческий), а интерьеры сделал невероятно светлыми и легкими, используя при этом потрясающие сводчатые потолки. Таким был создан Пантеон в Париже. Архитектор Суффло даже рискнул сделать некоторые новые элементы, поставив тяжелый купол на колоннаду. Однако конструкция была невероятно тяжелой, и колонны попросту не выдержали бы ее, поэтому была построена сложная конструкция, невидимая для глаз обычного обывателя.

Трудности строительства

Кроме того, архитектор столкнулся с тем, что при закладке фундамента были обнаружены пустоты римского периода, когда здесь добывали строительные камни. Процесс был остановлен, поскольку нужно было пересмотреть проект и облегчить конструкцию. Лишь в 1764 монарх заложил первый камень в основание храма. К тому времени уже прошло двадцать лет с того момента, как Людовик XV дал обет святой Женевьеве.

Архитектурный стиль нового здания не устраивал и церковь, поскольку строение изначально не имело равноконечного греческого креста. Поэтому, чтобы соблюсти западные традиции, были удлинены два крыла здания. Это позволило приблизиться к пропорциям католической базилики.

Во время строительства храма архитектору пришлось столкнуться со многими трудностями. Во времена правления Людовика XV казна периодически оказывалась пустой, а потому и финансирование проекта не было стабильным. Автору церкви неоднократно приходилось упрощать конструкцию.

Кроме того, достаточно осложняли ход строительства постоянные дрязги придворных дам, которые считали себя специалистами в области архитектуры и вели споры о том, какими должны быть башни и колокольни, что выбить на барельефе.

В 1774 году Людовик XV умер, так и не выполнив своего обещания. А еще через шесть лет скончался и сам архитектор. Церковь Женевьевы в Париже (Пантеон) была достроена в 1790 году учениками Суфло - Бребионом и Ронделе. Но драматическая история прекрасного храма на этом не закончилась.

Недостатки строения

Специалисты в области архитектуры считают, что Суффло есть за что критиковать. Его творение вышло совершенно не одухотворенным, а некоторые элементы совершенно не гармонируют друг с другом. Кроме того, прочность здания оставляет желать лучшего. Пустоты под фундаментом дали о себе знать, из-за подвижности грунта за многие годы в стенах образовались многочисленные трещины.

В 1980 годах туристы, посещавшие Париж, Пантеон не могли осмотреть, так как храм был закрыт на реставрацию. К такой мере прибегли из-за того, что с годами поржавели металлические стяжки, которые скрепляли сооружение и облегчали каменную кладку. В итоге в восьмидесятых годах прошлого века здание стало рушиться, из-за чего и было закрыто на реконструкцию.

И по сей день прекрасное строение украшает Париж. Пантеон стал значительным достижением в архитектуре и своего рода символом той эпохи. Идеи Суффло нашли своих сторонников. Вдохновившись его творением, зодчие последующих поколений создали купол Капитолия в Вашингтоне. И купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге напоминает работу Суффло.

Продолжение истории

Пантеон в Париже (описание храма приведено в статье) был построен в весьма неудачное время. Франция погрязла в беспорядках революции. В этот период яростно разорялись христианские храмы. Досталось и церкви святой Женевьевы, которая была превращена в Пантеон.

Здесь имеет смысл рассказать о том, кто похоронен в Пантеоне (в Париже). Революция XVІІІ века во Франции, как и любая война, не закончилась без жертв. После гибели графа Мирабо было принято решение похоронить его в новой церкви. Храм решением Национального собрания был превращен в Пантеон.

Через несколько лет Марат Робеспьер нашел доказательство преступных связей Мирабо с представителями королевского двора. Его прах убрали из Пантеона. К тому времени уже был убит и сам Робеспьер, его похоронили в храме Женевьевы.

Превращение храма в Пантеон

Чтобы здание более соответствовало образу гробницы, в годы революции практически все окна были заделаны, что испортило замысел Суффло, стремившегося сделать свое творение легким и светлым. В дальнейшем во Франции вновь восстановилась монархия, потом она сменилась республикой. В таком беспрерывном хаосе менялся и Пантеон: убирали и добавляли отдельные элементы и надписи на барельефах.

Многие годы храм менял свое предназначение. Такая ситуация продолжалась почти сто лет, пока в 1885 году в Пантеоне не похоронили Виктора Гюго. С тех пор храм превратился в гробницу. Здесь хоронят самых известных людей Франции. Могилы находятся в самом низу, куда ведет длинная лестница от бывшей алтарной части.

Во избежание ошибок появилась практика выдерживать временной промежуток между датой кончины и захоронением в Пантеоне. Последним человеком, чей прах похоронили в храме, стал великий Александр Дюма. Произошло это в 2002 году, через 132 года с момента его смерти.

Пантеон (Париж): интересные факты

На фронтоне здания имеется надпись: «Великим людям благодарная Родина». А на барельефе можно различить фигуру молодого Наполеона в окружении солдат, реабилитированного Мирабо, Руссо и Вольтера. Несмотря на все внесенные изменения, которых не было в первоначальном варианте архитектора, здание все равно производит потрясающее величественное впечатление. Автору творения удалось достичь готической воздушности и легкости. На стенах здания красуются многочисленные росписи и скульптуры, посвященные истории храма святой Женевьевы, как память о тех временах, когда строение еще носило ее имя.

В настоящее время при выходе из Пантеона взору открывается полукруглая площадь, на которой построены два асимметричных здания, а вдаль уходит улица Суффло. Отсюда видна и Эйфелева башня. Подобная асимметрия не является случайностью, она была задумана самим архитектором, который хотел не только построить храм, но и достойно организовать вокруг него пространство.

В те времена архитекторы не просто строили здания, перед ними стояла задача гармонично внедрить новое строение в ансамбль всего города. Для воплощения своей величественной идеи Суффло планировал перестроить всю вершину холма. В его планы входило построение новой улицы таким образом, чтобы издалека можно было видеть храм. Интересен тот факт, что сам архитектор многие планы не успел воплотить в жизнь. Но улица намного позднее (в 1847 году) все же была построена по его задумке и даже получила его имя.

Храм в наше время

В наши дни Пантеон продолжает быть мавзолеем для известных граждан Франции. В одной из могил захоронен знаменитый итальянец Рафаэль (художник). Храму так и не вернули первоначальное предназначение. В Пантеоне похоронены актеры, политики, путешественники, писатели, философы, адмиралы, банкиры и генералы: Эмиль Золя, Мария Склодовская-Кюри, София Бертло, Марселен Бертло. Прах самого архитектора Суффло также покоится в стенах храма. В общей сложности в стенах Пантеона обрели покой более семидесяти граждан, которые сделали значительный вклад в развитие страны.

Внутреннюю часть храма с 1874 года украшают картины, демонстрирующие фрагменты истории Франции в разные периоды, и красивейшие барельефы с декоративным орнаментом. В Пантеоне можно увидеть фрески Пюваса де Шавана, повествующие о деяниях святой Женевьевы.

В храме имеется смотровая площадка, находящаяся под самым куполом. Чтобы попасть на нее, необходимо преодолеть 206 ступеней. Находясь на ней, можно любоваться потрясающим видом Парижа.

Вместо послесловия

Туристам, направляющимся в Париж, стоит посетить Пантеон, который стал одним из символов города. Необыкновенное архитектурное решение храма и его внутреннее убранство достойны внимания. Здание имеет богатейшую историю, которая отразилась на внутреннем и внешнем виде храма.

Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже. Суффло

Начало французского классицизма связано со строительствам церковь Св. Женевьевы в Париже, упрощенная форма которого свидетельствует о возникновении нового эстетического подхода. Она была спроектированная в 1756 году Жаком Жерменом Суффло, но в 1791 г. в период Великой французской революции трансформировалась в «памятник Великой Франции».

Фанцузский архитектор, лидер неоклассического течения в архитектуре Суффло (1713-1780) говорил, что был самоучкой. В 1730-1750 годах несколько раз бывал в Риме, где изучал памятники классической архитектуры. В 1738 году он возвратился в Лион и занялся архитектурной практикой. Простота, просторность и археологически точно воспроизведенные детали классической архитектуры в основных его работах лионского периода, таких как пристройка к Отель-Дьё (строительство начато в 1741) и здание Лож де Шанж (1751-1752), предвосхитили сдвиг французского вкуса от архитектуры рококо к неоклассицизму.

Суффло, в 1750 г. один из первых посетивший дорические храмы в Пестуме, решился воссоздать присущие готической архитектуре ощущения света, пространства и пропорций в классических (если не романских) формах. С этой целью он воспользовался планом в виде греческого креста, неф и приделы которого были оформлены, как система плоских сводов и полуциркульных арок, опирающихся на ряды колонн в интерьере. Объемная композиция здания развивает идею центральнокупольного сооружения, имеющего в плане очертания греческого креста. Купол в цернтре поднимается до высоты почти 120 м. Его целью в этом проекте стало сочетание строгой регулярности и монументальности романских сводчатых потолков с легкостью стройных поддерживающих их столбов и свободно стоящих коринфских колонн. В плане церковь имела форму греческого креста, с фасада располагался огромных размеров храмовый фронтон. Свободно стоящие колонны оказались неспособны поддерживать купол здания, и их в конечном итоге пришлось подпереть. Наружные поверхности стен почти без украшений решены с использованием классического контраста расчлененной и нерасчлененной масс.

Предшественниками его были купольные сооружения Парижа - церковь Сорбонны, собор Инвалидов. Гладкие, скудно декорированные поверхности своей отвлеченной строгостью напоминают Чизвик-хаус, а массивный портик заимствован непосредственно у римских храмов. Простой и четкий в объемном решении, обладающий красивым коринфским портиком и мастерски найденным силуэтом, Пантеон является одним из сооружений, определяющих силуэт левобережной части Парижа.

Поскольку дизайн церкви основывался на классическом стиле, после революции, когда религия была отменена, было очень просто превратить церковь в светское здание Пантеон - место погребения великих людей Франции. После переделок Пантеон приобрел еще более классицистический характер. К несчастью, боковые окна в то время были заложены: эффект светлого внутреннего пространства был уничтожен; большая часть украшений убрана, что сильно изменило облик интерьера. Пилоны были усилены Ронделем в 1806 г. Все это придало зданию суровый, строгий вид, соответствующий новому назначению сооружения, результате возник тот отчасти мрачноватый памятник архитектуры, каким является сегодня Пантеон.

Пантеон (фр. Panthéon) - архитектурный памятник, лучший образец французского неоклассицизма в Париже. Изначально был задуман как церковь Святой Женевьевы, которая со временем превратилась в усыпальницу знаменитых людей Франции.

Строительство Пантеона

Создание Пантеона связано с серьезной болезнью Людовика XV. Когда в 1744 году он заболел, то поклялся в случае своего выздоровления возвести церковь, посвященную святой Женевьеве - покровительнице Парижа. Через некоторое время король поправился, но не спешил начинать строительство. Спустя 11 лет монарх Франции вспомнил о данной клятве и приказал возвести храм на территории аббатства Сент-Женевьев. Для осуществления проекта из Рима был вызван архитектор Жак-Жермен Суффло.

1 августа 1758 года аббат Сент-Женевьев благословил землю и с этого момента началось строительство фундамента. Первый камень будущего портала заложен Людовиком XV 6 сентября 1764 года. Через год эту торжественную церемонию изобразил на холсте французский живописец Демаши. Для украшения картины художник нарисовал портал церкви в натуральную величину.

Из-за финансовых трудностей и инженерных просчетов строительство храма продвигалось не так быстро, как хотелось. В конце 1770-х годов на финальном этапе по внутренней отделке строители обнаружили небольшие трещины на опорных колоннах, что говорило о скором разрушении здания. После экспертного заключения архитекторов и инженеров, исправлять ошибки поручили ученикам Суффло: Жану-Батисту Ронделе и Максимилиану Бребиону. В 1789 году строительство церкви святой Женевьевы было закончено. Людовик XV, как и автор проекта, не дожил до дня открытия.

4 апреля 1791 года во время Великой французской революции принято решение преобразовать церковь святой Женевьевы в Пантеон Великих людей.

Архитектурные особенности

Здание Пантеона соединяет в себе различные архитектурные стили:

  • готика - здание выполнено в форме греческого креста длиной 110 метров и шириной 84 метра;
  • классический - барабанный купол высотой 83 метра;
  • греко-римский - перистиль с шестью коринфскими колоннами и треугольным фронтоном.

Из-за этих разных архитектурных стилей церковь святой Женевьевы относят к французскому неоклассическому стилю.

Главный фасад украшен портиком с коринфскими колоннами и увенчанный треугольным фронтоном, выполненным Давидом д"Анже. В центре фронтона изображена Родина, дающая свободу. С левой стороны от Родины изображены ученые (Мари Франсуа Ксавье Биша, Клод Луи Бертолле, Гаспар Монж, Пьер-Симон Лаплас и др.), философы (Вольтер, Жан-Жак Руссо и др.), писатели (Франсуа Фенелон, Пьер Корнель и др.) и художники (Жак-Луи Давид и др.). По правую сторону от Родины изображена история, представленная великими личностями Франции (Наполеон I Бонапарт и др.).

Внутреннее убранство Пантеона

Элементы внутренних украшений Пантеона - барельефы, скульптуры и художественные росписи - отражают горькие политические дебаты каждого периода: христианского, патриотического, республиканского, масонского и философского.

В центральной части Пантеона расположен маятник Фуко, который доказывает суточное вращение Земли. Он был установлен в 1851 году по указу Наполеона III, а спустя 150 лет его демонтировали и переустановили.

Реставрация в XXI веке

С 1789 года неоднократно проводились работы по сохранению Пантеона. Последнюю реставрационную кампанию запланировали в 1999 году после сильного урагана. Проект предусматривает обширный объем работ с бюджетом в 100 миллионов евро. Ожидается, что работы по обновлению архитектурного памятника продлятся до 2022 года.

По случаю реставрации купола уличным художником и фотографом JR запущен проект «Au Panthéon!». В ходе проекта собрано 4160 черно-белых портретов мужчин, женщин и детей разных национальностей. Впечатляющая мозаика представляет одного человека, живущего на планете Земля. Фотографии собирали несколько месяцев, а для их редактирования потребовалось более 300 часов работы. 3000 м2 печатного брезента окутывали барабан купола и пол нефа до 2015 года, тем самым привлекали внимание покровителей для финансирования второй части работы.

В 2017 году начался следующий этап, который предусматривает реставрацию перестиля, сводов, опор, интерьеров здания и внешнего сайдинга. Кроме того, на 2022 год запланирована установка наружного лифта.

Пантеон — место захоронения известных французов

В стенах Пантеона нашли покой более 80 человек, внесших вклад в развитие Франции. И в благодарность им у входа высечена надпись «AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE», которая дословно переводится с французского как: «Великим людям от благодарной отчизны».

На 2017 год в Пантеоне похоронены за заслуги всего четыре женщины: Мария Кюри, Женевьев де Голль-Антоньоз, Жермен Тийон и Симона Вейль.

В крипте Пантеона можно увидеть могилы знаменитых философов XVIII века: Вольтера и Жан-Жака Руссо.

Известно несколько случаев, когда после появления новых фактов, останки захороненных (Оноре Мирабо и Жан-Поля Марата) были с позором перенесены из Пантеона на кладбище. Чтобы в дальнейшем такого не повторялось, парижане решили тщательней подбирать кандидатуры для захоронения.

Особенности посещения Пантеона

График работы

  • 10:00 - 18:00 — с 2 января по 31 марта; с 1 октября по 31 декабря;
  • 10:00 - 18:30 — с 1 апреля по 30 сентября.

Внимание! Вход посетителей прекращается за 45 минут до закрытия.

Стоимость билетов

  • полный - 9 €;
  • льготный - 7 €;
  • групповой - 7 € (группа от 20 человек).

Бесплатный вход предоставляется детям до 18 лет, людям с ограниченными возможностями и их сопровождающим, владельцам карты ICOM.

Где находится и как добраться

Расположен Пантеон в Латинском квартале, рядом с такими достопримечательностями как и Башня Монпарнас. В окрестностях находятся французские рестораны, кофейни и различные .

Адрес: Place du Panthéon, 75005 Paris, Франция.

GPS координаты:

  • широта - 48.8462;
  • долгота - 2.3464.

Как доехать на общественном транспорте

На метро: ближайшие станции Cardinal Lemoine и Maubert - Mutualité (линия 10).

На автобусе (ближайшие остановки):

  • Pantheon - автобусы № 84 и № 89;
  • Luxembourg - автобусы № 21, № 27, № 38 и № 85.

RER: станция Luxembourg (линия B).

Пантеон на карте Парижа

Пантеон (фр. Panthéon) - архитектурный памятник, лучший образец французского неоклассицизма в Париже. Изначально был задуман как церковь Святой Женевьевы, которая со временем превратилась в усыпальницу знаменитых людей Франции.

Строительство Пантеона

Создание Пантеона связано с серьезной болезнью Людовика XV. Когда в 1744 году он заболел, то поклялся в случа..." />

У туристов всего мира, посещающих Францию, особой любовью пользуется Париж. Пантеон, исторический памятник, находящийся в этом городе, отличается не только богатой историей, но и красотой архитектурных форм. Сооружение представляет собой по сути усыпальницу, в которой покоятся останки наиболее знаменитых исторических личностей страны. Пантеон был построен во время Великой французской революции. Одно время здание мавзолея было собором Св. Женевьевы.

Величественно выглядит Пантеон (Париж). Фото его используют для многих плакатов и открыток. Расположен он в пятом округе, вблизи от центра города. На входе в комплекс туристов встречает надпись, гласящая «От благодарной Родины - достойным людям». Тут же всегда присутствуют многочисленные туристы со всего света. Особо интересный внешний вид Пантеон приобретает с наступлением заката, в это время включается специальная подсветка.

Церковь Святой Женевьевы

Всех интересует вопрос: "В каком году основали пантеон в Париже?" История его своими корнями уходит в XVIII век, когда Людовик XV перед решающими боями внезапно занемог и уже собирался испустить дух, но после молитв св. Женевьеве внезапно стал чувствовать себе гораздо лучше и в скором времени исцелился. Король поклялся, что если Женевьева вернет ему здоровье, то он обязуется построить большую церковь во имя святой. Правда, после того как король обрел здоровье, он забыл о данном небесам обещании и вспомнил о нем только спустя долгое время.

На 12-м году после излечения короля была начата постройка храма под руководством известного в те времена архитектора Суффло. Таким образом еще одну достопримечательность обрел Париж. Пантеон - это прекрасное сооружение, которое восхищает каждого туриста.

Строительство собора

Проект под авторством известного архитектора привел монарха и жителей города в недоумение. Для той эпохи было характерно архитектурное направление барокко, отличающееся богатством украшений и роскошью форм. Архитектор Суффло использовал собственный подход - оригинальную эклектику четырех различных направлений: греческого, романского, готического, барокко.

Выступила резко против предложенного проекта из-за того, что формы храма отчасти напоминали византийский крест. Суффло пришлось внести изменения во сооружения. Так обрел свою форму Пантеон в сооружения свидетельствует о том, что это не просто храм, а усыпальница для великих людей Франции.

В дальнейшем по мере строительства архитектору постоянно приходилось сталкиваться с многочисленными трудностями и нехваткой финансирования. Денежные затруднения короля привели к тому, что пришлось удешевлять проект, отказываясь от некоторых архитектурных элементов. В итоге строительство затянулось, и до его завершения не дожили ни король, ни знаменитый архитектор. Достраивать сооружение пришлось его помощникам.

Дальнейшая история Пантеона

Здание недолго пробыло собором. С началом Великой французской революции многие храмы страны постигла скорбная участь: они подверглись разорению и закрытию. Храм Св. Женевьевы чудом избежал подобной участи. Для этого здание из церкви было преобразовано в Пантеон - усыпальницу героев страны. На протяжении дальнейшей истории сооружение несколько раз переходило от революционеров к королевскому двору и обратно и меняло свое название. В конечном итоге за зданием закрепилось наименование Пантеон.

Современное состояние

В настоящее время многих туристов привлекает Париж. Пантеон представляет собой мемориальный комплекс, усыпальницу, в которой хранятся останки прославленных французов и почетных друзей страны. Так, к примеру, здесь упокоен знаменитый итальянский живописец Рафаэль. Многие прославленные личности все еще ждут своего часа, чтобы быть перезахороненными в столь знаменитом месте, например:

  • Наполеон Бонапарт;
  • Граф Мирабо;
  • Вольтер;
  • Руссо.

Если вы посетите Париж, Пантеон достоин быть первым местом, куда вы отправитесь.

Г., и здание было закончено учеником Суффло в г.

Ко времени завершения храма король был свергнут, и революционное правительство распорядилось о превращении церкви в мавзолей великих французов.

Церковь св. Женевьевы

Церковь св. Женевьевы всегда пользовалась большим уважением парижан: в ней хранились мощи святой и рака. Тут же были похоронены Хлодвиг , первый из королей, принявших христианскую веру, его жена и дочь . Раку св. Женевьевы украсили в г. и поставили под главный престол, затем опять переделали - из чистого серебра - и вызолотили . Под церквью оберегалось подземелье со сводами, где ещё во времена гонений на христиан собирались на молитву.

Аббатство и церковь св. Женевьевы несколько раз грабили и жгли норманны - в , и гг.; каждый раз восстанавливали, а полностью отстроили в XIII -XIV вв. Церковь была украшена кардиналом Ларошфуко мрамором и образами. Во времена заразных болезней и бедствий в городе раку святой торжественно обносили по городу, начиная с г.

Людовик XV

Первая империя

Захоронения

В Пантеоне захоронены (список в порядке даты захоронения):

Год захоронения
в Пантеоне
Имя Описание
1791 Оноре Габриель Рикети Мирабо Знаменитый оратор и деятель революции. Останки удалены из Пантеона 25 ноября 1794 года .
1791 Вольтер
Философ.
1792 Николя-Жозеф Борепер (фр.) русск. Офицер, герой революции. Останки утеряны .
1793 Луи Мишель Лепелетье де Сен-Фаржо Политик, подавший решающий голос за казнь короля, убит роялистом. Останки удалены, отданы родственникам 14 февраля в г.
1793 Огюст Анри Мари Пико Дампьер Генерал. Останки утеряны .
1794 Жан-Поль Марат Революционер. Останки удалены из Пантеона .
1794 Жан-Жак Руссо
Философ.
1806 Франсуа Дени Тронше Политик и юрист.
1806 Клод Луи Петье Политик, военный министр.
1807 Жан Этьен Мари Порталис
Политик и юрист.
1807 Луи-Пьер-Панталеон Ренье (фр.) русск. Драматический актёр.
1807 Шарль Луи Жозеф Шарль д’Альбер де Люинь (фр.) русск. Политик. Останки удалены из Пантеона
1807 Жан Батист Пьер Бевьер (фр.) русск. Политик.
1808 Франсуа-Бартелеми Бегюно (фр.) русск. Генерал.
1808 Пьер Жан Жорж Кабанис Философ-материалист.
1808 Габриель-Луи Коленкур (фр.) русск. Генерал.
1808 Жан-Фредерик Перрего Банкир.
1808 Антуан-Сезар Шуазель-Праслен (фр.) русск. Политик.
1808 Жан-Пьер Фирмен Малер Генерал. Урна с сердцем .
1809 Жан-Батист Папен (фр.) русск. Политик.
1809 Жозеф Мари Вьен Художник.
1809 Пьер Гарнье де Лабуассьер Генерал.
1809 Жан Пьер Сер (фр.) русск. Политик. Урна с сердцем .
1809 Джироламо Луиджи Франциско Дураццо (фр.) русск. Итальянский политик. Урна с сердцем .
1809 Жюстен-Бонавентюр Морар де Галл Адмирал. Урна с сердцем .
1809 Эммануэль Крете (фр.) русск. Политик.
1810 Джованни-Баттиста Капрара Кардинал.
1810 Луи Шарль Винсент Ле Блонд Сент-Илер Генерал.
1810 Жан-Батист Трельяр Генерал.
1810 Жан Ланн Маршал Франции .
1810 Шарль-Пьер де Флёрио де ла Туретт Кларе Адмирал.
1811 Луи Антуан де Бугенвиль
Путешественник.
1811 Чарльз Эрскин де Келли (фр.) русск. Кардинал.
1811 Александр Антуан Юро де Сенармон Генерал. Урна с сердцем .
1811 Винценти-Марери, Ипполито-Антонио (фр.) русск. Кардинал.
1811 Николя Мари Сонжи де Курбон Генерал.
1811 Мишель Орденер Генерал.
1812 Жан Мари Пьер Дорсенн Генерал.
1812 Ян Виллем де Винтер Маршал Голландии. Только тело. Сердце захоронено в Кампене (Нидерланды) .
1813 Гиацинт-Юг-Тимолеон Коссе-Бриссак (фр.) русск. Политик.
1813 Жан-Игнас-Жак Жакмино (фр.) русск. Политик.
1813 Жозеф Луи Лагранж Математик.
1813 Жан Руссо (фр.) русск. Политик.
1813 Жозеф де Вири (фр.) русск. Политик.
1814 Жан-Николя Демонье (фр.) русск. Политик и писатель.
1814 Жан Ренье Генерал.
1814 Клод Амбруаз Ренье (фр.) русск. Политик.
1815 Антуан Жан Мари Тевенар Адмирал.
1815 Клод Жюст Александр Легран Генерал.
1829 Жак-Жермен Суффло Архитектор Пантеона.
1885 Виктор Гюго Писатель.
1889 Лазар Карно Организатор революционной армии. Похоронен в годовщину столетия Великой французской революции.
1889 Теофиль Мало Корре де Латур д’Овернь Военный деятель. Похоронен в годовщину столетия Великой французской революции.
1889 Франсуа-Северен Марсо-Дегравье Генерал. Только прах. Похоронен в годовщину столетия Великой французской революции.
1894 Мари Франсуа Сади Карно Президент Франции. Похоронен сразу же после убийства.
1907 Марселен Бертло Физик и химик. Похоронен вместе с женой Софи Бертло.
1907 Софи Бертло Первая женщина, погребённая в Пантеоне. Похоронена вместе с мужем, которого пережила на несколько часов.
1908 Эмиль Золя Писатель.
1920 Леон Мишель Гамбетта Политик. Урна с сердцем
1924 Жан Жорес Политик левого толка. Похоронен спустя 10 лет после убийства.
1933 Поль Пенлеве Политик и математик.
1948 Поль Ланжевен Физик.
1948 Жан Батист Перрен Физик. Похоронен в тот же день, что и Поль Ланжевен.
1949 Виктор Шельшер Борец за отмену рабства. Согласно его воле, похоронен вместе со своим отцом.
1949 Феликс Эбуэ Чернокожий колониальный администратор, герой Сопротивления. Похоронен в тот же день, что и Виктор Шельшер.
1952 Луи Брайль Создатель шрифта Брайля . Похоронен перед годовщиной столетия со дня смерти.
1964 Жан Мулен Герой Сопротивления. Прах перенесен с кладбища Пер-Лашез 19 декабря 1964 года.
1987 Рене Кассен Лауреат Нобелевской премии Мира.
1988 Жан Монне Предприниматель и политик. Похоронен перед годовщиной столетия со дня рождения.
1989 Анри Грегуар Гуманист.
1989 Гаспар Монж Математик. Похоронен в годовщину празднования двухсотлетия Французской революции.
1989 Мари Жан Антуан Никола Кондорсе Философ. Похоронен в годовщину празднования двухсотлетия Французской революции. Гроб на самом деле пуст, так как останки утеряны.
1995 Пьер Кюри
Физик. Оба, Пьер и Мария Кюри были похоронены в апреле 1995 года.
1995 Мария Склодовская-Кюри
Физик. Вторая по счёту женщина, погребённая в Пантеоне.
1996 Андре Мальро Писатель, министр. Прах перезахоронен в Пантеон 23 ноября 1996 года спустя 20 лет после смерти
1998 Туссен-Лувертюр, Франсуа Доминик Борец за независимость Гаити.
1998 Луи Дельгрe (фр.) русск. Деятель с Гваделупы, борец против рабства. Символически. Захоронена земля с места гибели и установлена мемориальная плита.
2002 Александр Дюма (отец) Писатель. Перезахоронен в Пантеон спустя 132 года после смерти.
2011 Эме Сезер Мартиникский общественный деятель. Установлена мемориальная доска. Похоронен на Мартинике .
2015 Пьер Броссолетт Герой Сопротивления.
2015 Женевьев Де Голль-Антоньоз Племянница генерала де Голля, правозащитник. Частица земли с могилы.
2015 Жан Зе Герой Сопротивления.
2015 Жермен Тийон (фр.) русск. Герой Сопротивления.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пантеон (Париж)"

Примечания

Ссылки

  • - официальный сайт Пантеона

Отрывок, характеризующий Пантеон (Париж)

Когда, после ночного объяснения с Пьером, княжна Марья вернулась в свою комнату, Наташа встретила ее на пороге.
– Он сказал? Да? Он сказал? – повторила она. И радостное и вместе жалкое, просящее прощения за свою радость, выражение остановилось на лице Наташи.
– Я хотела слушать у двери; но я знала, что ты скажешь мне.
Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение; но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью. Она вспомнила о брате, о его любви.
«Но что же делать! она не может иначе», – подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер. Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась.
– В Петербург? – повторила она, как бы не понимая. Но, вглядевшись в грустное выражение лица княжны Марьи, она догадалась о причине ее грусти и вдруг заплакала. – Мари, – сказала она, – научи, что мне делать. Я боюсь быть дурной. Что ты скажешь, то я буду делать; научи меня…
– Ты любишь его?
– Да, – прошептала Наташа.
– О чем же ты плачешь? Я счастлива за тебя, – сказала княжна Марья, за эти слезы простив уже совершенно радость Наташи.
– Это будет не скоро, когда нибудь. Ты подумай, какое счастие, когда я буду его женой, а ты выйдешь за Nicolas.
– Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе.
Они помолчали.
– Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…

Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие.
Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.
Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами…
Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.
Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.
В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России.
В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования.
«Он должен был поступить так то и так то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12 го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.».
Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.
Что значат эти упреки?
Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов?
В чем же состоит сущность этих упреков?
В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.
Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым, в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру.
Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12 м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение – прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, ещь другие, более общие и недоступные мне цели.
Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного.
Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, – с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было.
Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни.

Если допустить, как то делают историки, что великие люди ведут человечество к достижению известных целей, состоящих или в величии России или Франции, или в равновесии Европы, или в разнесении идей революции, или в общем прогрессе, или в чем бы то ни было, то невозможно объяснить явлений истории без понятий о случае и о гении.
Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель – величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель – распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель – прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации.
Почему же это случилось так, а не иначе?
Потому что это так случилось. «Случай сделал положение; гений воспользовался им», – говорит история.
Но что такое случай? Что такое гений?
Слова случай и гений не обозначают ничего действительно существующего и потому не могут быть определены. Слова эти только обозначают известную степень понимания явлений. Я не знаю, почему происходит такое то явление; думаю, что не могу знать; потому не хочу знать и говорю: случай. Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений.
Для стада баранов тот баран, который каждый вечер отгоняется овчаром в особый денник к корму и становится вдвое толще других, должен казаться гением. И то обстоятельство, что каждый вечер именно этот самый баран попадает не в общую овчарню, а в особый денник к овсу, и что этот, именно этот самый баран, облитый жиром, убивается на мясо, должно представляться поразительным соединением гениальности с целым рядом необычайных случайностей.
Но баранам стоит только перестать думать, что все, что делается с ними, происходит только для достижения их бараньих целей; стоит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них цели, – и они тотчас же увидят единство, последовательность в том, что происходит с откармливаемым бараном. Ежели они и не будут знать, для какой цели он откармливался, то, по крайней мере, они будут знать, что все случившееся с бараном случилось не нечаянно, и им уже не будет нужды в понятии ни о случае, ни о гении.
Только отрешившись от знаний близкой, понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова случай и гений.
Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы.
Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.

Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.
И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.